4) Если уже в народе господствующая религия есть христианская, то справедливость требует, чтобы Дух Иисуса Христа господствовал в духе сего народа. Если мы искренно веруем в Сына Божия Иисуса Христа, то, как святой апостол утверждает, в нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ). Но в сердце Иисусовом терпимость есть не равнодушие к истине и заблуждениям, а милосердие к заблуждающим, в котором исполненное человеколюбия и премудрости долготерпение соединяется с пламенным, исполненным человеколюбия и премудрости и всегда действующим желанием, чтобы все человеки, которых Отец Его дал Ему, познали истину и чтобы истина освободила их от предрассудков, страстей и суеверий, чтобы они познали единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа ( Ин.17:3 ) и в сем познании обрели вечную жизнь, святую, блаженную жизнь, принадлежащую человекам, сотворенным по образу Божию, потерянную ими в грехопадениях и заблуждениях, но возвращенную и даруемую грешникам благостию Бога Отца, посредством Единородного Сына Его Иисуса Христа, силою и действием Святого Духа в верующих. 3) Итак, народ имеет тем более права на славу и честь нарицаться Христовым именем, чем явственнее действует в нем дух любви, но любви Божией, которая из сердца Иисусова Духом Святым изливается в сердце, преданное и верное Иисусу Христу и Духу Его. Сия любовь к Богу и человекам, сия любовь к человекам, рождаемая, питаемая, руководимая и освящаемая любовию к Богу и ревностию ко славе Его, есть тот пренебесный огнь, о котором Господь говорил: Я пришел огнь низвесть на землю, и как желал бы Я, чтобы он возгорелся! ( Лк.12:49 ) Сею любовию надлежало Иисусу Христу, на крест вознесшись, излить дражайшую Кровь Свою для искупления всех и потом все привлечь к Себе, о чем Он говорит далее сими словами: Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! ( Лк.12:50 ) Сия-то любовь скорбела в духе святого Павла, когда он смотрел на Афины и видел, что сей великий город, представляющий прекрасные виды образованности гражданской, наполнен идолами (см.: Деян.17:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Повторим: Бог хочет, чтобы люди прославляли Его правильно, то есть православно. Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов. Грехами против первой заповеди являются: Вторая заповедь Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Мы знаем, что такое язычество и идолопоклонство. Вот что пишет о язычниках апостол Павел: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью... и служили твари вместо Творца (Рим 1, 22–23, 25). Ветхозаветный израильский народ, которому первоначально были даны эти заповеди, являлся хранителем веры в Истинного Бога. Он был со всех сторон окружен языческими народами и племенами, и, чтобы предупредить евреев о том, чтобы ни в коем случае не перенимали языческие обычаи и верования, Господь устанавливает эту заповедь. Сейчас язычников, идолопоклонников среди нас мало, хотя многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество. Статуя богини Афины в Ватикане      Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым. Священные изображения делались еще в Ветхом Завете по повелению Самого Бога. Господь повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в римских катакомбах (местах собраний первых христиан) были настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.   

http://pravoslavie.ru/104777.html

Клевета Солунских иудеев встревожила не только простой народ – темный и всегда легковерный, но на первый раз и самих городских начальников, слушавших задорные иудейские речи. Но потом они, «получив удостоверение (о личности пришельцев) от Иасона и прочих» и, конечно, поняв клевету, «отпустили их. Братия же, – как повествуют Деяния Апостольские, – немедленно ночью отправили Павла и Силу в Верию» (Македонский городок на юг от Солуни. Деян. 17:8–10 ). Вот краткое повествование книги Деяний Апостольских о проповеднических трудах Св. Ап. Павла в Солуни. Чудесное пособничество благодати Божией, нарочито вызвавшей Павла из Азии для проповеди в Македонских странах, произвело то, что от Павла слышанную проповедь Солуняне «приняли не как слово человеческое, но слово Божие (каково оно есть по истине. 1Сол. 2:13 )»; так что в краткий трехнедельный срок в Солуни образовалось значительное по числу, крепкое по вере и горячее по силе сердечного одушевления христианское общество, ставшее образцом для всех верующих в Македонии и Ахаи ( 1Сол. 1:7 ). Повод к написанию послания Чем более утешался Св. Ап. Павел горячностью веры новообращенных Солунян, тем более он огорчался и скорбел, удаляясь из Солуня вследствие ожесточенной злобы врагов христианства, поднявшейся на него и на юную церковь Солунскую. Поручив продолжать свое дело в Солуни и в Верии своим ближайшим ученикам и уходя с проповедью о Христе на юг Ахаи – все дальше и дальше от Солуня к Афинам, Апостол поручил сопровождавшим его до Афин ученикам поскорее вызвать к себе Силу и Тимофея, в надежде узнать от них что-нибудь от Солунянах ( Деян. 17:15 ). Так как прибывший по сему вызову в Афины Тимофей не мог ничего определенного и утешительного сообщить Апостолу о них, ибо прибыл не из самого Солуня, а из Верии; то Св. Павел направил его обратным путем прямо в Солунь ( 1Сол. 3:1–5 ). Пока путешествовал Тимофей с данным ему поручением в Солунь, Св. Ап. Павел с проповедью о Христе перешел уже в Коринф, и здесь-то уже получил успокоительные известия о Солунянах от возвратившегося Тимофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Апостол Павел был другим. Талантливый, высокопоставленный фарисей из колена Вениаминова. Среди его предков был царь Саул и второй судья Израиля Аод. Он получил прекрасное образование в школе фарисея Гамалиила и имел хорошие перспективы. Павел идейно ненавидел христиан и пылал ненавистью к ним. Его хорошо знали в Израиле как гонителя Церкви. Именно этого ревностного гонителя избирает Господь для проповеди язычникам. Петр и Павел. Каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия) Ослепленный по дороге в Дамаск, он буквально переродился, став самым ярким миссионером в истории Церкви. Он загорается ревностной любовью к Христу и бросает ради Него все. Об этом апостол пишет в одном из своих посланий: «Более того, я считаю, что не только это, но и все остальное ничего не стоит по сравнению с величием познания Христа Иисуса, Господа моего. Ради Него я отрекся от всего, что считаю ненужным сором, дабы обрести Христа» (Флп.3:8 РБО). Он жаждет проповедовать Евангелие. Изучает ремесло скорняка. Ноги несут его из города в город. Эфес, Коринф, Фессалоники, Афины и так далее — там он селится в ремесленных кварталах среди простых рабочих, ходит в синагогу (если это возможно), заводит друзей и зажигает веру во всех окружающих. Он буквально созидает Церковь. Оба апостола любили Христа, и оба они отдали свои жизни за Него. Их проповедь привела их в Рим, где они были убиты римскими властями. Для них смерть не была чем-то страшным. Это, скорее, долгожданная встреча с любимым Учителем. « Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас » (Флп.1:21-24). Они были такими разными. Разные характеры, разный жизненный опыт, порой даже разные взгляды. Апостол Павел обличал Петра, а Петр писал, что в посланиях Павла есть не только премудрость, дарованная Богом, но и некоторые вещи, которые трудно понять, так « что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания » (2-е Петра 3:16). Разные, но единые во Христе и любви к Нему даже до смерти.

http://pravmir.ru/my-po-raznomu-greshim-...

Закрыть Украина, остановись, подумай, восстань! Тем, кто еще готов думать и трезво оценивать адресовано Александр Одинцов   06:13 27.12.2022 759 Время на чтение 21 минут Фото: Из личного архива автора Кто говорит, что он во свете, и брата своего ненавидит, тот – во тьме и доныне… Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца, а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей (1 Ин. 2:9, 3:15) « Могущество России может быть подорвано только отделением от неё Украины… необходимо…противопоставить Украину России… взрастить предателей среди элиты и с их помощью изменить самосознание … народа до такой степени, что он будет ненавидеть всё русское… не осознавая этого. Всё остальное — дело времени» ( Отто фон Бисмарк) Очнись Украина, подумай, куда Ты идешь на поводу у своей неудержимой, ни на чем не основанной ненависти? В фашизме нет ничего нового. Так и до Вас «практичные» немцы, утратившие нравственные ориентиры, поверили своему антихристу Гитлеру. Где воинственная Германия, рвавшая мир в двух мировых войнах? – клыки ее выбиты Россией в 1941-45 г.г. навсегда: нация не способна к войне. О, Киев – Мать городов русских! Что стало с тобой – за что сыновей своих Ты ведёшь на бой против братьев Твоих? Ты вообразил себя Европой, Киев? Неужели Ты не слышишь мудрости древних: «Когда гнев богов постигает человека, то… божество отнимает у него здравый смысл и дает превратное направление его мыслям, чтобы он не сознавал своих ошибок» (оратор Ликург, Афины, 390 - 324 гг. до Р.Х.). А, может, Ты, Киев, пошёл по стопам Иуды: но разве не знаешь, каким был конец Его? Тебя поставили на колени, Украина – нет работы у мужчин Твоих: и за зеленые бумажки идешь Ты убивать братьев своих! Не за тридцать ли сребреников продаешь Себя Украина и братьев своих? Где Совесть Твоя? «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» ( Мф. 26:14-16).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/uk...

Вот такой небольшой, но прекрасный плод на ниве Христовой принесла проповедь апостола Павла в Афинах. Но мы с вами не будем ни хулить жителей Афин, ни восторгаться ими. Многие из них не слышали того, что мы с вами слышали сегодня: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Не знали они этих слов Христовых, но, не ведая Того, Кто заповедал это, исполняли их. Мы же с вами лучше посмотрим внимательнее вокруг, а в первую очередь на себя, и после богослужения сего, вступая в свои квартиры и домы, попадем в свои домашние Афины. Увидим в них и храм Диониса-Бахуса, и капище Киприды, и алтари Аполлона, и множество других жертвенников, на которых мы усердно приносим жертвы своим идолам – своим страстям. Но только мы не увидим на этих своих ложных святынях надписей, кому именно они посвящены. И среди такого многообразия ложных святынь и неустанного им поклонения не можем мы забыть и про порой неведомый нами алтарь Ведомого Бога, про оскверненный и поруганный нами же храм нашей души. Почему порой неведом нам жертвенник Ведомого (Знаемого нами из Священного Писания, из молитвы, из общения с Ним)? Мирская суета и заботы, наши слабости и увлечения, эти наши идолы, закрывают Его для нас, затмевают само памятование о Нем. А этого не должно быть в нашей жизни – жизни учеников Спасителя. Как стремительно вышел наконец-то нашедший долгожданную истину во Христе священномученик Дионисий из языческого суетного Ареопага, так и мы должны уйти от греховной скверны или хотя бы для начала сделать попытку. «Выйдите из среды нечестивых и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6: 17–18). Святые отцы напоминают нам о важности помнить про Бога: «Бога имей началом и концом всякого дела» (святитель Григорий Богослов); «Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу» (святитель Иоанн Златоуст); «Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды» (преподобный Исаак Сирин). А как достигнуть нам этого памятования, очень хорошо сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви». Кавказскому святителю вторит Затворник Вышенский – святитель Феофан: «Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно: непрестанно повторять коротенькую – слова в два-три – молитовку». Какую именно молитовку, он не сказал, тем самым заставляя каждого из нас самостоятельно выбрать из своего сознания самые теплые и искренние для нее слова.

http://pravoslavie.ru/97866.html

В поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к Истине Несомненно для нас и то, что в этом поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, апостол Павел и счел необходимым дать полное познание: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17: 23). Но мы знаем, что не много афинян послушало апостола Павла: им, словоохотливым празднолюбцам, показалось нелепым и скучным слово о Воскресшем Христе. И вышел апостол из среды их, но «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34). Сегодня Церковь и вспоминает память этого бывшего афинянина, мужа знатного и ученого, – Дионисия Ареопагита, оставившего все – и власть, и благополучие, и славу, взявшего на себя благое иго Христово и пронесшего его даже до мученической смерти. Его житие повествует нам о том, что, когда он был еще молодым, желание постигнуть истину привело его, как ранее Пифагора и Платона, в Египет, а именно в город Гелиополь, то есть город Солнца, откуда давно еще взял себе в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского, ветхозаветный патриарх Иосиф. В этом египетском городе Дионисий изучал астрономию – науку о небесных светилах, и как персидские волхвы были просвещены светом Вифлеемской звезды, так и он через небесные светила, через изучение Солнца почувствовал нечто великое, что поколебало его сознание. Он стал свидетелем страшного солнечного затмения во время распятия Господа Иисуса Христа. Видел это астрономическое чудо и воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается!» По возвращении в Афины, как муж образованный и мудрый, Дионисий был избран членом Ареопага – важнейшего и авторитетнейшего властного и судебного органа управления Афин. После принятия крещения он три года провел у стоп апостола Павла, а затем был рукоположен во епископа Афинского. Затем вместе со своими учениками он прошел с проповедью Евангелия сегодняшние земли Германии, Испании и Франции, а в городе Лютеции Галлийской (нынешнем Париже) во время гонения императора Домициана за отказ отречься от Христа был обезглавлен.

http://pravoslavie.ru/97866.html

Эти тоскующие по Христу сердца Господь, когда пришел и воссиял среди нас, и призвал к покою, сказав: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:28). В книге «Лунь юй» в следующих словах сохранилась самая яркая древняя мечта китайцев о Святом: «То, что он приказывает, становится законом; то, что предписывает, происходит. Он дает им мир и они идут рядом с ним. То, что он делает, не напрасно (дословно - имеет последствия). Жизнь его светла, смерть его вызывает скорбь». В гимне, который следует далее, ясно видно, чего ждал этот народ от Святого с такой надеждой и твердостью: «Только высший Святой, (который придет) на землю, может быть таким внимательным, чтобы услышать; таким прозорливым, предусмотрительным и мудрым, чтобы смочь стать близким миру; только он столь великодушен, смирен и спокоен, что может его вынести; только он так ободряет, так силен, постоянен и смел, что может им править. Только он так умерен, серьезен, благоразумен и справедлив, что может вызвать уважение к себе. Только у него есть достаточно порядка и последовательности, разумности и наблюдательности, что он может выносить решения. Он широк и общий для всех, как глубокий источник, который посылает воду в свой час. Его широта и внутреннее общение, которое он имеет со всеми, делает его небом; его качества, подобные глубокому источнику, делают его похожим на бездну. Когда он является, его почитает весь народ. Когда он говорит, ему верит весь народ. Когда он действует, радуется весь народ. Поэтому имя его и слава его распространяются от Среднего Царства на Север и Юг. Куда бы ни поплыли суда, ни поехали повозки, насколько в силах человек, все, что покрывает небо и поддерживает земля, где бы ни светило солнце или луна, где бы ни выпадала роса и созревали плоды, все, что дышит, почитает его и любит его. Поэтому говорится: Он Небесный» Образ Ожидаемого Богочеловека, как его описывает китайская литература, раскрывается в статье журнала «Кивот» (Афины, 1952 год) Вас. Пенцасом под заголовком: «Древний Китай и ожидаемый Спаситель».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Деян.18:9 .  Го­с­по­дь же в виде­нии ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, «В видении...» – не во сне, хотя и «ночью», а именно «в видении», в бодрственном состоянии (ср. Деян.16:9 ). Возможно, что под влиянием тягостного чувства и опасений открытого возмущения иудеев апостол думал оставить Афины или ослабить проповедь, подобно Иеремии ( Деян.20 и д.). Посему Господь и воодушевляет его, заповедуя «не бояться» и «не умолкать» и обещая Свою помощь и заступление. Деян.18:10 .  ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. «У Меня много людей в сем городе». Под этими людьми, коих Господь называет Своими, разумеются не только обратившиеся уже к Нему и известные Павлу, но главным образом (ср. Ин.10:16, 11:52 ) имеющие обратиться к Нему, предоставленные к вечной жизни в этом городе ( Деян.13:48 ). Деян.18:12 .  Между тем, во время про­консуль­ства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и при­вели его пред судилище, «Во время проконсульства Галлиона в Ахаии». По римскому разделению провинций, Ахаия обнимала всю собственно Грецию со включением и Пелопоннеса. Сначала, как сенатская провинция, она управлялась проконсулами; потом же, при Тиверии, сделавшись императорскою, стала управляться прокураторами. Но Клавдий опять отдал ее сенату и под управление проконсулов. В описываемое Дееписателем время (53–54 годы по Р. X.) проконсулом Ахаии упоминается Юний Анней Галлион, брат известного философа Сенеки, воспитателя Неронова, умерший так же, как и Сенека, от руки Нерона. Фамилия Галлион принята им от усыновителя своего – ритора Л. Юния Галлиона, прежде же того он назывался Юлий Анней Новат. По отзыву брата его Сенеки, это был весьма мягкий, честный, человеколюбивый и опытный правитель, что согласно и с рассказом дееписателя. Деян.18:13 .  говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону. «Чтить Бога не по закону» – глухое выражение, имеющее в виду указать, вероятно, на деятельность Павла, как вообще на нечто разрушительное для законов и, в частности, для закона Моисеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мученичество есть дело благодати. Без Христа, живущего в человеке, невозможно потерпеть за Христа все упомянутое и не упомянутое. Силуан Афонский говорил, что если бы благодать не напаяла тела и души Христовых страдальцев, они бы не совершили свой подвиг. И мученица Перпетуя на вопрос стражников «как она будет терпеть лютую муку?», отвечала: «Тогда будет во мне Другой, Который даст мне силы». Был Сей возлюбленный Другой и в сердце Георгия Каппадокийского . Георгий красив. Георгий статен. Его взгляд прям. Его плечи расправлены. Он молод. «Жить бы да жить», — говорят о таких, завидно оглядывая их крепкие фигуры и слыша умную речь. Все, чем мы дорожим; все, чего жадно желаем, люди, подобные Георгию, умели принести в дар Господу Иисусу. Знатные, красивые, умные, смелые они, Георгии, Варвары, Екатерины, явно доказывают нам, что Христос не предводитель одних лишь скулящих бедняков и жалобной старости. Икона святого Георгия. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Когда человек принимает в добрую землю сердца зерно веры, он не сразу уходит от всего привычного. Продолжается учеба, служба или работа. Но сердце живет уже не ими, а прорастающим зерном. Он «спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он. Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мк. 4:27-29). И вот наступает момент, когда таиться уже нельзя, и молчать нельзя, но надо говорить о вере, чего бы это ни стоило. На каменистой почве колос завянет. Среди терний – зачахнет. При дороге зерно склюют птицы. Но на хорошей земле зерно прорастет, и будет послан серп, потому что настала жатва. Георгий и подобные ему страдальцы знали, что их ждет. Они шли в суды не для того, чтобы хамить язычникам, а потом получать от Христа быстрые венцы. Они шли на войну с неизвестным еще результатом. Были ведь во все времена и многие отрекшиеся, многие не дотерпевшие до конца! Поэтому мученики сначала раздавали все, что имели. (Милостыня имеет величайшую силу, и привлекает благодать, и укрепляет душу). Они каялись в грехах и исповедовались в немощах. Они крепко молились Богу и просили силы, потому как верящий себе в подобных делах всегда проиграет, а надеющийся на Бога победит. И в мучения они окунались как в страдальческую купель.

http://pravmir.ru/muchenik-rozhdaetsya-v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010