В 1333 г., после поражения греков под Никеей, потерян был ими и этот исторический город. В 1356 г. Сулейман, сын Урхана, овладев Галлиполи, впервые утвердил турецкие владения в Европе. Османы приближались к Константинополю. С запада же норманны, завоевав южную Италию и Сицилию, давно уже угрожали морским владениям Византии. Воссоздавшееся в XIII в. Болгарское царство, освободив себя от власти греков, старалось объединить всех славян. Взаимная вражда православных греков и болгар была умело использована турками. В 1360 г. султан Мурад I взял Адрианополь и с 1365 г. сделал его своей столицей. Битвами на реке Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия. Сын Мурада, Баязет, покорил в 1393 г. Болгарию, а затем Молдавию и Валахию, Фракию и Македонию. Былая могущественная Византийская Империя свелась в конце XIV в. к небольшой полосе между Черным и Мраморным морями и к Пелопонесскому полуострову. В 1401 г. Баязет приступил к осаде Константинополя. Византия спасена была тогда вторжением в азиатские турецкие владения грозного вождя монголов Тимура-Тамерлана. Баязет был разбит и пленен Тамерланом в 1402 г. при Ангоре. Последовавшие после смерти Тамерлана раздоры между сыновьями Баязета почти на полвека отсрочили падение Византии. Великая в прошлом, она находилась в упадочном состоянии. Она дряхлела и страдала внутренними неурядицами. Не было у тогдашнего греческого народа героического подъема духа, который мог бы противостоять воинственному пылу турок. Среди династии Палеологов были крупные люди. Но они пытались в борьбе со внешними врагами опираться больше на итальянских и испанских наемников. Последние временами удачно действовали против турок, но одновременно часто причиняли вред самому населению Византии. Отдельные Императоры, вместо того чтобы призывать народ на защиту Церкви против фанатически настроенных последователей Магомета, сами отрывались от верного Православию народа, пытаясь отказом от правоверия получить, через Римского папу, помощь от Запада. Впервые на путь измены Православию вступил Император Михаил Палеолог, вытеснивший латинян из Царьграда, но боявшийся отобрания его ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Исторический очерк 29-го мая 1453 года, под ударами оружия османских турок, пал Константинополь, столица некогда могущественной и победоносной Византийской империи. Еще во второй половине XIII века, в царствование византийского императора Михаила VIII Палеолога 1 , турки прочно утвердились в Малой Азии, затем, пользуясь политическими смутами и династическими раздорами в Византийской империи, постепенно расширяли пределы своего государства на счет и в ущерб великой православной державы. В 1326 г. турками был взять город Пруса, где и была учреждена столица османского царства, в середине XIII в. вошла в состав его вся Малая Азия, за исключением города Филадельфии, где еще продолжало развеваться византийское знамя. В 1354 г. турки овладели Каллиполем (Галлиполи) и этим весьма важным завоеванием открыли себе путь из Азии в Европу 2 . В 1360 г. султан Мурад I перешел Геллеспонт, в следующем году взял византийские крепости Тиролою и Дидимотих, а потом овладел и Адрианополем 3 . В 1363 г. от Византийской империи были оторваны города Филиппополь и Серры, а в 1365 г. султан Мурад объявил Адрианополь своей резиденций, заключил договор с Рагузской республикой, покрывшею своими торговыми предприятиями почти весь Балканский полуостров, и утвердил коммерческие ее привилегии. В 1389 г. Мурад на Коссовом поле нанес страшное поражение сербам и ценой собственной гибели надолго прекратил самостоятельное существование славного сербского царства. Его сын Баязид I с успехом продолжал завоевательные действия Мурада. В 1390 г. был вынужден сдаться этому султану и город Филадельфия, остававшийся в последнее время единственным во всей Малой Азии очагом свободного византинизма. Вслед затем Баязид временно овладеть Фессалоникой. В 1393 г. он разгромил Болгарию и покорил столицу царства Тырново. Одновременно он стал окружать войсками Константинополь, готовясь к завоеванию и этого города. Только приближение западного крестоносного ополчения, под предводительством венгерского короля Сигизмунда, заставило Баязида снять осаду столицы Византийской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События А вы знаете, сколько в нас кошек и мышей? Наши пятиклассники смогли это узнать на экскурсии в Дарвиновском музее. В четверг 15 ноября ребята 5 класса, учитель Елена Николаевна, куратор Ольга Борисовна и всегда сопутствующая в наших путешествиях Ирина Евгеньевна  были на увлекательном занятии «Животные в сказках народов мира» в Дарвиновском музее.  На уроках литературы  ребята сейчас изучают тему «Фольклор», знакомятся с разными видами сказок, в том числе, со сказками о животных.  Воочию увидеть героев фольклора в новом свете помог наш поход  в музей.    Конечно, во время путешествия по странам и континентам звучало множество сказок, героями которых были птицы и звери. Но, кроме того, дети многое узнали о повадках разных животных.   Например, о том, что лиса ест ягоды и насекомых, а в южных районах лакомится арбузами, дынями и виноградом. Что белый медведь – хищник, а бурый  медведь (в сказках его зовут Михаилом Потаповичем) – всеядный.  Удивление и живой интерес вызвали доселе невиданные многими звери: кабарга (олень с маленькими клыками), вомбат (сумчатое травоядное  животное, обитающее в Австралии, напоминающее маленького медведя), мандаринка (уточка очень яркой окраски, названная в честь вельмож Китая и Японии, которых называли «мандарины»).  Всегда пользуются успехом необыкновенные «живые весы» музея, взвесившись на которых, можно узнать свой вес в кошках или мышах. Оказалось, что в Лизе Коршуновой – 1160 мышей,  в Артеме Шахназарове – 1840, в Ане Воложиной и Егоре Устинове – 1360 мышек. А в Даше Медведевой оказалось 8 кошек, в Насте Момот -  7, в Юле Ермоле – 6.  А также нужно увеличить вес Вики Маликовой в 111 раз, чтобы он достиг веса слона (сто одиннадцать Вик в слоне!). А вес Феди Хныкина 5 раз укладывается в одном медведе.  И все-таки связующей нитью нашей экскурсии был сказочный клубочек, который вел нас от одной интересной истории к другой. Вот некоторые сказки, которые мы услышали:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/445...

Ожерелья и серьги, упоминаемые в стихе, приводимом Ибн-Исхаком и составлявшие дар Вадду (Вудду), указывают на большое значение этого божества у арабов. Почитание этих божеств у колен, на которые указывают приведенные нами арабские писатели, и даже еще более широкое распространение их культа, доказывают собственные имена, в состав которых входят названия этих божеств и которые встречаются во многих коленах арабов. Так собственные имена, в состав которых входит имя Вадда, мы встречаем в коленах Кельб, Тай, Хазрадж, Гюзеиль и Корейш 1357 . Кроме того, имя Вадда мы встречаем в надписях Пальмирены, Авранитиды и Набатеи 1358 . В числе собственных имен в надписях Сафы мы встречаем также имена, которые состоят из одного только имени бога Несра 1359 . Последнее божество известно и Талмуду, как божество арабов. 1360 Имя Ягуса мы встречаем в имени (Абд-Ягус) одного поэта харесита 1361 , а также в имени (Абд-Ягус) одного из йеменских колен 1362 . У колена Мязхидж мы встречаем имена: Абд-Ягус-Масляма и Абд-Ягус-бну-Харес 1363 . Имя этого божества также встречается в собственных именах и других колен и, в частности, у колен Хиджаза, например, у корейшитов известны: Абд-Ягус и Убайд-Ягус, два сына Вахба. У бекритов Абд-Ягус-бну-Симмах 1364 . Рассмотрим теперь отдельно каждое из этих пяти божеств. Соваг. Это божество, как идол, представлялось в виде женщины 1365 . В 630 году по приказанию Мухаммеда этот идол был разрушен Амром-бну-Ас. Спутники этого последнего открыли сокровищницу этого идола, но она оказывалась пустою. Жрец его, не видя никакого средства, для своего спасения, обратился в ислам 1366 . Якут 1367 относительно этого идола сообщает: «Соваг имя идола. Абу-ль-Мунзир сказал: первым, принявшим этого идола из потомства Исмаила, был Гюзеиль-бну-Мудрика. Он принял Совага. Идол находился у них в Бургате, в области Янбо, а Янбо – место близ Медины. Стражами (храма) его были хайяниты. В стихотворениях гюзейлитов не встречается упоминания (об этом идоле), кроме стихотворения, принадлежащего одному человеку из Йемена; Ибн Кельби также не упоминает о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Покров.-Отенский, Новг. г., II, 1031. Покров.-Перевисьевская, Вологодск. г., II, 1059. Покров.-Передольский, С.-Петер. г., II, 1040. Покров.-Петровск., Сарат. г., II, 1064. Покров.-Подгорский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Порецкая, Симб. г., II, 816. Покров.-Пушкаров., Полт. г., II, 1071. Покров.-Ракова, Твер. г., II, 1111. Покров.-Симбирский, I, 377. Покров.-Суздальский, II, 1066. Покров. – Сеннянский или Сенянский, Харьк. г., II, 1075. Покров.-Угличский, II, 1074. Покров. – Училищный – Убожедомский- Московский, II, 1076. Покров.-Училищный-Харьков., I, 381. Покров.-Хотьков, Моск. г., II, 1343. Покров.-Челмогорская, Олон. г., I, 367. Покров.-Шумаровск., Черн. г., 1360. Покров.-Якутский, II, 1065. Полбинская-Предт., Орл. г., I, 382. Поликарпов-Брянский, II, 1077. Полистский-Николаев., Новг. г., II, 998. с Полонища Ново-Вознес.-Псковский, II, 1016. на Полонище-Успен.-Псков., II, 1327. Полоцкий-Братский-Богоявл., I, 86. Полтавский-Крестовоздв., II, 896. в Поле Архангел.-Михаил.-Псковск., II, 1354. на Поле Козмодемьян.-Новгородский, II, 880. на Поле Петров.-Ростовский, II, 1045. с Поля-Алексеев.-Псков., II, 611. с Поля Никит.-Псковский, II, 946. Понедельный-Никол., Новг. г., II, 999. Порховский-Рожд.-Богор. – Пречистенс., II, 1134. Порховский-Спасский или Спасо-Преображ., II, 1185. Порховской-Успен., II, 1301. Порецкая-Иванов.-Покров., Симб. г., II, 816. Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Посольский – Спасо – Преображ., Забайк. обл., I, 383. Похвало-Богород-Переяслав., II, 1264. Почепицкий-Стародубский, II, 1326. Пошехонская-Тихвин., II, 1217. Пошехонский-Рябинин или Рябинский-Троиц., II, 1137. Предтеч.-Астраханский, II, 842. Предтеч.-Брянский, II, 732. Предтеч.-Вяземский, II, 1081. Предтеч.-Глуш.-Дионисиев, Волог. г., II, 767. Предтеч.-Донецкий, Ворон. г., I, 176. Предтеч.-Железноборовский, Костр. г., II, 796. Предтеч.-Казанский, II, 843. Предтеч.-Краснослободский, II, 1080. Предтеч. на Кулижках-Московский, I, 208. Предтеч.-Лукинский-Сумский, I, 387. Предтеч.-Макариев., Арх. г., I, 277.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

что солнце не заходило) приписывает незнанию священного писания; но никто не заподозрит в том того же Макария, а между тем он же считал «книгу Еноха Праведного» канонической 1360 . Дело в том, что для недалеких книжников, при отсутствии критики, переход от священного писания к апокрифам, по их общему содержанию, был весьма легок и вполне естественен. § VII Сведений об Иуде предателе, кроме находящихся в Евангелии нет, но народная фантазия не могла на этом успокоиться: она интересовалась как мотивами его преступления, так и обстоятельствами его смерти и судьбой в загробной жизни, она старалась постигнуть его характер, начиная с его детства. В Византии, на Западе и в России постепенно сложился обширный круг сказаний о нем, как записанных, так и сохраняющихся в устной передаче. Были даже попытки оправдать Иуду и объяснить его предательство высокими побуждениями. Во II веке существовала секта каинитов или иудистов, почитавшая Каина, Исава, содомитян, а также Иуду, которому одному, по ее учению, была открыта тайна творения человека и отношение земного мира к небесному. Сектанты утверждали, что Иуда знал о предстоящем разрушении царства Иеговы смертью Иисуса Христа и для доставления человечеству тех благ, которые соединяются с ней, он предал его смерти. И поэтому иудаиты почитали Иуду, как человека, достойного удивления. Есть также известие, что визант. импер. Михаил хотел канонизировать предателя. Но подобные увлечения личностью и поступком Иуды составляют исключения. Все богатство фантазии направилось в обратную сторону. Так, постепенно создалась легендарная история Иуды, основная мысль которой та, что измена его не могла зародиться в мысли человека, прошлое которого не было бы запятнано ужасными преступлениями. Таким образом, с самого детства он является одержимым дьяволом , под влиянием которого он совершает ряд самых мрачных злодеяний: подобно Каину, он убивает брата и, подобно Эдипу, убивает отца и становится мужем свой матери (впрочем не зная того, вследствие продолжительной отлучки с детства). Прежде, чем дойти до апостольства, он оказывается слугой у Пилата, а покаяние сопровождается всепрощением Христа, принявшего его в сонм апостолов 1361 . Приведенная выше легенда передана на страницах летописи Матфея Вестминстерского 1362 . Легенда эта, в свою очередь, отразилась в памятниках народного творчества, а так же древне-христианского и более позднего искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

72 Bandr. Geogr. tom. II. pag. 299. Rayn. n. 94. Hist, de Timur-Bec. соч. Шефереддина lib. III. Ист. Русск, нар. Полевого том V стр. 206–207. 73 Иверцы в глазах Турок имели пред прочими народами такое преимущество и уважение, что путешествовавшие ко Св. местам Грузины были освобождаемы от всякой дани, обыкновенно платимой почти всеми народами. В самый Иерусалим въезжали вооруженные, и с поднятым штандартом или знаменем; по святому граду мужчины и женщины имели право носить оружие. Турки и Султан Египетский столько уважали их, что пленных Грузинцев приглашали вступить в число телохранительного войска. Из них еще при Султане Селиме I образовавшееся войско получило название Мамелюков. Достойно замечания повествование Варфоломея-де-Салииьякь tom. 8 cap. I Georgiani, quando Hierosolymam eunt peregriuatum, Sultano (Hegypto) tributum non solunt, sed in camelis dromedariis, et equis prompaticis venientes, erectis vexillis Hierosolymam ingredinutur. Horum foeminae et mares armatae incedunt. Pileis utuntur, lit Turcae cubito altis; – Sultanus ac Turca valde timent и проч. Еще прежде его писал о воинственном воспитании Грузин. женщин Vincentis Belvacensis: Bellicosi sunt homines... Mulieres eorum (Georgianorum) equestris ordinis doctae sunt ad praelium. Fragm. dereb. orient, ann. 1360, lib. XXVI cap. 43 Тоже пишет и Немецкий путешественник Баумгартен живший в XVI веке Itiner. lib. 11 cap. 9. Сколько страшны были Грузины соседям в тверды в вере Греческой Восточной церкови и усердны к Святым местам, видно из совета Армянина Гайтона Татарам, врагам Султана Египетского, и из предложения его Папе Римскому по случаю вооружения Запада против них, принять Грузию» в число войск Запада, как людей храбрых и воинственных. См. Hist. Haylh. Arm. cap. LVIII et LVIV. Твердости Грузин в вере христианской среди врагов Евангелия, при бесчисленных и непрерывных нападениях, при опустошениях и усилий преклонить их под Алкоран, – удивлялся весь Запад. Так пишет Михаил Неандр, живший в начале XVI века, в книге своей: Orbis terrae explicate Iberi professionem coelestis doctrinae inter infinitos quamvis potentissimos bostes, nihilominus hactenus constanter retinere dicuntur. Vid. Asia Major.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рига, Латвия Пастор Телефон On-line Алексей Ледяев +371–744–0535 Аргентина Буэнос-Айрес Евгений ne are®,ukr.net Армения Ванадзор Вачик Джилавян +374–51–30–010 Ереван Тигран Тадевосян +374–157–3653 Степанаван Сое Матевосян +374–56–32–343 Степанакерт Самвел Казарян +374–39–51–790 Армен Асулян +374–54–25–878 Белоруссия Барановичи Леонид Вороненко +375–163–454–128 Елена Голубева +375–162–264–923 Гомель Эльдар Алиев +375–297–309–418 Дятлово Денис Г иль +375–1563–21–852 Жабинка Виктор Армен Каграманян +375–296–598–840 Новогрудок Владимир Подевилы Сергей Поставы Вячеслав Курочкин +375–2155–21–172 Светлогорск Виталий Мироевский +375–2966–44–138 Слоним Денис Г иль +375–1563–26–092 Сморгонь Владимир Чечерск Юрий Алиев +375–2332–21–523 Германия Бад Ибург Давид Штоль +49–4471–933–329 Берлин Давид Штоль +49–177–588–7444 Билефельд Базилиус Халле +49–171–937–2028 Валерий Рейхерт +49–228–987–5449 Гамбург Давид Штоль +49–170–510–9976 Гифхорн Давид Штоль +49–171–933–9335 Клоппенбург Давид Штоль +49–4471–933–329 Нюрнберг Валентин Штро +49–911–544–1436 Тоштед Давид Штоль +49–4471–933–329 Оснабрюк Василий Спалтаков +49–173–985–3785 Ганновер Юрий Каплин +49–511–353–3576 Израиль +972–549–83885 Казахстан Алматы Виктор Овсянников 3272–688–276 Латвия Левон Артьюнов +371–744–0535 Валмиера Левон Артьюнов +371–744–0535 Гулбене Роланд Брачс +371–761–1430 Екабпилс Владимир Иванов +371–522–3407 Кулдига Валдис Зивертс +371–744–0535 Лестене Валдис Стродс +371–316–2995 Ливаны Юрий Кузьмин +371–534–2375 Мадона Роланд Брачс +371–761–1430 +371–572–2858 Анна Лаймонис +371–504–4259 Резекне +371–572–2858 Алексей Ледяев +371–744–0535 Сигулда Ингуна Миллере +371–645–7807 Тукумс Дзинтра Иванчик +371–744–0535 Юрмала Алексей Ледяев +371–744–0535 Каунас +370–729–1360 Польша Голдап Войцех Чижевский +4887–615–1868 Россия Абакан Игорь Самойлюк Анадырь Александр Лазуткин +7–42722–22–994 Дмитрий Иванов +7–3854–251–090 Благовещенск Михаил Дарбинян +7–4162–312–171 Валуйки Максим Олейник +7–07236–35–663 Верхняя Салда Александр Вернигор +7–34345–25–227 Воронеж Владимир Татаринов +7–0732–148–988 Гатчина Сергей Стагнеев +7–81271–710–17 Жуковский Олег Новиков +7–09648–78–350 Кетово Вячеслав Данилов +7–35231–22–725 Когалым Вадим Рыбкин +7–34667–22–311 Красноярск Сергей Сенакосов +7–3912–652–679 Кулешовка Павел Яремкин +7–86342–98–811 пос

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novoe-po...

«Постановлением ВЦИК РСФСР от 14 января 1929 г. был образован Северный край. В его состав входили Архангельская, Вологодская, Северо-Двинская губернии и Коми автономная область. Центром края стал Архангельск. Президиум ВЦИК РСФСР своим постановлением от 15 июля 1929 г. разделил Северный край на пять округов (Архангельский, Вологодский, Ненецкий, Няндомский, Северо-Двинский). Кроме того, в Северный край входила автономная Коми (Зырянская) область и острова Белого моря и Северного Ледовитого океана: Вайгач, Земля Франца-Иосифа, Колгуев, Матвеев, Новая Земля и Соловецкие острова. 5 декабря 1936 г. Северный край преобразовали в Северную область (из его состава выделили автономную область Коми, преобразованную в Коми АССР). 23 сентября 1937 г. постановлением ЦИК СССР Северная область была разделена на Архангельскую и Вологодскую. В 1930 г. Северный край был самым крупным регионом спецпоселений раскулаченных семей. Партийные и советские органы края проделали масштабную организационно-хозяйственную работу по приему, размещению раскулаченных семей и созданию для них разветвленной системы спецпоселений с соответствующей инфраструктурой. Для руководства этой многогранной работой в январе 1930 г. при крайкоме ВКП(б) была создана комиссия из трех человек под руководством секретаря крайкома партии С.А. Бергавинова. Комиссия крайкома 3 февраля 1930 г. разработала план временного расселения в крае «кулацких семей». Планом предусматривалось разместить в приспособленных помещениях Архангельска, Вологды, Котласа и Сольвычегодска 74 тысячи человек. В семи районах края намечалось построить 1360 бараков на 206 тысяч спецпереселенцев. План приема и расселения в крае спецпоселенцев пересматривался не менее десяти раз. Изменения в него вносили многие управления крайисполкома и хозяйственные руководители. Первоначальным планом намечалось вселить в край 75 тысяч раскулаченных семей, но после изучения обстановки в районах расселения эта цифра была скорректирована до 46 тысяч семей. Окончательный вариант плана приема и размещения спецпереселенцев был утвержден на заседании комиссии крайкома ВКП(б) 28 марта 1930 г. На строительство жилья и их обустройство планировалось использовать 79.370.437 рублей. Использовать труд спецпереселенцев намечалось на лесозаготовках и сплаве, в разработке недр и мелиорации, в строительстве, лесохимических и рыбно-зверобойных промыслах, в дорожном строительстве» (Лобченко Л.Н. Из истории спецпосёлков в Северном крае – Вестник архивиста, 2006, 4-5. – С. 137-156; (дата обращения: 12.01.2023).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Но праведность входит в содержание царства Божия, – и не только праведность, но и все, что наполняет самую правду новозаветную, реализует ее в более конкретном виде. Царство Божие принадлежит нищим духом, детям и умалившимся как дети, – напротив, трудно имеющим богатство или надеющимся на добрые дела войти в царство Божие 1357 и т.д. Во всех этих сочетаниях ударяется не на награде, а на условии, на духовной энергии, которою обусловливается царство Божие: духовное усилие дает содержание царству Божию, и в условии его наступления скрывается молчаливая, но неустранимая корректура старых преставлений о царстве Божием. Царство Божие стало в евангельской проповеди западнею для всех ожидавших его: царство Божие истинно и неотъемлемо принадлежит лишь тем, которые приносят «плоды его» 1358 . Впрочем, царство Божие не ограничивается одною праведностью. Оно не есть дело одних человеческих сил, но оно вместе с тем есть дар божественный. Оно не есть только задача для человека, но и благо для него. Царство Божие не только праведность, но и вечная жизнь. Если Отец Небесный, по свойству Своей благости, может давать человеку только блага, и все истинные блага посылаются Отцом Небесным 1359 ; если, затем, царство небесное уготовано праведникам Отцом Небесным, и Он благоволил дать царство верующим 1360 , то, следовательно, царство Божие и есть то благо, или совокупность тех благ, которые даруются людям Отцом Небесным. Царство Божие не только внушает человеку этический долг, требует от него усилий и дела, но и делает для него возможным интимный опыт религиозной абсолютности, делает для него действительностью благо вечной жизни. И те жертвы, которые требуются от человека для устроения на земле царства Божия, это не суть жертвы сурового долга, – это радостные жертвы низшими благами ради благ высших. Нам заповедано искать прежде всего царства Божия и правды его, потому что с наступлением царства Божия все остальное приложится нам 1361 , т.е. наступит полное удовлетворение. От человека требуется ради царства Божия оставить все имение, отсечь все соблазняющее, но принести эти жертвы человеку «радостно», так как царство небесное есть сокровище, с которым ничто не может сравниться по ценности 1362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010