Псалом сей принадлежит также к числу тех песней восхождения , которые назначены были для пения при богослужении, после построения второго храма Иерусалимского. Так как в псалме сем говорится о построении первого храма в Иерусалиме, то некоторые из толковников составление его приписывают царю Давиду, который, по их мнению, передал его сыну своему Соломону с тем, чтобы он пет был по устроении храма. Другие же с наибольшею вероятностию думают, что псалом составлен Соломоном после того, как он, по создании храма, перенес в него ковчег Завета и поставил его на приготовленное для него место, причем совершил торжественное освящение новоустроенного им храма и произнес благодарственную и просительную Господу Богу молитву. В подтверждение сего предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2-й книге Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым признается живший около времени создания второго храма известный ученый и богодухновенный священник Ездра, 8, 9 и 10-й стихи сего псалма вносит в состав вышеозначенной молитвы Соломона, на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского ( 2Пар.6:41–42 ), и таким образом ясно показывает, что, несмотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, а признавали молитвенною песнию Соломона на освящение первого храма. Царю Соломону хорошо были известны ревность и заботы Давида, отца его, о построении храма в Иерусалиме, известны были также и воля Божия о сем храме ( 2Цар.7:5,13 ), а также кроткий нрав Давида и покорность его воле Божией, превратности жизни сего царя и данные ему от Бога обетования, касательно судьбы его дома и всего народа израильского. Все это в кратком псалме и изложено Соломоном для того, чтобы потомки Давида воспоминали о тех делах, которые уже совершены, равно и о тех, о которых Бог, за благочестие Давида, клятвенно обещался ему, и из них поучались воле Божией, по примеру царя и пророка Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Устройство храма и церковная утварь Устройство храма Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащался за Евхаристией. По Уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма. Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении. Центральная часть храма представляет собой место, где во время богослужения находятся миряне. В древности в центре храма совершалась литургия оглашенных; там же произносились проповеди , епископ читал молитвы над оглашенными и верными, а также больными и одержимыми; там же диакон произносил ектении. По сути, именно центральная часть храма была местом, где в основном происходило богослужение; лишь собственно Евхаристия совершалась в алтаре. Впоследствии большинство церковных служб было перенесено в алтарь, однако некоторые части богослужения все еще совершаются на середине храма. На утрени и всенощном бдении в воскресные и праздничные дни на середине храма совершается полиелей и помазание верующих святым елеем. Евангелие читается диаконом также на середине храма. При архиерейском служении на середине храма совершается встреча и облачение архиерея, а также вся начальная часть литургии до малого входа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ [Греч. μνμη τν γκαινων τς γας το Χριστο μν Αναστσεως; церковнослав.                  ], один из праздников правосл. Церкви, ныне совершаемый вместе с предпразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , в прошлом - один из главных праздников Иерусалимского Патриархата. Терминология Термин «обновление» в названии праздника - библейского происхождения и восходит к древнеевр. глаголу   - наставлять, освящать дом (Втор 20. 5) или храм (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5), от которого происходит существительное   - «освящение, посвящение», также использующееся в отношении дома или храма (2 Пар 7. 9) (BDB. P. 335). В греч. переводе LXX для передачи этого термина используется глагол γκαινζω и существительное γκαινισμς или τ γκανια (мн. ч.) (3 Цар 8. 63; 2 Пар 7. 5, 9). В греч. тексте 1 Макк, описывающем очищение Второго храма и освящение жертвенника в 165 г. до Р. Х., данные действия, в подражание освящению Первого храма, обозначаются термином γκαινισμς (1 Макк 4. 56, 59). Вероятнее всего, именно зимний праздник 25 Кислева (Ханука, т. е. Обновление), установленный в честь очищения храма Маккавеями, и подразумевается под термином (во мн. ч.) τ γκανια в Евангелии от Иоанна: «Настал же тогда в Иерусалиме (праздник) обновления, и была зима» (Ин 10. 22). Глагол γκαινζω употребляется дважды в Послании к Евреям: в контексте заключения ВЗ, который «был утвержден (νεκεκανισται) не без крови» (Евр 9. 18), и в описании «нового пути» в небесное святилище, к-рое «обновил» (νεκανισεν) Господь Иисус Христос (Евр 10. 20). Происхождение праздника Согласно Евсевию Кесарийскому, строительство храма в Иерусалиме на месте Воскресения Христова было начато по указанию св. имп. Константина I Великого вскоре после завершения I Вселенского Собора в Никее (325) ( Euseb. Vita Const. 3. 25). В процессе строительства «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения», т. е. «священнейшая пещера» Св. Гроба Господня (Ibid. 3. 28). В письме еп. Иерусалимскому Макарию имп. Константин повелевает на «святом месте, очищенном от постыдных принадлежностей капища», создать храм «великолепнее всех храмов» (Ibid. 3. 30-31). Храм-базилика на месте Гроба Господня, называемый Евсевием «новый Иерусалим», был построен напротив «древнего Иерусалима», т. е. руин Второго храма, разрушенного в 70 г. по Р. Х.,- вероятнее всего, чтобы подчеркнуть противопоставление нового христ. храма ветхозаветному (Ibid. 3. 33). Упоминая об обретении пещеры св. Гроба Господня, Евсевий обходит молчанием обретение Честного Креста, что нек-рые ученые (напр., П. У. Л. Уокер, С. Боргехаммар) связывают с оригенистским богословием самого Евсевия ( Walker. 1990. P. 122-130; Borgehammar. 1991. P. 115-119).

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ярышево. Церковь Георгия Победоносца. Карта и ближайшие объекты Поставлена на высоком берегу р. Воймига, в центральной части села. Сооружена в 1793 г. на средства прихожан и сохранилась до настоящего времени с незначительными изменениями (заложены боковые входы и проемы верхнего барабана). Стены сложены из кирпича и побелены по обмазке. К югу от храма, ближе к реке, стояла маленькая зимняя церковь, снесенная в кон. 1950-х гг. Хороший пример ярусного храма суздальской школы, своеобразие объемной композиции которого придает высокая колокольня костромского типа. Основной объем храма - восьмерик на двусветном четверике с пониженной и чуть суженной полуциркульной апсидой - завершен главкой на небольшом граненом барабане. Низкая трапезная почти в ширину храма объединяет его с очень высоким и стройным столпом шатровой колокольни. Композиция северного и южного фасадов храма образована двумя ярусами окон по сторонам бокового входа, выделенного перспективным порталом с килевидным верхом (по оси входа окно второго света отсутствует). Арочные окна вытянутых пропорций помещены в прямоугольные ниши и обрамлены наличниками (колонки с бусинами и трехлопастные килевидные завершения различного очертания). Окна восьмерика в большинстве ложные, за исключением боковых и на юго-западной грани. Стены четверика храма и нижнего яруса колокольни завершены треугольными фронтонами. Их скаты и верхние части всех объемов церкви охватывают широкие нарядные пояса из язычков, бегунца и сухариков; такие же пояса членят восьмигранный столп колокольни на ярусы. Особой декоративностью отличается завершение колокольни: широкий наборный пояс с ширинками под ярусом звона, обрамление арок и наличники слухов шатра. Углы всех объемов акцентированы тройными колонками. В интерьере восьмерик храма, завершенный восьмилотковым сводом, опирается на стены четверика и ступенчатые тромпы в его углах. Апсида перекрыта коробовым сводом с конхой, трапезная - полулотковым сводом. Окна первого и второго света объединены вертикальными нишами. Первоначальная живопись 1-й пол. 19 в. ( " Похвала Троице " и " Царь царем " в алтаре) находится под записью. Масляная роспись на стенах храма и трапезной является своеобразным произведением посл. трети 19 в. в духе эклектики (поновлялась в сер. 20 в.). Орнаментальная живопись и декор иконостаса, особенно рисованные подзоры в восьмерике и отвечающий им резной подзор в завершении иконостаса, тесно связаны друг с другом, что довольно редко встречается в этот период. Свод отделен от восьмерика широким фризом сложного затейливого орнамента с медальонами, служащим одновременно обрамлением для цикла " Страстей " в восьмерике. Его композиции, характерные для позднеакадемической манеры, заключены в пышные псевдобарочные обрамления и фланкированы расписанными под мрамор гризайльными пилястрами. На стенах четверика живопись на евангельские темы размещена в два яруса.

http://sobory.ru/article/?object=18814

Закрыть itemscope itemtype="" > Маленькая историческая победа Дмитрий Лучкин о присвоении мурманскому аэропорту имени Святого Царя-Мученика Николая II 05.12.2018 771 Время на чтение 5 минут 4 декабря были подведены итоги конкурса «Великие имена России! Время признаний» . По итогам конкурса аэропорту г. Мурманска, вполне вероятно, будет присвоено имя Государя Императора Николая Второго. Однако смущает то обстоятельство, что широкой общественности, за исключением уважаемых жителей Мурманска (а я убежден, что мурманчане прекрасно знают историю своего края), практически неизвестно, чем же связаны между собой город – герой Мурманск и Государь Император Николай Второй. В телевизионных новостях о победе в присвоении имени Николая Второго аэропорту в конкурсе было сказано как бы вскользь, а об истории основании города, значении этого события не было сказано ни слова. 06.07.1916. была наложена резолюция Императора Николая Второго о даровании городу, расположенному на восточном берегу Кольского залива, имя Романов-на-Мурмане. 4 октября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) при большом стечении военных моряков и рабочих совершил чин освящения места будущего Никольского храма, который, к сожалению, до революции так и не был построен. Интересная деталь! Улицы города должны были носить имена членов Императорской фамилии. Николаевской (теперь – Ленинс кий проспект), Алексеевской (улица Воровского), Ольгинской (улица Ленинградская). Проблема незамерзающих портов, как и задача выхода в мировой океан, для России всегда была актуальной. До революции незамерзающих портов с развитой инфраструктурой было крайне мало. В основном это порты на Балтийском и Черном морях. Большая Азиатская программа Императора Николая Второго при полной ее реализации смогла бы существенно решить задачу России выхода в Мировой океан. Но уже во время Русско-японской войны стало совершенно очевидным, что осуществление подобной программы придется отложить, поскольку морские страны тихоокеанского бассейна и западные страны будут продолжать препятствовать в осуществлении этих планов.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/05/ma...

Белые Колодези. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Успенская церковь построена на рубеже XIX-XX веков в традиционном для того времени псевдорусском стиле. Место расположения на протяженном пологом склоне левобережья Оки создаёт очень удобный подход к храму со всех сторон села Белые Колодези и прекрасный вид на храм со стороны реки, являвшейся тогда основной транспортной магистралью. Участок расположения храма понижается с северо-запада на юго-восток примерно на 1,5 метра. Ядром композиции храма является двухсветный четверик храма. С востока к нему примыкает одночастная апсида алтаря, с запада – трапезная с двумя приделами. К трапезной с запада по центру примыкала трёхъярусная колокольня, ныне разобранная. Подвалов в здании нет. Алтарная часть полукруглая с тремя окнами, из которых центральное окно заложено кладкой, наличник остался. Ширина основания полукруглой апсиды соответствует второму ярусу четверика основного объёма, высота точно совпадает с высотой первого яруса. Конха - полусферическая. Двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан одной луковичной главкой на глухом барабане. На втором ярусе выделяются большие окна второго света, расположенные по три на северную и южную стороны. Западная и восточная части второго яруса четверика глухие. В первом ярусе на север и на юг выходят по два окна с дверными порталами между ними. С запада к основному объёму храма примыкает широкая трапезная с двумя приделами. Их первоначальные сводчатые перекрытия в связи с ветхостью заменены современной стальной конструкцией с подшивными потолками. Окна трапезной, по четыре на север и на юг, повторяют окна первого яруса храма. Кровля трапезной вальмовая многоскатная. Трёхъярусная колокольня разобрана полностью. В основных деталях декора она повторяла архитектуру храма. В настоящее время восстанавливается. Декоративное убранство здания состоит из членящих плоскости стен полуколонн и карнизов, а также одинаковых наличников вокруг вытянутых окон с полукруглым верхом окна и килевидным завершением наличника.

http://sobory.ru/article/?object=02641

Круглое. Церковь Вознесения Господня (старая). Вознесенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1893 и 1905. Год утраты:1944 (разобрана) Архитектор:Н.М. Соколов Адрес: Ростовская область, Азовский район, село Круглое Координаты: 47.013274, 39.244686 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты 1-е здание. Первая деревянная церковь на каменном фундаменте была построена в 1851 г. на средства местных крестьян. 5 декабря 1855 г. по неизвестной причине храм сгорел до основания со всем церковным имуществом. Были спасены только документы. 2-е здание. Деревянная церковь. Построена в 1859 г. 3-е здание. Каменная трехпрестольная церковь. Престолы: Вознесения Господня; Рождества Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила. Описание церкви по страховым документам: «Вознесенская церковь кирпичная, покрыта железом, окрашена масляной краской, а колокольня и главы покрыты оцинкованным железом. Длина церкви, считая колокольню, 20 саж., ширина 14 саж., высота 6 саж. Главы: одна большая и 4 малых, а также 2 малых над боковыми выходами. Иконостас длиной 44 арш., высотой 4 саж. Печей нет. Колокольня в 3 яруса, высота 14 саж». Церковь была построена по проекту архитектора Н.М. Соколова (с 1887 г. занимал должность главного архитектора г. Ростова-на-Дону) по инициативе и на средства прихожан. Строительство храма началось в 1893 г. Об утверждении проекта и разрешения постройки храма ходатайствовал перед Областным правлением Войска Донского председатель церковного попечительства с. Круглого Афанасий Герасимович Трипилец. Освящение места под строительство храма было совершено 18 октября 1893 г. Закончено строительство было в 1905 г. Еще до окончания строительства Вознесенской церкви, в 1904 г. Круглянское сельское общество обратилось в Екатеринославскую духовную консисторию с просьбой назначить к круглянскому храму второй штат – священника и псаломщика. Обращаясь в Областное по крестьянским делам присутствие, консистория сообщала, что «вследствие невозможности одному причту Вознесенской церкви села Круглого удовлетворять все религиозные потребности громадного населения прихода, часть этого прихода епархиальным начальством была причислена к соседней церкви села Стефанидин-Дар, но Круглянское сельское общество, не желая раздробляться на два прихода, обратилось с просьбой о назначении к их церкви второго священника». 25 июля 1904 г., в связи с открытием второго штата, Круглянское сельское общество постановило для второго причта отрезать 33 десятины полевой удобной земли смежно с отчужденной землей для 1-го причта и 1 десятину усадебной земли, находящейся смежно с училищной усадьбой. В августе 1906 г. разрешение Областного по крестьянским делам присутствия было получено.

http://sobory.ru/article/?object=48189

Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) При входе в монастырь взору благочестивого наблюдателя представится чудная панорама величественных зданий, симметрично со всех сторон обрамляющих просторный, открытый, расположенный квадратом монастырский двор, посреди которого в приятной зелени ветвистых тополей, берез и акаций красуются: к востоку зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а влево – летний, итальянской архитектуры, с фронтонами, пятиглавый величественный собор во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери, построенный на месте прежнего, разобранного, летнего Владимирского же храма, основания которого можно и доселе примечать. Наружные стены храма отделаны штукатуркой и окрашены голубой краской; внешняя сторона алтаря обрисовывается полуциркулями; в фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон, по десять колонн с пилястрами ионического ордера. На церкви – купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на всех их кресты и яблоки вызолочены червонным золотом. Изображения крестов украшены символическими знаками – арфой и полумесяцем 64 . Алтарь, трапеза и фронтоны – под железной кровлей, окрашенной зеленой краской. Длина соборного храма снаружи с крыльцом 23 сажени (49 м), внутри, кроме паперти, – 16 саженей (34,1 м); ширина снаружи с крыльцом – 17 1 / 2 сажени (37,3 м); высота снаружи от земли с крестом – 28 1 / 2 сажени (60,7 м). По благословению архиепископа Антония II 10 июня 1845 года сей новый соборный храм заложен архимандритом Иларием 65 , который в том же году возвел его под цоколь на три аршина и три четверти (2,7 м). По смерти архимандрита Илария преемнику его архимандриту Серафиму судил Господь потрудиться и порадоваться над окончанием сего величественного храма. При помощи доброхотных подаяний и домашних способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. На все это употреблено было более 150 тысяч рублей серебром. Английской жестью собор покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Храм построен по плану известного архитектора К. А. Тона. Иконостасы поставлены академиком Т. В. Мягковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие – 1853 года, 13 августа, Преосвященным Иосифом и Преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Хроника: Освящение второго храма в Бутове Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 16 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 49, 2007 19 мая 2007 г. в Бутове был освящён второй из храмов — каменный, просторный, двухэтажный. Совсем, казалось бы, недавно здесь, на Старо-Варшавском шоссе, был только глухой забор, ограждающий “что-то” от глаз людских. Внутри располагался Бутовский полигон, — страшное место, где были “опробованы” методы массового уничтожения — расстрел на краю рва. Здесь были убиты тысячи людей, в подавляющем большинстве совершенно ни в чём не виновных; более трёхсот из них ныне прославлены в лике новомучеников. Летом 1993 года родственникам убитых впервые позволили войти в ворота. А люди стали ставить поминальные свечи. Осенью на полигоне установили мемориальный камень. После того как полигон был передан Русской Православной Церкви, здесь проводились кропотливые исследования захоронений; одновременно составлялась Книга памяти — гигантский список жертв тайного массового убийства. На полигон шли поклониться памяти невинно убиенных; здесь служили панихиды. 8 мая 1994 г. (в Фомино воскресенье) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на полигоне был водружён поминальный Крест-Голгофа. А вскоре Святейший Патриарх написал резолюцию на прошении верующих о строительстве храма в Бутове: “Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе”. Осенью того же года была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских; ктитором общины был избран Кирилл Глебович Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, лежащего в одном из бутовских рвов. 25 июня 1995 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Бутове в палаточном храме, установленном перед Крестом, была совершена первая Божественная Литургия. 11 декабря 1995 г., в день мученической кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова), возглавителя сонма бутовских новомучеников, был водружён крест над деревянным храмом. Через год храм был освящён, начались регулярные богослужения. С апреля 1998 г. настоятелем храма стал рукоположенный во иерея Кирилл Каледа.

http://pravmir.ru/hronika-osvyashhenie-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010