Предположительно Рублев работал во всех известных видах иконописного искусства: ему принадлежат фрески, иконы, возможно также – книжные миниатюры. Некоторые ученые считают его автором миниатюр знаменитого Евангелия Хитрово – рукописи, изготовленной для Успенского собора Московского Кремля на рубеже XIV-XV веков. Среди творений Рублева – иконостас и фрески звенигородского храма Успения на Городце, фрески Успенского собора во Владимире, фрески храма Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре, иконостас и фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, иконы из иконостаса Благовещенского собора Кремля. Время жизни Андрея Рублева совпало с возведением крупных иконостасов в Звенигороде, Москве и других городах Руси. Как мы помним, иконостаса в русском понимании этого термина в Византии не было. На Руси же иконостас приобрел центральное смысловое значение во внутреннем убранстве храма в связи с развитием деревянного храмового зодчества в монгольскую и послемонгольскую эпоху. Поскольку стены деревянного храма не расписывались, основной тематический акцент был перенесен на иконостас, что способствовало развитию последнего. Затем многоярусные иконостасы стали помещать и в каменных храмах, многие из которых вообще не расписывались фресками. При этом, как известно, количество ярусов увеличивалось в течение веков: к XV веку появляются трехъярусные иконостасы, в XVI веке – четырехъярусные, в XVII – пяти-, шести- и семиярусные. Нижний ряд таких иконостасов (искусствоведы называют его «деисусным чином») постепенно увеличивается в размерах. Принадлежащий Андрею Рублеву Звенигородский чин состоит из икон высотой около 160 см, на которых персонажи изображены в полный рост. Созданный в ту же эпоху иконостас Благовещенского собора Московского Кремля состоит из трех ярусов; при этом высота икон нижнего яруса – около 210 см. В иконостасе владимирского Успенского собора (1408) высота икон нижнего ряда – 313 см. Иконы Звенигородского чина уцелели чудом. Написанные около 1393–1394 годов, они были первоначально частью нижнего ряда иконостаса звенигородского собора Успения на Городце. Однако в начале XVII века на месте этого иконостаса был построен новый, а старые иконы развесили по стенам храма. В XVIII веке следы этих икон теряются; большинство из них, очевидно, было использовано в качестве дров для растопки. Однако в 1918 году три иконы – «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» – были обнаружены реставраторами под грудой дров в одном из сараев Звенигорода. По мнению большинства исследователей, эти иконы являются частью первоначального Звенигородского чина и принадлежат кисти Андрея Рублева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

пункт в конце Северной бухты назван Газария, на генуэзской карте П. Весконте (1318) и портулане итальянца Бенинказы (1474) - Каламира (Каламита). В XV в., после захвата полуострова, турки переименовали Каламиту в Инкерман (пещерную крепость). Второй период связан с активной гос. и строительной деятельностью мангупского кн. Алексея, возродившего в XV в. древнюю крепость для защиты порта феодоритов ( Романчук А. И., Быков М. Я. Рисунки средневековых кораблей из крепости Каламита//ВВ. 1981. Т. 42. С. 143-146. Рис. 2, 6). С именем князя может быть связан фрагмент надписи с типичными для феодоритской эпиграфики рельефными буквами (утрачены, фото хранится в фотоархиве ИИМК РАН (негатив II-36780)). Однако в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» хранится квадр из башни 5 с изображением кораблей и надписью: «1320-1321 гг.», что свидетельствует о функционировании крепости в нач. XIV в. Крепость имела 6 башен (высота 12 м), соединенных 4 куртинами (высота 8-10 м, толщина 1,2-4 м); в башне 1, расположенной у западного обрыва скалы, были въездные ворота. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляла 1500 кв. м, общая длина оборонительных сооружений - 234 м. Поствизантийский период Первоначально, до захвата Таврики турками, мон-рь входил в состав Готской епархии К-польского Патриархата. После соединения в 1678 г. Готской митрополии с Кафской обитель оказалась в составе объединенной Готско-Кафской епархии, в то время единственной на полуострове. В 1783 г., после присоединения Крыма к Российской империи, епархия (и соответственно И. м.) вышли из юрисдикции К-польского Патриархата, став частью РПЦ. Первое подробное описание монастыря сделано в XVII в. свящ. Иаковом Лызловым, посетившим Крым в составе рус. посольства к крымскому хану от царя Михаила Феодоровича. Он застал обитель разоренной, но регулярно посещаемой местными христианами. В записях свящ. Иакова содержится уникальное описание интерьера монастырского пещерного комплекса до его переделок в процессе реставрационных работ сер.

http://pravenc.ru/text/389605.html

В Вознесенский Печерский монастырь Нижнего Новгорода возвращена икона Божией Матери «Печерская», написанная в XV веке 26 января 2015 г. 15:14 24 января 2015 года в Успенский храм Вознесенского Печерского мужского монастыря Нижнего Новгорода была доставлена для постоянного пребывания икона Божией Матери «Печерская», написанная в XV веке. Торжественную встречу святыни, параклис Божией Матери и Божественную литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Выксунский и Павловский Варнава, епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия, наместники мужских монастырей и другие клирики Нижегородской митрополии, а также насельник Киево-Печерской лавры иеромонах Никодим (Прищепа). На богослужении вместе с прихожанами молились министр культуры Нижегородской области Сергей Горин, директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Вениамин Архангельский и настоятельницы женских монастырей митрополии. До революции 1917 года святой образ находился в Печерской обители. В середине XIX века первоначальный слой XV века на иконе был уже частично утрачен, и тогда было принято решение полностью обновить ее новым письмом. В советское время святой образ был помещен в запасники Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В мае 2010 года владыка Георгий обратился к директору музея Вениамину Архангельскому с просьбой вернуть икону монастырю. Просьба правящего архиерея была рассмотрена положительно, и с января 2011 года к работе над святыней приступил реставратор высшей категории из города Владимира Олег Ревин. В течение двух месяцев им был закреплен осыпающийся красочный слой и начата расчистка самой иконы. Летом 2012 года в музее прошло очередное заседание реставрационного совета с участием наместника обители архимандрита Тихона (Затекина). Совет постановил: «Консервационные работы на иконе выполнены методически верно, на должном уровне. Работу принять». После этого по рекомендации Вениамина Архангельского монастырь заключил договор на продолжение работ над иконой с реставратором Верой Плюсниной. Реставрационные работы длились полтора года и завершились 11 февраля 2014 года. В нескольких местах Вера Плюснина раскрыла слой XIX века, чтобы приходящие на поклонение святыне богомольцы могли видеть первоначальный слой XV века. Высота иконы составляет около трех метров, в связи с чем в городе Арзамасе для нее был изготовлен специальный ковчег. Нижегородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

76 «Итак, «хула» на русских чудотворцев, в которой, как известно, иосифляне обвиняли Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, заключалась не в том, что Нил не «верил» в их чудеса, был критиком религии, а в том, что он признавал лишь древних греческих святых отцев, греческие патерики, которые он исключительно приводит, нигде не упоминая о русских святых» (Лилиенфельд Ф. О литературном жанре... С. 98.) 77 Лилиенфельд Ф. О литературном жанре... С. 97, прим. 101; Fennel J.L.I. The Attitude of the Josefians and Trans-Volga Elders to the Heresy of Judaisers//The Slavonic and East European Review. 1951. Vol. 29. 73. Р. 503. 78 «Яко же на внешней стране сут пребывающим инокам не прилична сут таковым соборнаа пениа рекше часовы и каноны и тропари седелны прокимны и прочаа иже в церкви предана сут» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102. Л. 207 об.). 92 Ключевский В.О.: « Нил Сорский и в Белозерской пустыне остался афонско-созерцательныи скитником, подвизавшимся на «умной, мысленной, но чуждой почве. Зато вполне туземная, родная почва была под ногами его противника преподобного Иосифа» (Указ. соч. С. 266); Правдин А.: «Мы едва ли погрешим против исторической истины, сказав, что русскому иноку XV и XVI столетий такая высота созерцаний была малодоступной...» (Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни//Христианское чтение. М., 1878. Ч. 1. С. 145); Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. С. 145. 93 Лурье Я.С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 331; Казакова Н.А. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVIb. Л., 1970. С. 63. 95 Вздорнов Г.И. Роль славянских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV-XV вв.//ТОДРЛ. М.; Л., 1968. Т. 23. С. 171–177; Сведения о древних переводах творений святых отцев на славяно-русский язык (X-XV вв.)//Православный собеседник. Казань, 1859. Ч. 3. С. 370–378. 99 Г.М. Прохоров, исследовав рукописи, принадлежавшие старцу Паисию Ярославову, пришел к выводу: «Сборники содержат жития святых с разными добавлениями, в том числе такими, которые ясно указывают на созерцательный исихастский склад ума и характер интересов создателей и владельца» этих книг (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 159. Я.С. Лурье обнаружил сочинения Симеона Нового Богослова о «Фаворском свете» (ГИМ. Епарх. 357/536. Л. 311 об. – 312), переписанное рукой Иосифа Волоцкого . (Лурье Я.С. Идеологическая борьба... С. 206.) В книгах Кирилла Белозерского находятся «наставления и руководства по «безмолвию», вроде сочинений «Святаго Нила о осьми помыслех», «Зачало умныя молитвы и въниманию» или «Послания некоего старца Феоктиста», где рекомендуется постоянное повторение Иисусовой молитвы» (Прохоров Г.М., Шевченко Е.Э. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1993. С. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

заложены кирпичом, ныне освещаются узкими окнами. В верхней части нартекса - 3 арочных окна: маленькое - в центре и более крупные - по бокам. Двухэтажный нартекс в груз. средневек. архитектуре редкость; очевидно, образцом для кафоликона К. послужило устройство храма Цроми (VII в.) и кафоликона монастыря Тигва (1152), выстроенного дочерью груз. царя св. Давида IV Строителя Тамар. Интерьер кафоликона К. имеет вид купольного зала, что было обусловлено, по мнению акад. В. В. Беридзе, перекрытием зап. межрукавных пространств по оси «север-юг». Два свободно стоящих подкупольных столба (устои) в центральной части и 3-частный алтарь типичны для груз. храмового зодчества 2-й пол. XI в. Со 2-й пол. XII - нач. XIII в. в кафоликоне К., подобно др. купольным церквам, нет развитых хоров. Однако вдоль зап. стены церкви приблизительно на половине ее высоты был устроен узкий горизонтальный выступ. Дверной проем вел с него в 3-частное помещение, расположенное над нартексом. Во время реконструкции XV в. компартименты нартекса были превращены в 3 самостоятельных помещения с проходом через среднее. Также в интерьере кафоликона сохранились 3-частная арочная алтарная преграда, выстроенная из кирпича в XVI-XVII вв. и расписанная цветочным орнаментом, и каменный престол предположительно XV-XVI вв. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. XV в. Церковь во имя вмч. Георгия (5,1 ´ 4,5 м, высота 5,2 м; XV в.) расположена у зап. фасада кафоликона. Это строение зального типа из тесаных квадр; в отделке внутренней части дверного проема и окон использован кирпич. Церковь установлена на 2-ступенчатом низком цоколе, перекрыта 2-скатной кровлей, вход расположен с юга. Здание освещается маленьким окном с юга (смещено к востоку от входа) и большим - с запада. Над зап. окном помещено рельефное изображение креста. Церковь во имя Пресв. Богородицы (11,2 ´ 4,5 м; X в.) расположена в сев.-зап. части комплекса, над обрывом. Это бесстолпное, слегка вытянутое по оси «запад-восток» сооружение с одной апсидой, сложенное из блоков туфа красного и серого цвета.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

В иконостасе новгородской Софии сохранился праздничный чин 1341 года, в который входят изображения Благовещения, Рождества Христова, Сретения, Крещения, Воскрешения Лазаря, Преображения, Входа в Иерусалим, Распятия, Сошествия во Ад , Вознесения, Сошествия Св. Духа на апостолов, Успения Богородицы. Они написаны на четырех горизонтальных досках по три сюжета вместе, что восходит к древним формам темплона. Иконостасы XV–XVI веков насчитывают подчас более двадцати праздничных икон, подробно иллюстрирующих Евангелие. Очевидно, в конце XV века над праздничным рядом возникает еще один ярус – с изображением пророков, симметрично расположенных по обеим сторонам от иконы Богоматери Знамение. В небольших храмах иногда совмещались на одной вертикальной доске изображения праздника и пророка (чин из Псковского музея XVI в.) либо фигуры из деисусного чина и праздничной композиции. И, наконец, в XVI столетии над пророческим рядом начинают устанавливать иконы с изображением праотцов – библейских прародителей Адама, Авеля, Исаака, Иосифа, Мельхиседека и др. Вся эта сложная конструкция первоначально делилась стенками центральной апсиды на три части, но позднее, вероятно уже с конца XV века, иконостас несколько выдвигают вперед, и он уже сплошной стеной отделяет алтарную часть храма. В целом символика иконостаса воплощает общую идею храма как образа «земного неба». Если своды и купол – подобие неба, то алтарь и иконостас – это наивысшая часть неба, «небо небес», где пребывает Господь. Это значение отражено в этимологии слова: «алтарь» на латыни означает высокий жертвенник, греческое «вима» – не для всех доступное возвышение – происходит от древнееврейского «вама» – высота. С образом возвышенного места, в котором обитает Бог , издавна связывались представления о рае. Автору «Легенды о Новгородском рае», сочинения XIII века, рай представляется высокой горой, на вершине которой сияет деисус. В рай ведут врата. Именно их символизируют царские врата иконостаса в ходе литургии. Интересны толкования иконостаса, принадлежащие Симеону Солунскому (XV в.): «Над двумя столпами находится фриз с карнизом, который означает союз любви, связь и соединение святых с Христом и с горними святыми ангелами» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Наряду с известняком и мрамором для изготовления К. в XII-XIII вв. начинают использовать гранит (К. из приходской ц. св. Лаврентия в Мункбрарупе (земля Шлезвиг-Гольштейн), ок. 1200; К. ц. Сен-Парду в Бюжа (деп. Коррез)), бронзу (К. из коллегиальной ц. св. Варфоломея в Льеже, шедевр маасской школы), свинец (эти К. часто ставились на каменном постаменте; напр., К. ц. Девы Марии во Фрамптон-он-Северн, ок. 1150-1175; К. ц. св. Августина в Брукленде, ок. 1200; К. ц. Сент-Эвру в Сент-Эвру-де-Монфор (деп. Орн), сама К. датируется XII в., а ее каменный постамент - XIII в.). В сканд. странах появляются деревянные К., имитирующие каменные (К. из Альнё (Швеция), нач. XIII в.). В XIV в. К. уменьшаются в размерах (высота К. не превышает уровня груди священника, чтобы было удобно держать над ней крещаемого младенца). Формы К. становятся более утонченными, овальными или миндалевидными (К. ц. Сен-Жерве в Куртёе (деп. Уаза), К. ц. Сен-Жан-Батист в Монтепилуа (деп. Уаза)). На К. появляются специальные подставки для литургических книг, свечей, соли, к-рая используется в католич. чине крещения. С распространением практики обливательного крещения внутри К. появляются разделители или изготовляются К. с 2 отделениями; отделение меньшего размера предназначается для освященной воды, которая возливается на голову младенца (напр., К. в соборе Сен-Тюгдюаль в Трегье (деп. Кот-д‘Армор, Бретань); К. ц. Сен-Ва в Нуэнтеле (деп. Валь-д " Уаз)). В XIV-XV вв. К. постепенно приобретают полное внешнее сходство с евхаристической Чашей (но большого размера) (напр., готическая К., выполненная в 1475 г. по заказу кюре П. Хока для капеллы св. Михаила в замке Оберхоф (совр. коммуна Саверн, деп. Н. Рейн), ее высота 1,1 м, диаметр 0,96 м). Поскольку в XIII в. ряд поместных Соборов принял постановления, предписывающие защищать освященную воду от попадания в нее нечистот и от использования ее в магических или суеверных целях, все К. стали закрываться крышками (дубовыми или каменными) с замками, а в XIV-XV вв. над ними стали сооружаться «короны» или особые кивории из бронзы, а также других материалов, выполненные в готическом стиле, со стрельчатыми арками и т. д. (киворий, 1330-1340, в ц. Девы Марии в Лутоне (графство Бедфордшир); «корона» Дидериха (Теодорика) Мольнера из Эрфурта для ц. св. Екатерины в Бранденбурге, 1440; баптистерий в Ульмском соборе, 1470; дубовый киворий ц. св. Ботольфа в Транче (графство Норфолк), ок. 1500).

http://pravenc.ru/text/2462263.html

И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия. С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем. До 1925 г. на площади перед собором стояла Владимирская часовня, устроенная в 1797 г. и перестроенная в 1891 г. в Антипьевскую церковь. Теперь ее нет, и только старые фотографии и открытки напоминают о ней. Источник: Днесь светло красуется. Владимир в старой открытке.  Успенский собор строился в 1158-1160 годах и перестраивался в 1185-1189 годах. Теперешняя ширина его - 30,8 м. Длина (без учёта алтарных апсид) - 30 м. Высота по центральной главе - 32,3 м. Длина первоначального собора составляла около 22,5 м (без апсид), ширина - около 17,5 м. Высота колокольни вместе со шпилем - около 70 м. В соборе и близ него находится более 40 захоронений владимирских князей и архиреев. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенский собор – уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. Здесь сохранились фрески, выполненные знаменитым Андреем Рублевым в начале XV в. Сам собор построен в 1158-1160 г.г., существенно расширен в 1185-1189 г.г. Вплоть до возвышения Москвы он был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нем до конца XIV в. князья венчались на Владимирское великое княжение, он был выше Киевской Софии. Это один из первых белокаменных храмов на Руси. За почти девятивековую историю собор не раз страдал от огня, восстанавливался и перестраивался, в ходе многочисленных реставраций и поновлений фрески Рублева оказались под слоями штукатурки и красок. Временем ренессанса для Успенского собора стала вторая половина XIX в. Тогда его архитектура обрела близкий к первоначальному вид, а реставраторам удалось обнаружить и открыть древние фрески Рублева – «Лоно Авраамово», «Страшный суд», фрагменты древних орнаментов.

http://sobory.ru/article/?object=00186

Бычье. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь.  ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1911. Адрес: Россия, Архангельская область, Мезенский муниципальный округ, д. Бычье, Первомайская улица, 7 Координаты: 65.788547, 45.052905 Проезд:Общественный транспорт в село не ходит. От Мезени или Архангельска на частном автотранспорте. Поворот с автодороги Пинега-Мезень в 2 км восточнее паромной переправы через р. Пёзу, за Лешуконской развилкой (от Архангельска). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старинная деревня Бычье расположена на правом берегу реки Пёза (правый приток Мезени) при впадении Ошуги. Территория деревни отделена от материковой части старицей. Через село в старину проходил один из Новгородских водных путей, проходящий через Пёзский волок и Цильму на Печору, который сыграл большую роль в освоении Печорского края. С конца XV века водный путь использовался для освоения далёкой Югры. Главным занятием жителей деревни с давних времён было скотоводство, они откармливали быков на убой. От этого, по преданию, деревня и получила своё название. До 1850 года крестьяне деревни Бычье составляли приход храму свт. Николая Мирликийского в селе Козьмогородское. Позже Бычье выделилась в самостоятельный приход и деревня стала селом Быченское. Первая приходская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы строилась с 1856 года и была освящена в 1859 году. Она находилась в 1 версте от села. Согласно описанию 1910 года, деревянная одноглавая церковь, стоящая на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена, имела досчатое покрытие. Длина вместе с колокольней 7,67 саженей (16,4 м), ширина 10 аршин (7,11 м), высота до верха карниза 3,67 саженей (7,83 м). Отапливалась одной голландской печью. Колокольня в один ярус, высота до верха карниза 5,67 саженей (12,1 м) К 1910 году здание храма обветшало. В 1910 году в селе была построена новая церковь, также деревянная, на деревянном фундаменте, крыта тёсом, окрашенным краской красного цвета. Длина вместе с колокольней составляла 11 саженей (23,5 м). На церковь была поставлена одна глава. Храм имел две кирпичные голландские печи. Одноярусная колокольня имела высоту до верха карниза 6 саженей (12,8 м). Освятили храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1911 году. Приход состоял из 10 деревень, располагавшихся вверх по реке Пёзе на расстоянии от 25 до 215 вёрст и граничил с Усть-Цильменским приходом (ныне - республика Коми). В церковной собственности имелись: дом для псаломщика (1912 г.), баня (1913 г.).

http://sobory.ru/article/?object=61127

Кудрово. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:не ранее 2015. Адрес: Всеволожский район, Заневское городское поселение, деревня Кудрово, Ленинградская улица, 2А, лесопарк Новый Оккервиль Координаты: 59.911389, 30.512821 Проезд:станция метро " Улица Дыбенко " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 9 июля 2017 года крупнейший из строящихся в Ленинградской области храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Кудрово обрел купол и крест. Их воздвижение состоялось накануне после Божественной литургии по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия. Общая высота купола – 12 метров, вес – более 12 тонн. В Кудрово его привозили по частям и уже на месте собирали по лепесткам. Центральный крест изготовлен из нержавеющей стали. Его высота - 7 метров, вес около 3 тонн. Строительство церкви на берегу реки Оккервиль во Всеволожском районе началось в феврале 2015 года. В ее основе - проект древнейшего монастырского храма Москвы XV века, сохранившегося до нашего времени, - Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря. Вместимость строящегося храма - 2,5 тыс человек. Высота строящегося храма - 57 метров, что делает его самым крупным в Ленинградской области, из числа построенных в современный период. Окончание строительства намечено на первую половину 2018 года. http://47channel.ru/video_clip/114409/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42903

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010