76. (1) Руководителю [музыкантов]. На негинот, песнь Асафа. (2) [Будет] известен в Иудее Всесильный, велико [будет] в Израиле имя Его: (3) будет в Шалеме шалаш Его, обитель Его – на Сионе. (4) Там сокрушит Он молниеносные стрелы лука, щит, и меч, и войну, вовек. (5) Ты светел, могущественнее хищных гор. (6) Ошалели храбрые сердцем, уснули сном своим, и не нашли все военные мужи рук своих. (7) От окрика Твоего, о Всесильный [Бог] Яакова, заснули колесницы и кони . (8) Ты – грозен Ты, Кто устоит пред Тобою в мгновения гнева Твоего? (9) С неба Ты суд возвестил; земля убоялась и утихла, (10) когда восстал на суд Всесильный, чтобы спасти всех смиренных земли. (11) Ибо гнев человеческий обратится в благодарение Тебе, [а] остаток гнева Ты укротишь . (12) Делайте и воздавайте обеты Богу, Всесильному вашему; все вокруг принесут дары грозному [Богу]: (13) Он укрощает дух князей, Он грозен для царей земли. 77. (1) Руководителю [музыкантов] для Йедутуна, песнь Асафа. (2) Голос мой ко Всесильному – я буду взывать; голос мой ко Всесильному – внемли мне! (3) В день бедствия моего я Господа ищу. Рана моя истекает ночью и не проходит; душа моя отказывается от утешения. (4) Вспоминаю Всесильного и жажду; я беседую – дух мой изнемогает. (5) Ты держишь веки мои ; я потрясен и не могу говорить. (6) Размышляю о днях прежних, о летах веков минувших. (7) Я вспоминаю пение мое в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой ищет ответа: (8) неужели навсегда отринул Господь, не будет Он более благоволить? (9) Навсегда ли прекратилось милосердие Его, закончена речь Его на поколения? (10) Неужели Всесильный забыл миловать, в гневе ли затворил Он милосердие Свое? (11) Я сказал: «Это страх мой – изменение десницы Всевышнего» . (12) Вспомню о деяниях Бога, когда буду вспоминать о дивных делах Твоих в древности. (13) Буду размышлять о всех деяниях Твоих, говорить о творениях Твоих. (14) Всесильный! Свят путь Твой. Кто Всесильный [Бог] великий, как Всесильный! (15) Ты – Всесильный, творишь дивные дела; могущество Свое явил Ты среди народов. (16) Ты мышцею избавил народ Твой, сынов Яакова и Йосефа вовек . (17) Увидели Тебя, Всесильный, воды, увидели Тебя воды, содрогнулись, также возмутились бездны . (18) Тучи изливали воды, небеса издавали гром, также молнии Твои расходились. (19) Глас грома Твоего в колесе , молнии освещали вселенную, земля содрогалась и гудела. (20) Путь Твой в море, дорога Твоя в водах великих, но следы Твои неведомы. (21) Ты вел, словно овец, народ Твой рукою Моше и Агарона.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

«Вси мужие богатства в руках своих». А Симмах перевел так: «все мужи крепкие руками своими», то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего пользы, Пророк присовокупил. Пс.75:7 .   От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь. «От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». По мановению Твоему немедленно пали кичившиеся тем, что знают искусство править конями. Словом: «воздремаша» Пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий захотев легко засыпает, так и они прияли скорый конец жизни. Пс.75:8 .   Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Ты страшен еси, и кто противостанет тебе?» Кто в состоянии противостать Тебе и избежать насылаемаго Тобою наказания? «Оттоле гнев Твой». Едва услышав хулы, мог Ты наказать виновных, но долготерпел, ожидая перемены. Пс.75:9 .   С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла, Пс.75:10 .   когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли. «С небесе слышан сотворил еси суд», то есть, свыше произносишь приговоры, над кем Тебе угодно. «Земля убояся и умолча:» «Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Все исполнились страха, говорит Пророк, и перестали нападать на нас, узрев, что Ты, как некий судия, произносишь на них приговор, а те, которые водились правыми помыслами и возвещали помощь Твою, улучили спасение. Пс.75:11 .   И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь. «Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти». Насладившись сими благами, песнопению посвящаем помыслы, и малой их части, не обращая на другое попечение. Пс.75:12 .   Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному. Пс.75:13 .   Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных. «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Побуждают друг друга и обещать дары, и исполнить обещания. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда все сопредельные народы делают сие по страху, – сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Сие самое и выразил Пророк в присовокупляемом: «Вси, иже окрест его, принесут дары».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Есть у него церковь, посредством которой Господь питает нас. Отсрочку лишь до дня Богоявления (usque ad Epiphaniam) дал я тем, которые или еще не разделили с братьями имения, или оставили у своих братьев то, что имели, или вообще не сделали чего-либо, за недостижением законного возраста. Пусть поступят они, как хотят. Пока же бедняками пусть пребывают со мною, уповая на милосердие Божие. Если же кто не хочет, может быть, есть и такие, а я раньше решил, как вы знаете, никого не принимать в клир, если кто не захочет жить вместе со мною, так что, если бы кто захотел отступать от своего обета, то я лишил бы его звания клирика (clericatum) за то, что он изменил обещанному и начатому уже соучастью в святом союзе; теперь же, если кто не захочет этого, то вот я пред лицем Божиим и вашим изменяю решение: кто хочет иметь что-либо собственное, для кого не довольно Бога и церкви, пусть те пребывают, где хотят и где могут, я не лишаю их звания клирика. Не хочу иметь лицемеров. Кто не знает, что это худо? Плохо изменять своему обету, но еще хуже содержать обет притворно. Вот я заявляю, слушайте: кто оставляет начатый уже союз общей жизни, которая восхваляется в книге Деяний Св.Апостолов, тот изменяет своему обету, изменяет святому служению. Но пусть он имеет судьею Бога, а не меня. Я не буду лишать его звания клирика. Как велика опасность от того, я уже указал вам. Пусть же делает, что хочет. Знаю также, что если бы кого поступающего так захотел я понизить, у него не будет недостатка в покровителях, не будет недостатка в сторонниках и здесь, и среди епископов, которые станут говорить: «Что дурного сделал он? Не может с тобой переносить этой жизни, хочет оставаться вне епископии, жить своей собственностью, неужели же поэтому должен лишиться он своего звания?» Знаю, какое зло признавать что-либо святым и не исполнять того. «Делайте, — говорится в Писании, — и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» (Пс.75:12); и еще: «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5:4). Дева, хотя бы она и никогда не была в монастыре, свята, и ей непозволительно выходить замуж, хотя бы она и не принуждалась проводить жизнь свою в монастыре.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но согласно правилу блаженного Бенедикта перед пострижением допускается годичное послушничество, а декрет [папы] Иннокентия IV вообще запрещает пострижение до завершения годичного послушничества. Следовательно, похоже, что находящийся в миру тем более не вправе связывать себя обязательством вступить в монашество. Возражение 2. Далее, Григорий говорит, что евреев «должно не вынуждать, а убеждать обращаться по собственной воле». Но всякий вынужден исполнять то, относительно чего он дал обет. Следовательно, никто не должен связывать себя обязательством вступить в монашество. Возражение 3. Далее, никто не должен предоставлять другому возможность упасть, в связи с чем читаем: «Если кто раскроет яму... и упадёт в неё вол или осел, то хозяин ямы должен заплатить» ( Исх. 21:33–34 ). Но из-за наложенного обетом обязательства вступить в монашество люди иногда впадают в отчаяние и разные грехи. Следовательно, похоже, что не должно связывать себя обязательством вступить в монашество. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» ( Пс. 75:12 ); и глосса Августина говорит, что «иные обеты сугубо личные, каковы обеты безбрачия, девства и тому подобные». Поэтому Писание побуждает нас давать такого рода обеты. Но Священное Писание побуждает нас только к лучшему. Следовательно, для нас лучше дать обет вступить в монашество. Отвечаю: как мы уже говорили (88, 6) при рассмотрении обетов, лучше и заслуживает большей награды делать что-либо по обету, чем без него, причём как потому, что принесение обета является актом религии, которая некоторым образом превосходит другие добродетели, так и потому, что обет усиливает желание человека творить добро. И как грех является более тяжким, когда проистекает из упорствующей во зле воли, так и доброе дело заслуживает большей похвалы, когда проистекает из воли, утвердившейся благодаря обету в добре. Поэтому связывание себя обязательством вступить в монашество само по себе достойно похвалы. Ответ на возражение 1. Монашеский обет бывает двояким. Во-первых, торжественным обетом, который делает человека монахом или братом в каком-либо из монашеских орденов. Это называется пострижением, и такому обету, как доказано в возражении, должно предшествовать годичное послушничество. Во-вторых, простым обетом, который не делает человека монахом или монашествующим, но только обязывает его стать монахом, и такому обету не должно предшествовать годичное послушничество.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Содержание О хранении обета     Обеты Богу непременно должны быть выполнены. Обеты всех христиан и иноческие. Порядок иноческой жизни. Созидание духа монашеской жизни     «Слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися, воздаси же Господеви клятвы твоя» (Мф. 5:33). Так Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, между другими наставлениями сказал к народу, собравшемуся окрест Его от всея Иудеи и Иерусалима и помория Тирска и Сидонска. Смысл сего изречения такой: что с клятвою обещано Богу, то непременно должно быть выполнено. Как будто нарочно пришлось ныне Евангелие, начинающееся сими словами, чтоб мне, в первый мой приход к вам, сестры, дать повод напомнить вам, а с вами и себе, о данных нами обетах. Ибо и все христиане дают Богу обеты в таинстве крещения, а вступающие в иночество к тем, общим для всех, обетам прилагают еще новые, лежащие исключительно на них одних.    Вы знаете, сестры, какие это обеты, — вы гласно повторяли их пред лицом Церкви — вслух всех христиан, монашествующих и не монашествующих,— и слышали притом увещание от отца своего. Хороши обещания; но помните, что Господь воздаст вам не по тому, что вы обещали, а по тому, что успеете сделать. Привожу вам на память это слово не потому, чтоб думал, что вы нерадите о данном Богу слове, и чтоб належала нужда говорить вам: делайте же то и то. Нет, я уверен, что вы делаете и трудитесь — всякая по силе своей. С своей стороны, призывая благословение Божие на труды ваши, одного желаю: продолжайте, как начали, не ослабевайте, помня, что конец венчает дело и что только «претерпевый... до конца, той спасется» (Мф. 24:13). Как искусно прядущая ровную ведет нить, сколько бы ни пряла, так ровно надо вести нить ревности об иноческом житии с той минуты, как переступили вы порог в обитель, до той, когда перейдете за двери гроба. Неослабевающая ревность много значит, если не все. Видали ль вы многосложные машины, которые приводятся в движение парами? Там бывает так, что когда есть пары — машина в движении, и чем больше паров, тем сильнее движение. Ослабеют пары, ослабеет и движение, прекратятся — прекратится и движение. Что пары в машине, то ревность в жизни богоугодной. Когда есть ревность, все дела идут стройно, всякий труд не в труд; не станет ее — не станет ни сил, ни труда, ни порядка, — все приходит в расстройство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христианин должен почитать храм, его святыни, потому что в храме особенное присутствие Божие. Здесь мы вступаем в благодатное царство Христово, здесь, во Святом Причащении, вступаем со Христом в теснейшее единение. Сам Иисус Христос показал пример ревности о святости храма, когда выгнал торгующих из храма и сказал: «дом Отца Моего не делайте домом торговли». Подражая Иисусу Христу, христианин не должен ничего вносить в храм в мыслях своих житейского, оставлять попечение о земном. Праздники и посты христианин должен проводить так, как требует Закон Божий. Пороки, противные обязанностям внешнего Богопочтения. Механическое исполнение их, неуважение к священным обрядам и постановлениям Церкви, кощунство и богохульство, святотатство и святокупство, мнимая набожность, или фарисейство. Все это такие пороки, которые свидетельствуют о легкомысленном отношении человека к своим обязанностям к Богу, о его нерадении и самохвальстве. Сам Иисус Христос обличал многие из указанных пороков: «не всяк глаголяй Ми – Господи, Господи внидет в царство небесное, но творяй волю Отца Моего, ... иже на небесех». ( Мф.7:21 ). Особенные виды внешнего Богопочтения: исповедание веры, клятва, обеты. Каждый истинный христианин должен всегда открыто исповедовать свою веру, при всяких условиях, не опасаясь никаких ни говений, ни нападений. В противном случае он покажет малодушие, пристрастие к благам временным, земным. Клятва не противна христианской религии, если она употребляется не легкомысленно и служит удостоверением истинности тех или иных слов и действий. Когда Христос говорит: «не клянитеся всяко», то вооружается против фарисейского злоупотребления клятвой. Пока христианин находится на пути нравственного совершенствования и не достиг этого совершенства, клятва всегда будет иметь место в отношениях христиан. По достижении же нравственного совершенства людьми, клятва сама собой утеряет значение. Будет удостоверительными словами: «да» – да и «нет» – нет. Обеты христианин должен изрекать строго сообразуясь с силами и способностями своей души и тела, давать обеты посильные и исполнять их. Неисполнение обетов оскорбляет Бога, свидетельствуя о легкомысленности человека по отношению к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

С четвёртым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что в принесении обетов нет никакой пользы. В самом деле, никому нет пользы в том, чтобы лишиться тех благ, которые дал ему Бог. Но одним из наибольших данных Богом человеку благ является свобода, которой он, похоже, лишается, связав себя обязательством исполнить обет. Следовательно, похоже на то, что от принесения обетов человек не получает никакой пользы. Возражение 2 . Далее, никто не обязан подвергать себя опасности. Но тот, кто дает обет, подвергает себя опасности, поскольку обет, который, прежде чем он был принесен, можно было бы и не приносить без какой-либо для себя опасности, становится источником опасности для того, кто не исполнил его после принесения. Поэтому Августин говорит, что «давая обет, ты принимаешь на себя обязательство и уже не вправе поступать иначе. Ведь дать обет и не соблюсти, это не то же самое, что не дать обет и не соблюсти, поскольку, не давая обет, ты от этого не испортился бы и не умалился, но если ты нарушишь данное Богу слово (чего Бог не дозволяет), ты станешь настолько же несчастней, насколько ты стал бы счастливей, если бы исполнил принесенный тобою обет». Следовательно, в принесении обетов нет никакой пользы. Возражение 3 . Далее, апостол говорит: «Умоляю вас – подражайте мне, как я – Христу» ( 1Кор. 4, 16 ). Но нигде не сказано о том, что Христос или апостолы приносили какие-либо обеты. Следовательно, похоже, что в принесении обетов нет никакой пользы. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» ( Пс. 75, 12 ). Отвечаю: как уже было сказано (1), обет – это обещание, данное Богу. Затем, обещание человеку дается под одним аспектом, а Богу – под другим. И так это потому, что человеку мы обещаем что-либо ради его пользы, причем ему полезна как сама оказываемая нами услуга, так и то, что мы заранее ручаемся ему в том, что эту услугу ему окажем, в то время как Богу мы даем обещание не ради Его, а ради нашей собственной пользы. Поэтому Августин говорит: «Он есть своего рода ни в чем не нуждающийся Взыскатель, поскольку наши воздаяния не делают Его богаче, но те, которые воздают Ему, становятся богаче в Нем». И как возданное нами Богу приносит пользу не Ему, а нам, поскольку, по словам Августина, «возданное Ему прибавляется воздающему», точно так же и обещание, посредством которого мы обещаем что-либо Богу, дается не ради Его пользы и уже тем более Он не нуждается в наших ручательствах, но оно содействует нашей пользе в той мере, в какой мы, принося обет, неизменно направляем свою волю на то, что нам полезно делать. Следовательно, приносить обеты полезно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 3 . Далее, обет, как было показано нами выше (4), требуется для того, чтобы утвердить свою волю на обетованном. Но воля более всего утверждается на чем-либо тогда, когда это актуально делается. Следовательно, делать что-либо во исполнение обета ничем не лучше, чем делать то же самое без обета. Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Делайте и воздавайте обеты» ( Пс. 75, 12 ), говорит: «Обеты есть [добрые] советники воли». Но [добрые] советы даются относительно лучшего блага. Следовательно, лучше делать что-либо во исполнение обета, чем без обета, поскольку тот, кто делает это без обета, исполняет только один совет, а именно совет это делать, тогда как тот, кто делает это с обетом, исполняет два совета, а именно совет принести обет и совет это делать. Отвечаю: можно привести три причины того, почему лучше и заслуживает большей награды делать что-либо по обету, чем без него. Во-первых, потому, что принесение обета, как уже было сказано (5), является актом религии, каковая суть главная нравственная добродетель. Но чем возвышеннее добродетель, тем лучше и тем большей награды заслуживают её дела. По этой причине акт низшей добродетели становится лучше и заслуживает большей награды, если осуществляется под руководством высшей добродетели, актом которой и является это руководство, как, например, акты веры и надежды становятся лучше, если их направляет любовь. Таким образом, дела других нравственных добродетелей (например, соблюдение поста, которое является актом воздержанности, или сохранение целомудрия, которое является актом невинности) лучше и заслуживают большей награды тогда, когда они делаются во исполнение обета, поскольку благодаря этому они становятся причастными божественному поклонению и являются своего рода жертвами Богу. Поэтому Августин говорит, что «девство достославно не само по себе, но только когда оно посвящено Богу и взлелеяно в благочестивой невинности». Во-вторых, потому, что тот, который приносит обет и делает обетованное, покоряется Богу больше, чем тот, кто просто это делает. В самом деле, он покоряется Богу не только со стороны акта, но и со стороны возможности, поскольку и в будущем он не сможет поступать как-то иначе. Это подобно тому, замечает Ансельм, как приносящий дерево с плодом дает больше, чем приносящий только плод. По этой же причине, как уже было сказано (5), за обещание принято благодарить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 3. Далее, менее полезный обет не может освобождать от более полезного. Но исполнение обета вступить в монашество может воспрепятствовать исполнению обета принять на себя крест ради защиты Святой Земли, каковой обет, безусловно, более полезен, поскольку его исполнение сулит человеку отпущение всех грехов. Следовательно, похоже, что обет, посредством которого человек обязуется вступить в монашество, не обязателен для исполнения. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым» ( Еккл. 5:3 ); и глосса на слова [Писания]: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» ( Пс. 75:12 ), говорит: «Обет даётся по желанию, но, будучи дан, должен быть исполнен». Отвечаю: как мы уже говорили (88, 1) при рассмотрении обетов, обет – это обещание, данное Богу, в отношении того, что касается Бога. Затем, как пишет Григорий в письме к Бонифацию: «Уж если добропорядочные люди считают для себя неприемлемым нарушать заключённые между собой договора, то сколь большего осуждения заслуживает нарушение этого данного Богу обета». Поэтому человек обязан исполнить то обетованное, которое касается Бога. Далее, очевидно, что вступление в монашество в высшей степени касается Бога, поскольку, как уже было сказано (186, 1), благодаря этому человек может полностью посвятить себя богослужению. Таким образом, из этого следует, что давший обет вступить в монашество обязан вступить в монашество согласно тому, каким было его намерение себя обязать. Так, если его намерение было абсолютным, то он обязан исполнить обет незамедлительно по устранению всех законных препятствий, а если его намерение было связано с каким-либо конкретным временем или иным оговорённым условием, то он обязан вступить в монашество по наступлению этого времени или при выполнении этого условия. Ответ на возражение 1. Этот священник дал не торжественный, а простой обет. То есть в действительности он не был монахом, и потому закон не обязывал его жить в монастыре или отказаться от своего лечения. Однако по совести он должен был отказаться от всего и стать монахом. Поэтому епископу Гренобля, который вначале дал обет вступить в монашество, а потом принял епископство и не исполнил свой обет, было сказано, что «буде он желает исцелить свою совесть, ему надобно отказаться от своего престола и исполнить данные Всевышнему обеты».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Лишь бы не лишиться нам милосердия Божия, не удалиться от Бога, – а с Богом везде добре: и в пещи Вавилонской, и во рве, и в темнице, и во узах, везде, везде хорошо с Богом! Не место делает человека блаженным, ибо царствие Божие, – блаженство, внутрь нас есть. А я, грешный, за грехи свои наказан от Господа болезнью, лихорадкой, так что от 7 числа и к должности не являюсь. Декабря 6, в праздник наш, в хождении со святой водою по городу, простудился жестоко. Впрочем, благодарение небесному Врачу! Лихорадка меня оставила, изуродовав только все мои губы, рот и нос; но выходить к должности дня два или и три еще не намерен, дабы эта злейшая гостья опять не пожаловала; значит, от 7-го и по сие число нахожусь я в своем кабинете безвыходно. Заключаю из сего, как трудно, даже невыносимо, должно быть состояние затворников! Без особенной помощи Божией, без собеседования с Богом, келья должна быть безотрадною темницею, совершенным адом. Потому-то и возвеличит Господь в день судный между прочими и тех, кои посещали болящих, ибо посетители для болящих бывают, как Ангелы-утешители. Как я благодарен в этом отношении своим чадам духовным, которые на всяк день много, много утешают меня, то посещениями своими, то утешениями! Предая тебя Тому, Иже есть очищение наше и освящение, пребываю к тебе непременен в любви моей. 11 Декабря, 1853. 211. К Ф.А.К. Делайте, любимый мой, делайте дела благая, дела Божия, дóндеже день есть, пока есть возможность, пока имеете к тому средство: приидет нощь, вселитесь во гроб, тогда ничто же можете сотворити для вашего спасения! Представляйте себе, как можно чаще, представляйте притчу о буиих девах, которые, когда раздался глас: се жених грядет, исходите в сретение ему, – оказались с светильниками без елейными. Отнюдь не сообразуйтесь веку сему и никак не подражайте миролюбцам, но обновляйтеся духом ума вашею, искушающе, что есть воля Божия благая, угодная и совершенная. Что же касается до перевода, то ответствую вам, что, без всякого сомнения, грех у Бога взять и человеку дать; ибо сказано воздадите Божия Богови, и еще: воздаждь обеты твоя Господеви.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-duhovn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010