Таким образом, они научились различным языческим наукам, но потом, услышав Евангельскую проповедь о Христе, приняли святое крещение и последовали за Апостолом Петром. Фавст же, отец их, живя в Риме с Климентом и ничего не зная о бедствиях, постигших жену и детей, послал по истечении года некоторых рабов в Афины узнать, как живут его жена и дети, и послал с ними много различных вещей; но рабы его не возвратились. На третий год Фавст, не получая никакого известия о жене и детях его, очень опечалился и послал других рабов со всем необходимым в Афины. Прибыв туда, они никого не нашли, и на четвертый год возвратились к Фавсту и сообщили ему, что совсем не могли отыскать в Афинах госпожи своей, ибо никто о ней там даже не слыхал, и они не могли напасть на след ее, так как никого из своих не могли найти. Услышав все это, Фавст еще больше опечалился и стал горько плакать. Он обошел все приморские города и пристани в римской стране, расспрашивал корабельщиков о своей жене и ее детях, но ни от кого не узнал ничего. Потом, соорудив корабль и взяв с собой несколько рабов и немного имущества, отправился сам отыскивать подругу свою и любезных детей, а младшего сына Климента оставил с верными рабами дома учиться наукам. Чуть не всю вселенную он обошел и по суху, и по морю, отыскивая многие годы своих родных и не находя их. Наконец, уже отчаявшись даже видеть их, предался глубокой скорби, так что не хотел даже возвращаться домой, считая тяжелым бременем наслаждаться благами мира этого без возлюбленной супруги своей, к которой питал великую любовь за ее целомудрие. Отвергнув все почести и славу мира этого, он скитался по чужим странам, как нищий, не открывая о себе никому, кто он. Между тем, отрок Климент пришел в совершеннолетний возраст и хорошо изучил все философские учения. При всем том, не имея ни отца, ни матери, он всегда находился в печали. Между тем ему пошел уже двадцать четвертый год от рождения с тех пор, как мать вышла из дому, и двадцать лет, как исчез его отец. Потеряв надежду на то, что они живы, Климент скорбел о них, как о мертвых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Апостолов Павла и Силу повели на площадь, велели сорвать с них верхнюю одежду и бичевать их и позднее заключить в темницу. Очевидно, расправа учинилась без судебного разбирательства, так как городские служители ещё не знали о римском гражданстве Павла и Силы, а после испугались, услышав, что это Римские граждане. И, придя, извинились перед ними и, выведя, просили удалиться из города ( Деян.16:38–39 ). Далее миссионеры, следуя через Амфиполь и Аполлонию, пришли в Фессалонику. Апостол Павел на протяжении трёх суббот проповедовал в иудейской синагоге. Многие из иудеев присоединились к Павлу и Силе, также за ними последовали эллины и знатных женщин немало ( Деян.17:4 ). Следуя через Верию, Павел прибывает в Афины. «Это была уже истинная Эллада, без чужеземных примесей, гордая своим великим прошлым» 160 . Встретили Павла недоброжелательно: Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах» ( Деян.17:18 ). Причиной спора была проповедь апостола об Иисусе Христе и Его Воскресении. Апостол Павел, встав среди Ареопага, обратился к окружающим, возвестив: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны ( Деян.17:22 ), и начал излагать учение о Боге краткими, но очень убедительными словами. Несмотря на его убедительную речь, «за исключением двух-трёх обращений, в том числе одного члена Ареопага, в Афинах Павел не имел никакого успеха. Уверовавших было так мало, что они не смогли образовать даже небольшой общины» 161 . Павел покинул Афины и пришёл в Коринф, где встретился с Акилой и Прискиллой, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток ( Деян.18:3 ). Согласно Деяниям, апостол Павел проповедовал в этом городе год и шесть месяцев ( Деян.18:11 ). Пастырский дар его раскрылся в этом городе в полной мере, и многих он привлёк к истинной вере. Далее через Ефес и Кесарию, где апостол сам вошёл в синагогу и рассуждал с Иудеями ( Деян.18:19 ), он прибывает в конечную точку своего путешествия – Антиохию (сирийскую).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Об этом послушаем тебя в другое время: если бы это было сказано серьезно, с действительным желанием слушать, то апостол, без сомнения, остался бы в Афинах; но он скоро оставил этот город, – верный знак, что этих слов он не принимал в серьезном смысле, а в таком случае они были ничем иным, как светски вежливым приглашением прекратить речь, а может быть тоже насмешкой в смысле – после, после! – И так, и таким образом, т.е. принужденный прервать неоконченную речь, при легкомысленных насмешках с разных сторон, Павел вышел из среды их, т.е. из Ареопага. Впрочем, некоторые мужи (судя по выражению – немногие, ср. Деян.17:4 ), пристав к нему, т.е. пойдя за ним и войдя в более близкое общение с ним ( Деян.5:14 ; Деян.9:26 ), уверовали в Христа. – Дионисий Ареопагит , т.е. член Ареопага, следовательно, человек именитый и образованный, из каковых обыкновенно избирались члены Ареопага. По церковному преданию, он стал преданнейшим учеником апостола Павла, поставлен был от него епископом афинским, потом проповедовал Евангелие в Галлии и скончался мученически в Париже (Чет.-Мин. 3-го октября). – Дамарь: по преданию (там же) – жена Дионисия. Мужчины (не члены Ареопага) и женщины слушали речь Павла в Ареопаге, вероятно, с примыкавшей к нему площади (см. прим. к Деян.17:17 и Деян.17:19 ). – Другие с ними: не обильным плодом, как видно, окончилась мудрая речь Павла в Ареопаге, среди представителей цивилизации образованнейшего города: мир своей мудростью не узнал Бога в премудрости Божьей ( 1Кор.1:21 )! Глава 18 Павел в Коринфе (1–17) 1. После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. 2. И нашедши некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно из Италии, и Прискиллу, жену его (потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима), пришел к ним; 3. И по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Оставив Афины: и, кажется, вскоре после речи в Ареопаге. Пребывание Павла в Афинах ( Деян.17:16 ) и насмешливое отношение афинян к речи его в Ареопаге произвели столь тяжелое впечатление на пламенный дух Павла, что он, «не ожидая здесь большой пользы» (Злат.), не мог долго оставаться в этом городе и ушел в Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Да не будут тебе бози инии! Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской Духовной Академии Источник Слово в день празднования 95-й годовщины основания Московской Духовной Академии «Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе Синайстей, глас трубный глашаше зело... Гора же Синайская, дымяшеся вся» ( Исх. 19, 16, 18 ). И глагола Господь: «Аз есмь Господь Бог твой, ...да не будут тебе бози инии, разве Мене» ( Исх. 20, 2–3 ). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: «Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды – Меня – оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати» (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? " Никто..., – говорил Христос, – не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне» ( Мф. 6, 24 ). «Не знаете ли, – пишет св. апостол Иаков, брат Господень, – что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в вас» ( Иак. 4,4–5 ). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола ( Деян.17,16 )? Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое даже более опасное идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма различны, но все они равно печальны и горестны для мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Произнесено в Покровской церкви при Московской Духовной Академии 1-го октября 1909 года Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская дымяшеся вся ( Исх.19:16:18 ). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене ( Исх.20:2–3 ). Но и громы, и молнии оказались бессильны; не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды – Меня – оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати ( Иер.2:13 ). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне ( Мф.6:24 ). Не знаете ли, пишет св. апостол Иаков, брат Господень, что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас ( Иак.4:4–5 ). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди поклоняются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времена святого Апостола ( Деян.17:16 )? Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое, даже более опасное, идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма различны, но все они равно печальны и горестны для мира христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

К Солунянам первое послание Апостола Павла Солунь, ныне Салоники, в древности богатый город и торговый порт в Македонии, на большом торговом пути из Европы в Азию. По центральному положению место было удобное для проповеди, с значительным Иудейским населением. Апостол Павел прибыл сюда во время второго своего путешествия и многих обратил сначала своею проповедью, но вскоре неверные Иудеи возбудили против него и спутников его народное волнение, так что Павел и Сила едва спаслись из дома, осажденного толпою. Отсюда пошли они в Берию и потом в Афины и в Коринф. Но в Афинах дошло до них известие, что юная Солунская община подверглась гонениям. Тогда, не успев сам поехать в Солунь, он послал туда Тимофея и, по возвращении его, написал это первое послание к Солунянам. Оно писано, по-видимому, из Коринфа около 52 года по Р. Х. Глава 1. Похвала вере Солунян Павел и Силуан и Тимофей церкви Солунской о Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Всегда благодарим Бога за всех вас, поминая вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви, и терпение ваше в уповании на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим. Знаю, братия возлюбленные, что от Бога избрание ваше: наше у вас благовествование было не в слове только, но и в силе и в Духе Святом и со многим убеждением; сами вы знаете, как мы жили между вами ради вашего блага. И вы стали подражатели нам и Господу, и при многих скорбях прияли слово наше с радостию Духа Святого, так что стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте стала славна вера ваша в Бога, так что уже и нам не требовалось ничего говорить от себя. Ибо люди уже сами сказывают об нас, как мы были у вас приняты и как обратились вы от идолов служить живому и истинному Богу, и ожидать с небес пришествия Сына Его, Его же воскресил Он из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. Глава 2. Впечатления первого пребывания в Солуни

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

06.11.2019 #апостол Павел #богатые и бедные #Евангелие new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Многие ли из вас знают, что известная поговорка «Кто не работает, тот не ест» взята из Второго послания Фессалоникийцам? Дословно: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:10) , — эти слова давно уже обросли всевозможными народными толкованиями. Мы хотим познакомить вас с онлайн-подкастами американского православного священника Стивена Янга, в которых он комментирует трудные отрывки из Писания. Ведет передачу журналист Тим Венгер: Обычно слова «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» приводят как библейское обоснование того, почему не стоит давать милостыню малоимущим и поощрять «безработных лентяев». Все мы много раз это слышали. Но были ли действительно эти слова адресованы бедным? Отец Стивен Янг: Действительно, ведь даже святой Иоанн Златоуст с большим подозрением относился к состоятельным людям, которые разбогатели, не работая своими руками. К спекулянтам, не побоюсь этого слова. Может быть, это покажется вам неубедительным, но Иоанн Златоуст опирается на слова апостола Павла, который акцентирует, что обеспечивать себя нужно именно честным трудом. «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, пришел к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян 18:1–4). Апостол Павел встречает Прискиллу и Акилу, и они, чтобы обеспечить себя и свою миссию, продолжают шить палатки, как они и делали это в Коринфе. Павел будет подчеркивать это в своих посланиях: он никогда не брал денег взамен на проповедь Евангелия. Он никогда не появлялся в городе и не заявлял: «Теперь, когда я донес вам Благую Весть, кто хочет дать мне денег на мои нужды?». Павел боялся дать даже малейший повод думать, что он проповедует ради заработка. Он хотел, чтобы на это не было никакого намека — и он этого добился.

http://blog.predanie.ru/article/14951/?u...

157. О духовных течениях в нашей интеллигенции Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Деян. 17:21 . Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Екклес. 1:9. Мы живем в век радия, век электричества и всевозможных открытий в области наук естественных. Что было еще вчера новостью, то завтра станет известно всему культурному миру и новое изобретение приложат к жизни, используют, и оно станет заурядным явлением, устареет, а неутомимая наука, называемая археологией, откроет, что то, что мы называем новым изобретением, было известно уже в глубокой древности египтянам или ассириянам. Но современный культурный человек жаждет и ждет еще и еще нового, как те афиняне, о коих говорит евангелист, описывая прибытие Апостола Павла в Афины. Что я сказал относительно наук естественных, то в последнее время стало замечаться в наших интеллигентных кругах и относительно жизни и явлений в области человеческого духа. Правда, современный человек, погруженный в чувственность, ленив на то, чтобы почаще заглядывать в свою душу, в свое сердце: ему все времени на то не достает, все его “дома нет”, живет он почти исключительно интересами плоти и суетного мира: а все же, говорю, в последние два-три года замечается некоторый интерес и к области духа. К несчастью, враги Церкви подметили это явление, кажется мне, раньше тех, кто должен бы стоять на страже духовных интересов человека, и уже в значительной мере использовали замеченную склонность современного общества к так называемому мистицизму. Широкою волною стали распространяться такие учения, как спиритизм, месмеризм, оккультизм, буддизм и другие известные с глубокой древности заблуждения, которые, впрочем, теперь являются лишь под новыми названиями, чтобы привлечь тех, кто накидывается на всякую новинку. Но, как во дни великого пророка Илии, когда сей ревнитель истинной веры жаловался Богу, что он один остался на свете верующий, на самом деле, как ему было открыто, оставалось еще 7000 не преклонивших колен пред Ваалом; так и в наши дни еще не все потеряли веру в жизнь духа, еще есть жаждущие познания: в чем состоит истинный мистицизм и где искать удовлетворения этой жажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Глава 1 1Сол.1:1 .  Павел и Силуан и Тимофей – церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. «Павел и Силуан и Тимофей, церкви Солунстей о Бозе Отце, и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа». Думаю, что Силуаном назван Сила. Ибо Сила был вместе с Павлом и в Филиппах, и в Фессалонике, и в Беррии, и его с треблаженным Тимофеем оставив, Апостол отправился в Афины. Их ожидал к себе во время пребывания в Афинах; они были при Апостоле, когда проповедовал он в Коринфе. 1Сол.1:2 .  Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших. «Благодарим Бога всегда о всех вас, поминание о вас творяще в молитвах наших». Научаемся сперва благодарить за блага, предварительно нам дарованные, а потом уже просить благ недостающих. Ибо можно найти, что так везде поступает божественный Апостол. Дает же знать, за что песнословит он Бога всяческих. 1Сол.1:3 .  Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпе­ние упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим. «Непрестанно поминающе ваше дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа, пред Богом и Отцем нашим». Дело веры – твердость в опасностях. Ибо не только во время мира и тишины надлежит показывать веру, но должно держаться ее и во время волнения и бури. Так и любовь заключает в себе не только самое приятное наслаждение, но и все превосходящий труд. Ибо надлежит переносить прегрешения брата, хотя бы он ненавиствовал, или гневался, или превозносился, или страдал неблагодарностию. Посему-то Апостол с любовию сочетал труд и с упованием сопоставил терпение. Владыка же Христос даровал нам упование воскресения мертвых, бессмертной жизни, Царства Небесного. Но приявшему сие упование надлежит терпеливо ждать и мужественно переносить встречающиеся горести. Над всем этим, говорит Апостол, надзирает Бог всяческих. Ибо сие выражается словами: «пред Богом и Отцем нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вне Церкви Христовой не бывает спасения. Беседа с игуменом Афонского монастыря Святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом) Источник: " Русь Державная " – В наше трудное время, когда различные искушения подстерегают человека на каждом шагу, когда с каждым часом все с большей силой обрушиваются на него развращающие и опустошающие душу страсти и соблазны, многие люди забыли Бога. Верующие люди обращаются к Господу, к Пресвятой Богородице с мольбой, чтобы Они помиловали православный мир. Священники и монахи в России, на Святой Горе, повсюду, где есть очаги православной веры, усердно молятся за наш грешный мир... Как Вы считаете, Геронда, исходя из сегодняшней ситуации в мире, могут ли люди надеяться на счастливое будущее? – Конечно! Надежда никогда не должна исчезать! «Всякий, надеющийся на Господа, спасен будет», – говорится в Писании. Вне Церкви Христовой не бывает спасения. С верой мы обретем рай, спасение. Когда Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, Он сказал Своим ученикам: «Идите прежде к народу Израилеву и проповедуйте Воскресение Мое...» Однако же дом Израилев отошел от Господа, и не только не хотел слышать апостолов, но и тех, кто во Христа уверовал и проповедовал, предавал мучениям и смерти. Поэтому далее Господь говорит Своим ученикам: «Оставьте это погибшее стадо и идите ко всем остальным народам». И поэтому пошли апостолы во все концы земли проповедовать Истину Христову, Воскресение Христово, ибо иудеи потеряли все. Господь сказал Своим ученикам: «Идите к народам и проповедуйте, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа. И всякий, кто крестится, тот и спасен будет. Тот же, кто не будет веровать, тот погибнет. И когда будете стоять перед царями и правителями, не беспокойтесь и не думайте о том, что вы скажете, потому что Я буду говорить вместо вас». Таким образом апостолы Христовы, следуя заповеди Господа, шли и проповедовали Его Воскресение. Так и апостол Павел пришел к нам в Элладу в Афины. Вне Православной Церкви, вне того учения, которое она хранит, не бывает и не может быть спасения. Только в одной Церкви Христовой может быть спасение. Апостолы спрашивали Господа: «Учитель, когда будет Твое второе пришествие?». И Господь ответил им, что даже ангелы небесные не знают об этом, а только Отец Мой Небесный знает. Конечно, Он знал об этом, но не говорил по Своему смирению. И когда вы услышите, что идут войны или слухи о войнах, увидите знамение на небе и на земле, услышите о землетрясениях, страшных болезнях – это будет знаком начала. Господь говорит, что люди будут жить, как это было и во время праведного Ноя, когда женились, выходили замуж, беспечно проводили время. И вот тогда настанет конец этого земного мира, когда люди укоренятся во зле своем и отвергнутся любви Божией.

http://pravoslavie.ru/49705.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010