О человеке прямо сказано в книге Бытия: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» 27 . Человек, как и его Творец, соборен и иерархичен в телесном составе, а в душевном существе – триедин. Но человек в его отдельности ещё не венец Божественного творчества. Правда, сотворив его в 6-й день, Бог почил от дел Своих; но Господь наш Иисус Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» 28 . Но это Божественное делание уже не непосредственный вызов стихий и существ Божественным Словом из небытия к бытию, а зодчество из данных в первые дни стихий и сил, совершаемое при посредстве созданных тогда же разумных тварей, главным образом – человеков и ангелов. Человек не только телеснодушевное существо, но и носитель духа, доброго или злого. А мы, ученики Христовы, призваны Им, Господом нашим Иисусом Христом, к созиданию Церкви – Тела Его. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал.3:27 ), «наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу, о Нем же всякое создание составляемо растёт в Церковь святую о Господе: о Нем же и вы созидаетеся в жилище Божие Духом» ( Еф.2:20–22 ). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.:4:1). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова2 ( Еф.4:11–13 ). Церковное наше священноначалие идёт и получает своё освящение и благодатную силу и власть не от избрания снизу, а сверху. «Не вы Меня избрали, – говорит Христос ученикам, – но Я вас избрал» 29 . И Он дал им власть учить и священнодействовать, вязать и решить, и пасти Его стадо, и от апостолов передаётся преемственно эта власть чрез святительское рукоположение доныне. По православному нашему пониманию, Церковь не только общество верующих, но – Тело Христово; тело же возглавляется единою главою, и все члены его от неё получают веления, куда им двигаться или что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

«После сего я увидел, – продолжает Богослов, – иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице» ( Откр.18:1–2 ). «И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» ( Откр.18:4 ). Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим образам, с своей стороны бросающим яркий луч света на данные события. «Можно неоднократно усматривать ещё в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сперва исполняются в малом виде, а потом имеют ещё другое, высшее и окончательное исполнение» (не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для оправдания делаемых мною сопоставлений, которые я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатию Духа Истины, без Которого наши человеческие соображения о предметах духовных часто оказываются лишь «пленной мысли раздраженьем». Ни самая широкая учёность, на самый глубокий природный ум, ни самая утончённая естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения тайн Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества. Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведённого мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона, вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход. Один чрезвычайно учёный, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипсиса так отвечает на этот вопрос: «тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда» ... «Это познала на своём опыте первенствующая Церковь , которая вышла из развалин Израиля и Иерусалима: сигналом освобождения Её был суд над ветхозаветным народом».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После этого предварительного труда, открыты были в Иерусалиме (с 1-го дня десятого месяца) общие заседания глав поколений, под председательством Ездры священника 891 . Пред лице этого собрания и приходили в назначенные времена обвиняемые лица, и с ними старейшины каждого города и судьи его, для окончательного расследования дела и решения приговора, доколе не отвратится пылающий гнев Бога за это дело 892 . …И окончили, таким образом, исследование о всех, которые взяли жен иноплеменных, к первому дню первого месяца 893 ... Первый месяц по еврейскому счету соответствует второй половине нашего марта и первой половине апреля. Обращая внимание на деятельность Ездры во всем этом деле, нельзя не заметить, кроме неусыпной его ревности о законе и глубокого благочестия, – и мудрой его осмотрительности и умеренности. Ибо, несмотря на чрезвычайную власть, которой он уполномочен был от персидского царя 894 , он ничего не предпринимает без старейшин и глав поколений. Не без основания полагают, что со времен Ездры началось народное представительство в гражданском управлении евреев, а также положено начало сосредоточения высшей правительственной власти в особе великого первосвященника. Напротив – то, что раввины говорят о существовании в эти времена великой синагоги по делам церковным и великого синедриона – по гражданским, не подтверждается св. историей 895 . 10:19. …и они дали руки свои во уверение, что отпустят жен своих, и что они повинны принести в жертву овна за свою вину… Расторгнуто было 113 браков. Разлучив мужей от жен, из коих многие уже родили детей 896 , Ездра употребил, конечно, весьма строгую и суровую меру, которая иным, смотрящим на дело не с иудейской точки зрения, может показаться несправедливой. Но нужно иметь ввиду, что смешанные браки с язычницами воспрещались для Евреев прямым и положительным законом Божиим, для восстановления которого, собственно, и пришел Ездра из Вавилона в Иерусалим; а в законе Божием, конечно, заповедывалось Евреям одно только то, что, по национальному их характеру и особенностям, было для них внолне нужно и спасительно, воспрещалось же то, что было вредно и опасно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Пример насилия над Евангелием знаком каждому, кто хоть раз дискутировал с протестантами. Если наш собеседник настроен «экуменично», если он при всех своих претензиях к православию все же готов считать нас «тоже христианами», он и от нас ждет аналогичной ответной любезности. Чтобы православные побыстрее согласились признать протестантские собрания христианскими церквами, он напоминает: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). И тут же дает свое толкование этим евангельским словам: «Мы же ведь тоже собираемся во имя Христа — значит, и Он несомненно посреди нас! И неважно — где именно собираются эти „двое или трое“. Да, мы собираемся не в православном храме, но поскольку наши собрания ради Христа — Христос приходит и к нам». Получается, что эти слова Христа оправдывают любые церковные расколы и внутрихристианские размежевания… Что ж, давайте сопоставим так понятый смысл этого стиха с целокупным библейским контекстом. Приветствует ли Писание обособление от народа Божия, от Церкви? Христос призывает своих учеником к миру и единству или к анархизму? Ну, нет: как только нашлись такие люди, что попробовали и в самом деле создавать двухместные и трехместные церкви-купе, как они услышали гневное: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1, 13). «Умоляю вас поступать достойно… стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,1–3). Да и сама беседа Христа, в которой звучат эти его слова, столь любимые всевозможными раскольниками, не позволяет принять их как оправдание раскола. Смотрим всю 18-ю главу. Это поучение о пастырстве. Не возноситесь над людьми, но умейте любить их и служить им. «Кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном… Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих» (Мф. 18,4 и 10). Затем идет притча о заблудшей овце и добром пастыре. Но пастырство не может быть только всепрощающим и всемилующим. «Горе миру от соблазнов» (Мф. 18,7). Ту самую овцу, которую пастырь несет на своих же плечах — он должен уметь и защитить. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… Если не послушает, возьми с собою еще одного или двух… Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18,15–17). Если же в вас будет пастырская мудрость и кротость, если вы будете не как тираны распоряжаться в стаде Христовом, но как дети, умаляясь и любя всех — то тогда и дастся вам самая великая и самая страшная власть. Только в детских руках она относительно безопасна. Почему? — Потому что дети умеют быстро прощать не помнят обид. Слезы легко просыхают на их лицах. И потому такого «духовного ребенка» можно поставить хранителем высшей власти: «Истинно говорю: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18,18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Существует и другая попытка объяснения явлений Воскресшего, в основу которой кладется такое явление, как массовые галлюцинации, иногда действительно имеющие место. Но и эти объяснения не дают ответа на вопрос, откуда произошла вера учеников в Воскресение — вера, вдохновившая и на апостольскую проповедь, и на мученичество. Без признания факта Воскресения невозможно дать логическое объяснение всем последующим событиям церковной истории. 3.2.5.7. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо а) Значение этого события в деле Искупления . В Свщ. Писании о Вознесении говорится у ев. Марка: " Господь, после беседования с ними вознесся на небо " (Мк. 16, 19). Подробнее других о событии Вознесения говорит ев. Лука: " И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо " (Лк. 24, 51); " Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их " (Деян. 1, 9). Своим Вознесением Господь открыл путь на небеса в блаженное жилище всем уверовавшим в Него. Сам Господь учил о значении Вознесения именно таким образом: " В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я " (Ин. 14, 2-3); " ...и где Я, там и слуга Мой будет " (Ин. 12, 26); " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе " (Ин. 12, 32). An. Павел называет Иисуса Христа " Предтечей " (Евр. 6, 20). Само слово " предтеча " означает: тот, кто идет впереди и прокладывает дорогу идущим сзади. Таким образом, Своим Вознесением Господь дает возможность всем верующим в Него быть там же, где пребывает по Вознесении Он Сам. Второе значение Вознесения — это прославление человеческого естества. Во Христе достигается цель, для которой была предназначена человеческая природа. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе, величию и власти Сына Божия. В самом Евангелии говорится о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде (Ин. 6, 62), или как о возвращении к Отцу (Ин. 14, 28; 24, 5-16; 20, 17). Но это возвращение туда, где был прежде, возвращение к Отцу, совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Свое Искупление человеческого рода Господь совершил в состоянии уничижения, в образе раба. Вся Его земная жизнь была прославлением Отца, но через самое уничижение Господь по Своему человечеству восходит к высшей славе, о которой Он и молился в Первосвященни-ческой молитве (Ин. 17, I): " Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой, прославит Тебя " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443338/

Та подошла к Святейшему и, слыша от него такую же просьбу, сказала: «Вам тяжело будет дышать, Ваше Святейшество». «Ах, так... Ну хорошо, не надо», – ответил Святейший. Затем немного уснул. Проснувшись, он подозвал келейника и сказал: «Пригласи доктора». Сейчас же было послано за доктором Щелканом, а до его прибытия пришли врачи лечебницы. Пришедший Щелкан стал на колени у постели Святейшего, взял его за руку и спросил; «Ну, как здоровье? Как Вы себя чувствуете?» Святейший не ответил. Щелкан держал руку Святейшего; замирающий пульс говорил ему, что здесь совершается таинство смерти. Он обвёл глазами присутствующих врачей, в знак того, что жизнь угасает, надежда на благополучный исход иссякла. Минута проходила за минутой. Святейший лежал с закрытыми глазами. После маленького забытья Святейший открыл глаза и спросил: «Который час?» – «Без четверти двенадцать». «Ну, слава Богу», – сказал Святейший, точно только этого часа он и ждал, и стал креститься. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – повторил он и снова перекрестился. «Слава Тебе, Господи!» – сказал он и занёс руку для третьего крестного знамени [я ]... Патриарх всея России, новый священномученик за веру православную и Русскую Церковь , тихо отошёл ко Господу. В среду, 26 марта ст.ст. в 5 час. утра, когда вся Москва ещё спала, в карете скорой помощи, тихо и незаметно Патриарх всея России из лечебницы Бакуниных был перевезён в Донской монастырь. Останки почившего сопровождали: Высокопреосвященный митрополит Пётр [Полянский], епископ Борис [Рукин]. Много дум вызывает эта смерть и сопровождавшие её обстоятельства. Верно слово Спасителя нашего: «Аще Мене изгнаша и вас изженут, аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут; но сия вся творят вам за имя Мое» ( Ин. 15:20–21 ). И в судьбах Церкви, как и отдельных Её представителей, повторяется история земной жизни Господа нашего. Наш дорогой Святейший страдал за всех. Но как Христос был распят по требованию первосвященников и книжников, так и Святейший Патриарх больше всего страдал и пострадал от своих доморощенных первосвященников, фарисеев и саддукеев. Так и на Святейшем Патриархе Тихоне исполнилось предсказание пророка (Исаии): “Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих... и как овца ведён был Он на заклание... Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его” ( Ис.53:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Там совершается воистину дело Божие. Русская Православная Церковь , Невеста Христова, разоблаченная разнообразными ударами во внешнем своем прежнем величии, оставаясь верною православию, одевается в внутреннюю благодатно-каноническую красоту и силу, чувствуемые теми, кто живет в Ней, любит Ее, кому Она и открывается во внутреннем своем великолепии. Деятели Ее могли бы о себе сказать с ап. Павлом: «Мы во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове Истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах; нас почитают обманщиками, но мы верны; нас почитают умершими (заграницей), но, вот, мы живы; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, а многих обогащаем, мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( 2Кор.6:3–10 ). В дальнейших словах обращения св. ап. к Коринфянам не грешно будет видеть аналогичное обращение нашего Патриаршего Заместителя с Синодом к зарубежным нашим братьям, отвернувшимся от Патриаршей Церкви: «Уста наша отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, – говорю, – как детям – распространитесь и вы... Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти. Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы – в сердцах наших, так – чтобы умереть и жить» (11–13, ст.; 7:2–3). Но что же наше православное зарубежье, два церковных самочинных отделения от Матери, Патриаршей Церкви? Когда я писал «Неделя в Патриархии», Карловацкий отрыв уже разделился; м. Евлогий, выйдя из него, возвратился к Матери-Церкви, под юрисдикцию Патриаршего Заместителя, м. Сергия, получившего с признанием за Церковью законного существования возможность официального сношения с заграничными иерархами. Мне казалось, что исходною причиною появления заграничной церковной смуты было совершенное разобщение заграничных иерархов с Центральною Церковною властию; я не допускал мысли, чтобы при существовании такого канонического взаимообщения, наши виднейшие заграничные иерархи, всегда говорившие о церковных канонах, как единственных благодатных началах для устроения церковной жизни, могли пойти даже на что-либо похожее на противление Высшей Власти, тем менее на раскол; во всяком случае я верил, что если бы и наметилось что-либо в заграничной жизни, как начало обособления, под действием различных местных условий и обстоятельств, то Высшая Церковная Власть своевременно могла бы принять нужные канонические меры и, таким образом, остановить нарождающийся церковный грех, при господстве в иерархах канонического сознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихон, Патриарх Московский и всея России. Введенский А. И. Церковь Патриарха Тихона. М., 1923 Ответное послание Святейшего Патриарха Тихона профессорской корпорации Московской Духовной Академии на приветственный адрес последней, в связи с патриаршим выступлением 19 января (1 февраля) 1918 г. [Текст, аналогичный предыдущему. – Сост.] Волков С.А. Московская Духовная Академия в 1917–1920 годах: Воспоминания бывшего студента Академии: Рукопись. Загорск, 1965 Открытое письмо Святейшего Патриарха Тихона священнику Томской епархии, Бийского уезда, села Усть-Каменского Истока, Николаю Троицкому Возлюбленный сын Наш о Христе, Честный отец Николай. С великим прискорбием и тугою сердечною слышим Мы о невинных страданиях многих сослужителей Наших о Христе, епископов, иереев и диаконов, иноков и инокинь, терпящих озлобление от людей развращённого века сего, когда многими забыты страх Божий и благие заповеди Спасителя нашего. Божиим попущением и на Вас выпала сия доля страданий от злых людей, безвинно воздвигших на Вас гонение и причинивших Вам беду. Соболезнуем страданиям Вашим, отечески припадаем к Вашему терзающемуся скорбью сердцу и молим милосердного Господа, да пошлет Он Вам скорое утешение и избавление от обдержащих Вас зол. Много скорбей и страданий послал Господь на землю нашу, любовно наказуя нас и призывая к покаянию. Тяжко особливо духовенству нашему, близкому к народу, любящему его и терзающемуся за него, а часто и терпящему от него незаслуженные обиды и гонения. Но и прежде были среди нас исповедники и мученики, переносившие страдания за служение Христу и за обличение сильных беззаконников. Этот славный сонм мучеников и исповедников возглавил Сам Божественный Страдалец, Господь ваш Иисус Христос, предрекший и нам, пастырям, страдания и гонения от людей, по Его примеру: если Меня гнали, будут гнать и вас, и: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел ( Ин.15:20:18 ); а св. апостол Пётр призывает нас радоваться, терпя страдания за Христа: возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется... Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему как верному Создателю души свои, делая добро (1Пётр.4:12–14:19).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Ясно поэтому, что и вера, и рождение от Бога, и всякий отдельный дар Святого Духа имеют степени, а слова Апостола Иоанна о том, что рожденный от Бога не грешит, относятся только к высшей степени одухотворения, но и степень эта должна «возгреваться подвигами» ( 2Тим.1:6 ), ибо Господь сказал, что «изгоняющие Его именем бесов не могут вскоре злословить Его» ( Мк.9:39 ), а Апостол Павел выразился так: «некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). Возвращаемся к рассмотрению даров Святого Духа. – Пока мы остановились на одном – на духе премудрости, который даётся облагодатствованному верующему, особенно при засвидетельствовании его веры пред гонителями. Впрочем, прежде, чем продолжать рассмотрение отдельных дарований Духа Святого, должно остановиться на словах Св. Писания, в частности Св. Апостола Иоанна: «возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:1–3 ). – Первый признак, отличающий истинного Духа от ложного, от самообмана, поддерживаемого диаволом, есть, следовательно, правильное исповедание веры. Второй признак указывается далее через 4 стиха. «Мы от Бога; знающий Бога послушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. Посему-то узнаем духа истины и духа заблуждения» ( 1Ин.4:6 ). По какому признаку? По признаку послушания церковной власти и церковному учению. Там нет Святого Духа, где упрямство и разделение. Все ереси начинаются именно с такого признака – гордого разделения и непослушания. И отступление Адама началось отсюда же. Напротив Дух Святой есть дух единения и мира. Вспомните кондак Св. Пятидесятницы: «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва». По сему спасительному свойству Святого Духа первое Его дарование выразилось в научении верующих говорить всеми языками, дабы уничтожить лукавое деление людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Именно таким пониманием церковно-правовой ситуации западноевропейских приходов было обусловлено первое отклонение «Правил» от соборного определения об епархиальном управлении. Всероссийский собор в 1918 году установил подробную процедуру избрания епископа, предполагающую активное взаимодействие в этом процессе Высшей церковной власти, соседних вдовствующей кафедре епископов и епархиальной паствы. Согласно же «Правилам», «в случае кончины Митрополита во временное управление епархией вступает старший из Преосвященных Викариев впредь до воспоследования распоряжения Московского Патриаршего Престола о замещении должности и порядке управления Западно-Европейскими православными русскими церквами» . Епархиальное собрание 1927 года осознавало, что Патриаршее поручение митрополиту Евлогию было индивидуально и не было равнозначно учреждению кафедры в Западной Европе. В «Объяснительной записке» подчеркивалось: на замещение кафедры «в форме... избрания епархиального архиерея... мы здесь не имеем права » . Принцип, изложенный в «Правилах» так никогда и не был применен: после кончины митрополита Евлогия представители западноевропейских приходов обратятся с ходатайством к Константинопольскому престолу утвердить во главе Западноевропейского тогда уже экзархата архиепископа Владимира (Тихоницкого). Оставленная неопределенность открывала путь к самым широким трактовкам принципов избрания главы экзархата. В нынешнем уставе экзархата подавляющее значение имеет голос клирико-мирянского собрания экзархата, вопреки решениям Собора 1917-1918 гг., предусматривавшего уравновешенную систему замещения епископских кафедр, с решающим участием епископата . Вторым отклонением, или вернее новшеством, по отношению к определению Всероссийского Церковного Собора является учреждение «собрания епископов», состоявшего из управляющего западноевропейскими приходами и его викариев, и придание этому собранию особых прав и обязанностей, связанных с епархиальным управлением. Такой институт и вовсе не был предусмотрен Собором 1917-1918 гг., который стремился, скорее, если не к упразднению, то к большему сокращению численности викариев, насколько это возможно. Однако в условиях существования западноевропейских приходов собрание епископов было необходимо. Так как, будучи физически оторваны от российского епископата и разобщены с русским епископатом в Сремских Карловцах, западноевропейские приходы митрополита Евлогия лишались реально действующей высшей инстанции, в лице легко доступной Высшей церковной власти или архиереев митрополичьего округа (создание таких округов планировалось на Всероссийском Соборе). То есть Совещание епископов было призвано частично взять на себя функции Высшей церковной власти, как в области апелляционной, так и в области управления, например: Совещанию епископов предоставлялось право «рассмотрения уставов... духовно-учебных заведений, утверждение их программ» - по определениям Всероссийского Собора, такое право принадлежало Высшей церковной власти .

http://bogoslov.ru/article/288318

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010