«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Часослов (рус) Часослов в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Второю часть книги составило приложение к Часослову. Часослов ВОССТАВ ОТ СНА По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Тропари Пресвятой Троице Восстав от сна, припадаем к Тебе, Благой,/и ангельскую песнь возглашаем Тебе, Сильный:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Слава: С постели и от сна Ты поднял меня, Господи!/Ум мой просвети и сердце,/и уста мои отверзи,/чтобы воспевать Тебя, Святая Троица:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» И ныне: Внезапно Судия придёт,/и дела каждого обнаружатся./Но в страхе воскликнем в полночь:/«Свят, Свят, Свят Ты, Боже,/ по молитвам Богородицы помилуй нас!» Господи, помилуй. (12) Молитва Пресвятой Троице Восстав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что по великой Твоей благости и долготерпению, Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня с беззакониями моими, но оказал мне обычное Твоё человеколюбие, и поднял меня, в бесчувствии лежащего, чтобы я рано утром к Тебе обратился и славословил власть Твою. И ныне просвети взоры мыслей моих, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему, и уразумевать заповеди Твои, и творить волю Твою, и петь, прославляя Тебя от сердца, и воспевать всесвятое имя Твоё, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва иная Слава Тебе, Царь, Боже Вседержитель! Ты божественным Твоим и человекролюбивым промыслом сподобил меня, грешного и недостойного от сна восстать и достигнуть входа в святой храм Твой. Прими, Господи, и глас моления Твоего, как глас святых и невещественных Твоих Сил, и благоволи, да сердцем чистым и духом смиренным принесена Тебе будет хвала от скверных уст моих, чтобы и мне стать общником мудрых дев с сияющим светильником души моей и славить Тебя, во Отце и Духе славимого – Бога-Слово. Аминь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Православная церковь 4 августа празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Православная церковь 4 августа празднует память святой равноапостольной Марии Магдалины, одной из жен-мироносиц, которая удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Родилась Мария Магдалина в местечке Магдалы в Галилее, жители которой отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине: Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. Впрочем, из Евангелия нам известно, что с юности она страдала тяжким недугом — беснованием. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним. Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами. Придя ко гробу Спасителя, она увидела отваленный от пещеры камень и в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа — Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему — и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: «Женщина, что ты плачешь?» — она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

http://pravmir.ru/den-pamyati-ravnoapost...

Протоиерей Димитрий Климов о Крещенских купаниях: обряд или экстрим Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме 18 января, 2016 Настоятель Свято-Никольского кафедрального собора, в канун праздника Крещения Господня говорит о том, что общего у крещенских омовений, зимних забав и звонка маме Проходят святки. Уставший от праздничного марафона народ, утратив последние надежды без потерь вернуться в привычную житейскую колею, собирает силы для ещё одного январского рывка – праздника Крещения Господня. «А ну-ка, парни, а ну-ка, девушки» Мы любим праздники, но не всегда знаем, что с ними делать и как их встречать. Само слово «праздный» в переводе со старо-славянского языка означает пустой. Поэтому беременная женщина непраздная, т.е. не пустая. Праздничный день это день пустой от повседневных дел, освобождённый для другого наполнения. И это наполнение зависит от того, какой это праздник религиозный, светский, личный или общественный. Если праздник не наполнять смыслом, то он становится просто пустым, выходным днём. Главный метод наполнения праздника определённым смыслом — коммеморация т.е. совместное воспоминание какого-либо события. Но специфика христианского праздника в том, что события, которые мы вспоминаем происходили не только во времени, но и вне времени, в вечности. Поэтому мы можем не только вспоминать их, но и участвовать в них. Этому участию помогает и на него настраивает тематика богослужения. В молитвах и песнопениях многократно описывается сюжет праздника и его богословский смысл. Ум, молящегося в храме человека, буквально погружается, как в питательную среду, в евангельские образы. Но не только вербальным способом происходит это погружение, ему способствует и атрибутика праздника. В день Входа Господня в Иерусалим верующие стоят в храме с ветками вербы, как встречающие Христа и воспевающие Ему осанну люди 2000 лет назад. В Великую пятницу на середину храма полагают плащаницу, как тело умершего Спасителя в гроб. В день Пятидесятницы дома и храмы украшают ветвями деревьев, травой и цветами в знак того, что Дух Святой животворит всё вокруг. В Рождество сооружают вертепы не только для наглядной иллюстрации, но для возможности ощутить себя предстоящими перед Богомладенцем вместе с волхвами и пастухами. Ну а в день Крещения Господня многие верующие люди трижды окунаются в воду после её освящения.

http://pravmir.ru/protoierey-dimitriy-kl...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 27 июля 2024 года 14. Суббота. Ап. от 70-ти Акилы. Мчч. Кирика и Иулитты (с 15 июля) . Прп. Никодима Святогорца (службу зри 1 июля) . Прп. Стефана Махрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (с 15 июля) . На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б) . А. На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1й – 3, и мучеников, глас 4й – 3. «Слава» – мучеников, глас 6й: «Приидите и узрите…», «И ныне» – догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8й: «Трилетен Троицу проповедаше…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 3й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4й: «Мученицы Твои, Господи…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Среди торжественных богослужений Православной Церкви самым величественным и радостным является богослужение Святой Пасхи. Само наименование праздника – «Пасха» (с древнееврейского – переход к жизни вечной) в соответствии с воспоминанием о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых вызывает у христианина священный радостный трепет. «Пасха! Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...», – воспевал боговдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин . Торжественное богослужение Светлого Праздника богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями и обычаями, в которых ясно выражены глубокие истины веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова. Обратимся к последованию пасхальной службы и изложим ее и символическое значение священных обрядов и обычаев пасхального богослужения. Богослужение кануна праздника – Великой Субботы наряду с воспоминанием о пребывании Господа во Гробе и Его сошествии во ад содержит мысли о Его Воскресении и потому является как бы предпразднством Светлого Христова Воскресения. В этот субботний день, на вечерне, соединенной с литургией святого Василия Великого , после входа с Евангелием и пения «Свете Тихий...», читаются перед Плащаницей пятнадцать паримий 1 . После 6-й паримии при открытых царских вратах поется стих «Славно бо прославися» и в заключение чтения паримий – «Господа пойте и превозносите Его во веки». В этих паримиях содержатся важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о вечном спасении людей через Крестные страдания Господа Иисуса Христа и о последовавшем за уничижением Господа Его славном Воскресении. Пение за литургией вместо «Трисвятаго» «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» напоминает молящимся о времени преддверия Праздника Пасхи, когда в Древней Церкви совершалось крещение оглашенных. Словами о Крещении во Христа начинается в эти предпразднственные часы и чтение Апостола ( Рим. 6:3–11 ), которое повествует о жизни христианской, о том, что верующие во Христа должны уподобиться Ему в жизни, раз и навсегда умерши греху, как и Сам Иисус Христос умер за грехи людей и воскрес для того, чтобы вечно жить и царствовать над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Суббота. 1. Суббота. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. Примечание. Перед началом вечернего богослужения («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 8-й: «Егоже древле Моисей…» , «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…». Примечание. Допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: Креста (Минеи), глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3; «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Святии Маккавеи…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Егоже древле Моисей…» . Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Души праведных…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Глас пророка…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же. Примечание. По окончании вечерни иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом, переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8) .

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-14/

Астрахань. Кремль. Троицкий монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и церковь Сретения Господня. Введенская и Сретенская церкви На территории Троицкого монастыря Карта и ближайшие объекты История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий», т. е. общежительный. К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня». Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года. Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом. Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

http://sobory.ru/article/?object=18059

Лисино-Корпус. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Автор: Дмитрий Снято: 8 мая 2010 Добавлено: 9 мая 2010 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня построена в 1863 г., архитектором Николаем Бенуа. В поселке с времен Петра I существует Лесная школа, а окрестности были излюбленным местом царской охоты. Для обслуживания всего этого хозяйства и была открыта православная церковь (собственно население посёлка до сих пор в основном лютеране, ингерманландцы). Храм в поселке Лисино-Корпус Тосненского района был построен в 1862 году по проекту известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа для воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся егерского училища, располагавшегося в поселке. Как принадлежавший ранее Лесному департаменту, храм был освящен в честь праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На эскизе церкви, датированном 10 октября 1858 г., сохранилась авторская пометка: «Во время присутствия Государя Императора в Лисинском учебном лесничестве, вечером 20 октября 1858 г. Его Величеству по рассмотрении сего проекта благоугодно было сказать мне: «Церковь мне очень нравится». Арх. Бенуа». Храм имеет в плане вид римского креста, высота каменной кладки до основания купола 18 сажен, длина 16 сажен, ширина 5-7 сажен. Вместимость 600 человек, имеет 3 входа, крыта железом, внутри выкрашена светло-голубой краской. Иконостас по рисунку Бенуа сделан петербургским купцом И.И. Николаи. Иконы Спасителя, Божией Матери, Тайной вечери и др. — работы академика В.В. Васильева. Пол в алтаре и большей половине паркетный, в остальной части — каменный. Бронзовые, вызолоченные люстры, подсвечники и канделябры украшали внутреннее убранство храма. Утварь и ризница куплены были в ювелирной фирме В.И. Сазикова Имелось 6 колоколов, самый большой — в 50 пудов. Всего министерство государственных имуществ затратило на постройку 40 тысяч рублей серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Протоиерей Андрей Логвинов Кострома Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим – ложку. Так уж Всевышний создал: мы – люди не когда дышим, а пока – любим… 31.09.98 Именем Твоим душа живится Ты – и руль, и лодка, и весло. Для Тебя летят по небу птицы, звезд, что мошек, к ночи нанесло. Для Тебя цветущие опушки ягоды кладут в земную горсть, для Тебя беззубые старушки к церкви ковыляют за семь верст. Вот и мне у них бы научиться жить любя и помереть любя, раз дано земному приобщиться от Тебя, Тобою, для Тебя. 03.08.99 Только тем немножечко и живу, что молитвы лодочка на плаву… 7.09.01 Всех, Россию любящих За нее радеющих, Сердцем пламенеющих – Сохрани Господь! Всех, спасенья жаждущих, Всех болящих, страждущих, Плачущих, горюющих – Укрепи Господь! Всех, обидой дышащих Или злобой пышущих, Радости не слышащих, – Просвети Господь! Всех, нас ненавидящих, Смысла в нас не видящих, Губящих, обидящих – Вразуми Господь! 10.10.2004 Икона «Неугасимая Свеча» Углич – точно знаменное пенье, Исцеляет старины наряд!.. Три шатра на церковке Успенья Как три свечки каменных горят. Дивная – ту церковку прозвали, Оттого что дивно хороша. Мир почти погиб во зле, в развале – Красотой спасается душа. В церкви возле входа есть икона – Кто-то и проскочит сгоряча – Необыкновенного канона Та «Неугасимая свеча». Видим: Матерь Божия со свечкой Через ночь вселенскую идет… Словно свечка та – Ее сердечко, Что зовет среди земных забот. Злится, мрет народ и матерится, Гибнет, как болящий без врача… Но в ночи Небесная Царица – Как Неугасимая Свеча. Матерь Божья, Ты – Свеча во мраке! Отогрей озябшего меня! Души – как бездомные собаки, Если без душевного огня. Матерь Божья, свет неугасимый! Жизнь – что пропасть, точно ада пасть. Просияй над нищею Россией, Чтобы нам в напастях не пропасть. Ты – Свеча надежды и терпенья, Свет любви среди земных утрат!.. В Угличе на церковке Успенья

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 22 июня 2024 года 9. Суббота 7й седмицы по Пасхе. Троицкая родительская суббота. Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского. Прп. Кирилла, игумена Белоезерского. Прп. Александра, игумена Куштского. Прав. Алексия Московского (служба может быть перенесена на четверг, 7 июня) . Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Служба по Цветной Триоди. Примечание. Полиелейная служба прав. Алексия Московского может быть перенесена на четверг, 7 июня (ср.: Типикон, 25 мая, 2е «зри»). Примечание. Заупокойная служба Троицкой родительской субботы, согласно Типикону, совершается, «якоже предызъявися в субботу мясопустную, во всем подобне», включая соотношение заупокойных текстов Триоди с песнопениями системы Октоиха. Ежегодно Троицкая родительская суббота приходится на один и тот же день периода пения Цветной Триоди – субботу 7й седмицы по Пасхе, поэтому заупокойные песнопения Триоди ежегодно соединяются с песнопениями Октоиха 6го гласа, действующего в данную седмицу. В силу этого, тексты 6го гласа, принадлежащие системе Октоиха и использующиеся в субботу 7й седмицы по Пасхе, приводятся в Цветной Триоди на ряду (ср., напр., мученичны на «Господи, воззвах», стиховны вечерни и утрени). На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мученичны (из Триоди), глас 6й – 3, и Триоди, глас 8й – 3. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Плачу и рыдаю…», «И ныне» – догматик, глас 6й: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Вместо прокимна – «Аллилуия», на 8й глас, с заупокойными стихами (см. в Цветной Триоди) – стих 1й: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи»; стих 2й: «И память их в род и род». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры из Триоди, глас 6й (с заупокойными припевами, см. Триодь). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Начаток ми и состав…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010