Как в Господе Иисусе Христе Божественное и человеческое соединяются неслитно и нераздельно, так и человеческая душа неслитно и нераздельно соединена с человеческой личностью. Правда, пока человек живет на земле, эту неслитность невозможно вычленить, невозможно провести никаких границ. Нам это не дано, так Господь создал человека — одно связано с другим, одно проистекает из другого. Но когда наступит час смертный, то эта слитность разрушится, и душа будет жить вне тела своей самостоятельной жизнью. Именно душа предстанет пред Богом, давая ему отчет в том, что происходило с ней в земной жизни. У Иоанна Лествичника есть такие слова: «Тот, кто печется о телесном сверх необходимого, невольно отлучает себя от Бога». Как же их понять в свете того, о чем мы сейчас говорим? А понять следует так. Если человек угождает только своему телу, не думая о последствиях этого угождения, то он — невольно, конечно, потому что сам этого не осознает, — отлучает себя от Бога. Это хорошо видно на примере человеческих пороков. Врачи могут точно сказать, что происходит с человеком в процессе привыкания к алкоголю или к наркотикам, как поражается человеческая психика. И если, услаждая самого себя, человек злоупотребляет алкоголем или принимает наркотики, то он себя невольно отлучает от Бога. Невозможно представить, что человек, находящийся в состоянии постоянного опьянения, не осквернит свою душу, — вся ее сущность будет поражена пороком, который возник в теле, но привел к страшным последствиям и для души. В нынешнее время люди очень большое внимание уделяют своему телу. В каком-то смысле это связано с общим развитием человеческой цивилизации. Мы стали меньше двигаться, у нас более качественная пища. Все это, с одной стороны, как будто помогает организму, но, с другой стороны, разрушает его. Вот для того чтобы не допустить этих разрушительных явлений, многие внимательно следят за своим физическим состоянием. По сути, в этом нет ничего плохого, потому что таким образом укрепляется не только тело, но и дух. Но когда человек готов ради своего тела отказаться от работы над духом, то это не что иное, как прелесть плоти.

http://patriarchia.ru/db/text/4400836.ht...

Что значит ходить перед лицом Божиим? Это означает чувствовать Божие присутствие, осознавать, что Бог рядом. А если Бог рядом, то как можно оскорблять Бога, как можно совершать то, что противно Богу? Если Бог рядом, то человек не только постоянно обращается к Нему, но старается жизнь свою строить так, чтобы Божественные очи, взирая на Него, были всегда исполнены милостию и любовью. А как же научиться молитве тем, кто не умеет молиться? Сегодня много людей приходит в храмы, обращается к Богу, но не все умеют молиться. Есть обстоятельства, в которых молятся даже люди маловерующие когда мы попадаем в тяжкие жизненные обстоятельства. Как говорят участники войны, с молитвой в атаку даже безбожники поднимались. Когда возникает отчаяние и осознание невозможности собственными силами преодолеть трудности, то тогда человек слова молитвы обращает к Богу с легкостью. Так происходит и тогда, когда, вдруг обратившись к врачу, слышит человек страшные слова неисцелимого диагноза. Вот тогда люди молятся и находят слова и никого не надо учить молиться. Но стоит преодолеть трудности, получить исцеление и снова пресекается связь с Богом и молитва. Навык молитвы это одно из самых важных аскетических деланий. Молиться нужно словами молитв, если их знаешь, а также своими простыми словами, молиться не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение обращаясь к Господу. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни. Можно и злого человека встретить и столкнуться с трудными обстоятельствами. А когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение. Существовала монашеская традиция — каждый третий час освящать молитвой. Отсюда и церковный устав часов третьего, шестого, девятого и других богослужений. В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа посещать богослужения. Но регулярно просить помощи Божией, воздыхать ко Господу, благодарить Его за полученные дары, просто вспомнить о Боге это и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/572799.htm...

Но если власть понимается как средство достижения своих собственных целей, если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения тем, что твоей воле подчиняются другие, то власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Именно от такого восприятия и переживания власти мы просим Бога нас оградить, обращаясь к Нему словами молитвы святого Ефрема Сирина. Кто-то может сказать: «Но ведь большинство людей не имеют власти; почему же преподобный предлагает всем молиться этими словами?» В частности, такой вопрос могут задать монашествующие, ведь преподобный Ефрем составил эту молитву в первую очередь для тех, с кем он вместе подвизался, для преподобных, монашествующих. Какая же власть у монашествующих? И какая власть у большинства людей? Многие под властью понимают власть политическую, экономическую, власть великих и сильных людей, и могут с недоумением спросить: «Ну, а какая же у меня власть?» На самом деле любоначалие, властолюбие может проявляться и в обыденной жизни. Чаще всего так и бывает. Как много конфликтов и ссор происходит в семье из-за того, что супруги борются за власть друг над другом! А нередко бывает так, что более сильный, взяв верх, наслаждается своей властью и делает другого — жену или мужа — несчастным только потому, что любоначалие, властолюбие и в этих микроскопических размерах — в масштабах всего лишь одной семьи — разрушает души людей и приносит скорбь. А если выйти за пределы семьи? Как часто и в трудовых коллективах, и даже в неформальных группах людей тот, кто имеет большее влияние и больший авторитет, упивается своей возможностью влиять на окружающих! Всякий раз, когда человек наслаждается властью, он согрешает, потому что власть дана не для наслаждения, а для служения. Нет перед властью другой Богом благословленной цели, как только служение ближним своим. Опять-таки, сказанное имеет отношение не только к людям великим и сильным, но и к каждому, кто имеет власть над другими, будь то власть слова или власть мысли, власть убеждения, даже власть примера, все это может служить либо гибели, либо спасению.

http://patriarchia.ru/db/text/1424790.ht...

15 февраля. Открытие детского турнира по русскому хоккею на кубок Патриарха в Москве 20 февраля. XV церемония вручения премий Международного фонда единства православных народов 22 февраля. Служение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей в Храме Христа Спасителя в Москве в Прощеное воскресенье 22 февраля. Служение Предстоятелей Антиохийской и Русской Православных Церквей в Храме Христа Спасителя в Москве в Прощеное воскресенье. Хиротония архимандрита Димитрия (Елисеева) во епископа Нерчинского и Краснокаменского 22 февраля. Святейший Патриарх Кирилл встретился с жительницей Донецка З.И. Радченко 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 24 февраля. 23 февраля. Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 24 февраля. Патриаршее служение во вторник первой седмицы Великого поста в Зачатьевском ставропигиальном монастыре 25 февраля. Посещение Святейшим Патриархом Кириллом Синодального информационного отдела 25 февраля. Патриаршее служение в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского 27 февраля. На патриаршем служении в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. 27 февраля. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. Литургия Преждеосвященных Даров 27 февраля. На патриаршем служении в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. 27 февраля. Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в Троице-Сергиевой лавре. Освящение колива.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4323458...

Патриаршее служение. Март 2011 1 апреля 2011 г. 21:30 Пресс-служба Святейшего Патриарха публикует фотографии служения и встреч Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в марте 2011 года. Фото:  С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Возложение цветов к памятнику императору Александру II на территории комплекса Храма Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Вечерня с чином прощения в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Покровском ставропигиальном монастыре во вторник первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в Троице-Сергиевой лавре в среду первой седмицы Великого поста Патриаршее служение в четверг первой седмицы Великого поста. Чтение канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре Патриаршее служение в пятницу первой седмицы Великого поста в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве Патриаршее служение в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре в канун дня памяти обретения главы Иоанна Предтечи Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Чин великого освящения храма Успения Божией Матери в Печатниках. Божественная литургия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в праздник Торжества Православия Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя в день 35-летия архиерейской хиротонии Святейшего Патриарха Кирилла Детский праздник в День православной книги в Храме Христа Спасителя Патриаршее служение в Свято-Даниловом монастыре в день памяти святого благоверного князя Даниила Московского Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в храме Троицы Живоначальной в Орехово-Борисове в неделю вторую Великого поста Патриаршее служение в Храме Христа Спасителя в канун недели Крестопоклонной Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Патриаршее служение в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Успенском соборе Кремля Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с послом Италии в России А. Ланди Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1442384.ht...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста в Новоспасском монастыре 4 марта 2014 г. 17:01 4 марта 2014 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Новоспасском ставропигиальном монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваше Преосвященство, владыка Савва! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую во вторник первой седмицы Великого поста. Благодарю вас, владыка, за добрые слова и за этот подарок. Облачаясь в сие священное облачение и совершая Литургию Преждеосвященных Даров в течение Четыредесятницы, буду вспоминать и это пребывание в Новоспасском монастыре, Ваши добрые слова, сегодняшнюю нашу совместную молитву с братией и Ваш замечательный дар. Пост — это время, когда человеку предоставляется возможность изменить свою жизнь к лучшему. И одним из средств воздействия на душу человека, на его чувства, его волю, является ограничение в пище. Для некоторых людей, незнакомых с церковной жизнью, пост, собственно говоря, и заключается в переходе на другую пищу, многие иного и не знают. Конечно, постное питание — это лишь один из компонентов того образа жизни, которого мы должны придерживаться во время Великого поста, но это важный компонент. Мне приходилось беседовать с людьми далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное — зла не делать». Это правильные слова — в идеале, но, к сожалению, на практике так не получается. Те люди, которые не готовы ограничить себя в малом — в питании, неспособны сделать и что-то иное, большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отделяется от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может — сил не хватает, воли не хватает. Вот и возникает вопрос: а почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь действительно, пища — это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? И святые отцы, учителя Церкви свидетельствуют о том, что имеет, потому что пища необходима для поддержания жизни нашего физического организма, нашего тела.

http://patriarchia.ru/db/text/3592031.ht...

Во вторник Патриарх совершил великое повечерие в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта, 2011. Редакция " Правмира " во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры 8 марта 2011 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сообщает patriarchia.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к насельникам Лавры, учащимся Московских духовных школ и верующим с Первосвятительским словом. Затем Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе обители. 9 марта, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. Смотрите также: Во вторник Патриарх за уставным богослужением обратился к верующим со словом о любоначалии На великом повечерии в понедельник Патриарх обратился к верующим со словом о преодолении уныния Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vo-vtornik-patriarx-so...

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском соборе 3 марта 2009 г. 21:39 3 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом: «Пост как воздержание от скоромной пищи помогает нам воздействовать на наши чувства и на нашу волю. Он имеет очень большое значение для формирования духовной жизни человека. Не меньшее значение имеет также и молитва, ведь через молитву мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни». «Но есть еще одно очень важное средство — это милосердие, — подчеркнул Святейший Владыка. — Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к тем людям, которые в таковом сострадании нуждаются. Греческое слово " элиос " , которое мы переводим как милосердие, имеет куда больший смысл. " Элиос " — это не только сострадание, но эта и вера, верность, преданность. Так милосердие связано с верностью и преданностью». Как отметил Патриарх, еще в Ветхом Завете Сам Господь Бог показал пример милосердия, то есть верности по отношению к заключенному завету с еврейским народом, несмотря на все отступления от завета избранного народа. По словам Его Святейшества, иногда даже самые близкие люди расстаются. Это происходит, когда из отношений между людьми уходят милосердие, а вместе с ним верность и преданность. «Когда мы совершаем друг другу милость, — подчеркнул Святейший Патриарх, — когда мы проявляем милосердие, то в наших отношениях возникают верность, преданность, близость». И даже если добро делается в отношении людей дальних, малознакомых, то они все равно становятся нам ближними и не уходит из нашей памяти. Однако милосердием заниматься очень сложно. Как сказал Святейший Патриарх, «трудно делать бескорыстные дела». Но нужно помнить, что милосердие, как ничто иное, соединяет нас с другими людьми. Если мы хотим крепких семейных отношений — между мужем и женой, между детьми и родителями, если мы хотим, чтобы в обществе преобладало добро, то мы должны научиться творить дела милосердия, чтобы через это доброделание становиться ближе друг ко другу. «Пост, молитва и милосердие — это три способа, три орудия, которые нужно употреблять, чтобы душа возвышалась, и мы приближались к Богу», — сказал в заключении Святейший Владыка. Завтра, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 8.00. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/573299.htm...

Патриаршая проповедь во вторник первой седмицы Великого поста после великого повечерия в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове 19 марта 2024 г. 22:15 Вечером 19 марта 2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Проходя поприще святого поста, мы должны знать средства, при помощи которых мы можем действительно достигнуть его целей. Достичь изменений в своем сознании, в своем восприятии жизни, в своем целеполагании — другими словами, в тех сторонах человеческого бытия, от которых во многом зависит не только подлинное благополучие человека здесь, на земле, но и способность обрести жизнь вечную в Царствии Божием. У греков часто употреблялось слово λεος, «милость». Под этим словом подразумевалась некая добродетель, чаще всего по отношению к соплеменникам, родным, близким, и практически никогда — по отношению к тем, кто был далек или оставался за пределами круга личных интересов. Но Господь дает заповедь, которая словно нарушает эту обычную человеческую логику. Он говорит: « милости хочу, а не жертвы » (Ос. 6:6; Мф. 9:13, 12:7). То есть даже жертвоприношения, предписанные Священным Писанием, не были угодны Богу, если не сопровождались, в первую очередь, готовностью прощать людям их грехи. Мы нечасто об этом задумываемся, да и вообще эта тема обычно находится вне нашего внимания. Что для нас грехи других людей? Обычно то, что нас обидело, оскорбило, то, что поставило нас в трудное житейское положение. Например, мы иногда теряем работу, и тот, кто был инициатором или виновником случившегося, становится нашим врагом, а мы стремимся ответить ему тем же. А приходя в храм Божий, мы чаще всего молимся о чем-то другом и менее всего вспоминаем свои собственные грехи и свою неправду. Нередко бывает и так, что мы сделаем что-то доброе — жертву в храм принесем, поможем кому-то, — и у нас складывается впечатление, будто всё у нас в порядке. Но слова Господа « милости хочу, а не жертвы » должны поставить всё на свои места. То, что нам кажется жертвой, конечно, принимается Господом, но Он от нас требует большего — милости, а не жертвы.

http://patriarchia.ru/db/text/6113175.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010