Пс.75:12–13 Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных. Изложив величие грозного суда Божия над врагами его и вообще над всеми нечестивыми, восстающими против народа Божия, псалмопевец призывает верных израильтян принести благодарственные молитвы Богу. Таковые молитвы в ветхозаветной Церкви состояли из произнесения обетов (vovere votum) и затем обязательного исполнения, или воздаяния, тех обетов ( Чис.30:3 ; Втор.23:21 ). Обеты сии состояли из жертвоприношений и даров Господу, приносимых ко храму, или жертвеннику Господию ( Втор.23:23 ; Мф.5:23–24 ). К произнесению или воздаянию таких обетов и возбуждает здесь псалмопевец благочестивых израильтян (как и в Пс.49:14 ), чтобы показать им, как могут они умилостивить Бога, страшного не только простым людям, но и самым князьям и даже царям земным. Помолитеся, говорит, и воздадите, т.е. молитесь, благодарите и вновь просите милости у Бога, особенно же вы, которые предстоите алтарю Господню, – вси, иже окрест Его – «делайте и воздавайте обет Господу Богу вашему» (по пер. с евр.), Богу Истинному, Который страшен не только простым и частным людям, но и самым царям и князьям земным, и у которых Он может отнять и отъемлет жизнь, когда только захочет, как это же самое выражено и в Пс.103:29 . Кроме исторического и буквального понимания сего псалма, некоторые св. отцы и толковники понимают и объясняют его в высшем духовном смысле, на каковый мы отчасти и указывали при своем объяснении текста псаломских изречений (см. объяснение ст. 2, 3, 6). А в стихах 9 и 10 те же отцы (св. Афанасий и блж. Феодорит) видят пророческий намек на будущий всемирный Суд и думают, что словами, выраженными, по обычаю пророческому, в прошедшем времени: с небесе слышах сотворил еси суд и внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли, – псалмопевец, воодушевленный пророческим духом, говорит о будущем Суде: Ты, Господи, приговором, изреченным с небес против ассириян, дал мне понять, что сей Суд Твой, чрез богодухновенные Писания Твои, Ты сделал известным всем людям для того, чтобы наказываемые Тобою не могли сказать в оправдание свое, что они не знали о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Ответ на возражение 1 . Если размышление не завершилось обещанием, то [значит] зарождение доброго намерения не было подтверждено размышлением ума. Ответ на возражение 2 . Человеческая воля подвигает разум к обещанию того, что связано с подчиненными воле вещами, и обет получил свое имя от воли постольку, поскольку он проистекает из воли как из первого двигателя. Ответ на возражение 3 . Тот, кто возлагает руку свою на плуг, тем самым уже что-то делает, тогда как тот, кто просто намеревается что-то делать, ещё ничего не делает. Но если он обещает, то, даже не начав исполнять обещание, он все равно уже что-то делает, равно как и тот, кто возложил руку свою на плуг, даже если он ещё не начал пахать, то все равно он простер свою руку ради того, чтобы пахать. Раздел 2. ДОЛЖНО ЛИ ДАВАТЬ ОБЕТ ТОЛЬКО В ОТНОШЕНИИ ЛУЧШЕГО БЛАГА? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1 . Кажется, что обет не обязательно должен даваться только в отношении лучшего блага. Великое благо есть то, что связано с исполнением сверхдолжного. Но обеты даются не только в отношении исполнения сверхдолжного, но также и в отношении того, что связано со спасением. Так, при крещении люди приносят обет отречься от дьявола и его обольщений и хранить веру, как говорит глосса на слова [Писания]: «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему» ( Пс. 75, 12 ); и Иаков положил обет, что будет Господь его Богом ( Быт. 28, 21 ). Но все это в первую очередь необходимо для спасения. Следовательно, обеты не обязательно должны даваться только в отношении лучшего блага. Возражение 2 . Далее, одним из святых назван Иеффай ( Евр. 11, 32 ), который ради исполнения данного им обета умертвил собственную невинную дочь ( Суд. 11 ). И коль скоро убийство невинного человека не только не есть лучшее благо, но к тому же ещё и само по себе незаконно, то похоже на то, что обет может быть дан не только в отношении лучшего блага, но и в отношении чего-то незаконного. Возражение 3 . Далее, то, что по своей сути бесполезно для человека или даже может быть для него пагубным, вряд ли можно назвать лучшим благом. Однако обеты иногда даются в отношении неумеренных бдений или постов, которые могут причинить человеку вред, а иногда – в отношении чего-то малозначительного или такого, от чего нельзя ожидать какой-либо пользы. Следовательно, обеты не всегда даются в отношении лучшего блага.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу и совершенная покорность Его воле – вот та жертва, какой хочет Бог ( 1Цар.15:22 ) и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты. В словах пожри Богови жертву хвалы – Господь ясно открывает народу Своему, что богопочитание по Закону Моисееву, с кровавыми жертвами, не угодно Ему, и что Он некогда заменит его богопочитанием новым, по духу Евангелия, и такое богопочитание установлено впоследствии в Церкви Христовой, которая «непрестанно (выну) приносит Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр.13:15 ). Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает, слышит его молитвы и избавляет его от скорби. Продолжая речь Свою чрез пророка, Господь как бы так говорит о сем: ты, Израиль, не только во дни благополучия и радости, но наипаче в день скорби должен ко Мне прибегать и на Меня возлагать всю надежду. Я избавлю (изму тя) тебя от всякой скорби твоей, а ты прославишь Меня жертвой хвалы и благодарения. И что говорит здесь и далее (в следующих стихах) Господь израильскому народу, все то в равной мере приложимо и к новому Израилю, народу христианскому. Пс.49:16–17 Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса Моя вспять. Все люди на земле небезгрешны. «Аще речем, – говорит апостол, – яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Ин.1:8 ). К какому же грешнику обращается здесь Господь Бог в Своей обвинительной речи? Обвинение Господа, как видно из сих и последующих (16–21) стихов, направлено здесь против тех лицемеров, которые по внешнему виду казались людьми благочестивыми и послушными Завету Божию, – против родоначальников тех книжников и фарисеев, которые в пришествие Господа Иисуса Христа на землю возлагали на плечи других «бремена тяжелые и неудобоносимые, а сами не хотели и перстом двинуть их», и от соблазна которых Сам Господь предостерегал слушателей Своих такими словами: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте: по делам же их не поступайте: ибо они говорят, и не делают» ( Мф.23:4, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: «Буду умножать всякую хвалу Тебе» ( Пс.70:14 ), и Бог сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: «Прославляющего Меня, прославлю!» ( 1Цар.2 ). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить дом Божий, чем хранить его для того, чтобы когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слова Писания: «Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять!» ( Пс.75:12 ; Эккл.5:4). Если же случится и то, о чем я говорил что прежде чем ты добровольно отдашь Богу насилием твое имущество, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя различными людьми или ворами то ты не смей отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преп. Иовом, говоря: «Господь дал, Господь и взял» ( Иов.1:21 ) и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии упоминаемый в монастыре старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтобы пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: «Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее» ( Евр.10:34 ). Вот уже, брат, поучил я тебя наставлениями во всем; итак, проси Бога принять кончину жизни твоей в честной Лавре Печерской, прожив в покаянии и послушании, потому что эти три вещи важнее всех добродетелей, как свидетельствовал блаженный Афанасий затворник, восстав из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Должно быть, именно взгляд на graduate как печальную песнь вытеснил его с указанного периода, не посмев коснуться Пасхи. Прокимны воскресные Из 8 воскресно-литургийных прокимнов только два молитвенного содержания: 1 гл. «Буди Господи милость Твоя» (Пс. 32, 22) и 6 гл. «Спаси, Господи, люди Твоя» (Пс. 27, 9), один — уповательного характера — 5 гл. (параллельный и в музыкальном отношении и по содержанию к 1 гл.: «якоже уповахом»): «Ты Господи сохраниши…» (Пс. 11, 8), а остальные хвалебного характера, более идущего к тону воскресной службы; наиболее хвалебный 4 гл.: «Яко (=о, как, ς) возвеличишася дела Твоя…» (Пс. 103, 24); затем параллельные по содержанию 3 гл. «Пойте Богу нашему…» (Пс. 46, 7) и 8 гл. «Помолитеся (в евр.: «делайте обеты») и воздадите…» (Пс. 75, 12); наконец, тоже параллельные — 2 гл. «Крепость моя и пение…» (Пс. 117, 14) и 7 гл. «Господь крепость людем Своим даст…» (Пс. 28, 11). Стихами к прокимнам по обычаю служат начальные стихи псалмов, из коих взяты прокимны, исключая 2 гл., где стих Пс. 117, 18. История Из воскресных литургийных прокимнов дается «Иерусалимским последованием» Страстной и Пасхальной седмиц IX b. прокимен 7 гл. на вечерне Светлого четверга; уставом Великой Константинопольской церкви IX b. — прокимен 6 гл. во вторник Пятидесятницы. Все прокимны в нынешнем употреблении даются Евергетидским уставом (XI–XII b.), с той только особенностью, что прокимен 6 гл. служит и для гл. 4 [ 925 ]. Аллилуиарий Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно иметь пред собою что-нибудь более исключительное. Таким и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа. По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности [ 926 ]. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев — пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое — на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (λληλουιριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние. Чин пения аллилуиа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Зная это, и ты, если б у тебя было что, нарушающее иноческое нестяжание, покайся и отдай все на нужды церковные и святой Печерской обители. И не думай, что истратишь понапрасну, но ожидай от Господа милости, помня, что о таких постоянно возглашают в церкви: " Господи, wcbяmu любящия благолъпие дому Твоего, Ты тыя прослави Божественной силою Твоей " Вспомни и того Патрикия, который приказал из своего золота сковать крест, чтобы поставить его в церкви, а юноша-мастер поревновал ему и, имея немного своего золота, прибавил его туда же, и за то Патрикий сделал его наследником своего имения. Потому и ты, брат, когда, во славу Божию, истратишь то, что имеешь, говори с пророком: " Буду умножать всякую хвалу Тебе " (Пс. 70:14). И вот сделает тебя наследником Своего небесного имения и исполнит на тебе Свое обещание: " Прославляющего Меня - прославлю! " (1 Цар. 2:30). Лучше для тебя, брат, достоянием своим украсить Дом Божий, чем хранить его для того, чтоб когда-нибудь им был украшен притон воров и разбойников; лучше отдать добровольно Богу любви и мира, чем когда-нибудь против своей воли лишиться этого через пламя пожара или ратные раздоры. Ты дал обет иноческого нестяжания; послушай же слов писания: " Делайте и воздайте обеты Господу Богу вашему, лучше не обещать, нежели обещать и не исполнять! " (Пс. 75:12; Эккл. 5:4). Если же случится то, о чем я говорил что прежде чем ты добровольно отдашь Богу твое имущество, оно, как неполезное тебе (ибо Бог лучше видит), будет отнято у тебя насилием, например различными людьми или ворами - то ты не смей ни отчаиваться, ни смущаться, ни хулить. Но похвали за то Бога с преподобным Иовом, говоря: " Господь дал, Господь и взял " (Иов. 1:21) - и не лишишься ты так награды своей. Но твое благодарение о похищенном вменится тебе в милостыню, как вменено было блаженному Арефе, черноризцу Печерскому, имение которого было украдено ворами. Ибо, если бы для души было не важно перенести с благодарением похищение имущества, то тот блаженный старец, который вспоминается в Отечнике, не побежал бы сам к разбойникам с оставшимся платьем, которое они, взяв у него все, забыли захватить. Также и впоследствии, упоминаемый выше старец, прочтя об этом, сам молился Богу, чтоб пришли к нему разбойники и взяли все его имущество; и он был услышан, и передал в руки их все. Таких может похвалить апостол: " Расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что естъ у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее " (Евр. 10:34).

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

«О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его» ( Пс.21, 26 ). Обратите внимание на то, что выражение «воздать обеты» означает исполнить обет, то есть отдать Богу то, что по обету принадлежит Ему как благодарность на отвеченную молитву. Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: «Сеть для человека — поспешно давать обет, и после обета обдумывать» ( Притч.20, 25 ). Обет вступал в силу только в том случае, если он был произнесен вслух: «Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими» ( Втор.23, 23 ). Что могло быть обещано Богу во время произнесения обета? Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, — Господни они… И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» ( Лев.27, 26, 30 ). Обеты Богу и сегодняшний день Как было отмечено выше, Закон не обязывал людей давать обеты Богу. Однако Слово Божье призывает нас обращаться к Господу в молитве за помощью и давать Ему обеты, а после ответа на молитву воздавать Господу обещанное обетом: Виды обетов из Библии: — обет обещания; – обет воздержания: зарок от женитьбы или замужества, обет назорейства; – обет заклятия.  «Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному» ( Пс.75, 12 ). «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои» ( Иов.22, 27 ). Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: «И я буду петь имени Твоему  вовек, исполняя обеты мои всякий день» ( Пс.60, 9 ).

http://azbyka.ru/zdorovie/obety-trezvost...

Чтобы решить сии недоумения и раскрыть истинное учение о добровольных обетах, представляется достаточным рассмотреть в частности: I. На чем основывается обыкновение приносить Богу обеты? II. Какое значение имеют благочестивые обеты в духовной жизни христианина ? III. Обязанность исполнять и хранить данные обеты 1 . I. На чем основывается обыкновение приносить Богу обеты? Оснований сего благочестивого обычая надлежит искать в священном Писании и в истории Церкви Божией на земле. Прежде всего соберем указания на обеты в книгах нового завета; потом укажем обеты, употреблявшиеся в Церкви ветхозаветной и Моисеевы законы, относительно их постановленные; наконец раскроем, какие обеты были более употребительны в древней христианской Церкви. Указания на обеты в книгах Нового завета Некоторые, почитая узы обетов стеснительными для христианской свободы, думали поддержать эту мысль уверением, будто в книгах нового завета совсем нет указаний на сей вид богопочтения. Мысль совершенно ложная. Еще задолго прежде в ветхом завете предсказано было, что чада Церкви новозаветной будут приносить Богу обеты. Так в видении на Египта Пророк Исаия изрек: и познан будет Господь Египтяном; и убедят Египтяне Господа в день той, и сотворят жертвы и дары, и обещают обеты Господеви и воздадят ( Ис.19:21 .). И по содержанию пророчества и по свидетельству учителей Церкви 2 , слова сии относятся к чадам Церкви новозаветной. Закон евангельский, как закон, данный всему роду человеческому, в целом своем составе имеет для всех вообще обязательную силу, и «в послушании евангелию потребуется отчет у всех людей, монахи ли они, или живущие в супружестве, ибо заповеди всем равно узаконены и не безопасны для нарушителей» 3 . Тем не менее, однако ж, в частных правилах евангелия можно примечать, что одни из них преподаны с выражением неизменной, на всех простирающейся, обязательности; другие напротив не обязывают всех решительно и безусловно. Иисус Христос иногда в уединенных беседах с учениками преподавал правила, простирающиеся на всех людей в мире, и Сам указывал, что говоря не многим, изрекает закон для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Напр., в болезни христианин может дать обет усилить по выздоровлении посещение богослужений или совершить путешествие в известный монастырь. Даже при опасности для своей жизни может дать обет раздать бедным значительную сумму денег. Среди тяжкого искушения и большой опасности согрешить он может наложить на себя особый пост или поговеть. Многие протестантские богословы отвергают обеты, считая их недостойными истинного христианина. Можно, конечно, понимать и исполнять обеты так, что они будут недостойны христианина; но их нельзя назвать недостойными, понимая их в правильном смысле. Обеты, понимаемые, как плата Богу за оказанное Им благодеяние, относятся к недостойным. Надо понимать обеты в смысле благодарной жертвы Богу и добровольно возлагать на себя благочестивые упражнения для укрепления в себе навыка к добру. К обетам в тесном смысле слова можно отнести и добрые намерения, напр., принимаемые на исповеди. Исповедуясь, мы принимаем намерение и даем обещание исправиться. (Сюда можно отнести учреждения обществ трезвости). Протестанты возражают, что, если кто-либо захочет жить добродетельно, станет так жить и без обетов, а если кто-то не хочет, то и обещания не помогут. Но данное обещание всегда будет служить нам напоминанием о необходимости добродетельной жизни; кроме того, давши обещание, мы будем остерегаться, как бы не приложить греха ко греху; след., мы будем вдвойне бодрствовать. В Свящ. Писании есть прямое и ясное учение об обетах. Здесь находим и указание на факты обета и объяснение достойного отношения к ним. Известны обеты патр. Иакова (Быт. 38:20), Иеффая (Суд. 11:30-31), Анны, матери Самуила (1 Цар. 1:11), Давида (Пс. 65:13, и д.), Иоанна Предтечи (Лук. 1:15), ап. Павла (Деян. 18:18; 21:23 и д.). Предписывается искреннее и благоговейное настроение души при произнесении и исполнении обета: Делайте и воздавайте обеты Господу Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут обеты Страшному (Пс. 75:12). Проклят лживый, у которого в стаде неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное (Малах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2232...

Потому что бывает так, что мы оставлены родными, но никогда нас не оставляет наша Небесная Матерь. И вслушаемся в то, что говорит нам Богородица, имею в виду последние Её слова в Новом Завете, они до предела просты: «Все, что Он скажет вам, то делайте», — говорит Она, показывая нам на Своего Возлюбленного Сына, на нашего Господа и Бога — Иисуса Христа. «Всё, что Он скажет вам, то делайте», — вот в чём заключается всё богословие Богородицы: вслушивайтесь в то, что говорит Христос, и не просто вслушивайтесь, но делайте, делайте, делайте то, к чему зовёт вас Господь. Вот весь смысл того обращения, с которым Она, Пречистая наша Матерь, обращается к нам. Делайте, делайте всё то, к чему Господь нас призывает. Когда мы берём в руки Евангелие, то мы зачастую не понимаем, что это не только Евангелие Христово, но это Евангелие Богородицы, потому что каждое слово Евангелия прошло через Её сердце, в каждом слове чувствуется Её безмолвное присутствие. И давайте подумаем об этом сегодня и трепетно и радостно обратимся к Пречистой Матери нашей, чтобы и впредь поддерживала Она нас, поддерживала нас, объединяя в одну семью. Такие разные на свете христиане, у нас разный цвет кожи, у нас разные языки, у нас разные духовные традиции, но всех нас в России и в других странах мира — в Италии и Литве, в Грузии и Греции, на Филиппинах где-нибудь и в других далёких странах мира — нас всех объединяет наша любовь к Богородице и наша преданность Пречистой Божией Матери и Её любовь к нам, Её простираемый над нами омофор, который каждого и каждую покрывает. Подумаем, братья и сестры, об этом. И да хранит нас всех Господь молитвами Пречистой и Преблагословенной Приснодевы! 28 августа 2004 г. Приблизилось Царствие Небесное. Проповедь на праздник св. Космы и Дамиана (2000 г.) Святые Косма и Дамиан трудились как врачи, не беря за это денег, трудились, соединяя врачебное искусство, почерпнутое из греческой науки от Гиппократа и Диогена, с верой в Бога, с пламенным горением евангельской правдой. И это соединение врачебного искусства с верой сделало их труды особенными.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010