Если не считать Павла Фивейского, который сбежал на побережье Красного моря, создав тем самым много проблем для историков, то все остальные монахи обитали в пустыне, примыкавшей к Нилу или обитаемым районам. Но постепенно у них появился «вкус к пустыне», и некоторые решили углубиться еще дальше, чтобы лучше воспользоваться тем уединением и тишиной, которые они здесь находили. Прожив около десяти лет в гробнице неподалеку от своей деревни на правом берегу Нила, Антоний переправился через реку, чтобы укрыться в заброшенном укреплении, находившемся в нескольких километрах от современного местечка Эль-Маймун. Он двадцать лет провел там в затворе, после чего к нему присоединились многочисленные ученики. И именно отсюда, по вдохновению свыше, он ушел во «внутреннюю пустыню». Присоединившись к каравану бедуинов, Антоний прошел примерно 150 километров, пока не достиг горы, у подножия которой он нашел источник и несколько финиковых пальм. Именно в этом месте позднее был сооружен монастырь, носящий его имя 14 . Современный путь к монастырю почти совпадает с тем маршрутом, которым шел Антоний из долины Нила. Он соответствует большой низине Вади- эль-Араба, бывшей еще с Античности одним из путей, по которым из долины Нила караваны направлялись к Красному морю. Эта скалистая и каменистая пустыня, расположенная к востоку от Нила и называемая Аравийской, состоит главным образом из горных цепей, которые в некоторых местах достигают двух тысяч метров в высоту. К западу от Нила расположена Ливийская пустыня, представляющая собой известковое плато, примерно в 200 метров высотой, выходящее иногда на поверхность прямо посреди песчаных холмов. Именно в северной части этой пустыни, ближе к Дельте, подвизались Амун и Макарий. Аскеты, желавшие вступить в состязание с Антонием Великим , покидали долину почти вдоль всего течения Нила и оставляли ближние к ней пристанища, чтобы уйти в «глубину пустыни». Но, как кажется, лишь некоторые из них основали там значительные поселения. В Верхнем Египте, как мы знаем из «Истории монахов», это были Ор, Аполлон и Патермуфий, которые, прожив много лет в полном одиночестве, затем вернулись в «ближнюю пустыню», где собрали вокруг себя многочисленных учеников 15 . Амун и Макарий поселились в «великой пустыне», и там к ним постепенно присоединилось несметное множество монахов. Таким образом возникли отшельнические поселения в Нитрии и ее «филиале» – Келлиях, а также в Скиту. Нитрия, Келлии, Скит

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

В 1782 г. в Ниловой Сорской пуст. создан монографический сборник, посвященный Н. (ныне хранится: НБ Саратовского гос. ун-та. Инв. 1111. В 80. Л. 22-31 об.; сборник происходит из б-ки известного историка и палеографа И. А. Шляпкина, к-рый посещал Нилову пуст.). О дате и месте его составления свидетельствует запись писца: «Написася книга сия 1782 года месяца декабря въ 27 день в Нилов скит». Сборник содержит основные сочинения старца Н., житийные заметки о нем, чудеса Н. и молитвы святому в следующеи порядке: память Н., тропарь, кондак, икос святому (Л. 1-3 об.), «Молитва преподобному отцу Нилу Сорскому, чюдотворцу» (Л. 3 об.- 5), «А о житии преподобнаго отца Нила не обртохом» (Л. 5-5 об.), «О преставлении и погребении преподобнаго Нила» (Л. 5 об.- 6 об.), «Завтъ инока Инокеньтия, ученика Нила чюдотворца» (Л. 6 об.- 8 об.), «Обиходъ скитской на весь годъ, в которые дни сходятся скитяне в церковь. Предание уставу инокомъ скитскаго жития правило, и когда сходы бываютъ во церковь» (Л. 8 об.- 18 об.), повесть о приходе Н. на р. Сору (Л. 19-20 об.), «Сказание вкратц отчасти о чюдесхъ преподобнаго Нила чюдотворца Сорскаго» (Л. 21-35 об.; а именно: Чудо о явлении во сне царю Иоанну Васильевичу (здесь не имеет заглавия), «Чюдо преподобнаго Нила Чюдотворца о образ, како начатся писати образъ по явлению его», «Чюдо преподобнаго отца Нила Сорскаго чюдотворца, како избави отрока от нечистыхъ духовъ»), «Завещание инока Инокентия, ученика преподобнаго отца Нила чюдотворца, о самочиниках в Нилов скит» (Л. 35 об.- 36 об.), «Того же инока Инокентия завщание о келияхъ и иныхъ зданияхъ в Нилов скит» (Л. 37-38), «О жительств святых отецъ сие предание старца Нила пустынника Сорския пустыни, иже есть со облизъ обители Пречистыя Богородицы Кирилова монастыря ученикомъ своимъ и всм прикладно имти сие, и о вр отчасти» (Л. 38-53), «Главы преподобнаго отца Нила, Сорския пустыни началника» (Л. 53 об.- 163), «Послание преподобнаго Нила Сорскаго къ брату вопросившему его о помыслхъ» (Л. 163-174), «Того же преподобнаго Нила послание ко иному старцу о пользе» (Л. 174 об.- 184), «Того же преподобнаго Нила послание къ брату просившему у него написати ему еже на ползу души» (Л. 184 об.- 191). Сборник имеет репрезентативный характер: украшен заставками, инициалами, каждый абзац начинается киноварной буквой. Очевидно, что в состав рукописи были включены те тексты, к-рыми располагали насельники пустыни (здесь отсутствуют покаянная «Молитва» Н. и его «Помянник», находившиеся к тому времени уже в б-ке Кириллова Белозерского мон-ря).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Дельту Нила с юга закрывала сильная крепость Вавилон, на правом берегу реки. 478 Выше этого места был мост и близ него большая гавань со множеством судов, обслуживавших сообщения по рукавам Нила в дельте. Арабские источники дают этому месту название Умм-Дунайн, которое по догадке Батлера, является искажением имени Тендуниас, сохраненного в эфиопском переводе хроники Иоанна Никиуского. Общее руководство военными действиями против арабов принадлежало Феодору, которого Ионанн Никиуский называет главнокомандующим. Его стараниями из провинций Египта Второго, обеих Августамник и Аркадии были стянуты войска в крепость Вавилон. Феодор не имел авторитета в глазах подчиненных ему военачальников, между которыми были свои личные счеты. Слабая попытка сопротивления была организована вождем Иоанном, которого Ираклий прислал недавно из столицы для защиты Египта. В то время как Феодор, находясь в дельте Нила, стягивал войска для предстоящей борьбы с вторгающимися насильниками, Иоанн с небольшим отрядом войска следил за движениями арабов на левом берегу Нила и, отбивая у них добычу, преграждал путь в Файюм. Амру удалось захватить город Бахнесу, где он произвел страшное кровопролитие, а затем напасть на противника и истребить весь его отряд. Труп Иоанна был брошен в реку. Получив известие об этом поражении, Феодор озаботился разыскать труп Иоанна, который затем отослал в столицу. Меж тем Амр беспрепятственно совершил обратную переправу через Нил. Он ожидал прибытия подкрепления из Медины, о котором просил халифа. Подкрепление пришло под начальством одного из ближайших к почившему пророку советников, по имени Аз-Зубайр. В области города Илиополя произошло соединение. Когда стянувшиеся в Вавилон войска вышли из крепости, чтобы общими силами раздавить неприятеля, Амр разделил свое войско на три отряда, окружил противника, вызвал панику в его рядах и одержал блестящую победу. Жалкие остатки разбитой армии бежали в Вавилон, а укрепленная переправа на Ниле с ее гаванью и· судами досталась победителю. Отряд в 300 человек, остававшийся на ее охране, бежал в Никиус. Эта роковая для империи битва произошла в июле 640 года. Доменциан, которому была поручена охрана Файюма, прослышав об этом разгроме, бежал ночью из города и направился в Никиус.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

V. Е. В. Романенко. Сочинения преподобного Нила Сорского в контексте греческой патристики Ядром главного сочинения Нила Сорского «О мысленном делании» («От писаний святых отец о мысленном делании: что ради нужно сие и како подобает тщатися о сем»; в исторической литературе его чаще всего называют «Уставом») является трактат «О различии нашей борьбы и победы над восьмью главнейшими страстными помыслами и прочими». Это классическая тема в святоотеческой литературе: трактаты о борьбе с восьмью греховными помыслами есть среди сочинений преп. Нила Синайского («О осмих помыслех»), преп. Иоанна Кассиана Римлянина («Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» – PG 28. Col. 872–905). К подобного рода сочинениям можно отнести и «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника . Творение Нила Синайского «О осмих помыслех» довольно часто встречается в русских списках XV-XVI веков, оно находится в сборнике, принадлежавшем преп. Кириллу Белозерскому (PH Б. Кир. -Бел. XV). В одном из сборников преп. Кирилла иноком Феогностом переписана также «Лествица» Иоанна Синайского (РНБ. Кир. -Бел. XI, 1422 г.). В литературе уже высказывалось мнение, что Нил Сорский «в значительной мере базировался» на сочинении Нила Синайского 112 . Однако сравнение текстов показывает, что преп. Нил Сорский , изучивший творения разных авторов, создал совершенно новое, оригинальное сочинение. В свое время известная немецкая исследовательница творчества Нила Сорского Ф. Лилиенфельд провела идентификацию святоотеческих цитат в сочинениях преп. Нила 113 . По ее подсчетам, чаще всего Нил Сорский цитирует Иоанна Лествичника (тридцать пять цитат), Исаака Сирина (тридцать четыре), Симеона Нового Богослова (девятнадцать), преп. Григория Синаита (тринадцать); Нила Синайского он цитирует четыре раза. Однако эта статистика дает неточное представление о литературных предпочтениях преп. Нила. Особенность авторской манеры Нила Сорского такова, что он очень часто прибегает к так называемому обобщенному, свободному цитированию, не указывая при этом источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

М. Боровкова-Майкова Вступительная статья М.С.Боровковой – Майковой Приступая к печатанию «Предания учеником своим о жительстве скитском» и «Монастырского Устава» Нила Сорского (Майкова), упомянем о тех изданиях, которые уже имеются. 1) Первым по времени и по достоинству следует считать издание, сделанное митрополитом Евгением (Амвросий. Истор.Рос.Иер., т.5, 1813 г.) с хороших списков 16–17 вв. Софийско-Новгородского (Монастырский Устав) и Вологодского (Предание) рукописей, причем даются некоторые комментарии и излагается вкратце житие Нила. 2) Перепечатка предшествующего издания: «Преподобнаго Нила Сорского Устав скитскаго монашескаго жития, сочиненный около половины 15 столетия, а списанный с полууставного списка, хранящегося в Новгородской Софийской Библиотеке. Москва, 1820. Синодальная Типография». Позднейшие издания: 3) «Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский, и Устав его о скитской жизни. Изложенный ректором Костромской Духовной Семинарии архимандритом Юстином. Издание 2. Афонского русского Пантелеймонова монастыря. Москва, 1886 г.». – Со вступительной статьей, биографией и кратким указанием на послания, с Преданием, Монастырским Уставом, Духовным завещанием и послесловием в переводе на русский язык словами Юстина. Здесь же приложена проповедь иеросхимонаха Нила (о нем см. ниже). Тропарь и кондак преп. Нилу. 4) Тоже. Издание 3. Москва, 1892 г. 5) Тоже. Издание 4. Москва, 1902 г. 1 6) «Преподобнаго отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. Издание Оптиной пустыни. Москва. Университетская типография. 1849 г.» В этом издании находим: краткое историческое сведение о преп. Ниле Сорском , надсловие на книгу блаженного отца Нила Сорского , пристежение, оглавление, Предание, Монастырский Устав, завещание и послесловие (о кончине Нила). 7) Перепечатка предыдущего на церковно-славянском языке. С.-Петербург. Синодальная Типография, 1852 г. 8) Тоже. С.-Петербург, 1859 г. 9) Тоже. С.-Петербург, 1889 г. 10) «Преподобный Нил Сорский , первооснователь скитскаго жития в России, и Устав его о жительстве скитском (в переводе на русский язык). С приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей. С.-Петербург, 1864 г.» Содержание: О жизни и писаниях преподобнаго отца нашего аввы Нила Сорскаго . Устав о жительстве скитском. Послания и другие подвижнические наставления преподобного Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

монашества. М., 2003; она же. Святоотеческие источники сочинений прп. Нила Сорского//КЦДР. 2014. [Вып.:] Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. С. 52-63; она же. Ист. контекст «Чуда о образе» прп. Нила Сорского//Там же. С. 72-80; Василий (Гролимунд), мон. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила: Их возникновение, развитие и распространение до XVI в.//Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 122-135; Лённгрен Т. П. «Житие» Ануфрия Пустынного в автографе Нила Сорского//Palaeoslavica. 1999. Vol. 7. P. 218-248; она же. Соборник житий в лит. наследии Нила Сорского: (На мат-ле автографа, хранившегося в Волоколамском мон-ре)//Там же. P. 334-342; она же. Житие Симеона Столпника в автографе Нила Сорского//Лингвист. источниковедение и история рус. языка. М., 2000. С. 277-290; она же. Публикация «Соборника» Нила Сорского: Итоги и перспективы//Нил Сорский в культуре и книжности Др. Руси: IV Загребинские чт., 12 мая 2008. СПб., 2008. С. 71-82; она же. Автограф Нила Сорского «преписана бысть с книги старца Нила»//Palaeoslavica. 2010. Vol. 18. N 1. P. 197-242; она же. «Вольное переложение» Жития Феодора Студита//Полярный вестник=Poljarnyj vestnik. Tromsø, 2011. N 14. C. 1-13; она же. Переводные жития преподобных в древнерус. книжности: до и после Соборника Нила Сорского (Ч. 1)//Palaeoslavica. 2012. Vol. 20. N 2. P. 283-301; она же. Источники жития Арсения Великого в Великих Минеях Четьих//Вестн. Альянс-Архео. М.; СПб., 2014. Вып. 3. С. 25-39; Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 20-27; Алексеев А. И. Под знаком конца времен: Очерки рус. религиозности кон. XIV - нач. XVI вв. СПб., 2002; он же. Религ. движения на Руси посл. трети XIV - нач. XVI в.: Стригольники и жидовствующие. М., 2012; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом Прихудайловым//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

К конференции приурочено открытие выставки «Нило-Сорский скит в духовной культуре России». Экспозиция, подготовленная научным сотрудником ОР Е. Э. Шевченко, знакомит посетителей с творческим наследием преподобного Нила и его учеников и иллюстрирует значение Нило-Сорской пустыни в культурной жизни России вплоть до XIX столетия. Д. Гольдфранк (США, Университет Джорджтауна). Этапы и итоги полувековой истории исследований о Ниле Сорском и переводов его сочинений Началом современных научных исследований о Ниле Сорском можно считать труды двух выдающихся ученых: покойного Я. С. Лурье и Ф. фон Лилиенфельд (Fairy von Lilienfeld), – опубликованные в середине прошедшего столетия. Лурье осознавал необходимость пересмотра отношения Нила Сорского к современной ему русской Церкви: как к Иосифу Волоцкому и его сторонникам, так и к вопросу об инакомыслии и ереси. Лурье писал о родстве Нила с Иосифом на основании 4х фактов: оба прокляли всех еретиков в своих сочинениях (Нил – в своем Предании); Иосиф в своем «Сказании о новоявившейся ереси Новогородцкых еретиков» как бы представлял целый «иноческий же чин, иже в манастырех и иже в пустынех пребывающе»; он отправил двух пострижеников-книжников, Нила Полева и Дионисия Звенигородского, подвизаться с Нилом, и именно в иосифовском монастыре в XVI в. находились многочисленные списки сочинений Нила Сорского . Таким образом, Лурье построил основу для последующих новых трактовок Нила как церковного деятеля. Спустя несколько лет Ф. фон Лилиенфельд, несмотря на типичную для ее времени приверженность старой концепции коренных разногласий между Нилом и Иосифом, подвела научную базу под исследования исихазма Нила благодаря как точной идентификации многочисленных греческих источников, так и определению его места среди традиций православной иноческой духовности – с точки зрения не только содержания его сочинений, но и их жанров. Помимо этого, она сделала первый достоверный перевод сочинений Нила (включая приписываемые ему труды) на иностранные языки. Почти в это же время иезуит Д. Малони (G.Maloney), в своей диссертации 1963 г. и последующей монографии 1972 г., также проводит анализ исихазма Нила. Однако его переводы отрывков из так называемого Устава Нила Сорского были неточными, а отношение к заключениям Лурье – высокомерным и необоснованно презрительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

С. 81; 11. С. 89; 12. С. 97; 16. С. 128; Архангельский И., прот. Речь при гробе высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 214; он же. Речь над могилою архиеп. Нила на 40-й день по его кончине//Там же. 33. С. 257-258; [Архиеп. Ярославский и Ростовский Нил, † 21 июня 1874 г.]//Там же. 26. С. 201; 27. С. 209-210 (отд. изд.: Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский: Некр. Ярославль, 1874); Высокопреосв. Нил, архиеп. Ярославский и Ростовский//Странник. 1874. 7. Отд. 2. С. 38-45; Духовное завещание почившего высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 16. С. 337-338; К некрологу высокопреосв. Нила//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 29. С. 231-232; Кончина и погребение высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского//ХЧ. 1874. 7. С. 560-566; Орлов Д., свящ. О пособии духовенству Самарской епархии, страждущему от неурожая хлеба//Самарские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 2. С. 29-31; Распределение покойным преосв. Нилом своего имущества//ХЧ. 1874. 8/9. С. 884-887; Сперанский И., прот. Речь высокопреосв. Нилу, сказанная 7 апр. 1874 г. настоятелем ярославской Всехсвятской ц. после произведения его в сан протоиерея//Ярославские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. 30. С. 233-234; Тихвинский Н., прот. Речь, произнесенная при отпевании тела в Бозе почившего преосв. архиеп. Нила//Там же. 27. С. 215-216; он же. Слово - в 40-й день по кончине высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 32. С. 249-253; Троицкий И., прот. Слово при погребении высокопреосв. Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 1874. 27. С. 210-214; Церемониал погребения почившего в Бозе высокопреосв. Нила, архиеп. Ярославского и Ростовского//Там же. 28. С. 223-224; Лествицын В. И. Монгольские переводы архиеп. Нила//Ярославские ГВ. 1875. Ч. неофиц. 76. С. 5; Орлов В., свящ. Дни 2-4 июня 1861 г., проведенные покойным высокопреосв. Нилом, архиеп. Ярославским и Ростовским, в с. Воскресенском на Обноре Любимского у., где почивают мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Того же автора кандидатское сочинение «О нравоучении преподобнаго Нила Сорскаго ». К.В.Покровский. «К литературной деятельности Нила Сорскаго » (Древности. Труды Слав.Комис.Имп.Москов.Арх.Об, т.5. Москва, 1911 г. Протокол 103 заседания). – Автор исследует вопрос о критицизме Нила и разбирает работы в том же направлении Жмакина и Архангельского. Архангельский, « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев», (Изд. Общ. Люб. Др. Пис. 25. 1882 г.), которому известны были многие из вышеуказанных трудов и который использовал большое количество рукописей. Печатая много сырого материала, проф. Архангельский дает характеристику умственно-религиозной жизни Руси того времени, собирает имеющиеся данные для биографии Сорского, подробно останавливается на его литературной деятельности, обращая внимание и разбирая источники идей Нила. Исследование проф. Архангельского представляет большой интерес для всех занимающихся русской литературой 15–16 вв. 2 Им же написана о Сорском обстоятельная заметка в Энциклоп. Слов., изд. Ефрон и Брокгауз, т.21, тр.150–152. Ковалевский, Андрей, «Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, изд. Афонскаго русскаго Пантелеймонова монастыря. Москва, 1885 г.». Статья интересна лишь потому, что из нее узнаем о написании иеросхимонахом Нилом службы (исправленной архимандритом Варлаамом) и акафиста препод. Нилу. Здесь же говорится о состоянии Нило-Сорской пустыни в 19 в. и приложена проповедь иеросхимон. Нила в день памяти (7 Мая) Нила Сорского , та же, что и при издании Устава 3 . Можем указать и на публицистический труд Н.Калестинова «Великий Старец». Очерк жизни пр. Нила Сорскаго . С.-ПБ. 1907 г.», с перечнем некоторых авторов, посвящавших свои статьи Нилу. Очерк представляет из себя повествование, но основанное на исторических материалах. Выпущен очерк к 400-летию со дня смерти Нила. Отметим еще: Буслаева «Историческая Хрестоматия», где автор, предлагая образцы для древнего периода истории русской словесности, помещает отрывок из Устава Сорского, цитируя его по одной из рукописей 17 века, и печатную Лествицу 1647 г., где на л. 148 об., в слове «о чистоте» вставлено толкование Нила Сорского : «Различна убо на нас борба мысленыя брани победы и побеждения рекоша отцы» т.д. – Помещение этих отрывков в названных двух книгах может указывать: в первой, на то, что Устав занимает известное место в истории древней литературы и никогда не исчезает из глаз работающих в данной области; во второй – на тот же интерес к Уставу, если он попадает в число добавлений в издание Лествицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010