В 1585 г. Л. дал вкладом в Солотчинский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь («в дом Пречистыа Богородицы честнаго Еа Рождества на Солотшу»), самую большую и авторитетную обитель Рязанской земли, «Книгу правило святых отец… по своей души на память и по своих родителех» (Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. Вып. 1. С. 171). В кон. 1585 г. на царском приеме по случаю праздника Рождества Христова Ростовский архиеп. Евфимий не позволил «с собою ести» Л. и «позоровал» его, называя «осифовских пострижеников… не осифовляны, но жидовляны». В связи с этим Рязанский владыка послал челобитную царю Феодору Иоанновичу, в которой, в частности, назвал имена волоколамских пострижеников, бывших иерархами Русской Церкви (АИ. Т. 1. С. 410-411. 216; Иосиф [Левицкий]. 1882. С. 207-208). Очевидно, данный скандал привел к снятию с кафедр и Евфимия, и Л. в 1585-1586 гг. К тому времени гос. власть прекратила практику выдвижения волоколамских пострижеников на высшие архиерейские должности в церковной иерархии (см.: Усачев. 2014). В лит-ре XIX-XX вв. высказывалось ошибочное предположение, что в связи с последовавшей в 1588 г. канонизацией Василия Блаженного Московского († 1557?) Л. составил его Житие и Похвальное слово ему (см.: Дробленкова. 1989. С. 8-9). Ист.: ПСРЛ. Т. 13. С. 347; Т. 29. С. 303, 313; РИБ. Т. 32. Т. 1. Стб. 446; Иосиф [Левицкий], иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова мон-ря в б-ку МДА. М., 1882. С. 20. 64. Лит.: Тихонравов Н. С. Заметка для истории Стоглава//Летописи Тихонравова. 1863. Т. 5. Отд. 3. Смесь. С. 137-144; Строев. Списки иерархов. Стб. 182, 415; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 44-45; Титов А. А. Рязанские епископы. М., 1891. С. 25-26; Никольский А. Леонид (Протасьев), Рязанский епископ//РБС. Т.: Лабзина-Ляшенко. С. 209; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI в.). М., 1977. С. 146, 307, 315; Дробленкова Н. Ф. Леонид//СККДР. 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 7-9 [Библиогр.]; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 208, 212, 506; Немировский Е. Л. Иван Федоров и его эпоха: Энцикл. М., 2007. С. 466-467; Усачев А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Рус. Церкви XVI в.//ИЗ. 2014. Вып. 15(133). С. 159, 162.

http://pravenc.ru/text/2463443.html

С посетившими его игум. Арефой и др. насельниками старец «беседовал свободно и даже в некоторых случаях употреблял шуточные слова. Вечером же стало заметно, что силы совершенно покидают его, но он, как бы собираясь в путь на брачный пир, совершенно спокойно выслушал прочтенную над ним отходную молитву». И. был погребен 4 дек. 1900 г. на монастырском кладбище, у алтаря ц. во имя мч. Неофита, его могила почиталась богомольцами. Над захоронением преподобного была поставлена часовня с келейной иконой Божией Матери «Знамение». В 1908 г. в Н. Новгороде было издано составленное В. С. Барановым жизнеописание подвижника с приложением писем к инокиням. И. вел духовный дневник (местонахождение неизв.). Сохранилось несколько фотографий старца. 19 авг. 1994 г., в праздник Преображения Господня, состоялось обретение мощей подвижника, 31 дек. 2003 г. решением Свящ. Синода РПЦ он был прославлен в лике местночтимых святых, 18 окт. 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II его имя было включено в Собор Валаамских святых. Мощи И. покоятся в Николаевской ц. Верхотурского муж. монастыря. Арх.: ГА Свердловской обл. Ф. 603. Оп. 1. Д. 535. Л. 30-31; Д. 539. Л. 230, 231; Д. 554. Л. 1, 6, 21; Д. 585. Л. 17 об.- 18; Д. 600. Л. 61-64; НАРК. Ф. 762. Оп. 1. 3/30а. Л. 38 об.; АФВМ. Еа. 42. 39 за 1863 г. Лит.: Баранов В. С. Старец-подвижник о. Илия, схим. Верхотурского Николаевского мон-ря (Бывш. Валаамский). Н. Новг., 1908; Старец Илия Верхотурский Чудотворец//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 62-71; Валаамский патерик. СПб.; М., 2001. С. 277-338; Житие прп. Илии Верхотурского. Екатеринбург, 2003; Любовь (Нестеренко), игум. Старчество на Урале//Четыре века правосл. монашества на Вост. Урале: Мат-лы церк.-ист. конф., посвящ. 400-летию Верхотурского Николаевского монастыря. Екатеринбург, 2004. С. 3-53; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский мон-рь и его небесные покровители преподобные Сергий и Герман. СПб., 2005. С. 241, 672-673. Иером. Виссарион (Кукушкин) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп.

http://pravenc.ru/text/389311.html

Сергия Радонежского. Вместе с тем авторы древнейших изображений М. могли опираться на вид его мощей при погребении, а также на сведения, полученные от учеников или современников. Косвенным подтверждением этой версии служит относящаяся к 1524 г. записка, составленная со слов допрошенной дмитровским кн. Юрием Ивановичем старицы кашинского Сретенского монастыря Евфросинии, супруги одного из родствеников преподобного: она «помнит Макариеву маму, котораа его кормила, а звали еа Еуфимиею, а жила 106 лет» ( Крушельницкая Е. В. Записка о Макарии Калязинском//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 313). О первых иконах М. (у его гробницы или на ней) сведений нет, т. к. описи Троицкого мон-ря не сохранились. Из текстов о ранних (20-30-х гг. XVI в.) чудесах от мощей преподобного известно о его иконах, к-рыми благословляли посетителей обители (РГБ. Ф. 304/I. 692. Л. 497, 505, 507 об.; 802. Л. 43 об., 47 об., 48 об.- 49). Так получил исцеление расслабленный Феодор, «раб» Иоанна Тимофеева Юрлова: при посещении Макариева мон-ря игумен поднес Юрлову икону преподобного. Образ М. хранился у родителей некоего Алексея, получившего облегчение от болезни после молитвы перед ним. Икона, согласно одной из редакций текста вырезанная на древе от гроба преподобного («икона рака чюдотворцова гробу а на ней нарезан образ Макариев»; Там же. 802. Л. 49), находилась у священника обители Серапиона, исцелившего с ее помощью бесноватого Иоанна, сына Марии Дурасовой. Почитание подобных святынь и частиц мощей М. (напр., о частице, хранившейся в обложенной серебром «воротной иконе», сообщается в 1575 в описи Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря - Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 367) было действенным способом распространения почитания святого и сведений о его иконографии. Центром почитания М., очевидно, стал Иосифов Волоцкий мон-рь, где, согласно описи 1545 г., дополнявшейся в 1547 г., находились 2 пядничные иконы преподобного ( Шаблова. 2014. С. 34, 35). Одна из них была вложена старцем Марком, «Андреевским человеком Карпова» ( Титов.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

- новая редакция константинопольского Евхология XIII в. (после латинской оккупации 1204–1263 г.) - переработка чинопоследований под влиянием монахов студитов — EBE=«Афинский» Евхологий: Εθνικ Βιβλιοθκη: Athenae gr. 662, XIII в.; OCP-82:316; см. Τρμπλα " (Ευχολογιον) (докторская диссертация: Καλατζδ " Α., в приготовлении в PIO). ECP=BES, COI, EBE. См. выше=Arranz M., L " Eucologio costantin. B) практика XV в. (описания и комментарии) PG-155=SYMEON Thessalonicae (Симеон Солунский), Opera, MIGNE PG 155 (греч. — лат.), (см. Διαλογο "=Разговор). APA=его же, Τα απαντα (на новогреч. языке). C) печатные Евхологии (после XV в.) GOA (в ИСТ: ЕГ)=Goar J., Ευχολογιον sive Rituale Graecorum…, 1–е издание: Париж, 1647, 2–е издание: Венеция, 1730 (Graz, 1960). (по первым венецианским изданиям православного Евхология). ZER (в ИСТ: ЕА)=Ζρβο " Σ., Ευχολογιον το μγα. Venezia, 1862 (издательство: " Αστρ, Афины, 1970) (православное издание). ROM Ευχολογιον το μγα. Roma, 1873 (католическое издание по рукописи BES). PAP Παπαδοπουλο " N., Ευχολογιον το μγα (православное издание: Αποστολικ Διακονα, Σαλβρου. Афины, 1927). 2) Другие рукописные тексты GSE (в ИСТ: ЕС-956 и т. д.)=Греческие синайские Евхологии: напр., GSE-956 и. т. д. (ДМИ), см. также: Е–Пантелеймон, Е–Патмос, Е–Лавра и т. д.=Афонские Евхологии, изданные Дмитриевским (ДМИ или Д2) Gb2, Gb4, Gb7, Gb10, Gb11, Gb14 и т. д.: греческие непатриаршие гроттаферратские Евхологии. V1833…: греческие непатриаршие ватиканские евхологии PAM (в ИСТ: ТП)=Рук. Патмос гр. 266: «Типикон» (Синаксарь–Канонарь) Св. Софии КП, IX в. (издание: ДМИ-1, стр. 1). HAG (в ИСТ: ТС)=Рук. Иерусалим гр. Агиос–Ставрос гр. 40: «Типикон» (Синаксарь–Канонарь) Св. Софии КП, X в. (издание: Mateos J. OCA, 165–166). DRE (в ИСТ: ТД)=Рук. Dresden gr.104=«Типикон» Апостол–апракос Св. Софии КП, XI в. (см. ДМИ–ДРЕ) (см. некоторые московские издания на стр. 6) Песненное последование составляли: а) Шесть ежедневных служб: 89 МОЛ КАК ЕСР:18, 57–113; ИТИ:40. 1) Вечерня и утреня по древней кафедрально–соборной практике;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Смирнова, МА. Краеведы на службе тоталитарного режима//Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории : материалы XXI междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23–25 сент. 2010 г. Иваново, 2010. С. 195–197. Флейман, ЕА. Ученые в условиях соловецкой ссылки в 1920–1930 гг.//Соловецкий общественно-политический форум, 4-й : Человек и общество: психическое здоровье и экология культуры : тез. докл. науч. конф. Архангельск; Соловки, 1992. С. 142–145. Горяшко, А. Биостанция особого назначения//Московский журнал. 2007. 11. С.17–23. Мартынов, А.Я. Археологические памятники Соловецкого архипелага и других островов южной части Белого моря. III тыс. до н. э. – XV в. Архангельск; Соловки, 2002. С. 9–14. Секреты «Соловецкого Криминологического кабинета»/проф. И.С.; публ. Б.Н. Камова//Шпион: альм. писат. и журн. расследования. M., 1993. Вып. 1. С. 81–89. Соболева, ТА. История шифровального дела в России : [о Соловецком отделении Архангельского общества краеведения, о Г.И. Бокие, который возглавлял Спецотдел ВЧК, занимавшийся криптографией, Ф.И. Эйхмансе и пр. С. 456–459: фото: между с. 256–257]. M.: ОЛМА-пресс, 2002. 510, с., л. ил. Антирелигиозный музей Дыхание времени... Как возник историко-археологический отдел музея: воспоминания одного из устроителей/В. Н.[икольский]//Новые Соловки. 1926.18 июля. Виноградов, H.H. Старинные металлические изделия Соловецкого монастыря в музее СОАОК//Соловецкие острова. 1926. 7. С. 123–126. Никольский, В. Иконографическое собрание Соловецкого музея//Соловецкие острова. 1926. 2/3. С. 145–149. Простосердов, H.H. Естественно-историческое отделение Соловецкого музея//Соловецкие острова. 1926. 2/3. С. 113–118. По следам... Сошина, АА. Лагерный музей на Соловках (1924–1937 гг.)//Роль музеев в сохранении и изучении исторического и культурного наследия Русского Севера : тез. науч.-практ. конф. Сольвычегодск, 1994. С. 49–51. Сошина АА. Музей Соловецкого общества краеведения (1925–1937 гг.)//Соловецкое море : ист.-лит. альм. Архангельск; M., 2004. Вып. 3. С. 130–142: фот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старицкий князь Андрей, боярин М.С. Воронцов и И. Шигона стали возражать Главе Церкви: «Князь Велики Владимир Киевский умре [не] в чернецех, не сподоби ли ся праведного покои»? и бысть промежи ими пря велика» 469 . Но Митрополит Даниил, венчавший ранее князя при его вступлении во второй брак, теперь также проявил волю и первосвятительскую власть. «Данил Митрополит посла по старца Мисаила, повеле принести платье чернечское в комнату, а патрахиль бе и постризание у Митрополита с ним» 470 . Слабеющий Великий князь «приказал Митрополиту тогда: «Аще ли не дадут мене постричи, но на мертваго мене положи платие чернеческое, бе бо издавна желание мое». И прииде же старец Мисаило с платием, а князь Велики приближашеся к концу. Митрополит же взем патрахиль и подаст чрез Великаго князя игумену Троецкому Иасафу, князь же Андреи Иванович и боярин Михаило Семеновичь Воронцов не хотеша дати Великого князя постричи. И глагола Данил Митрополит князю Андрею: «Яз тебя не благословляя [ю] ни в сеи век ни в будущий, а того тобе у мене не отнята, зане же сосуд сребрян добро, позлащен того лучши». Князь Велики отхожаше, но спешаху стричи его: Данил Митрополит положи на игумена на Троицкого патрахиль, а сам постриже его, и положи на него переманатку и ряску, а манатии не бысть, зане же бо спешачи несучи выронили; и взем с собя келарь Троицкии Серапион Курцов мантию, и положиша на него и схиму ангельску и Еваггелие на груди положиша. И стоящи же близ его Шигона, и как положили Еваггелие на грудех, и виде Шигона дух его отшедш аки дымец мал» 471 . В монашеском звании скончалась и первая супруга князя Васлия III – Соломония Сабурова. Вскоре после их развода, в 1526–1528 годах, возникла Повесть о втором браке князя Василия III, в которой говорится, как его первая супруга Соломония, «видя неплодство чрева своего, яко же и древняа она Сара, начат молити государя Великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» 472 . Затем она просит Главу Церкви – Митрополита Даниила, «да умолит о сем государя и сътворит волю еа быти... Царь же и государь всеа Руси, видя непреклонну веру еа и молениа отца своего Данила Митрополита не презре, повеле сътворити волю еа» 473 . После своего пострига, в котором она была наречена Софией, новоначальная инокиня просит государя разрешить ей «отити в обител Пречистыа Владычица Богородица честнаго еа Покрова в Богом спасаемый град Суждаль» 474 . В Покровской обители она подвизалась до последних дней своей жизни и была погребена в ней. Ныне преподобная София Суздальская (†1542; пам 16 дек.) прославляется в службе: «...не восхоте бо земныя красоты самодержавства и вселися во обитель Пречистыя Божия Матери» 475 ; «...земное царство презревши, на Небесное взирающе» 476 ; «...от версты бо юностныя, самодержцу супруга предобрая была еси и царство земное оставила еси, наставление восприим Божественнаго разума» 477 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И мы видели уже, что в заклинательных формулах против различных бедствий, грозящих миру людей, и сам Еа, и его сын, занимают первое место. Еа, знающий неизреченное имя Бога и владеющий всяким знанием, посылает своего сына Силик-Мулю-кхи к людям, чтобы отвращать от них всякие бедствия. Не может подлежать никакому сомнению, что на пророка, когда он рассказал о случившемся с ним, в Ниневии посмотрели удивленными глазами, но вовсе не потому, чтобы видели в нем мистификатора, рассказчика пустых сказок. Повествование Ионы о себе, вызывающее теперь улыбку, могло вызывать у Ниневитян религиозный трепет. И это не было только легковерием и суеверием. Рассказ о большой рыбе, поглотившей и извергнувшей пророка, рассказ о Божественном посольстве в Ниневию с проповедью, – несомненно, напоминал Ниневитянам их древние религиозные сказания, рыбообразного Еа Оаннеса, выходящего из моря, чтобы учить людей почитанию богов, религиозным и гражданским законам жизни, благоустройству, или его сына, вестника, Силик-Мулю-кхи. И сам пророк-чужеземец, говорящий со властью, обещающий смело и решительно совершенную погибель столице царства за беззакония, и требующий покаяния, легко мог казаться язычнику чем-то большим, нежели обыкновенный человек, – может быть, даже самим Еа, или его сыном. В этом нет ничего невероятного и даже удивительного. Вопил же в Листре народ о Павле и Варнаве, что это боги, сошедшие в образе человеческом. Назвали же Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием. И не только простой, неразумный и суеверный народ, даже листрийский жрец привел уже волов, принес венки и хотел принести им жертвоприношение, так, что апостолы едва уверили, что они обыкновенные люди, едва убедили не приносить им жертвы ( Деян.14:11–13, 15, 18 ). Целыми восемью веками ранее этого, – в Ниневии, хотя бы и образованной и высоко развитой, могло случиться то же самое. Самое имя пророка: Иона – Оанна, Оаннес, могло быть для них многознаменательным. И, если бы согласились с этим последним положением, то не только в судьбах пророка, в его поглощении и извержении рыбой и потом – проповеди в Ниневии; но даже в имени, которое он носит, должны усматривать не простую случайность, тем менее сказочность, основанную на мифах и случайно-подходящей игре звуков, – но, в общем, преднамеренную цель и в выборе пророка по имени и характеру, и в выборе наказания за его непослушание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь «Е» была построена на основании церкви «ЕА» в период правления династии Ласкаридов (XIII век). Она значительно меньше по своим размерам и находится внутри восточной части (нефа и алтаря) церкви «ЕА». Подобную конструкцию можно видеть в Ефесе – так называемая «Двойная церковь » Пресвятой Богородицы. Причины постройки одной церкви в другой достаточно просты: небольшая христианская община в угасающем городе уже не могла поддерживать в надлежащем состоянии большой храм. Это подтверждает и то, как были декорированы внешние стены этой церкви – они были просто покрыты слоем глины. Ныне упавшие стены церкви «Е» находятся внутри руин церкви «ЕА». Недалеко от современной автострады, где сейчас ведутся раскопки административной части нижнего города, были обнаружены руины ещё одной церкви, получившей у археологов индекс «D». Предполагается, что эта самая большая из обнаруженных в Сардисе церквей была епископской и носила имя св. Иоанна Богослова. Древний фундамент и направление алтарной части на север указывают на то, что церковь , скорее всего, была построена на основании гражданской базилики. Стены храма выложены из тёсаных камней неправильной формы, скреплённых раствором. Археологические работы в этой части древнего Сардиса ведутся самым активным образом, проливая свет на многие страницы раннехристианской истории (Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul. – Turkey, 2009. – P. 77–80). Синагога Термальный комплекс огромных размеров (площадь 3,8 км 2 ) в центре древнего Сардиса – это то, что вызывает удивление каждого историка и путешественника. Этот «город в городе» включал в себя собственно термы (римские бани), гимназиум (стадион и место культурного проведения досуга), внутреннюю площадь (агору), украшенную колоннадой (мраморный двор), двухэтажную синагогу, лавки и общественные туалеты вдоль южной внешней стороны комплекса. Этот комплекс был построен во II веке н.э. (основные работы велись при императоре Антонине Пие) как образец насаждения римской культуры и идеологии в восточном городе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

В монашеском звании скончалась и первая супруга князя Васлия III — Соломония Сабурова. Вскоре после их развода, в 1526–1528 годах, возникла Повесть о втором браке князя Василия III, в которой говорится, как его первая супруга Соломония, “видя неплодство чрева своего, яко же и древняа óна Сара, начат молити государя Великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ” 13 . Затем она просит Митрополита Даниила, “да умолит о сем государя и сътворит волю еа быти Царь же и государь всеа Руси, видя непреклонну веру еа и молениа отца своего Данила Митрополита не презре, повеле сътворити волю еа” 14 . После своего пострига, в котором она была наречена Софией, новоначальная инокиня просит государя разрешить ей “отити в обител Пречистыа Владычица Богородица честнаго еа Покрова в Богом спасаемый град Суждаль” 15 . В Покровской обители она подвизалась до последних дней своей жизни и была погребена в ней. Ныне преподобная София Суздальская (†1542; пам 16 дек.) прославляется в службе: “…не восхоте бо земныя красоты самодержавства и вселися во обитель Пречистыя Божия Матери” 16 ; “…земное царство презревши, на Небесное взирающе” 17 ; “…от версты бо юностныя, самодержцу супруга предобрая была еси и царство земное оставила еси, наставление восприим Божественнаго разума” 18 . Западный дипломат Сигизмунд Герберштейн, находившийся в 1526 году в Москве, написал “Записки о Московии”. В них он на основании дошедших до него слухов и толков говорит и о пострижении княгини Соломонии, но его повествование существенно отличается от вышеприведённого. Он говорит о насильственном пострижении Великой княгини Митрополитом, которое произошло в монастыре, находящемся “в Суздальском княжестве”. Во время пострига княгини И. Шигона из-за несогласия “не только выразил ей резкое порицание, но и ударил её плёткой” 19 . Иван Юрьевич Шигона — “думный дворянин, тверской дворецкий, любимец… Василия III” 20 , который, как было выше отмечено, выступал против монашеского пострига князя Василия в 1533 году. В истории известны случаи временного оставления монашества, необходимые для блага Церкви.

http://pravmir.ru/prinyatie-monashestva-...

Они не верят, чтобы боги какой-либо земли спасли кого-либо от руки их ( Ис. 36:20 ). Свои воинственные инстинкты они оправдывают волею единого Бога (ст. 10). Они не хотят ставить себе преград, не знают над собою никакого судьи, потому что считают себя умными ( Ис. 10:13–14 ). У царя ассирийского – и, конечно, его народа, – было надменное сердце и тщеславие высоко поднятых глаз (12). Конечно, то же было и ста годами ранее времени Езекии и Исаии, при Ионе. И в его время Ассирия была царством сильным. Почему же секира вдруг перестала величаться, пила перестала гордиться (15)? Разумеется, потому, что в Ионе увидела Того, Кто рубит секирою, Кто двигает пилой. А это последнее, – при обожествлении Ниневитянами самих себя, – было легко возможно лишь в том случае, если в грозном пророке они признали не страшного чернокнижника, насыпающего злых маским, – что можно было предотвратить заклинаниями священной магии, – но страшного посланника бога Еа-рыбообразного, бедствий, насылаемых которым, можно избежать лишь только смирением и покаянием. Это и было. Так выходит, – принимая во внимание языческие верования Ниневитян, их гимны и заклинания, а также библейские параллели, – что посольство Ионы в Ниневию, его отказ, бегство, поглощение рыбою, извержение, проповедь о покаянии в Ниневии и ее раскаяние – суть факты исторические, а не измышленные для какой то апологии. Самые мифы язычников могут служить и служат апологией за защиту подлинности книги пророка Ионы в такой же, и даже большей мере, нежели против признания историчности книги пророческой. Открытия в области ассириологии делают вполне достоверным мнение о посольстве Ионы, и покаянии, и помиловании Ниневии. Их гимны, молитвы и даже заклинания дают нам возможность ясно представить себе, – что было в Ниневии, когда за восемь столетий до Р. Христова там явился пророк израильский с грозной проповедью: еще сорок дней, и Ниневия погибнет! А. Смирнов 23 Еа есть древнейшее аккадийское имя бога мудрости и законодательства. Вышедши из Эритрейского моря в образе великой рыбы, однако, с головой, руками н ногами человеческими, Еа научил людей религии, наукам и искусствам, дал законы и затем опять ушел в море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010