Для уяснения сейчас сказанного внимательно вникнем в обстоятельства, которыми сопровождалось устроение этого святилища. Прежде всего мысленному взору нашему представляется, что чрез все время устроения этого храма, от основания его до настоящего дня освящения, события, относящиеся к устроению его, носят отпечаток лишений, нестроений и вообще много такого, что могло служить препятствием к благоуспешному ведению дела строительства, видны как бы чьи-то усилия к уничтожению начатого храмоздания. Над этим храмом Живоначальной Троицы как бы повторилась участь второго Иерусалимского храма Иеговы, который был оставлен строителями на половине работ по причине многих препятствий, встреченных ими при производстве строительных работ. Оставив храм, иудеи занялись построением собственных жилищ. Свою небрежность в этом отношении строители хотели оправдывать тем ложным предположением, что якобы еще не пришло время построения храма Божия. На обличение их и для возбуждения готовности к продолжению оставленной постройки послан был пророк Аггей, который в обличительной речи своей от лица Божия говорил народу и представителям его: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь: одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что?.. За Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» ( Агг.1:2,4–6 ,9 ). Не то же ли было и здесь, с этим храмом? Не так же ли думать о нем готовы были некоторые, а может быть многие, что не время строить дом Господень, и стали строить свои домы, устроять здания для общественных увеселений, созидать храмы наук и искусств? Там, при построении Иерусалимского храма, Господь возбудил дух правителя народного и первосвященника к возобновлению строительных работ – и здесь было нечто подобное: и здесь был возбужден дух главы города и святителя-первосвященника, которые и увлекли за собой дух городских обитателей к восстановлению развалин храма. Пошли приношения крупные и мелкие; храм стал расти не по годам, а как бы по дням и часам – откуда что бралось! Назначенный в мыслях человеческих к уничтожению, храм этот, по чудному устроению Всезиждущей и Живоначальной Троицы, явился теперь в такой красоте и величии, каким мы его видим. Насколько этот дом Святой Троицы был жалок, беден, уничижен в дни смирения своего, настолько он любезен и великолепен теперь, хотя еще и скуден средствами для будущего своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на сем месте Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:5-9). Речь идет о том, что именно в этот храм, который восстанавливает Зоровавель, пускай он и не такой богатый, не такой большой, явится Желаемый всеми народами, то есть Христос. И через это слава второго храма будет больше славы храма Соломонова. Вы помните, что когда освящался храм Соломонов, сошел огонь и попалил жертвы, облако покрыло его, так что не могли туда входить священники для служения. Но то было символом. А здесь храм наполнится славой, потому что там явится Христос, Сам Бог (вспомним видение пророка Иезекииля о возвращении в храм славы Божией (Иез. 44 гл.). Мы говорили, что это – мессианское пророчество). Это пророчество для нас важно тем, что второй храм уже разрушен. И тогда одно из двух: либо не исполнилось пророчество Аггея, либо, если оно исполнилось, тогда уже нельзя ждать Мессию, потому что Он уже должен был прийти, пришел до того, как в 70-м году храм был разрушен. В третьей речи Аггей говорит, что до того, как они восстановят храм, они нечисты. Все законы ритуальной чистоты и очищения были связаны с теми или иными жертвоприношениями. Очищение, в частности, очищение от греха, было напрямую связано с храмовым культом. Если не было храма и не было полноты богослужения, например, обрядов судного дня, то, соответственно, не было возможности очиститься и в чистоте приступить к Богу. И поэтому этим определялась практическая и скорейшая необходимость возрождения храма: очистившись, они получат благословение на все свои труды. Этот подход очень образно распространен здесь на нравственное состояние народа: «Так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет.

http://sedmitza.ru/lib/text/431591/

На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: " Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? " Даниил ответил ему из рва: " царь! Бог мой послал Своего ангела заградить пасти львам, потому что я оказался чист пред Ним, и пред тобою, царь, я не сделал преступления " . Тогда царь велел поднять Даниила из рва, а туда бросить его обвинителей. И не успели они коснуться земли, как львы схватили и растерзали их. После этого царь Дарий написал приказ: " мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живой и Присносущий, и царство Его несокрушимо и владычество Его бесконечно " . Пророк Даниил преуспевал и в царствование Дария и в царствование Кира Персидского. Он многое предсказал о будущем, что потом и сбылось. Даниил предсказал время, когда должен родиться Христос Спаситель: именно через семьдесят седмин, то есть через 490 лет. Он предсказал также, что Христос будет предан смерти, а за нею последует разрушение храма и города и прекращение ветхозаветных жертв (Даниил 9, 23-27). ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию - " Книга прор. Даниила " . Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма Иудеи были в плену вавилонском семьдесят лет. Царь персидский Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться из плена в свое отечество и построить в Иерусалиме храм Господень. Сорок две тысячи иудеев отправились в свою землю. Оставшиеся в Вавилоне иудеи оказали им помощь золотом, серебром и другим имуществом и сверх того богатыми пожертвованиями на храм. Царь отдал иудеям священные сосуды, которые были взяты Навуходоносором из храма Соломонова. Возвратившись в Иерусалим, иудеи сначала возобновили жертвенник Господу Богу, а потом, на другой год, положили основание храму. Самаряне, узнав об этом, изъявили желание принять участие в постройке храма, но иудеи, чтобы сохранить свое богослужение в чистоте, отказали им в этом. Через девятнадцать лет храм был окончен. Новый храм был не таким богатым и великолепным, как храм Соломона. Старцы, помнившие великолепие прежнего храма, плакали о том, что этот второй храм беднее и меньше прежнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Но выводить из этого, что Мессия уже пришел, едва ли можно, тем более, что пророчество Даниила, по мнению раввинов, запечатано от людей, т. е. тайну эту Бог нам не открыл». Законоучитель. «Во истину учение это раввинское не справедливо; ибо цель явления небесного вестника Гавриила, именно и была та, как видно из св. Писания, чтобы открыть Даниилу кончину плена и время избавления народа: «Данииле, аз приидох возвестити тебе, яко муж желаний еси ты». К приведенным пророчествам, свидетельствующим о пришествии Мессии, принадлежит и пророчество Малахии, оно весьма верно определяет время пришествия Христа, оно указывает даже в какой храм придет Мессия: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно приидет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». ( Мал. 3:1 ). Также свидетельствует о явлении Христа–Мессии во 2-м: храме и пророк Аггей: «И придет Желаемый всеми народами, и наполнит Дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7, 9 ). Эти пророчества ясно показывают, что Мессия уже пришел. Ибо где теперь второй храм, в котором, по словам Аггея и Малахии, должен явиться чаемый языками Мессия? Иудей. «Раввины наши относят пророчество Аггея к третьему храму, который будет славен более второго. Законоучитель. «Следует больше верить, друг мой, слову Божию, нежели учению раввинов; ибо одно слово Божие может направить человека на путь истинный. Прочти внимательно вышесказанные мною тебе тексты Св. Писания, и тогда легко узнаешь чье мнение справедливее. «Зане велия будет, говорит пророк, слава храма сего последнего, больше первого» а слово «последний» доказывает, что уже не будет третьего храма, Пророк здесь указывает на тот храм, который был пред очами его, и который давно уже разорен Титом. Значите, этот храм был последний, и слава, и величие этого храма были более, нежели слава и величие храма Соломонова, потому что в нем явился «Чаемый от языков " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Но исполнились и другие пророческие слова Христа. «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов“: теперь где только христианский народ, там и храмы Божии. И у людей, у которых нет храмов Божиих, нет и истинной веры во Христа. Божии храмы будут существовать у христиан до кончины мира, когда «откроется человек греха (антихрист), сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2: 1–4 ), «чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе“ (От. 13: 6), как хулят и теперь слуги его, сектанты, жилище Божие и живущих на небе святых угодников Божиих. Это обличающее сектантов место Св. Писания ясно показывает, что и после разрушения Иерусалимского храма у истинных христиан будут существовать св. храмы до конца мира, до второго пришествия Христа – Судии вселенной. 10) Сектант: Христос не особенно чтил храм Иерусалимский; Он даже желал видеть его разрушенным: «разрушьте храм сей“, предлагал Он иудеям ( Иоан.2: 19 ). Объяснения православного: Нужно дальше читать этот стих, чтобы видеть ложное понимание его сектантами: «и Я в три дня воздвигну его“. Слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» – относятся не к Иерусалимскому храму: «Он говорил о храме тела Своего“ (ст. 21-й), как поясняет это Евангелист, т. е. Христос под разрушением и трехдневным созданием храма разумел Свою смерть и трехдневное воскресение. А о том, что Христос любил храм Иерусалимский, свидетельствуют и пречистые слезы Его, при мысли о предстоящем разрушении храма язычниками ( Лк. 19: 41 ), и изгнание из храма нарушителей святости его, и название храма «домом“ Его ( Мр. 11: 15–17 ). Сектанты оказываются хуже врагов Христа, искавших лжесвидетелей на Него, чтобы убить Его, ибо когда некоторые из них, «встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: мы слышали, как Он говорил: «Я разрушу храм сей рукотворенный и чрез три дня воздвигну другой нерукотворенный», – первосвященники и синедрион, выслушав лжесвидетелей, признали, что «свидетельство их не было достаточно“ ( Мр. 14: 55–59 ), а сектанты считают его достаточным, по своему неразумию, вместе с лжесвидетелями обвиняя Христа в желании разрушить храм Иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Прочитаем 1 и 2 стих: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр.11:1–2 ). Внешний двор Иерусалимского храма, осязаемого храма, и первого и второго, предназначался для язычников. Дальше этого внешнего двора они не имели права заходить. Здесь, говоря о духовном храме веры, Господь наставляет Иоанна Богослова, что не надо измерять внешний двор храма, потому что язычники не могут иметь духовного роста, а задача в измерении храма не просто как строения, а как духовного явления. И призыв измерить поклоняющихся в храме свидетельствует о том, что духовный рост имеет особый интерес со стороны Бога, если он наблюдается в нашей жизни. А так как в жизни язычников духовный рост не наблюдается, Господь говорит: не надо измерять внешний двор. Это не значит, что Господь не заботится о язычниках. Сейчас язычники – это все неверующие люди, сейчас язычниками являются все те, которые, хотя и крещены, но не живут по-христиански. Есть такое древнее предание о том, что однажды к праведному Аврааму, который жил в окружении язычников, пришел один идолопоклонник, Авраам говорит ему (Авраам был гостеприимный): – Давай я тебя накормлю. – И дал ему тарелку супа. Язычник хотел уже есть, а Авраам говорит: – Откажись от всех богов своих, признай единого Бога, и кушай. Язычник же: – Да не буду я отказываться от богов. Авраам обиделся на него и говорит: – Уходи тогда, не ешь в моем шатре. Ну, язычник вышел раздраженный, а Авраам остался перед этой тарелкой. И прозвучал голос Божий: – Я кормлю всех людей на земле, не только людей, но и животных, и птиц, и рыб без всяких предварительных условий, забочусь о пропитании всей твари без всяких предварительных условий. А ты тарелку вырвал из рук язычника. Я забочусь, чтобы все люди питались в день три, четыре раза, попускаю им заработок, достаток, а ты у него тарелку вырвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

С этого времени начинается постоянная и сильная вражда Самарян к Иудеям. «И стал народ земли той (Самарянской) ослаблять руки народа Иудейского и препятствовать ему в строении. И подкупали против них советников (царских), чтобы разрушить предприятие их во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» ( 1Ездр.4:4–5 ). При Кире клеветы и козни Самарян и других врагов Иудейского народа, конечно, не могли иметь успеха; но уже преемник Кира и сын его Камбиз обращал внимание на доносы клеветников, а преемнику 5 Камбиза было донесено, что Иудеи строят не один храм, но укрепляют и Иерусалим с целью отложиться (ст.13). «Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме и остановка эта продолжалась до второго года царствования Дария 6 , царя Персидского» (ст.24). Когда таким образом работы по созиданию храма были остановлены, Иудеи занялись устройством своего быта; ибо все было раззорено, опустошено в Иудее Халдеями и другими врагами. Все нужно было созидать снова. Время шло незаметно среди житейских попечений и дел. Прежнее горячее усердие к построению храма Божия охладело, ревность пропала; доканчивать постройку храма не столько не смели, сколько не хотели, хотя прежние опасности миновались, препятствий со стороны врагов не было. Между тем храм был необходим; ибо с ним соединены были все лучшие, священные интересы Иудейского народа. Это была сокровищница священных преданий, установлений, образов и гаданий; это была школа, где Иудеи воспитывались, учились и приготовлялись к принятию Спасителя мира. Св. Аггей говорит, что Господь Бог наказывал Иудеев за нерадение к храму, вразумлял их разными бедствиями. Но этих вразумлений Иудеи не понимали, или не хотели понимать, оставались беспечными по-прежнему. Потому, Бог послал вразумить их Св. прор. Аггея и побудить их к дальнейшей постройке храма. Это была главная цель посольства сего пророка. Св. пророк с ревностью принялся за дело, ему порученное. Четыре раза он получал откровения свыше, и четыре раза своими Боговдохновенными речами возбуждал, оживлял усердие народа к созиданию храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Согласно с этим откровением, по выходе повеления царя Артаксеркса Долгорукого о восстановлении Иерусалима, в первые семь семилетий устроился город Иерусалим. По прошествии следующих 62-х семилетий, то есть через 483 года после выхода повеления царя Артаксеркса Долгорукого, пострадал и умер Иисус Христос и тем отменил ветхозаветные жертвы. Все 70-е семилетие употреблено было на утверждение Нового Завета. Затем вскоре последовало разрушение Иерусалима римлянами 505 . Иудеи под властью персов. Освобождение иудеев из плена вавилонского и возвращение в свою землю (4972 год от сотворения мира, 537 год до Рождества Христова) 506 Когда исполнились предсказанные Иеремиею 70 лет плена вавилонского, обладателем большей части азиатских царств, известных в то время, стал Кир, царь персидский. В первый же год единодержавия его Господь возбудил дух его, и он позволил иудеям возвратиться в свою землю и построить храм Господень в Иерусалиме, и отдал им сосуды, которые Навуходоносор взял из Иерусалимского храма 507 . Более 42000 человек иудеев и израильтян возвратились в свое отечество под предводительством потомка Давида, Зоровавеля 508 и первосвященника Иисуса. Придя в Иудею, они поселились в прежних городах своих, оставаясь под властью царей персидских. Но многие из иудеев и израильтян остались на плодородных землях в стране своих победителей ( 2Пар. 36:20–23 ; 1Ездр. 1, 2; 2 Ездры 2:1–15). Построение второго храма в Иерусалиме. Пророки Аггей и Захария Возвратившись в отечество, иудеи сначала устроили на прежнем месте жертвенник для приношения жертв Богу, а во второй год после возвращения в Иерусалим, при пении псалмов и звуках музыки, положили основание храма Господня. Самаряне, желая приносить жертвы в храме Иерусалимском, предложили иудеям строить храм вместе с ними. Но иудеи, боясь, чтобы самаряне не ввели в богослужение чего-либо незаконного, сказали им: «Мы одни будем строить храм Господу, как повелел нам Кир, царь персидский». Оскорбившись отказом, самаряне стали препятствовать иудеям строить храм и донесли царю персидскому (одному из преемников Кира), что иудеи строят крепостные стены, и когда построят, то не будут покорны ему. По указу царя построение храма было остановлено. Когда царем персидским стал Дарий (сын Гистаспа), пророки Аггей и Захария побудили иудеев снова приступить к построению храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

гл. 8), когда весь народ иудейский, избавившись от угрожавшей смерти, получил прежнюю свободу. От второго года Дария до последнего года Ассуира образуется сто пятьдесят пять лет и четыре месяца. Если приложить их к предшествующим двумстам тридцати четырем годам, то они составят триста восемьдесят девять лет и четыре месяца. Что же касается спанья на правом боку, то есть сорока лет, то они легко вычисляются. В царствование его „пришли рабы Навуходоносора, царя вавилонского, к Иерусалиму, и он был окружен укреплениями». И прииде Навуходоносор, царь вавилонский, на град, когда отроцы его обседяху град. И изыде Иехониа, царь Иудин, к царю вавилонскому, сам и мати его, и отроцы его, и князи его, и скопцы его, и взя его царь вавилонский во осмое лето царства своего. И изнесе вся сокровища оттуду, сущая в доме Господни, и сокровища дому царева (4 Цар. 24:10-13). И немного спустя: и пресели иерусалимляны, и вся князи и сильные крепостию, плена десять тысящ пленив, и всякого древоделя, и художники, и никтоже остася, токмо убозии земли тоя (там же, ст. 14). По пленении его с бесчисленным множеством народа и со всеми богатствами Иерусалима, одиннадцать лет царствовал Седекия, при котором взят был город и разрушен храм, запустение которого продолжалось семьдесят лет, до второго года Дарья. В тридцатый же год запустения храма воцарился в Персии Кир, по низвержении Астиага, царя мидийского; он, согласно с пророчеством Исаии (гл. 45), около пятидесяти тысяч человек из колена Иудина отпустил в Иерусалим и [выдал] сосуды храма, которые унес Навуходоносор, и прочее, о чем повествует история Ездры (1 Ездр. гл. 1). Поэтому как в Израиле, то есть в десяти коленах, от Факея, царя израильского, при котором Салманассар многое опустошил у народа израильского, до сорокового года Ассуира мы насчитываем триста девяносто лет, — до того времени, когда утихло преследование всего иудейского народа; так от первого года Иехонии, когда большая часть иерусалимлян была переселена в Вавилон, до первого года Кира, царя персидского, то есть до тридцатого года запустения храма, когда было облегчено положение иудейских пленников и возвращена свобода народу, насчитывается сорок лет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дарий, царь Мидийский, овладев Вавилоном, очень полюбил Даниила и сделал его главным начальником в своем царстве. Вельможи завидовали славе Даниила и досадовали, что пленный Иудей занял такое высокое место и решились погубить его. Они упросили царя Дария подписать указ, чтобы никто в продолжение тридцати дней не смел просить ни о чем, ни Бога, ни человека, кроме царя, а кто не исполнит этого указа, тот будет брошен в ров ко львам. Даниил, несмотря на этот указ, каждый день три раза открывал окно к Иерусалиму, преклонял колена и молился Богу. Враги донесли об этом царю и потребовали бросить Даниила в ров. Царь с большой скорбью согласился на это. Но Господь послал Ангела, который защитил Даниила ото львов. Утром царь, узнав, что Даниил жив, обрадовался, приказал освободить его изо рва, а на его место бросить заговорщиков с их женами и детьми. Когда их бросили, то львы тотчас же растерзали их. После этого царь Дарий прославил Бога Израилева, и Даниила полюбил еще более. § 37. Возвращение Иудеев из плена Вавилонского и построение второго храма (1 кн. Ездры гл. 3 и 6 Агг. 2, 6–9) Иудеи пробыли в плену Вавилонском 70 лет. Кир, царь Персидский, овладел царством Вавилонским, позволил Иудеям, возвратиться в отечество. Пользуясь этим позволением, очень многие Иудеи возвратились на родину. На второй год они приступили к построению в Иерусалиме второго храма на месте первого. При торжестве основания храма священники в облачении трубили в трубы, левиты пели священные псалмы, а народ громогласно восклицал и прославлял Бога. Через 20 лет храм был построен и торжественно освящен. Священная история Нового Завета § 1. Предсказание о рождении Иоанна Крестителя и рождество его (Лк. 1, 5–25; 57–80) Около времени Рождества Иисуса Христа в Иудеи жили праведные люди: священник Захария и жена его Елисавета. Они дожили до старости и не имели детей. Однажды, когда Захария совершал служение в Иерусалимском храме, ему явился Ангел Господень по правую сторону алтаря кадильного. Захария смутился. Ангел сказал ему: «Не бойся Захария, Бог услышал твою молитву, Елисавета родит тебе сына и назовешь его Иоанном». Захария спросил Ангела: «Чем я могу удостовериться в этом? Я стар и жена моя в летах преклонных». Ангел сказал ему: «Ты не будешь говорить до тех пор, пока не исполнится предсказание». Предсказание Ангела исполнилось. Елисавета родила сына. Наступил восьмой день, когда по обычаю Еврейскому младенца обрезали и давали имя. Родные и знакомые хотели назвать его по имени отца Захарией. Спросили Елисавету, она пожелала, чтобы назвали его Иоанном. Обратились к Захарии. Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему»; тотчас же открылись уста его; он стал говорить, прославлял Бога и предсказывал, что Иоанн будет Предтечей Иисуса Христа. § 2. Рождество Пресвятой Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010