Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. Трапеза. Роспись в катакомбах Каллиста в Риме. 1-я пол. III в. В IV-V вв. в егип. деревнях, где долго сохранялись старые обычаи, А. продолжали совершаться - Сократ Схоластик сообщает об обычае егип. христиан причащаться по субботам после трапезы (Сократ. Церк. ист. V 22 - V в.; ср.: Созомен. Церк. ист. VII 19. 8). Практика А. перешла в егип. мон-ри и отсюда была заимствована большинством монашеских традиций. В написанном, вероятно, в Каппадокии ок. 390 г. соч. Псевдо-Афанасия «О девстве» трапеза, сходная с А., совершается после «службы» 9-го часа. Молитва при преломлении хлеба совпадает с евхаристической молитвой из 9-й гл. «Дидахе»: «Как этот хлеб, рассеянный некогда, будучи собран, стал одним, так да будет собрана Твоя Церковь от пределов земли в Твое Царство» (Гл. 12-13). В дальнейшем монастырские А. трансформировались в палестинских мон-рях в чин благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на вечерне. По всем редакциям Иерусалимского устава этот чин должен совершаться каждую субботу вечером (а также по праздникам), т. е. в то время, в какое А. некогда совершались в Египте. Вероятно, тесно связано с А. происхождение и нек-рых др. чинопоследований: чина о панагии (и заменяющего его на Пасху последования артоса ), праздничных чина благословения колива (в мон-рях и приходских храмах балканских Церквей в дни чтимых святых) и чина «резания колача» (в Сербской Церкви), поминальных чина благословения кутии и обычая устраивать поминки. На Западе А. как самостоятельная традиция просуществовали дольше, чем на Востоке. По свидетельству блж. Августина, в Италии А. начали спонтанно исчезать или отменяться после увещаний отдельных епископов уже в кон. IV в. (Ep. 22, ad Aurelium), в Сев. Африке отношение к А. становится отрицательным в это же время. 29-е прав. Гиппонского Собора, известное как 51-е прав. Карфагенского Собора, запрещает клирикам «пиршествовать в церкви» и предписывает по возможности не позволять это делать мирянам. Тот же Собор своим упоминавшимся выше 28-м прав. запрещает причащаться после вкушения пищи. Тем не менее для Арелатского (Арльского) Собора (452) совместные трапезы клириков и народа - обычное явление (прав. 49 - Mansi. T. 7. P. 884), их одобряет и св. папа Римский Григорий I Великий ( 604; Ibid. T. 9. P. 1106-1107). 5-е прав. Германского Собора (743) окончательно запрещает А. в память мучеников и усопших (Ibid. T. 12. P. 367).

http://pravenc.ru/text/63076.html

При воцерковлении младенца священник, взяв младенца на руки, трижды произносит слова: «Воцерковляется раб Божий» (такой-то), или «раба Божия» (такая-то), «во имя Отца, и Сына, Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков». Сперва священник произносит это, начертывая младенцем крест пред вратами храма (в притворе), затем, входя в храм, говорит: «Виидет в дом Твой, поклонится ко храму Твоему» 1101 . Дойдя до средины храма, вторично произносит слова: «Воцерковляется раб Божий», и после них говорит: «Посреде церкве воспоет Тя». Наконец, священник пред дверьми жертвенника (Царскими дверями) в третий раз говорит слова: «Воцерковляется раб Божий» и «вводит е (младенца) во святый жертвенник (алтарь), аще будет мужский пол». Там, обыкновенно, священник у северной или южной стороны престола творит крест с младенцем. Есть указания, что священник обносит его кругом престола (Нов. Скр., ч. 4, гл. 3, § 4; Требн., изд. в Львове 1645 г., л. 8) 1102 . «Аще будет женский пол, вводит даже до Царских врат». Затем священник говорит: Ныне отпущаеши», и «по сих полагает е (младенца) при дверях жертвенника» (Требн.). Точнее выражают слова: поставляет младенца у дверей» 1103 . Обыкновенно же, Священник сам отдает младенца в руки принесших его. «И тако восприемник, т. е. то лицо, которое принимает, а принимает, обыкновенно, мать, принесшая младенца (Требн.), поклонився трижды, вземлет е и ихсодит» (от дверей жертвенника); «священник же творит отпуст» (Требн.) 1104 . По исполпении сорока дней (Требн., см. молитвы жене родильнице в сороковой день), или и прежде, совершается над младенцем святое крещение 1105 . Крещение Крещение (Βα’πτισμα) есть таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении в воду, с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Св. Духа, аминь», очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то крещение не повторяется (Прав. Катех.). Опо полагает в душе печать неизгладимую (Царск. и Патр. грам. Исповед. Восточ. Патр., гл. 16), если только правильно совершено чрез троекратное погружение во имя Св. Троицы и если слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» произнесены по смыслу Православной Кафолической Церкви (Прав. Исповед., вопр. 102, и Чин соедин. к Правосл. Церкви, 1845 г., стр. 57) 1106 . Хотя крещение не повторяется, но если есть сомнение о том, крещен ли младенец (например – подметный), то «каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко таковые младенцы крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответе о преподанном им таинстве, должно без всякого недоумения крестити их, да таковое недоумение не лишит их очищения толикою святынею» (VI Вселен. Соб., прав. 14. Карф. Соб., прав. 83) 1107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

б) Διταξις τς εροδιακονιας. Migne, PG, t. 154, col. 745–766. Устав божественыя службы: како достоит священнику с диаконом служити. – 1) ГИМ, Синод., 346 (892), Служебник, XIV в., лл. 2–9 (без конца); 2) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 732, Служебник, XV в., лл. 2–7 об.; 3) ЦГИА, ф. 834, оп. 1, 864, Требник, XV в., лл. 96–115 об. (без конца); 4) ГИМ, Синод., 376 (268), Требник и Служебник, кон. XV в., лл. 7–24 (под названием: «Устав божественных служеб. Творение Филофеа патриарха Цариграда. Списажеся се смиреным митрополитом Киевским и всея Руси Киприаном»); 5) ГИМ, Синод., 350 (606), Служебник новгор. архиеп. Евфимия, XV в., лл. 99 об.–120; 6) БАН, 32.2.3 (Сев. 266), Служебник, 2-я пол. XVIII в., лл. 1–20 об.; напечатан по славяно-русскому Служебнику Ватиканской библиотеки, 14, конца XIV–haчaлa XV в. в кн.: Н. Ф. К р а с н о с е л ь ц е в. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань 1885, стр. 172–194. 2. Учительное Евангелие (сборник воскресных и праздничных поучений различных авторов, главным образом Иоанна Златоуста ). 71 – 1) ГИМ, Увар. 297 (55), Евангелие Учительное, нач. XV в.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 99 (6), Евангелие Учительное, XV в.; 3) ГПБ, ОЛДП, 90, Учительное Евангелие, 1464 г.; 4) ГПБ, Кир.-Белоз., 134/1211, Сборник патристический, нач. XVI в., лл. 1–96; 5) ГИМ, Синод., 209 (76), Собрание поучений, XVI в.; 6) ГБЛ, ТСЛ, 100 (2), Учительное Евангелие, 1524 г. (другой перевод); 7) ГИМ, Синод., 210 (59), Собрание поучений, XVI в.; 8) ГПБ, Соловецк., 371 (155), Учительное Евангелие, XVI в.; 9) ГПБ, Соловецк., 372 (156), Учительное Евангелие, XVI в.; 10) ГПБ, Соловецк., 373 (157), Учительное Евангелие, XVI в.; 11) ЦГИА, ф. 834, оп. 4, 1441, Поучение, серед. XVII в.; 12) ГИМ, Синод., 211 (75), Собрание поучений, XVII в.; 13) ГИМ, Синод., 212 (408), Собрание поучений, XVII в. 3. Предание к ученику. Святейшаго патриарха Константинаграда кир Филофея предание к своему его ученику, еже како внимательне седети в келий с сущими своими послушниками. – 1) ГБЛ, ТСЛ, 704 (1821), Патерик скитский с прибавл., XV в., лл. 318–320 об.; 2) ГБЛ, ТСЛ, 756 (1637), Сборник, XV в., лл. 19–24 об.; 3) ГПБ, Q.I.738, Псалтирь с восследованием, XV в., л. 15 об.; 4) ГИМ, Увар., 205 (61), Авва Дорофей , XV в., л. 171; 5) ГПБ, Кир.-Белоз., 26/1103, Сборник («Иларион Великий»), 1-я пол. XV в., лл. 29–35 об.; 6) ГПБ, Кир.-Белоз., 101/1178, Сборник, XVI в., лл. 97 об.–112; 7) ГПБ, Кир.-Белоз., 25/1102, Сборник («Ниловы главы»), XVI в., лл. 383–387; 8) ГПБ, Кир.-Белоз., 29/1106, Сборник нравоучений, XVI в., лл. 73–80 об.; 9) ГПБ, ОЛДП, Q.661, Сборник, XVI в., лл. 425–433; 10) ГИМ, Воскр.-Новоиерус, 76, Сборник, XVI в., лл. 376–383 об.; 11) ГБЛ, ТСЛ, 799 (1927), Нил Сорский , нач. XVII в., лл. 156–178 об.; 12) ГПБ, Соловецк., 398 (85), Главник, XVII в., л. 115. 72

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

31489) - М. (средовек) получает завет; саркофаг Юния Басса (359 г., Музей собора св. Петра, Ватикан) - М. получает скрижали завета, М. высекает воду из скалы (Ibid. Cat. 386. P. 427); саркофаг Двух братьев (325 - 350 гг., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31543) - М. (юный) получает завет; саркофаг (ранний IV в., Музей Пио-Кристиано, Ватикан. 31546) - М. (с курчавой короткой бородкой) получает скрижали завета). Решение всех этих композиций крайне лаконично. Сцена «Переход через Чермное море», символизирующая переход от рабства смерти к жизни вечной, стала темой группы саркофагов 2-й пол.- кон. IV в. На них в виде развернутого фриза представлены: ведущий народ Израилев столп огня, изображенный в виде колонны; поющая Мариам с тимпаном в руках; М., посохом касающийся моря, в котором гибнет войско фараона. Решение образа М. варьируется: он предстает то безбородым (напр., на саркофагах из Музея Пио-Кристиано, Ватикан (379-395 гг. 31434), и в соборе Сен-Трофим в Арле), то с небольшой бородкой (напр., на саркофаге в Музее древностей в Арле и из Археологического музея в Сплите, Хорватия - см.: F é vrier P.-A. Sarcophages d " Arles/Publ. de l " École française de Rome. R., 1996. No 255. P. 1106-1108, 1099 - 1141). Дочь фараона находит младенца Моисея в реке. Фрагмент миниатюры из Минология имп. Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Р. 13) В средневизант. время образы М. получают широкое распространение в иллюстрированных рукописях Библий (Библия кор. Кристины, X в.- Vat. Reg. gr. 1. Fol. 46v, 85v, 116, 155v). Особенно подробные циклы встречаются в Октатевхах (Vat. gr. 747. Fol. 72-215, XI в.; Vat. gr. 746. Fol. 150v - 251v, 2-я четв. XII в.), в Псалтирях, как в «народной» (Хлудовская Псалтирь, 40-50-е гг. IX в.- ГИМ. Л. 76 - 78, 82, 90 об., 98 об., 106 об., 107, 108, 108 об., 139-142), так и в «аристократической» редакции (Парижская Псалтирь, 1-я пол. X в.- Paris. gr. 139. Fol. 419v, 422v). Их также можно встретить в качестве иллюстраций в рукописях других произведений: в Слове Григория Назианзина (Paris.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

Из греческого монастыря похищен Крест с частицей Честного Древа Креста Господня 23 июня, 2012. Новостная служба В поиске золота вандалы нанесли огромный ущерб монастырю, сломав двери и украшенный разноцветной мозаикой пол. Они сорвали выложенные с большим искусством напольные мозаики, изображающие растительный и животный мир и геометрические фигуры. 23 июня. ПРАВМИР. Из греческого монастыря Преображения Господня Сагмата похищена его главная святыня – Крест с частицей Честного Древа Креста Господня. Как сообщает Первый телеканал со ссылкой на Euromag.ru , ровно в полночь шесть человек в масках, вооруженные пистолетами, карабином и ножами, проникли на территорию монастыря Преображения Господня Сагмата XII века. Под угрозой оружия были обездвижены один монах и несовершеннолетний послушник из России. Обыскав монастырь, грабители завладели суммой в 12 тысяч евро и на принадлежавшем монастырю автомобиле скрылись, захватив с собой российского послушника. Брошенный автомобиль был найден в деревне Ипато у подножия горы, внутри находился живой заложник. Грабители разыскиваются греческой полицией. Светлана Стадниченко, мать Назара Стадниченко, исцеленного Господом по молитвам Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) , особо почитаемого в Греции, сообщила подробности ограбления, переданные Назару настоятелем монастыря архимандритом Нектарием (Антонопулосом). Он стоял под дулом пистолета, а бандиты избивали отца Паисия и связывали послушника Павла, приехавшего в Грецию из Ханты-Мансийска. К счастью, все остались живы. В поиске золота вандалы нанесли огромный ущерб монастырю, сломав двери и украшенный разноцветной мозаикой пол. Они сорвали выложенные с большим искусством напольные мозаики, изображающие растительный и животный мир и геометрические фигуры. Греческий писатель Т. Лапас писал о мозаиках: «Хотя они древние, кажется, что мастер совсем недавно закончил работу над ними. На этих мозаиках можно найти любой мыслимый узор». Помимо найденных денег, грабители нашли и украли лишь самую большую святыню монастыря – Крест с частицей Честного Древа Креста Господня, подаренную императором Алексеем Комниным, который финансировал строительство монастыря. В 1106 году он закрепил за монастырем некоторые привилегии и сделал дорогие подарки, самым важным из которых и была частица Честного Древа Креста Господня, хранившаяся в монастыре в течение девяти веков как его главная святыня и бесценное сокровище.

http://pravmir.ru/iz-grecheskogo-monasty...

Каннеха. По-видимому, основанная им церковь первоначально относилась к парухии св. Каннеха и впосл. перешла в подчинение Гленн-Да-Лохи ( Ronan. 1928. P. 132; Mac Shamhr á in. 1996. P. 116-117). В VIII-XII вв. на положение церковной общины оказывала влияние борьба различных ветвей династии И Дунланге за контроль над Сев. Лагеном. В Житие К. было включено предание о том, что святой воспитал Фаэлана, 1-го известного правителя этой династии, жившего в 1-й пол. VII в. (см.: Smyth. 1994. P. 85-88; Mac Shamhr á in. 1996. P. 31, 135-136). Правители И Дунланге оказывали покровительство Гленн-Да-Лохе. Практика наречения имени в честь К. показывает, что местные правящие династии придавали особое значение почитанию святого. В IX в. среди членов рода И Маль засвидетельствовано имя Маэл Коэмгин ( Mac Shamhr á in. 1996. P. 128), а начиная с X в. среди И Муредаг было популярно имя Гилла Коэмгин (Ibid. P. 128, 145, 150, 156). К X-XI вв. относятся сведения о паломничестве ирл. правителей и церковных иерархов в Гленн-Да-Лоху. К. рассматривали как одного из св. покровителей Лагена: в Житии К. говорится о встрече святого с правителем Брандубом, жившим на рубеже VI и VII вв. и известным как защитник Лагена. Подобно тому как К. повелел лагенскому правителю защищать свою землю, его преемник Аэдан, еп. Гленн-Да-Лохи, поддержал Брандуба в борьбе с захватчиками (об этом сообщается в поздней саге «Борума»; см.: Mac Shamhr á in. 1989. P. 88; Idem. 1996. P. 117-119; Smyth. 1994. P. 70-71). Ослабление власти И Дунланге под давлением дублинских скандинавов и соседних ирл. правителей, соперничество между ветвями правящей династии негативно сказывались на положении общины (с 834 поселение подвергалось нападениям викингов; см.: Etchingham C. The Viking Impact on Glendalough//Glendalough. 2011. P. 211-222). Трудности, к-рые испытывала община, заставляли ее укреплять отношения с другими ирландскими церквами, напр. с Тех-Молингом, с Тамлахтой (ныне Таллахт близ Дублина) и с Клуан-Мокку-Носом. В связи с этим в Житие К. был добавлен такой эпизод, как соглашение, заключенное К. со св. Киараном ( Mac Shamhr á in. 1994; Idem. 1996. P. 138-142). Попытки правителей из рода И Дунланге поставить Гленн-Да-Лоху под свой контроль вызвали сопротивление общины. Руководящие должности в ней стали занимать представители родов И Манхан (вероятно, ветвь И Баррьхе) и И Катал (ветвь династии И Маль). С X в. известно о церковной школе в Гленн-Да-Лохе, ее расцвет связывают с аббатом Туаталом О Каталом (1095-1106). Возможно, здесь учились Сулиен († 1091), еп. Сент-Дейвидса в Уэльсе, и его сын Ригиварх (1056/57-1099) (см.: Doherty Ch. Was Sulien at Glendalough?//Glendalough. 2011. P. 261-277). К 1-й пол. XII в. относятся рукописи сочинений по грамматике, философии и математике, созданные в Гленн-Да-Лохе (см.: Bischoff B., Bieler. L. Fragmente zweier mittelalterlichen Schulbücher aus Glendalough//Celtica. Dublin, 1955. Vol. 3. P. 216-220; Flanagan. 2010. P. 21-23).

http://pravenc.ru/text/2458917.html

В обители были погребены киевский тысяцкий Ян (Иоанн) (1106) и его супруга Мария (1091). Исключительное значение Киево-Печерского мон-ря в истории становления рус. монашества было отмечено летописцем на рубеже XI и XII вв.: «Мнози бо манастыри от цесарь и от бояръ и от богатьства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлени слезами, пощеньемь, молитвою, бденьемь». Говоря же о введении в обители Студийского устава, летописец замечает: «От того же манастыря переяша вси манастыреве уставъ: темь же почтенъ есть манастырь Печерьскый старей всехъ» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159-160). В 1240 г. Киево-Печерский мон-рь был разграблен войсками Батыя, но не прекратил своего существования. Ю. А. Артамонов 1240 - 2-я треть XIV в. Во 2-й пол. XIII - нач. XVI в. игуменами были Серапион (50-60-е гг. XIII в.- 1273), Агапит (1288), Максим (1335), Давид (до 1377 - до 1392), Феодосий (1398), Иоанн, Азарий, Варсонофий, Никифор (1434), Авраамий (17 окт. 1437), Игнатий, Николай (до 16 июня 1446 - после 1462), Макарий, Иоанн (до 1470 - после 1476), Иоасаф (с 1477(?)), Феодосий (Войнилович) (до 1 сент. 1482 - после 10 марта 1493), Филарет (Волынец) (до 23 апр. 1494 - после 25 авг. 1501), Феодосий, Сильвестр, Вассиан (до 1506 - после 1508). Исторические свидетельства о Киево-Печерском мон-ре с сер. XIII до 2-й пол. XIV в. скудны. Кроме редких фрагментарных летописных упоминаний и свидетельств в различных исторических актах имеются устные предания, зафиксированные в более поздних источниках (XV-XVII вв.), а также археологические исследования кон. XX - нач. XXI в., внесшие значительные уточнения. Согласно Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.), во время штурма Киева монг. воины «святую Софью разграбиша, и манастыри все, и иконы, и кресты честныя, и взя оузорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечем» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 470). Поскольку Киево-Печерский мон-рь находился за линией городских стен, он, по-видимому, подвергся разорению в начале осады Киева, т. е.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IV МУЗАЛОН [Греч. Νικλαος Μουζλων] (2-я пол. XI - сер. XII в.), патриарх К-польский (дек. 1147 - март/апр. 1151). Н. М. начал карьеру как ритор и преподаватель в уч-ще св. Петра, затем возглавил его. Об этом этапе жизни Н. М. известно из составленного им Похвального слова в честь патриарха Николая III Грамматика (1084-1111) ( Darrouz è s. 1988). Содержание речи указывает на то, что она могла быть произнесена вскоре после вступления Николая III на К-польскую кафедру. Такая датировка подкрепляется Деяниями Влахернского Собора, созванного зимой 1094/95 г. имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) для разрешения конфликта между ним и митр. Халкидонским Львом (RegPatr, N 965). Подпись представителя Кипрской архиепископии в Деяниях не читается полностью, но, по предположению П. Готье, она может быть реконструирована как Николай ( Gautier. 1971. P. 270-272). В таком случае уже к зиме 1094/95 г. светская карьера Н. М. должна была завершиться. Но это маловероятно, поскольку тогда к моменту восхождения на К-польскую кафедру в 1147 г. Н. М. было не меньше 85 лет ( Niceforo Basilace. 1977. P. 250-251). Согласно более осторожной гипотезе, Н. М. создал Похвалу патриарху Николаю III в нач. XII в., а Кипрскую кафедру занимал в 1106/07 - 1110/11 гг. ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Karlin-Hayter. 1995. P. 171). В период пребывания на Кипре Н. М. вступил в противостояние с местными чиновниками и был вынужден покинуть кафедру ( Karlin-Hayter. 1995). Об этих событиях известно из пространной ямбической поэмы, написанной Н. М. в оправдание своего поступка ( Δοανδου. 1934). В ее заглавии Н. М. называет себя просто - «монах». Кульминация поэмы - стремительный обмен репликами между лирическим героем и его безымянным другом, в к-ром герой красочно описывает жестокость сборщиков налогов и уподобляет свое решение покинуть паству тому, как мать, лишенная молока, преодолевает ради любви и долга свою естественную привязанность и отдает любимое дитя чужим людям, к-рые способны о нем позаботиться. Н. М. прибыл в К-поль, где удалился в мон-рь во имя святых Космы и Дамиана (Космидион) и вскоре стал его настоятелем ( Darrouz è s. 1984. P. 183). В первые годы пребывания в К-поле Н. М. продолжал участвовать в церковной политике: в 1112 г. он стал одним из правосл. богословов, отобранных для диспута о Filioque с архиеп. Миланским Петром Гроссолано ( Grumel. 1933. P. 30-31), и в связи с этим написал для имп. Алексея I трактат «Об исхождении Святого Духа» ( Ζσης. 1978. Σ. 307-329).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

Никольский собор возведен на правом берегу Волхова в самом Новгороде, на Ярославовом Дворище, там, где располагался княжеский двор, прямо напротив Св. Софии. Третья Новгородская летопись связывает построение собора с чудесным исцелением князя и появлением в Новгороде необыкновенной, круглой иконы св. Николая, приплывшей из Киева и обретенной на Липне (острове на озере Ильмень) близ города. Правда, одно событие следует за другим следующим образом: икону «устроиша» в уже возведенном «том превеликом храме». Есть известные сомнения в достоверности передачи сведений поздней Новгородской летописью, 202 но факт болезни князя Мстислава и его чудесного исцеления подтверждается другими источниками. 203 Собор, заложенный в 1106 г., соответствует широко распространенному после постройки Успенской церкви Печерского монастыря образцу. Это четырехстолпный храм с нартексом, отделенным от основного объема в нижней зоне и раскрытым в верхней – на хорах. Три равновеликие апсиды завершались вровень с остальным объемом, фасады которого обегали ряды закомар. Окна, вновь в соответствии с традицией Печерской церкви, обходили храм горизонтальными поясами, им вторили ниши двухуступчатого профиля. Между тем, в целом Никольский храм не похож на знаменитый киевский образец – он существенно выше и завершен старинным пятиглавием. Смелое нарушение пропорционального строя, вытянутость храма в высоту (при сравнительно небольших плановых размерах) обязаны своим происхождением заказу князя – ориентации на Св. Софию, находящуюся на противоположном берегу Волхова и князю уже не принадлежащую. Именно это «задает» высоту уровня хор в Никольском соборе (такую же, как в Софии, – 11м) и «цитирование» архаичного пятиглавия; в результате общая высота собора – около 28 м. Алтари, как и в Софии, снабжены двойным рядом окон. Ориентацией на Софию объясняется необычное очертание алтарных полукружий – они имеют подковообразную форму, которая появляется в результате сведения «на нет» уступов – заплечиков, отделявших собственно алтарь от вимы, обязательных для южных построек, но отсутствовавших в Софии. Как и в Софии, пол, но теперь лишь в диаконнике, 204 был понижен относительно пола в наосе. Еще одна цитата – пары окон вместо традиционных трех, расположенные в центральных пряслах фасадов. Но эта особенность 205 уничтожает центричность стен. Выстраивание окон на южном и северном фасадах не по вертикали, а в опоясывающие горизонтальные ряды заставляет воспринимать фасады как боковые.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь Сагмата Монастырь Сагмата / Монастырь Преображения Господня — Сагматá — один из древнейших греческих монастырей. Он находится на высоте 747 метров над уровнем моря на вершине горы Сагматион в получасе езды от Фив и в восьми километрах от шоссе Афины — Ламия (отметка восьмидесятый километр). До XII века гора Сагматион называлась Гюпатион Орос («высшая гора»), а на ее вершине располагался величественный храм Зевса, в котором находилась большая статуя этого бога. Сведения об этом дает древнегреческий историк Павсаний. В византийское же время здесь строится православный монастырь, основателем которого становится святой Климент. Император Алексей Комнин, финансировавший строительство, в 1106 году закрепляет за монастырем некоторые привилегии, а также делает дорогие подарки, самый важный из которых – частица Честного Древа Креста Господня. Эта святыня на протяжении девяти веков до сегодняшнего дня хранится в монастыре как бесценное сокровище. Примерно в тот же период (XII век) древнее название горы меняется с «Гюпатион» на «Сагматион». Последнее происходит от слова «сагма» («седло»). Смена названия могла быть связана, с одной стороны, с тем, что гора своими очертаниями действительно напоминает седло, а с другой — с тем, что монахи, жившие в монастыре в то время, занимались изготовлением седел. В центре монастыря возвышается храм, посвященный Преображению Господню и возведенный в XII веке. Это типичный для Византии крестово-купольный храм. Наиболее примечательная его часть — это пол, украшенный разноцветной мозаикой, выложенной с большим искусством и изображающей растительный и животный мир, а также геометрические фигуры. Об этих напольных мозаиках упоминал греческий писатель Т. Лапас: «Хотя они древние, кажется, что мастер совсем недавно закончил работу над ними. На этих мозаиках можно найти любой мыслимый узор». Вокруг храма находятся кельи, трапезная и подсобные помещения. Кельи, расположенные на западной стороне монастыря, построены в XII веке, как и трапезная на южной стороне. Остальные здания возводились позднее — в эпоху турецкого владычества.

http://pravoslavie.ru/41389.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010