Ни науки, ни богословия в этой «модели» нет. Глава 4. Библейский Шестоднев: аллегория или профанация? О докладах протоиерея Михаила Захарова на Рождественских Чтениях на секции «Христианство и наука» Впервые опубликовано в Сборнике докладов 1356 на XIV Рождественских чтениях секции «Православное осмысление творения Москва, 2006г. Очень полезно извлекать из науки доказательства для Веры. Истина Веры находится в соединении с истиною науки. Но зачем принимать из науки бредню, которую она сама признала одною из неизбежных погрешностей на пути своём? Святитель Игнатий (Брянчанинов) 1357 1. Трудный «синтез» Главным содержанием статьи протоиерея Михаила Захарова «Христианство и наука о происхождении и эволюции вселенной» 1358 , является одобрительное повторение тезисов епископа Василия (Родзянко) , развитых и приукрашенных автором. После изложения двух различных – научной и библейской – точек зрения, отец Михаил приступает к главной содержательной части своего доклада – к «синтезу». Только желательного положительного синтеза у него не получилось, а получилось совсем наоборот. Мы можем согласиться с о. Михаилом лишь в его критических рассуждениях типа: «Библейская картина сотворения не очень-то совпадает с научной картиной происхождения и эволюции вселенной» 1359 . Да, действительно, «не очень-то». Там действует Бог, а здесь – эволюция! «Если доверять имеющимся научным данным о происхождении и эволюции вселенной, Земли, жизни, человека, а для обратного нет особых оснований , то вряд ли возможно представить, что когда-то и где-то на Земле мог быть рай. Но где же он тогда был?» 1360 . Протоиерей Михаил Захаров (род. 1952) Отец Михаил, сам того не ведая, предоставляет плётку, чтобы высечь унтер офицерскую вдову «теории телеологической эволюции»: он доверяет эволюционистскому учению, отрицающему Сотворение мipa, Райского сада и первого человека Адама. Для него «нет особых оснований» не доверять «научным данным», которые ниспровергают Священное Писание и всё догматическое и каноническое Предание Православной Церкви. Как телеологист-эволюционист, он понимает, что такая позиция противоречит церковному вероучению... но не расстаётся со своей антихристианской «теорией».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Угловые компартименты церкви Михаила Архангела перекрыты полукоробовыми сводами (в четверть окружности), что отличает этот памятник от храма на Волотовом поле, где угловые части имели коробовые своды. Полукоробовые своды, форма которых более отвечает покрытию с лопаст­ными арками на фасадах, стала во второй половине XIV в. (начиная с цер­кви Федора Стратилата на Федорове улице 1360—1361 гг.) характерной чер­той каждого новгородского храма. Но в первой половине столетия зодчие как бы выбирали между традиционными для монгольского Новгорода коро­бовыми сводами в углах и полукоробовыми сводами, пришедшими из смо­ленской архитектуры (известны в храме Михаила Архангела в Смоленске конца XII в. и церкви Параскевы Пятницы в Новгороде, выстроенной смо­ленскими мастерами в 1207 г. В храмах Рождества Богородицы в Перыни (вторая четверть XIII в.) и Николы на Липне (1292 г.) использовались полукоробовые своды в угловых компартиментах (в церкви Николы на Липне только в восточных углах), но в церкви Николы Белого 1312—1313 гг. и хра­ме Николы в Изборске 1340-х гг. в углах появились коробовые своды (вме­сте с традиционным расчленением фасадов на три прясла). В церкви Спаса на Ковалеве 1345 г. мы видим возвращение к полукоробовым сводам в углах, но это возвращение не было окончательным: в церкви Успения на Волотовом поле 1352 г. мастера опять устроили коробовые своды в угло­вых компартиментах. Полукоробовые же своды в угловых частях церкви Ми­хаила Архангела на Сковородке показывают, что мастера обратились к «смо­ленской» линии внутри новгородского зодчества и изменили формы прообраза (церкви на Волотове) в сторону более современную. Можно думать, что около 1355 г, в архитектуре Новгорода наступает переход от «метаний» (вы­ражение А.И.Некрасова) первой половины столетия к сложению нового сти­ля, где система сводов играет не последнюю роль. На западном фасаде церкви на Сковородке два окна с готическим за­вершением и круглым окном-розой над ними как бы заключены в поле, обведенное трехлопастной аркой.

http://sobory.ru/article/?object=01582

Илариона 1051 г. 4) Неофит II присутствовал при перенесении мощей Бориса и Глеба 1072 г. 5) Иоанн 1087–1112 г. 6) Феоктист 1113–1123 г. 7) Парфений (но Ник. сп. Ираклид) известен по спискам 8) Пантелеймон 1142 г. 9) Онуфрий хир. 1143 г. 10) Евфимий (по спискам Феотекн) 1148 г. 11) Антоний 1156–1168 г. 12) Порфирий I 1177 г. 13) Порфирий II 1230–1239 г. 14) Захария 15) Митрофан и 16) Арсений – упоминаются в любецком синодике 17) Нафанаил хир. 1356–1360 г. 18) Григорий хир. 1374–1380 г. 19) Исаакий 1389 г. 20) Евфимий 1449–1465 г. 21) Феофан известен по любецкому синодику. 22)Нектарий до 1499 г. 23)Иона до 1500 г. 24) Зосима Прокопович 1649–1656 г. 25) Лазарь Баранович 1657–1693 г. 26)Феодосий Углицкий 1692–1696 г. 27) Иоанн Максимович 1697–1712 г. – впоследствии митрополит сибирский 28) Анастасий Стаховский 1713–1721 г. – потом митрополит Сибирский 29) Иродион Жураковский 1722–1733 г. 30) Иларион Рогалевский 1735–1738 г. 31) Никодим Сребницкий 1738–1740 г. 32) Антоний Черновский, митрополит черниговский, бывший молдавский 1740–1742 г. 33)Амвросий Дубневич 1742–1750 г. 34)Ираклий Комаровский 1752–1758 г. 35)Кирилл Ляшевецкий 1761–1770 г. 36) Феофил Игнатович 1770–1788 г. 37)Иерофей Малицкий 1788–1796 г. 38)Виктор Садковский 1796–1803 г. 39) Михаил Десницкий 1803–1818 г. – потом митрополит с.-петербургский 40) Симеон Крылов 1818–1820 г. 41) Лаврентий Бакшевский 1820–1831 г. 42)Владимир Ушинский 1831–1836 г. 43) Павел Подлипский 1836–1859 г. 44) Филарет Гумилевский 45) Варлаам и 46) Нафанаил. В настоящем своем труде о. Михаил Диев с особенным вниманием останавливается на личности Лазаря Барановича. Исследования о последнем составляют целую треть предлагаемого труда. Подробно и с самой светлой стороны описывает о. протоиерей плодотворную и продолжительную деятельность этого святителя на иерархическом и литературном поприщах, в тоже время критически рассматривая статью прот. А. Страдомского, «Лазарь Баранович», напечатанную в Журн. Мин. Нар. Просв. за июль и август 1852 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

6) Василий, из игуменов Тверского Спасского монастыря, поставлен митрополитом Алексием 23 в 1360–1361 г. в Твери. В 1366 г. имел он поручение от святителя Алексия войти в соглашение тверских князей: Василия Михайловича, Иеремия Константиновича и Михаила Александровича, споривших об уделах. Еп. Василий оправдал последнего; но этот суд не признан в Москве, и в 1367 г. Василий должен был туда ехать, по требованию митрополита, для отдачи отчета. Суд его нашел неправым и подвергли епископа взысканию (платежу) огромной суммы. В 1369 г. Михаил Васильевич кашинский, по смерти отца вошедший на престол, приносил жалобу митрополиту на Василия, но чем дело кончилось – неизвестно. Епископ этот скончался в 1374 г. (7) 7) Евфимий Вислен, рукоположен митрополитом Алексием 24 1374 г. 9 марта в Твери, в день сорока мучеников, на средокрестной неделе в четверток 25 , из монастыря Никольского с ручья с Заволочья. Отселе митрополит Алексий с послом патриаршим Киприаном отправился в Переяславль в 1375 году. Приехала из Литвы Кестутиева дочь Мария, невеста Иоанна Михайловича Тверского; еп. Евфимий окрестил ее в церкви Воздвижения и на другой день обвенчал с Иоанном в соборной церкви св. Спаса к радости князя Михаила Тверского, отца Иоанна (Никон. летоп.). В 1375 г. Тверь была осаждена Донским, и еп. Евфимий с боярами ходил в стан его, моля о спасении. При нем в 1380 г. проживал в Твери Пимен, обманом получивший митрополию после Митяя. Он был архимандрит Горицкий из Переяславля, правил паствою пятнадцать лет. В 1390 году тверской великий князь Михаил Александрович стал недоволен поступками его епископа, послал в Москву грамоту к митроп. Киприану, в которой, описав проступки Вислена тяжки зело и неудобоносимы, по словам летописи, просил судить его как виновника в мятеже и раздоре церковном. Митрополит, пригласив с собою греческих митрополитов Матфия адрианопольского и Никандра гаиянского, епископов Стефана пермского и Михаила смоленского, рассмотрел с ними дело еп. Евфимия и, по обстоятельствам, признал нужным запретить ему священнослужение, отправив в Москву в Чудов монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Кастория. Церковь Михаила и Гавриила Архангелов. Ιερς Νας γιοι Ταξιρχες Μητροπλεως Церковь. Действует.   Престолы: Михаила и Гавриила Архангелов Год постройки:между приблизительно 900 и 1360. Адрес: Mitropoleos 140, Kastoria 521 00, Греция Координаты: 40.515883, 21.268223 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=46752

1356 . Каждан А. П. Социальные воззрения Михаила Атталиата//Зборник радова Византолошког института. – Београд, 1976. – Кн. 17. 1357 . Каждан А. П. Социальный состав населения византийских городов//ВВ. – 1956. – Т 8. – С. 85–96. 1358 . Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI- XII вв. – М.: Наука, 1974. – 299 с. 1359 . Каждан А. П. Структура византийского общества//Вопросы истории. – 1967. – 9. – С. 204–206. 1360 . Каждан А. П. У стен Царьграда. – М.: Детская литература, 1965. – 144 с. 1361 . Каждан А. П. Формирование феодального поместья в Византии Х в.//ВВ. – 1956. – Т 8. – С. 98–122. 1362 . Каждан А. П. Хроника Симеона Логофета//ВВ. – 1959. – Т 15. 1363 . Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата //Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. – М., 1973. 1364 . Каждан А. П. Цехи и государственные мастерские в Константинополе в IX- X вв.//ВВ. – 1953. – Т 6. – С. 132–155. 1365 . Каждан А. П. в сотрудничестве с Ли Ф. Шерри и Х. Ангелиди. История византийской литературы (650–850 гг.). – СПб.: Алетейя, 2002. – 531 с. 1366 . Каждан А. П., Чичуров И. С. О структуре византийского общества VII-IX вв.//Византийские очерки. – М.: Наука, 1977. – С. 107–137. 1367 . Казаков М. М. Епископ и империя. – Смоленск, 1995. 1368 . Казаков М. М. Христианизация Римской империи в IV веке. – Смоленск, 2002. – 464 с. 1369 . Казанский П. История православного монашества на Востоке. – М., 18541856. – Т 1–2. (М.: Паломник; Воскресение, 2000. – Т. 1. – 464 с.; т. 2. – 608 с.). 1370 . Казанский П. С. Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V века. – М., 1872. – 101 с. 1371 . Казенина-Пристанкова Е. Т Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста . – Ровно: Живое слово, 2003. – 224 с. 1372 . Каковкин А. Я. Коптское искусство. – М.: Искусство, 1991. 1373 . Камерон Ч. Термы римлян/Пер. с англ. – М.: Изд-вл Всесоюз. Академии архитектуры, 1939. – Х, 112 с., 75 табл. 1374 . Каринский Дм. Никифор Фока//Книга для чтения по истории средних веков/Под. ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 249–276.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1358 Подвизайтесь (говорит императрица монахиням) совершенным нестяжанием не только в деньгах до обола, но и в пище и питье до малейшего», гл. 50. «Определяем и сие, чтобы всем вам (монахиням монастыря) были одна и та же пища и одно и то же питье, и одеяние и обувь, и да не будет у вас какого-нибудь во всём этом различия. Одно и то же, говорю, всем, игуменьи, экклесиархиссе, преимуществующим возрастом и добродетелью и благоукрашенностью ( περιφανε α – славой) жизни и не имеющим этих преимуществ, гл. 56, см. также главы 2, 44, 49, 51, 55. 1359 Гл. 46. Греческое ν λιτας μραις по-латыни неправильно переведено: in diebus litaniarum.? ? 1360 Гл. ibid. Чаша – πσις μετ το μεζονος ξαγ ου и μγα κρασοβλιον, чашка – πσις τ λττονι ξαγ (почерпалом) μετρομνος. ? 1363 Гл. 53. ξωμονιτδας δ κα καταπεμπτς о τε: ε ναι о τε νομζεσθαι βολομαι.– ξωμονται и ξωμοντδες – внемонастырские и внемонастырские – в первом случае монахи и миряне, во-втором – монахини и мирянки были такие монахи и монахини, миряне и мирянки, которые делали в монастыри известные вклады с тем, чтобы, не живя в них, получать от них известное содержание, cfr ниже об δελφτον. Καταπεμπτ – пущеница – женщина, с которой развёлся и которую заставил пойти в монастырь муж (подразумевается, дающий в монастырь, который пожелает принять его жену, больший или меньший вклад, и за это выговаривающий ей льготы).?[Об экзомонитах ( ξωμονται) см. ещё в ктиторском уставе Михаила Атталиаты, напечатанном в Μεσαιωνικ βιβλιοθ κη Саты, I, 32.] ? 1365 Гл. 16. Родственницы женщины не только могут посещать монахинь, но и оставаться на некоторое время в монастыре, быв принимаемы и помещаемы в построенной в нём близь ворот гостинице для принятия приходящих ( ν ρχονταρικ,– архондарике, что значит то же, что архондарик в монастырях греческих в настоящее время,– гостиница в монастыре, именно – самом монастыре для принятия приходящих, от αρχων – начальник, знатный, чиновный человек, потому что таковые преимущественно были принимаемы в гостиницах). ?

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

14. На новую нелю слово бослвьц 1357 . 15. Слов ан въ тъ днь. 16. слов ан иже на усъпени 1358 . —119— 29. Слов ан ускновению муже нач скачеть иродн 1359 . 31. Положени чьстьна поса прсты бц въ халкопрати... слов германа положени чьстьна поса и стых пеленъ 1360 . Ряд произведений второй, житийно-повествовательной группы обнимает около четверти числа дней года. Сентябрь . 1. Памт прпнаго оц наше сумеона стълпьника... чтьть жити прпнаго оц наше сумеона 1361 . —120— 6. Памт чюдесе великымь архистратигъмь михаилъмь въ хонхъ… слов о бывшимь чюд архистратига м у же начло и же о инхъ 1362 . 15. Ста велика мнка никиты… мни го. 16. Сты мц еуфими… жити 20. Ста и великаго мнка еустафи и иже съ нимь… мни ихъ муже нач траиану римьскы скимпьтры 1363 . 24. Памт сты пьрвомнц… еоклы… мин сты. 25. Памт прп бны еуфросинии иже въ аландрии жити прпбны муже начало уже грьчьскы скимптры еодосию отроку арка 1364 . 26. Прставлени стго бослвьц… въспоминани о бослвьци муже начло ко не по мнозмь англъ оступилъ сть члвкъ 1365 . 28. Прпнаго оц наше исповдник харитона… жити го 1366 . 29. Жити прибна оц наше кюрика 1367 . 30. Памт стго григори великы армени и иже съ нимь… жити ста. Октябрь . 2. Стго сщномка кюприана и устины… мни муже начло много и велико ми дивитис антиох 1368 . —121— 3. Сщномка дионисиа ареопагита ... мни стго муже начло дрвле убо въобразхъ бша врьна 1369 . 6. Ста аппла омы... поминани о апл муже нач пакы убо же по земли жити 1370 . 7. Памт стою мни ку серги и вакха... мни ю юмуже нач маимину црвующю 1371 . 8. Памт прп бны пелаги иже въ антиохии... жити муже начало женьску добродтел 1372 . 9. Памт стго и прхвальнаго ап ла икова алова... въспоминани апл 1373 . 11. Самаго събора о стыхъ иконахъ… чьтени о иконахъ 1374 . 12. Памт сты мк прова, тарха и андроника мни ихъ муже нач диоклитианъ самодьржьство римьску обьдьржса вла 1375 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1351 Макарий Египетский, 37, 3. 1352 Филофей Синаит, 20/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 311. 1353 «Каждый может ведать благодаря своему сердцу, какой готовности он достоин» (Макарий Египетский, 39, 1, 5). 1354 Нил Постник. Слово постническое/Добротолюбие славянское. Т. 2 С. 752; Исаия Отшельник, 18/Там же. С. 10. 1355 «Совершай житие свое сообразно с той целью, какую предположил себе пред Богом, в чем не осуждается совесть твоя» (Исаак Сирин, преподобный. Слово 54. С. 240). 1356 Марк Подвижник. О мнящихся, 28/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 63. 1357 «Пострада человек от безсовестия: люблением мipa изменил есть божественная начертания: состраданием к плоти непотребным содела образ» (Феолипт/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 334). 1358 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. С. 84 (на Пс.24:18, с отсылкой на Варсонофия Великого и Дорофея). 1359 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 3. Т. 1. С. 272. 1360 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 6, 4, 5. Т. 1. С. 273. 1361 Церковь называет царя-пророка Давида богоотцом потому, что он находится в чреде предков Христа по человечеству (см.: Мф.1:6; Лк.3:31). 1362 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7.7.1. Т. 1. С. 345. 1363 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 7, 7, 3. Т. 1. С. 348—349. 1364 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1365 Феофилакт Болгарский на Мф.5:22. 1366 Феофилакт Болгарский на Мф.5:23—24. 1367 Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1368 Добавление древнего переводчика «Благовестника» к: Феофилакт Болгарский на Мф.5:25—26. 1369 См.: Феофилакт Болгарский на Мф.5:28. 1370 Феофилакт Болгарский на Мф.5:29—30. 1371 Возглас на входе с кадилом на литургии Преждеосвященных Даров. 1372 Пс.50 (надписание этого псалма таково: «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии»): «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

1355. Ин. 14. 21, 24. 1356. Беседа 18, гл. 6. 1357. Беседа 16, гл. 7. 1358. Беседа 6, гл. 5. 1359. Беседа 27, гл. 19. 1360. То есть, правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда. 1361. Беседа 4, гл. 6. 1362. Беседа 28, гл. 2. 1363.  Он сказал, и они сделались, повелел, и сотворились (Пс. 148. 5). 1364.  Увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1. 31). 1365.  Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (Пет. 3. 10). 1366. Быт. 2. 5. 1367.  Терния и волчцы произрастит… тебе (Быт. 3. 18). 1368. Быт. 2. 5–6. 1369. Быт. 1. 30. 1370.  Проклята земля за тебя (Быт. 3. 17). 1371. Быт. 4. 4. 1372. Быт. 4. 8. 1373. Рим. 5. 12. 1374. 2 Пет. 3. 10; Откр. 6. 14. 1375. Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия. 1376. Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо. 1377. Быт. 1. 14–15. 1378. Ин. 16. 12–13; 1 Кор. 2. 13–14. 1379. 1 Кор. 2. 16. 1380. 1 Кор. 7. 12; 2 Кор. 13. 3. 1381. 1 Кор 6. 17. 1382. Мф. 5 48. 1383. 2 Пет. 1. 4. 1384.  Я сказал: вы боги (Пс. 81. 6). 1385. Быт. 2. 24; Мф. 19. 4–5. 1386.  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт. 1. 26). 1387.  И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2. 18). 1388. Быт. 2. 15; 3. 22–24. 1389.  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1. 27). 1390. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (Быт. 2. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010