Большой вклад в формирование франц. (парижской) школы декретистики внес обучавшийся в Болонье Стефан Турнейский. Наиболее значительные произведения франц. школы: «Summa» Сикардо Кремонского; «Summa Parisiensis» (Парижская сумма), или «Magister Gratianus in hoc opere» (Магистр Грациан в этом сочинении), ок. 1165-1170 гг., созданная в Париже), в к-рой были использованы «Summa» Руфина и «Summa» Стефана Турнейского; «Summa Monacensis» (Мюнхенская сумма) (или Imperatorie maiestati - Императорскому величеству), созданная ок. 1160-1170 гг. во Франции или, по др. версии, ок. 1175-1178 гг. в Каринтии под влиянием «Summa» Руфина; анонимные «Permissio quedam» (Некое разрешение; ок. 1179-1187), «Et est sciendum» (И следует знать; ок. 1181-1185, созданное предположительно в Сансе), «Antiquitate et tempore» (Древностью и временем; 70-е гг. XII в.), «Tractaturus magister» (Магистр, собираясь толковать; ок. 1181-1185), «Reverentia sacrorum canonum» (Почитание святых канонов; между 1184 и 1191). На рубеже XII и XIII вв. были созданы анонимные аппараты глосс «Ecce vicit leo» (Вот, лев победил; между 1202 и 1210; по др. данным, до 1205/06), «Animal est substantia» (Животное есть существо), или «Summa Bambergensis» (Бамбергская сумма; между 1202 и 1210). Наиболее значительным произведением нем. школы, находившейся под влиянием франц. школы декретистики, была «Summa Coloniensis» (Кёльнская сумма), написанная предположительно Готфридом Кёльнским или Бертрамом Мецским в Кёльне (ок. 1169-1170) с использованием «Summa» Руфина и «Summa» Стефана Турнейского. С франц. была тесно связана англо-нормандская школа декретистики. Ее первые известные произведения относятся к 60-м гг. XII в., в 70-х гг. были созданы анонимная «Summa» - «De multiplici iuris divisione» (О многообразном делении права; ок. 1170) и «Decreta minora» (Младшие декреты) Одо из Дувра. Глоссы на Декрет написали Иоанн Тайнмутский, Симон из Саутуэлла, Иоанн Кентский, Григорий Лондонский и др. Представителями англо-нормандской школы в кон. XII в. созданы «Summa Lipsiensis» (или «Omnis qui iuste iudicat» - (Каждый, кто право (справедливо) судит), созданная ок. 1186 в Париже, по др. версиям, в Оксфорде или в Нормандии) с использованием «Summa» Иоанна Фавентина и «Summa» Симона из Бизиньяно и «Summa» магистра Гонория - «De jure canonico tractaturus» (Собираясь толковать каноническое право), или «Summa Laudunensis» (Ланская сумма; между 1188 и 1190). Магистру Гонорию также принадлежит получившая распространение «Summa quaestionum» (Сумма вопрошаний; ок. 1187-1190).

http://pravenc.ru/text/171632.html

Создание ордена Д. имело целью восполнить этот пробел и фактически полностью обновить систему церковного образования. С 1220 г. в каждом мон-ре ордена были организованы школы под рук. доктора богословия, где велось обучение не только монахов, но и секулярного духовенства. Раз в 2 недели доктор проводил публичные диспуты, рассматривая «Quaestiones» (Вопросы) по избранной им теме Свящ. Писания, в толковании Библии ему помогали магистры и бакалавры, назначавшиеся провинциальными капитулами. Общий курс обучения занимал от 6 до 13 лет. Главными учебными центрами стали т. н. studia generalia - высшие школы, прообраз университетских фак-тов; первый из них был открыт при мон-ре св. Иакова в Париже (поэтому Д. здесь стали называться яковитами), а к 1229-1231 гг. ордену принадлежали 2 кафедры при Парижском ун-те. Основатель богословского коллегиума в Париже Р. де Сорбон, по имени к-рого впосл. было дано название ун-ту, также принадлежал к ордену Д. В XIII в. Д. признавали только тех магистров и докторов богословия, к-рые получили ученую степень в Париже. При основании новых ун-тов на протяжении неск. столетий богословские фак-ты, как правило, создавались на базе существующих местных доминиканских школ. Из ордена Д. вышли преподаватели для др. монашеских орденов и для школ, к-рые в соответствии с решением IV Латеранского Собора создавались при архиеп-ствах. При папском дворе эти функции выполняли lectores curii (преподаватели курии), после переезда пап в Авиньон (1309) там была основана богословская школа во главе с магистром священного апостольского дворца. В 1248 г. были учреждены еще 4 высшие школы - в Оксфорде, Кёльне, Болонье и Монпелье, к кон. XIII в.- в Генуе, во Флоренции, в Неаполе, Тулузе, Барселоне и Саламанке. 1-й год обучения в школе проходил в чтении глосс на Свящ. Писание, еще 2 года студент-«сентенциарий» изучал «Сентенции» Петра Ломбардского и затем мог получить титул бакалавра. Профессора, назначавшиеся генеральным капитулом или генеральным магистром, дважды в год, во время Великого и Рождественского постов, выступали на тему, предложенную слушателями.

http://pravenc.ru/text/178851.html

Пантелеимона. В ц. св. Гереона был увеличен центральный неф, сооружена крипта (1067-1069). В 1156 г. к восточной части были пристроены 2 башни, после чего церковь имела вид базилики без трансепта. В новом здании ц. св. Апостолов (1-я пол. XI в.) алтарь был расположен с зап. стороны, как в соборе св. Петра в Риме; к той эпохе восходят стены главного и зап. поперечного нефов. Церковь св. Цецилии представляла собой базилику без трансепта (1130-1160), от ее северного портала сохранился скульптурный тимпан 60-х гг. XII в. с изображением святой, получающей мученический венец (Музей Шнютгена, Кёльн); в 1475 г. при церкви был организован мон-рь августинцев регулярных каноников; храм претерпел неск. перестроек, так, в главном нефе появились готические своды. Церковь св. Куниберта в Кёльне. 1210–1247 гг. Церковь св. Куниберта в Кёльне. 1210–1247 гг. Во 2-й пол. X в., при архиеп. Бруно, было основано аббатство с ц. св. Мартина Турского. После пожара 1150 г. и перестройки по образцу ц. Пресв. Девы Марии на Капитолии утвердили план храма в форме трилистника (завершен в 1220); в ходе реставрационных работ 1861 г. церкви был возвращен романский облик. Церковь св. Андрея, основанная в то же время, что и ц. св. Мартина, была освящена архиеп. Геро в 974 г.; перестроена в XII в. в романском стиле как 3-нефная базилика с трансептом, вост. часть - в XIV в. в готическом стиле. Церковь св. Апостолов в Кёльне. Вост. фасад Церковь св. Апостолов в Кёльне. Вост. фасад На месте ц. вмч. Георгия при Меровингах предположительно находился ораторий. Сменившая его романская базилика с трансептом была возведена в 1059 г., центральный деревянный свод заменили каменным, пристроили массивный вестверк (XII в.). Романский облик был возвращен церкви в 1928-1930 гг., она сильно пострадала во время второй мировой войны. Самая маленькая романская базилика - ц. Пресв. Девы Марии в Лискирхене (впервые упоминается в 948; время строительства 1190-1220). Церковь св. Куниберта (1210-1247) находится на месте базилики во имя св.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Там, где сторонники движения «Аллилуия» были допущены к городскому самоуправлению (напр., доминиканец Иоанн из Виченцы в Болонье, Вероне и Виченце, францисканец Герхард из Модены в Парме), принимались меры против еретиков, а также вводились законы, направленные на уменьшение социального неравенства. Кульминацией движения стал т. н. Пакуарский мир, когда в авг. 1233 г. в Пакуаре близ Вероны был заключен «вечный мир» между ломбардскими городами. Вскоре после этого Иоанн из Виченцы был арестован, а движение к 1234 г. сошло на нет, но городские братства мирян продолжали существовать, постепенно институционализируясь. К 1244 г. относится 1-й известный статут подобного братства - конгрегации св. Доминика в Болонье. Братства, как правило, дистанцировались от политической деятельности и ставили своей целью взаимопомощь членов, организацию богослужений, сбор средств на строительство церквей и т. п. Мн. религ. братства в И. в той или иной степени контролировались нищенствующими орденами. В Милане, во Флоренции (под влиянием инквизитора-доминиканца Петра Веронского), в Болонье, Парме и Бергамо возникали об-ва для борьбы с еретиками альбигойцами и патаренами, важную роль в таких объединениях играли, как правило, доминиканцы. В кон. 50-х гг. XIII в., когда непрекращавшаяся борьба гвельфов и гибеллинов, эпидемия чумы в 1259 г. и получившие широкую известность предсказания Иоахима Флорского о наступлении в 1260 г. «новой эпохи» привели к росту эсхатологических ожиданий, в И. распространилось движение флагеллантов . Оно зародилось в Перудже, где процессии бичевавших себя флагеллантов проходили в покаянной атмосфере и могли объединять тысячи горожан. В некоторых городах (Перуджа, Сиена, Прато и др.) ситуацию взяли под контроль монахи нищенствующих орденов, однако в большинстве случаев движение имело стихийный характер. Опасаясь политических последствий, в 1261 г. папа Урбан IV запретил движение флагеллантов и их покаянные практики как угрожавшие авторитету католич. Церкви. В том же году в Болонье был основан орден гаудентов (frati gaudenti, также орден воинов Пресв.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Свою деятельность он начал в Бухаресте; там, в немецкой протестантской колонии, уже давно шёл разлад между либералами и консервативными. Когда он прибыл на место своего служения, его спросили, к какой партии он принадлежит; он дал уклончивый ответ, что может проповедовать и либерально, и позитивно, но примкнул к позитивным и в течение всей своей Бухарестской службы вёл упорную борьбу с своим либеральным коллегой. В 1881 году он председательствовал на собрании консервативных пасторов и, между прочим, просил присутствовавших оказать ему помощь в этой борьбе. Точно также и на втором своём месте, в Боппарде, он считался „верующим“ и даже в Кёльн он был приглашён именно консервативным меньшинством, которое в молодом блестящем проповеднике и весьма энергичном пасторе надеялось найти защитника против либерального большинства. Надежда эта не осуществилась. В Кёльне именно с Ято произошла резкая метаморфоза: „из Павла сделался Савл“ 308 . Вращаясь в либеральных слоях общества, которые в Кёльне преобладают, он стал поддаваться либеральным веяниям, стал оставлять постепенно одно за другим свои прежние верования, пока его экспансивная, страстная натура не довела его до последних крайностей: в протестантстве немало пасторов, отрицающих те или другие основы христианства, но так далеко, как Ято, не заходил ещё ни один пастор. Не отличаясь никогда глубиной философского мышления и не будучи в состоянии критически отнестись к модным теориям, Ято сильно увлёкся монистическими идеями, а также выводами модного критического Богословия, и, желая, очевидно, примирить христианство с новыми веяниями и через то спасти для церкви современных маловеров, выработал в себе, какое-то странное —138— мировоззрение, – или, точнее, обрывки мировоззрения, – в котором можно легко распознать влияние модных богословских, философских и натурфилософских идей, но трудно узнать христианство. С этим мировоззрением он свободно выступает и в проповедях, и в рефератах, и в школе, и в печати, и так как он отличается совершенно исключительным ораторским талантом и заслуженно пользуется славой энергичного пастора, хорошего семьянина и простого, доброго человека, то неудивительно, что он приобрёл в Кёльне огромное влияние; церковь , в которой он проповедовал, всегда была полна, тогда как его коллегам приходилось ораторствовать перед пустыми скамьями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время обучения в Кёльне К. жил в доме теолога Андреаса Херля близ ц. мч. Гереона (Санкт-Гереон). Здесь собирался кружок богословов и священников, по своим религ. убеждениям близких к движению Devotio moderna (см.: Diez. 1987. S. 42-63). Особое влияние на К. оказал часто бывавший в доме католический пресв. Николаус ван Эссе (1507-1578), духовный наставник общины бегинок , возглавляемой представительницей католич. мистицизма Марией ван Ойстервейк († 1547). Под влиянием частых бесед с ван Эссе, которому К. отводил главную роль в деле своего духовного становления (PCEA. Vol. 1. P. 17-19), в кон. 30-х гг. XVI в. он все чаще стал задумываться о том, чтобы избрать для себя монашеский путь или стать священником. Одно время К. намеревался поступить в мон-рь картузианцев (мон-рь мц. Варвары) в Кёльне, однако ему было отказано из-за юного возраста, слабого здоровья и отсутствия родительского согласия. Отец хотел видеть К. преуспевающим светским или церковным юристом; в Неймегене он вел переговоры о предоставлении ему бенефиция. По настоянию отца К. в нач. 1539 г. отправился изучать каноническое право в Лёвен, однако пробыл там недолго. В нач. 1540 г. он вернулся в Кёльн, по-видимому уже окончательно приняв решение отказаться от мирской карьеры. Несмотря на это К. не стал поступать в к.-л. монастырь, а решил завершить образование и получить степень д-ра теологии. В мае 1540 г. он стал магистром искусств и вскоре приступил к занятиям на теологическом фак-те. Особое внимание он уделял изучению Свящ. Писания и сочинений церковных писателей, преимущественно духовно-мистической направленности. Об интересе К. к католич. мистике и монашеской духовности свидетельствуют тесные отношения, сложившиеся у него во время жизни в Кёльне с картузианцами, приором которых был Герхард Калькбреннер († 1566), а его помощником - известный аскетический писатель того времени Иоганн Юстус фон Ландсберг († 1539). Возможно, именно по побуждению картузианцев К. подготовил издание на нем. языке проповедей и др. сочинений знаменитого мистика 1-й пол. XIV в. Иоганна Таулера ; в основу издания были положены рукописи, хранившиеся в кёльнском монастыре доминиканцев (Des erleuchten D. Johannis Tauleri, von eym waren Evangelischen leben, Goetlische Predig, Leren, Epistolen, Cantilenen, Prophetien... Cöllen, 1543; изд. было осуществлено под именем Петра Новиомагского (Petrus Noviomagus); некоторые исследователи сомневались в причастности к нему К. (см., напр.: Brodrick. 1935. P. 38-40), однако в наст. время считается, что он мог быть издателем; подробнее см.: Pelsemaeker. 1960; ср.: Streicher. 1933. P. Oswald. 1996. S. 23).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Препятствием для деятельности иезуитов в Кёльне было негативное отношение к новому ордену католич. архиеп. Кёльнского Германа фон Вида (1477-1552), к-рый к нач. 40-х гг. XVI в. стал сторонником Реформации. Он поддерживал переписку и лично встречался с Мартином Буцером (1491-1551) и Филиппом Меланхтоном (1497-1560), при участии которых стремился реформировать в протестант. духе церковную жизнь в архиеп-стве. Желая воспрепятствовать деятельности иезуитов, архиепископ убедил городской совет ликвидировать организованный К. общинный дом; иезуитам было разрешено присоединиться к картузианцам, к-рые приняли их в своем мон-ре и оказывали им покровительство (см.: PCEA. Vol. 1. P. 103-113). Столкновение с архиеп. Г. фон Видом принесло К. известность среди противников Реформации; постепенно о К. как о защитнике католицизма стали узнавать церковные и светские власти за пределами Кёльна. По поручению местного духовенства он ездил на заседание рейхстага в Вормсе (1545), где вручил имп. Карлу V петицию с просьбой защитить католич. веру в Кёльне от посягательств Г. фон Вида. Впосл. К. еще неск. раз встречался с императором и обращался к нему и к влиятельным князьям (в т. ч. к Георгу Австрийскому, кн. и архиеп. Льежа) с ходатайствами о низложении Г. фон Вида. С началом Шмалькальденской войны (1546-1547) Карл V смог открыто выступить против архиепископа и обратился к папе Римскому Павлу III с требованием положить конец его протестант. деятельности. 3 июля 1546 г. папа Павел III низложил Г. фон Вида с кафедры и отлучил его от католич. Церкви, однако тот еще почти год управлял архиепископством; лишь 25 февр. 1547 г. Карл V вынудил его отказаться от княжеской власти. Кёльнскую кафедру занял ревностный католик Адольф фон Шаумбург, запретивший протестант. проповедникам появляться в пределах архиеп-ства. Осенью 1544 г. К. читал в коллегии Монтанум курс лекций по Евангелию от Матфея. В 1546 г. он подготовил и издал в Кёльне 2 собрания святоотеческих творений: 3-томное собрание сочинений и писем свт.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАБАРЕЛЛА [Дзабарелла; итал. Zabarella] Франческо (10.08.1360, Падуя, Италия - 26.09.1417, Констанц, Германия), кард., средневек. канонист, участник Констанцского Собора . Сведения о жизни и деятельности З. сохранились в неизданных автобиографических заметках (Vindob. Cod. lat. 5513. Fol. 200r-209v), обширной переписке, а также в свидетельствах современников. Род. в знатной семье. В 1378-1382 гг. З. изучал право в Болонье, в т. ч. у канониста Иоанна из Леньяно. Получив степень лиценциата канонического права, преподавал в Болонье. После смерти наставника по приглашению канцлера Флоренции гуманиста К. Салютати, к-рый в это время проводил реформу Флорентийского ун-та, З. в 1383 г. переехал во Флоренцию, очевидно вопреки клятве, данной Болонскому ун-ту (перед экзаменом на степень лиценциата студенты клялись получить степень д-ра только в Болонье). Поскольку степень лиценциата Болонского ун-та не давала права на преподавание за пределами Болоньи, З., вероятно, сдал экзамен по рим. праву и в 1385 г. стал д-ром права (канонического и римского). Он возглавил кафедру канонического права, читал лекции по «Liber Sextus» папы Бонифация VIII , по «Constitutiones Clementinae», а с кон. 1386 г.- по Декреталиям Григория IX . В 1390 г. или в нач. 1391 г., возможно, по протекции благоволившего к нему герц. Франческо Новелло да Каррара З. получил кафедру в Падуе, где преподавал ок. 20 лет. Среди учеников З. был канонист Никколо деи Тудески (Палермец). З. как юрист консультировал и исполнял дипломатические поручения правителя Падуи (зимой 1404/05 участвовал в переговорах с франц. кор. Карлом VI о союзе против Венеции), а после присоединения Падуи к Венецианской республике (кон. 1405) - и властей Венеции. В 1406 и 1408 гг. был юридическим советником посольств, к-рые вели переговоры о мире с Генуей (после того, как в 1408 студенты Падуанского ун-та выразили недовольство по поводу отсутствия преподавателя и нарушения учебного процесса, сенат Венеции освободил З. от этого поручения). В 1409 г. З. был привлечен к переговорам о покупке Венецией г. Задара (Далмация). Как и др. профессора-юристы Падуанского ун-та, З. участвовал в городском судопроизводстве (с 1391 входил в состав городской коллегии судей, исполнял функции апелляционного судьи в герцогском суде, а также третейского судьи).

http://pravenc.ru/text/182397.html

С успехом 1-го крестового похода (1096-1099) и укреплением связей с Востоком в XII в. количество копий Г. Г. умножилось: военно-монашеские ордены, появившиеся после похода, также строили круглые в плане церкви, демонстрируя свой вклад в защиту св. мест. К ним относится храм в Кембридже (ок. 1130), построенный орденом августинцев (церковь с амбулаторием и галереей на 8 опорах). Множество круглых церквей, близких по стилю, возведены рыцарями-храмовниками и госпитальерами по всей Европе: церковь мон-ря Тампль в Париже (1118), ц. Темпл (Сент-Мэри) на Флит-стрит в Лондоне (1160-1185), аббатство Томар (1160); остатки храмов тамплиеров открыты в Аслакби (графство Линкольншир), Темпл-Бруэр (графство Линкольншир), Гаруэй (графство Херефорд-энд-Вустер), Дувр (графство Кент). Самая сохранная и цельная по замыслу средневек. имитация Г. Г.- комплекс Санто-Стефано в Болонье (IX в., многократно перестраивалась) с октагональной капеллой Сан-Сеполькро (XI в.; внутренняя колоннада с 12 опорами и галереей над амбулаторием, с поставленной в центре копией Кувуклии). Она содержит погребальное сооружение - кенотаф, символизирующий Г. Г., и гробницу для мощей св. Петрония, еп. Болоньи (430-450); считается, что он основал «Иерусалим» в Болонье после паломничества в Св. землю. Восточнее Сан-Сеполькро расположен открытый двор с портиками, куда выходит неск. капелл (Капелла делла Кроче включала «копии» горы Голгофы и Животворящего Креста, причем расстояние между Голгофой и Г. Г. соответствует реальному). В др. местах Болоньи находились имитации Елеонской (Масличной) горы, храма Вознесения Иосафатовой долины, Акелдамы, Силоамской купели. Вместе они воспроизводили в Болонье священную топографию Иерусалима - урбанистического идеала средневековья. Мн. черты Г. Г. содержит баптистерий в Пизе (1152, перестроен в XIII и XIV вв.): 12 внутренних опор, амбулаторий с галереей 2-го уровня, коническую кровлю. Место Кувуклии заняла купель, подчеркнув традиц. связь: Крещение - смерть - Воскресение Иисуса Христа. Подобно болонскому Сан-Сеполькро, баптистерий помогал ассоциировать Пизу с Иерусалимом (в круг ассоциаций было включено и Кампосанто - кафедральное кладбище, подсыпанное привезенной из Иерусалима землей, с тем чтобы горожане могли покоиться в земле Св. Града).

http://pravenc.ru/text/168157.html

Кроме того, проповедник должен напоминать о спасительности содержимых Церковью таинств и обрядов, а также о невозможности спасения вне истинной католической Церкви (ср.: Gleason. 1993. P. 271-276). Т. о., в кон. 1541 г. К. был далек от позиции радикального евангелизма, вспышки которого под влиянием нем. протестантизма постоянно возникали в Италии, однако не поддерживал и становившуюся все более сильной в папской курии партию сторонников инквизиционных методов борьбы с протестант. идеями, к-рую возглавлял кард. Дж. П. Караффа. Папский легат в Болонье (1542) 27 янв. 1542 г. папа Римский Павел III объявил о назначении К. постоянным папским легатом в Болонье, т. е. высшим церковным чиновником 2-го по важности города Папской области. Несмотря на бесспорно почетный характер этого назначения, исследователи справедливо считают его крупной победой противников К. в папской курии, в результате к-рой К. лишился возможности оказывать прямое воздействие на церковную политику папы Римского Павла III. В кон. марта 1542 г. К. прибыл в Болонью. В течение неск. последующих месяцев большую часть его времени занимало исполнение бесчисленных офиц. обязанностей: он был вынужден осуществлять надзор за церковным следствием и председательствовать на судебных заседаниях, управлять церковным имуществом, вести переговоры с городскими чиновниками о папских налогах, принимать просителей, рассматривать жалобы и ходатайства, регулярно оповещать папскую курию о всех происходивших в городе событиях и т. п. (переписку К. этого периода см.: Casadei. 1960; ср.: Dittrich. 1881. S. 231-239; Gleason. 1993. P. 276-282). Во мн. случаях К. пытался выступать в привычной для него роли миротворца; хотя повседневная рутина тяготила его, он стремился видеть в ней христ. «активную жизнь», деятельное служение ближним (ср.: Юсим. 2013. С. 30-31). Во время пребывания в Болонье К. завершил «Схолии к Посланиям апостола Павла» (Scholia in Epistolas Divi Pauli; текст см.: Contarini. Opera. P. 433-529; анализ содержания см.: Dittrich.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010