На сцене снова появляется Лиза одна, находит на столе песенник и начинает петь «Я вечер в лугах гуляла». Опять она поет немного, но поет так прелестно, что семинаристы все встают и просят ее спеть всю песню. Она исполняет их желание и получает за то благодарность ото всех. Вскоре к ней приходит мать и начинает с нею разговор на счет того, в каких отношениях она находится к учителю ее брата. Лиза рассказывает ей очень естественно и откровенно, что у нее есть на сердце и что она заметила в отношении к ней учителя. Мать дает ей наставление, как ей следует вести себя по отношению к учителю, причем уже намекает на те планы, какие у нее имеются в голове на счет учителя. Лиза их видимо не понимает, и от того не приходит в негодование от сладеньких речей матери; но семинаристы видят, в чем дело, и, забывши, что пред ними пьеса, а не голая действительность, уже приходят в негодование и начинают шикать. – Ши!.. ши!.. ши!.. подло гнусно! тихо говорят они. Родители не должны развращать свою дочь. Мать со сцены уходит. Является учитель. Лиза со всею откровенностию высказывает ему свои чувства по отношению к нему. Тот выслушивает ее совершенно холодно и даже с некоторым пренебрежением, так что она приходит от того в отчаяние». Это жестоко!.. это жестоко:.. эгоистично», кричат семинаристы. Лиза, наконец, приходит в такое отчаяние, что высказывает своему возлюбленному безумную мысль погубить себя с отчаяния от безнадежной любви, и уходит со сцены. Невольный вздох вырывается при этом из груди семинаристов. Занавес опускается и громкое «Предиславина! Предиславина!» оглашает воздух. Лиза выходит и семинаристы награждают ее долгими и громкими криками «bravo!» и аплодисментами, как бы в утешение ее. Снова опускается занавес и музыканты начинают играть песню «Гондольор молодой»... Отлично играют они, но семинаристам теперь не до их игры. Их занимает мысль, чем все кончится: сжалится ли герой над несчастною жертвою любви к нему или же по прежнему останется холоден к ней, откажется ли он от кондиции в последнем случае или же его «обставят», обяжут взять за себя героиню, как это обыкновенно делается в Мутноводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

– Краснопевцев! Краснопевцев! изо всей моча крикнули семинаристы, когда опустился занавес. Краснопевцев вышел на сцену. – Эгоист!.. эгоист!.. ши!.. ши!.. ши!.. фью!.. фью!.. фью! неистово закричали все в один голос. – Предиславина! Предиславина! крикнули все. Лиза вышла. – Несчастная!.. как вас жаль! – сказали все, точно пред ними в самом деле стояла несчастная жертва людских страстей и собственной неосторожности на жизненном пути. Наступило совершенное молчание. Занавес более не опускался. Музыканты не брались за свои инструменты. Что это значит, кончилось ли все или еще что будет, никому из зрителей это не было известно. – Finis, господа! – сказал Майорский, неожиданно появившись на сцене. Хорошенького понемножку. – Как finis? – вскричали многие. Неужели в самом деле все кончено? Быть этого не может. – Верно, господа: пьеса кончена. – Ах, окаянные! Что же вы с нами сделали? Вы насмеялись над семинаристом. Вы задели нас за самое больное место... вы сразу уничтожили в нас очарование пьесою. – Это, господа, не мое дело, а дело автора. – Елеонский! Елеонский! – вдруг грянула вся толпа. Елеонский вышел на сцену. – Скверно кончено!.. скверно!.. скверно!.. фью!.. фью!.. фью!.. ши!.. ши!.. ши!.. – раздалось со всех сторон. – Прошу, господа, извинить, сказал Елеонский: – я имел в виду известный всем вам случай с Догаевским. – Леший тебя побери с Догаевским-то! Ты автор... творец своей пьесы, а не копиист. На то ты и автор, чтобы из ничего создать нечто великое. – Ах, окаянный! – крикнул Транквиллитатин. – Лучше бы ты окончил свою пьесу третьим действием. – Правда... правда, – хором крикнули все, – Господа! сказал Елеонский: – все это я заранее знал... и предугадал все ваши чувства и был уверен, что вы будете недовольны таким концом пьесы. – Знал наперед и нарочно сделал на зло нам? – Нет. Я это сделал с доброю целию. Поступок героя вам не нравится, героиню вам истинно жаль. Не будьте же так жестоки в подобных обстоятельствах, как был жесток герой пьесы. – К дьяволу тебя с твоими нравоучениями! – Господа! – сказал Майорский: – мы заранее были уверены в том, что вы останетесь недовольны нами всеми, если все ограничится тем, что вы видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

– Bravo!.. bravo!.. bravissimo!.. bis!.. bis!.. bis, закричали они изо всей мочи; занавес уже опустился. – Краснопевцева и Предиславину! крикнули все. – Ах, окаянный! вскричал в то же время чуть не с отчаянием Транквилитатин: – он предупредил меня... Он похитил у меня невесту... Теперь все кончено... Опоздал. – Молчи, дубина! отвечает ему товарищ его Смирницкий: не мешай нам своими пошлыми восклицаниями. Занавес поднялся. Краснопевцев и Лиза вышли. Краснопевцев был в восторге, но Лиза была очень смущена, потому что она никак не ожидала того, чтобы Краснопевцев вместо фальшивого поцелуя в самом деле поцеловал ее на сцене при таком множестве семинаристов. Зато смущение это еще более придавало ей прелести и она теперь показалась всем еще более интересною красавицею. – Bravo!.. bravo!.. bravissimo!.. мило... прелестно, кричали все семинаристы. Спасибо вам... спасибо... от души благодарим вас... вы своею игрою доставили нам истинное удовольствие... Ьгао!.. bravo!.. bravissimo!.. Долго своими криками и аплодисментами семинаристы оглашали свой театр даже и после того, как занавес опустился. Вслед за главными виновниками их восторга семинаристы вызвали и всех прочих своих артистов и всех наградили такими же криками и апплодисментами. – Автора!.. автора! крикнули многие. – Еленонский!.. Елеонский! грянули все хором: – bravo!.. bravo!.. bravissimo!.. Отлично... превосходно... спасибо вам... Пишите еще в том же духе. – Благодарю вас, господа, ответил Елеонский. Извините, что мы позволили себе подшутить над вами. – Отлично... отлично... это вышло великолепно. – Прошу вас, господа, не отказать нам в своем содействии... Ведь у нас не мало способных людей... Прошу кого-нибудь попробовать свои силы и написать что-нибудь... Общими силами мы достигнем той цели, которая имелась в виду при открытии своего собственного театра. – Рады стараться, ответило несколько человек. – Майорский!.. Майорский! крикнули все. Спасибо вам за то, что вздумали уст роить свой театр и с таким успехом выполнили все на первый же раз... от души вас благодарим... потрудитесь и еще на пользу общую.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Мы уже объясняли происхождение слова «казак» в жизнеописании Ермака. Положение южной Руси было таково, что здесь казак, чем бы он ни был, вначале должен был сделаться воином. Черкасские и каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае, например, хмельницкие и брацлавские, для безопасности своих земель, по необходимости должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было, вместе с тем, дать этому сословию права и привилегии вольных людей, так как, по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович и Хмельницкий староста Предислав Лянскоронский. Но в то время, когда, собственно, в Украине образовывалось местное военное сословие под названием казаков и состояло под начальством старост, началось и в других местах южной Руси стремление народа в казаки. Таким образом, из Киева плавали вниз по Днепру за рыбою промышленники и также называли себя казаками. Они, будучи промышленниками, были вместе с тем и военными людьми, потому что пребывание их в низовьях Днепра для своего промысла было небезопасно и требовало с их стороны уменья владеть оружием для своей защиты от внезапного нападения татар. Развитию казачества более всего содействовал предприимчивый и талантливый преемник Дашковича, черкасский и каневский староста Димитрий Вишневецкий. Он увеличивал число казаков приемом всякого рода охотников, прославился со своими казаками геройскими подвигами против крымцев и поставил себя по отношению к польскому королю почти в независимое положение. Его широкие планы уничтожить крымскую орду и подчинить черноморские края Московской державе разбились об ограниченное упрямство царя Ивана Грозного. В 1563 году Вишневецкий со своими казаками овладел было Молдавией, но затем изменнически был схвачен турками и замучен 203 . Поход Вишневецкого на Молдавию проложил путь другим казацким походам в эту страну под начальством Сверчовского и Подковы. Польские паны Потоцкие и Корецкие также покушались овладеть Молдавией при помощи казаков. Походы эти усиливали и развивали казачество. Еще более поднимали его начавшиеся со второй половины XVI века казацкие морские походы, предпринимаемые из Запорожской Сечи на турецкие владения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Но после разрушения греческой империи и после основания в Крыму хищнического царства Гиреев, беспрестанные грабежи и набеги татар не допустили свободного мирного развития жизни в этом крае и вызвали в нем необходимость населения с чисто воинственным характером. В конце XV века введен был в Руси польский обычай отдавать города с поселениями под управление лиц знатного рода, под названием старост. В начале XVI века являются староства: черкасское и каневское, а в них военное сословие под названием казаков. Самая страна, занимаемая этими староствами, названа " Украиной " ; название это переходит на все пространство до Днестра, именно на землю древних угличей и тиверцев, а потом, по мере расширения казачества, распространяется и на киевскую землю и на левый берег Днепра . Мы уже объясняли происхождение слова " казак " в жизнеописании Ермака. Положение южной Руси было таково, что здесь казак, чем бы он ни был, вначале должен был сделаться воином. Черкасские и каневские старосты, а за ними и другие старосты в южнорусском крае, например, хмельницкие и брацлавские, для безопасности своих земель, по необходимости должны были учредить из местных жителей военное сословие, всегда готовое для отражения татарских набегов. Необходимо было, вместе с тем, дать этому сословию права и привилегии вольных людей, так как, по понятиям того века, воин должен был пользоваться сословными привилегиями перед земледельцами. Организаторами казацкого сословия в начале XVI века являются преимущественно два лица: черкасский и каневский староста Евстафий Дашкович и Хмельницкий староста Предислав Лянскоронский. Но в то время, когда, собственно, в Украине образовывалось местное военное сословие под названием казаков и состояло под начальством старост, началось и в других местах южной Руси стремление народа в казаки. Таким образом, из Киева плавали вниз по Днепру за рыбою промышленники и также называли себя казаками. Они, будучи промышленниками, были вместе с тем и военными людьми, потому что пребывание их в низовьях Днепра для своего промысла было небезопасно и требовало с их стороны уменья владеть оружием для своей защиты от внезапного нападения татар.

http://sedmitza.ru/lib/text/435657/

В “Функции Асбаб аль-Нузул” в “Коранических Толкованиях” (1988), Эндрю Риппин исследует так называемые ‘случаи открытия’ коранических текстов. В своих “Коранических Исследованиях”, Джон Вонсбро выразил мнение, что тескты асбаб, относящиеся к извлечению законов из Корана, имеют галахическое происхождение (Галаха — еврейский свод религиозных законов). После длительной экспертизы многочисленных текстов Риппин заключает, что первичное назначение тесктов асбаб не галахическое, а скорее агадическое (Агада — сборник еврейских религиозных легенд): “то есть, функция асбаб в том, чтобы обеспечить интерпретацию стиха в пределах широкой структуры рассказа”. Это помещает происхождение тесктов асбаб в контекст Кузас: странствующих рассказчиков и набожных проповедников. (408) Риппин отмечает, что первичной целью таких историй являлясь историзация Корана, чтобы доказать что: “Бог действительно показывал Свою книгу человечеству на земле” (394). Вывод из всего этого таков, что независимо от того в насколько далекое прошлое Исламской традиции мы не пытались бы углубиться, выясняется, что никто, никогда не имел никакой бесспорной информации о Коране. Как будто в некоторый момент времени он появился внезапно и никто не уверен, кто ответственен за это, или что это действительно означало. Следствием этого стало изобретение неисчислимых противоречивых историй о появлении Корана. “Методологический Подход к Исламским Исследованиям” (1991) Джудит Корен и Ехада Нево, является, возможно, самым важным эссе во всём собрании, которое можно было бы рекомендовать к чтению для всех убежденных, что они знают то, что случилось в прошлом, особенно в религиозном контексте. Корен и Нево разъясняют различие между “традиционным” и ‘ревизионистским’ подходами к происхождению Ислама. Традиционный подход принимает как очевидное то, что огромное тело мусульманской литературы, датируюемое с середины седьмого столетия и позже, сохраняет исторические факты о предисламском периоде, появлении Ислама, и периоде завоеваний. Поэтому традиционалисты считают, что нет ничего сложного в том, чтобы реконструировать точный отсчёт Хиджаза во время Мухаммада, биографию пророка и общее развитие Ислама. Ревизионисты расценивают такой подход, как безнадежно наивный в его отношениях к письменным источникам.

http://azbyka.ru/poisk-istoricheskogo-mu...

Он за девство принял страдание в Ляшской земле от одной вдовы Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтобы человек, помраченный этой скверною, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только «чистии сердцем Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Подвизаясь на той брани больше других, много пострадал, как добрый воин Христов, пока не победил до конца силу нечистого врага, блаженный отец наш Моисей оставил нам своей жизнью пример. О нем пишут так. Известно об этом блаженном Моисее, что родом он был венгерец, был приближен к благоверному и святому князю и Российскому страстотерпцу Борису, и служил ему с братом своим Георгием, которого убили со св. Борисом. Тогда у реки Альты Георгий хотел заслонить собою от убийц своего господина, а воины безбожного Святополка отрубили Георгию голову, чтобы взять золотую гривну, которую надел на него св. Борис. Блаженный Моисей, один уцелев от смерти, – пришел в Киев к Предиславе, сестре Ярославовой, и там скрывался от Святополка, и прилежно молился Богу, пока не пришел благочестивый князь Ярослав, привлеченный жалостью об убиении брата, и победил безбожного Святополка. Когда же Святополк, бежавший в Ляшскую землю, пришел снова с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам сел в Киеве – тогда Болеслав, возвращаясь в свою землю, увел с собою в плен двух сестер Ярослава и многих бояр его; в числе их вели и блаженного Моисея, окованного по рукам и ногам тяжелым железом; его строго стерегли, потому что он был крепок телом и красив лицом. Этого блаженного увидала в Ляшской земле одна знатная женщина, красивая и молодая, обладавшая большим богатством и значением; ее муж, отравившись в поход с Болеславом, не вернулся, но был убит в битве. Она, пораженная красотою Моисея, почувствовала вожделение плотской похоти к преподобному. И начала она убеждать его словами лести: «Зачем ты терпишь такую муку, когда имеешь разум, которым можешь освободиться от этих оков и страдания». Моисей отвечал ей: «На то была воля Божия!» Она же сказала: «Если ты мне покоришься, я освобожу тебя и сделаю большим человеком во всей Ляшской земле, и ты будешь обладать мною и всей областью моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во всех своих мучениях святой Феодор не уставал повторять: «Слава Тебе, Боже мой, слава Тебе!» Принял святой Феодор смерть 8 февраля 319 года в три часа пополудни и переселился в Царство Христово. Он считается защитником воинов, призывающих его на помощь. Его чудотворные мощи перенесены из Евхаит в Царьград и положены во Влахернской церкви. 2. Св. пророк Захария . Одиннадцатый из малых пророков. Вместе с пророком Аггеем поощрял князя Зоровавеля к воссозданию Иерусалимского храма. Предрек торжественный Христов вход в Иерусалим на ослице и молодом осле, сыне подъяремной , Иудино предательство Христа за тридцать сребреников: и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников... – высокая цена, в какую они оценили Меня , а также бегство Апостолов от Христа во время Его страданий: порази (в серб. букв:, поразят. – Пер.) пастыря, и рассеются овцы . Пророк Захария называется Серповидцем, потому что в видении узрел он серп, сходящий с неба, чтобы покосить всех грешников, а особенно воров и хулителей имени Божия. Упокоился он в последний год царствования Дария Гистаспа, около 520 года до Рождества Христова. 3. Св. Савва II, архиепископ Сербский . Сын короля Стефана Первовенчанного и племянник святителя Саввы I. До монашества носил имя Предислав. Последуя примеру своего великого дяди, Предислав, приняв постриг, ревностно предался подвигу. Избранный в архиепископы Сербские после святого Арсения, под именем Саввы II, он управлял Церковью с беззаветной преданностью и любовью. Упокоился в 1268 году. Его мощи почивают в Печской обители. Предислав младый устемил взор ввысь, Из его очей слезы полились, Спрашивает в страхе королева-мать, Что милому сыну довелось видать: – Что ты там увидел, сын мой, Предиславе? – Лик святого дяди и владыки Саввы. Славою державною светло осиян, К сыну обращается сам король Стефан: – Пора женить тебя, мое благое чадо, Ведь мне о вечности уже подумать надо. Но Предислав – чтит и отца благоговейно, А о жене и слышать не желает. Растет в нем инок, ему не в сладость, И лишь Христово слово душу ему тешит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Еще в юные годы преподобный заказал в кузнице тесный железный пояс, который стал носить на теле. Однажды в церкви он услышал евангельские слова о том, что «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» ( Мф.10:37 ). Воспламенившись к подвигам этими словами, Феодосий тайно ушел в Киев. Здесь он услыхал о строгой иноческой жизни в пещере преподобного Антония и пришел к нему с просьбой принять к себе. «Отрок, ты видишь, как мрачна и тесна сия пещера; ты не вынесешь здешних неудобств», – сказал инок. «Бог привел меня в твою святую пещеру, ясно предуказывая, что мне должно спастись через тебя. Я буду исполнять все, что ты прикажешь». Преподобная Евфросиния Полоцкая , по народному наименованию Предислава, с младенчества была научена Божественному Писанию, любила читать святые книги и через них училась страху Божию и усердной любви к Богу, Создателю своему. То было время, когда русская образованность ценилась чрезвычайно высоко. У ее отца, князя Полоцкого, была своя библиотека, и княжна Предислава получила столь основательное образование, что могла вести Полоцкую летопись, переводить книги с греческого языка, писать стихи. Острый основательный ум соединялся в ней с высокими духовными стремлениями, и любовь к миру не могла овладеть ею, потому что сердце ее с тех пор, как она себя помнила, уже принадлежало Небесному Жениху. Предиславу не тешили те почести, которыми была окружена их семья, и не желала она никого назвать своим мужем. Когда отец задумал обручить ее с одним княжичем, Предислава убежала в монастырь, где попросила постричь ее в монашество. Игуменья, убедившись в желании девицы сохранить девство ради Царства Небесного, благословила постриг. Предиславу нарекли в монашестве Евфросинией. Преподобная Евфросиния Суздальская – дочь князя Михаила Черниговского, скорбевшего вместе со своей супругой о бесчадии и молившегося Пресвятой Богородице о даровании им потомства. Усердная молитва благочестивых супругов была услышана. В одну ночь явилась им Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана, и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Память 8/21 февраля Предислав, будущий архиепископ Савва II, родился около 1200 года и был четвертым сыном святого сербского короля Стефана Первовенчанного. В то время как его старшие братья Радослав, Владислав и Урош по очереди владели Сербией, Предислав, пренебрегая мирской властью и величием, от юности последовал по стопам своего дяди – святителя Саввы. Как и его предшественники на первосвятительском престоле Сербской Церкви, он сначала подвизался в монастыре Хиландар на Афоне, откуда совершил паломничество на Святую землю. «В Иерусалим бо шествовав поклонитися Гробу Господню и видетель быти всем страстем Его. Тамо бо много време препроводив и паки возвратися», – говорится в его житии. Со временем хиландарский монах Савва был избран епископом Холмским с кафедрой в Стоне. Отсюда он впоследствии перенес епископскую резиденцию в церковь Святого Петра на Лиме. Известно, что после вторжения болгар и разорения церкви Святого Петра состоялся собор, на котором вместе с королем Урошем и архиепископом Арсением присутствовал и Холмский епископ Савва. Точная дата этого собора неизвестна, но упоминание о нем содержится в Лимской грамоте, относящейся к периоду с 1254 по 1263 гг. После преставления святителя Арсения (1233-1263) святой Савва был избран третьим по счету Сербским архиепископом и оставался у церковного кормила в течение семи лет до самой своей блаженной кончины. По словам своего биографа, Савва II имел особое попечение о соблюдении древних правил «святых апостолов и богоносных отцов» и управлял Сербской Церковью с великой преданностью и любовью. Он никогда не забывал о том, что обязательно будет нести ответ за данный ему талант и неослабно заботился о Богом дарованной ему пастве стада Христова. Свт. Савва II Святитель отошел ко Господу 8 февраля 1271 года в Печи и был похоронен здесь же в храме Святых Апостолов. Нетленные мощи святого источали благоухание и подавали исцеления притекающим к ним. Житие святителя Саввы II принадлежит перу одного из учеников Даниила Старшего, и было составлено до 1330 года. В житии говорится, что мощи святого почивают в Печи, «идеже вселепно и ежечасно поминается доныне, и есть память его преставления месяца февраля в восьмой день». В 1861 году митрополит Сербский Михаил (Йованович) составил и издал службу этому святому.

http://pravoslavie.ru/40569.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010