2244 Есть еще мнение что Илия помажет Мессию и будет воскрешать мертвых. 2245 Надо прибавить, что кроме Илии иудеи ожидали и ожидают пришествие также и других ветхозаветных пророков – Моисея, Иеремии и Исаии 2246 . 2. Христианское толкование. Иудейские воззрения в значительной мере стали достоянием и христианского круга представлений. Ширер в доказательство этого ссылается на несколько стихов Коммодиана (Carmen apologet. v. 826 sq.) и на след. место из т. н. Сивиллинских предсказаний (Oracula Sibyllina II, 187–190): Και τοθ’ ο Θεσβιτης γε, απ’ ουρανου ρμα τιτανων Ουρνιον, γαη δ» επιβς, ττε σματα τρισσα Κσμω λω δεξει τε απoλλυμνου βιτοιο. 2247 Христианские же взгляды в собственном смысле слова частью примыкают к толкованию пришествия Илии, данному Христом и Евангелистами, частью же опираются на толкование Откр.11:3–18 . В первом случае под Илией пророком разумеется св. Иоанн Предтеча, а во втором – Илия Фесвитянин, – пророк, живший в царствование Ахава и имеющий прийти с неба пред вторым пришествием Христовым. аа) Вот Евангельское толкование: «и спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Иисус же сказал в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все: но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе» ( Мф.17:10–13 ; ср. Мк.9:11–13 ). «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя... и если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти» ( Мф.11:11, 14 ). Илиею был св. Иоанн потому, что предходил пред Господом «в духе и силе Илии», как предсказал при рождении его архангел Гавриил, прямо процитировавший даже пророчество Мал.3:24 : «он (Иоанн) предъидет пред Ним ( – пред Господом) в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:17 ). Это авторитетное толкование, казалось, не могло бы быть отвергнуто христианскими комментаторами Малахии. И мы видим, что, напр., Иустин мученик , – при всем своем тяготении к толкованию эсхатологическому, – все-таки настаивает на правильности и этого евангельского объяснения:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

22. И аще не быша прекратилис ны, не бы уб спаслас вска плоть: избранныхъ же ради прекраттс ны. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни Те дни (дние оны), т. е. дни бедствий при разрушении Иерусалима. Не спаслась бы никакая плоть, т. е. все жители Иудеи погибли бы от меча, голода и язвы. Ради избранных, т. е. христиан. Христиане называются избранными потому, что из среды всех людей они избраны Богом быть членами царства Христова ( 1Петр. 1:1–2 ; Рим. 1:7 и т. п.). Нет сомнения, что в Иерусалиме и окрестностях его было не мало и Иудеев, уверовавших во Христа; ради их-то, т. е. для того, чтобы сохранить христиан от бедствий и погибели, и были сокращены дни бедствий. И из истории разрушения Иерусалима известно, что осаждавший его, Тит сначала имел намерение принудить Иудеев к сдаче города голодом, для чего окружил город новою стеною. Но дела римской империи принудили завоевателя ускорить осаду и взять город приступом. 23. Тогда аще кто речетъ вамъ: с, зд хртосъ, ил нд: не имите вры: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Св. Златоуст и другие толкователи полагают, что с этих слов Христовых начинается ответ Его ученикам на другой их вопрос вопрос о времени кончины мира и второго пришествия Его на всемирный суд. Нельзя опускать из вида и того, что разрушение Иерусалима было прообразом кончины мира, и потому оба события Господь изображает нераздельно, так что некоторые черты более приложимы к одному, другия к другому событию (Мих.). Тогда, т. е. в то время, когда должны совершиться те события, о которых пойдет речь ниже (Злат.). 24. востантъ бо и лжепророцы и дадтъ и чдеса, коже прельстити, аще возможно, и избранны. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных В этих словах Господь указывает, что и пред вторым пришествием Его явятся такие люди, которые будут выдавать себя за Мессию и пророков, каковые являлись пред разрушением Иерусалима (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

27. Тогда вщавъ петръ реч с, мы ставихомъ вс и вслдъ идохомъ: что убо бдетъ намъ; Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Тогда, т. е. после того, как И. Христос высказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от И. Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Господа. Оставихом вся (оставили все). Все, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные жилища свои, т. е. показали такое же самоотвержение, какое оказал бы богач, отказавшись от своего богатства. Что убо будет нам? т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этм, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его ни мало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех. 28. же реч имъ: аминь глю вамъ, к вы по мн, въ сдетъ снъ на пртол славы свое, сдете и вы на двоюнадесте пртл, сдще бманадесте колнома Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых Награда за самоотвержение обещается не в настоящей жизни, как, быть может, мечтали, в своем общем заблуждении относительно царства Мессии, апостолы, но в будущей. В пакибытие. Пакибытием, т. е. вторым бытием, называется в Священном писании крещение, как новое духовное рождение, рождение свыше ( Ин. 3:3 ; Тит. 3:5 ). Но здесь, как видно из дальнейших слов, разумеется будущее, при втором пришествии Христовом для суда, преобразование мира, восстановление его в первоначальное, бывшее до грехопадения первых людей, состояние ( 2Пет. 3:10–13 ; Рим. 8:19 и дал. и др.). На престоле славы Своея, на престоле славном, великолепном (24:30; 26:64).Сядете и вы на двоюнадесяте престолу (на двенадцати престолах) судяще обеманадесяте коленома Израилевома (судить двенадцать колен Израилевых).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

2 без содействия рук. Т.е. под действием сверхъестественной силы. ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его. Частью железные, частью глиняные ноги истукана являются образом разнородного четвертого царства, отличного от предшествующего («железного»). 2:37–40 Ты царь... другое царство... третье царство... четвертое царство. Исследователи полагают, что эти четыре царства суть царства Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское. Кульминация сна относится к последнему из них (см. Введение: Трудности истолкования). 2 они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим. Четвертое царство будет смешанным, и усилия объединить разнородные его части окажутся безуспешными. Смешанная природа четвертого царства может быть истолкована по-разному. Исследователи предполагают, что железу уподоблен имперский дух римской государственности, в то время как глина символ римских провинций с их разнородными национальными, политическими и культурными традициями. 2 во дни тех царств. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на преемственность четырех царств, т.е. не следует думать, что все они были разрушены одновременно. царство, которое вовеки не разрушится. Полагают, что здесь подразумевается Царство Божие, установленное Христом. Другое мнение, что в данном случае имеется в виду тысячелетнее царство Христово, которое последует за Его Вторым пришествием (ср. Откр. 19,11 20,6). См. статью «Царство Божие». 2 Тогда царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу. Примечательно, что Навуходоносор и Даниил как бы меняются местами. В жесте царя предчувствие грядущего Царства Божиего, пророк же, с помощью Господа, оказался вознесенным на вершину земной славы и почета. 2 Бог ваш есть Бог богов. Эти слова не означают, что Навуходоносор принял Бога иудеев как единственного истинного Бога, но очевидно, что царь считает Его могущественнее вавилонских богов. Владыка царей. Сквозной темой 1–6 является положение, высказанное в данном случае Навуходоносором, что Богу Израиля подвластны все земные цари и царств (см. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3 .2. Апостол Павел всегда связывал идею всеобщего воскресения с воскресением Христовым и вторым Его пришествием. Эти события открывают путь к будущему спасению живым и мертвым ( 1Фес.4:13–18 ). В гор. Коринфе в полемике с противниками воскресения мертвых 16 происходившими, вероятно, из еврейской диаспоры, Павел описывает всеобщее воскресение как действие божественного Промысла и противопоставляет его смерти первозданного Адама. Как Адам стал причиной всеобщей смерти, так Христос – первенец из мертвых, стал началом всеобщего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке. Первенец Христос, затем Христовы в пришествие Его» ( 1Кор.15:23 ). Но человек не должен пассивно ожидать явления Христа Спасителя. Входя в общение со страдающим Христом ( Флп.3:10 ) через спострадание Ему, человек во многом сам определяет свою будущую жизнь: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ) 17 . 3 .3. О спострадании, как приобщении к страданиям Христовым, много говорит в своих сочинениях свт. Феофан Затворник († 1894). Для него спострадание это любой вид жизненных испытаний с мыслью о Христе распятом. Есть два основных вида такого спострадания. Первый – через внешние скорби и лишения, например, болезни тела, оскорбления, клевета, нищета и др., которые человек сознательно переносит ради веры во Христа. Другой – борьба со своими внутренними недостатками, которые ап. Павел называет страстями и похотями: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Здесь имеется ввиду добровольное сопротивление всем недобрым пожеланиям, безжалостное принуждение себя к деланию добрых дел и борьба с самим собой, которую свт. Феофан называет самоумерщвлением. Конечно, это не истязание самого себя до изнеможения, а стойкое противостояние своим дурным привычкам, которые становятся как бы второй природой человека. Поскольку страдания, не зависящие от нас, и добровольные скорби одинаково болезненны, то перенесение их «в полном смысле есть спострадание Господу, сообразное Его смерти» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

4:3-5). Есть Церковь Христова Православная, а есть басни, сплетающиеся с ней. Мы обязаны, следовательно, избегать, отвращаться басен, быть бдительными, упражняя себя в благочестии; а для этого нужно именно распознавать эти басни, которые выдают себя за церковное учение. И главное, первое условие здесь — быть честным перед собою и перед Богом. Нынешний упадок церковного сознания характеризуется, в том числе, и некоей боязнью правды, и даже больше — внесением лжи в Церковь. В качестве примера могу привести хотя бы приписывание свт. Филарету Московскому известной фразы: «Люби врагов своих, гнушайся врагами Божиими, ненавидь врагов Отечества». Нигде в книгах, где встречается это высказывание, я не находил ссылки на сочинения свт. Филарета. Кликушеский бестселлер «Россия перед вторым пришествием», например, приведя этот афоризм, ссылается не на творения, хоть какие–нибудь, московского святителя, а на какие–то сомнительные издания. Мы же с вами должны искать правды и убегать лжи и не прятаться от вопросов и противоречий, но выяснять подлинно церковную точку зрения на них. Блаженны алчущие и жаждущие правды (Мф. 5:6). Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6:33). Это прямая заповедь Божия. Нужно также распознавать ложь, избегать ее, бороться с ней, памятуя, что диавол — отец лжи (Ин. 8:44). Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! (Ис. 5:20). И смущению, что мы якобы «судим» Церковь, места не должно быть. Не Церковь мы судим: в Церкви нет лжи и не может быть. А отделить от Церкви то, что ею не является, но выдает себя за нее, — мы обязаны — хотя бы ради себя, чтобы не уклониться от правого пути. Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю (Пс. 118:113), — говорит Псалмопевец; если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста (Иер. 15:19), — говорит Господь через пророка. Каковы же критерии, по которым мы можем отличить «драгоценное« от «ничтожного»? Как нам различить, где учение Церкви, а где древние, традиционные, многими почитаемые «подмены»? Эти критерии дают нам Священное Писание и Священное Предание, а что это такое — будет предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

671 Напр. св. Ириней (Прот. ерес. У, 25), Ипполит (О Христе и антихрист 49 гл, Твор. Ипполита, еп. римского, в рус. пер. II вып. Каз. 1899 г.), Кирилл Иерус. (Сл. оглас. XV, 13. 15–16), блаж. Иероним и блаж. Феодорит (оба в толк, на кн. пр. Даниила), Августиш (О граде Бож. XX. 23). 673 Ирин. Прот. ерес. V кн., XXVI, I. Св. отец замечает, что в своих рассуждениях об антихристе руководствовался между прочим свидетельством тех, кои «лицем к лицу видели Иоанна» (там же, 30 гл.). Согласно с св. Иринеем объясняются апокалипсические пророчества в кн. Ипполита «О Христе и антихристе», у Ефрема Сирина , блаж. Августина, Кирилла иерус. блаж. Феодорита. 675 Такое мение высказывали, напр., Ириней (Пр. ерес. V кн. XXX, 2), Ипполит (Сказ, о Христе и антихр. 14 и 15 гл.), блаж. Феодорит (На Быт. 112 ), Кирилл иерус. (Огл. сл. XV, 15), Андрей, архиепр. Кесарии Каппадок., – в «Толковании на Апокалипсие», – VII гл. (Это «Толкование» в рус. переводе издаваемо было в 1882, 1884, 1889. 1902 и в 1904 г. Цитавдя делается по изд. Москва. 1–904 г.), Амеросий (De bened. patriarch cap. VII et in Psalm. XL ), Иларй (in Matin. XVII). 676 Иаков, при блогословении детей, сказал о Дане: Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадает назад ( Быт. 49, 17 ). «Сие пророчество, говорить один из наших противораскольнических писателей, я разумею так: путь – земное житие человека, который стремится возвратиться во свое отечество, откуда и вышел, в чертоге небесных обителей; конь есть скоротекущий век от сотворения до скончания мира; пята коня – последние дни века сего, за которые змий-антихрист и ухватится зубами своими пред вторым Христовым пришествием». Малышева И. свящ. Книга об антихристе. 1892 г. 35 стр. Сн. Беляева проф. О безбожии. 196 стр. 677 Иер. 8, 16–17 по русскому переводу: «От Дана слыпиен храп коней – его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем. Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет зоговаривания, и они будут уязвлять вас, говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

75 Дьявол называется у апостола имеющим державу смерти , потому что он – виновник в людях греха, а через грех – смерть, и этим пользовался для погибели человечества. Поэтому все люди во все время своей жизни на земле были в рабстве греха и дьявола и трепетали смерти. От этого рабства греху и страха смерти и избавил людей воплотившийся Бог Своей смертью и воскресением. Смертью искупил Он от рабства греха, а воскресением разрушил телесную смерть ( 2Тим.1:10 ). Пока существует в людях телесная смерть, но в их духовном возрождении через таинства крещения и Евхаристии ( Ин.6:51 ) полагается как бы семя (начало) новой телесной жизни, которая в будущей жизни станет нетленной, ожидание чего и вложено в души верующих. Если верующие во Христа и умирают, то для того, чтобы восстать из гробов победителями смерти. 76 То есть как смерть Адама по телу и душе внесла и в весь мир смерть и разрушение, так тем более жизнь Иисуса Христа вносит в мир обилие благодати и жизнь – в прощении грехов, в святости при помощи благодати Святого Духа, даруемой верующим; так что наследство Адама – царство смерти, а наследство Христа – царство жизни. Таким образом, Иисус Христос является вполне родоначальником нового человечества и Вторым Адамом . 77 Апостольские слова заключают в себе следующий смысл: погружаясь в купель крещения, все мы делаемся участниками спасительной смерти Иисуса Христа, которая очистила нас от греха и дала нам жизнь и оправдание. 78 Слова: смерть Господню возвещает е означают, что причащением тела и крови Христа Спасителя вы возвещаете всем о том, что был на земле Господь Бог воплотившийся, Который умер на кресте за наши грехи ( 1Кор.15:3 ). 79 То есть Иисус Христос первый из умерших воскрес телесно и, воскресши из мертвых, уже не умирает : смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим.6:9 ). Сила воскресения Христова так велика, что из него выйдет жизнь для всех людей, и воскресение Христа есть возможность уже воскресение всех. Ибо как смерть чрез человека , говорит апостол, так чрез человека и воскресение мертвых . Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор.15:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

XI:22 – 24), и вслед за сим, устремляя свой взор в отдаленное будущее, присовокупил следующее: не хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри (дабы вы о себе не мечтали), яко ослепление отчасти израилевы бысть, дондеже исполнение языков внидет (что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников). И тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: приидет от Сиона избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова (Римл. XI:25, 26). Выраженная здесь апостолом мысль та, что хотя иудеи с ожесточением отвергли, прежде всего им предвозвещенное, Евангелие Христово, и вслед за сим отложились от царствия Христова, в которое естественнее всего было им прежде других войти, но тем не менее они не лишены возможности войти, и на самом деле войдут в него, только это, по особенному таинственному устроению Божию, случится не раньше того, как войдет в сие царство полное число язычников. А так как вступление в церковь полного числа язычников совпадает с концом проповеди евангельской всем народам и языкам, имеющим предварить собою и кончину мира с вторым пришествием Христовым; то и обращение или спасение сего Израиля, о котором предрек апостол, должно совпасть с этими последними временами, и послужить таким же признаком близости кончины мира и второго пришествия Христова.    5) Наконец, самым ясным и последним признаком близости второго пришествия И. Христа для суда над миром будет служит появление антихриста, который мало того, что сам будет воплощенным злом и ложью, но находясь под особенным действием сатаниным, будет употреблять всевозможные льстивые и губительные средства для того, чтобы поколебать или совершенно ниспровергнуть нестерпимое для него царство Христово, как царство истины и добра, и на его месте водрузить и упрочить свое собственное мрачное греховное царство, что имеет продолжаться до тех пор, пока не будет положен этому конец самым пришествием Христовым.    „Да не обольстит вас никто никаким образом, писал ап. Павел в послании к Солунянам, ибо день тот (Христов) не приидет, пока не прийдет прежде отступление, и не откроется человек греха ( νθρωπος τς μαρτας, сын погибели ( ις τς πωλεας, противящийся ( περιρμενος) и превозносящийся (κα περαιρμενος) выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога..., которого пришествие по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2 Солун.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010