Сочинения Е. в XV-XVII вв. широко распространялись в правосл. слав. мире. Константин Костенечский , учителем к-рого был Андроник, один из учеников Е. в Бачковском мон-ре, назвал «великого этого искусника [Евфимия] славянских письмен светилом стран тех, что воистину явилось и поныне [является] до реки глаголемой Марица, и в Скифских странах, и в Загорье». Почти в полном составе книжное наследие Е. перешло в Валахию и Молдавию, где, как предполагают ученые, был полностью переписан 10-томный свод отредактированных им Житий, похвал и служб. Труды Е. копировались в Бачковском и Рильском мон-рях, в серб. землях, на Афоне, в Вел. Литовском княжестве, в Москве и Новгороде. Из Житий, составленных Е., на Руси и в Вел. Литовском княжестве стали популярными Жития Параскевы (Петки), Илариона Мегленского и Филофеи Тырновской, из Похвальных слов в рус. торжественниках встречается только Похвала равноапостольным Константину и Елене и перевод отрывка из творения еп. Евсевия Кесарийского, посвященного имп. Константину. В XVI в. написанные Е. Жития болг. святых вошли в ВМЧ, в XVIII в.- в свод свт. Димитрия Ростовского. Почитание Ссылаясь на то, что не сохранилось ни одного болг. списка Похвального слова Е. митр. Григория Цамблака, К. Иванова пришла к выводу, что автор написал его в период проповеди в Сучаве либо в период пребывания на кафедре в Киеве с целью инициировать прославление своего учителя, а не как следствие распространения его почитания ( Иванова. 1986. С. 100-101). На основании упоминания Е. как святого в заглавии одной из молитв в Служебнике нач. XVI в. П. А. Сырку сделал вывод, что в XVI в. Е. почитался в афонском мон-ре Зограф, а отсутствие более поздних следов его почитания (в т. ч. Жития и службы) объяснил последовавшим запустением мон-ря ( Сырку. 1890. С. 57-58). Гимнография Помимо Похвального слова в отрывке рукописи, происходящей из Бобошевского мон-ря, под 17 июля сохранилась стихира, посвященная Е. ( Калев Д. Богослужебна прослава на св. патриарх Евтимий//ДК. 1979. Кн. 1. С. 26). На основании текстуальных совпадений между Похвальным словом и этой стихирой можно предположить, что была и служба в честь Е., к-рая не сохранилась. Совр. служба в честь Е. была составлена еп. Левкийским Парфением (Стаматовым) в 1951 г. (Минея. Янв. М., 2002. Т. 5. Ч. 2. С. 183-197). Иконография

http://pravenc.ru/text/187641.html

Румынская Церковь канонизировала свою первую известную монахиню Бухарест, 31 марта 2022 г. Фото: basilica.ro В феврале Священный Синод Румынской Православной Церкви причислил к лику святых преподобную Теофану Бесараб, сообщает информационное агентство «Basilica». Святая Теофана (в миру Теодора; ок. 1300-ок. 1351) стала царицей Болгарской, а позже - первой известной монахиней в истории Румынии и ученицей великого исихаста - преподобного Феодосия Тырновского. Ее день памяти в Румынской Церкви будет отмечаться ежегодно 28 октября. Хотя преподобная Теофана имела румынское происхождение, она также известна как «мать Болгарии» эпохи династии Асеней. Для многих она по сей день воплощает преданную мать, царственное изящество и одновременно благочестие. Однако о жизни святой мало что известно, и судьба ее мощей окутана тайной. Теодора была старшей дочерью князя Басараба I, первого правителя (воеводы) централизованного государства Валахия. Для укрепления политических связей в 1322 году Басараб выдал свою дочь замуж за Ивана Александра, царя Болгарского, в городе Ловеч. Там она покровительствовала обширной духовной и культурной деятельности, в том числе переписыванию и переводу рукописей со Святой Горы Афон и из Константинополя. У Теодоры и ее мужа родились три сына и дочь. Хотя святая пользовалась большим уважением в народе, который любил ее за благочестие, смирение, добрые дела, культуру и образованность, ее брак с Иваном Александром в конце концов распался, когда он полюбил другую женщину. Теодора поступила в монастырь близ города Велико-Тырново, взяв в монашестве имя Теофана. Позднее она, как считается, перебралась в пещерный монастырь Алботин (Альбутин) на территории Видинской епархии, где подвизалась и мирно преставилась ко Господу. По одной версии, ее мощи перенесли в Белград вместе с мощами преподобной Параскевы (Петки) Сербской, чтобы спасти от османского нашествия, где они, предположительно, пребывали до 1521 года, когда турки захватили и Белград. Через некоторое время султан Сулейман I Великолепный (1520-1566) приказал перенести мощи в Стамбул.

http://pravoslavie.ru/145473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Рака с мощами прп. кнг. Милицы в мон-ре Любостиня (В монашестве Евгения; ок. 1335 - 11.11.1405, мон-рь Любостиня), прп. (пам. 19 июля), серб. кнг. М. происходила из боковой ветви правящей династии Неманичей , была прапраправнучкой вел. жупана Сербии Вукана , старшего сына серб. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), правнучкой его сына Димитрия (см. Давид , прп.), младшей дочерью кн. Вратко, вельможи при дворе серб. кор. Стефана Уроша IV (с 1346 царь, см. Стефан IV Душан ). О раннем периоде жизни М. ничего не известно, сведения о ней появляются в источниках (Жития кн. Лазаря и Похвальные слова ему, акты, сказание Григория Цамблака о перенесении мощей прп. Параскевы (Петки) Тырновской в Видин и Сербию, житие деспота Стефана Лазаревича) после 1389 г. В нач. 50-х гг. XIV в. она вышла замуж за придворного Стефана Душана Лазаря , принявшего впосл. титул князя, а после смерти Стефана Уроша V (1371) ставшего крупнейшим правителем на серб. землях и имевшего двор в г. Крушевац. Сначала у М. родились 5 дочерей, затем 3 сына - Стефан (см. Стефан Лазаревич ), Добривой (или Добровой; † во младенчестве) и Вук. В воспитании детей ей помогала дальняя родственница мон. Евфимия , впосл. деспот Стефан называл ее своей 2-й матерью. После гибели супруга в битве на Косовом поле (15 июня 1389) М. стала регентшей при малолетнем сыне Стефане до его 16-летия (1393) и решала внутри- и внешнеполитические вопросы. Вскоре после Косовской битвы к княжескому двору в Крушевац прибыли послы тур. султана Баязида I (1389-1402). Сербия признала зависимость от Османской империи и обязалась выставлять войско для участия в османских военных действиях. Наследник серб. трона Стефан и его брат Вук регулярно посещали двор султана, а их сестра Оливера была отправлена в султанский гарем. М. согласилась на эти требования, выдвинув условия, что ее дочь останется христианкой, а Православная Церковь в Сербии не будет подвергаться гонениям. Оливера стала одной из законных жен султана, имела на него влияние и помогала матери и братьям, а после гибели супруга в 1402 г. вернулась в Сербию. Верность Православию и Сербии сохранила и дочь М. Драгана, когда ее муж Александр, сын болг. (тырновского) царя Иоанна Шишмана, в 1393 г. принял ислам и стал тур. пашой.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

С деятельностью К., преимущественно на основании месяцеслова «Киприановой Псалтири», содержащей памяти ряда южнослав. (в первую очередь болг.) святых и песнопения им (прп. Параскевы (Петки) Тырновской, прп. Иоанна Рильского , свт. Илариона Могленского , святителей Арсения I и Саввы I , архиепископов Сербских, св. Симеона Мироточивого , прп. Иоакима Осоговского Сарандапорского), принято связывать начальный этап их почитания на Руси. Уже будучи митрополитом, К. продолжал заниматься книгописанием. Сохранилась рукопись сочинений прп. Иоанна Лествичника («Лествица»), переписанная К. в К-поле в 1387 г. курсивным «александрийским» письмом (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 171. 1. 152). Троицкое монастырское предание XV-XVII вв. относило к числу собственноручных рукописей К. также Псалтирь с восследованием (Там же. 142) и сборник творений Псевдо-Дионисия Ареопагита с толкованиями прп. Максима Исповедника (Там же. 144). В реальности, однако, это лишь сравнительно ранние рус. списки с кодексов, переписанных К. либо принадлежавших ему. Первая из этих рукописей датируется по водяным знакам 1-й четв.- третью XV в., вторая - 2-й четв. того же столетия. Также только в списках сохранились принадлежавшие К. Служебник (ГИМ. Син. 601, пергаменная рукопись рубежа XIV и XV вв., написанная рус. уставом; см. Киприана митр. Служебник ) и Требник, к-рый, возможно, тождествен «Молитвеннику» (списки XVI в., напр. СаратГУ. ЗНБ. 1292 с указанием на «потружение» К. в заглавии). К. выступал также и в роли заказчика книг: в 1403 г. по его заказу для Успенского собора Московского Кремля были переписаны Триоди постная и цветная (ГИМ. Усп. 6 перг., 7 перг.). С заказом К. связывают также по крайней мере начальный этап создания роскошно иллюминированного пергаменного Евангелия-апракос Успенского собора Московского Кремля (ГОП. 11056). По содержанию рукопись представляет «новый апрокос», составленный на основании афонской редакции Евангелия-тетр, и является в этом смысле также одним из проявлений 2-го южнослав. влияния. Почитание

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ I († кон. 1233 - нач. 1234), архиеп. Тырновский (в ряде источников назван Патриархом). Участвовал в восстании братьев Асеней в 1185-1187 гг. Осенью 1186 г. (или 1187) был хиротонисан во архиепископа Тырновского. Венчал Феодора Асеня на царство. Поддержал проуниатскую политику царя Калояна . Папой Римским Иннокентием III в сент. 1203 г. был возведен в ранг примаса. Бежавший после падения К-поля Патриарх Иоанн X Каматир был вынужден признать статус В. и Тырновскую автокефалию. В. участвовал в Соборе, созванном царем Борилом в февр. 1211 г., осудившем богомильство. При его участии в 1230-1231 гг. были перенесены мощи св. Петки-Параскевы из Эпивата в Тырново. После перемены курса церковной политики царем Иоанном II Асенем В. оставил престол (после 1230) и ушел на Афон, где виделся с митр. Анкирским Христофором, к-рый считал, что В. должен вернуться на архиепископский престол, но тот отказался. Лит.: Христов Хр. Ив. Патриарх Йоаким I//Векове. София, 1975. К. 5; Събев Т. Самостойна народностна Църква в Средновековна България. София, 1987. С. 301-331; Николова Б. Устройство и управление на Българската православна църква (IX-XIV в.). София, 1997. С. 268. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/150773.html

Борьба за церковную автокефалию Наряду с идеей политического освобождения от османского гнета среди балканских народов крепло движение за церковную независимость от К-поля. Поскольку К-польские Патриархи были греч. происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с др. правосл. народами Османской империи. Особенно резко межнациональные противоречия начали проявляться после достижения независимости Грецией (1830), когда в значительной части греч. общества произошел всплеск националистических настроений, выразившихся в идеологии панэллинизма. К-польская Патриархия также была вовлечена в эти бурные процессы и стала все чаще олицетворять собой силу, тормозившую национальное возрождение др. правосл. народов. Шло насильственное насаждение греч. языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнослав. языка из богослужения: так, в Пловдиве при митр. Хрисанфе (1850-1857) он был запрещен во всех храмах, кроме ц. св. Петки. Если греч. духовенство считало естественной неразрывную связь эллинизма и Православия, то для болгар подобные представления становились препятствием на пути к церковно-национальной самостоятельности. Против засилья греч. клира выступало болг. духовенство. Борьба за церковную независимость в 1-й пол. 20-х гг. XIX в. началась с выступлений за замену богослужебного языка с греч. на церковнослав. Были предприняты попытки заменить греч. духовенство на клириков-болгар. Господство греч. владык в болг. землях, их поведение, порой не вполне отвечавшее нормам христ. нравственности, вызывали протесты болг. населения, требовавшего назначения архиереев из болгар. Выступления против митрополитов-греков во Враце (1820), Самокове (1829-1830) и др. городах можно считать предвестниками греко-болг. церковной распри, разгоревшейся в полную силу спустя неск. десятилетий. В кон. 30-х гг. XIX в. в борьбу за церковную независимость включилось население крупнейшей в болг. землях Тырновской епархии. Эта борьба, как и движение за просвещение болгар, основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах - Гюльханейском хатт-и шерифе 1839 г.

http://pravenc.ru/text/149675.html

В формировании образованного болгарского духовенства велика была роль российских духовных школ, в первую очередь Киевской Духовной Академии. Борьба за церковную автокефалию Наряду с идеей политического освобождения от османского гнета среди балканских народов крепло движение за церковную независимость от Константинополя. Поскольку Константинопольские Патриархи были греческого происхождения, греки издавна оказались в привилегированном положении по сравнению с другими православными народами Османской империи. Особенно резко межнациональные противоречия начали проявляться после достижения независимости Грецией (1830), когда в значительной части греческого общества произошел всплеск националистических настроений, выразившихся в идеологии панэллинизма. Константинопольская Патриархия также была вовлечена в эти бурные процессы и стала все чаще олицетворять собой силу, тормозившую национальное возрождение других православных народов. Шло насильственное насаждение греческого языка в школьном образовании, принимались меры к вытеснению церковнославянского языка из богослужения: так, в Пловдиве при митрополите Хрисанфе (1850–1857) он был запрещен во всех храмах, кроме церкви святой Петки. Если греческое духовенство считало естественной неразрывную связь эллинизма и Православия, то для болгар подобные представления становились препятствием на пути к церковно-национальной самостоятельности. Против засилья греческого клира выступало болгарское духовенство. Борьба за церковную независимость в первой половине 20-х годов XIX века началась с выступлений за замену богослужебного языка с греческого на церковнославянский. Были предприняты попытки заменить греческое духовенство на клириков-болгар. Господство греческих владык в болгарских землях, их поведение, порой не вполне отвечавшее нормам христианской нравственности, вызывало протесты болгарского населения, требовавшего назначения архиереев из болгар. Выступления против митрополитов-греков во Враце (1820), Самокове (1829–1830) и других городах можно считать предвестниками греко-болгарской церковной распри, разгоревшейся в полную силу спустя несколько десятилетий. В конце 30-х годов XIX века в борьбу за церковную независимость включилось население крупнейшей в болгарских землях Тырновской епархии. Эта борьба, как и движение за просвещение болгар, основывалась на изданных османским правительством реформаторских актах — Гюльханейском хатт-и шерифе 1839 года и хатт-и хумаюне 1856 года. Один из идеологов и организаторов болгарского национально-освободительного движения Л. Каравелов заявлял: «Болгарский церковный вопрос не является ни иерархическим, ни экономическим, но политическим». Этот период в болгарской историографии принято характеризовать как «мирный этап» национальной революции.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

св. Петки в Софии (1581). Его произведения являлись образцами т. н. синтетического стиля, в к-ром еще сильны были традиции визант. периода. Позже здесь работали мастера Вело (Евангелие для Драгалевского мон-ря, 1648) и Постол (1719). С нач. XVII - сер. XVIII в. производство ювелирных изделий осуществлялось в районе Бачковского мон-ря; отличительной чертой искусства местных мастеров было использование для изготовления окладов Евангелий отдельных серебряных пластин в технике филиграни. Наиболее значительным произведением этой школы является т. н. Венецианская дарохранительница (1637), изготовленная мастером Зафиром Златым. Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Миниатюрные произведения церковной резьбы по дереву создавались в рамках традиций визант. мелкой пластики и являлись естественным продолжением средневек. резьбы по слоновой кости и стеатиту. Подобный вид искусства был распространен в странах, испытавших влияние визант. культуры переходного периода. Центрами его развития являлись в первую очередь мон-ри Афона. Сохранились сведения о том, что уставами нек-рых монашеских братств предписывалось изготовление миниатюрных резных деревянных предметов. В технике миниатюрной резьбы по дереву изготовлялись кресты, панагии, небольшие иконы, в т. ч. диптихи и триптихи. На крестах в зависимости от их размеров изображались сцены праздников и Страстей Христовых, иллюстрации ветхозаветных событий, отдельные святые и ангелы. Материалом для изготовления рельефов служили самшит, кипарис, липа и грушевое дерево. Церковное шитье XV-XVII вв. продолжило традиции визант. шитых тканей, сохранившихся в ряде крупных мон-рей, расположенных в порабощенных балкан. землях. Особенно распространенной была продукция молдо-влахийских мастерских (к северу от Дуная). В болг. музеях и коллекциях хранится лишь небольшое количество произведений этого периода. Среди лучших образцов - Тырновская (1569) и Врачанская (1623) плащаницы, использовавшиеся в чинопоследовании Погребения Христа, новом в этот период, воздух с изображением сцены Причащения апостолов из Охрида (XVI в., СНИМ).

http://pravenc.ru/text/149669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ [Греч. Λζαρος; болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774, с. Дебел-Дял, близ г. Габрово, совр. Болгария - 23.04.1802, с. Сома близ г. Пергам (ныне Бергама, Турция)), нмч. (пам. 23 апр.). По происхождению святой был болгарином, в юности переселился в М. Азию, в окрестности Пергама, и пас овец. Однажды собака Л. порвала одежду проходившей мимо турчанки, и та оклеветала его, сказав, что он хотел ее обесчестить. Муж турчанки решил наказать обидчика, но ошибся и нанес травмы др. пастуху; дело попало в суд. Судья убедился в невиновности Л., но родственники турчанки пообещали судье 1 тыс. грошей, если он заставит пастуха принять ислам, а в случае отказа казнит его. Юноша отказался отречься от Христа, и тогда Л. подвергли жестоким пыткам: прижигали различные части тела раскаленными жезлами. За призывы в молитвах вмч. Георгия Победоносца турки выжгли ему язык. Они клали на грудь мученика тяжелый камень, стягивали ему голову веревками (он ослеп на один глаз), одели на голову раскаленный медный обруч. После долгих истязаний судья приговорил Л. к повешению. По преданию, чудеса начали происходить еще до снятия тела Л. с виселицы. Через неск. лет случайно мощи Л. были обретены благоухающими. По совету находившегося в селе афонского мон. Панкратия мощи поставили в местном храме. Служба Л. была написана иером. Никифором Хиосским и включена в сб. «Неон Лимонарион». Самое раннее изображение Л. (1845) находится в притворе параклиса св. Архангелов в Рильском мон-ре: он представлен в одном ряду с болг. мучениками - Георгием Софийским Новейшим и Анастасией Тырновской. В 1848 г. его изобразил Захарий Зограф в притворе кафоликона Троянского мон-ря. Икону Л., хранящуюся в ц. св. Петки в с. Враниловци, выполнил габровский зограф Генчо Филипов в 1841 г. по заказу Енчо, жителя с. Дебел-Дял ( Василиев. 1987. С. 197). Образ Л. вместе с др. Габровскими новомучениками - Дамаскином Габровским и Онуфрием Габровским - находится в параклисе во имя св. Петки, расположенном близ собора Успения Пресв. Богородицы в Габрове. В родном селе Л. в его честь освящен храм. Ист.: ΝΛ. 18732. Σ. 146-160; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129. Лит.: Попов Х. Жития на светиите почитани от Православната църква. София, 1930; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 308-310; Партений (Стаматов), еп. Левкийски. Жития на български светци. София, 1979. Т. 2; Василиев А. Български светци в изобразително изкуство. София, 1987; Жития на светиите/Ред.: еп. Левкийски Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 266; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2007. Τ. 8: Απρλιος. Σ. 220-221; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 2. С. 85-95. О. В. Л., Д. Чешмеджиев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462523.html

Т. о., эфемерное владение Стреза было разрушено, хотя простиралось на значительную часть М. В Житии св. Саввы есть сведения, что Стрез имел власть над крепостями вокруг Фессалоники и Охрида; в его владения могли входить Охрид, Прилеп, Битола, Веррия и Велес. На востоке его владения, возможно, простирались до Струмы, на юго-западе граничили с землями Эпирского деспотата, а на северо-западе включали обл. Полог и, видимо, Скопье, севернее к-рых проходила граница с землями Стефана Немани. Образование в нач. XII в. гос-в крестоносцев негативно сказалось на церковном строительстве, однако не остановило его полностью (напр., митрополичий собор свт. Николая Чудотворца в Мелнике, построенный деспотом Алексеем Славом (10-е гг. XIII в.)). Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. Церковь св. Иоанна Богослова в Канео (Охрид). XIII в. На 10-20-е гг. XIII в. приходится период активной экспансии в регионе М. Эпирского деспотата, правителем к-рого был Феодор I Ангел. В 1216 г. он подчинил Фессалию, Охрид, Прилеп, Албан и Диррахий. Вероятно, еще ок. 1211 г., после смерти Стреза, Феодор занял Скопье. Ок. 1215 г. он заключил союз с Алексеем Славом против латинян и к исходу 1216 г. овладел всей М., за исключением ее восточных и юго-вост. районов, остававшихся под властью Алексея Слава и Фессалоникийского королевства. В 1222 г. Феодор отнял у латинян Серры, чем отрезал сухопутное сообщение Фессалоники с К-полем. В 1224 г. он взял Фессалонику, объявил себя императором и был коронован архиеп. Димитрием II Хоматианом в Охриде. Вся М. вошла в состав Эпирского гос-ва, за исключением Мелникской обл., остававшейся у Алексея Слава. Однако 9 марта 1230 г. в битве при Клокотнице имп. Феодор был разбит болг. царем Иоанном Асенем II и захвачен в плен. Его империя рухнула, большая часть владений в М. перешла к Болгарскому царству; только в Фессалонике оставался правителем Мануил, брат Феодора. В этих областях были поставлены болг. митрополиты и епископы, как свидетельствует пространное Житие прп. Петки Тырновской, написанное патриархом Евфимием ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 1970. С. 432). Под болг. власть попала и Св. Гора Афон, которую царь Иоанн Асень II вскоре посетил и одарил. Спустя нек-рое время Иоанн Асень перестал воспринимать эпирского деспота как врага и поддержал Феодора и его семью как своих вассалов. В 1237 г. Иоанн Асень женился на дочери Феодора Ирине и помог тестю вернуть власть над Фессалоникой, сохранив за ним статус вассала. М. в поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/2561508.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010