Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте, почему Бог попустил разрушение Второго Храма? ”Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.” — Мф.24:2 Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа Вопрос о разрушении Второго храма в меньшей степени уместен (в сравнении с вопросом о разрушении Первого храма). Вот в отношении храма Соломона и правда можно недоумевать: как Господь в 586 году до Р. Х. допустил разрушение единственного места, где совершалось законное богослужение истинному Богу? А в отношении Второго храма все проще. Храм был разрушен потому, что здесь потеряли веру в Бога. Даже больше, имея веру, люди ради сохранения земных удобств, готовы были враждовать против Бога. Они творили убийства и беззакония с именем Бога на устах, этим пытались поставить Бога себе на службу. Безумные! Господь им при жизни как бы говорил: “Израиль, трудно тебе идти против рожна?” Деян. 26:14 Но Бог поругаем не бывает, опорочить Его невозможно Гал. 6:7 Вы правильно процитировали, Бог не просто попустил, а это был акт Его гнева за богоубийство, акт наказания убийц: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. ( Матф.22:2–7 ) Вместе с тем, вход Мессии во Второй храм состоялся, как то и было предсказано пророком Аггеем. Это было наказанием за грех распятия Бога Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-byl-razr...

Одинаковость обстоятельств, одновременно вызвавшая на пророческую деятельность Аггея и Захарию, естественно, произвела и близкое соотношение в содержании их пророчеств. Именно: св. пророк Аггей, прежде всего, укоряет Зоровавеля с Иисусом и народ за медленность в построении храма, в связи с которой ставит самые физические бедствия, в это время, иудеев. Когда «Зоровавель, первосвященник Иисус и, пасомый ими, народ, – говорит бл. Феодорит, – выслушав сии угрозы, исполнились страха и повиновались изреченному; человеколюбивый Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает через (того же) пророка: Аз с вами, глаголет Господь ( Агг. 1:13 ; сравн. Мф. 28:18–20). Не теряйте мужества, потому что Я – ваш Содейственник и Помощник 6 . И слово Божие не осталось недейственным: И возбудил, говорит пророк, Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего ( Агг. 1:14 ). Но, при этом, стариков иудеев, видевших храм Соломонов ( Агг. 2:1–3 ), чрезвычайно соблазняла ничтожность плана нового храма сравнительно с первым ( 1Ездр. 3:12 ). Их скорбь о скудости нового храма 7 была тем естественнее, что, вследствие всегдашней привязанности к букве закона, они издавна привыкли соединять свою славу с великолепием храма, которым они измеряли отношение в себе Иеговы. Теперь же, при виде скудного храма, им думалось, что Иегова оставил народ свой, что давние чаяния и ожидания его тщетны: тем понятиям, которые они имели о Мессии, тому величию, которое должно иметь царство иудейское между другими народами, когда придет Мессия, далеко не соответствовал настоящий скудный храм 8 . Конечно, в этом случае было слишком слабо основание к нерадению о постройке храма со стороны стариков иудеев, потому что, помня прежнюю славу храма и прежнее великолепие его, они в существе дела должны были, тем с большею ревностью заняться построением второго храма, чтобы хоть сколько-нибудь приблизить его в великолепию первого 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Первая речь  произнесена в первый день шестого месяца второго года царствования Дария и содержится в первой главе с присовокуплением первого стиха второй главы. Указав повеление Божие – обращать свое слово к вождям народа, Зоровавелю и первосвященнику Иисусу, Аггей обличает неосновательность возглашаемого мнения, будто не пршло еще время строить дом Господень, так как принимающие это мнение сами живут уже в украшенных домах (1:1–4 1268 ). Явное небесное наказание за такое нерадение о построении храма есть безуспешность трудов, так что ни в чем нет ожидаемой прочной выгоды, и выручаемые деньги как будто попадают в дырявые кошельки (1:5–7 1269 ). Итак, пойдите на гору (Мориа), стройте храм, и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь (1:8). Теперь трудитесь вы много, а получаете мало, да и то нередко пропадает на дороге, за Мой дом, который в запустении (1:9). По той же причине свирепствует у вас и засуха (1:10–11 1270 ). Эта речь и присоединенное к ней уверение: Я с вами! говорит Господь, имели надлежащий успех: в том же месяце через двадцать три дня приступлено было к постройке храма (1:12–15 1271 ). Вторая пророческая речь  произнесена в двадцать первый день седьмого месяца того же второго года Дария или через двадцать четыре дня после начатия работ. Она изложена со 1-го по 10-й стих второй главы. Здесь пророк старается поддержать бодрость в строителях храма, чтобы не боялись происков Самарян, а особенно не падали духом от соображения, что строимый ими храм есть как бы ничто в глазах видевших великолепие прежняго или Соломонова храма (2:2–4 1272 ). Будьте тверды, говорит Господь строителям храма, Завет Мой, который Я заключил с вами… и Дух Мой пребывает среди вас (2:5–6). Еще немного, и Я потрясу небо и землю, т. е. произведу переворот, подобный Синайскому законодательству, или, по толкованию Апостола Павла, пошлю проповедь Евангельскую ( Евр 12:22–28 1273 ). Тогда Примиритель ( Быт 49:10 ), т. е. Желаемый всеми народами придет.., и Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего. Этим пришествием, а не серебром и золотом будет славен храм тот: тогда на месте сем Я дам мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Поэтому всего вероятнее думать, что рассматриваемый нами псалом воспет был по случаю перенесения ковчега завета из скинии Сионской в воздвигнутый Соломоном храм Иерусалимский 950 . Вероятность этого предположения подтверждает нам и близкое сходство псалма не только в мыслях, но даже в самом изложении их, с началом благодарственной молитвы Соломона, произнесенной им при освящении новоустроенного храма, после поставления в нем ковчега завета. Соломон также начинает свою молитву воспоминанием о Давиде и, благословляя Господа за исполнение чрез него желаний благочестивого царя-отца своего, переходит затем к мольбе об исполнении и прочих дарованных ему обетований об утверждении престола царства его. «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки», говорит он Господу… «У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева…, и Ты исполнил рабу Твоему, что говорил ему; что изрек Ты устами Твоими, то в сей день совершил рукою Твоею… И ныне, Господи, исполни рабу Твоему Давиду то, что говорил Ты ему, сказал: не прекратится у тебя пред лицо Моим сидящий на престоле Израилевом, если только сыновья твои будут держаться пути своего, ходя предо Мною так, как ты ходил предо Мною» 951 . Такое сходство псалма с молитвою Соломона, подтверждая вероятность предположения о написании его по поводу перенесения ковчега завета в храм Соломонов, в то же время дает еще вероятное основание предполагать, что он написан был по этому поводу именно самим Соломоном. В подтверждении как того, так и другого предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2 кн. Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым, по наиболее принятому и вероятнейшему мнению, признается живший около времени создания второго храма Иерусалимского известный ученый и богодухновенный священник Ездра 952 , 8-й, 9 и 10 стихи рассматриваемого псалма вносит в состав вышеприведенной молитвы Соломона на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского 953 , и таким образом ясно показывает, что, не смотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, как полагают многие из позднейших толкователей, а признавали молитвенною песнью Соломона на освящение первого храма Иерусалимского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

В журнале «Православная Русь» была помещена такая заметка: «Раввин Хаим Друкман, член кнесета (еврейского парламента) и выдающийся вождь Национальной религиозной партии, уверен, что Третий храм будет построен в Иерусалиме „быстро и в наши дни“. В своих речах пред тысячами слушателей раввин Друкман говорил: „Мы находимся накануне построения Третьего храма (Бет Ха’Микдаш), который будет воздвигнут на Храмовой горе в наше время. В отличие от Первого и Второго, которые были разрушены по причине наших грехов, Третий будет стоять вечно”». Известный израильский журналист Амос Алон в газете «Ха’арец» сообщает, что среди евреев-фундаменталистов в Америке наблюдается тесное сотрудничество в деле построения Третьего храма. Писатель цитирует и ряд якобы «христианских» изданий, вроде «Израиль — моя слава», содержание которых всецело посвящено этой теме. Несколько миллионе-ров-фундаменталистов в США готовы финансировать это дело. «Необходимость построения храма стала неотложной и по политическим соображениям. Построение храма будет политическим актом большого значения, ибо таким образом присоединение Иерусалима сделается политической реальностью и укрепится Израиль» 524 . Религиозные мотивы тоже побуждают к построению храма, так как иудеи со всего мира стекаются к месту, где стоит Стена плача. Евреи жаждут увидеть храм построенным, не сознавая, что в этом заключается их трагедия! За несколько столетий до наступления христианской эры в Священном Писании Ветхого Завета были даны два пророчества, что ожидаемый Спаситель человечества придет во Второй храм. Ни о каком Третьем храме в связи с Мессией ветхозаветные пророки не упоминают! Первое предсказание принадлежит св. пророку Аггею, который пророчествовал в конце Вавилонского пленения, за 520 лет до Христа. По внушению свыше св. пророк Аггей побудил управителя Иудеи Зоровавеля на месте сожженного Первого Иерусалимского храма воздвигнуть Второй храм, произнеся при этом следующее дивное пророчество: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, — и это будет скоро, — Я потрясу небо и землю, море и сушу. И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою… Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 6—9).

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Глава 3 Построение храма. (Ср. 3Цар.6 ) 1–2. Место и время построения храма. 3–9. Величина и разделение храма и внутреннее устройство и богатство его. 10–17. Наиболее выдающиеся орнаменты храма: резные херувимы, завеса и две монументальных колонны. 2Пар.3:1 .  И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. 2Пар.3:2 .  Начал же он строить во второй день второго месяца, в четвертый год царствования своего. Между тем как в ( 3Цар.6:1 ) место построения храма совсем не названо, а год закладки храма определен 480-м по исходе евреев из Египта (ср. однако ( 3Цар.6:37 ) ), 2 Паралипоменон в обоих отношениях дает сведения, имеющие признаки документальной точности, как вообще обилие документальных сообщений отличают книги Паралипоменон от книг Царств (см. проф. А. А. Опесницкого, Государственная летопись царей иудейских или книги забытые, Παραλεπμενα. Труды Киевской духовной академии. 1879, 8, с. 412 и д.). Временем начала построения храма является второй месяц четвертого года царствования Соломона (стих 2, ср. ( 3Цар.6:37 )) во 2-й день месяца, как, очевидно, значилось в современной событию летописи. Местом же, на котором был воздвигнут храм Соломонов, была восточная гора Иерусалима, так называемая Мориа, нарочито для того спланированная (И. Флавий, Иудейские Древности, кн. VIII, глава 3, 2; Иудейские Древности, кн. XV, глава 11, 3; Onomasticon, 72; Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 214–215, 401 и мн. др.; ср. Толковая Библия, т. II, 456; Православная Богословская Энциклопедия, т. VI, Спб., 1905, с. 449); место это было избрано еще Давидом вследствие бывшего ему там явления ангела ( 2Цар.24:18 ; 1Пар.21:18 ). 2Пар.3:3 .  И вот основание, положенное Соломоном при строении дома Божия: длина его шестьдесят локтей, по прежней мере, а ширина двадцать локтей; 2Пар.3:4 .  и притвор, который пред домом, длиною по ширине дома в двадцать локтей, а вышиною во сто двадцать. И обложил его внутри чистым золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

До какого же времени будут существовать в обществе христиан храмы? Несомненно, до второго пришествия Христова и начала будущей жизни. Основанием для такого заключения служит то, что Св. Иоанн Богослов в откровении будущей жизни «храма не видел ибо Господь Бог Вседержитель – храм и Агнец» ( Откр.21:22 ). Последнее является также лучшим доказательством существования у первых христиан храмов; так как если бы таковых у христиан не было, то отсутствие храма в будущей жизни не обратило бы на себя внимания апостола Иоанна. 2. Возражения сектантов против необходимости храмов Отрицая необходимость в храмах, сектанты прежде всего говорят, будто Сам Господь отменил храмы. В доказательство сектанты приводят следующие свидетельства: 1) Иер.7:4 . «Не надейтесь на обманчивые слова: «здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень». В приведенных словах осуждается не храм, а ложное убеждение Иудеев, которые, творя беззакония, думали однако, что Бог пощадит их ради Своего храма. Что это именно так, открывается из дальнейших слов: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадете Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, и говори те: мы спасены, чтобы впредь делать все эти мерзости» ( Иер.7:9–10 ). Что же касается храма, то Господь не только не осудил его, а. прямо сказал, что входящие в храм становятся « пред лицем » Его, чем указал на Свое особенное присутствие в храме. 2) Мк.13:1–2 . «И когда выходил Он (Спаситель) из храма, говорить Ему один из учеников Его; Учитель! Посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» . Означенные слова Спасителя не подтверждают мысли сектантов о том, будто Спаситель отменил храмы. Правда Господь предсказал разрушение храма Иерусалимского, но не отменил необходимости храмов вообще. Вот почему, когда образовались христианские общины, у них, как мы видели, появились и особые молитвенные дома, или церкви ( 1Кор.14:34–35 ). Самое грядущее разорение храма Иерусалима Господь оплакивал горькими слезами и этим показал Свою любовь к священному месту ( Лк.19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Пс.117:10 .  Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; Пс.117:11 .  обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; Пс.117:12 .  окружили меня, как пчелы [сот], и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. Пс.117:13 .  Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. Пс.117:14 .  Господь – сила моя и песнь; Он соделался моим спасением. Плодотворность такой веры оправдалась и при настоящих обстоятельствах построения храма. – «Все народы окружили меня». Известно, что постройке храма, кроме бедности возвратившихся евреев, много мешали и самаряне, представившие пред персидскими правителями сооружение храма, как сооружение цитадели, крепости, с целью отложиться от персов и вести с ними войну. Только проповедь пророков, воодушевлявшая строителей, и вера в свою правоту и защиту от Бога поддерживала строителей и увенчалась успехом. – «Сильно толкнули меня, чтоб я упал» – всеми оставленный евр. народ считал себя близким к гибели, но Господь спас его, как из плена, так и помог в настоящем случае построения храма. Поэтому писатель и говорит: «Господь – сила моя и песнь». Пс.117:15 .  Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! Пс.117:16 .  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Пс.117:17 .  Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. По-видимому, далее писатель изображает картину общенародного ликования. Раздаются голоса в селениях праведных, т. е. среди еврейского народа, как единственного тогда чтителя Единого и Истинного Бога: «Господь чудесно спас меня». Это вселяет в меня уверенность, что и в будущем я не погибну, сохраню политическую и религиозную независимость ( «буду жить»), чтобы всегда восхвалять Господа. Пс.117:22 .  Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: Пс.117:23 .  это – от Господа, и есть дивно в очах наших. Пс.117:24 .  Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! Видимое проявление Божественной помощи открывается в построении храма. Над материалом ( «камнем»), из которого он делался, смеялись даже строившие его, но храм все-таки был закончен. Ясно, что помогал Сам Бог, а потому будем восхвалять Господа в этот торжественный день окончания постройки. При строении второго храма, видевшие и помнившие еще первый, богатый храм Соломона, плакали при виде малых размеров и бедности материала, из которого созидался второй храм, считая это за знак отвержения евреев от Господа, что подрывало энергию строителей. Но значение храма, как религиозного центра, а потому и политически объединительного пункта, вероятно, если не сознавалось ясно, то все-таки чувствовалось многими, и ликование их при окончании постройки – понятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скончался Даниил в глубокой старости, около 90 лет, вероятно, в Сузах (Екбатанах). Книга пророка Даниила состоит из 14 глав. Первые шесть глав книги составляют ее историческую часть. В них указывается, как во время плена распространялась слава Божия среди иудеев и язычников. Главы 7-12 – пророческие, содержащие видения о будущей судьбе языческих народов, среди которых жили иудеи, и о судьбе Царства Божия – Церкви. Подлинность книги пророка Даниила оспаривают некоторые современные библейские критики. Однако для нас, верующих, достаточным свидетельством подлинности Книги Даниила является то, что Сам Господь Иисус Христос дважды ссылался на пророчества, находящиеся в ней. Замечательно то, что Даниил точно предсказал время пришествия Христа и начало Нового Завета. Это пророчество «о седьминах» неприятно тем евреям, которые не признают Христа и ждут нового «мессию». Книга пророка Аггея Пророк Аггей пророчествовал в Иудее во времена персидского царя Дария I Гистапса (522–486 гг. до Р.Х.). В то время многие иудеи под предводительством Зоровавеля вернулись из вавилонского плена в Иудею. Первосвященствовал тогда некто по имени Иисус. Во второй год после возвращения из плена иудеи начали строить в Иерусалиме храм на месте разрушенного Соломонова храма. Но из-за происков самарян и других недоброжелателей постройка была приостановлена на 15 лет, пока царь Дарий не приказал вновь приступить к постройке. Народ был беден. Между тем представление у него было такое, что второй храм своим великолепием не должен уступать Соломонову храму, разрушенному Навуходоносором. Поэтому некоторые начали уверять, что еще не настало время для построения нового храма. Все это охлаждало усердие строителей. Для ободрения народа окончить постройку второго храма Богом был послан Аггей. Его пророческое служение продолжалось около года. Пророк Аггей следующими словами убеждал иудеев продолжить постройку храма: Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений (Агг. 1, 6–10). В главе «Ветхий Завет о Мессии» приведено обещание Аггея о пришествии Мессии в этот новый храм. Своим посещением нового храма Мессия принесет ему славу, большую по сравнению со славой первого храма, богато украшенного (см. Агг. 2, 5–9). Книга пророка Аггея имеет две главы, в которых записаны четыре речи Аггея, направленные на понуждение к построению храма.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ст. 8. …И вынес их (сосуды дома Господня) Кир, царь Персидский, рукою Мифредата , т. е., по распоряжению и под присмотром этого …сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару, князю Иудину... Под сим последним разумеют, обыкновенно, Зоровавеля, по-персидски называвшегося Шешбацаром, подобно Даниилу, который имел еще персидское имя Валтассара. Это мнение основывается на снесении мест Писания, где говорится о Шешбацаре 861 и Зоровавеле 862 . Другие же, с меньшим, впрочем, основанием, Шешбацара считают персом, которому, будто бы, Кир поручил ввести Евреев во владение их землею. Когда говорится, что он положил основания храма 863 ; то это нужно понимать, будто бы, так, что под его покровительством и смотрением заложено основание храма. Глава 3. Построение жертвенника и основание второго храма а) Время построения жертвенника – седьмой месяц по возвращении из плена, 537 г. до Р. X. (ст. 1–3). б) Открытие жертвенника в праздник кущей и установление постоянных жертв по закону (ст. 4–6). в) Постепенные приготовления к построению храма и начало сей постройки, во 2-й месяц 2-го года по возвращении на родину (ст. 7–9). г) Торжество заложения храма, радость зрителей и горькие вопли старцев, помнивших прежний храм (ст. 10–13). Ст. 1. Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы уже были в городах, тогда собрался народ, как один человек, в Иерусалиме... Пленники Иудейские, еще в начале весны оставившие место своего пленения, не сейчас приступают к созданию жертвенника и храма – потому, конечно, что нужно было еще им самим осмотреться и устроиться в местах прежнего своего обитания и возобновить испепеленные или разрушенные свои жилища. Когда же приблизился священный месяц Тисри (седьмой в году, соответствующий второй половине нашего сентября и первой половине октября), состоявший почти весь из праздников, по закону Моисееву, то его и избрал народ, по указанию, конечно, своих вождей, началом религиозной своей деятельности, по возвращении из плена. Ст. 2. … И встал Иисус, сын Иоседеков,… и Зоровавель, сын Салафиилов,… и соорудили они жертвенник Богу Израилеву… Иисус был тридцатый первосвященник Иудейский, внук известного нервосвященника Сераия, убитого в Ривле по повелению Навуходоносора 864 . Иисус доводился родным племянником Ездре; ибо сей последний был брат отца Иисусова, Иоседека 865 . По смерти отца своего в плену Вавилонском, Иисус наследовал от него первосвященническое звание и, вместе с вождем иудейским Зоровавелем, отправился в Иерусалим для восстановления там истинного богослужения на месте сожженного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010