Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Двое узников, приглашенных на обед с Папой, совершили побег – итальянские СМИ 13.10.2017 00:25 Версия для печати Болонья, 13 октября, Благовест-инфо. Двое заключенных, которые были приглашены разделать трапезу с Папой Франциском в Болонье, воспользовались ситуацией, чтобы совершить побег. Об этом пишет Christian Today со ссылкой на итальянские СМИ. По сведениям журналистов, два мужчины, содержавшиеся в реабилитационном центре для наркоманов и преступников близ города Модена, вошли в состав 20-ти узников, приглашенных на обед с Папой в Болонье 1 октября. Сообщается, что они исчезли буквально за несколько мгновений до того, как в базилике св. Петрония была подана еда, и с тех пор об их местонахождении ничего не известно. Местные власти не подтверждают и не опровергают данную информацию. Добровольцы, помогавшие в организации обеда, немедленно сообщили в полицию, но найти беглецов по горячим следам не удалось. По имеющимся сведениям, оба они – итальянцы родом из Неаполя. Со времени избрания на папский престол в 2013 году Франциск неоднократно высказывался за проявление милосердия по отношению к заключенным. Он регулярно посещал тюрьмы, делил трапезу с узниками и даже омывал им ноги в преддверии Пасхи.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В алтарных рельефах он использовал виртуозную технику очень низкого (schiacciato, букв.- сплющенного) рельефа, уподобляющего композицию живописной картине. Исполненный Донателло конный памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе (1447-1453), а позднее аналогичного рода конный памятник работы Верроккьо кондотьеру Б. Коллеони в Венеции (1479-1488) вывели скульптурный монумент из храма, где он традиционно находился, в пространство города. Подобное разъединение сакрального и мирского начал происходит и в зарождающейся садовой скульптуре. Напр., скульптуры «Давид» (30-е гг. XV в., Национальный музей Барджелло, Флоренция) и «Юдифь и Олоферн» (ок. 1457-1460, Палаццо-Веккьо) были созданы Донателло для внутреннего двора и сада палаццо Козимо Медичи Старшего, но это уже не столько персонажи ветхозаветной истории, сколько самоценные воплощения идеальной красоты («Давид») и героической доблести («Юдифь»). В скульптурном творчестве Якопо делла Кверча «мягкий», лирический стиль (напр., надгробие Иларии дель Каретто в соборе в Лукке (1406)) сочетается, как и у Донателло, с мастерством драматической инсценировки (напр., фасадные рельефы ц. Сан-Петронио в Болонье (1425-1430), особенно посвященные истории Адама и Евы). Обновлению скульптуры способствовали Нанни ди Банко, Микелоццо да Бартоломмео, Дезидерио да Сеттиньяно и Мино да Фьезоле; в их искусстве последовательно утверждалась гармоническая уравновешенность композиций, к-рую можно условно назвать «ренессансный классицизм». Благодаря мастерам из флорентийского семейства делла Роббиа, развивавшим ту же стилистическую линию, со 2-й четв. XV в. в церковной пластике широко распространилась техника цветной майолики, где доминируют яркие и мажорные, преимущественно синие, глазури. Среди характернейших примеров такого рода декора - медальоны с евангелистами в парусах купола капеллы Пацци во Флоренции, исполненные Лукой делла Роббиа в 1430-1443 гг. Бернардо и Антонио Росселино придали классическое совершенство ордерной скульптурно-архитектурной гробнице: гробницы историка и писателя Л. Бруни в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Бернардо Росселино, 1446-1447) и кард. Жакобо Португальского в ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции (Антонио Росселино при участии Бернардо, 1461-1466), в последнем случае поминальная скульптура и архитектура дополнены настенной и алтарной живописью и составили один из наиболее известных примеров ренессансного синтеза искусств. Монументальные черты присущи некоторым из венецианских гробниц Кватроченто, воспроизводящих композицию рим. триумфальной арки, напр. гробнице дожа П. Мочениго, 1476-1481 гг. (скульптор Пьетро Ломбардо), в ц. Санти-Джованни-э-Паоло. Эпизоды Свящ. истории иногда отстоят от стены или алтарной основы и представлены «театрализованными» группами фигур в динамическом сопереживании. Такова, в частности, группа «Оплакивание» работы Никколо дель Арка для ц. Санта-Мария-делла-Вита в Болонье (между 1463 и 1490), натуроподобие таких фигур подчеркивается живописью тел и драпировок.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Фульк ходатайствовали об учреждении нового ордена перед папой Иннокентием III, но в связи с запретом Собора на создание новых орденов 8 окт. 1215 г. папа объявил об особом покровительстве мон-рю Пресв. Богородицы в Пруе, одновременно предложив Доминику принять один из существовавших монашеских уставов. За основу были взяты августинский устав и конституции ордена премонстрантов , с нек-рыми добавлениями, предусматривавшими, в частности, отказ от личной собственности. Буллой «Religiosam vitam» папы Римского Гонория III от 22 дек. 1216 г. орден Д. был утвержден «в уповании на то, что его братья станут борцами за веру и истинными светочами в мире». В папской булле, изданной 26 янв. 1217 г., за Д. закреплялось наименование ордена проповедников. В том же году посланцы Доминика основали неск. центров ордена: в Риме, Болонье, Мадриде, Париже и Тулузе. 8 дек. 1219 г. папа Гонорий III издал грамоту, согласно к-рой всем католич. архиепископам и епископам предписывалось оказывать Д. покровительство и поддержку. В мае 1220 г. в Болонье был созван 1-й генеральный капитул, составленный из делегатов провинций, или дефиниторов, уполномоченных рассматривать и проверять все дела ордена. Капитул избрал Доминика генеральным магистром Д., а также принял конституции, дополнившие устав ордена,- Д. полностью отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счет подаяний, став т. о. нищенствующим орденом. Генеральный капитул должен был собираться каждый год (впосл. этот срок неоднократно менялся). В окончательном виде статуты ордена были оформлены 3-м генеральным магистром, канонистом Раймундом Пеньяфортским, и утверждены на капитулах 1239-1241 гг. Организация ордена объединяла принципы выборности и централизации и считалась для своего времени образцовой; в сер. XIII в. существовал проект учреждения на ее основе особого доминиканского устава, который не был реализован. XIII-XV вв. Согласно постановлению IV Латеранского Собора, при каждой епископской кафедре должен был преподавать магистр богословия, но квалифицированные кадры для выполнения постановления на тот момент отсутствовали.

http://pravenc.ru/text/178851.html

[Де Тедески, также Панормитан, Палермец; лат. Nicolaus Tudescus, de Tudesco, de Tudeschis, de Tedeschis; Panormitanus; итал. Niccolò Tedesco, Tudisco, de " Tedeschi, de " Todeschi] (1386, Катания, Сицилия - 24.02. 1445, Палермо), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник Базельского Собора (1431-1449), сторонник концилиаризма (см. Соборное движение ). О жизни Н. де Т. известно мало. По-видимому, он происходил из знатной сицилийской семьи; согласно надгробной эпитафии, его предки были выходцами из Германии. По мнению К. Пеннингтона, «де Тудиско» (de Tudisco) было фамильным именем Н. де Т.: в письме, составленном между 1425 и 1430 гг. (Monac. Clm 23686. Fol. 1), он подписался «Никколо де Тудиско, сицилиец из Маньяче» (Nicolaus de Tudisco Siculus Matantensis). В 1400 г. Н. де Т. вступил в орден бенедиктинцев . В 1405 или 1406 г., получив стипендию сената г. Катании, он начал изучать право в Болонье у известного канониста Антонио да Бутрио, а после его смерти в 1408 г. переехал в Падую к Франческо Дзабарелле (см. Забарелла ). Н. де Т. изучал также рим. право и в своих сочинениях часто ссылался на его нормы. Он считается одним из главных знатоков ius commune - ученого канонического и рим. права. В 1411 г. Н. де Т. получил степень д-ра канонического права (подписывался как doctor decretorum) и преподавал в Болонье, затем в Парме (1411 или 1412-1418) и Сиене (1418 или 1419-1430). В Сиене он написал свои основные труды по праву, приобрел репутацию известного преподавателя и юрисконсульта. В 1431 или 1432 г. городской совет Болоньи предлагал ему 600 солидов за преподавание в ун-те. Анджело Фаброни (1732-1803) в «Жизнеописании великого Козимо Медичи» (Magni Cosmi Medicii vita) упоминал, что 5 мая 1432 г. Н. де Т. прочел лекцию во Флоренции, а на следующий день флорентийцы пригласили его преподавать у них. Неск. месяцев спустя венецианцы предлагали ему вознаграждение за чтение лекций в Падуе, но флорентийцам удалось удержать Н. де Т. у себя. Пеннингтон предполагает, что Н. де Т. продолжал читать отдельные лекции во Флоренции и в 1433-1435 гг. Как считает Пеннингтон, во Флоренции он имел возможность работать с древнейшим списком «Дигест» Юстиниана , захваченным флорентийцами при завоевании Пизы в 1406 г. (Флорентийский кодекс - Laur. Pandette. S. n., ок. 600). Дж. Мурано, указывая на отсутствие имени Н. де Т. в платежных ведомостях магистров права Флорентийского ун-та, напротив, полагает, что он, хотя и получил предложение преподавать во Флоренции, скорее всего не воспользовался им.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

245. БЕНЕДИКТ XIV Римские Папы. Список 245. БЕНЕДИКТ XIV. 1740—1758. Просперо Ламбертини. Родился 31 мая 1675 г. в Болонье. Происходил из буржуазной семьи среднего достатка. Получил юридическое и теологическое образование. Поступил на службу в римскую курию. Там он проявил не только глубокое знакомство с принципами церковного права, но и основательные гуманитарные познания. Бенедикт XIII назначил его епископом Анконы. В 1728 г. Ламбертини стал кардиналом. Климент XII назначил его архиепископом Болоньи. После смерти Климента XII дискуссии на конклаве растянулись на несколько месяцев. Личность Ламбертини, который не имел связей ни с одним из могущественных аристократических родов, ни тем более с королевскими домами, примирила спорящие стороны. Новый папа был человеком мягкого характера, одаренным большим чувством юмора, простым в обращении, а в кругу друзей, когда он чувствовал себя свободно,—даже весельчаком. Он не покровительствовал своим родственникам, не позволял им даже жить в Риме. Свойственное ему чувство реальности, понимание духа времени отчасти способствовали некоторому замедлению падения международного авторитета папства. Бенедикт XIV заключил ряд конкордатов: с Савойским герцогством, Испанией, Неаполитанским королевством и Португалией, которые ценой умеренных уступок позволили папе достигнуть материальных выгод и укрепить позиции церкви в этих странах. В 1745 г. Бенедикт XIV опубликовал одну из первых папских энциклик — «Vix pervenit», которая традиционно осуждала лихоимство, но признавала право на взимание умеренных процентов за предоставление ссуд. Сам папа не был либералом, но поддерживал писателей и артистов. Он создал Римскую археологическую академию, а в Римском университете открыл отделения химии, физики и математики, обеспечил оборудованием лаборатории. В Болонье он создал специальный факультет для женщин и анатомический музей. Бенедикт XIV поддерживал переписку с самыми выдающимися умами эпохи Просвещения. Монтескье и Вольтер посвятили ему некоторые свои произведения. Жители Рима любили папу за его доброту. После смерти ему был поставлен памятник даже в Англии с надписью: «Любимый папистами, уважаемый протестантами, клирик без хвастовства и алчности, князь без фаворитов, папа без непотов». Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442667/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТРАРКА Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция) Ф. Петрарка. Роспись виллы Кардуччи. 1450 г. Мастер А. дель Кастаньо (Галерея Уффицци, Флоренция) [Итал. Petrarca] Франческо (20.07.1304, Ареццо - 18.07. 1374, Аркуа, близ Падуи), итал. поэт, один из родоначальников ренессансного гуманизма . Отец П.- Пьетро (Петракко) ди сер Паренцо из Инчизы, нотариус при флорентийской Синьории, в окт. 1302 г. был изгнан из Флоренции одновременно с Данте и другими деятелями фракции белых гвельфов , враждовавших с черными гвельфами. После почти 10-летних скитаний отец получил место при папской курии в Авиньоне (см. «Авиньонское пленение пап» ) и ок. 1312 г. перевез семью в соседний г. Карпантра. Мать П., Элетта Каниджани, умерла в 1318 или 1319 г. (с этим событием связаны первые сохранившиеся лат. стихи П.). Начальное образование П. получил под рук. тосканца Конвеневоле да Прато, с к-рым читал античных классиков, занимался грамматикой и риторикой. В 12 лет он начал изучать право сначала в Монпелье, а с 1320 г. в Болонье, где с перерывами они вместе с братом Герардо находились до смерти отца (1326). Биография поэта может служить образцом характерного для эпохи Ренессанса соединения принципов «активной и созерцательной жизни»: П. избрал путь ученого литератора (letterato), мастера слова, подражающего античным авторам, однако, чтобы идти по этому пути, ему было необходимо обеспечить себе средства к существованию - найти покровителя или выбрать церковную карьеру. В 1326 г. П. вернулся в Авиньон; вероятно, получил здесь тонзуру и был посвящен в малые чины. Покровительство ему оказывали соученик по Болонье Джакомо Колонна и его брат, кард. Джованни Колонна, к-рый в 1330 г. сделал П. домашним капелланом . По-видимому, к этому времени относится работа П. над рукописью «Истории от основания города» Тита Ливия (Lond. Brit. Lib. Harl. 2493, ок. 1325 - ок. 1329).

http://pravenc.ru/text/2580460.html

земель. XV век отмечен новым явлением - частыми съездами раввинов разных городов Италии, которые совместными усилиями пытались добиться от Римских пап защиты от погромов (такие съезды проходили в Болонье (1416), в Форли (1418), во Флоренции (1428), в Тиволи и Равенне после 1442). Во 2-й пол. XV в. мн. итал. города изгнали иудейские общины (Брешиа, Бергамо, Парма, Флоренция, Верона и др.). Евреи Сицилии и Сардинии, к-рые находились под властью испан. короны, переселились в Османскую империю. В то же время мн. евр. ученые контактировали с итал. гуманистами (Илия Дельмедиго из Кандии, Абрахам бен Гершон Араби из Катании, Овадия Бертиноро и др.), обучая их евр. и араб. языкам. В ряде городов открылись евр. типографии (в Брешиа, Мантуе, Ферраре, Болонье, Неаполе и др.). Самая известная из них была открыта Исраэлем Натаном Сончино и его сыном Йехошуа Шломо. В 1484 г. в этой типографии был напечатан 1-й талмудический трактат «Берахот». В 1485-1486 гг. был издан молитвенник «Махзор минхаг роми», а в 1488 г.- евр. Библия. Др. представитель семейства Сончино - Гершом (Джеронимо) бен Моше - не только публиковал книги на неск. языках, но и разыскивал древние рукописи, совершая поездки по всей Европе. В Сев. Франции, Англии и германских землях иудеи никогда не составляли больше 1% населения, ни в одном городе евр. община не превышала 1500 чел. Общины вынуждены были постоянно мигрировать. До XI в. большинство общин находилось на юге Европы. Все ранние сведения об их существовании во франк. землях содержатся в сочинениях христ. авторов (см.: Blumenkranz. 1960; Idem. 1963). В пределах империи Каролингов евреи не считались чужеземцами, на них распространялись права, признаваемые за покоренными народами, на жизнь по собственным законам при соблюдении верности верховной власти. Нек-рые иудеи владели землей и прислугой. При Людовике Благочестивом отдельным семействам евр. купцов была дарована королевская защита. Для выстраивания отношений между королевской властью и иудейскими общинами была учреждена должность особого чиновника - magister judaeorum.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Последнее сочинение, написанное до избрания на Папский престол, «De quadripartita specie nuptiarum» (О четверочастном виде брака - PL. 217. Col. 921-967), является толкованием на Пс 44. И. выделяет 4 вида брака: «исторический» (плотский) - между мужчиной и женщиной, аллегорический (сакраментальный) - между Христом и Его Церковью, тропологический (духовный) - между Богом и человеческой душой, анагогический - между Богом Словом и человеческой природой при Боговоплощении. 1-й вид необходим для воспроизводства потомства и во избежание блуда . Во 2-м рождаются дети Божии через Крещение и избавляются от «блуда» с ложными богами. В 3-м виде брака душа приносит добрые плоды от союза с Богом и ограждается от грехов. В 4-м плодом является Сам воплотившийся Иисус Христос. В трактате также рассматриваются и др. вопросы. Наиболее полная рукопись XIV в. хранится в Болонье (Bonon. 1194. Fol. 110-143). Известны также 2 отрывка этого трактата - Vat. Reg. lat. 212. Fol. 60-63, 1436 г.; Arras. Bibl. Municip. 750(754). Fol. 1-8, XIII в. Впервые трактат был издан в Болонье в 1755 г. «Commentarium in septem psalmos poenetentiales» (Толкование на 7 покаянных псалмов - PL. 217. Col. 967-1129), возможно, является одним из самых поздних сочинений И.: в рукописи XIV в. (Vat. lat. 699. Fol. 1-86) указывается, что папа закончил его в 1216 г. Известно о 8 рукописях XII-XIV вв. Высказывались сомнения в принадлежности трактата И. В «Patrologia Latina» Миня И. приписывается 80 проповедей (вероятно, нек-рые ему не принадлежат) (PL. 217. Col. 309-687), к-рые распределены по 4 группам («De tempore», «De sanctis», «Communes», «De diversis»). Всего известны более 60 рукописей с собранием проповедей И. И. был одним из первых пап, который стал заботиться о сохранении своей корреспонденции в полном объеме. По подсчетам исследователей, им было написано ок. 6 тыс. писем, из к-рых сохранилось 3700. Еще при его жизни они распределялись по томам соответственно годам понтификата (наибольшее число пропусков приходится на 1203-1204 и 1214-1216). Переписка, в к-рой затрагивались споры об имп. короне, в 1208 г. была собрана в отдельный том (Regest. Imp.). В XX в. издавалась переписка И. по этногеографическому принципу (с болгарами, с государями и прелатами Испании, Англии, Ирландии, Франции и т. п.). Вышло также критическое многотомное издание всего «Regestum...».

http://pravenc.ru/text/468777.html

Молва о подвижнических деяниях епископа Амвросия переросла в громкую славу и привлекла к нему многих последователей. Из далекой Персии явились к нему ученые мудрецы, чтобы обрести Истину- Фритигильда, царица воинственного германского племени маркоманов, угрожавшего Медиолану, просила святителя наставить ее в христианской вере. Амвросий в письме к ней (396 г.) столь убедительно изложил основополагающие догматы Церкви, что не только сама Фритигильда уверовала в Спасителя и крестилась, но она также обратила в христианство своего мужа и убедила его заключить мирный договор с Римской империей. Современный итальянский исследователь Джакомо Биффи (см. 129) привлекает внимание к одному весьма знаменательному эпизоду на последнем отрезке жизненного пути святителя Амвросия, который датирован 4 ноября 393 г. В этот день в Болонье, по приглашению местного епископа (вероятней всего, им был друг Амвросия Евсевий) совершилось обретение мощей мучеников Агриколы и Виталия. Событие это совершилось на еврейском кладбище Болоньи, с участием местных евреев. Это позволяет предположить о том, что сами мученики (или, по крайней мере, один из них – Агрикола) были по происхождению евреями. Что объясняет, в свою очередь, и вид их казни: они были распяты, а крест предназначался тем, кто не имел римского гражданства. Амвросий поэтически описывает духовное единение двух болонских общин – христианской и иудейской, они словно чередуются в антифонном пении, вознося хвалы убиенным: “Иудеи, узрев мучеников, говорили: «Мы увидели цветы на земле». Христиане восклицали: «Настало время жатвы»; ныне жнец «получает награду свою; другие посеяли, а мы собираем плоды мученичества.» И снова иудеи, заслышав голоса ликующей Церкви, говорили между собой: «Воркование горлицы слышится на нашей земле " ” (“Увещание о девственности”, 8; цит. по: 129, с. 54). «Этот текст выделяется своей особой сердечностью по отношению к Синагоге, – подчеркивает Джакомо Биффи. – Мы процитировали его с живым сочувствием. Нам дорога возможность при воспоминании о том, что случилось тысячу шестьсот лет назад, выразить здесь наше уважение и приязнь к еврейской общине, живущей в Болонье ныне» (там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

—97— чил уже назначение на почётный и ответственный пост самостоятельного правителя целой провинции. При знакомстве с начинающим администратором интересно, наконец, узнать, каковы были его политические воззрения. Некоторое понятие о них можно составить на основании его отзывов о тех или других современных событиях. Избрание и вступление на престол папы Григория XVI-ro напр. Печчи приветствовал с величайшим сочувствием. Он говорил о его будто бы беспримерной популярности, о том, что все его соперники меркнут перед ним, как перед „лучезарным солнцем“ и т. д. Между тем этот папа был ревностный приверженец политики Меттерниха, крайний абсолютист и вскоре же по его вступлении на престол в нескольких провинциях церковной области вспыхнуло против него народное восстание. Против своих возмутившихся подданных Григорий прибёг к мерам суровой репрессии, а затем призвал вооружённую помощь австрийцев, сильные гарнизоны которых вступили в Италию и заняли Модену и Парму. Такой образ действий Григория, давно уже многократно практиковавшийся многими из его предшественников и сильно возмущавший итальянских патриотов, со стороны Печчи вызывал лишь полное сочувствие. По поводу усмирения восстания он писал напр.: „твёрдость папы в его открытом решении наказать мятежников по всей строгости законов приобрела ему всеобщее одобрение благомыслящих людей“. В его же письме читаем: „вчера вывесили объявление кардинала Пернетти, которое рассеяло всякий страх и вызвало радость в Риме. Государственный секретарь возвещал в нём о походе австрийцев в возмутившиеся провинции и о занятии их войсками Модены и Пармы. Экспедиционный корпус, направляющийся к Болонье, состоит из 16,000 человек. Эта цифра даст вам понять, что вопрос решён и, не доводя до необходимости сражения, восставшие провинции быстро подчинятся законному государю“. Когда же вследствие дипломатического вмешательства Франции, Пруссии и России, австрийской оккупации был положен конец и правительству Григория внушено было произвести для предупреждения беспорядков необходимые внутренние реформы, Печчи встретил этот оборот

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010