Но в любом случае положение одинокой незамужней, особенно молодой, девушки было крайне уязвимым. Очень часто не только репутация, и сама судьба непоправимо рушилась из-за любовных трагедий, нередких в этом возрасте. Девушки оказывались на улице, в самом прямом смысле этого слова. Отчасти со всеми этими социальными переменами и связан рост женских общин – весьма распространенного церковного института данного периода. В них могли найти пристанище как вполне благополучные девушки, так и уже прошедшие через страшное испытание и «безвозвратно погибшие» для достойного, по меркам XIX века, брака. Многие общины со временем превращались в монастыри. Однако путь аскетического подвига не мог являться необходимым следствием обычной женской личной неустроенности: не вышедших замуж по тем или иными причинам девушек всегда было на несколько порядков больше, чем Божиих избранниц, способных быть «яко едина от древних». Еще одним социальным новшеством второй половины XIX века стал рост женского образования. Для девиц духовного сословия открывались женские училища духовного ведомства, появились женские гимназии, выросло количество женских «институтов», в том числе провинциальных подобий знаменитого Смольного, причем не только с пансионом, но и для приходящих учениц. К началу ХХ века уже заявляет о себе и женское высшее образование: Петербургский женский педагогический институт (открыт в 1903 году), Высшие женские курсы; идет борьба за предоставление женщинам возможности обучаться в университетах. После революции 1905 года даже делаются попытки открыть женские богословские курсы. Появляется в середине XIX века и активно действует в конце XIX – начале XX века новая категория женщин – женщины-учительницы и женщины-медики. Однако, во-первых, эта сфера была доступна лишь девушкам из достаточно обеспеченных слоев; во-вторых, консервативно настроенные семьи, как правило, были против предоставления такой самостоятельности дочерям, и последним нередко приходилось прибегать к такой хитрости, как фиктивный брак; в-третьих, барышни, получившие образование, активно участвовали в народническом движении, где составляли едва ли не большинство. Народничество проповедовало идеи христианского социализма, разумеется, весьма далекие от истинного Православия. Этому очень способствовало то, что женское высшее образование, как и мужское, в ту эпоху нередко питалось идеями материализма, атеизма и нигилизма.

http://pravoslavie.ru/31255.html

Говорилось о «товарищах», об их темноте и бессилии, о том, что их нечего бояться, что они мираж, наваждение и болотное испарение, и т. д., словом, все то же, что пишется в каждом «Русских ведомостей». Ничего нового никто не сказал; все было одно и то же, об одном и том же. Но каждый старался как-нибудь сострить или переострить других. Лучше всех сострил князь Евг[ений] Трубецкой, который как-то по-семейному, по-домашнему, с большою теплотой утешал собравшихся и говорил, что все обернется к лучшему. Не то же ли было в Смутное время? Ведь кто осаждал Троицкую лавру? Из осаждавших только 1/3 была поляков, а остальные 2/3 была «сволочь», вроде теперешних большевиков. «Это по-княжески», – заметил Ю. В. Готье. Острота князя была встречена дружными аплодисментами. «А обратите внимание, – продолжал он, – среди нас кто: все умственные и культурные силы, архипастыри церкви, краса и гордость русской земли – генералы Брусилов и Рузский». При этом, вся зала встала, и раздался гром аплодисментов, долго не смолкавший. Говорил еще – и очень тягуче и слишком кабинетно – Кизеветтер. После этого я ушел. Несколько раз упоминалось имя Корнилова, и каждый раз при этом раздавался взрыв аплодисментов. На мой взгляд, Совещание могло бы оказаться полезным, если бы оно послужило зародышем образования широкой либеральной партии, в противовес партии социалистов. Мне думается, что наш государственный организм оздоровел бы, если бы такая, но именно очень широкая и большая партия с самыми общими и широкими либеральными принципами возникла. Для этого надо бы отказаться от подробных программ с частными вопросами и основаться на самых общих положениях: собственность, нация, государство и т. д. Существующие наши партии страдают узостью и слишком подробной разработанностью программ. Вечер провел дома за чтением. 13 октября. Пятница. Готовился к лекции. На собрание общественных деятелей попал только к часу дня, пропустив доклад Брусилова из-за зубов, а от речи Рузского должен был уйти, спеша на Высшие курсы на семинарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

В связи с сокращением деятельности Педагогического института из-за прекращения государственной субсидии, Зеньковский воспользовался представленной ему Рокфеллеровской стипендией и поехал на девять месяцев в Соединенные Штаты для изучения постановки религиозного воспитания в Америке. С 1927 года Зеньковский жил в Париже, заняв кафедру философии в Православном Богословском институте, а с 1944 года, после смерти о. С. Булгакова , стал его деканом. Вскоре по приезде в Париж Зеньковский создал Религиозно-Педагогический кабинет с его совещаниями и издательской деятельностью, а также Высшие женские богословские курсы – любимое дело о. Василия, высоко ценившего участие женщины в христианской миссии. С этого времени о. Василий принимал активное участие в различных международных экуменических встречах и имел возможность познакомиться с жизнью неславянских православных церквей. В самом начале второй мировой войны, в нервной предгрозовой обстановке, по каким-то необоснованным подозрениям Зеньковский, в числе других русских эмигрантов, был арестован французскими властями и провел 40 дней в одиночной камере Парижской центральной тюрьмы, а затем больше года в лагере для интернированных на юге Франции. Вот в это время у Зеньковского созрело желание принять священство. Вскоре по возвращении в Париж, в марте 1942 года, Зеньковский был рукоположен митрополитом Евлогием во иереи. Священническая деятельность о. Василия проходила в домовой Введенской церкви Русского Студенческого христианского движения в Париже. Он был замечательным пастырем и проповедником. Вот как писал о нем недавно скончавшийся маститый писатель Борис Зайцев: «Не удивительно, что, будучи всегда христианином, он в некую минуту, из профессора христианской философии, психологии обратился в священника о. Василия, в рясе и с крестом на груди. Ряса не помешала ему впоследствии написать ни «Апологетику», ни недавно вышедшего «Гоголя», ни разное другое, но она еще приблизила его к человечеству, на природную его склонность наложила особый высше-миститический оттенок. Вот он исповедует перед причастием, он должен ободрять, укреплять, утешать – тут особенное поле его делания. И это чувствуют. Сразу почувствовали в нем «пастыря доброго». Мягкость, сочувствие, излучение какого-то природного оптимизма, человечность – как нуждается в этом несущее крест человечество!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

В апреле 1921 г. с одобрения ВРЦУ в Константинополе были организованы Высшие богословские курсы под руководством архиепископа Анастасия (Грибановского) [lxiii], которые, правда, фактически не смогли развернуть свою работу. Вскоре ВРЦУ решило изменить место своего пребывания. 29 апреля/12 мая 1921 г. состоялось последнее заседание ВРЦУ в Константинополе, и в том же месяце оно переехало в Сремски Карловцы (Королевство сербов, хорватов и словенцев) [lxiv]. В это время в Константинополе и окрестностях 27 русских храмов обслуживали свыше 100 тыс. беженцев (самый крупный гражданский лагерь находился в Кабакдже у города Чаталджи – 22 тыс. человек). Лишь 6 из них действовали до Первой мировой войны, остальные были устроены самими эмигрантами при русских учебных заведениях, военных лагерях, общежитиях, больницах и т. п. В ряде случаев общины возникли при греческих храмах, где русским священникам позволялось периодически совершать богослужения: в некоторых церквах Константинополя, в Кадикее и других пригородах, а также на Принцевых островах. К октябрю 1921 г. количество русских храмов вследствие закрытия военных лагерей и отъезда беженцев уменьшилось до 19 [lxv]. Тем не менее число российских эмигрантов в Константинополе оставалось значительным. Часть из них по-прежнему проживала в подворьях русских афонских обителей. Так в книге записей вопросов и решений Духовного собора старцев Свято-Ильинского скита 19 декабря 1921 г. отмечалось: «Решено ответить г[осподину] Тукалке, члену Комиссии беженцев в Константинополе, что великой ради нужды братии скита бесплатных квартир не можем отпустить в подворье, потому что у нас около 150 душ братии, из коих больше половины к труду неспособна. И только и надежды, что на извлекаемую сумму подворья, а здесь на Афоне мы сами ходим по чужим работам за ничтожную плату, которая пропитать всех братьев не в состоянии» [lxvi]. Активизировалась церковная жизнь в русских учебных заведениях. В 1921–1922 гг. Всероссийские союзы земств и городов содержали в Константинополе 3 гимназии (свыше 900 учащихся), 3 училища, 10 начальных школ, 9 детских садов, площадок, яслей и 2 детских дома; своя гимназия (имени барона П.Н.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591495/

– Отец Киприан, вы можете перечислить свои основные проекты? – Основных направлений – пять: кинофестиваль «Лучезарный Ангел», Высшие Богословские Курсы при МПДА, Духовно-просветительный центр, существующий виртуально (приходится обобщать информацию, поддерживать инициативы), военно-патриотическое направление (сборы, лагеря), информационно-издательская деятельность, журнал «Покров». Практически в каждом направлении развиваются несколько проектов. Например, «Лучезарный Ангел» сейчас уже не просто кинофестиваль: возникло «Эхо кинофестиваля» – около десятка проектов в России и полдесятка за рубежом. Помимо этого за фестивалем тянется целая система передач по телевидению «Доброе кино». Сейчас мы стоим на пороге открытия портала «Доброе кино» – надеемся запустить его в ближайшее время. Мы посчитали, что тиражирование и распространение фильмов не потянем, а вот сделать общедоступный портал, с которого каждый мог бы скачать фильм, – вполне возможно. Есть семинары по «Доброму кино», проводятся конференции. Два года мы трудились над концепцией, разработкой формата телеканала «Ника». У нас есть слушатели курсов такой вулканической энергии, что могут работать в режиме большой удаленности. В прошлом году, например, приехала одна дама из Голландии (у нас, кстати, есть студенты из Канады, Дании, Голландии, Америки). Так она буквально загорелась идеей кинофестиваля: «Чем вам помочь?» Я говорю: «Самое узкое место – наполняемость зала: если билеты благотворительно распространять – залы переполнены, а если недорекламировать – пустые». Она уехала в Голландию и оттуда вычисляла организации, храмы в Москве, которые могут запросить билеты на кинофестиваль. Она рассылала приглашения, то есть руководила основным потоком зрителей, находясь в Голландии. И у нас многие слушатели говорят: «Вы нам поставьте задачу, мы будем ее выполнять». А мы для них даже не можем придумать необходимое число задач. Среда хорошая, но она не задействована, мало кому из выпускников курсов удается реализовать себя на приходах. Я сейчас хотел двух человек принять специально на работу по созданию волонтерского движения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

После падения правительства Скоропадского Зеньковский вынужден был эмигрировать, сначала в Югославию, где с 1920 по 1923 г. был профессором философии Белградского университета (принимая в то же время участие в работе Белградского православного кружка, одним из организаторов которого был Н. М. Зернов), затем в Чехословакию, где возглавлял кафедру экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института. В 1923 г. в Пшерове (Чехословакия) по инициативе В. В. Зеньковского состоялся съезд русской православной молодежи, на котором было основано Русское Студенческое Христианское Движение, избравшее его своим председателем. В. В. Зеньковский оставался председателем РСХД до самой своей кончины. В 1926 г. в связи с прекращением государственных субсидий Пражскому педагогическому институту В. В. Зеньковский переехал в Париж. Здесь он принял самое активное участие в открытии Парижского Православного богословского института имени Сергия Радонежского и долгие годы возглавлял в нем кафедру философии. Одновременно с этим он организовал Высшие богословские курсы, просуществовавшие более двадцати лет, открыл Религиозно-педагогический кабинет, с 1927 по 1961 г. редактировал «Религиозно-педагогический бюллетень». В начале второй мировой войны В. В. Зеньковский был арестован французскими властями и после одиночного пребывания в тюрьме был выслан на юг Франции. В это время он пришел к внутреннему убеждению принять священство. После освобождения и возвращения в Париж в марте 1942 г. В. В. Зеньковский был рукоположен митрополитом Евлогием. В 1944 г. после смерти о. Сергия Булгакова он был избран деканом Православного богословского института. Скончался В. В. Зеньковский после тяжелой и продолжительной болезни 5 августа 1962 г. и похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Многогранностью своих научных интересов и дарований В. В. Зеньковский выделяется даже на фоне своих старших современников. Он — философ, богослов, психолог, педагог, историк русской философской мысли, литературовед.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

После акта продолжалось заседание, на котором я провел вопрос о реорганизации наших курсов в высшие богосл[овские] курсы с програм­мой Бог[ословского] института и трехлетним курсом. Было единогласно принято, избрана комиссия для рассмотрения составленного мною про­екта " Положения " . Только еп. Григорий одиноко высказался против " роскоши " высшего уч[ебного] заведения при острой нужде в псаломщи­ках и диаконах.... Удивляюсь взгляду епископа! 1/14 июня Прошли все праздники. Беседы продолжаю и летом; народу посеща­ет много. Ведут в остальные дни и прочие священники. С завтрашнего дня думаю заняться переработкой сочинения о таргуме для магистер­ской диссертации. И.Г.Троицкий в беседе с Н.А. Никитиной [lviii] одобряет это, рекомендуя сузить и отпечатать в Берлине. Что же, помоги Боже![...]. В пятницу у меня был о.прот. Платонов Н.Ф. опять по вопросу о единении... Долго беседовали. Непременно нужно нашим войти в разго­вор с ними - многое уяснится, многое всплывет... Просил меня пере­дать Пр[еосвященному] Венедикту письмо, извещающее, что в понедельник его по­сетят члены Епарх[иального] управления - Платонов, Раевский, Стефано­вич и Титлинов. " Мы готовы встретить закрытые двери, - говорит Платонов, - но будем пытаться и еще " ... Забирание церквей предпо­лагается и дальше... Предполагая, что письменное сообщение будет ощутительнее (м[ожет] б[ыть] показано прочим Епископам), я решил препроводить Венедикту письмо Платонова при своем письме, которое предварительно по­казал о.о. Петровскому А.В., Чепурину Н.В. и Митроцкому М.В. Кста­ти, о.Петровский на днях по нашему поручению ездил и к Пр[еосвященному] Николаю Клементьеву высказать, что епископы напрасно обратились к духо­венству с рекомендацией уклоняться от к[аких] л[ибо] переговоров с об­новленцами [lix] . В ответ Николай сказал, что: 1) так " завещал " (!) Патриарх; 2) они боятся раскола " правых " , и 3) боялись, что при свидании Пр[еосвященный] Венедикт не окажется в споре на высоте (!)... Письмо, посланное мною вчера - следующее:

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

21 октября 1918 утвержден преподавателем петроградского Богословско-Пастырского училища (литургика, гомилетика, церковная археология), которым оставался до 1 января 1921. С 20 ноября 1918 – и. д. настоятеля Петропавловского (б. придворного) собора в Петергофе. 3 января 1920 утвержден почетным настоятелем и почетным председателем приходского совета Петропавловского собора Петергофа. 2 февраля 1921 избран почетным членом Знаменского приходского братства при Петропавловской церкви мызы Знаменка. 22 апреля 1921 был утвержден в звании почетного попечителя Бабигонского Александрийского прихода. 14 декабря 1919 назначен наместником Александро-Невской лавры. 15 декабря 1919 был возведен в сан архимандрита. 20 декабря 1919 избран преподавателем Богословского института по кафедре пастырского богословия, которым оставался до 22 июня 1920. 23 января 1920 избран ректором Богословского института, но 30 января 1920 отказался от должности. 27 марта 1922 был назначен, а 7 апреля 1922 хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Арестован 1 июня 1922 по обвинению в контрреволюционной деятельности. Освобожден 7 июня 1922. С октября 1922 по февраль 1923 возглавлял «Петроградскую автокефалию». Арестован 10 февраля 1923. Приговорен 30 марта 1923 к 3 годам ссылки в Усть-Кулом. 5 октября 1923 – 15 марта 1926 был заведующим метеорологической станцией в Усть-Куломе Вологодской губ. по назначению Главной геофизической обсерватории в Петрограде. В 1926 вернулся в Ленинград, был приглашен читать каноническое право на Высшие Богословские курсы, дал согласие, но затем отказался. С Пасхи 1927 по февраль 1928 временно управлял Ленинградской епархией. Председатель Ленинградского епархиального совета. Почетный настоятель Входоиерусалимской Знаменской церкви Ленинграда. С 1935 – архиепископ с правами епархиального архиерея. В 1936–1940 управлял Новгородской и Псковской епархиями. 14 ноября 1936 – 4 марта 1937 – настоятель Князь-Владимирского, с 4 марта 1938 – 19 мая 1939 – Николо-Богоявленского соборов, до 26 октября 1940 состоял в штате собора. С 1940 – архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх западных областей Украины и Белоруссии. 9 марта 1941 возведен в сан митрополита. С 15 июля 1941 – митрополит Киевский и Галицкий, экзарх всея Украины. С 12 февраля 1944 – митрополит Крутицкий, с 7 апреля 1947 – Крутицкий и Коломенский. 11 апреля 1949 – доктор богословия. Председатель Отдела внешних церковных сношений с 4 апреля 1946 по 21 июня 1960.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Московская духовная Академия заявила о своем тяжелом материальном положении 2 июля, 2012. Новостная служба Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. Московская духовная Академия просит помощи! Администрация, преподаватели и студенты Московской духовной академии обратились к читателям сайта МДА с просьбой оказать посильную помощь. «Сейчас в жизни академии сложилась непростая ситуация, — сообщает сайт МДА. — С одной стороны наша любимая школа динамично развивается, с другой – острая нехватка средств ставит под угрозу не только процесс развития, но и само существование академии. Причины такой ситуации кроются в общем экономическом кризисе и нестабильном финансировании». Московская духовная академия является крупнейшей и старейшей духовной школой в Русской Православной Церкви. Основанная в 1685 году, тогда Славяно-греко-латинская академия была первой высшей школой в России. На сегодняшний день академия включает в себя не только бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру, осуществляющие подготовку пастырей и богословов, но и регентскую и иконописную школы. Также с 2001 года при Московской духовной академии действуют Высшие богословские курсы для мирян. Реквизиты для оказания помощи Московской Духовной академии: р/сч 40703810630740484109 к/сч 30101810400000000555 БИК 044525555 ИНН 5042016770 КПП 504201001 ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 В ОАО «Промсвязьбанк» г. Москва Получатель: Свято-Троицкая Сергиева Лавра В назначении платежа указать: «На текущие расходы Московской Православной Духовной Академии». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/mda-pomossh/

О необходимом первоначальном минимальном контакте с приходами я уже имел случай упомянуть, когда намечал практические занятия слушателей школы. Говорить о широкой работе Училища в этом направлении считаю пока преждевременным. А основное наше пожелание таково, чтобы Училище стало центральной лабораторией пастырства всей епархии с кабинетами просветительными, проповедническими, собственно пастырство, литургическим, церковной дисциплины и проч. И обросло бы и издательством, и своей аудиторией, и ценной библиотекой. Все это дело будущего. Будем же молить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы благословил Он наш, хотя бы, малый первый труд по воспитанию делателей на ниву Его» 417 . Вследствие закрытия Богословского-Пастырского училища весной 1928 года, предполагавшийся оттуда более или менее подготовленный контингент слушателей для Высших Богословских курсов прекратился. Необходимо было создать новую подготовительную для курсов школу, тем более, что лиц, изучавших систематически уроки Закона Божия, становилось все меньше и меньше. Поэтому Совет курсов в мае 1928 года переработал «Положение о Высших Богословских курсах», установив на них два отделения: основное – богословское, с трехлетним сроком обучения и подготовительное – пастырское (вместо Пастырского училища), с двухгодичным курсом. Таким образом, Высшие Богословские курсы превратились из трехлетних в пятилетние. Причиной для такого пересмотра «Положения» послужила и недостаточная подготовка окончивших только среднюю школу к слушанию лекций на Высших Богословских курсах. Целью такой переработки «Положения», помимо указанной необходимой подготовки, являлась также возможность выпуска кандидатов священства для провинции с пониженным курсом – прохождение одного только двухлетнего «Подготовительного отделения». Соответственно этому основному отличию изменялась и конструкция внутреннего управления Высших Богословских курсов. Однако, предположение о таком преобразовании не осуществилось, вследствие закрытия курсов в августе 1928 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010