Закрыть itemscope itemtype="" > Отношение Поместных Православных Церквей и Украинской Греко-Католической Церкви к холокосту во время Второй мировой войны. Часть 3 09.11.2011 412 Время на чтение 43 минут Третья часть из цикла статей о холокосте посвящена подвигу священника Алексия Глаголева и его семьи в оккупированном нацистами Киеве. Автор приводит воспоминания дочери отца Алексия о нелегких испытаниях, выпавших на долю преследуемых людей, и об участии всей семьи в деле спасения евреев. Михаил Шкаровский не обходит вниманием митрополита Галицого, архиепископа Львовского и епископа Каменец-Подольского Андрея (Шептицкого), известного своей двойственной позицией по отношению к нацистам и истребляемым ими евреям. С лета 1942 г. в оккупированных областях Центральной России немцы стали в отдельных случаях допускать священников в лагеря для советских военнопленных (хотя высшем руководством III рейха это в принципе запрещалось). После молебнов священники иногда выступали с проповедями, в которых говорилось о том, что война послана Богом за грехи большевиков; пленных красноармейцев призывали молиться «за скорейшее окончание войны», «разгром жидо-большевизма» и «скорейшее возвращение домой». На подобных проповедях обязательно присутствовали представители лагерной администрации . Деятельность православных священнослужителей, сотрудничавших с немецкими оккупантами, вызвала негативную реакцию со стороны Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). 22 сентября 1942 г. он, обращаясь к чадам Православной Церкви, обитающим в Прибалтике, указывал: «Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископ­ ства православного». В тот же день Патриарший Местоблюсти­тель и еще 14 архиереев подписали «Определение по делу митрополита Сергия Воскресенского с другими»: «Отлагая решение по сему делу до выяснения всех по­ дробностей... 1) Теперь же потребовать от митрополита Сергия Вос­ кресенского и прочих вышеназванных преосвященных объяснения (с опубликованием его в печати), соответствуют ли действительности дошедшие до Патриархии сведения об архиерейском совещании в Ри­ ге. 2) В случае, если сведения признаны будут соответствующими действительности, предложить преосвященным немедленно принять все меры к исправлению допущенного ими уклонения от линии поведе­ния, обязательной для архиереев, состоящих в юрисдикции Московской Патриархии...»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Флорентийская уния и Восточная Европа (конец 30-х — конец 60-х гг. XV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Осуществить принятые на Флорентийском Соборе решения на территории Восточной Европы должен был «русский» митрополит Исидор, получивший от папы кардинальский сан и наделенный полномочиями папского легата в Литве, Ливонии, Руси и «Ляхии» (Польше), т. е. на всей территории восточноевропейского региона . Из Венеции он отправился на Восток через Польшу и Венгрию в связи с необходимостью обсудить с польским и венгерским дворами планы похода против турок . Из венгерской столицы Буды, куда он прибыл в 1-й половине марта 1440 г. , Исидор разослал по всем подвластным папскому легату территориям послания, в которых он сообщил пастве о соединении Церквей, давал и практические рекомендации, как должны в будущем вести себя по отношению друг к другу приверженцы ранее разделенных конфессий . Кардинал-легат Исидор предписывал, чтобы «греки» (т. е. православные) посещали богослужения «латинян», принимали причастие от латинских священников и исповедовались у них. Так же должны поступать и «латиняне» по отношению к грекам: «Вы же, латиньстии роды, всех тех, иже в Гречьстей вере суть, истинно веруйте, без всякого размышления, суть бо вси крещени, и крещение их святое есть и испытно от Римские церкви, еже истинно и равно есть, яко же и тое церкви крещение». Митрополит Исидор в этом случае, по-видимому, опирался на буллу папы Евгения IV от 22 ноября 1439 г., в которой провозглашалась действительность разных формул крещения, лишь бы они совершались во имя Святой Троицы . Зная существовавшую на территории Восточной Европы практику и сопутствовавшие ей воззрения, нетрудно усмотреть в этих словах открытый выпад против польских епископов, отрицавших действительность православного крещения.

http://sedmitza.ru/lib/text/443009/

V. О ТАИНСТВЕ ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ § 229. Связь с предыдущим, понятие о Елеосвящении и его названия Таинство покаяния, как благодатное врачевство, предназначено для всех Христиан, но только для исцеления одних болезней их духовных. Таинство елеосвящения есть другое спасительное врачевство, предназначенное для Христиан, больных по самому телу, и имеющее целию врачевать не одни болезни их духовные, но и телесные. Такое понятие об елеосвящении дает нам православная Церковь , когда говорит: «Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» (Простр. хр. катих. ч. 1, чл. 10). Это таинство издревле называлось и называется в православной Церкви елеем 1450 , святым елеем 1451 , елеем, соединенным с молитвою 1452 ; в нашем отечестве – елеосвящением, елеопомазанием, иногда, в просторечии, соборованием в соответствие тому, что совершается обыкновенно собором пастырей. Названия, данные елеосвящению собственно в римской Церкви, каковы: последнее помазание 1453 , таинство отходящих или умирающих 1454 , суть позднейшего происхождения и, как увидим, не совсем точны. § 230. Божественное установление таинства Елеосвящения и его действительность I. О таинстве Елеосвящения со всею ясностию говорит в св. Писании св. апостол Иаков, когда, наставляя Христиан: злостраждет ли кто в вас; да молитву деет: благодушествует ли кто; да поет, непосредственно продолжает: болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем, во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему ( Иак. 5, 14. 15 ). Из этих слов равно открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства. 1. Божественное установление. Ибо, с одной стороны, очевидно из связи речи, что апостол говорит об елеопомазании не как о чем-то новом, чего прежде не знали Христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедует пользоваться в случае болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объединение или единение? 10.04.2006 503 Время на чтение 8 минут Эта статья и её анонс получены нашей редакцией из США. Автор этой статьи протопресвитер Валерий Лукьянов, настоятель Александро-Невского собора в г. Лейквуде (США), - один из самых популярных церковных писателей и проповедников Русской Зарубежной Церкви. Еще с ранних лет отец Валерий находился под водительством прославленного Русской Зарубежной Церковью святителя Иоанна (Максимовича; ? 1966), который и рукоположил его во диакона, а сан священства он принял от митрополита Филарета (Вознесенского; ? 1985). Особое влияние на формирование о. Валерия как церковного пастыря, учителя молодежи и духовного деятеля имел выдающийся иерарх Церкви Христовой архиепископ Аверкий (Таушев). Мысли в преддверии IV Всезарубежного Собора Несколько лет прошло с того времени, как открылся диалог, а затем и заседания Комиссий по переговорам между Русской Православной Церковью Заграницей (ЗЦ) и Русской Православной Церковью Московского Патриархата (МП) по вопросу примирения разобщенных частей Российской Церкви. За этот период времени исписаны бесчисленные страницы прений, изданы многочисленные сборники, так что давно уже составилась обширнейшая библиотека материалов по этому вопросу. К сожалению, часто не выдержанные потоки слов служат к разобщению людей и к разделениям, отводят верующих зарубежья от братского единения в Христовой любви. Не мешало бы направить усилия к изданию деянияй трех Всезарубежных Соборов и некоторых ответственнейших Архиерейских Соборов, давно уже свидетельствовавших о нашей идеологии по данному вопросу, и в которых мы найдем ответы даже для сегодняшней пост-коммунистической действительности. В сопоставлении с этим, изданы в Москве материалы Юбилейного Архиерейского Собора Патриархии 2000 года, по которым мы имеем возможность делать заключения и сравнения. Впечатление от диалога не воодушевляющее - длительно и мучительно выясняются отношения. Определяя отношения между ЗЦ и МП, несомненно чьими-то усилиями создается миф, что часть прихожан стоит за безоговорочное неприятие объединения с МП - при любых условиях. Это не соответствует действительности. Русская Церковь должна быть едина. В самом начале печального разрыва в двух частях Русской Церкви Архиерейский Собор ЗЦ 1927 г. изрек: " Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной... Зарубежная Церковь взяла на себя высокую, но и тяжелую, ответственную миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему мipy от имени порабощенной Матери-Церкви и изнывающего в неволе русского народа " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Приложение. Свидетельства современников о митрополите Трифоне: речи, воспоминания, стихи, письма Послужной список Выписка из Состава Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и российской церковной иерархии на 1917 год Трифон, бывший епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, состоит настоятелем Воскресенского, Новым Иерусалимом именуемого ставропигиального монастыря. Награжден: орденом Св. Анны 2 ст. (1901 год); орденом Св. Владимира 3 ст. ( 1903 год); орденом Св. Анны 1 ст. (1907 год); орденом Св. Владимира 2 ст. (1912 год); Панагиею на Георгиевской ленте из кабинета Его Величества (1915 год); орденом Св. Александра Невского с мечами (1916 год). В 1889 году 31 декабря – пострижен в монашество. В 1890 году 6 января – рукоположен в иеромонахи. В 1895 году – по окончании Московской духовной академии назначен смотрителем Донского духовного училища. В 1896 году [в действительности – в 1897 году] – ректор Вифанской духовной семинарии. В 1897 году [в действительности – в 1899 году] – ректор Московской духовной семинарии. В 1901 году, 1 июля – хиротонисан во епископа Дмитровского, второго викария Московской епархии. В 1904 году 13 декабря – первый викарий. В 1916 году 2 июня – уволен на покой согласно прошению. Назначен управляющим ставропигиальным Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. Слова и речи, обращенные к преосвященному Трифону Речь ректора Тифлисской семинарии архимандрита Николая (Зиорова) при пострижении в монашество князя Бориса Туркестанова 508 В церкви семинарии За всенощным бдением, 31 декабря 1889 года Приветствую тебя, возлюбленный брат Трифон, с исполнением твоего святого желания: да возрадуется душа твоя о Господе!.. Господь, по предстательству о тебе святого мученика Трифона, пред которым твоя благочестивая мать молилась горячо, вопреки советам и решениям о тебе врачей земных, чудесно исцеливший тебя еще с младенчества от тяжкой болезни, дивными и неисповедимыми путями Промышления Своего приводит, наконец, от знатности, блеска и роскоши, окружавших тебя в доме твоих присных, на сей новый для тебя путь – путь узкий и прискорбный. И когда приводит тебя? В дни великих праздников Церкви, именуемых святками, на рубеже старого и нового года – в канун Обрезания Христова и памяти одного из основателей иноческой жизни – святителя Василия Великого . И где? В стране, в которой некогда твои предки жили и служили, где особенно цвело благочестие и процветало иночество...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Скачать epub pdf Глава 4. Закон и пророки В заповедях Блаженства ни одним словом не упоминался закон Моисеев: праведность, к которой призывал в них Иисус, никак не связывалась со следованием букве или духу ветхозаветного закона 178 . Однако следующая за Блаженствами часть Нагорной проповеди посвящена целиком этой теме – важнейшей как для всего новозаветного благовестия, так и в особенности для Евангелия от Матфея. Именно Матфей наиболее тщательно собрал высказывания Иисуса, касающиеся соотношения между Его учением и законом Моисеевым 179 . И не случайно именно его Евангелие содержит Нагорную проповедь, которая отличается от всех прочих новозаветных текстов прежде всего тем, что в ней Иисус формулирует герменевтические принципы, на которых Он строит Свое толкование Торы 180 . Не упраздняя ветхозаветное законодательство, Иисус предлагает такую систему нравственных координат, в свете которой ветхозаветная нравственность приобретает иное звучание: отныне даже десять заповедей Моисеевых должны прочитываться в свете Нового Завета 181 . Существует мнение, достаточно широко распространенное в современных исследованиях Нового Завета, о том, что Иисус соблюдал иудейские обычаи и объяснял Своим ученикам-иудеям истинный смысл иудейского закона, однако со временем, когда Церковь порвала с синагогой и встала на антииудейские позиции, христианские авторы вложили в уста Иисуса ту критику иудейского закона, которая в действительности не была для Него характерна 182 . Это мнение основывается на той же презумпции недостоверности евангельских повествований, на которой многие современные ученые строят свою аргументацию в защиту необходимости отделения «исторического Иисуса» от «Христа веры», созданного Церковью . В нашем исследовании мы исходим из презумпции достоверности того, что евангелисты говорят нам об Иисусе. Иного, альтернативного достоверного источника о Его жизни и учении, кроме канонических Евангелий, у нас нет. А потому именно на страницах евангельского текста следует искать ответ на вопрос о том, как в действительности относился Иисус к иудейскому закону: был ли Он лишь одним из многих интерпретаторов закона Моисеева или призывал к пересмотру постановлений закона. Наиболее полный ответ дает раздел Нагорной проповеди, к которому мы теперь обратимся. 1.Иисус и закон Моисеев

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Бориспольский Антоний: Наши верующие чувствуют, что Вселенский Патриархат их предал Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний ответил на вопросы греческого агентства церковных новостей «Ромфеа» . Текст интервью приводит сайт Синодального информационно-просветительского сайта УПЦ . — Ваше Высокопреосвященство, 13 ноября состоялся Собор епископов Украинской Церкви. Какие основные результаты этого Собора? — Прежде всего, Собор епископов Украинской Православной Церкви своими решениями засвидетельствовал и подтвердил внутреннее единство нашей Церкви. Мы знаем, что представители нашего государства, которые продвигают идеи автокефалии, пообещали Вселенскому Патриарху, что якобы 20-25 архиереев из нашей Церкви точно пойдут на так называемый «объединительный собор», который должен создать новую «единую церковь». Если не двадцать, то хотя бы десять архиереев точно пойдут — в этом были уверены и на Фанаре. В наших СМИ писали, что в эти дни в Киеве тайно находился митрополит Галльский Эммануил с целью приготовить так называемый «объединительный собор». В действительности же только один епископ, а именно митрополит Винницкий Симеон, отказался подписать решение Собора епископов. Эта позиция митрополита Симеона вызвала сильные протесты в среде клириков его епархии (около 50 священников города Винница протестовали, а также множество мирян их поддерживали), так что митрополит Симеон, пусть даже и сам не подписал этих решений, однако был вынужден выступить с официальным заявлением, что, несмотря на все это, решение Собора епископов является обязательным для всей Украинской Церкви, включая и Винницкую епархию. Он это сказал, потому что понял, что рискует потерять свою епархию, которая не поддерживает его в этом вопросе.

http://mospat.ru/ru/news/46910/

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Иларион (Алфеев): «Христиане призваны к максимально активному взаимодействию» Международная межконфессиональная конференция призывает православных, католиков и лютеран совместно отстаивать нравственные ценности 12.01.2011 394 Время на чтение 4 минуты 10 января по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по приглашению католической Епископской конференции Литвы председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Международной межконфессиональной конференции «Христиане перед вызовом, брошенным институту семьи», сообщает Патриархия.ru. Конференция состоялась в конференц-зале католической архиепископии Каунаса и проходила под эгидой католической Епископской конференции Литвы и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В зале собрались более 300 участников, и более 50 тысяч человек слушали прямую трансляцию конференции в эфире «Радио Мария». В президиум конференции вошли митрополит Волоколамский Иларион, архиепископ Каунасский Сигитас Тамкявичус (Римско-католическая церковь), епископ Евангелическо-лютеранской церкви Литвы Миндаугас Сабутис, канцлер Каунасской архиепископии священник Адольфас Грушас (Римско-католическая церковь). В числе участников встречи также были архиепископ-митрополит Вильнюса кардинал Юозас Аудрис Бачкис, Апостольский нунций архиепископ Луиджи Бонацци, секретарь Епископской конференции, ординарий Литовских вооруженных сил епископ Гинтарас Грушас, Каунасский викарный епископ Йонас Иванаускас, епископ Паневежисский Йонас Каунящукис (Римско-католическая церковь), мэр Каунаса Андрюс Купчинскас, ректор Каунасского государственного университета Зигмас Лидека, депутаты литовского Сейма, представители творческой интеллигенции Литвы, молодежи и студенчества, клирики Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви. В начале конференции были оглашены послания председателя Папского совета по делам семьи кардинала Эннио Антонелли и председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха. В послании кардинала Коха, в частности, отмечалось: «Вдохновляемые примером любви и преданности Святого семейства, христиане всех конфессий и церковных общин призваны сегодня вместе ответить на вызов, брошенный семье современной действительностью. Защита семьи как ячейки обществ и провозглашение фундаментальных ценностей, таких, как неприкосновенность человеческой жизни и традиционное воспитание детей, являются полем деятельности, где сотрудничество становится долгосрочным приоритетом».

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/12/mi...

Митрополит Иларион: Главная задача общества – найти родителей для детей-сирот Детских домов хороших не бывает. 21 октября, 2014 Детских домов хороших не бывает. 18 октября 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал известный общественный деятель и публицист Александр Гезалов. Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы будем говорить о проблемах сиротства и усыновлении. У меня в гостях – известный общественный деятель и публицист Александр Гезалов. Здравствуйте, Александр! А. Гезалов: Владыка, здравствуйте! Благодарю Вас, что пригласили в эту программу. Для меня как выпускника советского детского дома, человека, уже давно работающего с детьми-сиротами, с приемными семьями, крайне важно, чтобы о жизни детей и тех, кто с ними работают, знало как можно больше людей. Потому что, безусловно, проблема сиротства в России остается актуальной и требующей внимания, как государства, так и общества в целом. В детских домах остается много детей, которые нуждаются в усыновлении, в патронате и опеке. Что нам нужно сделать, чтобы сегодня как можно меньше детей попадали в детские дома? Что нужно сделать, чтобы дети, лишенные родителей, обретали семьи, и чтобы у нас было меньше кризисных семей? Хотелось бы об этом сегодня поговорить, высказать свои мнения, суждения, предложения. Обсудить актуальнейшую из проблем современной действительности России, с которой сегодня сталкивается наше общество и государство, когда у нас появляются и отказные дети, и дети, которые, к сожалению, обществу не нужны. Митрополит Иларион: Я очень хорошо знаком со многими Вашими выступлениями на данную тему. Благодарю за ту важную работу, которую Вы проводите, чтобы что-то изменить в сознании людей. Потому что проблема сиротства может быть по-настоящему решена только тогда, когда люди начнут мыслить по-другому, нежели сейчас. В одном из интервью Вы привели статистику, что у нас 128 тысяч детей, ожидающих усыновления, и 8 миллионов бесплодных пар, которые, желая иметь детей, пытаются лечиться от бесплодия. Получается, с одной стороны, существует, говоря чисто мирским языком, спрос и предложение, но при этом сохраняется  такое количество, исчисляющееся десятками тысяч детей-сирот, которых не усыновляют по разным причинам. С другой стороны, многие из тех родителей, которые не имеют возможности завести своих собственных детей, отказываются от усыновления по разным причинам.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-gla...

Митрополит Кирилл заявил, что Русская Церковь «продолжит, а может, и усилит» участие в работе Всемирного Совета Церквей 30 августа 2006 г. 15:17 Всемирный Совет Церквей — хорошая трибуна и для проповеди, и для отстаивания ценностей и интересов Православия во всем мире, отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в интервью сайту Отдела внешних церковных связей . Владыка отметил, что решение о вхождении Русской Церкви в состав Всемирного Совета Церквей, принятое в 1961 году, «давалось нелегко». Но в годы, когда возможность для проповеди была минимальной, священноначалие Русской Церкви рассматривало членство в ВСЦ как шанс для укрепления своих позиций внутри страны. Кроме того, работа ВСЦ в 1960-70-е годы включала в себя антивоенные инициативы, критику различных форм расизма и фашизма, борьбу с бедностью и распространением ядерного оружия, и Русская Церковь поддерживала работу ВСЦ по этим направлениям. Владыка Кирилл положительно охарактеризовал политическую деятельность ВСЦ в последние годы, в частности многочисленные выступления против натовской агрессии в Югославии. «Позиция ВСЦ по вопросам глобализации, в оценке многих мировых экономических и социальных процессов, а также по отношению к конфликтным ситуациям в разных странах и регионах близка позиции нашей Церкви. Так, имеет место полное совпадение мнений Русской Православной Церкви и ВСЦ по вопросам войны в Ираке», — отметил митрополит Кирилл. По его словам, вступление в ВСЦ именно в 60-е годы было богословски оправдано, поскольку в это время Совет уже строил свою работу на основе Торонтской декларации, которая не только утверждала веру во Святую Троицу как основу для сотрудничества христиан, но и четко заявляла, что Совет не имеет никакой власти в отношении церквей-членов и не имеет права действовать от их имени. В декларации подчеркивалось, что ВСЦ является лишь форумом, призванным служить церквам в их взаимных отношениях, и не может иметь собственной экклезиологии. Таким образом, отмечает митрополит Кирилл, распространенное мнение, что ВСЦ претендует быть своего рода «сверхцерковью», не соответствует действительности.

http://patriarchia.ru/db/text/137086.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010