Соч. в 2 т. М., 1990. T.I. С.59). В.Иванов придерживался взгляда, по которому бог растительности, покровитель виноградорства и виноделия, один из самых популярных богов Древней Греции имел фракийское, славянское происхождение и отстаивал его в работе «Эллинская религия страдающего бога». 807 Александрийское эпигонство – термин, характеризующий общее состояние эллинистической культуры в Египте, когда столица его была Александрия, основанная Александром Македонским в дельте Нила в 332–331 гг. до н.э. При правлении Птолемеев Александрия стала центром пересечения и взаимовлиянии самых различных культур народов, находившихся на различных ступенях развития. 808 Моррис Уильям (1834–1896) – английский писатель, теоретик искусства, общественный деятель; Рескин Джон (1819–1900) – английский теоретик искусства, художественный критик, публицист, историк, близкий У. Моррису; Уитмен Уолт (1819–1892) – американский поэт; Ибсен Генрик (1828–1906) – норвежский драматург; Ницше Фридрих (1844–1900)–немецкий философ; Вагнер Рихард (1813–1883) – немецкий композитор. 810 Александрийское эпигонство – термин, характеризующий общее состояние эллинистической культуры в Египте, когда столица его была Александрия, основанная Александром Македонским в дельте Нила в 332–331 гг. до н.э. При правлении Птолемеев Александрия стала центром пересечения и взаимовлиянии самых различных культур народов, находившихся на различных ступенях развития. 811 Необходимо, впрочем, оговорить, что и миросозерцание самого Д.Мережковского отнюдь не чуждо того же романтического славянофильства; прославление русского варварства за счет западной культуры образует, например, основную мысль предисловия к известной французской книге о русском общественном движении, написанной Мережковским совместно с 3.Н.Гиппиус и Д.В.Философовым. Мережковский менее последователен в своем настроении, чем Вяч.Иванов, но гораздо более реалистичен. Среди своего романтического опьянения он имеет иногда «светлые промежутки», пробуждаемый своим художественным чутьем действительности. 812 Д.С.Мережковский, в частности, пишет: «Нет, спасение наше не в том, чтобы, сознав себя народом-христоносцем, в других народах видеть Каинов; спасение наше в том, чтобы увидеть, наконец, наше собственное «окаянство», почувствовать себя не «христоносцами», а «христопродавцами» именно здесь, в этой страстной воле к нисхождению, к совлечению, к саморазрушению, к хаосу; чтобы понять, что Россия, только восходящая, восстающая на скипетр Зверя может понести на плечах своих легкое иго Христа. Но не мертвец, встающий из гроба, а погребенный заживо – Россия сегодня. Кричит, стучит в крышку гроба – и никто не слышит, только могильную землю, горсть за горстью, набрасывают и ровняют, утоптывают – холм насыпали, крест поставили. Достоевский пишет на кресте: «Смирись, гордый человек!», Л.Толстой: «Непротивление злу», Вл.Соловьев: «Дело не в этом». Вяч.Иванов: «Духом Святым воскресаем».

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

до Р. Х.), но то, что говорит об этом Библия, в основном совпадает с тем, что мы узнаем из текстов и раскопок о нападении на Египет завоевателей-гиксосов, в основном семитов, о египетском правлении в дельте Нила, о политической ситуации в восточных землях Иорданья. Задача современного историка — сравнивать эту данность Библии с фактами всеобщей истории. Учитывая недостаточность библейских данных и недостоверность внебиблейской хронологии можно было бы утверждать, что Авраам жил в Ханаане ок. 1850 г. до Р. Х., что вскоре после 1700 г. до Р. Х. Иосиф достиг возвышения в Египте, а другие сыновья Иакова прибыли к нему. Для определения датировки исхода из Египта мы не можем опираться на данные в 1 Цар 6:1 и Суд 11:26, так как они вторичны и возникли в результате искусственных расчетов. Но Библия предлагает нам решающее указание: согласно древнему тексту Исх 1:11, евреи работали при постройке городов для запасов, Пифома и Раамсеса. Следовательно, исход воспоследовал после начала царствования Рамзеса II, основавшего город Раамсес. Большие строительные работы начались здесь с его царствованием; вероятно, восстание людей Моисея произошло в первой половине или в середине его долгого правления (1290—1224), то есть в 1250 г. или несколько раньше. Если библейское предание определяет срок пребывания в пустыне жизнью одного поколения, то заселение восточных земель за Иорданом должно было произойти ок. 1225 г. до Р. Х. Эти данные соответствуют греческим известиям о резиденции фараонов 19-й династии в дельте Нила, об ослаблении египетского владычества в Сиро-Палестине в конце правления Рамзеса II, о волнениях, сотрясавших весь Ближний Восток в конце XIII в. Они совпадают и с изысканиями археологов о начале железного века, совпавшем с оседанием израильтян в Ханаане. Законодательство  В еврейской Библии Пятикнижие называется “указанием”, “законом” (tora); в самом деле, оно содержит совокупность предписаний, упорядочивающих нравственную, общественную и религиозную жизнь народа. На наш современный взгляд самое примечательное в этом законодательстве — это его религиозный характер.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

...град Родоз... – Ныне город Родос в Греции, расположенный на одноименном острове в Эгейском море, один из центров античной философии, науки и искусства. К л. 81 об . ...пришли к Нилу-реки, что из рая течет... – Нил – главная река Египта, которую в античности рассматривали как границу между Азией и Африкой, почитали как священную реку. Относительно истоков Нила у древних греков существовали различные представления; согласно одной из версий, начало реки находилось где-то на Востоке, в Индии. Для отыскания истоков Нила императором Нероном была снаряжена экспедиция, но она не смогла преодолеть заболоченную местность в районе Бахр-эль-Джебель. В христианскую эпоху Нил часто отождествлялся с рекой Эдема Геон (Гихон). Это представление о Ниле, вытекающем из рая, у русского паломника могло сформироваться под влиянием народных легенд и произведений апокрифической литературы. ...а имя ему Рохид... – Ныне город Рашид в Египте, расположенный в дельте Нила. К л. 84 . ...до Домяты, до другой пристани... – Думьят – город-порт в Египте на берегу Нила близ впадения его в Средиземное море. К л. 85 . Александрия – город, основанный в 332–331 гг. до н.э. Александром Македонским; при Птолемеях (305–30 гг. до н.э.) был столицей Египта и центром эллинистической культуры, позднее стал одним из главных центров раннего христианства; в VII в. город перешел под власть арабов. Ныне Александрия (араб. Аль-Искандария) – город в Египте, крупный порт на побережье Средиземного моря. К л. 87 . ...во град Втоломаиду, а турецкое именование Акри. – Акра – город на берегу Средиземного моря, древняя Птолемаида. Позднее город попал под власть мусульман. ...до Фаворския горы... – Гора Фавор расположена недалеко от Назарета и связана со многими замечательными событиями библейской истории, главное из которых – Преображение Господне. Согласно евангельскому тексту, Христос с учениками взошел на высокую гору помолиться и преобразился: «просияло лицо его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет» ( Мф. 17, 1–2 ; Мр. 9, 2–3 ; Лк. 9, 28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 3 кн. Царств говорится, что Соломону приводили коней из Кувы : «Царские купцы покупали их из Кувы за деньги» ( 3Цар.10:28 ). Неизвестно, где находилась Кува; некоторые помещают ее в Аравии. § 43. Египет Египет, страна Африки, названная по-еврейски Мицраимом, по имени Мицраима, сына Хамова. Египет долгое время управлялся собственными царями, потом был покорен Персами; у Персов был взят Александром Великим; затем перешел к Римлянам во время Клеопатры, т. е. почти в одно время с Палестиной. Города: Александрия , город, построенный Александром Великим. Птоломей Филадельф, собирая отовсюду книги для Александрийской библиотеки, пожелал иметь в ней книги Иудейского закона. По его просьбе, первосвященник Елеазар избрал из 12 колен по шести ученых мужей, знающих греческий язык, и прислал их в Александрию. Здесь, на острове Фаросе, который соединялся с твердою землею сплошною, в 72 дня был сделан перевод Библии Ветхого Завета на греческий язык. С этого перевода семидесяти (или точнее LXXII) толковников сделан наш славянский перевод Ветхого Завета. Цоан или Танис , один из самых древних городов Египта ( Чис.13:23 ); он был расположен в дельте, на одном из рукавов Нила. В нем Моисей доказал могущество Божие многими чудесами ( Пс.77:13 ). Этот город в Св. Писании иногда принимается за весь Египет ( Ис.19:13 ). Гесем , область Египта, в которой Иосиф поселил отца и братьев своих. Это была самая плодородная часть страны ( Быт.47:6 ), на что указывает самое название, означающее дождь, так как она находилась близ Средиземного моря и была, поэтому, чаще подвержена дождям, чем другие области Египта. Думают, что она простиралась от Пелузийского устья Нила до пустыни, прилегая к правому берегу этого рукава. Пелуз , город на самом восточном рукаве Нила, ближайшем в Палестине. Он в Св. Писании иногда называется крепостью Египта ( Иез.30:15 ). Бубаст , город на восточном берегу рукава Нила к Аравии. Иезекииль угрожает ему большими несчастиями от Навуходоносора: «Молодые люди Она и Бубаста падут от меча, а прочие пойдут в плен» ( Иез.30:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Наряду с картушем, который принял теперь Амасис, он продолжал носить старые титулы, присвоенные его прежним менее высоким должностям. Но на третий год совместного правления между Амасисом и Априем возобновилась борьба. По словам Геродота, Априй заручился поддержкой греков и с армией греческих наёмников в сопровождении флота двинулся с севера на Саис. Амасис быстро собрал свои силы, напал на Априя и, обратив его армию и его самого в бегство, полностью рассеял врагов. Так как они продолжали в течение нескольких месяцев опустошать север и наводняли дороги, живя, разумеется, грабежом, Амасис отправил против них войско. По-видимому, Априй тем временем бежал. Как бы то ни было, он был убит во время преследования грабительских банд в то время, когда он укрывался на одном уцелевших судов своего флота. Амасис похоронил его, как подобает царю, среди его предков в Саисе и установил в честь него посмертные приношения, обеспечив их щедрыми вкладами. Можно было бы предполагать, что Амасис, обязанный своей короной реакции национального чувства против предпочтения, оказанного грекам, засвидетельствует ей свою признательность в том же направлении, но для этого он был слишком умным государственным человеком. Делая вид, что он сокращает привилегии греков, он в действительности дал им всё, чего они желали. Греческим купцам, пользовавшимся до тех пор безграничной свободой в выборе района торговых операций, было воспрещено селиться где-либо в Дельте, за исключением города, назначенного царём. В Канопском устье Нила, в Западной Дельте, на том месте, где, вероятно, уже находилось старое, но незначительное поселение, Амасис основал новый город Навкратис 144 , который должен был служить местом жительства и рынком для греков, они затем быстро превратили его в важнейший коммерческий центр Египта, если не всего Средиземного моря. Во всех существенных чертах это был греческий город, и товары, производившиеся в его стенах, за немногим исключением отнюдь не носили египетского характера. Деловая жизнь, кипевшая на его оживлённых рынках и факториях, городские учреждения и администрация – всё это было таким же, как и в любой ремесленной и коммерческой общине самой Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Город Александрия Великая лежит в западной части дельты Нила, на песчаной косе, отделяющей от Средиземного моря озеро Мареотиду. Основан Александром Великим в 331 г. до н. э. Главный город в диоцезе Египет. Страбон посвятил ему значительную часть первой главы XVII книги (XVII. 1. 6–10, 13). 717 Пелузий расположен на восточном рукаве Нила в дельте в 20 стадиях от моря (Strabo XVII. 1. 4). 718 Мемфис – царская резиденция египтян в Фиваиде. Город находился на расстоянии около 360 стадиев от Дельты Нила (Strabo XVII. 1. 31–32). 719 Возможно, Птолемаида Гермия – город, который Страбон называет самым большим в Фиваиде (Strabo XVII. I. 42). 720 Сирия Иудейская – Палестина, расположенная южнее Финикии и Келесирии на побережье Средиземного моря. 721 Кесария была отстроена Иродом Великим на месте финикийского города, известного как Стратонова Башня ( Πργος Στρτωνος). Город был основан в персидский период и, согласно одной из теорий, назван по имени сидонского царя Стратона I (375/4–361) или Стратона II (343/2–332). Помпей отбил Стратонову Башню у хасмонеев, и со временем она вошла в царство Ирода Великого. Ирод дал городу новое имя Кесария в честь императора Августа. С 6 г. до н. э. Кесария становится местом пребывания римского наместника в Иудее (префекта). Во время Иудейской войны была ставкой сначала Веспасиана, а затем Тита. Император Веспасиан сделал ее римской колонией, позднее Кесария – главный город провинции Первая Палестина. 722 Аскалон – приморский город в Палестине, один из пяти главных городов филистимлян. Страбон пишет о нем как о незначительном городе (Strabo XVI. 2. 29). 723 Тивериада – город на юго-западном берегу Геннисаретского озера. Город основан Иродом Антипатром как столица своего царства в 18–20 г. 724 Неаполь основан императорами Флавиями в 72–73 г. в центре Самарии, с 244 г. город считался римской колонией. 725 Севаста (Севаста) – древняя столица Самария, которую Ирод Великий переименовал в Себасту (Strabo XVI. 2. 34). 726 Скифополь был столицей Палестины II, в которую входили Галилея, Говланитида, Ездриловская долина, несколько городов за Иорданом. Страбон упоминает о нем как о крепости, которую захватил Помпей (Strabo XVI. 2. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

Леонард Горнер приводит следующее вычисление. Базис колоссальной статуи египетского царя Рамзеса II, построенной в Мемфисе по Лепсиусу около 1360 года до Р. Хр., теперь покрыт нильскими осадками вышиной в 9 футов и 4 дюйма. При исследовании колодцев и буровых скважин в разных местах, на различной глубине находили только остатки теперь еще существующих следов животных и не менее как на 39 футах глубины находили черепки глиняной посуды, еще ниже – кирпичи. Для образования осадков в 39 футов толщиной, покрывающих черепки, по вышеприведенному вычислению, требовалось больше 12 тысяч лет 491 . Но независимо от других сомнений, против этого вычисления можно возразить следующее. Горнер предполагает, что образование нильских осадков над базисом статуи Рамзеса началось одновременно с постройкой этой статуи за 1360 лет до Р. Хр. Но в таком случае Мемфис ежегодно при наводнениях Нила должен бы находиться под водой, что, однако же, немыслимо. До тех пор, пока Мемфис был обитаем, он должен был быть защищен от наводнений своим положением или искусственными средствами. Нильские осадки начались там только по опустошении города, таким образом с 500 года по Р. Хр.; следовательно, упомянутые слои в 9 футов 4 дюйма толщины образовались в 1400 лет и образование осадков нарастало там таким образом гораздо больше чем на 3 дюйма в столетие. Нельзя, конечно, утверждать, что вообще осадки Нила нарастали больше, нежели 3 дюйма в столетие. Что они в последние столетия нарастали не везде гораздо более означенной цифры, кажется достаточно подтверждено через другие наблюдения. Бурмейстер приводит исследования, по которым осадки эти нарастали в 4–4 дюйма 492 ; а Бишоф говорит: «Русло Нила и почва Египта постепенно возвышались, но неравномерно, а смотря по различным обстоятельствам, и постоянно менялись по степени приближения к морю. Увеличение этого перпендикулярного возвышения гораздо меньше в Нижнем, чем в Верхнем Египте, а в Дельте еще меньше, так что по приблизительному вычислению почва при Елефантине или при первом нильском водопаде могла возвыситься в 1700 лет около 9 футов, у Фив около 7 футов, у Гелиополиса и Каира около 5 футов 10 дюймов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

В отличие от аввы Пафнутия, который использовал свою «миссию» для того, чтобы привести мирян в пустыню, все другие старцы довольствовались тем, что удивлялись таким поразительным примерам и, возвратившись к себе в кельи, начинали подвизаться с еще большим рвением. Каким образом путешествовали отшельники В пустыне отшельники ходили пешком. Когда в апофтегмах упоминается об осле 986 или верблюде 987 , то речь идет только о вьючном животном, которое везет поклажу, – за исключением тех случаев, когда в пустыню к какому-нибудь известному старцу прибывают паломники или паломницы 988 . Был ли путешественник один или нет – не важно, он все равно мог легко заблудиться в пустыне, даже от маленького облачка, которое закрывало видимость, не говоря уже о песчаной буре, которая стирала все следы человеческих ног. Значительное количество рассказов упоминает о заблудившихся монахах. Так, например, как-то раз на пути к преподобному Антонию Великому заблудился авва Аммон 989 . Авва Пафнутий однажды очутился в неизвестной деревне 990 . Даже проводник, который сопровождал группу братьев, мог также потерять их из виду 991 . Но самой страшной опасностью, с которой сталкивались те, кто сбился с пути, была смерть от голода и жажды. Так случилось с двумя молодыми монахами, которых послали принести фиги больному старцу 992 . Двое других, еле живые 993 , были спасены кочевниками. В Дельте и в долине Нила монахи, как и миряне, часто путешествовали по воде и использовали лодки. Им также приходилось пересекать Нил на пароме 994 . В таких случаях монахи собирались вместе со старцами и коротали время в беседах о Писании или занимались рукодельем 995 . Авва Арсений плавал в лодке по Нилу в район Александрии 996 . Лодки управлялись либо парусом, либо веслами. Авва Агафон, поднявшись в лодку, сам садился за весла 997 . Лодки на реке могли также волочь волоком 998 . Обычно монахи платили за перевоз. Авва Исаак, например, сетовал, что его рукоделья не хватает даже на оплату стоимости лодки, чтобы посетить старцев 999 . В то время старцы жили отдельно друг от друга по всей Дельте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Comment. I, 457 и Gerlach в Das А. Test. I, 239). Второе объяснение не можеть быть принято, так как оно исключается дальнейшим содержанием библейского повествования, которое в Исх.10:23 говорит, что никто (из египтян) не вставал с места своего три дня. Кроме того, это понимание не оправдывается и самой конструкцией библейского выражения где по аналогии с Втор.28:29 нужно было бы ожидать в качестве обстоятельства места, если бы только глагол в Исх.10:21 употреблен был в значении «ходить ощупью» (Dillmann, Exod, u. Levit, in loc.); между тем сродный с глагол употребляется в ветхозаветных книгах (напр. Пс.113:15 , евр. 115:7; Суд.16:26 ) в той же гифильной форме, в какой в Исх.10:21 употреблен , именно в значении «осязать, ощупывать» (Dillmann, ibid); на основании такого аналогичного употребления , в св. Писании и выражепие вернее переводить: «и будут осязать тьму» и понимать это выражение, как указание на такую тьму, которую египтяне могли осязать. В последнем смысле очевидно понимали выражение оригинала и LXX переводчиков, когда они перевели это выражение через ψηλαφητν στος (осязаемая тьма). 445 Исх.10:23 . Комментаторы разумеют это место так, что в земле Гесем, где жил Израиль, не было тьмы («песок весь отложился в западной Дельте, говорит Осбёрн в Monum. Hist. of Egypt. II, 591; когда ветер достиг земли Гесем, он был совершенно свободен от песка»). Хотя некоторые израильтяне жили прежде и во всей дельте Нила, но общие несчастья, а впоследствии – казни, щадившие землю Гесем, по всей вероятности заставили их всех стянуться в эту землю, откуда они ожидали ежечасно дозволения выступить на свободу. Les deux dernièrs plaies, говорит Bast, les ténèbres et le deuil, avaient en outre pour but de donner aux Hébreux le temps et la facilité de disposer toutes choses pour leur départ, de rassembler leurs troupeaux, de s’organiser et de se tenir prêts (Bast, Dictionnaire de la Bible, Paris 1865 p. 580–581). 446 Куртц (Gesch. d. А. В. II. 113), допуская сближение девятой казни с хамсином, говорит: «нужно признать, что ни одна из предшествующих казней своим сверхъестественным характером так не возвышается над природой, как эта (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ishod-...

19 Если открытая у Авариса-Раамсеса гробница действительно принадлежала Иосифу (что доказать, к сожалению, невозможно – ни одной надписи в ней не сохранилось, кроме знака «чужеземец» на обломке плеча разбитой статуи), то его прибытие в Египет должно было предшествовать вторжению гиксосов, по крайней мере, на полстолетия. Можно, конечно, предположить, что тот «новый царь, который не знал Иосифа» ( Исх. 1. 8 ) и потому стал угнетать израильтян, и был первым гиксосским правителем Египта. 20 Город Раамсес – городище Телль эль-Даба в дельте Нила (примерно в 100 км к СВ от Каира), в последние годы (с 1966 г.) исследовался австрийским археологом Манфредом Биетаком. Это был царский город, получивший свое имя при Рамсесе II. Основан же он был гораздо раньше, в эпоху Среднего царства; первоначальное его имя – Ровати, «Врата Двух Дорог», затем, при XIV династии, он был переименован в Аварис – это же имя он носил и в период гиксосского владычества. В древности мимо него проходил Пелузийский рукав Нила, что давало ему выход к Средиземному морю, через него же шла знаменитая «Дорога Гора», ведущая в Ханаан. Следы пребывания сиро-палестинцев в Ровати прослеживаются начиная с XII династии (около 1850 г. до Р.Х.). 21 Согласно последним хронологическим расчетам, Рамсес II (Усермаатра Сетепенра Рамсес Мериамон, сын Сети I и царицы Туйи) взошел на престол в 1279 г. до Р.Х. – E. Wente and C. Van Siclen. A Chronology of the New Kingdom. Studies in Honor of George R. Hughes, January 12, 1977, J. H. Johnson and E. F. Wente, ed., Studies in Ancient Oriental Civilization, 39 (Chicago, The Oriental Institute, 1977), pp. 217–261. Если дата стелы – около 1270 г., то основание Авариса следует относить примерно к 1670 г. 22 Израильский археолог Зеев Герцог сомневается в том, что мы когда либо найдем подлинные свидетельства Исхода или следы странствования израильтян по Синайской пустыне. Египетские тексты, которых от того времени сохранилось достаточно много, не упоминают об этих событиях, зато время от времени сообщают о прибытии в Египет небольших групп кочевников-скотоводов из Азии, особенно в периоды голода и засухи. Они селились на окраине дельты Нила, затем покидали ее и возвращались в Ханаан, когда там складывались более благоприятные для жизни условия. Не исключено, предполагает Герцог, что в основе предания об Исходе лежит возвращение из Египта в Ханаан относительно небольшой группы людей, нескольких семей, но никак не целого многомиллионного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010