ч. Г., к-рый будто бы является автором «Апокалипсиса седмитолкового» (в сочинении говорится о происшедшем воцарении антихриста в России) и картин, оскорбляющих нравственность и порочащих христианство и верховную власть. Г. был арестован, вскоре освобожден, после чего жил в Москве, Коломне, с. Писцове (Костромская губ.). Поскольку противники Г., во главе к-рых стоял купец Л. И. Осипов, не прекращали писать на него доносы, Г. пришлось скрываться «по разным местам» у федосеевцев. 23 дек. 1821 г. он был арестован в г. Судиславле Костромской губ. в богадельне при доме купца Н. А. Папулина. Следствие не подтвердило обвинений против Г. («ничего особенного не открыто», «оскорбительных насчет религии картин... при всех стараниях не отыскано»). Однако было признано необходимым удаление Г. из Москвы, «потому более, что он по строгим правилам и скромной жизни своей почитается от многих приверженцев к старообрядческой вере за святого» (ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 9. Л. 2, 2 об.). Рекомендовалось также удалить из Москвы еще одного федосеевского учителя - И. Федотова. В отношении Преображенского кладбища были приняты строгие меры, затем распространенные на все федосеевское согласие: предписано обязательное ведение метрических книг, запрещено молодежи жить при моленных, а также «дальнейшее умножение» моленных. Г. должен был быть отправлен в Шлиссельбургскую, Федотов - в Швартгольмскую крепости, но 23 мая 1823 г. они были доставлены для заключения в Соловецкий мон-рь, где Г. спустя 16 лет скончался и был погребен. Лит. наследие Г. на сегодняшний день полностью не выявлено и не атрибутировано. Его труды преимущественно содержатся в собраниях Егорова, Рогожского кладбища, Барсова (РГБ), М. И. Чуванова (БАН) и в частных коллекциях. Наиболее известным сочинением Г., в к-ром пространно излагается учение федосеевцев, являются «Новые Пандекты» (нач.: «Сия святая и богодухновенная книга, нарицаемая Новыя Пандекты... собранная... от 256 священных книг и от внешних», в 4 книгах, 9 частях, содержащих 655 глав, 1579 листов), написанные ок.

http://pravenc.ru/text/165191.html

апреля 6) пишется: 22 «пожаловал есми в Переславле, в городе, на посаде, старосту рыболовля Гридку и всех рыболовей Переславских столничя пути». Этому же ведомству предоставлено было право и судить ловцов Рыбной слободы. В той же грамоте далее читаем: «а наместници наши Переславские и их тиуни приставов на них не дают ни в каких делех и не судят их ни в чём, опричь одного душегубства и вобчих дел; а судит их во всём волостель столнича пути, или его тиун; а праветчики и доводчики поборов у них не берут; а с чёрными людми с городскими не тянут ни в какие проторы, ни в розметы». Грамотою царя Ивана Васильевича, данною рыбным ловцам, велено им «в своих слободских делах суду быть в их земской избе; а старостам и выборным людям и воеводам и никаким приказным людям ни в каких делах, опричь Приказу Большого Дворца, ведать не велено, и переславским посадским людям и градским жителям ни в какие службы и в тягло и в подати с собою верстать и притягивать не велено». 23 Образование Рыбной слободы было довольно просто. Рыбаки не были каким-нибудь народом непременно оседлым. Всякий посадский человек мог быть рыбаком, когда чувствовал себя способным к рыболовству и соглашался на положенный государем оброк. По грамотам царским, рыбная ловля на озере исключительно принадлежала ловцам Рыбной слободы, и если кто другой осмеливался ловить на нём, то волею или неволею, наравне с ловцом, должен был нести царские повинности. «А кто имет рыбу ловити на моём озере на Переславском... – пишет тот же великий князь Василий Иванович, – неводом, или сетью, или бредником, или иною рыбною ловлею, мой ли кто Великого Князя, или митрополичь, или боярской, или монастырской, и те все потянут в мою поварню Великого Князя с моими рыболови во всякие проторы». В сотной 1562 года с переславских писцовых книг, письма и меры князя Ивана Ромодановского и Ивана Пушкина, значится: «в Рыбной слободе на берегах реки Трубежа и в переулках Мишатине, Писцове, Шурмине и на Филиповской улице... рыболовских дворов 99, два двора волостелины, да 21 двор пуст, да 40 мест пустых, рыбных ловцов 98 человек».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Так, в 1766 г. было оставлено причётническое место за учеником пиитики Василием Гогиным в его родном селе – Сретенском (около Нерехты), а вскоре после него за учеником философии, оставшимся потом преподавателем семинарии, – дьяконское место в селе Писцове. – Этот оригинальный способ содержания, по причине низкого оклада для служащих при семинарии, практиковался и по отношению к ним; в 1766 г., напр., за комиссаром семинарии Иваном Печенеговым было оставлено дьяческое место, с получением всех доходов, на его родине – в с. Печенегове. – С целью облегчить содержание самих семинарских зданий, преосв. Дамаскин, как мы раз уже видели, посылал на семинарские работы тех или иных провинившихся св.-ц.-служителей (указ 29 мая 1764 г.). С 1765 г., после введения духовных штатов 1764 г., сбор на семинарии, хлебный или денежный, был запрещён и заменён денежным окладом на каждую семинарию, а в том числе и на Костромскую, из доходов коллегии экономии. В тоже время Дамаскин установил новый штат и для семинаристов: вместо 30 должно было теперь набираться и учиться 100 человек. Однако по составленному консисторией реестру „священнических и дьяконских детей, обязанных» поступить в семинарию, оказалось только 83 по всей епархии (имелись в виду, по распоряжению преосвященного, только дети из приходов не менее 100 дворов, и при том умевшие читать и писать); но и те были представлены далеко не все: после неоднократных указов в конце 1767 г. было представлено вместо 88 мальчиков всего только 12; на упорных родителей не действовали даже и штрафы, заплатить которые они соглашались гораздо охотнее, чем везти своих сыновей в епархию. Некоторые из родителей (напр. священники с. Писцова) отзывались, что дети их больны; к таковым по приказанию Дамаскина, дух правления обязывались посылать нарочных для освидетельствовании состоянии здоровья мальчиков: если они оказывались здоровыми, сейчас отправлялись в семинарию, если же на самом деле были больны, то с родителей бралась подписка о немедленном представлении их в семинарию по выздоровлении их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/pr...

...В марте этого года довелось мне быть в селе Писцове ныне Комсомольского района, Ивановской области, что в 15 км от Маркова. По дореволюционному административному делению это старое торговое село с четырьмя массивными храмами находилось в черте Нерехтского уезда Костромской епархии (губернии). На ночлег остановился у одного старожильца, от которого я узнал, что здесь, в с. Писцове, на кладбище, за селом, при церкви похоронен 21/8 сентября 1934 года архиепископ Костромской и Галичский, Высокопреосвященный Евгений (Бережков), который с 1899 по 1908 г. Последовательно занимал должности инспектора и ректора во Владимирской духовной (некоторые сведения почерпнул в «Истории ВДС» Н. В. Малицкого) семинарии. Я возгорелся пламенным, горячим желанием разыскать дорогую могилку и поклониться праху этого выдающегося церковно-общественного деятеля. Пришел на кладбище, находящееся в относительном порядке. Оно оказалось покрытым снежной пеленой. На его территории б[ывшая] церковная сторожка. Вошел в нее. На печи оказался ее обитатель – убеленный сединами старец Павел Васильевич Кулиманов, 43 года жительствующий здесь. Я обратился к нему с просьбой – показать мне могилу Высокопреосвященного Владыки Евгения. Он любезно откликнулся на мою просьбу, и мы пошли на кладбище. Я ошибочно предполагал, что могила Владыки расположена возле алтаря. Оказалось, что она находится на противоположной стороне, близ паперти. П[авел] В[асильевич] сказал: «Вот она!» И каково же было мое удивление, когда я не обнаружил на могиле не только ограды, но даже простого деревянного креста? Меня это крайне удивило и... взволновало... Из беседы со словоохотливым старичком-сторожем выяснились некоторые детали в отношении архиепископа Евгения. Оказалось, что последние годы жизни он проживал в деревне Подболотье, прихода церкви с. Сретенья, у древней старушки, его призревшей. Накануне писцовского храмового праздника – Рождества Пресвятой Богородицы – гроб с телом на крестьянской телеге был доставлен в с. Писцово и установлен в главном, соборном храме. На следующий день, после Божественной литургии, был совершен чин отпевания 12-ю священниками (к сожалению, без епископа: епископ Кинешемский, викарий Костромской, преосв[ященный] Севастиан 560 , сослуживец усопшего, не прибыл, а в Иванове уже не было епископов – преосвященный Августин (Беляев), выпускник Костр[омской] д[уховной] сем[инарии] 1908 г. и канд[идат] богословия Казан[ской] Д[уховной] Акад[емии] интернирован, а обновленческий епископ Иерофей Померанцев был переведен в Казань (да его и не стали бы приглашать) во главе с настоятелем о. Геннадием Крутиковым, вторым священником о. Иоанном Смирницким и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание церкви Святой Троицы: «В Нерехтском уезде церкви состоящие в пятом классе: .... Пресвятыя Троицы, села Писцова, каменная, с каменною колокольнею; кем и когда построена, о том сведений не сохранилось». А в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» все храмы Писцова описаны в одной статье: «Церкви VI-ro Нерехтского округа. В с. Писцове 3 церкви. 1) Троицкая каменная, когда и кем построена неизвестно... К числу достопримечательностей церквей и местных святынь относятся: ..., деревянный складень помещающийся на особом аналое около царских врат, с 52 частицами мощей Грузинских святых, в деревянном позолоченном футляре, пожертвованным по преданию грузинским царевичем Вахтагнием, вотчиною которого было село Писцово». В «Историко-статистическом описании села Писцово» составленного И.Ф. Токмаковым в 1901 г., говорится о том, что стены Троицкого храма расписаны «... сто лет тому назад. В Троицком храме имеются три древние местно-чтимые иконы: 1) Божией Матери, именуемая Смоленская; 2) Знамения Божией Матери; 3) Св. Николая Чудотворца. – Иконы эти, по преданию, существуют около 400 лет... Все они украшены серебро-вызолоченными ризами... Местные жители оказывают также особое благоволение Иверской иконе Божией Матери, почитаемой Чудотворною, но записей о чудотворениях от нее не сохранилось. Икона украшена серебро-вызолоченным окладом и ризою из крупного жемчуга устроенного усердием купеческого рода из дома Рыскиных. Еще замечательная икона «складень» со многими частицами Св. Мощей, более 50...» Иверскую икону Божией Матери прислал из Москвы князь Яков Петрович Долгоруков. Как следует из родословной князей Долгоруковых - князь Яков Петрович Долгоруков (прибл. рожд. 1697-1707 гг.) был правнуком князя Юрия Алексеевича Долгорукова, которому село и было пожаловано царем Алексеем Михайловичем в 1660 году. А дочь Якова Петровича – княжна Мария Яковлевна (прибл. рожд. 1731 г), была замужем за Царевичем Грузинским Егором Вахтангеевичем, который и пожаловал в храм Святой Троицы икону «складень» со многими частицами Св. Мощей. Все, хранившиеся в храме святыни, свидетельствуют о времени построения Троицкого храма.

http://sobory.ru/article/?object=01693

Храм иконы Богородицы " Всех скорбящих Радость " (Фурманов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм иконы Богородицы " Всех скорбящих Радость " построен в конце XIX века в с. Середа (ныне г. Фурманов) - центре агломерации текстильных посёлков с населением в 6 тыс. жителей. При этом сам собор вмещает 2,5 тыс. человек. Содержание История [ править править код ] В 1840-е гг крестьянин И. Скворцов организовал кон­тору для раздачи пряжи и «основы» крестьянам в окре­стные деревни для ручного ткачества, а вытканный ими товар пускал в продажу. Позднее при конторе стало развиваться небольшое руч­ное ткацкое производство. В 1871 г. его сын Иван Иванович, купив землю в деревне Фроловке, на окраине старинного села Середа, выстроил ткацкую фабрику на 450 механических ткацких станков, выписанных из Англии, в 1886- 1887 гг — небольшой храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». В 1889 г. И. Скворцов купил у торго­вого дома «А. Павлова ситцевую фабрику в селе Писцово и преобразовал ее в миткалево-ткацкую. В 1892 г. Иван Иванович умер, оставив дочери Матрене миллионное состояние. Она вышла замуж за П. Павлова, который стал главой фирмы, называвшейся «Товарищество мануфактур, основанных И.И. Скворцовым». В 1894 году трагически погиб их 14-летний сын Володя, и единственным наследником стал второй сын Николай.В память о сыне Павловы отк­рыли библиотеку, училища в Писцове и Середе, в Мос­ковском университете учре­дили стипендию имени Воло­ди Павлова. Кроме того, решено было реконструировать небольшой храм, выстроенный И. Скворцовым, до размеров гигантского собора, способ­ного вместить до 2,5 тысячи человек. Работы проводились в течение 8 лет с 1897 по 1904 г. по проекту москов­ского архитектора П. Зыкова. Храм этот поражает до сих пор не только размерами, но и фантастическим, сказочным силуэтом. Освящение храма в 1905 г. провел епископ Костромской и Галнчский Виссарион. Он долгое время жил в Москве и при открытии храма сказал: «Много освящал я хра­мов в своей жизни, но такой великолепный храм освящаю в первый раз».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бог...

Иванове. Моя жена окончила Вл[адимирское] Еп[архиальное] Уч[или]ще в 1918 г. и ныне пенсионерка-учительница. Папа служил в духовном сане в общей сложности 46 л[ет], в т[ом] ч[исле] 17 лет в с. Никольском, священником, куда был перемещен еп[ископом] Ивановским Иерофеем (еще до уклонения его в обновленческий раскол) Померанцевым 547 . Родина Папы – с. Миловское, б[ывшего] Шуйского у[езда] (ныне Комсом[ольского] р[айона]), где его родитель был священником (о. Алексий, брат его Александр был смотрителем Пер[еславского] Д[уховного] У[чилища], составил учебник по церковному уставу 548 , по которому наше поколение и обучалось в Дух[овных] Училищах). После его смерти священником этого села стал муж его сестры о. Гавриил Карабинов, из окончивших курс семинарии, а до этого 28 лет служивший диаконом Шуйск[ого] Воскр[есенского] Собора, как мне говорил Папа. Ушел на покой и место сдал Николаю Дм[итриевичу] Виноградову (окончил курс в 1892 г., который в 1910 г. по вызову архиеп[ископа] Томского Макария (Невского) из Шапкина Ковровского у[езда], своего, след[овательно], земляка, уехал в Барнаульский у[езд] Томск[ой] еп[архии], где в 1918 г. Вместе с своей женой трагически погиб, будучи изрублен в капусту бандитами с целью ограбления). ...Здесь, в нашем р[айо]не, скончал свои дни епископ Костромской и Галичский, бывший ректор В[ладимирской] Д[уховной] С[еминарии] Евгений (Бережков) 549 в тяжелых условиях в дер[евне] Чудь у старушки, призревшей его. Схоронен на кладбище в известном селе Писцове б[ывшего] Нерехтского у[езда] Костр[омской] губ[ернии] (ныне Комсом[ольского] р[айо]на, Ив[ановской] обл[асти]). Желаю Вам искренно доброго здоровья. С искренним к Вам уважением Ваш благодарный ученик А. Свирелин . Марково Комс[омольский] р[айон], Ив[ановская] обл[асть], Южная, 1. По ходатайству пред патриархом Алексием б[ывшего] архиепископа Ив[ановского] и Кинешевского Венедикта 550 (из кандидатов Моск[овской] д[уховной] ак[адемии] Полякова Мама получает ежемесячную пенсию в сумме 200 руб[лей] за домашнюю службу папы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Новописцово. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты Кинешемский купец 2-ой гильдии Василий Иванович Клюшников покупает в конце 19 в. в деревне Писцово земельный участок на правом берегу реки Сунжи. Место было очень удобное, по дороге от Вичуги к Волге. Деревней походила дорога Плес - Кинешма. А через эти города по Волге можно было выйти на рынки Нижнего Новгорода и Ярославля. Построенная в 1871 г. железная дорога Иваново-Кинешма связывала деревню с Москвой и Петербургом. В книге В. Пирогова " Очерки фабрик Костромской губернии " значится, что в 1869 г. в деревне Писцово были основаны две фабрики льняных изделий купцов 2-ой гильдии Николая и Василия Клюшниковых. Производство Николая Ивановича Клюшникова своего развития не получило. Его фабрика работала до 1899 г. В 1898 г. у него умирает сын Петр, и Николае Иванович в память о сыне строит в Писцове церковь на свои деньги. Церковь была построена в 1903 г. и освящена в этом же году 31 августа. Церковь каменная, с трехъярусной колокольнею. В ней три престола. Главный - во имя апостолов Петра и Павла, в правом приделе - во имя святого Николая Чудотворца и в левом - во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Ближайшие церкви были в селе Жирятино (Троицкая), и селе Семигорье (Благовещенская). Церковный приход состоял из 197 домов: в селе Новописцово - 49, в деревне Гридинская - 27 , в ц. Имелешь - 16, в д. Бабкино - 3, в д. Савинская - 1, в д. Вехтево - 23, в д. Колокольцово - 43, в ц. Тетибоково - 35. Мужчин - 539, женщин - 652. Священником был назначен Иван Алексеевич Политковский, 1882 г. рождения. Псаломщиком - Розов Леонид Петрович, 1891 г. рождения. Церковным старостой был выбран Иосиф Васильевич Клюшников, 1866 г. рождения. Здание церкви красивое и величественное, из красного кирпича с росписью внутри и фресками снаружи. Церковь была обнесена железной оградой с кирпичными  столбами. Отопление в церкви печное и проходило под каменным полом, поэтому пол в церкви был всегда теплым. Церкви принадлежало два дома. В одном жил священник с семьей, в другом дьякон. Была при храме еще и каменная сторожка, в которой жил церковный сторож. В Советское время в сторожке был устроен магазин, где продавали керосин.

http://sobory.ru/article/?object=06715

1810 г. (РГБ. Ф. 98. 1382, 1905, списки кон. XIX в.). Сохранилось значительное число учительных посланий Г. в федосеевские центры в Москве, Писцове, в т. ч. «наказания», написанные и отправленные из тюремного заключения в Москве. Федосеевский наставник активно участвовал в полемиках внутри беспоповских согласий. В нач. XIX в. Г. создал ряд сочинений в связи со спорами внутри федосеевского согласия по вопросу о браке (см. разд. «Брак у старообрядцев», в ст. Брак ), выступил последовательным и строгим противником брака. Этому вопросу посвящены сочинения Г. «О браках новоженских» (РГБ. Ф. 98. 898, 899 (ч. 1, 2), списки ок. 1805 г.), «Наказание» (в сб. статей Г.- РГБ. Ф. 98. 1354. Л. 18-21, XIX в.); «Наказание» оставалось важным уставным предписанием для федосеевцев (старопоморцев) до кон. XIX в. 2 пространных сочинения Г. посвятил теме антихриста, активно обсуждавшейся в старообрядческой книжности с кон. XVII в. Ок. 1820 г. Г. написал «Книгу об антихристе... нарицаемую Глубина премудрости Божией или Откровение тайны Божией», в 4 частях (РГБ. Ф. 98. 906, 1820 г.). В 2 основных частях «Книги» - «Слове святого и преподобного отца нашего Ефрема Сирина о антихристе протолковано многими святыми отцы» и «Слове мученика Ипполита, папы Римского, в толковании же многих святых отцов» - объясняются «Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста» прп. Ефрема Сирина и соч. мч. Ипполита Римского «О Христе и антихристе», для чего автор использует выдержки (более 300) из творений свт. Иоанна Златоуста, преподобных Иоанна Дамаскина, Исаака Сирина, свт. Василия Великого, прп. Максима Пелопоннесского, Климента Александрийского, прп. Нила Сорского, из «Ареопагитик», а также из сочинений свт. Димитрия Ростовского, митр. Стефана (Яворского), учителей старообрядчества Аввакума, Федора и др. «Книга» содержит также «много... своего сочинения, согласующегося всему Священному Писанию на нынешнее время» (Л. 13). В трактовке антихриста Г. во многом следует за «новыми» («внешними») авторами, более всего за И.

http://pravenc.ru/text/165191.html

Церковь Бориса и Глеба в селе в Весе в вотчине боярина Федора Ивановича Шереметева. Дани семнатцать алтын две деньги, десятильничих гривна, заезда шесть денег, навъезд гривна. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. (Л. 516 об.) Церковь святые мученицы Пятницы в селе в Юрьевском в вотчине Спаса Нового монастыря Дани шеснатцать алтын, десятильничих шесть денег, заезда три деньги, навъезд гривна. Церковь Преображение Спасово в селе Сорохне в поместье Бажена Симанова. Дани три алтына десятильничих и заезда восмь денег. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. Церковь Николы Чюдотворца монастырь общей на Строеве горе Дани пять алтын пять денег, десятильничих три алтын, заезда четыре деньги. И февраля в 28 день те деньги… Платил того ж монастыря игумен Иосиф. (Л. 517) Церковь Николы чюдотворца в Судилкове слободке. Дани шесть алтын з деньгою, десятильничих и заезда три алтына. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. Церковь архангела Михаила в селе Пронине Василья Козомина. Дани одинатцать алтын три деньги, десятильничих две деньги. Церковь Стретение Христово в селе Стретенском в вотчине Кирилова монастыря в Горохоцком стану. Дани девять алтын з деньгою, десятильничих шесть денег, заезда три деньги, навъезд шесть денег. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. (Л. 517 об.) Церковь святые мученицы Пятницы в государеве дворцовом селе Писцове. Дани семнатцать алтын три деньги, десятильничих десять алтын, заезда шесть денег, навъезд семь алтын. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. Церковь Дмитрея Селунского в Писцовском приселке в селе Дмитреевском. Дани двенатцать алтын пять денег, десятильничих восмь денег, заезда шесть денег, навъезд два алтына. И марта в 25 день те деньги взято. Платил староста поп Василей. Церковь Георгия святого в селе Сотницыне в Писцовком приселке. Дани двенатцать алтын пять денег, заезда пять денег, десятильничих восмь денег, навъезд гривна. И марта в 25 день те деньги (Л. 518) взято. Платил староста поп Василей.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

  001     002