беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево. 27.03.2014 06:41:43 Кульков Сергей Андреевич - Добрый день, дорогие братья и сестры. Добрый день, слушатели радио «Радонеж». В начале этого часа вы услышите беседы о богослужениях Великого поста. У микрофона протоиерей Сергий Правдолюбов настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищево  - Праздник входа Господа в Иерусалим- это такой большой праздник, такое торжество! Песнопения были особенные, молитвы, стихи. А еще я вспоминаю свое школьное отношение к празднику. Мне захотелось узнать поточнее, что происходило в Иерусалиме в этот день. Я предпринял свой маленький богословский труд. Переписал из Евангелия одного, из Евангелия другого, из Евангелия третьего. А потом стал сравнивать и совмещать. Эта работа проделана давным- давно множеством людей. Но для ребенка было полезно понять и прочувствовать, как происходило это событие. И когда я уже во взрослом состоянии посетил святой град Иерусалим, я увидел то, что в детстве себе только представлял. Это была очень большая радость, понимание и ощущение того, что написали евангелисты. И второе воспоминание праздника входа Господня в Иерусалим- проповедь моего отца. Мой отец Анатолий был такой проповедник, о котором трудно передать то, как он говорил проповеди. Это необъяснимое даже не искусство, а вдохновение и благодать. И когда настоящий проповедник говорит, то ты не можешь объяснить механизм воздействия его проповеди на тебя самого. А сам проповедник тоже не может понять и объяснить, почему он так говорит. Он сам удивляется тому, что он говорит и как. Эта проповедь моего отца никаких новых богословских мыслей не открывала. Никаких новых, нестандартных, оригинальных мыслей не приносила. Но он говорил так, как мог говорить только древний святитель. Криминал в проповеди был. Это были хрущевские годы. И отец сказал такие слова: вы запрещаете ходить детям в храм божий, вот они стоят здесь. И как Господь говорит, из уст младенцев и грудных детей устроил хвалу. И если они замолчат, то камни возопиют. Вот это я помню. Это был криминал. Нельзя было разрешать детям ходить в церковь при Хрущеве.

http://radonezh.ru/text/besedy-o-bogoslu...

Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 28 июня 1858 г. произошло посещение Валаама Императором Александром II Николаевичем и Императрицею Мариею Александровною. С ними были Наследник Цесаревич Николай Александрович, а также будущий государь, тогда Великий Князь Александр Александрович и другие члены семьи. В память об этом посещении на месте ветхой была устроена новая каменная часовня Знамения. Возможно по проекту А. М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани 62-ступенную лестницу была возведена " Царская " часовня во имя иконы Божией Матери " Знамение " (1865 г.). Она выполнена из местного камня, цоколь из серого гранита и киоты из черного диабаза. На передней арке стих из Псалма «Господи, спаси Царя!». В часовне находились иконы Знамения, Святых, соименных Августейшим Особам, и преподобных Сергия и Германа. На часовне написано «Въ память Высошайшаго noceщehiя Валаамскаго Монастыря въ 1858 году Ихъ Императорскими Величествами Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ и Государынею Императрицею Mapieю Александровною, съ Ихъ Августейшимъ Семействомъ воздвигли Настоятель Монастыря Игуменъ Дамаскинъ съ бpamieю». Информация с сайтов http://vp.valaam.ru/guide/?id=319, С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон. http://www.pravoslavie.ru/114022.html В год 100-летия гонений на Русскую Православную Церковь Валаамским монастырем закончена реставрация т.н. «Царской часовни» во имя иконы Божией Матери " Знамение " . Часовня построена в память о посещении монастыря государем Александром II с семейством в июне 1858 года. Во время поездки Императора сопровождали члены Августейшего Семейства – Императрица Мария, вскоре умерший наследник Цесаревич Николай Александрович, а также Великий князь Александр Александрович – будущий Государь. Александр II преподнес монастырю облачения, покров, лампады. В память об этом посещении в 1865 году была устроена Знаменская часовня. Когда-то на этом месте стояла другая, более скромная. Обветшавшую часовню снесли, когда был задуман парадный гостиничный комплекс, и на ее месте поставили новую, за монументальность и отделку прозванную «царской».

http://sobory.ru/article/?object=08070

Глава 11 Удаление Иеговы из Иерусалима 1–3. Застав при выходе из храма, в восточных воротах его, совещание, на котором начальники в самоуверенной надежде на укрепленность города хотят отважиться на битву с халдеями. 4–13. Бог предрекает через пророка, что запятнанный кровью Иерусалим попадет в руки врага, который на границе Израиля произведет строгий суд над изменниками. 14–21. Напротив пленники, на которых в Иерусалиме смотрят с презрением, могут надеяться на лучшее будущее, если только они искренне обратятся к Богу; таким образом здесь указывается в той же драматической форме суда Божия над Иерусалимом новая, уже третья причина его падения (первая – осквернение храма идолопоклонством, вторая – нечестие: Иез.9.9 ), причина ближайшая – безрассудная попытка властей к сопротивлению халдеям. 22–25. После этого предсказания слава Господня продолжает свой путь и видение оканчивается. Иез.11:1 .  И поднял меня дух, и при­вел меня к восточным воротам дома Го­с­по­дня, которые обращены к востоку. И вот, у входа в ворота двадцать пять человек; и между ними я видел Иазанию, сына Азурова, и Фалтию, сына Ванеева, князей народа. «И поднял меня дух и привел», как в Иез.43.5 ср. Иез.3.14, 8.3 , а не как везде раньше в этом видении просто «привел» (и без подлежащего: Иез.8.7, 14, 16 ), может быть, по дальности в трудности ходьбы вслед за славой Господней, особенно для визионерного состояния… – «К восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку». Последняя, по-видимому, лишняя прибавка, может быть, хочет сказать, что эти ворота были последними в храме и ничто не загораживало отсюда восходящего солнца; совещавшиеся здесь князья, в одинаковом с солнцепоклонниками количестве, подобно последним обращены были к востоку. – «У (букв.: " в») входа в ворота»: под сводом, образуемым толстой стеной, в которой устроены были ворота. На востоке у ворот производятся судебные разбирательства и виновные тут же подвергаются наказанию. В настоящем случае у восточных ворот происходило очевидно заседание начальников; что оно происходило не у городских ворот, а у храмовых, это несомненно указывает на фактическое существование тогда такой практики, ср. Иер 26.10 ; эту практику Иезекииль, кажется, хочет вывести в Иез.44.2–3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4     Введение Краткие сведения о св. пророке Ионе, время его пророческого служения и содержание его книги Толковники обыкновенно полагают, что св. Иона 1 – тот самый, о котором говорит писатель 4-й книги Царств, что Иона был сын Амафиин, пророк из Гаф-хефера 2 , и предсказал израильскому царю Иеровоаму 2-му восстановление пределов Израиля от входа в Емаф 3 до моря пустыни 4 ( 4Цар. 14, 25 ). Если такое предположение справедливо, то неверными должно признавать все сказания о происхождении св. Ионы из других мест: св. Иона был израильтянин, из колена Завулонова. Здесь он жил и первоначально начал пророчествовать. Подробностей о жизни и деятельности св. Ионы в Израильском царстве Св. история не сохранила. Из последующей жизни вне сего царства только то известно, что сам пророк говорит в своей книге о посольстве в столицу Ассирии Ниневию и о своем пророчестве жителям сей столицы. О жизни и кончине св. пр. Ионы по возвращении из Ниневии также ничего не известно. Есть одни предания, не имеющие исторической достоверности 5 . Память сего пророка празднуется 22 сентября. В римско-католической церкви сохраняется предание, что св. Иона – один из тех св. пророков, которые воскресли со Спасителем ( Мф. 22, 52 ) 6 . О времени пророческого служения говорит Свящ. писатель 4-й книги Царств. Св. Иона пророчествовал при израильском царе Иеровоаме 2-м (цар. 835–794 до Р. X.), если здесь разумеется тот самый пророк, который написал книгу, известную под названием «Иона пророк». Но можно думать, что св. Иона начал пророчествовать ранее царствования Иеровоама 2-го. Свящ. писатель замечает о св. пророке Ионе, что он, по слову Господа Бога Израилева, изрек пророчество о восстановлении пределов Израиля. Это пророчество исполнилось при Иеровоаме 2-м, который и «восстановил пределы от входа в Емаф до моря пустыни» ( 4Цар. 14, 25 ). Свящ. писатель говорит о сем пророчестве Ионы, не определяя времени. Когда же изречено оно? Конечно, до восстановления пределов; иначе не было бы и предсказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что же в мире произошло? Ко дню второй годовщины ухода Великого Русского Человека Алексея Валерьевича Артемьева 27.11.2021 2094 Время на чтение 12 минут «Поверьте мне, господа, принадлежать России и пользоваться её покровительством есть истинное счастье…» Император Николай I В бурном развитии безыдейного времени сонные умы наших современников охвачены двумя неподвижными идеями: истреблением балласта (всех не приносящих дохода) и всеобщей франкенштейнизацией. Нет, возразите вы, как же неподвижные, если численность населения планеты стремительно убывает, а единственный авторитет, признанный людьми в возрасте от 9 до 25 лет – франкенштейн. Вот уж воистину вор в законе… Но Александр Сергеевич Пушкин , знавший не только бытийные, но и духовные законы всего сущего, предупреждал: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Ни виртуальный и, почти забытый «Бессмертный полк», ни реальный, «процветающий» даже в нынешнем лунном ландшафте «Ельцин-центр» более не противостоят друг другу как взаимоисключающие, ибо стали такими же неподвижными идеями. 2021 год: 180-летие убийства Лермонтова, 50-летие убийства Рубцова, 30-летие убийства Талькова, 20-летие кончины Великого Русского Писателя Виктора Петровича Астафьева… и, первое пророчество Пушкина, переставшее быть таковым. Увы, «Они любить умеют только мёртвых» – это до 2013, или быть может до 2006 года оставалось пророческим. Всё. Они мёртвых теперь не любят ещё больше, чем живых. Слышу! Слышу! А вот 200-летие Достоевского отметили! Отме-е-етили… В святом для Фёдора Михайловича и великой супруги его Анны Григорьевны Сниткиной городе Старая Русса, в центре, на Соборной площади в честь этого самого 200-летия Русского гения, открыли бистро «Раскольников» с топором и кровью при входе, далее на фартуках у официантов, на салфетках, на столах, и у входа в мужской туалет, а у входа в женский – топор и треть женской головки…

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/27/...

Однонефный храм монастыря (5,5 ´ 4,45 м) с полуцилиндрическим сводом был расписан в 1596, 1816, 1830 и 1849 гг. Фрагменты первоначальной росписи сохранились в алтаре и наосе. Считается, что их выполнил св. Пимен Зографский , на его авторство указывают как очевидное афонское влияние, так и идентичность декоративных элементов на фресках с теми, что украшают переписанные им Минеи и Октоихи ( Пандурски. 1975. С. 22-27). В алтаре сохранились росписи «Богородица «Знамение»», часть сцены «Причастие апостолов», ангел из композиции «Благовещение», Христос с потиром над жертвенником и на своде наоса - образы Христа Вседержителя, Христа Ветхого денми и сцена «Вознесение Господне». Стены наоса украшены 5 рядами росписей. На юж. стене в 1-м ряду 3 поясных образа пророков (читается: «Прор. Аввакум», рядом с ним: «Прор. Даниил»), во 2-м - фрагменты сцен «Воскресение Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим». Возле ростовых образов святых в 3-м ряду читаются имена святых Феодота, Феофилакта, Никифора, Епифания, Георгия, Василия, Антипы и Никиты. На сев. стене этот ряд продолжают образы святых Анфима и Евмения и святителей в облачениях с Евангелиями в руках (епископы Анкирский Феодор, Никомидийский Феофилакт, патриарх К-польский Никифор, свт. Епифаний Кипрский, епископы Митилинский Георгий Исповедник, Парийский Василий Исповедник, сщмч. Анфим Никомидийский и Гортинский Евмений). В 4-м ряду на юж. стене в медальонах с плетеным орнаментом видны образы св. Хрисанфа и нмч. Николая Нового Софийского. Левее, над 2-й нишей, изображены 3 Вавилонских отрока (Анания, Азария и Мисаил). Нижний ряд состоял из образов святых в человеческий рост: на юж. стене раскрыты фигуры святых Прокопия и Никиты (наиболее вероятно, что это Никита Ремесианский, V в.), на сев. стене - голова св. Трифона. На зап. стене в люнете сцены «Омовение ног» и «Тайная вечеря», в центре «Успение Пресв. Богородицы», обрамленное композициями «Преломление хлеба в Эммаусе» и «Избиение Вифлеемских младенцев». Ниже, с левой стороны от входа, представлены в рост св. Параскева (Петка), вмц. Екатерина и арх. Михаил, в нише - поясной образ свт. Николая Мирликийского. По сторонам от входа образы равноапостольных Константина и Елены и вмч. Пантелеимона, справа внизу, в медальоне,- Аарон из сцены «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2462293.html

Прибавление О так называемых переходящих праздниках, постах и днях поминовения усопших К переходящим праздникам, постам и дням поминовения усопших относятся такие, которые бывают не в одни и те же, А в равные числа месяцев в году. Переход этих дней с одних чисел на другие обыкновенно зависит от времени празднования главнейшего из всех праздников – Пасхи, или Светлого Христова Воскресения. Пасха же у нас в православной Церкви по особому расчисленю, называемому Пасхалией, празднуется в разное время, от 22-го марта до 25-го апреля, – в первый воскресный день после еврейской Пасхи, которая обыкновенно совершается в день весеннего мартовского полнолуния. Праздник Пасхи установлен в память славного Светлого (радостного) воскресения Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, почему иначе так и называется. Воскресение Христово совершилось на третий день после Его смерти, в первый день после еврейской пасхальной субботы, отчего и получило название Пасхи. В этот день весьма рано поутру сделаюсь сильное землетрясение. Ангел сошел к пещере, где был погребен Христос. Вид его был как молния, одеяние бело, как снег. Он отвалил камень от входа в пещеру. Иисус Христос восстал из гроба в Своем Божеском величии. Стражи, которые были поставлены к пещере распявшими Его иудейскими первосвященниками, от страха попадали на землю, как мертвые, и потом, опомнясь, разбежались. Некоторые из них пришли в Иерусалим и рассказали обо всем случившемся. Но враги Христовы дали стражам денег и научили их говорить, будто бы ученики Иисусовы пришли ночью и украли тело Его, когда стража спала. Воины взяли деньги и сделали так, как их научили. В самый день воскресения Христова, рано утром, некоторые женщины пришли ко гробу, чтобы помазать тело Его миром, чего не успели сделать при погребении, но нашли: камень отвален от входа в пещеру; тела не было, а лежали только одни одежды; на камне сидел ангел. И ангел сказал им: «Вы ищете Иисуса. Его нет. Он воскрес, как сказал. Пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 105. На песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий». В Великий Четверг за Божественной Литургией Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими… Песнь великого входа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня, в Великий Четверг, во время великого входа на Божественной Литургии вместо Херувимской песни мы слышали проникновенные слова: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Этими словами мы каждый раз молимся перед принятием Священных Христовых Таин. Но сегодня, в Великий Четверг, в день воспоминания Тайной вечери, когда Господь наш Иисус Христос Сам впервые причастил учеников Своих, Святая Церковь делает на этом песнопении особый акцент, подчеркивая важность совершаемого за Богослужением события. Сегодня у всех христиан Святая Трапеза и пир духовный! Мы готовились к этому благословенному дню, говели, очищались на поприще Великого поста. И вот Всещедрый Владыка для укрепления и ободрения всех верных Сам уготовляет благословенные Пищу и Питие, от которых вовек не будет голода и жажды. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» , – просим мы Спасителя нашего Иисуса Христа. С трепетом и страхом Божиим будем нынче входить на сию вечерю. Господь с нами! Незримо Он присутствует в храме Божием, пребывает в душах любящих и преданных Ему учеников. А мы? Мы, исповедующие святую православную веру, достойны ли называться последователями Христа, по праву ли носим это высокое имя?! Святое Евангелие преподает нам описание Тайной вечери. Трапеза совершалась по закону Моисея. В день Пасхи все иудеи должны были вкушать пасхального агнца в память исшествия народа Израиля из египетского плена.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Апрель Преподобная Мария Египетская 14 апр. (1 апр. по церковному календарю) Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине 5-го и в начале 6-го столетия. Ее молодость не предвещала ничего хорошего. Марии исполнилось лишь двенадцать лет, когда она ушла из своего дома в городе Александрии. Будучи свободной от родительского надзора, молодой и неопытной, Мария увлеклась порочной жизнью. Некому было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было немало. Так 17-ть лет Мария жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. Случилось это так. По стечению обстоятельств Мария присоединилась к группе паломников, направлявшихся в Святую Землю. Плывя с паломниками на корабле, Мария не переставала соблазнять людей и грешить. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди широкой толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой рукой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту. Охваченная ужасом и чувством глубокого раскаяния, она стала молить Бога простить ее грехи, обещая в корне исправить свою жизнь. Увидев у входа в храм икону Божией Матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. Мария исполнила свое обещание изменить свою жизнь. Из Иерусалима она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные пожелания и сделала сердце свое чистым храмом Духа Святого. Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре пророка Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел её во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз – идущей через реку Иордан, как по суше.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010