По свидетельству Михаила Пселла, Е., явившись во сне низложенному К-польскому патриарху Михаилу I Кируларию († 1058), предсказал ему близкую кончину, к-рая должна была избавить его от судебного разбирательства ( Σθας Κ. Ν. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη. Βενετα, 1874. Τ. 4. Σ. 373-374). В пространном Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской), написанном ок. 1385 г. Болгарским патриархом св. Евфимием Тырновским говорится, что Е. был ее младшим братом, в бытность архиереем «различныя ереси от стада отгнав», а после его кончины мощи «реку мура преславно источиша, яже на пъприще едино истекааше в море, якоже иже тамо шедшеи добре съведять» (изд.: Kalu niacki E. Zur älteren Paraskevaliteratur der Griechen, Slaven und Rumänen. W., 1899. S. LXVIII-LXXI; ВМЧ. Окт. Дни 4-18. Стб. 1026). На основе этого произведения было составлено т. н. 2-е проложное Житие прп. Параскевы, сопровождающее нек-рые списки слав. службы ей, также атрибутируемой патриарху Евфимию. Е. упоминается в числе св. целителей в греч. молитве об исцелении больного из сборника Vindob. Phil. 178, 1429-1430 гг., находящегося в Австрийской национальной б-ке в Вене ( Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. M., 1893, 1992р. Pars 1. P. 325). Рус. паломник игум. Даниил (нач. XII в.), упоминая г. Абидос, говорит, что «противу тому граду лежить святый Еуфимие Новый» («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18). Антоний Новгородец (ок. 1200) пишет: «У Калиполя же святый отец Еуфимеи лежит» (Книга Паломник. С. 37). Ист.: BHG, N 653z - 654; Арсений (Иващенко), еп. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским//ЧОЛДП. 1889. Март-май. С. 1-70 (отд. паг.); Αντωνιδης Β. Γεωρϒου Κυπρου ϒκμιον ες τν μϒαν Εθμιον πσκοπον Μαδτων//ελτον τς Ιστορικς κα Εθνολοϒικς Εταιρεας τς Ελλδος. Αθναι, 1892. Τ. 4. Σ. 387-422; SynCP. Col. 660; Патриарх Евтимий: Съчинения/Съст. К. Иванова. София, 1990. С. 267-269. Лит.: Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1037; Laurent V. Euthyme, éveque de Madyta//DHGE. T. 16. Col. 62-63; Sauget J.-M. Eutimio, vescovo di Madito//BiblSS. Vol. 5. Col. 333-334; Иванова К. Житието на Петка Търновска от патриарх Евтимий: (Източници и текстол. бележки)//Старобългарска лит-ра. София, 1981. Кн. 8. С. 17-18; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 146.

http://pravenc.ru/text/187645.html

Церковь Богородицы Перивлепты в Охриде. 1295 г. Фотография. 2016 г. Фото: иером. Игнатий (Шестаков) Сведений об отношениях между О. а. и Тырновской Патриархией, сосуществовавших в границах Болгарского царства, не сохранилось, как и об утрате автокефального статуса архиепископией после восстановления в 1235 г. патриаршего статуса Тырновской Церкви, когда ее предстоятель стал именоваться «преосвященный архиепископ Богоспасаемого великого града Тырново и патриарх всех болгар» ( Цонев Б. Опис на ръкописите на Народната б-ка в София. София, 1910. Кн. 1. С. 197). В синодике Болгарской Церкви имена патриархов Тырновских следуют за именами патриархов Преславских, подчеркивая преемственность между ними, а имена архиепископов Охридских - Иоанникия (ок. 1238) и Сергия (ок. 1241) - стоят между именами Вельбуждских и Браничевских епископов ( Божилов И., Тотоманова А.-М., Билярски И. Борилов синодик. София, 2010. С. 173-174), что указывает на подчинение архиепископа Охрида Тырновскому патриарху ( Снегаров. 1924. Т. 1. С. 151). Отсутствие в синодике упоминания архиеп. Димитрия Хоматиана позволяет предположить, что до его смерти (после 1236) архиепископия сохраняла автокефалию, но при преемниках уже утратила. Косвенно об этом свидетельствуют сообщения богослова Никифора Влеммида в его автобиографии: во время посещения Эпира в 1239-1240 гг. он нашел Охрид без предстоятеля ( Nicephori Blemidae Autobiographia sive Cirriculum vitae/Ed. J. A. Munitiz. Leuven, 1984. S. 33), и патриарха Тырновского свт. Евфимия в Житии прп. Параскевы (Петки) Тырновской о поставлении после битвы при Клокотнице (1230) болг. царем на завоеванных землях «митрополитов и епископов» (Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393)/Hrsg. E. Kaluniacki. W., 1901. S. 90). О временной утрате автокефалии О. а. сообщается в болг. «Сказании о Болгарской и Сербской Патриархиях», составленном на Св. Горе в XV в., где в числе Тырновских патриархов упоминается архиеп. Охридский Феофилакт как толкователь Евангелия и говорится, что ранее «Охридская земля и другие дальние места» принадлежали Тырновскому царству «и там, с благословения Тырновского патриарха, архиепископ Охрида своих епископов поставлял» ( Ангелов Б. С. Стари слав. текстове//ИИБЛ. 1958. Кн. 6. С. 259-269).

http://pravenc.ru/text/2581773.html

День четырнадцатый Память преподобной матери нашей Петки-Параскевы Болгарской «Закон любви таков, – говорит описатель жизни святой Параскевы, – что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, все оживает и растет, так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и, подавая силу усердию нашему, ведет нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии Далматии славится имя преподобной Параскевы» 686 . Родители блаженной Петки были славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностью; жили они в местечке Эпиватос (Пиват, турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петки был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе ( Мф. 16, 24 ): эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце ее, и она, при выходе из храма, отдала богатое свое платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Родители побранили ее за выменянный наряд; но сердце ее горело любовью к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили ее резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить. Брат Петки, когда достаточно научен был Священному Писанию , пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твердым. По известности о его высокой жизни возведен он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости, и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове патриарху Михаилу Керуларию (1043–1058) с похвалами отзывается о святителе Евфимии как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря 687 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

периода датируют 2-й пол. XV в. К ним относят: церкви Драгалевского мон-ря Богородицы Витошской (1476), монастырскую во имя вмч. Димитрия около с. Бобошево (1488), апостолов Петра и Павла в метохе Орлица Рильского мон-ря (1491) и вмч. Георгия Кремиковского мон-ря (1493). Архитектура этих храмов не имеет к.-л. отличительных черт: постройки небольшие, однонефные, с одной апсидой, перекрытые полуцилиндрическим сводом. В кон. XV в. к храмам Драгалевского и Кремиковского мон-рей были добавлены нартексы. Кроме церкви метоха Орлица, все монастырские храмы возведены и расписаны на средства представителей местной болг. аристократии, их портреты представлены на фресках. Роспись храмов метоха Орлица, Драгалевского мон-ря, Бобошева принадлежит мастерам охридской школы, Кремиковского мон-ря - художникам костурской мастерской. В целом программа росписи продолжает традицию балканской живописи XIV в. с большим числом отдельных композиций, циклов, иллюстраций житий святых, псалмов и др. Успение Богородицы. Роспись ц. св. Петки в с. Вукове. 1598 г. Фрагмент Успение Богородицы. Роспись ц. св. Петки в с. Вукове. 1598 г. Фрагмент Датированные памятники монументальной живописи 1-й пол. XVI в. не сохранились. В сер. века были созданы фрески небольшой церкви Ильинского мон-ря (1550; ныне на территории Софии). В кон. XVI в. были построены и украшены церкви св. Петки Самарджийской в Софии, в мон-ре св. Иоанна Рыльского в с. Курило около Софии (1596), осуществлена роспись фасада кафоликона и интерьера трапезной Роженского мон-ря (1596/97), 1-й слой росписи ц. Рождества Христова в с. Арбанаси (1597), ц. св. Петки в с. Вукове (1598), ц. св. Стефана или т. н. Новой митрополии в Несебыре (1599). Здесь работали мастера из Печской Патриархии (Петка Самарджийска) и греки. В росписях заметно влияние критской иконописи, появились новые иконографические детали, напр., в композиции «Страшный Суд», цикл по воскресным Евангелиям и др. Строительство и украшение храмов велось деревенской или ремесленнической общинами, приглашавшими мастеров высокой квалификации из разных мест Балкан.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999        В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Значит, она сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих. Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья. Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

См. сноску на с. 97. 158 Горячность этого письма объясняется не только воинственным характером воеводы, но и остротой ситуации. Дать согласие на этот брак для отца юноши означало бы подписать приговор всем своим потомкам, из которых никто уже не сможет стать священнослужителем, поскольку Мирабай не браминских кровей. 159 Васудева(санскр. «тот, чей бог Васу») — поклонник Васу (санскр. «доброго»). Васудевой звали отца Кришны, и потому для Кришны это имя является родовым. 160 По сербски: сестра, жена и мати». 161 Преподобная Параскева-Петка(† XI в.; память 14/27 октября) весьма почитается сербами, трудно найти церковь в Сербии, где бы не было ее иконы; много храмов и часовен воздвигнуто в ее честь. Она родилась в Сербии, в селении Епиват, после смерти родителей продала все имение, раздала деньги нищим и пошла в Царьград, чтобы поклониться его святыням. Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

«Закон любви таков,– говорит описатель жизни св. Параскевы,– что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их, тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, всё оживает и растёт: так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и подавая силу усердию нашему, ведёт нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии и Далматии славится имя преп. Параскевы» 615 . Родители блаженной Петки были сла­вяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностию; жили они в местечке Эпиватос (Пивать, турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петки был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. «Иже хощет по мне идти, да отвержется себе»: эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце её и она, при выходе из храма, отдала богатое своё платье встретившемуся бедняку, выменяв на него лохмотье. Родители побранили её за вымененный наряд; но сердце её горело любовию к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла тоже самое. Бранили её резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить. Брат Петки, когда достаточно научен был священному писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимие, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре мадитской, на берегу моря 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Г. Л. изначально было связано с округой мон-ря, сев.-вост. Македонией и прилегающими районами юго-зап. Болгарии, где святой почитался как покровитель домашнего скота и пастухов. В истории перенесения его мощей в Тырнов и в широком почитании в Болгарии много неясного. В житиях упоминаются 2 взаимоисключающие даты события: до 1330 г. (в старшем списке проложного жития) и ок. 1389 г. (в пространном житии начало похода султана Мурада I на Сербию, окончившегося Косовской битвой), но нет никаких сведений о возвращении святыни в обитель, хотя проложное житие переписано в 1330 г. непосредственно в мон-ре и скорее всего там же написано и пространное. Вопрос о возможности двоекратного перенесения мощей Г. Л. в Тырнов на сегодняшний день остается открытым, совпадение формулировок (за исключением аргументации перенесения мощей в 1389 и инициативы болг. патриарха в этом вопросе) свидетельствует скорее всего о том, что пространное житие содержит неверно интерпретированное и как следствие этого неправильно датированное осмысление сведений проложного. Свидетельство древнего проложного жития также требует внимательного рассмотрения. Формально оно примыкает к группе проложных житий и повестей кон. XII - сер. XIII в. (жития святых Иоанна Рильского, Михаила Воина, прп. Параскевы-Петки Эпиватской, повесть о перенесении мощей Илариона, еп. Могленского), рассказывающих о перенесении в столицу 2-го Болгарского царства святынь с отвоеванных у Византии территорий при первых царях из рода Асеней, но имеет отличительные черты. В указанных выше памятниках сообщаются конкретные исторические обстоятельства и детали переноса мощей (если нет точной даты, то непременно называется имя царя). Кроме того, все принесенные реликвии происходили из городов, а не из малых мон-рей. И наконец, в отличие от этих сочинений проложное Житие Г. Л. не получило распространения в болг. книжности XIV в. и не вошло в состав Стишного пролога. Эти особенности, а также отсутствие известий о возвращении мощей позволяют предположить, что сообщение о перенесении мощей Г. Л. в Тырнов было включено в житие для придания большего значения культу Г. Л. по аналогии с названными святыми. В XIII в. имя Г. Л. было включено вместе с именами святых Иоанна Рильского, Иоакима Осоговского, Прохора Пшинского, Параскевы-Петки, Бориса и Глеба в молитву за болящего, написанную, очевидно, в Македонии и сохранившуюся в Требнике 1-й пол.- сер. XIV в. (РНБ. Q. п. I. 24. Л. 21-24), привезенном в 1868 г. А. Ф. Гильфердингом из поездки по Балканам.

http://pravenc.ru/text/161373.html

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Петкана. Сербский бестселлер издан на русском языке В апреле в рамках Дней сербской культуры в Москве в Издательстве Московской Патриархии прошла презентация романа «Петкана» с участием его автора — сербской писательницы Лиляны Хабьянович-Джурович. Русский перевод романа вышел в издательстве «Паломник» в 2008 году. В книге рассказывается об одной из самых почитаемых в Сербии святых — преподобной Параскеве Петке, жившей в Византийской империи в XI веке. Сербское слово «Петка» обозначает «Пятница». Этот день недели особо почитается православными верующими — ведь именно в пятницу был распят Господь Иисус Христос. Описывая жизнь святой Петки, автор романа опиралась на житие подвижницы, составленное патриархом Евфимием Тырновским в XIV веке. На презентации автор ответила на вопросы своих российских читателей. — Госпожа Хабьянович-Джурович, почему ваш роман именно о преподобной Параскеве Петке? — Всего я написала девять романов. Я бы разделила их на два цикла. Первый цикл — это как бы моя исповедь, а вторая часть уже может быть названа литературой духовной. Эту вторую часть открывает как раз роман «Петкана». В 1999 году я закончила свой роман «Павлинье перо» и сразу после этого начала работать над другой книгой. 29 декабря 2000 года я пришла в церковь преподобной Параскевы Петки, чтобы приложиться к ее святой иконе. И вдруг поняла, что должна прекратить работу над той книгой и начать писать книгу о преподобной Параскеве. Я очень испугалась, потому что в Сербии преподобная Параскева Петка — это, несомненно, самая любимая святая, почитание которой может сравниться только с почитанием Самой Пресвятой Богородицы. На протяжении столетий множество людей в Сербии стали свидетелями чудес, совершенных по молитвам святой преподобной Параскевы. Я и сама неоднократно разговаривала с людьми, которые в наше время стали свидетелями этих чудес. Я боялась, что, взявшись за такой труд, я могу невольно оскорбить чувства этих людей. Больше месяца я провела в тяжких раздумьях. И вот одним прекрасным утром я проснулась и поняла, что все-таки начну работу над этим романом. И как только я сказала себе: «Да, я возьмусь за это», у меня в голове сразу выстроился план и композиция будущей книги, и все мне стало ясно и понятно.

http://e-vestnik.ru/reviews/petkana_serb...

Иоанна Крестителя, св. арх. Михаила и храмовая икона. Наиболее распространены были изображения свт. Николая Мирликийского, вмч. Георгия, прп. Иоанна Рыльского, вмц. Петки (Параскевы), прор. Илии и др. С развитием иконостаса увеличивается количество в нем праздничных икон. С XVII в. возрастает число житийных икон почитаемых святых. Наряду с иконами классической поствизант. традиции, к-рые были привозными или создавались приглашенными греч. мастерами, существовало большое количество икон, написанных в местных артелях. Иногда приезжие и местные мастера работали вместе, как в Несебыре XVII - нач. XVIII в. Несмотря на непрекращавшийся ввоз икон, в XVII и особенно в XVIII в. местная продукция доминирует. Стиль икон этого периода из районов Тырнова, Врацы или Софии не отличается классической трактовкой, а передает специфику болг. иконописи - непосредственность в передаче форм и яркий колорит. Болгарская иконопись в XV-XVIII вв. была тесно связана с развитием иконостаса. Примеров иконостасной преграды XV-XVI вв. не сохранилось, только в кон. XVI в. в церквах св. Петки в Вукове (1598) и св. Стефана в Несебыре (1599) можно различить основные элементы буд. иконостаса: простую деревянную конструкцию с четким горизонтальным членением составляли иконы местного ряда вместе с царскими вратами и диаконскими дверями, апостольский фриз и венчающее иконостас Распятие. Резьба по дереву первоначально появилась только в оформлении алтарных дверей и Распятия, к кон. XVIII в. уже вся деревянная конструкция покрыта резьбой. Ранняя резьба раскрашена и позолочена, простой плоскостной рельеф постепенно обогащается ажурными элементами. В XVI-XVII вв. резьбу иконостаса и иконы нередко выполняли одни и те же мастера. IV. Прикладное искусство. В ходе османского завоевания Балканского п-ова мн. художественные ценности были утрачены. Нехватка использовавшихся в богослужении священных предметов стимулировала производство церковной утвари. Расцвет ювелирного дела в XV-XVII вв. происходил в экономических центрах, в окрестностях к-рых имелись разработки месторождений металлов (в первую очередь серебра), или в городах с хорошо развитыми ремеслами и торговлей.

http://pravenc.ru/text/149669.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010