3). Наконец, в действительности первородного греха, переходящего на всех нас от прародителей, можем убеждаться при свете здравого разума, на основании несомненного опыта. 3 .1. Кто с полным вниманием входит и углубляется в самого себя, тот не может не сказать со святым апостолом Павлом: “знаю, что не живет во мне, т.е., в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих ( Рим. 7:18–23 ). В частности, наблюдающим внимательно за самим собой и за своими ближними, не может не признать следующих истин: а) в нас существует постоянная борьба между духом и плотью, разумом и страстями, стремлениями к добру и влечениями ко злу; б) в этой борьбе почти всегда победа остается на стороне последних: плоть преобладает в нас над духом, страсти господствуют над разумом, влечения ко злу пересиливают стремления к добру; мы любим добро по своей природе, желаем его, соуслаждаемся ему, – но чтобы творить добро, не находим в себе сил; мы зла не любим по природе, а между тем влечемся к нему неудержимо; в) навык ко всему доброму и святому приобретается нами с великими усилиями и очень медленно; а навык ко злу приобретается без малейших усилий и чрезвычайно быстро, – и наоборот – г) отвыкнуть от какого-либо порока, победить в себе какую-либо страсть, иногда самую незначительную, для нас крайне трудно; а чтобы изменить добродетели, которую мы приобрели многими подвигами, для этого достаточно какого-нибудь маловажного искушения. Такое же преобладание зла над добром в человеческом роде, которые мы теперь замечаем, замечали во все времена и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3 . Но, воздавая почитание ангелам и призывая их в молитвах, не забудем, что они суть только слуги Вседержителя и благодетельные орудия Его отеческого промышления об нас. Следовательно, мы должны чтить их так, чтобы вся честь главным образом относилась к их и нашему Господу, а отнюдь не боготворить их самих, не воздавать им Божеского поклонения; всячески блюстись от того пагубного суеверия, от которого предохранял Христиан еще Апостол, 1697 и которое осудил потом собор Лаодикийский, как несовместное с служением единому, истин­ному Богу, Господу нашему Иисусу Христу. 1698 4 . В частности, памятуя отношения к нам наших ангелов-хранителей, научимся: а) внимать им, как нашим верным наставникам на пути истины и добра, и для сего иметь всегда отверстый ум и сердце для принятия их благих внушений; б) обращаться к ним с молитвою во всех наших нуждах и напастях, как к нашим предстателям пред Богом и хранителям душ и телес наших; 1699 в) любить их и благодарить за всю ту нежную и попечительную любовь, с какою проходят они свое служение нам грешным, и за все те благодеяния, которые нам оказывают; г) не огорчать их своею невнимательностию и худыми делами, напротив радовать их своим обращением к Богу и добродетельной жизнью ( Лук. 15:10 ). 5 . Наконец, по отношению к злым духам, которым иног­да попускает Господь искушать нас для нашей же пользы, будем памятовать: а) наставление Спасителя: бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Матф. 26:41 ); и – б) наставление Апо­стола: облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских… Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом ( Еф. 6:11,14–18 ). Достаточно у нас средств, чтобы противиться диаволу и побеждать его! А если и падем в борьбе, если и согрешим; да не устра­шимся зла, не предадимся отчаянию: мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Иоан. 2:1 ). Призовем только Его, с искренним раскаянием в своем падении и с искренней верой, и Он восставит нас, и снова облечет во всеоружие, чтобы мы могли противиться нашему исконному врагу. 2.2. К миру вещественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3) Потеря невинности, извращение воли и преклонность ее более ко злу, нежели к добру (прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 23, 27). Это видно: а) из того, что как только прародители согрешили, открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги ( Быт. 3:7 ), чего прежде не замечали; б) из того, что к Богу, своему Отцу, Благодетелю, вместо прежней сыновней любви, вдруг почувствовали рабский страх: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? И сказал ему: голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг и скрылся (9,10); в) наконец, из того, что давая отчет перед Богом в своем грехе, вздумали вместо раскаяния, приносить лукавое оправдание. Адам слагал вину на жену и даже на Бога, давшего ее: Адам сказал: жена, которую Ты дал мне, она дала мне от дерева, и я ел (12); а жена слагала вину на змия: жена сказала: змей обольстил меня и я ела (13). Святые Отцы и учители Церкви выражались, что Адам посредством падения утратил одежду святости, сделался злым, уклонился в прочие помыслы, и что диавол утвердил в естестве его закон греха. Такие выражения встречаем например: а) у Иринея: “и сказал Адам: чрез непослушание я потерял одежду святости, которую имел от Святого Духа”; 1451 б) у Василия Великого : “вскоре стал Адам вне рая, вне оной блаженной жизни, сделавшись злым не по необходимости, но по безрассудству”; 1452 в) у Афанасия Великого : “преступив заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помышления, уловляющие нас, но потому, что диавол посеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступление и удалившейся от Бога, так что диавол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех”. 1453 4) Искажение образа Божия. Если образ Божий начертан в душе человека и преимущественно в ее силах, уме и свободной воле, а эти силы потеряли много совершенства и исказились чрез грех Адама, то значит, исказился вместе с ними и образ Божий в человеке. Эту мысль утверждают: а) Василий Великий: “человек сотворен по образу и подобию Божию; но грех исказил ( χρεωσεν) красоту образа, увлекая душу в страстные пожелания”; 1454

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3 . Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:2 ). Господь даст силу народу Своему (Пс. 28и др.). б) Он руководит и направляет нас: от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой ( Прит. 20:24 )? Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца ( Прит. 21:2 ; срав. 16;1). в) Без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126:1 ). 4 . Наконец, Сам же назначает и предел нашей земной жизни и деятельности: дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет ( Иов. 14:5 ). Из числа Святых Отцов и учителей Церкви довольно привести изречения об этом трех знаменитейших: Василия Великого : “Не без Промысла оставлены дела наши, как знаем из Евангелия, что и воробей не падает без воли Отца нашего ( Матф. 10:29 ). А потому, если что случилось с нами, случилось по воле Сотворившего нас. И кто противостанет воле Его ( Рим. 9:19 )?” 1716 “Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам не одинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни забираются от­сюда скорее, а другие оставляются дольше бедствовать в многобо­лезненной этой жизни. Почему за все должны мы покланяться Его человеколюбию”. 1717 “Все управляется добротою Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно оно тро­гало нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно”. 1718 “Бог, без всякого сомнения, распоряжается нашими делами лучше, нежели как пред­начертали бы мы сами”. 1719

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3 . Чрез Царей, как помазанников своих, Бог посылает народам и все низшие власти. Отсюда долг каждого гражданина: а) повиноваться всякому человеческому начальству, для Господа ( 1Петр. 2:13 ), – ибо противящийся власти противится Божию установлению ( Рим. 13:2 ); б) отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (7); и в) молиться за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:2 ). 4 . Судьба каждого из нас находится также в деснице Вседержителя. Он умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар. 2:6–8 ). А потому, а) текут ли дела наши счастливо, не будем гордиться, потому что все, чем бы мы ни обладали, не наше, а зависит от промысла Божия, который, даровав нам блага, может и обратно взять их у нас ( 1Кор. 4:7 ; Иак. 1:17 ); б) постигают ли нас бедствия, не будем отчаиваться: по­тому что и несчастия посылаются на нас Промыслом, премудрым и всеблагим, который соразмеряет их с нашими силами ( 1Кор. 10:13 ), и направляет к нашей же нравственной пользе ( 1Петр. 1:6–7 ; Рим. 5:3–5 ); в) всегда и во всем будем полагаться на Бога, и в счастье благодарить Его за все милости и щедроты, а в несчастии просить Его помощи и заступления. 5 . Промышляя о всех людях, Господь в особенности любит праведников ( Пс. 145:8 ), и над ними-то преимущественно являет он дивную милость, их-то хранит, как зеницу ока ( Пс. 16:7–8 ) – да послужит же это для каждого из нас побуждением – блюстись от грехов и упражнять себя в благочестии ( 1Тим. 4:7 ), чтобы и нам быть включенными в число избранных Божиих, которым все содействует ко благу ( Рим. 8:28 ). 1005 См. Там же §§ 46–49: существо, основание и условия христианской религии и срав. настоящего сочинения § 5. 1006 Παντοκρτωρ, говорить святой Кирилл Иерусалимский , изъясняя это слово символа, στν πντων κρτωρ, πντων ξουσιζων, т.е. – “Вседержитель есть Тот, кто все содержит, над всем имеет власть” (Cathech. VIII, n. 1; по русск. перев. n. 3, стр. 145).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4 . Моисей свидетельствует, что Бог действовал Сам, не­посредственно своей силою, не только при первом творении, когда произвел все из ничего, но и в продолжение шести дней, когда производил разные части и существа мира из готового уже веще­ства. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...; И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… И стало так…; И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так;… И сказал Бог: да произрастит земля зелень… И стало так…; И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... И стало так…; И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]...; И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее… И стало так. Следовательно, несправедливо объяснять первоначальное образование мира и земли по силам и законам природы; эти силы и законы начали действовать в мире уже с тех пор, как мир получил совершенное бытие и они дарованы Богом миру. Но сам Бог вовсе не подчинялся им, когда творил еще небо и землю и производил разные классы существ своей всемогущей силой. Так, Он сотворил первых людей (да и всех животных земнородных) прямо в возрасте зрелом, между тем как по силам и законам при­роды требовалось бы много лет жизни, пока первые люди могли бы достигнуть зрелого возраста. Так же точно Всемогущий мог в один день, в один даже миг, произвести все вну­треннее устройство земли, какое ныне замечаем, образовать ее горы со всеми их разнородными пластами, устроить моря, реки и прочие части, тогда как если бы все это совершалось по силам и законам, действующим ныне в природе, то потребо­вались бы, может быть, не только столетия, но и тысячелетия. 5 . Под именем шести дней творения Моисей разумеет дни обыкновенные. Ибо каждый из них определяет вечером и утром: и был вечер, и было утро, день един...; и был вечер, и было утро, день второй..., и т. д. А кроме того, как мы уже заметили, соответственно этим шести дням, в которые Бог сотворил все дела свои, и по окончании которых почил и освятил день седьмой, мог Он заповедать Израильтянам, чтобы и они шесть дней недели делали, а день седьмой субботу святили Господу Богу своему ( Исх. 20:8–11, 31:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   По мнению митрополита Филарета (Дроздова), «образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собой вещи: потому что в слове Божием часто употребляется одно из этих слов в том же значении, как и оба вместе». Митрополит Филарет ссылается на следующие места Священного Писания: Быт. 1:26, 27; 5, 1; 9, 6; Иак. 3:9; Кол. 3:10.    Быт. 5:1: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию    «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию    («бидмут Элогим») Божию создал его…»   Божию создал его…»    Однако 70 толковников перевели это место так: κατ " εικνα Θεο ποησεν αυτν. В соответствии с этим сделан и славянский перевод: по образу Божию сотвори его    по образу Божию сотвори его    .    Быт. 9:6: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию    «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию    («бецелем Элогим») «   »    – δτι ν εικνα Θεο ποησα τον ανθρωπον. В славянском переводе: «Во образ Божий сотворих человека».   «Во образ Божий сотворих человека».    Иак. 3:9: «им   «им    (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию    благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию    (καθ μοωσιν Θεο) »   «    .    Кол. 3:10: «…облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его»   «…облекшись в новаго, который обновляется в познании по образу Создавшаго его»    – τον νακαινομενον ες πγνωριν κατ " εικνα το κτσαντος αυτν. В славянском переводе: «По образу Создавшаго его»   «По образу Создавшаго его»    .    Несмотря на кажущееся противоречие между точками зрения святителя Василия Великого и святого Иоанна Дамаскина, с одной стороны, и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, с другой, в действительности они вовсе не исключают друг друга.    «Образ Божий», данный человеку от начала, является врожденным. Однако, как замечает профессор архимандрит Киприан, «в учении святителя Василия видно, что образ не есть что-то уже готовое в душевном складе человека. Это есть задача, необходимость раскрыть в себе свое творческое начало». Ведь кроме разума и воли, то есть тех духовных сил, в которых святитель Василий и святой Иоанн Дамаскин видят черты врожденного образа Божия, человеку врождена и «способность уподобляться Богу», без которой, как говорит святитель Василий, «своими собственными силами мы не стяжали бы подобия Божия». Человеку не только что-то дано, но и очень многое задано, и от того, как он употребляет свою способность богоуподобления, во многом зависит степень его богообразности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

“Тело человека, по словам блаж. Августина, до греха могло называться и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: – смертным, потому что могло умереть; бессмертным, потому что могло не умирать. Иное дело, если кто не может умереть, как создал Бог некоторые бессмертные существа, и иное, если кто может не умереть: в таком смысле создан бессмертным первый человек. Это сообщалось ему от древа жизни, а не от устройства его природы, поэтому, как только согрешил и был отлучен он от древа жизни, чтобы мог умереть; тогда же как, если бы не согрешил, мог бы не умереть. Итак, он был смертен по свойству своего душевного тела, и бессмертен по благодати (beneficio) Творца”. 1406 5 . Кроме того, для упражнения и развития сил телесных Бог заповедал Адаму возделывать и хранить рай ( Быт. 2:15 ); для упражнения и развития сил умственных и дара слова, сам привел к человеку всех животных, чтобы видеть как он назовет их ( Быт. 2:19 ); для упражнения и укрепления в добре сил нравственных, преподал Адаму известную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16–17 ). § 86. Заповедь, данная Богом первому человеку, ее необходимость и значение. Чтобы иметь правильное понятие об этой первой в роде человеческом заповеди Божией, надобно обратить внимание: 1 . На человека, которому она дана. Первозданный человек – а) Необходимо имел нужду в заповеди, и в заповеди определенной. Он получил от Бога нравственные силы и сотворен добрым по природе; но ему самому еще надлежало развивать и укреплять эти силы при помощи Божией; ему надлежало сделаться добрым по собственной воле. А свобода человеческая укрепляется и утверждается в чем-либо не иначе, как действуя очень долго по одному определенному правилу, пока не приобретет глубокого навыка в избранном ею роде деятельности. С этой стороны мысль о необходимости для первого человека заповеди подробно раскрывают: Тертуллиан в писаниях против еретика Маркиона и Дидим Александрийский против манихеев. 1407

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

     В рамках сиюминутной политической практики ответить на них невозможно. Историософские обобщения, потребные для решения таких проблем, не умещаются ни в границах прикладных социальных наук, ни в области рациональной истории, ни под кровом позитивистской материалистической философии. По сути, для того, чтобы найти выход из нынешних тупиков, нам предстоит осмыслить глубинное содержание исторического процесса вообще и русской истории в частности. Необходимо определить, так сказать, метафизические основы истории - только тогда мы сможем здраво и непредвзято оценить происходящее вокруг, обретем ясный и точный взгляд на события, освободимся от дурмана навязанных обществу бессодержательных стереотипов.      Вот только как этого добиться?            2. Порыв к истокам       " Я СВЕТ МИРУ, - возгласил о Себе в Евангелии Всемогущий Господь, вочеловечившийся ради нашего спасения от тьмы и лжи грехов и страстей, - кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни... Если пребудете в слове Моем, то вы... познаете истину, и истина сделает вас свободными " (Ин. 8: 12, 31-32). В этом изречении Священного Писания содержится глубочайший смысл, прямо и непосредственно объясняющий нестроения нашего сегодняшнего бытия. Мы - рабы лжи. Разноликая и всепроникающая, она окружает нас со всех сторон. Ложные понятия, фальшивые теории, извращенные религиозно-нравственные ценности опутали, подобно цепким сорнякам, все стороны современной действительности, все области человеческой деятельности, всякий благой порыв человеческой души.      В этом главная причина всех наших бед и неурядиц.      Порыв к Истине - вот единственный шанс преодолеть окружающий хаос, рассеять сгустившуюся тьму. Невзирая на сопротивление тех, кто чувствует себя во мраке удобно и безопасно, кто сознательно и целенаправленно создает его, ибо находит в этом для себя прямую выгоду. О таковых сказал Господь: " Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего... Нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи " (Ин. 8: 44)...

http://zavet.ru/book/ioanns12.htm

а) Григорий Богослов : “мы получили бытие, чтобы благоденствовать: и благоденствовали после того, как получили бытие; нам вверен был рай, чтобы насладиться; нам дана была заповедь, чтобы, сохранив ее, заслужить славу”; 1371 б) Григорий Нисский : “надлежало, чтобы человек, созданный для наслаждения божественными благами, имел в природе своей нечто родственное с тем, чем будет наслаждаться; потому он и наделен жизнью, и разумом, и мудростью, и всеми Богоподобными свойствами”; 1372 в) Иоанн Дамаскин : “как благой, Бог сотворил нас не для того, чтобы наказывать, но чтобы мы были причастниками его благости”. 1373 3 . Наконец, назначение человека по отношению ко всей окружающей его природе ясно определяется в словах самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверями, и скотами, и всей землей, и всеми гадами пресмыкающимися по земле ( Быт. 1:26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен как бы посредником между Творцом и земной тварью; в частности предназначен быть как бы ее пророком, чтобы словом и делом возвещать в ней волю Божию; первосвященником, чтобы возносить от лица всех земнородных жертву хвалы и благодарения Богу и низводить на землю небесные благословения; главой и царем, чтобы сосредоточивая в себе цели бытия всех видимых тварей, он мог соединять чрез себя все с Богом, и таким образом всю цепь земных творений содержать в стройном порядке и союзе. Святые Отцы и учители Церкви говорили об этом назначении человека – быть царем и владыкой окружающей его природы – весьма часто, особенно когда решали вопрос, почему человек создан последним. Вот, например, слова – а) святого Амвросия: “по достоинству человек явился последним, как цель природы, созданной для правды, чтобы быть провозвестником (arbiter) правды между прочими животными..., справедливо он явился последним, как венец всего творения, как причина мира, для которой создано все; 1374

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010