Под именем «входного» в Типиконе разумеется особый псаломский стих, употребляемый при богослужении в великие Господские праздники после малого литургийного входа. (Правда, в других книгах, напр., в Апостоле это название получает более широкий смысл и употребляется в применении и к другому песнопению, употребляющемуся после малого входа, именно: «Приидите поклонимся»..., – но это расширение значения слова: «входное» принадлежит уже не Типикону, а другой книге). «Входное», как особый стих по Типикону полагается только в Господские праздники: Рождество Христово, Богоявление, Сретение Господне, Преображение, Вознесение Господне, неделю ваий, Воздвижение креста, во всю светлую седмицу, неделю Пятидесятницы и Духов день. Обычно в приходских и монастырских церквах «входное» возглашается диаконом, стоящим в царских вратах, вслед за словами, им же произносимыми: «Премудрость, прости». Эта обычная практика возглашения «входного» диаконом (или священником, если богослужение совершается без диакона) находит себе оправдание в «Чиновнике архиерейского священнослужения» и, между прочим, в капитальном труде прот. К. Никольского : «Пособие к изучению устава Богослужения православной Церкви», где именно говорится, что «в великие праздники... диакон произносит «входное», «входной стих» (изд. 1394 г, стр. 394). В обычной практике вслед за провозглашением священнослужителем «входного» стиха, певцы поют тропарь праздника. Но эта обычная практика, однако, не везде применяется. Есть исключительные храмы, где певцы, следуя указанию того же прот. К. Никольского , по возглашении диаконом или священником «входного», поют не тропарь праздника, а «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», присоединяя к этому стиху соответствующий празднику припев, именно: в Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющие Ти»; в Богоявление Господне: «Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющие Ти»; в Вознесение: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющие Ти»; в Пятидесятницу и в понедельник Св. Духа: «Спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти»; в Преображение: «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющие Ти»; в Воздвижение: «Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся поющые Ти»; в неделю ваий: «Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющые Ти: аллилуиа» (ibid, стр. 395). По словам прот. Никольского, «эти праздничные припевы поются не только в день самого праздника, по и в попразднство до отдания». В подтверждение этих своих слов, прот. Никольский ссылается на службу 15 сентября, относительно которой в Типиконе, между прочим сказано: «По входе: Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющие Ти: аллилуиа. Сице поем и до отдания».

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Скачать epub pdf Победа Еще солнце не всходило. Луна не успела исчезнуть на небосклоне и обливала землю слабым потоком своих непостоянных лучей. По улицам святого града спешила женщина по направлению к саду, где погребен был распятый Господь. Это была Мария Магдалина. Она хотела почтить своего усопшего Учителя и Господа и несла к гробу драгоценное миро, намереваясь возлить его на Его пречистое тело. Не без робости вступила она в огороженный небольшою стеною сад. Осмотревшись несколько раз кругом, Мария направилась торопливо к гробу по тропинке, обросшей густым кустарником. Здесь было совершенно темно и стояла такая невозмутимая ничем тишина, что Мария могла слышать биение своего собственного сердца. Но вот она остановилась и внимательно прислушалась: какой-то тихий таинственный шелест нарушил внезапно торжественную тишину молчаливого сада. Быть может, это был ветерок, пробежавший по листочкам деревьев; но нет… ей как будто послышался тихий взмах ангельских крыльев. Приятное благоухание лилий наполнило воздух, и это благоухание охватывало Марию каким-то священным невольным трепетом. Долго стояла она на одном месте, боясь пошевелиться, едва дыша… и напряженно вслушиваясь в таинственные звуки. Вдруг слабый луч розоватого света прорезал темноту и почти в ту же минуту высоко в воздухе раздалась хвалебная песнь жаворонка. С легким восклицанием изумления бросилась Мария вперед. Этому изумлению не было и границ, когда она увидела, что камень от входа в гроб был сдвинут с места. Со смущением она заглянула внутрь пещеры и, обернувшись, торопливо направилась в Вифанию. Гроб оказался пустым! «Кто отвалит нам камень от входа в гроб?» Женщины остановились и вопросительно посмотрели друг на друга. Их было четверо: Мария, мать Иакова, жена Клеопы, Иоанна и Саломия. Они тоже вышли из города еще ранним утром, чтобы посетить священное место. Мы сами не в состоянии будем сдвинуть его: он очень ведь велик и тяжел! – заметила Саломия. Кто знает, еще, может быть, ученики Господа придут сюда, тем более что им известно было наше намерение прийти сюда рано и помазать миром тело Учителя… – ответила ей Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Ваий (Ин.12:1–18) Светлое и славное ныне совершается празднество входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. При совершении сего Богославного входа не было ни искусственных убранств, ни повелительных приуготовлений, ни ради страха поклонений, ниже других каких действий, каковые были чинимы древними Римскими военачальниками тогда, когда, возвращаясь победителями, торжественно входили в царственные грады: но были токмо естественная простота, самопроизвольное почитание, душевное благоговение, пророчеств Божеских исполнение. Иисус, воссед на жребяти осли, вшел во Иерусалим, да тако исполнит бывшее о Нем таинственное проречение: множество же народа, и как жители Иерусалимские, так и пришедшие для праздника Пасхи, услышав, яко грядет Иисус, прияв не медля в руки свои ваия от финик, обратясь вышли на сретение Ему, велегласно взывая: «осанна, благословен грядый во имя Господне Царь Израилев»! ( Ин.12:13 ) И иные из них постилали свои одежды на пути; другие же древесными ветвями устилали землю, по которой надлежало проходить Иисусу. Иные, заходя наперед, а иные, последуя Ему, взывали: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!» Иные же вопияли: «благословенно грядущее Царство, во имя Господа, отца нашего Давида: осанна в вышних»! ( Мк.11:10 ) И множество учеников Его, когда Иисус приближался уже к нисхождению с Елеонской горы, возвышали все глас и славословили Его, глаголюще: «благословен грядый Царь во имя Господне! мир на небеси и слава в вышних!» Также и незлобивые отроки, когда Он, пришед во Иерусалим, вшел во храм, взывали: «осанна Сыну Давидову!» Лазарево воскресение и преславное вхождение Господа Иисуса Христа во Иерусалим воспалили зависть у Архиереев, Фарисеев и старейшин народа; почему за сим последовали страдание Его, крест, смерть, – нашего спасения посредствия. Повествует же о сем ныне чтенное Евангелие, начинающееся так: Ин.12:1–2 .  «Прежде шести дний пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше. Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Тотьма. Церковь Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Предтечи самая старая из сохранившихся в Тотьме. Строилась церковь по заказу секретаря великоустюжской консистории Фирсова. Сейчас она существует в полуразрушенном виде, сохранился только нижний ярус. Первоначально двухъярусный четверик был увенчан небольшим восьмериком и главкой. С северной стороны к храму примыкал Ильинский придел, который сейчас разобран. Декор характерен для русской архитектуры 17 века. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Иоанно-Предтеченская церковь, 1738 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, прор. Илии. В 1788 г. в приходе числилось 554 человека, в 1868 г. - 493. Входо-Иерусалимская (Николаевская) церковь, 1789 года, каменная. Престолы в честь: Входа Господня в Иерусалим - главный, свт. Николая Мирлкийского. Возобновлённый храм в честь Входа Господня в Иерусалим освящён 8 октября 1872 г. Параскевинская церковь, 1795 года, каменная. Престол в честь вмц. Параскевы Пятницы. При Иоанно-Предтеченской церкви возобновленный холодный храм во имя свт. Николая Чудотворца 29 ноября 1864 г. освящён благочинным протоиереем Павлом Арсеньевским, возобновлённый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи освящён 27 октября 1868 г. Возобновлённый придельный храм во имя св. прор. Илии освящён 22 июня 1869 г. Частично сохранившийся храм Тотьмы был освящён во имя Иоанна Предтечи. Это один из самых ранних каменных храмов города, его возвели в 1738-1740 годах. Заказчиком выступил секретарь великоустюжской консистории И.Г. Фирсов. Храм состоял из нескольких ярусов: двухуровневого четверика, невысокого восьмерика, изящного барабанчика, увенчанного луковичной главкой. В этой церкви, построенной в первой половине XVIII века, ещё очень заметны черты древнерусской архитектуры: это и оконные наличники в виде многоступенчатой рамки, и килевидные кокошники. На снимке можно разглядеть портал с полуколоннами по бокам и килевидным архивольтом. Плоские пилястры с опорой на висячие консоли, карниз стены – эти черты характерны для раннего барокко.

http://sobory.ru/article/?object=06400

Ужгород. Собор Воздвижения Креста Господня (старый). Крестовоздвиженский собор /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1640 и 1646. Перестройки: 1773, 1848. Архитектор:Л. Фабри (перестройка 1848 года) Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, ул. Капитульная, д. 9 Координаты: 48.622885, 22.302198 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью С 1949 по 1991 годы принадлежал Православной церкви. В настоящее время является кафедральным собором Мукачевской епархии РГКЦ. Появлением великолепного собора Ужгород обязан графу Яношу Другету, управлявшему городом в начале XVII века. В 1640 году он пригласил в город монахов-иезуитов, которым выдал разрешение на обширную деятельность на Замковой горе. Строительство завершилось в 1646 году – небольшая римо-католическая церковь была построена в качестве собора для монастыря иезуитов и в таком виде просуществовала более века. Только после 1773 году вслед за ликвидацией иезуитского монашеского ордена собор приобрел более приближенный к современному вид. Тогда он был передан императрицей Марией-Терезией греко-католической епархии. Под руководством епископа А. Бачинского храм был перестроен по восточному обряду в качестве кафедрального собора в стиле барокко, также была возведена часовня Богородицы, и по завершении всех работ под порталом была установлена мемориальная доска, на которой на латинском языке была записана история Крестовоздвиженского кафедрального собора Ужгорода. Высокий, светлый снаружи и изнутри, монументальный, но в то же время легкий и изящный собор украсил самое сердце Ужгорода. Пройти мимо и не заметить его невозможно. Интересное архитектурное решение фасада, выполненного в виде портика с четырьмя колоннами, к которому ведет двусторонняя лестница из красного мрамора, и два симметричных трехъярусных купола с венскими курантами, обращенными в сторону входа в собор, делают храм своеобразным и запоминающимся. Оба купола выступают также в роли колоколен: в том, что слева от входа в храм, установлен гигантский колокол «Иван» весом одна тонна, а в правом находится еще более огромный колокол весом три тонны.

http://sobory.ru/article/?object=29013

8 святынь Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события, а чудесные явления подтверждают догадки ученых. Из воспоминаний инок. Елены, 1997 Была я как-то на воротах, когда пришла одна гречанка, паломница, и спрашивает: «Нет ли у вас тут пещеры? Мне было во сне видение: пещера, а в ней молящийся Иисус. Значит, как я понимаю, пещера должна быть в Гефсимании. Внизу ничего похожего нет, но, может бытъ, у вас?» Показали ей нашу пещерку, и она признала в ней ту, что видела во сне. Сначала переполошилась, бедная, потом успокоилась и долго сидела в ней. И часто к нам приходила, пока не уехала. А сколько случаев было, что бесноватые в ней кричали и рычали! А один паломник из Киева взял с собой маленький камешек, что на полу нашел, а через месяц позвонил нашей матушке Анне, чтобы сообщить, что тот обильно мироточит. Такие чудеса! Среди святынь Русской Гефсимании особым почитанием пользуются «Лестница Спасителя». В результате работ по расчистке русским историком-археологом профессором Григорием Ивановичем Лукьяновым были открыты 7 последних ступеней Библейской лестницы, служившей для религиозных процессий, еще в ветхозаветный период. Это место, место события Входа Господня в Иерусалим. В 1987 над ступеньками лестницы, на пожертвования «русских австралийцев» была построена маленькая открытая часовня, посвященная евангельскому событию входа Господня в Иерусалим. Была первая половина первого весеннего месяца, первый день недели. В этот вечно празднуемый день, когда красное солнышко еще только поднялось из-за Аравийских гор и приветливо осветило пределы Иудейские, достигая своими лучами величественной столицы Израиля/.../, толпы народа, собравшиеся к великому празднику Пасхи, шумно толковали о слышанном величайшем чуде.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Аннотация Антология святоотеческих творений на воскрешение Лазаря и на Вход Господень в Иерусалим включает произведения разных традиций и эпох, византийских, латинских и русских авторов – от преподобного Ефрема Сирина до святителя Луки Крымского . Издание предваряет вводная статья П. Ю. Малкова , призванная в ясной и доступной форме познакомить читателя с важнейшими богословскими и нравственными особенностями святоотеческого учения о духовном и нравственном значении этих евангельских событий. Две весны Обычно в дни Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим еще лежит снег. Если Пасха поздняя, то это пожухлый, посеревший снежок, смерзшийся в твердую ледяную корку, сильно осевший перед лицом грядущего тепла. Если же Пасха по церковному календарю празднуется достаточно рано, то это пушистый и мягкий глубокий снег, еще и не думающий стаивать с земли. И все же, независимо от месяца, от погоды, от даты празднования Пасхи, в день Входа Господня в наших храмах появляются первые знаки наступившей весны – найденные и сорванные по речным оврагам, по лесным опушкам веточки распустившейся вербы. Ее набухшие пушистые почки говорят нам, что для Церкви теперь настает какое-то особое, новое время. Что грядет не только та весна, в которую тает снег, прорастает первая трава, с юга прилетают птицы, возрождается и воскресает после долгого зимнего сна природа, но и близится та духовная весна, в которую возрождается и воскресает к жизни наша собственная душа – вместе с главным праздником Православной Церкви – Пасхой Воскресения Христова. Но сегодня до Пасхи еще целая неделя, впереди строгая и молитвенная Страстная седмица – время непрекращающихся богослужений, воспоминание мучительных страданий Господа. И все же радость этой духовной пасхальной весны нами уже предощущается, угадывается, как хорошо угадывается в эти еще очень холодные дни – благодаря распустившимся вербам – и весна календарная. Наступает новое удивительное время. И начало ему в церковном сознании полагает Лазарева суббота: воспоминание самого поразительного чуда из всех тех многочисленных чудотворений, что совершил в Своей земной жизни Господь Иисус Христос , – празднование воскрешения четверодневного Лазаря. А на следующий – воскресный – день Церковь уже молитвенно предстоит иному важнейшему евангельскому событию: торжественному, царственному, но и смиренному входу Господа в пределы Иерусалима. Он вступает сюда, радостно приветствуемый толпами народа, прознавшего о чуде воскрешения Лазаря. И в то же время входит сюда для того, чтобы лишь немного спустя оказаться осужденным этим ныне ликующим народом на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан: Освятить вербу, но не быть на богослужениях Страстной Седмицы, не имеет смысла 7 апреля, 2015. Митрополит Горловский и Славянский Митрофан Когда есть любовь, тогда и жить хорошо 7 апреля. ПРАВМИР. В праздник Входа Господня в Иерусалим архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в нижнем храме в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви Богоявленского кафедрального собора. По окончании богослужения он обратился к собравшимся с архипастырским словом. Всех вас, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с сегодняшним двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим, который у нас ещё называют Вербным Воскресеньем, потому что вместо пальмовых ветвей мы освящаем ветви вербы. В этот день, как и в праздники — Богоявления, когда освящают воду, Преображения, когда освящают плоды, на Пасху, когда освящают куличи, — храмы переполнены. И всякий раз, когда стекается народ, это у нас связано с тем, что в церкви происходит освящение — то ли яблок, то ли верб, то ли куличей. То, что храмы полные, и люди стоят и обращаются к Богу, не может не радовать. Но в душе возникает вопрос: почему в другие воскресные и праздничные дни мы в таком количестве в храме не собираемся? Ведь в каждый воскресный день в храмах Божиих мы можем получить не просто кусочек вербы или святую воду, но можем причаститься Тела и Крови Христовых, стать причастниками самого великого таинства. В Вербное Воскресенье перед храмом, как на Пасху, всегда много людей, и освящают вербы. Я помню время, когда никто не знал, что вербы надо освящать. Вечером в храмах было вечернее богослужение, во время которого читается молитва на освящение ветвей. Мы готовимся встречать Христа и вместе с Ним проводить Страстную седмицу, встречать Пасху. Но сейчас все просят вербу освятить. Сначала таких людей было сто, двести, триста, потом два-три круга вокруг церкви собиралось. Потом у нас спрашивают: «Объясните нам, зачем вербу освящать?» А мы их спрашиваем: объясните нам, почему вы приходите вербу освящать, а на Страстную Седмицу не приходите на службу?

http://pravmir.ru/arhiepiskop-gorlovskiy...

В. Чернов Вход Господень В Иерусалим События праздника Воспоминание торжественного входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Его спасительных страданий и победного воскресения совершается Церковью в воскресенье за семь дней до Пасхи. Так же этот день называют «Неделя ваий» или «Вербное воскресенье». В Греции и на Ближнем Востоке принято в этот день совершать крестный ход с пальмовыми ветвями в руках, в память о встрече Господа жителями Иерусалима. В России вместо пальм обычно употребляются веточки вербы, которая зацветает весной прежде всех растений. Об этом событии подробно рассказывают все четыре евангелиста ( Мф. 21:1–11 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:28–44 ; Ин. 12:12–19 ). Господь Иисус Христос шел теперь в Иерусалим для того, чтобы исполнилось всё написанное о Нем пророками как о Мессии. Он шел для того, чтобы испить чашу искупительных страданий, дать душу Свою в избавление за многих и потом войти в славу Свою. Поэтому в полную противоположность тому, как держал Себя Господь прежде, Он решил этот Свой последний вход в Иерусалим устроить с особой торжественностью. Первые три Евангелиста передают нам подробности, которыми сопровождалась подготовка этого торжественного входа. Когда Господь с учениками, окруженный множеством народа, сопровождавшего Его от Вифинии и встречавшегося по пути, приблизился к горе Елеонской, Он послал двух учеников в селение, находившееся перед ними, с поручением привести ослицу и молодого осла. Гора Елеонская, или Масличная, называлась так по множеству росших в ней оливковых деревьев. Она находилась к востоку от Иерусалима, отделяясь от него ручьем или потоком Кедров, который почти совершенно высыхал летом. На западном склоне горы, обращенном к Иерусалиму, находился сад, называвшийся Гефсиманией. На восточном же склоне горы лежали два селения, упоминаемые у святых Марка и Луки Виффагия и Вифания (Матфей говорит только о первой). С горы Елеонской был прекрасный вид на все части Иерусалима. Торжественное вступление в город Кони на древнем Востоке были дороги и употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий использовались ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда символом войны, сесть на мула или осла – знаком мира. В мирное время даже цари и вожди ездили на этих животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Воронеж. Церковь Илии Пророка (Входа Господня в Иерусалим). Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Каменная церковь Ильи Пророка была построена на месте сгоревшей деревянной в период с 1767 по 1771 года. Находится эта церковь на правом, высоком берегу Воронежского водохранилища, недалеко от здания главного корпуса ВГУ на ул. Севастьяновский съезд. Храм построен в стиле барокко. В 1809 году в церкви крестили Алексея Кольцова, будущего известного поэта. В начале 1930-х годов церковь была закрыта и использовалась в качестве архива. Возвращена епархии в 1993 году. Купола двух разоренных храмов вот уже тридцать лет составляют привычный пейзаж для студентов университета. Стоит только выглянуть из окна аудитории в направлении водохранилища, и в них упирается взгляд. Поневоле представляется, как сияли бы их главы с золочеными крестами, если жили бы храмы своей привычной жизнью... При взгляде от университета налево будет Ильинская церковь. Боковой придел храма в честь святого Илии, праздник которого отмечается 20 июля по старому стилю, дал общеупотребительное название всей церкви. Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви, в тот момент уже считавшейся ветхой, относится к 1642 году. В 1642—1645 годах она была перестроена воеводой М.А. Вельяминовым на собственные средства и переименована в Троицкую с приделом во имя святого Ильи-пророка. К концу XVII века Троицкая на посаде церковь становится известной под именем Входоиерусалимской; дата смены небесного покровителя не установлена. Во время пожара 1748 года деревянная церковь сгорела. Четыре года спустя ее построили вновь из леса разобранной Покровской церкви (ту переделывали в тот момент в каменную). Простояла такая церковь недолго, всего полтора десятилетия. В 1767 году началось строительство каменной церкви, и 20 июля 1770 года епископ Тихон II освятил главный престол. Ильинский же придел был завершен чуть позже, к январю 1771 года. Еще один придельный алтарь в трапезной — в честь мученика Антипы — устроен в 1810— 1812 годах на средства купца И. Рьндина. Деньги на создание иконостасов в приделах пожертвовал купец Н. Рубцов. Как отмечал в конце минувшего века Д.И. Самбикин, заботами старосты А. Петрова Ильинский храм «благолепно» украшен, его интерьер — лучший в Воронеже: стены отделаны под мрамор и покрыты росписью. Внимание прихожан приковывали великолепные иконы, среди них Божия Матерь, написанная в XVIII веке и одетая в 1847 году серебряной ризой в память об избавлении города от холеры, а также иконы священномученика Антипы и благоверного князя Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=08886

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010