В сей час впервые для человечества, в эту святую ночь, человек чувствует сей мир, покой Божий, который он потерял с минуты непослушания. Когда преслушался он Бога, тогда потерял этот мир и покой. Ныне он обретает его вновь. Поэтому и Ангелы радуются, и славят в вышних Бога, ибо Он Сам, жертвуя Сына Своего чтобы Он воплотился, дарует людям возможность вновь примириться с Ним, тем, которые были отлучёнными и врагами Богу, чтобы они снова стали Его детьми, Его народом, близкими Ему и родными, сонаследниками Его Сыну, наследниками Его Царствия. И поэтому сейчас человек имеет возможность по-настоящему успокоиться, воистинну умиротвориться. Этого мира, братья мои, и мы христиане сегодня желаем и жаждим. В таком мире нуждается современный человек. Этим миром и покоем наслаждается Святая наша Церковь . Всякий раз, когда мы будем исповедоваться, каяться, всякий раз, когда будем плакать о своих грехах, когда помолимся, всякий раз, когда смиримся, когда проявим любовь, когда будем прощать, всякий раз когда причастимся, всякий раз, когда будем совершать служение Богу нашему, всякий раз, когда сотворим молитовку «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешнаго» с любовью сердечной, в каждое из этих мгновений мы почувствуем частичку от этого мира и покоя Божественнаго. И чем больше мы преуспеваем в жизни во Христе, в духовной жизни, тем глубже будет в нас и чувство этого превосходящаго всякий ум мира Божественнаго, и тем более воздаваемое Богу славословие будет передавать нам этот великий дар мира. Будем же благодарить Его, братья мои, ибо «слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение», – эти слова являются реальностью для тех, кто верит в Господа и принимает Его яко Миротворца, как Начальника мира, яко Царя мира и жизни. Мир, как вы знаете, ставит вопрос о мире только в политических и социальных сферах, где создаются различные общества и ассоциации, проводится множество акций и демонстраций за мир во всём мире. Не будем говорить, что это плохо, но, скажем так: этого не достаточно для того, чтобы по существу умиротворить человека. Человек нуждается во внутреннем мире, в мире сердечном, в мире душевном. Когда же он его не имеет, то даже если в мире не будет войны, и все государства будут в мире между собой, – он не сможет быть мирным, не сможет успокоиться. Без мира Божественнаго, того мира, который Господь дарует Своим Рождеством, люди находятся в отчаянии, живут в безпокойстве, живут в пустоте, и затем пытаются, с помощью наркотиков и иных подобных им средств, обрести свой внутреннии мир, успокоиться путём забвения той трагедии, которая существует внутри них.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В действительности, все духи, населяющие наш земной мир или посещающие его, подразделяются на два вида: на тех, которые от Бога, и тех, которые от диавола. От Бога – те, которые признают и исповедуют, что Иисус – воплощенный Бог Слово, Господь и Спаситель; от диавола же – те, которые этого не признают. Философия диавола вся в том и заключается, чтобы не признавать ни присутствия Бога Слова в мире, ни Его воплощения, вочеловечения в мире; утверждать и проповедовать, что Бога нет ни в мире, ни в человеке; что нет Бога и в Богочеловеке; что бессмыслица – веровать, что Бог воплотился в человека и что Он может жить в человеке; что человек – весь без Бога, существо, в котором нет ни Бога, ни чего-либо Божиего, ни чего-либо божественного, бессмертного, вечного; что человек – весь тленен, весь смертен; что по всему принадлежит он миру животных и почти ничем от них не отличается, потому и естественно ему жить, как животные, которые суть его законные предки и прародители, а также и естественные собратья. Такова, собственно, философия антихриста, во что бы то ни стало желающего заменить Христа, занять Его место в мире и в человеке. На протяжении всех веков в человеческом мире было огромное число предтеч, исповедников и приверженцев антихриста. «Всякий дух», а духом может быть личность, или учение, или идея, или мысль, или человек. И всякое учение, всякая личность, всякая идея, всякая мысль, всякий человек, который не признаёт, что Иисус – Бог и Спаситель, воплощенный Бог и Богочеловек, – ведет происхождение от антихриста и принадлежит антихристу. Такие лица, и учения, и идеи были в мире с самого явления в нем Владыки Христа, поэтому святой тайновидец и говорит об антихристе, что он «и теперь есть уже в мире». Всякий человек, всякая в мире идея, отрицающая Богочеловека Христа и Его Церковь , – от антихриста, который и есть, опосредованно или непосредственно, творец любой антихристианской идеологии. Вообще все идеологии можно свести к двум видам: те, которые за Христа, и те, которые за антихриста. В конечном счете, человек и живет в этом мире для того, чтобы решить один-единственный вопрос: быть ли ему за Христа или против Христа. И каждый человек, хочет ли он того или нет, только и делает, что решает эту проблему, объемлющую всё его существо. А посему каждый из нас – или христолюбец, или христоборец; третьего быть не может. Да, каждый из нас – либо служитель Христа, либо служитель диавола; третьего не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но сыновья царствия Божия, сердцем от мира отлучившиеся и всякие скорби в мире терпящие, желают к тому Отечеству прийти. Христианину истинному в этом мире жизнь есть не что иное, как всегдашнее страдание и крест. Когда странник в Отечество, в дом свой возвратится, то домашние, соседи и друзья его радуются ему и приветствуют его благополучное прибытие. Так, когда христианин, окончив свое в мире странствование, придет в Отечество небесное, радуются о нем все Ангелы и все святые жители небесные. Странник, пришедший в Отечество и дом свой, в безопасности живет и успокаивается. Так и христианин, вошедший в небесное Отечество, успокаивается, живет в безопасности и ничего не боится, радуется и веселится о блаженстве своем. Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мире есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: Вы пришельцы и переселенцы предо Мною (Лев. 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небесным благам, земных искать и к ним прилепляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мире, нечего более желать, как вечной жизни, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мира отлучиться, пока душою от мира не отойдет. 6) Кто в этом мире ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мир, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет. 27. Гражданин   Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель – москвич, новгородский житель – новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, которого Художник и Строитель Бог (Евр. 11:10). И называются гражданами этого города. Город сей – Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: город был чистое золото, подобен чистому стеклу; улица города – чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его – Агнец (Откр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

I. Универсальность зла в мире, понятие о нем Что в этом мире зло есть явление всеобщее и универсальное – это положение, столь очевидное само по себе, по-видимому, даже не нуждается ни в каких особенных доказательствах. С фактом существования зла в мире каждому невольно приходится считаться: болезни, скорби, нравственные и физические страдания, смерть близких сердцу родных и друзей, враждебность со стороны тех, кому сделано добро, или оказана помощь, разочарование в надеждах, ожиданиях и дружбе, воровства, убийства, несчастия на море и железнодорожном пути – все это – явления нежелательные, но, к сожалению, почти ежедневные и повсеместные. Не мы одни и не в наше время, но все люди и все времена, на сколько помнит история человечества, испытывали на себе всю тяжесть господствующего в мире зла и страдания. «Весь мир во зле лежит», говорит святой апостол Иоанн Богослов в своем первом соборном послании ( 1Ин. 5:19 ). И Кто станет отвергать эту истину? Конечно можно спорить (и спорят) о том, откуда происходит существующее в мире зло, как нужно смотреть на него, в чем должно полагать его сущность и какими средствами следует (и следует ли) бороться с ним; но самый факт существования зла в мире и его всеобщее распространение, очевидно, не может подлежать никакому сомнению. Божественное Откровение, наука, общественная жизнь и ежедневный опыт одинаково подтверждают его. Богословы и философы, все духовные и светские писатели, христианские отшельники и индийские факиры, государственные деятели, законодатели и администраторы не только не отвергают факта универсального господства зла в мире и его всеобщего распространения, но борьбе с ним нередко посвящают все свои силы, вследствие чего с большим или меньшим вниманием относятся к его изучению, желая выяснить его сущность, указать действительный источник его происхождения, определить его смысл, в общем течение мировой жизни и таким образом найти надежные средства для борьбы с ними и побеждения его, если нельзя, как говорят «вырвать зло с корнем».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Странствующего человека все чуждаются и удаляются от него, как от не своего и чужеземца. Так истинного христианина все миролюбцы и сыновья века сего чуждаются, и удаляются, и гонят, как не своего и им непотребного. Об этом говорит Христос: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Ин 15:19 ). Говорят, что море мертвые тела извергает вон, так и мир изгоняет того, кто умер для мира. Всякий же странник и пришелец в мире должен быть мертвым для мира. Странствующему человеку в чужой земле жить скучно, так истинному христианину в мире этом жить скучно и скорбно: ему в мире везде ссылка, тюрьма и место изгнания, как удаленному от отечества небесного. Странствующему человеку хотя и скучно жить на чужой стороне, однако живет, ради нужды, по которой отлучился от отечества. Так истинному христианину хотя и скорбно в мире этом жить, однако живет и терпит это, пока Бог велит. У странствующего человека всегда отечество и дом в мысли и памяти, он и желает и спешит возвратиться в отечество. Иудеи, будучи в Вавилоне, всегда желали возвратиться в Иерусалим, отечество свое. Так истинный христианин в мире этом, как при реках Вавилонских, сидит и плачет, вспоминая горний Иерусалим, отечество небесное, и воздыхает, и желает прийти туда. «Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище, -» говорит Павел святой с верными ( 2Кор 5:2 ). Вот, что значит быть странником и пришельцем в мире этом! А то, что все христиане должны быть странниками и пришельцами в мире этом, видно и из слов апостола, который обо всех вообще христианах говорит: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» ( Евр 13:14 ). Будь же странником в мире этом, и небо за свое отечество имей, и первейшим делом твоим будет дело спасения, – и так благодатью Божией спасешься. Спасайся. Просишь ты меня, чтобы я тебе написал что-нибудь для утверждения веры нашей христианской. – Хорошо. Это хотя и всегда, но особенно в нынешнее время нужно, когда много вымыслов человеческих возникает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Несмотря на то, что в мире существует нравственное и физическое зло, тем не менее, очевидно, что мир устроен таким образом, что нормой его существования является добро, а зло на всем протяжении истории человечества всегда воспринималось во всех культурах и у всех народов как отклонение от нормы, некая аномалия. Например, всегда считалось естественным состоянием человека — здоровье, а болезнь воспринималась как отклонение от нормы, а не наоборот. Во-вторых — это наличие в мире постоянных и неизменных законов. Поскольку в мире имеются строгие законы, то Промысл в мире — это неуместное вмешательство в раз и навсегда установленный порядок. Такое воззрение характерно для деис-тских учений, в которых Бог присутствует только как причина мира, некий Геометр, Архитектор Вселенной, Который проектирует, создает этот мир, сообщает ему движение, и после этого полностью устраняется от вмешательства в его жизнь. Дальше мир живет и развивается по присущим ему законам. Что можно на это возразить? Законообразность этого мира сама по себе несамобытна. Кроме того, сами по себе законы не объясняют протекающие в мире процессы. Сами по себе законы ничего не приводят в движение. Поэтому мнение о том, что присущие миру законы объясняют его развитие, равносильно утверждению: если поезд едет по рельсам, следовательно, рельсы являются причиной его движения. Из того, что все в мире протекает согласно законам, вовсе не следует, что законы являются причиной движения мира и направляют его развитие. Промысл не нарушает физические законы. Для Бога премудрого и преблагого было бы странно нарушать то, что Он Сам создал. Божественный Промысл не нарушает законы, а препобеждает их. Как и говорится в великом покаянном каноне прп. Андрея Критского: " идеже хощет Бог, побеждается естества чин " . Также и человек способен побеждать низшие силы с использованием высших сил. Например, психический мир, имеющий свои законы, может в значительной степени влиять на процессы, протекающие в мире физическом. А человек, который обладает к тому же еще разумом и свободной волей, может в значительной степени изменять характер естественно протекающих в мире процессов. Так же и Промысл представляет собой препобеждение естественных законов Божественной силой.

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

Такова великая и святая миссия Невесты Христовой в мире. Она продолжает спасительное дело Христово в мире нашем и преобразует его в Царство Божие. И, как Сам Христос, она благовествует каждой человеческой душе приближение Божиего Царства; как Сам Христос, она призывает всех труждающихся и обремененных в покой Христов; как Сам Господь, она дарует людям все Божественные силы для утверждения в мире вечной жизни и святости; как Сам Христос, по любви к Нему, она бывает гонима и распинаема в мире. Прекрасна Церковь в мире, и свята ее верность Христу. Уже две тысячи лет живет она в мире, верит только Его слову, хранит заветы Его, безоружная и чистая противостоит одна всему миру насилия и греха, восстающему на Христа и Царство Его. Она ждет своего Жениха, Второго и славного пришествия Его в мир и конечной победы в нем Царства Его. Ждет и терпит все, все переносит по своей любви, всю эту любовь без остатка отдает делу Божиему в мире. Церковь есть посредница между небом и землею. С неба она дарует людям Божественную помощь и освящение, а с земли возносит на небо нашу веру и молитвы, нашу любовь ко Христу, покаяние наше, и нашу память об усопших, и нашу любовь ко всей Церкви, торжествующей на небесах. Через Церковь Небесное Царство приближается к земле и обитает на ней, и земная наша жизнь, погибающая каждое мгновение, соприкасается с вечностью, становится духовной, открывается для нас небо как наше истинное и вечное жилище. Для нашего сознания так неразрывно связано Царство Божие в мире и Церковь, что последняя сама как бы невольно отожествляется с Божиим Царством и понятными становятся слова древности: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». И однако Церковь земная и Царство Божие не одно и то же. Внешне разъединять их нельзя, но и смешивать в своем сознании неполезно, а нужно постигать правильное взаимоотношение Царства Божиего и Церкви. Смешивать их неполезно, сказал я. Но такое смешение весьма обычно в христианском сознании и приводит или к тому, что Церковь лишается своего самобытного и определенного облика, или же Царство Божие конкретизируется и овеществляется до потери им своей духовной природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Из Новгорода иеромонах Иов, что был при школах Греческих учителе, а в данное время проживал в Хутыне Монастыре 909 , Из Соловецкого Монастыря поступил иеромонах Варсонофий. В этом же году прибыли из Спасского Монастыря, что в Москве за Иконным рядом, 3 лица, оставившие заметный, хотя и весьма различный след в истории: учитель, иеромонах Маркелл (Родишевский), иеромонах Рафаил (Заборовский) и префект Иннокентий (Кульчицкий). Кроме всех перечисленных, в 1719-м году поступил в Александро-Невский Монастырь бывший духовник сиятельнейшего фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, иеромонах Илларион (Раголевский) 910 . Иеромонах Патриаршего Дома Антоний, в мире Андрей Яковлев, «из Московских попов», от роду имел 57 лет, монашество принял в 1709-м году в Донском Монастыре 911 . Иеромонах Алексей, казначей Казанского Архиерейского Дома, прибыл в Петербург «за домовыми делами» и здесь ему указом Царского Величества велено было «быть в корабельном флоте иеромонахом» 912 . Иеромонах Илларион Крутицкий, в мире Иосиф, из церковников Мещовского уезда, постригся на 30-м году в Егорьевском Мещовском Монастыре в 1700-м году 913 . Иеродиакон Корнилий, в мире Каллиник, был диаконом города Воротынска, 20-и лет, в 1683-м году, принял монашество в «Настасовом Монастыре». Иеродиакон Виктор, в мире Василий, был диаконом в Суздале, монашество принял в Спасском Монастыре в Ярославле в 1711-м году, имея от роду 33 года 914 . Иеромонах Варлаам Украинец, в мире Василий Высоцкий, был из церковников города Севска, монастырскую жизнь начал 20-и лет, в 1708-м году, поступив в Столбовской Николаевской Монастырь 915 . Бывший Путимский игумен Сергий, в мире Стефан Рогов, из купечества города Путивля, родился в 1665-м голу, монашество принял в Путивле в Молчинском Монастыре в 1693-м году 916 . Иеромонах Лев, в мире Леонтий, «из купечества, Осташковец», родился в 1666-м году, монашество принял в 1701-м году в Ниловой Пустыни 917 . Иеромонах Иосиф, в мире Иван Андреев , из поповичей, Суздалец, имел от роду 59 лет, в монашество был пострижен тому назад 12 лет в приписном к Троицкому Сергиеву Николаевском Песношском, Монастыре, до пострижения был сельским священником 918 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сего-то собственно мира виды, приближаясь более или менее к очам нашим, составляют то, о чем, – о множестве мира, как-то о мире в совести, о мире с ближними, о мире в беспокойствах жизни, о мире с законом или властью, о мире собственного нашего состояния наружного со внутренним, о мире с потомством, о мире состояния жизни настоящей с будущим, – мы сегодня отчасти беседовали. Мир, по слову Пророка, мног людящим закон Твой, Господи! ( Пс.118:165 ). Благо мира и в одной настоящей жизни так велико, Слушатели, что на языке древних, на коем писаны священные наши книги, слово сие выражает как бы все в совокупности благополучие человеческое. При свидании друг с другом древние и спрашивали один другого обо всем вдруг так или подобным образом: мир ли тебе? Мир ли мужу твоему? Мир ли отрочищу твоему? ( 4Цар.4:26 ). И приветствовали они друг друга, как особенным, совокупным желанием мира, заменяя иногда сие слово только желанием, радости, как миру всего более сродной. Сам Спаситель наш, Христиане, миром, высшим мирского, приветствовал Своих последователей: мир оставил им при разлучении, миром велел Апостолам приветствовать и всякий град и дом, в особенности же Св. Свою Церковь , как слышите вы здесь на Богослужении. Возлюбим мир, небесный дар, залог будущего века и в том роде, как он входит по закону Божественному в состав наград еще на земле всякому делающему благое, в украшение славы и чести истинныя! Такое расположение духа нашего, свидетельствуемое делами, составит истинное, Царское утешение для благолюбивого Монарха нашего, Императора Николая Павловича. И в общении сердец о Господе, и в делах должностей наших Великий Государь узнает сию преданность к Нему, когда, по выражению Пророческому, дела между нами будут всегда мир и правда – покой ( Ис.32:17 ): мир всем! Аминь. Слово в день коронования Его Величества, Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийского, и супруги Его, Благочестивейшей Государыни Императрицы Елисаветы Алексеевны Говорено в Новгородском Софийском соборе, 15 сентября 1823 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Значит, поскольку существует в мире только лишь Бог и то, что Им сотворено, кроме Бога творца в мире нет. Человек – не творец, не творец в смысле сущностном. Может ли человек создать хоть один закон природы, нечто субстанциальное, вечное? Человек может автомобиль сделать, который через день сломается, это да. А субстанциальное, вечное человек создать не может. В этом смысле человек не творец. Поэтому все, что в мире существует, существует только лишь созданное Богом. А поскольку Бог благ по своей природе, то все, что в мире существует, имеет благую природу. Злой субстанции в мире нет. Говоря еще проще, зла в мире нет. Вот такой вот странный вывод. Вы можете подумать, что я зарвался и заговорился. Нет, это не я говорю. Это говорят отцы Церкви: блаженный Августин , Василий Великий , Дионисий Ареопагит . Зла в мире нет. Нет именно для того, что существует субстанционально. Зло возникает в результате деятельности человека, как деятельность, противная воле Божией. Вот, если хотите, такое сравнение. Тень, она существует или нет? Вот солнце, а вот тень. Существует тень? Скажете: «Да, существует», а я на это отвечу: «Принесите ее сюда мне, пожалуйста», т.е. мы понимаем, что реально она не существует самостоятельно. У нее нет объема, массы, веса. Она существует и не существует. Она зависима от солнца и от реальной вещи. Вот так же и зло. Зло – это тень, которую отбрасывает человек, направляя свои усилия от Бога, не более того. Бог – это свет, который во тьме светит, и тьма не может объять Его. А человек, увы, делает все, что от него зависит, чтобы этот Свет закрыть, и мы творим эту тень. Вот что такое зло. Поэтому возникают теории, что для Бога зла не существует, что Бог выше добра и зла. Это неправда. Для Бога, действительно, зла не существует как чего-то субстанционального, но зло существует, потому что существует человек с его свободной волей и существует непослушание человека воле Бога. У Августина есть еще такой пример. Он долго размышлял, почему существует зло. Ведь зло существует не только как человеческие поступки.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010