Итак, Христос научает нас: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» . Он учит нас сему не только словом, но и всею жизнью Своею. Умирая на кресте, Сын Божий молится за Своих распинателей и восклицает: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34). Своим незлобивым учением Христос возводит нас всех, покоряющихся Его святой воле, на высоту Божественного Совершенства. По Златоусту, это 9 ступеней восхождения от злобы к незлобию, от ненависти к Любви, от диавола к Богу. Первая ступень в сем восхождении: «не начинать обиды; вторая – когда она (обида) уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обиженному того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию (то есть лучше страдать самому); пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу» 39 . Вот ступени духовного совершенствования, восходя по которым мы удаляемся от диавола и приближаемся к Богу. В текстах Нагорной проповеди мы можем найти путь, который возведет нас от плотского (бесовского) состояния, явившегося в жизни людей в результате грехопадения, в состояние душевное (ветхозаветное) и позовет далее к вершинам духовного – не душевного, а именно духовного (новозаветного) – Бытия. Человек плотской уподобляется диаволу; человек душевный уподобляется праведности книжников и фарисеев («праведности срединного пути»). Человек духовный уже в этой, земной жизни начинает уподобляться Богу! И далее мы читаем: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 45; 48). Когда я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением – это было в 1986 году в Троице-Сергиевой Лавре, – то исповедовавший меня старец 40 задал мне вопрос: есть ли у меня лучший друг? Услышав положительный ответ, он в течение получаса расспрашивал меня, как я понимаю, что такое дружба. Удовлетворившись моим ответом, старец сказал: «Если ты действительно хочешь стать добрым священником и хорошим христианином, то с этого момента к каждому человеку, с которым ты будешь встречаться на своем жизненном пути, относись так же, как и к своему лучшему другу». Эти слова старца поразили и немало озадачили меня. Потом, когда у меня возникали проблемы во взаимоотношениях с разными людьми, я всегда старался вспоминать эти слова.

http://pravoslavie.ru/94858.html

Матерь Божия вкусила смерть, и этим самым она нам подала пример, что именно в смерти нет ничего неестественного... Ибо если бы смерть в себе заключала что-то неестественное, что-то злое, то кто- кто, а Матерь Божия не была бы подвержена этому злу. Но Она вкусила смерть, тем самым, и нам подала утешение и отраду, которые именно должны пройти через эти врата смерти для нашего утешения, что смерть не страшна. Надо помнить, что в смерти зла нету, что смерть для нас – неизбежность. Вот это надо помнить каждому для спокойного приготовления, для достойного перехода из одного состояния в будущее. И празднуя сегодня этот праздник – Успения Божией Матери, мы и обязываемся, чтоб достойно праздник праздновать, чтоб позаботиться о нашем достойном при уготовлении к исшествию из этой жизни в другую жизнь. А для этого надо нам внимание каждому обратить на свою внутреннюю духовную жизнь, на свое внутреннее поведение, внутреннее состояние. Ибо только те, которые достигнут чистоты сердечной, свободно могут так же перейти из этой жизни в другую жизнь, подобно переходу из этой жизни Матери Божией, подобно Ея Успению. Поэтому надо стараться, дорогие, эту жизнь нам провести богоугодно, спасительно, разумно, стараться во всем угождать Богу, жить достойно Бога и приносить добрые плоды во всяком благом деле. Надо исполнять волю Божию. Только тот спасется и угоден будет Богу, кто именно будет жить по воле Божией, исполнять святую волю Божию. Эту святую волю Божию нам возвестило Святое Евангелие, возвестили и святые Апостолы. И вот святой апостол Павел нам и повествует, что если мы желаем спастися, то нам именно нужно стяжать христианского учения и жить по этому учению. Вот что вещает святой апостол Павел в Послании к Колосянам: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которые есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

Мне кажется, нет единого правила, как и когда себя вести, поступать с врагами. Но если человек находится в правильном состоянии, он может верно решать – не умом, а сердцем. Меня этот вопрос тоже в свое время волновал: в молодости ездил в Сергиев Посад в электричке, а там хулиганы, богохульники, и было непонятно, что с ними делать. Я взял одного за шкирку, начал выкидывать, а он говорит: «Меня вчера один батюшка выкинул, а его сегодня в милицию посадили за хулиганство». Но я его все-таки выкинул, он хулил Церковь , Божию Матерь. А у отца Кирилла (Павлова) потом спросил: как к подобным вещам относиться? Выкидывать богохульников или делать вид, что я ничего не вижу, не слышу, отношусь ко всему спокойно? Отец Кирилл, мудрейший наш наставник в Троице-Сергиевой Лавре, сказал: «Если ты чувствуешь в себе силы, то вступайся, а не чувствуешь – читай Иисусову молитву, молись за этих людей». Действительно, не каждый способен открыто противостоять, рискнуть своей жизнью, своим достоинством. Но если искренне человек начинает молиться, то, бывает, все устраивается, успокаивается. Я бы даже так сказал: начинать надо с молитвы. Укрощение строптивого Царская добродетель кротости уподобляет христианина Учителю–Христу и позволяет вступить в наследование нетленных благ как здесь, на Земле, так и в Вечности. Как укротить самого себя к радости всех окружающих – об этом наша очередная беседа. Хвалу и клевету приемли равнодушно Главный пример кротости – Сам Господь Иисус Христос . Пророк Исаия говорит о Нем: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» ( Мф. 12:18–21 , Ис. 42:1–4 ). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Священном Писании : «Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, (...) возвещая о кротости Его, говорит: «...не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «...трости надломленной не переломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную». 80

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Моим молодым согражданам хотел бы напомнить библейские слова: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, и помни Создателя твоего в дни юности твоей» (Еккл. 11, 9; 12, 1). — Ваше Святейшество! В светской прессе публикуется крайне мало материалов о вашей личной жизни. Наши читатели очень хотели бы узнать о Вашем режиме дня, Ваших увлечениях. Часто ли в повседневной жизни Вы обращаетесь за помощью и заступничеством к Вашему небесному покровителю — святителю Алексию? Удается ли Вам следить за событиями культурной жизни? Какой вид искусства Вам наиболее близок? Каких животных Вы любите и содержите? — День для меня начинается в половине восьмого. Он всегда насыщен различными событиями. Преимущественно это богослужения, встречи с людьми, работа с документами. Рабочий график, как говорится, расписан по минутам. Нередко беру в Переделкино, где я живу, «домашнее задание» — бумаги, которые не удалось рассмотреть в течение дня. Отхожу ко сну не ранее часа ночи. Стараюсь постоянно совершать богослужения, в чем нахожу великую поддержку своим силам. Люблю служить в Богоявленском кафедральном соборе, в котором почивают мощи моего небесного покровителя — святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. В дни великих праздников Патриаршие богослужения обычно совершаются в соборном Храме Христа Спасителя. Но еще чаще приходится совершать богослужения в других храмах и обителях, особенно в соборах Кремля, Троице-Сергиевой Лавре, приходах Москвы. Удается ли мне следить за событиями культурной жизни? Из-за загруженности на это практически не остается времени. Сейчас восстанавливается множество храмов, так что определенные познания в области архитектуры, по сути, необходимы. Когда удается, перечитываю духовную литературу, из светских авторов предпочитаю Чехова, Тургенева, Лескова. Слушаю классическую музыку. Люблю в редкие часы досуга собирать грибы, общаться с «братьями меньшими». В резиденции есть подсобное хозяйство, где мы держим коров, коз. А дома живут собаки, кошки, птицы.

http://patriarchia.ru/db/text/31194.html

Но с самого начала нашей веры Апостолы вынуждались говорить в своей проповеди о том, что они были с Самим Богом (см. 1Ин.1:1), такое долгое время! И конечно, всем монахам рекомендуется не говорить о таких вещах, чтобы не навлечь на себя излишнюю брань врага. Отрицательная сторона этого состоит в том, что когда вся жизнь о Христе должна быть скрыта, как научить детей и нарождающееся новое поколение учению Христа?    Сам я взял на себя страшный риск (за который уже потерпел много весьма суровых слов против себя), написав эти две книги: о старце Силуане и, еще хуже, о себе самом — книгу «Видеть Бога как Он есть». Но я решился на это перед самой смертью: я жду ее прихода уже много лет (в предисловии к книге написано об этом). Однако не было и нет иного пути на Земле, где слишком силен враг Христа, и невозможно избежать этого действия — «рассказать». Когда я взял на себя ответственность основать маленькую обитель монашескую, то в душе моей было желание передать то, что дал мне Бог увидеть на Святой Горе Афон — и главным образом через Своего угодника Силуана. Я написал в своих книгах, что стесняюсь говорить о дарованиях Бога, но что нет иного пути, как только этот. Все вы меня видите; и из всего образа моей жизни вы, конечно, убеждались, что я вовсе не претендовал на место старца, но всегда почитал себя не старцем, а только братом вашим. И кто расположен добром, тот мог заметить это во мне. Я не считал себя вправе говорить авторитетное старческое слово кому бы то ни было из вас, а рассказывал просто о моей жизни и прежде всего о жизни старца Силуана.    Так же, как и все вы, каждый из вас, я хочу поклоняться Богу, Которого я знаю, а не Которого не знаю. В Троице-Сергиевой Лавре на одном храме написано «Ведомому Богу» в противовес словам Священного Писания, где упоминается алтарь в Афинах во имя «Неведомого Бога» (см. Деян.17:23). Этот вопрос — «Можем ли мы знать Бога, как Он есть или как Он НЕ ЕСТЬ?» — для меня не стоит в том смысле, что я христианин. А это значит, что Иисуса Христа я принимаю как Творца всего, что существует в Космосе, как нашего Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Обязанности Горского с возложением на него ректорства значительно осложнились. Чтобы облегчить свое положение и сосредоточить все силы и внимание на новом служении, он оставил должность академического библиотекаря, которую занимал в течение 20 лет. Также Горский был вынужден отказаться от прямого участия в продолжавшемся описании синодальных рукописей, и был освобожден от этого официальным порядком. Между последними двумя событиями, назначением в ректоры и увольнением от описания рукописей, в жизни Горского произошло еще одно: митрополит Филарет сделал последнюю попытку склонить его к принятию монашества. В середине января 1863 года святитель поручил наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву) переговорить с Горским о принятии им настоятельства в Московском Богоявленском монастыре со вступлением в монашество, сохранением должности ректора Академии и обещанием скорого возведения в сан епископа. От такого предложения Горский пришел в смущение, и вот какие мысли он оставил в специальной записке, написанной по этому поводу: «Нужно ли изменение звания для настоящего моего служения? Кажется, нет. Или хотят перевести на другое поприще действования? Но разве Академия мало открывает дела усердию? Разве неполезно для Церкви служение воспитателя высшего духовного училища? Разве Церковь не должна иметь в Академии для себя опору, пользуясь добросовестными трудами ученой опытности ее членов? Конечно, я не могу тем похвалиться, чтоб обещать доброго делателя на этом поприще служения. Но может быть что-нибудь и даст Бог совершить, когда поглубже войду в настоящее мое положение, поближе познакомлюсь с областию моей новой науки. Разве изменят мне силы? Чувствую уже, что за такие труды надлежало бы приниматься гораздо ранее моих настоящих лет» 302 . Но на этом испытания отца Александра не закончились. 7 февраля 1862 года в Москве за Божественной литургией протоиерей Горский сослужил митрополиту Филарету. Здесь он вновь услышал повторение того желания святителя относительно монашества, которое ему было высказано через архимандрита Антония в лавре. Желая знать на то волю Божью, отец Александр тут же помолился и раскрыл книгу Нового Завета. Ему открылось Евангелие от Марка: Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня ( Мк. 9: 35–37 ). В этих словах Священного Писания Горский усмотрел о себе определение воли Божьей: «Не желать высшего положения в обществе, но быть последним из всех и слугой всех» 303 . Так окончательно был решен вопрос относительно принятия монашеского пострига и дальнейшего возвышения отца Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По Златоусту, это 9 ступеней восхождения от злобы к незлобию, от ненависти к Любви, от дьявола к Богу. Первая ступень в сем восхождении: «не начинать обиды; вторая – когда она (обида) уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обиженному того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию ( то есть лучше страдать самому- О.С. ); пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу» (7, 209). Вот ступени духовного совершенствования, восходя по которым, мы удаляемся от дьявола и приближаемся к Богу. Здесь в текстах Нагорной проповеди мы можем найти путь, который возведет нас от плотского (бесовского) состояния, явившегося в жизни людей в результате грехопадения, в состояние душевное (ветхозаветное) и позовет далее к вершинам духовного, не душевного, а именно духовного (новозаветного) Бытия. Человек плотской уподобляется дьяволу; человек душевный уподобляется праведности книжников и фарисеев («праведности срединного пути»). Человек духовный уже в этой, земной жизни начинает уподобляться Богу! И далее мы читаем: Мф.5:45; 48 . «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных… Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» . Когда я проходил ставленническую исповедь перед рукоположением, – это было в 1986-м году в Троице-Сергиевой Лавре, – то исповедавший меня старец задал мне вопрос: есть ли у меня лучший друг. Услышав положительный ответ, он в течение получаса расспрашивал меня, как я понимаю, что такое дружба. Удовлетворившись этим моим ответом, старец сказал: «Если ты действительно хочешь стать добрым священником и хорошим христианином, то с этого момента к каждому человеку, с которым ты будешь встречаться на своем жизненном пути, относись так же, как и к своему лучшему другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Евангелие от Матфея, глава 12). Так, к несчастью, произошло и с Августином–Сергеем–Владимиром. В 2001 году мы прочитали в газетах, что иеромонах Владимир, который служил в одном из провинциальных городов и был тесно связан с местной преступной, разгульной, совершенно невозможной для монаха компанией, найден зверски убитым в своем доме. Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего убиенного иеромонаха Владимира! Что происходило в духовном мире в эти минуты? Что такое случайность? Почему кирпич падает на голову именно этому прохожему — одному из тысяч? Подобного рода глубокомысленные размышления волнуют человечество тысячелетиями. Однажды троице–сергиевский благочинный архимандрит Онуфрий и духовник лавры архимандрит Кирилл поручили мне помочь перевезти на Кавказ в горы, туда, где уже многие годы на нелегальном положении подвизаются монахи–отшельники, одного из иноков лавры, иеродьякона Рафаила (Берестова). Это был монах совсем маленького, детского росточка, без бороды, с тоненьким голосом и простодушный воистину как ребенок. Заговорщическим шепотом отец Рафаильчик поведал мне, что по благословению отца Кирилла вынужден бежать в горы, потому что в одиночку борется с экуменизмом. На косяке дверей своей кельи в лавре он прибил листок из школьной тетради с надписью: «ПОЗОР ЭКУМЕНИСТАМ!!!» Я тоже никакого расположения к экуменизму не испытывал и потому взялся ему помочь, хотя и сильно сомневался в реальности нависшей над отцом иеродьяконом чрезвычайной угрозы. Да еще такой, что надо было бежать из монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=67

В Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купола Пятницкой башни 16 ноября 2016 г. 17:35 В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни. Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» осуществляется реконструкция здания типографии Троице-Сергиевой лавры. Пятницкая башня, восьмигранная в плане, располагается в юго-восточном углу монастырской ограды, сооружена в 1640 году. Это одно из самых мощных крепостных сооружений, построенных в XVII веке на месте разрушенной взрывом «в осадное время» башни. Высота башни до верха зубцов составляет 25 м, по диагонали 21 м. В шести ярусах башни имеется 77 бойниц. На всю высоту башни проходит восьмигранный каменный пилон, который поддерживает своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. На основании проекта реставрации Пятницкой башни, согласованного и утвержденного Министерством культуры РФ как заказчиком данных работ, Троице-Сергиевой лаврой были поданы заявки на проведение конкурсных процедур по осуществлению реставрации. ООО «Промпроект» выиграло конкурс на проведение данных работ и получило разрешение Министерства культуры РФ на их проведение. С ООО «Промпроект» был заключен двухгодичный государственный контракт для проведения реставрационных работ на выбранном объекте. Куратором реставрационных работ является Сергей Васильевич Демидов, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра (ПАРЦ) Троице-Сергиевой лавры, архитектор-реставратор высшей квалификации, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Производимые работы контролируются Федеральным технадзором. Технологии производимых работ согласованы с Министерством культуры РФ. Реставрационные работы ведутся на основании проектной документации, разработанной по заказу Министерства культуры РФ Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (ФГУП ЦНРПМ) (директор В.Н. Фатин).

http://patriarchia.ru/db/text/4678164.ht...

Поскольку веру свою Александр не скрывал, в наступившее хрущевское время это вызвало реакцию – в газете «Шахтерская правда» напечатали статью о том, что недопустимо, когда молодой человек ездит по монастырям и ведет религиозную пропаганду. С этим надо покончить как можно быстрее, завершалась статья. «Я прочел», – рассказывал позднее отец Амвросий, – «осенил себя крестным знамением: «Слава Богу за все! А насчет того, чтобы покончить, так это не в ваших руках, а в Божиих…». В 1965 году Александр поступил в Московскую духовную семинарию. Когда он учился во 2-м классе, прозорливой старицей ему было предсказано, что Божие благословение ему – монашество: «Когда будешь в четвертом классе, рукоположат в иеромонахи». Так оно и было. Отец Амвросий позднее писал: «В христианстве есть три рода подвига, к которым Господь особо призывает: юродство, пустынничество, монашество … а кого Господь призывает, тому и помогает, дает силы, хранит». 8 октября 1968 года Александр Юрасов был зачислен послушником Троице-Сергиевой лавры. 6 декабря 1968 года был пострижен в монашество с наречением имени Амвросий в честь святителя Амвросия Медиоланского в Троице-Сергиевой лавре. 19 декабря 1968 года в Троице-Сергиевой лавре был рукоположён в сан иеродиакона. 21 мая 1969 года в Троице-Сергиевой лавре был рукоположён в сан иеромонаха. Служил в Лавре. В 1970 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Баптизм в России: история и разбор вероучения». В 1976 году по благословению своего духовника архимандрита Наума (Байбородина) был переведён в Почаевскую лавру, где был возведён в сан игумена. «В Почаевской Лавре я прожил пять лет. Это самое прекрасное время в моей жизни…», – вспоминал отец Амвросий. «Мое послушание – ежедневная исповедь, иногда – служба и экскурсии по 2-3 в день… Говорил открыто о Боге, о вере, о потустороннем мире, рае и аде. Тысячи людей прошли передо мной за это время. Люди приезжали каяться из России, Белоруссии, Восточной Украины…»

http://radonezh.ru/2020/06/15/sorok-dney...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010