14 июня 1944 г. в Москве открылись Православный Богословский институт и Богословско-пастырские курсы. Постановлением СНК СССР от 22 марта 1945 г. Московской Патриархии разрешалось открыть Богословско-пастырские курсы в Киеве, Ленинграде, Львове, Луцке, Минске, Одессе и Ставрополе . 10 мая 1945 г. в Ленинграде архиепископ Григорий писал: «Вчера в среду 9.V служил в 1 ч[ас] дня торжественный молебен по случаю капитуляции немцев, говорил слово в Ник[ольском] соборе. Молебен совершил по чину молебна Филаретовского об избавлении от нашествия галлов . На всех произвелобольшое впечатление. При возглашении “вечной памяти” многие рыдали» . С окончанием Великой Отечественной войны дело восстановления духовных школ пошло быстрее: в ноябре 1945 г. открылись Богословско-пастырские курсы в Ленинграде и постепенно еще в нескольких епархиях. 2 апреля 1946 г. в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церкви 1945 г.» на заседании Священного Синода постановили организовать отделы при Синоде. 3 апреля 1946 г. митрополит Григорий составил «Положение» об Учебном комитете, и 4 апреля на заседании Синода были утверждены «Положения» Отдела внешних церковных сношений, Учебного комитета и Миссионерского совета; на заседании 5 апреля – составы отделов в составе архиерея, двух членов и секретаря. Митрополит Григорий был утвежден председателем Учебного комитета (1946–1955 гг.). 20 июня 1946 г. митрополит Григорий писал: «Все эти дни составлял проект “Положения“ о дух[овных] академиях и дух[овных] семинариях с учебными планами. Вчера закончил и после обеда в Патриархии собрал Уч[ебный] к[омите]т, который принял [эти документы]. Сегодня в заседании Синода я доложил свой проект и, с некоторыми добавлениями, он был целиком принят. Теперь твердая база положена в основание организации дух[овных] академий и дух[овных] семинарий» . На торжественнм акте открытия Ленинградской духовной академии митрополит Григорий говорил: «Сейчас эти курсы в Москве и здесь, в Ленинграде, преобразованы в духовные семинарии, Богословский институт в Москве преобразован в духовную академию, а мы присутствуем сегодня на открытии духовной академии в Ленинграде. Это присвоение нашим духовным школам прежних наименований весьма знаменательно. Оно означает, что новая духовная школа пережила временную форму Пастырских курсов, идет к развитию в сторону семинарского и академического строя в его испытанных и наилучших свойства, и что, имея в виду высшие интересы Церкви, она стремится к высотам прежней богословской образованности с желанием превзойти их в будущем» .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

Служебная записка наркома внутренних дел РСФСР А.Г. Белобородова в Президиум ВЦИК П.Г. Смидовичу от 11 мая 1926 г. «О порядке выдачи разрешений на открытие богословских курсов»//Там же. Л. 30.  В служебной записке П.Г. Смидовичу А.Г. Белобородов писал: «В конце 1924 г. в НКВД был возбужден вопрос об издании правил об открытии богословских курсов. Указанный вопрос на совещании в НКВД с представителями Президиума ВЦИК, Наркомюста, Наркомпроса и ОГПУ по получении от директивных органов соответствующих указаний был разрешён в том смысле, что издание указанных правил не только в официальном, но и секретном порядке не вызывается действительной необходимостью и является несвоевременным. Таким образом, разработанные НКВД правила были задержаны изданием на неопределённое время» (Там же). См.: Циркуляр Сибирского краевого адмотдела всем окружным и губернским адмотделам 28 от 20 февраля 1926 г. «О порядке выдачи разрешений на открытие богословских курсов»//Там же. Л. 31. А.Г. Белобородов: «Между тем Сибкрайадмотдел [административный отдел Сибирского краевого исполкома] 20 февраля с[его] г[ода] издал секретный циркуляр 28, устанавливающий порядок выдачи разрешений на открытие богословских курсов и касающийся также выдачи разрешений на преподавание мусульманского вероучения в мечетях. По существу своему указанный циркуляр возражений не встречает и вполне соответствует установленным в практике правилам выдачи разрешений на преподавание вероучения. Однако, принимая во внимание вышеприведённые соображения по вопросу об издании правил, указанный циркуляр вызывает сомнения в смысле своевременности его издания, ввиду чего НКВД и просит Ваших указаний» (Там же. Л. 30.) Выписка из протокола 26 заседания президиума Ленинградского совета от 25 сентября 1926 г.//ГАРФ. Ф. Р-393. Оп. 43 а. Д. 50.  В числе таких учебных заведений названы: 1. Ленинградские Библейские курсы евангельских христиан. 2. Высшие Богословские курсы. 3. Богословско-Пастырское училище. 4. Ленинградский Высший Богословский институт. 5. Ленинградские евангелически-лютеранские библейские курсы. 6. Богословские Старообрядческие курсы.

http://bogoslov.ru/article/1249526

Глубоко отрадно то, что очень многие из харбинской молодежи по окончании средне-учебных заведений идут на Высшие богословские курсы, 347 которые являются центром всей интеллигентной церковной молодежи. На курсах в настоящее время учится более шестидесяти студентов. Курсы дали уже два выпуска молодых пастырей для Церкви. Не все окончившие курсы принимают сейчас же священный сан, так как в Харбине достаточно много священников. Но вся молодежь, прошедшая богословский курс, продолжает и по окончании его работу для Церкви, они ведут беседы в церквах, являются проводниками религиозного влияния в тех юношеских организациях, где они работают. При курсах существует религиозно-философский кружок окончивших для продолжения церковно-научной работы и освежения полученных на курсах знаний. Кружок этот устраивает еженедельно собрания, доклады, собеседования за чашкой чая. Для женской молодежи, также при Богословских курсах, существует кружок святой великомученицы Екатерины. Кружок этот также ведет религиозно-научную и просветительскую работу. Но Богословские курсы являются хотя и главным, но не единственным руслом, по которому направляется к Церкви православная молодежь Харбина. Около каждого почти храма в Харбине существуют группы молодежи, несущие обязанности иподиаконов, псаломщиков, певчих, рипидоносцев. Из этой молодежи также выходят иногда хорошие служители Церкви. Вообще тесная близость к Церкви значительной части молодежи в Харбине есть большое и отрадное явление. В условиях здоровой, нормальной и спокойной жизни, которой пользуется Харбин в наше мятежное время, вырастает здоровое и хорошее поколение молодежи. Но чрезвычайно тяжел для них вопрос с материальным устройством своей жизни. В Харбине найти хорошую, подходящую службу труднее, быть может, чем где бы то ни было. Город переполнен молодыми силами с большими полезными знаниями: инженерами, переводчиками, бухгалтерами, стенографами. Но применить свои знания им совершенно негде. И приходится или идти на маленькие, плохо оплачиваемые должности, или уезжать в чужие края без уверенности, что и там понадобятся с трудом накопленные знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

—315— гословие, занимая почетное место в её программе, явятся завершением всего курса, приводя к высшему синтезу и освещая с религиозно-метафизической точки зрения все пройденное в младших классах. И хотя доступ на богословские курсы должен быть открыт и для питомцев светской средней школы, однако ж, духовная гимназия будет преимущественно служить для подготовки слушателей пастырского института. Давая детям духовенства законченное общее образование, она в тоже время станет поддерживать в них интерес к религиозным вопросам и не будет производить того разрыва между воспитанием в семье и обучением на богословских курсах, который могла бы создать чисто светская общеобразовательная школа. Надо думать, что из духовной гимназии, не смотря на соблазнительную перспективу поступления в университет, не малое количество будет поступать и на богословские курсы, во всяком случае большее, чем из светских средне-учебных заведений. Говорят, что если из духовно гимназии будут поступать не только на богословские курсы, но и во все высшие светские учебных заведения, то народ не даст церковных денег на обучение детей духовенства. Насколько справедливо это опасение, в настоящее время предвидеть трудно. Но, мне кажется, духовенство имело бы право на помощь со стороны церкви даже и в том случае, если бы его сыновья и не хотели принимать священства. Мы видим, что в настоящее время служащие на каком-нибудь заводе требуют, чтобы их дети обучались на счет завода, земские учителя просят для своих сыновей земских стипендий, хотя бы они и не имели намерения поступить на службу земству. Точно также и священник может требовать образования своих детей на церковный счет, так сказать, в награду за свою службу церкви. Если к этому соображению мы присоединим то обстоятельство, что в духовных гимназиях значительное место будет занимать богословский элемент и что в силу как этого, так и семейных традиций, если не большинство, то значительная часть духовного юношества станет поступать на богословские курсы, как это было до запрещения семинаристам из 4-го класса поступать в университет, то поймем, что опасения ли-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—408— 1881 г. женщины никакое общество некрепко, или, по крайней мере, безжизненно, бесплодно. Не они ли организовали и скрепили анархические шайки разбойников? Не лучше ли силу и влияние их обратить на благоустройство семейное и общественное? Не лучше ли для этого, сократить в женских заведениях программу физики, математики, истории и расширить программу Закона Божия, христианской педагогики, домашнего хозяйства, гигиены и популярной медицины? При этом условии не будет наплыва в высшие, извращающие женщину, курсы... Без особой домашней подготовки не выдержат экзамена на высшие курсы, а со средствами для подготовки немного найдётся. Не лучше ли, не полезнее ли, не необходимее ли подготовлять хороших жён, матерей, хозяек, нежели телеграфисток, писарей, лекарей, бухгалтеров и всякого рода исток? Не полезнее ли, не благодетельнее ли, вместо народных учителей, законо-учительские должности замещать воспитанницами из женских духовно-учебных заведений? Не нужно ли программу епархиальных женских училищ приближать не к программе женских гимназий, а к программе потребностей, к программе будущей деятельности и назначения дочерей священно-церковно-служительских – быть христианками, добрыми, верными, трудолюбивыми и знающими жёнами, хозяйками, матерями, воспитательницами будущего поколения? Я вижу, что правительство тяготится высшими женскими курсами, потому что они извращают женскую натуру, отдаляют женщину от её назначения и прямых её обязанностей, лишают женщину женственности, скромности, стыдливости, вырабатывают мужской характер, самомнение и неспособность к правильной семейной жизни. Переделать программу в женских гимназиях, и курсы падут. Всё это я говорю Вам, Владыка, для того, чтобы проверить свои взгляды на причины современного, безотрадного положения вещей в нашем отечестве, на будущее, если не остановить сильное и широкое разлитие зла, и на способы и средства восстановить здоровье государственного организма, слабеющего от зародившихся в нём жадных и крепких паразитов, или – попросту – червей. Я счастлив был бы, если бы Вы, Владыка, указали мне, в чём я

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Меньше внимания стало уделяться и обновленцам, к-рые теперь рассматривались всего лишь как одно из религ. течений, имевшее все же нек-рые преимущества перед Патриаршей Церковью. Это проявилось, в частности, в вопросе о высших духовных школах в Ленинграде. Там с 1924 г. с разрешения местных властей наряду с обновленческим Богословским ин-том действовали и патриаршие Богословские курсы Центрального р-на. 7 янв. 1925 г. К. п. о. постановила: «Открытые с разрешения Ленинградского губисполкома две богословские академии (тихоновскую и обновленческую) соединить в одну обновленческую академию, о чем поручить т. Тучкову снестись с Ленинградом». Однако патриаршие Богословские курсы не только не были закрыты, но, преобразованные в сент. того же года в Высшие Богословские курсы, продолжали работать до 1928 г. (что говорило о явном падении авторитета комиссии среди органов власти). Обновленцам по-прежнему разрешалось проведение публичных лекций, хотя и реже, и с большими ограничениями - «...исключительно на темы, носящие характер борьбы внутрицерковных течений. Не допускать чтения лекций, носящих апологетический или мистический характер». Получили обновленцы и разрешение на издание молитвенника на русском языке, поскольку, как заявил в поддержку этого предложения Ярославский, богослужения на рус. языке теряют свою «обаятельность и мистику». Особый интерес сохранялся у К. п. о. в отношении заграничной деятельности обновленцев, поскольку она давала надежды на установление контроля Советского гос-ва над зарубежной собственностью Русской Церкви. 1 нояб. 1924 г. комиссия постановила: «Поручить тов. Тучкову через обновленческий синод начать кампанию по образованию за границей обновленческих групп, которым бы наши полпреды могли передавать церковное имущество в связи с признанием СССР». 2 февр. 1926 г., рассмотрев вопрос о «заграничных церковных имуществах», К. п. о. постановила: «1. Признать допустимым по отношению к заграничному церковному имуществу, там, где это необходимо по тактическим соображениям, предъявлять претензии на имущества и выступать в судах от имени Синода Русской Церкви (обновленческого.- Д. Н.), обеспечивая это путем соответствующих гарантий со стороны Синода. 2. В соответствии с этим поручить НКВД при участии тов. Красикова провести юридическую проработку этого вопроса по каждой стране. 3. Считать необходимым для ведения дел по заграничному церковному имуществу отпуск специальных сумм, для истребования которой поручить НКИД (Народный комиссариат иностранных дел.- Д. Н.) составить смету по каждой стране. Смету представить на комиссии». Наибольшим успехом К. п. о. была передача по решению амер. суда в распоряжение обновленческого «митрополита Северной Америки» И. Кедровского кафедрального Николаевского собора в Нью-Йорке. Однако попытка отсудить Александро-Невский собор в Париже потерпела неудачу, подобный исход имели и судебные тяжбы в отношении рус. храмов в Берлине.

http://pravenc.ru/text/1841844.html

Сейчас можно сказать и донести гораздо больше, чем это возможно было прежде. Поэтому происходит новое прочтение хорошо известных произведений Другая аудитория – это, скажем, учительская аудитория. Учителя закончили школы и ВУЗы в советское время и, естественно, у них был определенный багаж знаний. Им нужно сейчас как-то перестраиваться, потому что они прекрасно понимают, что сейчас можно сказать гораздо больше и донести больше, чем это возможно было прежде. Поэтому, по сути дела, происходит новое прочтение хорошо известных им произведений. Скажем, в «Шинели» мы в Акакии Акакиевиче открываем не просто мелкого чиновника, как прежде представляли, а духовно нищего человека, потому что он копит земные богатства, а не небесные. И это во всем происходит. Если бы мы по-настоящему изучали древнерусскую словесность и труды святых Отцов, у нас был бы совершенно другой духовный фундамент для понимания произведений XIX века Скажем, «Гроза»: мы видим, как раскрывается теория прилога – все пять стадий греха. Или та же «Анна Каренина» – те же самые пять стадий греха, от прилога и, собственно, до самой страсти, до самоубийства. Понимаете, если бы мы когда-то по-настоящему изучали древнерусскую словесность и были знакомы с трудами святых Отцов – того же Василия Великого, например, да, теория прилога, или Нила Сорского, который у нас уже, на русской почве разрабатывал это, то это был бы совершенно другой духовный фундамент, духовное основание для понимания произведений XIX века. Но, конечно же, самая благоприятная для меня аудитория – это не комплимент – это Сретенская семинария , или же Высшие богословские курсы. Почему? Потому, что я говорю с единомышленниками, то есть я могу откровенно говорить о своих взглядах православного человека. Я и там откровенно, естественно, говорю, но тот подход, который я применяю на лекциях, здесь идет в унисон мировосприятию слушателей, поэтому мне не нужно очень многое объяснять – эта аудитория уже подготовлена. Мне приятно с ними беседовать именно как с единомышленниками и единоверцами, потому что все попадает на такую благоприятную почву. Так что семинаристы – это моя любимая аудитория, и Высшие богословские курсы. В Златоустовском центре (там я публичные лекции читаю, для людей православных или которые только приходят к вере), конечно, свой подход, потому что в какой-то степени это катехизаторские курсы, и можно использовать и русскую литературу, через нее объяснять многие вещи.

http://pravoslavie.ru/77832.html

В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов. 20 октября. ПРАВМИР. Московская православная духовная академия и Российский православный университет начали реализацию совместного проекта – Высших богословских курсов. В программе Высших богословских курсов, более 10 лет действующих при Академии, сохранятся все богословские дисциплины. Кафедра религиозного образования и катехизации Российского православного университета, в свою очередь, организует преподавание на курсах дополнительных дисциплин для катехизаторов, организаторов образовательной деятельности, социальных работников, специалистов по работе с молодежью, алтарников, певчих и регентов. Прием будет вестись на образовательные программы по православному богословию и образовательные программы по подготовке специалистов по церковному служению. Это позволит обеспечить подготовку мирян по целому ряду востребованных в современной церковной жизни специальностей. Предлагается развитие на базе курсов и программ повышения квалификации для церковных работников. Высшие богословские курсы при МДА и РПУ создаются для реализации определения Архиерейского Собора от 4 февраля 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Соборное положение предусматривает введение на приходах штатных должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/rpu-i-mpda-sozdali-sov...

С переходом руководства училищем к о. Гурию с ближайшими помощниками – о. Львом (Егоровым) и о. Ф. К. Андреевым – общее настроение и даже направление Богословско-Пастырского училища стало меняться: вместо скромной бесшумной прямой работы по религиозному просвещению, как это было при И. П. Щербове, слушатели Богословско-Пастырского училища стали втягиваться в «церковную политику», проводимую руководством училища. Еще раньше, в 1921 и 1922 годы, «ученые монахи» Лавры почему-то невзлюбили Богословский институт и начали возбуждать против него профессоров б. Духовной академии под флагом «восстановления ученой деятельности Академии». Интрига была сразу раскрыта, истинное, исполненное уважения отношение Богословского института к профессорам академии было вполне доказано, и некрасивая, неумная попытка дискредитации Богословского института и «разделения» ученых сил не удалась. Теперь поводом к «церковному политиканству» для руководителей Богословско-Пастырского училища послужило, во-первых, то обстоятельство, что под одной крышей с училищем находились Богословские курсы 2-го городского благочиния (впоследствии, в 1925 году, преобразованные в Высшие Богословские курсы), в состав работников которого вошли деятели б. Богословского института, а во-вторых, появившееся в 1922 году в Петрограде и довольно сильно развившееся так называемое «обновленческое движение», разделившее верующих на два лагеря – православных и обновленцев; причем Богословско-Пастырское училище, в лице своих руководителей, почему-то вздумало присвоить исключительно себе привилегию «православного», налагая на деятельность Богословских курсов ярлык «колеблющихся», «соглашателей», «красненьких» и т. п. Раздуваемый таким образом антагонизм среди слушателей Богословско-Пастырского училища, кое-как сдерживающийся пока во главе церковного управления Ленинграда стоял епископ Венедикт (Плотников) особенно распустился при его заместителе епископе Григории (Лебедеве), ставшем на сторону руководителей Богословско-Пастырского училища и доходившем до полного игнорирования Высших Богословских курсов и всей их работы. Дело доходило до очень некрасивой агитации в приходах и срыва церковных сборов на Богословские курсы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

школы.– Попечительства.– Миссионерские курсы.– Псаломщические курсы.– Помощь сельских матушек. Сельскохозяйственные занятия священников. Проект архиеп. Герасима. В журнале «Странник» (1899, 1) передается интересная беседа Кефаллинийского архиеп. Герасима с сотрудником афинской газеты «Αχροπολις». Архиепископ одну из причин упадка религиозно-общественной жизни в Греции видит в недостатке образования как низшего, так и высшего духовенства. Для поднятия образовательного ценза в последнем архиепископ предлагает с своей стороны такой проект. Необходимо установить конкурс между лицами, окончившими курс на богословском факультете афинского университета и около 5 лет прослужившими в звании иерокиринсов или учителей. Оказавшихся из них наилучшими следует назначать клириками в различные греческие православные общины, находящиеся в Англии, Австрии, Франции, Германии, России и Италии с непременным обязательством посещать местные университеты и приобретать здесь ученые степени. После не менее чем семилетнего пребывания в клире и по получении ученых степеней эти лица могут быть избираемы и на иерархические степени. ные от родины в продолжение семи лет, и подвергающиеся всегда опасности поддаться тому или другому влиянию, чуждому их национальности, могли в качестве руководителей церковной жизни принести ту пользу, какую ждет от них архиеп. Герасим. Но что бесспорно заслуживает одобрения, это – мысль о необходимости отправлять в высшие учебные заведения иностранные наиболее даровитых и подготовленных лиц. Эта мысль безусловно хороша и одинаково целесообразна как для греков, так и для других православных наций: сербов, болгар, черногорцев и др. Она заслуживает полного внимания со стороны духовных и гражданских властей, рекомендующих своих соотечественников в высшие иностр. учебные заведения. Мы имеем основание утверждать, что эта рекомендация не всегда стояла в зависимости от степени даровитости и подготовленности рекомендуемых. Мы не знаем, каковые воспитанники из греков, сербов и болгар поступают в различные университеты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010