Глава XVII. — Стих 1: По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата Его, и возвел их на гору высокую одних (seorsum=отдельно от других). — Мы уже неоднократно говорили, почему Петр, Иаков и Иоанн в некоторых евангельских местах отделяются от прочих [учеников] или какое преимущество имеют они перед другими. Теперь спрашивается, каким образом Он взял их и повел отдельно от других на высокую гору спустя шесть дней, когда евангелист Лука указывает восьмидневный промежуток? Но ответ не представляет затруднений, потому что здесь указываются только средние [целые] дни, а там [у Луки] к ним присоединяется и первый, и последний, потому что не говорится: «Спустя восемь дней взял Иисус Петра и Иакова и Иоанна», а: в день восьмой . Возвести учеников в горнее относится к царствованию (pars regni est). Возводятся они отдельно от других, потому что много есть званных, но мало избранных . Стих 2: И преобразился пред ними. — Он явился апостолам таким, каким будет во время суда. А слова евангелиста: Преобразился пред ними пусть никто не понимает в том смысле, что Он утратил прежний вид и лицо или утратил действительное тело (veritatem corporis) и принял тело или духовное, или воздушное; а как Он преобразился, это показывает евангелист, говоря: И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. — Там, где делается указание на сияние лица, и описывается блеск одежды, не уничтожается сущность, а только изменяется внешнее прославление. Просияло лице Его, как солнце. Несомненно, что Господь преобразился в тот славный вид (еа gloria), в котором впоследствии Он придет в Царстве Своем. Преображение присоединило сияние, но не устранило Его лица. Но предположим [esto], что тело Его сделалось духовным, разве одежды Его изменились, когда они стали светлыми настолько, что, — как у другого евангелиста говорится, — так на земле белильщих не может выбелить . Но то, что на земле может сделать белилыцик пряжи, телесно и подлежит осязанию, а не духовно и воздушно, — что только вводит в заблуждение глаз и созерцается только в видении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Глава XVII Мф.17:1 .  По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата Его, и возвел их на гору высокую одних, 362 Мы уже неоднократно говорили, почему Петр, Иаков и Иоанн в некоторых евангельских местах отделяются от прочих [учеников] или какое преимущество имеют они перед другими. Теперь спрашивается, каким образом Он взял их и повел отдельно от других на высокую гору спустя шесть дней, когда евангелист Лука ( Лк.9:28 ) указывает восьмидневный промежуток? Но ответ не представляет затруднений, потому что здесь указываются только средние [целые] дни, а там [у Луки] к ним присоединяется и первый, и последний, потому что не говорится: «Спустя восемь дней взял Иисус Петра и Иакова и Иоанна», а: «в день восьмой». 363 Возвести учеников в горнее относится к царствованию (pars regni est). Возводятся они отдельно от других, потому что много есть званных, но мало избранных ( Мф.20:16 ; Мф.22:14 ). Мф.17:2 .  И преобразился пред ними. Он явился апостолам таким, каким будет 364 во время суда. А слова евангелиста: «Преобразился пред ними» пусть никто не понимает 365 в том смысле, что Он утратил прежний вид и лицо или утратил действительное тело (veritatem corporis) и принял тело или духовное, или воздушное; а как Он преобразился, это показывает евангелист, говоря: И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Там, где делается указание на сияние лица, и описывается блеск одежды, не уничтожается сущность, а только изменяется внешнее прославление. «Просияло лице Его, как солнце». Несомненно, что Господь преобразился в тот славный вид (еа gloria), в котором впоследствии Он придет 366 в Царстве Своем. Преображение присоединило сияние, но не устранило Его лица. Но предположим [esto], что тело Его сделалось духовным, разве одежды Его изменились, когда они стали светлыми настолько, что, – как у другого евангелиста говорится, – так «на земле белильщик не может выбелить» ( Мк.9:3 ). Но то, что на земле может сделать белильщик пряжи, телесно и подлежит осязанию, а не духовно и воздушно, – что только вводит в заблуждение глаз и созерцается только в видении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иона был только пророком, но на него, вследствие чудесного события, посмотрели как на Божественного посланника и покаялись; Христос больше Ионы, о нем было все предсказано, все предсказанное – на Нем исполнится, и Ему не поверят, за что и будут осуждены и писанием Моисея, и пророков, и даже язычниками. Уверенные в самих себе, что они праведны от дел закона и уничижающие других, иудеи только выставляют свои права и заслуги пред Богом, надеясь спастись от грядущего гнева, без веры и покаяния, когда секира лежит уже при корне дерев ( Мф. 3:7–10 ; Лк. 18:9–12 ); язычники – Ниневитяне, не имевшие Богодарованного закона, изменившие, поэтому, слову нетленного Бога в образ, подобный тленному человеку и четвероногим, и пресмыкающимся (Еа – рыбообразный), заменившие истину Божию ложью, покланявшиеся и служившие твари, вместо Творца, делали, однако же, законное, когда мысли их о самих себе и различных событиях приводили их к обвинению, или оправданию себя. Вот почему необрезанный язычник, исполняющий закон совести и мыслей, осудит преступника закона при Писании и обрезании ( Рим. 1:23–25; 2:14–15, 27 ). Поэтому же, если не обрезанному не обрезание может быть вменено в обрезание, и наоборот – обрезание в не обрезание ( Рим. 2:25–26 ), то и заблуждение может вмениться в правду. Человек оправдывается верою. Бог есть Бог не иудеев только, а и язычников. Он один, который оправдывает обрезанных по вере и необрезанных через веру ( Рим. 3:28–30 ), а потому, самих язычников, не имеющих закона, призывает в судьи имеющих закон. По всему этому, покаяние Ниневитян, которым грозила близкая беда, мы должны представлять истинно-полным и сердечным покаянием, не ограничивавшимся только одними внешними формами поста, одеянии во вретища, посыпаний головы пеплом. В то время, как при корне дерева Иудеи уже лежала секира, и фарисей, молясь Богу, благодарил Его, что он не таков, как прочие люди, что он постится два раза в неделю, дает десятую часть из всего, что приобретает ( Лк.18:11–12 ), а, напротив, к вере и покаянию самоуверенно говорил: «не Иисус ли это, сын Иосифов, которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес ( Ин. 6:42 )»? – В Ниневии было совершенно иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Союз гаваонитян и подчиненных им городов с Израилем был вызовом расположенному всего в 9 км от Гаваона Иерусалиму. Иерусалимский царь отправил послов в аморрейские города Хеврон , Иармуф , Лахиш и Еглон для того, чтобы, составив военную коалицию, противостоять Израилю, а также «поразить Гаваон за то, что он заключил мир [с Иисусом] и сынами Израилевыми» (Нав 10. 4). Письма из Эль-Амарны подтверждают, что накануне нападения племени хабиру иерусалимский царь обратился к царю Хеврона с просьбой оказать военную помощь. В XIV в. до Р. Х. Иерусалимское царство простиралось до 25 км на север, включая Гаваон и Вефорон. Незадолго до описываемых в И. Н. к. событий царство пережило восстание Вефорона против Иерусалима, о чем свидетельствуют Амарнские письма (ЕА. 290). Оккупация Израилем Галгала, отрезавшая Иерусалим от Иордана, неповиновение Вефорона и вступление 4 расположенных у входа в долину Шефела городов (Гаваона, Кефиры, Беерофа и Кириаф-Иарима) в союз с Израилем не могли не беспокоить иерусалимского правителя. К этому моменту Иерусалимское царство занимало территорию Иерусалима с прилегающими окрестностями. Хеврон, расположенный в 31 км к югу от Иерусалима, находился в очень выгодном стратегическом положении, контролируя дорогу, связывающую Иерусалим с Вирсавией и далее с Египтом. Кроме того, через Хеврон жители Иудейского нагорья связывались с долиной Шефела. Иармуф, Лахиш и Еглон примкнули к этому военному союзу, к-рый должен был противостоять столь грозному врагу, как Израиль. Когда коалиционные войска аморрейских царей «расположились станом подле Гаваона» (Нав 10. 5), гаваонитяне призвали на помощь Иисуса Навина из Галгала. Слова Господа, сказанные Иисусу: «Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим» (Нав 10. 8), воодушевили Израиль и вселили в него уверенность в победе. И хотя израильские воины напали на неприятеля внезапно (Нав 10. 9), победа была одержана благодаря помощи свыше. Сам Господь привел аморреев «в смятение при виде Израильтян» (Нав 10.

http://pravenc.ru/text/293947.html

Но, хотя такое представление в начале и существовало и впоследствии возродилось также в халдейско-вавилонской религии, тем не менее в отрывках найденного магического сборника от него нет ясных следов. Ану здесь не представляется высшим над прочими двумя главными богами. Жена Ану есть Нин-ка-си, называвшаяся впоследствии Анута. Бог земли назывался Еа (е, еа=жилище). Сначала с этим названием соединялось представление о самой земной поверхности, а впоследствии так назывался дух земли (Зи-киа), как это ясно из заклинаний. Еа есть душа, все на земле оживляющая, всему дающая движение и порядок. Аккадцы, точно также, как и позднейшие халдеовавилонцы, считали влагу за причину всей жизни и первоисточник творения. Встречая ее повсюду на земной поверхности и в атмосфере, они поставили с нею в теснейшую связь и существо бога Еа, души земли. Он есть владыка преимущественно влаги: вода считалась его материальным проявлением, а духи, живущие в ней, его детьми. Еа не имеет отца, он вечно живет в недрах влажной стихии и произошел из небесного океана, олицетворявшегося под именем бога Зику. Его обыкновенным местопребыванием служит океан, окружающий землю. Но он иногда выходить из него, принимая образ рыбы. Как дух вселенной, душа управляющая всеми явлениями, Еа есть носитель всякого знания. Это представление об Еа, как принимающем образ рыбы и носителе мудрости, легло в основание мифа об Оаннесе (Еа – хан, Еа – рыба), сообщившем людям законы общественной и религиозной жизни (О тождестве Оаннеса и Еа см. Lenorm. op. с. Anh. 1). Как дух вселенной, «жилища» живых существ, Еа постоянно старается о поддержании здесь порядка, который стремятся нарушать злые духи. Против их козней он открыл различные заклинания, а также научил делать талисманы и совершать таинственные обряды. Жена его есть Дамкина или Давкина (uxor ex terra), олицетворение земной поверхности. От соединения Еа с Дамкина явились земные воды. Посредником между Еа и людьми служит Силикмулу-хи (первородный сын океана, в ассирийском переводе Марудук), покровитель мира и порядка, враг вражды и беспорядков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

«Завещание» ваше считаю в высшей степени подходящим материалом для Формулирования ЕА тезисов 1930 года. После проэкта П. П. С.  особенно . Ибо даже при самом благожелательном отношении и желании отыскать  в последней чисто ЕА  элементы, увлечение, и при этом не критическое, марксизмом в нем бьет в глаза и обращает его в  документ марксистской реформации, существующей лишь в теории, и зачастую резко расходящийся с ЕА установками. Как и в газетных статьях остается совершенно неясным вопрос: для кого проэкт пишется. Для ев[разий]цев , или по крайней мере для очень многих он неприемлем. Наивно думать, что он может быть приемлем (искренно) для госактива, марксистов или некоммунистов в СССР… Списываюсь с ППС  и ПСА  относительно съезда Совета ЕА. Есть ли какая[-]нибудь  возможность Вашего приезда скажем на неделю — пять (л. 7-13) Ваше присутствие очень необходимо. Ведь бьет час одиннадцатый! Вот  краткий отчет кассы на 30 Сент[ября] с. г. Поступило 1924–1928 гг.  £ 14471.8.11 1929 (30 сен.) ----- " 965.2.7. -------------------- " 15436.5.6 Израсходовано 1924–1928 гг. ----- £13246.0.2 1929 (30 сент.) ----- " 2195.5.4. ------------------ " 15441.5,6 Отрицательный баланс £ 5.0.0. покрыт из одолженных мною £ 50.0.0. Остается долгов на сумму не менее £100. Отчет говорит сам за себя, увы. Сердечно Вас обнимаю Ваш ПММ . Письмо Петра Николаевича Малевского-Малевича ко мне, изъято у меня при обыске. ЛКарсавин (л. 7-14) Замечания к «Завещанию» Л. П. К. Стр. 10 сс 1-5  следовало бы несколько изменить, ибо «идеократия», «государство правды», «добрый хозяин» и «сожительство госуд[арственного] и соравного ему частного хозяйства» есть п р а в о м о ч н ы е этапы ЕА  развития. Они лишь недейственны, абстрактны — часть проблемы принята за целое. (См. абзац 11[-]й стр. 10). Стр. 10 сс 14 и 15 Произошло собственно говоря ни то ни другое а и то и другое: Прага переходит в чисто теоретическое движение (с соответствующими элементами отталкивания от Кламара , личными элементами (ПНС  versus  ППС ) и развивающимися на этом фоне элементами реакционной архаизации, при состоянии «в нетях» Н. С. Труб[ецкого] ); Кламар пытается осуществить заданное в ЕА развитие его замыслов, но и конкретизацию и действенность подчиняет идее «от власти к идее» т. е. обращает нынешний этап ЕА в своего рода открытый подпольный заговор. На этом и в этом кризис ЕА .

http://bogoslov.ru/article/6176500

Теперь несомненно, что халдеи имели немало верных сведений относительно болезней и их лечения, однако в деле избавления от болезней главным образом, по-видимому, возлагали надежды на магию и заклинания. Много найдено теперь плиток и амулетов, содержащих заклинания от болезней. В средневековой магии было обычным такое заклинание: „шика, шика, беша, беша!“ Теперь оказывается, что это слова чисто ассирийские и имеют значение: „прочь, прочь, злой, злой!“ Обыкновенно больные и одержимые бесами обращались к солнечному богу Мардуку с мольбой об исцелении, и литургические формулы обыкновенно представляют дело так. „Мардук взглянул на него (на больного), он пошел в дом к своему отцу Еа (Еа живет в морской глубине), и он сказал: Мой отец! То и то случилось, и я не знаю, силою чего тот человек может стать здоров. Еа отвечал своему сыну Мардуку: Мой сын! Чего бы не знал ты, что я еще мог бы тебе сказать? Мардук! Чего бы еще не знал ты, что я мог бы сказать тебе далее? Что знаю я, то знаешь также и ты. Иди туда (к больному), мой сын Мардук!“ Иногда больной от Еа и Мардука получает повеление обратиться к Гибилю, богу огня. „Для избавления от того, что очаровало меня и что околдовало меня, я по приказанию Еа и Мардука обращаюсь к богу огня“. Найдены заклинательные формулы, в которых призываются все трое: Еа, Мардук, и Гибиль. „Ваше волшебство, которым вы очаровали меня, разрешит заклинатель Еа. Ваше колдовство разрушит Мардук, заклинатель между богами, сын Еа, определитель! Я свяжу вас, я свяжу вас оковами, я передам вас богу огня сжигающему, уничтожающему, связывающему, который владычествует над чародейством“ 8 . Вот один заклинательный гимн: „О Боже мухтабарру мутану (милосердый, дающий жизнь людям), скорый помощник, славный, разрушающий очарование, блестящий, поднимающий дух в людях, я Шамаш-Шамукин, служитель своего бога, твой служитель стонет, вздыхает, он удручен, великая скорбь, лихорадка, поражение и утеснение от твоей божественности, гибельная болезнь, злое настроение объемлют мое тело, злая болезнь, утеснение обитают во мне, прикованный к ложу скорбей, я взываю к тебе, к богу ведомому и неведомому, я совершал грехи, я возбуждал мятежи, меня объемлет страх, я боюсь взгляда твоего божества, твоего величия, да будут слезы моих рыданий тебе приятными, да истощится гнев твоего сердца, твое возвращение есть благо, твое утешение светоносно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Важно отметить, что спустя пять лет, в совершенно в тех же выражениях летописец опишет печаль Василия Третьего по поводу второго бездетного брака. Таким образом, говоря о том, кто из супругов был причиной безчадности, мы должны понимать, что «виновником» мог быть и Рюрикович. В «Повести о пострижении великия княгини Соломониды» говорится о том, что она сама внесла предложение о своем постриге в монахини: «В лето 7034 благовернаа великаа княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняа она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» . Поразительная деталь - Соломония постоянно сравнивается то с женой Авраама - Саррой, то с Анной, - но ведь и та и другая, после многолетнего бесплодного брака принесли потомство! Великий князь долго не соглашался с предложением любезной супруги своей, не желая с ней расставаться. Но когда она привлекла митрополита, и тот поддержал Соломонию, все-таки согласился. Великая княгиня хотела дать Василию Третьему возможность продолжить свой род, так как без наследника его позиции были шаткими и это могло привести к пресечению династии Рюриковичей или по крайней мере к борьбе за власть: «Царь же и государь всеа Русии не въсхоте сътворити воли еа, начат глаголати сице: «Как могу брак разорити? Аще ли сиа сътворю, и второму несть ми лепо съвъкупитися»... Великая же княгини, видя непреклонна государя на моление еа, начат молити... митрополита всеа Русии, да умолит о сем государя и сътворит волю еа бытии... Святейший же... митрополит всеа Русии, молениа слез еа не презри, много моля о сем государя с всем священным сънмом, да повелит воле еа быти. Царь же и государь всеа Русии, видя непреклонну веру еа... повеле сътворити волю еа. Благоверная же великаа княгини, аки от пчел сота от царьских уст насладився, с радостию отходит в обител..., и ту остризает власы главы своеа от отца своего духовнаго Николского игумена Давида. И нареченно бысть имя ей в мнишеский чин Софиа» . Это произошло 28 ноября.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

Явилась Истар, переходящей эту реку и возбуждающей войско. Мы думаем, что на эти сны и можно, и должно смотреть с той же точки зрения, с какой, напр., на сны Навуходоносора, а не иначе. Если же Богом истины посылались язычником такие сны, которые, чтоб, уверить их в их пророчественной истинности, имели формы, родственные их религиозным представлениям: то отсюда недалеко до заключения и признания того, что Бог мог вразумлять и убеждать язычников и такими событиями, которые могли иметь сходство с теми же языческими религиозными представлениями и верованиями. За первую половину данного положения, мы имеем сны Фараона и Навуходоносора, материальную сторону которых наука признает, коренящейся в религиозных представлениях египтян и вавилонян (см. сны Фараона). Мы хотели бы в судьбах пророка Ионы найти подтверждение для второй половины нашего положения. Как мы уже сказали, мифология халдеев была развитой системой гораздо ранее тех времен, нежели мы встречаем в Израиле пророка Иону при Иеровоаме II-м. В длинной лестнице их богов, бог Еа, – царь океана, правитель судьбы, бог мудрости и знания, – занимал третье, сверху, место. После того, как люди из рук творца вышли в состоянии совершенной невинности и чистоты, Еа, их учитель, принимал и принимает в них особенное участие. Он смотрит за порядком во всем мире и бедствия, производимые в нем злыми демонами, исправляет; он – законодатель людей. В этом Еа – Оесе, Оаннесе, Еваханесе – древних писателей, Аккадийском Еа-кхан, т. е. Еа-рыба, выходившем из моря получеловеком, полурыбой, – люди нашли того бога, который дал им священные книги с религиозными и гражданскими законами, научил их знать имена богов, религиозные мистерии и историю творения мира. Когда богиня хаоса Тиамат искусила людей и склонила к непослушанию учению Еа, тогда настал грех в мире, произошел всюду беспорядок. Возгорелась борьба между небом и адом. В этой борьбе занимает видное место перворожденный сын Еа, божественный посредник и постоянный помощник своего отца, аккадийский Силик-Мулю-кхи, ассирийский Марудук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта печаль великокняжеской четы поэтически отражена в летописи – за основу взято «Сказание Иакова о рождении Марии», известное неканоническое произведение, в котором рассказывается об Иоакиме и Анне, долгое время не имевших детей, и об их радости в связи с рождением Марии – будущей Богоматери. В том же 1525 году «поеха князь великий, царь всея Роусии, в объезд; бысть же шествовати емоу на колесницы позлащеннеи ороужницы с ним, яко же подобает царем; и возревше на небо и видев гнездо птиче на древе, и сотвори плач и рыдание велико, в себе глаголюще: люте мне, кому оуподоблюся аз; не оуподобихся ни ко птицам небесным, яко птицы небесныи плодовита суть, ни зверем земным, яко звери земнии плодовити суть, не оуподобихся аз никому же, ни водам, яко же воды сиа плодовити суть, волны бо их утешающа и рыбы их глумящееся (то есть веселят. – М. Е.-Л.); и несмотря на землю и глаголя: Господи, не уподобихся аз ни земли сей, яко и земля приносит плоды своя на всяко время, и тя благословять, Господи» . Важно отметить, что спустя пять лет совершенно в тех же выражениях летописец опишет печаль Василия III по поводу второго бездетного брака. Таким образом, говоря о том, кто из супругов был причиной безчадности, мы должны понимать, что «виновником» мог быть и Рюрикович. В «Повести о пострижении великия княгини Соломониды» говорится о том, что она захотела монашеского пострига: «В лето 7034 благовернаа великаа княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняа она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» . Поразительная деталь: Соломония постоянно сравнивается то с женой Авраама Саррой, то с праведной Анной, но ведь и та и другая после многолетнего бесплодного брака принесли потомство! Великий князь долго не соглашался с предложением любезной супруги своей, не желая с ней расставаться. Но когда Соломония обратилась к митрополиту и тот поддержал ее, все-таки согласился. Великая княгиня хотела, чтобы род Василию III продолжился, да и без наследника его позиции были шаткими, и это могло привести к пресечению династии Рюриковичей или, по крайней мере, к борьбе за власть: «Царь же и государь всеа Русии не въсхоте сътворити воли еа, начат глаголати сице: “Как могу брак разорити? Аще ли сиа сътворю, и второму несть ми лепо съвъкупитися”… Великая же княгини, видя непреклонна государя на моление еа, начат молити… митрополита всеа Русии, да умолит о сем государя и сътворит волю еа бытии… Святейший же… митрополит всеа Русии, молениа слез еа не презри, много моля о сем государя с всем священным сънмом, да повелит воле еа быти. Царь же и государь всеа Русии, видя непреклонну веру еа… повеле сътворити волю еа. Благоверная же великаа княгини, аки от пчел сота от царьских уст насладився, с радостию отходит в обител… и ту остризает власы главы своеа от отца своего духовнаго Николского игумена Давида. И нареченно бысть имя ей в мнишеский чин Софиа» . Это произошло 28 ноября.

http://pravoslavie.ru/58468.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010