Здесь погребена была княжна Полоцкая Игуменья Евфросиния (в мире: Предислава) в 1173 году. По ребрам гор видны еще следы водопроводов, которые направлены к развалинам. Отсюда прекращается мертвенность дикой дебри и начинается засев; он принадлежит здешним бедуинам, которые разбежались от Шерифа-паши за Иордан. – Тут открылась нам обширная долина, окруженная горами Вифлеемскими; она идет к самой подошве той горы, на которой стоит Вифлеем, и занята отчасти пашнею и пастбищем. Здесь хоры Ангелов возвестили пастырям Рождество Спасителя мира и воспели торжественный гимн: «Слава в вышних Богу и на земле мир! в человецех благоволение!» Место явления Ангелов доселе принадлежит пастухам вифлеемским; оно засажено несколькими древними оливами и обнесено каменною оградою. Я снял этот вид со спуска от Фекоа. Подъезжая к пастырской огородьбе, я был встречен наездником, посланным ко мне навстречу от арабов-христиан, из пастырского селения, лежащего на скате горы Вифлеемской. Они узнали издали моего Якуба. Искусный наездник, провожая меня, ратовал беспрестанно передо мною на своем борзом коне, делая на всем скаку самые крутые повороты по дороге, усеянной камнями. Мы слезли с лошадей у ворот пастушеской огородьбы. На священном месте явления Ангелов существуют развалины церкви времен святой Елены. Остаток алтаря еще сохранился; там на двух обломанных капителях утверждена мраморная плита; на ней католики совершают иногда обедню. Сверх того здесь есть подземная церковь греческого исповедания; она принадлежит пастухам; ключ от нее находится у них, и они сами провели меня туда. При входе лежал плуг, а другой был привешен на ближней маслине. Я прочел II главу Евангелия от Луки и потом сошел помолиться в церковь . Она столь же бедна, как и ее обладатели; иконостас едва держится от ветхости. По указанию блаженного Иеронима 92 , здесь Иаков пас стада свои; тут, вероятно, была и башня или столп Едер 93 , где Иаков разбил шатры свои после погребения Рахили. Я направился в Вифлеем, окруженный толпою здешних пастухов; я должен был проезжать мимо их селенья; их шейх, который тут находился, просил меня убедительно отдохнуть у него; я не мог не согласиться на его дружелюбное приглашение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Память преподобяого мученика Евстратия – 28 марта (10 апреля). 1114 г. Полоцк в княжение князя Георгия, из рода князя Изяслава Владимировича. Князь и супруга его София выбрали жениха двенадцатилетней дочери, красивой Предиславе. Но отроковица с детства вся в мире духовном. Тайно от всех покидает она княжеский дворец, идет в Борисоглебский монастырь к родственнице-игумении и просит постричь ее в черницы. «Возревши на юность» племянницы «бе бо лепа лицем» долго уговаривала ее игумения отказаться от решения. «Госпожа и мать! – отвечала ей Предислава. – Все в этом мире прекрасно и славно, но вскоре минует яко сон, яко цвет увядает; а наслаждение сокровенной красотою и сладостью Бога в священном посте и молитве пребывает вовеки… Не бойся отца моего, госпожа моя. Убойся более Господа, владеющего всею тварию и не лиши меня ангельского чина.» С именем Евфросинии пострижена была княжна, шестьдесят лет прожила подвижнически и 23 мая 1173 года скончалась в Иерусалиме, будучи потом причислена к лику святых. Память святой чтится 23 мая (5 июня). «…Диявол, враг наш, побеждается тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостынею… Просите Бога о прощении грехов со слезами и не только в церкви это делайте, но и ложась в постель. Не забывайте ни одну ночь класть земные поклоны, если вы здоровы; если же занеможете, то хоть трижды поклонитесь… Главное же не забывайте убогих, и по силе, как можете, кормите их… Епископов, попов, игуменов почитайте… Пуще всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме; ибо все смертны, – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог , не наше, а только поручено на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте – это великий грех… Старика почитайте как отца, а молодых как братьев. В деле своем не ленитесь… Больного посетите; покойника проводите и не оставляйте никого без привета; скажите всякому доброе слово-Жен своих любите, но власти им над собою не давайте… Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего по отношению к Церкви…»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В конце XVI века они сожжены были турками (Гласи. XXII, 231 haч., cfr ibid. XX, 9). 2) Арсений. Пострижении к и ученик Св. Саввы, проходивший при нем должность экклесиарха и наместника в Жичском монастыре. Был поставлен Св. Саввой в свои преемники в 1233 г. и, сидев на престоле в продолжение 30 лет, скончался 28 октября 1262 года или 1263 г. (сведения об этом архиепископе Арсении и об его преемниках содержатся преимущественно в так-называемом сербском – Родослове, в котором вместе с сказаниями о королях читаются нарочитые сказания о всех архиепископах и трех первых патриархах. К сожалению, сказания, будучи необыкновенно богаты риторикой, до последней степени скудны фактический и известиями и совсем не указывают годов воставления и смерти архиепископов, а только неизвестно по когда и с когда продолжавшееся число лет их правления. Родослов издан в 1866 г. сербским ученым Даничичем под названием: «Животи кральева и архиепископа српских». Там, где мы приводим сведения без всяких указаний, должно быть подразумеваемо, что мы берем их именно из него. Что Арсений сидел на кафедре в продолжении 30-ти лет, это в Родосл. стр. 272, месяц и число смерти – в сербских святцах; что год смерти 1262 или 1268, см. записи в синодальн. ркп. Шестодневе, у Калайд. в Ио. экзархе стр. 164, по которой в 6771 г. архиепископом он – Арсений, и в Дометиановом житии Стефана Немани по изд. Данич. стр. 116, по которой в 6772 г. его преемник Савва 2-й; так как в записях при годах нет месяцев, то и нельзя определить года смерти точным образом). 3) Савва 2-й, в мире называвшийся Предиславом (сербскк. летопп. в Глach. I, 165 и V, 41), племянник Св. Саввы, сын Стефана Первовенчаннаго. Приняв монашество, долго подвизался в Иерусалиме, на Афоне и наконец в Сербии. Поставленный в преемники Арсению, правил в продолжение семи лет (умер 8 февраля неизвестного года; если был поставлен в конце 1262 – начале 1263 г., то, считая полные семь лет, это будет 1270 г., а не полные – 1269; если был поставлен в конце 1263 – начале 1264 г., то в первом случае будет 1271, а во втором 1270 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Приняв железные вериги, истёртые частыми коленопреклонениями и получившие блеск, за серебряные, они убили подвижника 40 . 4) Смоленский Ризположенский монастырь, в котором игуменом был преподобный Авраамий смоленский. Во дни юности Авраамий юродствовал, ходя по улицам города, как нищий, в худой одежде. Поселившись в монастыре, он ревностно стал изучать божественные книги и прославился своей учительностью. Множество людей всякого звания стекалось к Авраамию за поучением и советом; многие избирали его в духовные отцы. Духовенство, завидуя славе преподобного, обвинило его в том, будто он читает еретические книги, будто его святость прикрывает тёмные дела, и епископ Игнатий перевёл Авраамия в другой монастырь и запретил ему священнослужение. Но когда город постигла страшная засуха, епископ призвал Авраамия, попросил у него прощения и молитв о дожде. «Я – грешник, недостойный милости Божией, – отвечал преподобный, – но исполню повеление твое». Не успел Авраамий дойти до обители, как обильный дождь оросил землю. Игнатий, основав Ризположенский монастырь, поручил настоятельство в нём Авраамию. Преподобный жил до 1220 г., пользуясь глубоким уважением современников. Из древних женских монастырей полоцкий-Спасский был местом подвигов преп. Евфросинии полоцкой. Евфросиния, в мире Предислава, происходила из княжеского рода. Двенадцати лет она почувствовала влечение к монашеской жизни и тайно постриглась в одном женском монастыре. Утвердившись в подвижнической жизни, она основала обитель во имя Всемилостивого Спаса в одном загородном месте, принадлежавшем епископской кафедре. Устроив монастырь и дав ему подробный устав, Евфросиния отправилась в Иерусалим, где и скончалась 41 . Святая жизнь иноков привлекала в монастыри множество разного звания людей, и монастыри сделались училищами благочестия для русского народа. Ревность к высоким подвигам побуждала некоторых монахов принимать на себя трудное служение миссионерское. В монастырях подвигами и изучением духовных книг, многие приготовлялись к высшему иерархическому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Пролог. Празднество Пресвятой Богородице чудотворной ради иконы Ее Владимирской. " Поновлен бысть письмом образ Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честного ея сретения Владимирския в лето 1514, и того ради уставися праздник сей». След Псалт. Сретение сей иконы 28 авг. Празднество ради избавления от ляхов 23 июня. Служба та же, что 23 июня и 26 авг. 22 Св. муч. Василиска, племянника св. Феодора Тирона. Усекнут в Команах от игемона Агриппы, в царствование Максимина, около 308 г. В Чет. Минее Страдание, писанное св. муч. Евсигнием (5 авг.). (Act SS 3 martii. I. 237. Morcelli Kalend. CPlit. II. р.116). Мес. В. Март. Р. Вторично – 3 марта. В службе канон Иосифа. Воспоминание святого Вселенского собора Второго, бывшего в Цареграде, в царство Феодосия Великого, на Македония, злочестивого духоборца. В 381 году. Отцов было 150. На нем дополнен Символ Никейский, особенно, в члене о Св. Духе. 23 Преп. Михаила исповедника, еп. Синадского. Член 7 Вселенского собора. Св. Никифор, Константинопольский патриарх, посылал его в Рим с извещением о своем восшествии на патриарший престол, а импер. Никифор к калифу Аарун-Адрашиду, для переговоров о мире. Скончался около 820 г. Чет. Минея. (Act. SS. 23 maii. Or. Chr. I. col. 813). Мес. В. Март. Р. Есть служба. Св. муч. Михаила черноризца. Едесянин, ученик и сродник св. Феодора, еп. Едесского (9 июля), монах из обители св. Саввы. Сеида, жена Адрамелеха, царя Персидского, склоняла его к студодеянию, муж ее – к магометанству. По повелению последнего – усекнут (в 9 веке). Чет. Минея. Сн. Житие св. Феодора, еп. Едесского. Обретение мощей св. Леонтия, еп. Ростовского. Из иноков Киево-Печерских, по одним – первый, по другим – третий святитель Ростовский; скончался мученически в 993 г. Мощи его обретены при Андрее Боголюбском в 1164 г. Пролог. (Филарета Ист. Р. Ц. стр. 31). В службе канон Иоанна епископа. Преп. Евфросинии, княжны Полоцкой, игумении обители св. Спаса. Дочь князя Георгия, правнука равноапостольного князя Владимира, до св. крещения – Предислава, подвизалась в, устроенной ею близ Полоцка, обители, скончалась в Иерусалиме (при Бодуине) в Феодосиевом монастыре, называвшемся русским, в 1173 году. Мощи ее почивают в Киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святой основатель обители, конечно, выбрал это место с намерением. Здесь погребена была Княжна Полоцкая игуменья Евфросиния (в мире: Предислава) в 1173 году. По ребрам гор видны еще следы водопроводов, которые направлены к развалинам. Отсюда прекращается мертвенность дикой дебри и начинаются засевы; они принадлежат здешним бедуинам, которые разбежались от Шерифа Паши за Иордан. Тут открылась нам обширная долина, окруженная горами Вифлеемскими; она идет к самой подошве той горы, на которой стоит Вифлеем и занята отчасти пашнею, и пастбищем. Мирный и сельский вид этой долины напоминает трогательный рассказ книги Руфь – эти поля были свидетелями дочерней нежности Руфи к престарелой матери, здесь она собирала колосья падавшие от богатых жатв ее будущего мужа Вооза. От ее рода произошел Давид также пасший здесь стада отца своего, – и, чрез несколько столетий после, здесь, хоры Ангелов возвестили пастырям Рождество Иисуса сына Давидова, Спасителя мира, и воспели торжественный гимн: «Слава в вышних Богу и на земле мир! в человецех благоволение!» Место явления Ангелов доселе принадлежит пастухам Вифлеемским; оно засажено несколькими древними оливами и обнесено каменною оградою. Я снял этот вид со спуска от Фекоа. Подъезжая к пастушеской огородьбе, я был встречен наездником, посланным ко мне навстречу от арабов-христиан, из пастушеского селения, лежащего на скате горы Вифлеемской. Они узнали издали моего Я куба. Искусный наездник, провожая меня, ратовал беспрестанно передо мною на своем борзом коне, делая на всем скаку самые крутые повороты по дороге, усеянной камнями. Мы слезли с лошадей у ворот пастушеской огродьбы. На священном месте явления Ангелов, существуют развалины церкви времен Св. Елены, Остаток алтаря еще сохранился, там, на двух больших обломанных капителях утверждена мраморная плита, на ней католики совершают иногда обедню. Сверх того здесь есть подземная церковь греческого исповедания; она принадлежит пастухам, ключ от нее находится у них, и они сами провели меня туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43. Одна из сильнейших армий в мире, которая, к тому же, быстро развивается. Лучшие в мире винтовки Мосина, одни из лучших в мире пулеметы «Максим» 1910 – го, доработанные Российской Империей; и одни из лучших в мире полевые орудия калибра 76 мм. 44. Русский военно-воздушный флот зародившийся только в 1910 году, имел уже 263 самолета и являлся самым большим авиационным флотом в мире. К осени 1917, количество самолетов возросло до 700. 45. К 1917 ВМФ один из сильнейших в мире. Лучшие в мире эсминцы и одни из лучших в мире линкоры, лучшие в мире мины и тактика минных постановок. 46. Построена Великая Сибирская магистраль. 47. Гаагский Международный суд — это детище Николая II. 48. Потребление алкоголя на душу населения, одно из самых низких в мире, в Европе пили меньше только в Норвегии. 49. Число психически больных на 100 000 человек в 1913 году составляло – 187 чел. И уже спустя сто лет жизни без Царя, в 2010 году – 5598 чел. 50. Число самоубийств на 100 000 человек в 1912 году-4,4. И спустя сто лет жизни без Царя, в 2009 году-на порядок больше. 51. Нет никаких проблем с инфляцией и безработицей, поскольку и та, и та практически полностью отсутствуют. 52. Уровень преступности ниже, чем в США и странах Западной Европы. На состоявшемся в 1913 году, в Швейцарии, на международном съезде криминалистов, русская сыскная полиция была признана лучшей в мире по раскрываемости преступлений. 53. Невиданный расцвет русской культуры. Такого мощного, головокружительного взлёта русской живописи, русского архитектурного зодчества, русской литературы и русской музыки не знала ни одна страна. Известный французский писатель и литературный критик Поль Валери назвал русскую культуру начала ХХ века «одним из чудес света». 54. Расцвет русской философии и науки. 55. Изобретены впервые в мире: безпроводной телеграф, вертолет и бомбардировщик, телевизор и телевещание, самолет и штурмовик, первая кинохроника, трамвай, гидроэлектростанция, электроплуг, подводная лодка, ранцевый парашют, радио, электроннолучевая трубка, электронный микроскоп, автомат, порошковый огнетушитель, астрономические часы, электромагнитный сейсмограф и основана наука-сейсмология, электромобиль, электрический омнибус, электрическая подвесная дорога, подводный минный заградитель, гидросамолет, корабль способный преодолевать арктические льды, одни из первых нашли способ делать цветные фотографии и первые в мире научились делать их высокого качества.

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=21...

В литургии апостола Марка дважды встречаются прошения о даровании небесного мира сердцам всех молящихся и прибавляется еще просьба «и мир сей жизни подай нам». Молитва «целования» заключает прошение: «Подай нам Твой мир и Твою любовь, и Твою помощь». Молитве о мире придается очень широкий диапазон: «Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши устрой во всяком мире». Уверенность в том, что мир подается Богом, видна в словах молитвы: «Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви; владей нами, Боже... оживотвори души всех нас, и не преодолеет смерть греха нас и весь народ Твой» (Собрание древних литургий. СПб. 1876 г. Литургия св. апостола и Евангелиста Марка. Стр. 20–46). В литургии св. апостола Иакова прошения о мире напоминают и моления литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста , хотя изложены они в более пространной форме: «О свышнем мире и о Божием человеколюбии и о спасении душ наших, Господу помолимся». «О мире всего мира и единении всех святых Божиих Церквей, Господу помолимся». (Собрание древних литургий. СПб 1868 г. отдел 3. литургия Нестория стр. 49) Среди месопотамских памятников (литургия Нестория) встречаются пространные моления о мире: «Умоляем Божество Твое, Господи, чтобы Ты устранил войны от пределов земли и рассеял отсюда народы, желающие войны, дабы нам проводить тихую и спокойную жизнь во всяком воздержании и страхе Божием». (Литургия св. апостола Иакова). Современные богослужебные тексты сохраняют формулировку о мире времени великих редакторов литургических памятников Василия Великого и Иоанна Златоуста (VIII в.) Прошения о мире за богослужением содержится на ектеньях: «миром (т.е. в мире) Господу помолимся», «О свышнем мире» ( Флп.7:4 ) «О мире всего мира», «О временех мирных». На литии: «О мире и состоянии всего мира» «О еже сохранитеся от меча, нашествия иноплеменников, и междоусобные брани» «… отжени от нас всякого врага и супостата; умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас, и мир Твой». В специальных чинах, например, в иерейском молитвослове и в книге «Молебных пений». Служба о мире, во время междоусобной брани; Последование молебного пения. певаемого во время брани против супостатов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Видишь, христианин, опасность и безопасность. В мире сем живущему везде и всегда опасно жить; будущая жизнь никакой опасности не имеет. О ней правильно и утешительно можем и должны мы говорить: «Там нам безопасно будет». Там мы не будем бояться ни брани, ни врагов, ни голода, ни пожара, ни морской язвы, ни коварных людей, ни болезни, ни клеветников, ни ругателей, ни воров и похитителей, ни дьявола и злых его духов, ни соблазнов, ни смерти и ада, – словом, никакого неблагополучия. Ибо всякое неблагополучие оттуда удалено, и всякое совершенное благополучие, совершенное, но вечное будет там. А отсюда видишь: 1) Какая бедная в мире сем жизнь наша. Непрестанно беды и напасти окружают нас, и, как терние, колют нас. Одна прошла беда, тотчас другая наступает, за другой третья, за третьей четвертая, и так далее. И так не иное что в мире сем бывает, как только бедствия; и как корабль от ветров и волн на море, так мы в жизни сей от бед и напастей колеблемся. Где и какой безопасности в мире сем искать? Отойдешь в пустыню, и от всех людей и коварства удалишься? Там большее нападение дьявола и еще больше козней его постигнут тебя. 2) Отсюда следует, как осторожно должны мы поступать, живя в мире сем. Смотрите, поступайте осторожно, – говорит апостол (Еф. 5:15). Как птица, сидя, всюду смотрит и бережется стрельца и ловца, так христианину всего в мире сем опасаться должно. 3) Старание наше без помощи Божией бессильно, особенно при нападении невидимых врагов. Посему непрестанно должно воздыхать и молиться Богу, дабы Сам нас всесильною Своею десницею сохранил. Христианин! Читай псалмы святые, и увидишь, как Давид святой молитвою и хвалением имени Божия, как бы крепкою стеною, от врагов своих защищался. Хваля, призову Господа и от врагов моих спасусь (Пс. 17:4). Делай и ты так же, да спасешься от наветов вражиих. Как Ты умножил милость Твою, Боже! Сыны человеческие под кровом крыльев Твоих будут благонадежны (Пс. 35:8). 4) Если столь опасно и бедно в мире сем житие наше, христианин, зачем нам желать долгого в мире сем жития? В мире семь жить не иное что есть, как всегда бедствовать; и желать долго в мире семь жить не иное что, как долго бедствовать. Посему пророк святой о сем сетует и воздыхает, говоря: Горе мне, что жизнь моя в переселении продолжительна (Пс. 119:5). Лучше день блаженной смерти, нежели рождения. Рождаемся на беды, но блаженная смерть полагает конец всем бедам. Желай, христианин, не долгого жития, как сыны века сего делают, но желай блаженной кончины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Слабость и ограниченность человеческого разума, по мнению З., обнаруживаются более всего в познании мира в целом. Свое учение о мире он подразделял на 3 части: о творении мира, составе бытия и жизни мира, о Боге и мире. Учение о творении мира у З. было тесно связано с концепцией идей, недостаточно разработанной в его теории познания, но получающей большое значение в космологии и в воззрениях на Премудрость Божию. З. рассматривал идеи как замыслы Божии о мире и считал, что христ. учение о творении может быть построено только на учении об идеях. Полагая, что ни в платонизме , ни у Филона Александрийского нет удовлетворительного решения проблемы отношения между идеями и миром и что только свт. Афанасий I Великий проводил необходимые различия «между идеями в Боге (Премудрость Божественная) и идеями в мире (премудрость в мире, премудрость в тварном, т. е. сотворенном бытии)» (Там же. С. 152), З. развивал умеренный вариант софиологии , в основу к-рого была положена идея онтологического дуализма с различением природы Бога и тварного бытия. Если в кратком выражении формула онтологического дуализма - «идеи в мире от Бога, но в мире они не есть Бог, и не делают мир Богом...» (Там же. С. 155) - казалась вполне приемлемой, то в пространной редакции вызывала ряд вопросов, на к-рые З. в своей книге не давал ответов. Он писал: «Божественные идеи вечны по своей природе; входя в мир, и «живя» в мире», они сохраняют это качество вечности, но, с другой стороны, жизнь идей в мире подчинена судьбам мира... Так создается эта двойственность, как раз исходящая от акта творения - творение мира не есть поэтому лишь творение материальной основы мира, но есть в то же время «засеменение» в этой материальной основе тех или иных форм, таящих в себе нормативный и потому и энтелехийный характер. Идеи в мире не созданы, не «сотворены», но, «засеменяя» мир собой, они живут уже новой жизнью, приобщаются к тварному естеству (не теряя качества вечности, но являясь уже «образами» идей в Боге)» (Там же. С. 154).

http://pravenc.ru/text/199739.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010