Саввы Вишерского началось вскоре же после его смерти (1-го Октября 1460 г.), не позднее конца XV века. Ибо в числе житий, которые владыка Новгородский Иона поручил написать Пахомию, когда последний жил у него в Новгороде, мы находим житие и канон этого святого. Сам Пахомий при том замечает в конце жития, что написал его по поручению Ионы. Между посмертными чудесами преп. Саввы у Пахомия есть рассказ о приезде в Саввин монастырь Ионы, который повелел тогда написать образ преподобного, также составить канони и прочая в память его 329 . Церковное прославление св. Прокопия началось не позднее конца XV века, ибо в 1495 году Устюжане построили во имя его храм и, следовательно, в это время он уже официально был причтен к лику святых 330 . О церковном почитании преподобных Зосимы и Савватия Соловецких мы находим ясные свидетельства из первой половины XVI века. Так, в третьей Новгородской Летописи под 7048 (1540) годом читаем, что в этом году посвящен был предел «святым и преподобным отцем Зосиме и Савватию» 331 и, значит, они были уже прославленными святыми. Наконец, находим ясные указания в начале XVI века на церковное почитание и св. Евфимия, архиепископа Новгородского. В Важицком монастыре, где хранятся мощи этого святителя, уже в 1500 году во имя его существовал храм 332 . Житие св. Евфимия написано по поручению Новгородского архиепископа Ионы Пахомием Логофетом около 1469 года 333 . Имя этого святителя встречается уже в Минее, писанной в 1491 году в Вологде 334 . Часть вторая Вторую часть этой главы мы посвятим тем общим выводам, какие можно сделать о канонизации святых в Русской Церкви за этот период на основании собранного нами материала. Приступая к изложению этих выводов, мы не можем не сказать о трудности придти к однообразным и точным выводам. Впрочем, последнее обстоятельство будет уже зависеть не от нас, а от количества и качества самого материала, при недостатке которого вывести что-нибудь общее является делом не только весьма трудным, но и едва ли возможным. Но при этом недостатке данных мы встречаемся еще с неясностью и неопределенностью в формулировке общих правил, которыми руководились тогда при совершении канонизации святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмотря, на просьбы молодого иеромонаха отпустить его опять в уединенный Глушицкий монастырь, Преосвященный Стефан удерживал его при себе, намереваясь дать ему место, соответствующее его благочестивому настроению, и его способностям, до тех пор, пока не освободилось место строителя Пельшемского Лопотова монастыря, 166 куда Игнатий и был назначен в начале 1832-го года (14-го января ему дано было звание строителя и при этом был возложен на него набедренник). Светильник, еще прежде показавшийся на свещнице, теперь был изнесен из темного угла, чтобы светить миру на более далекое пространство – общественная деятельность будущего Епископа началась. Глава вторая. Игнатий Брянчанинов в должности настоятеля монастырей I. Игумен Игнатий – Строитель Григорие-Пельшемского Лопотова монастыря «Здешняя жизнь точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей, усаженное многочисленными, разнородными плодовитыми деревьями и кустарниками; люди: –: точно делатели; один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной: –: сеять хлеб, иной: –: орать землю, иной: –: лишь исторгать терние. Каждый да трудится в том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим призвание Свое разумному созданию теми способностями душевными, теми средствами, который Он даровал этому созданию». (Письма Преосвященного Игнатия к различным лицам, помещенный при жизнеописании его, составленные учениками в 1881 году, стр. 37). В Вологодской губернии, в 40 верстах от г. Вологды, в семи верстах от уездного города Кадникова, находится монастырь, основанный еще в первой половине. XV века (в 1426 году) Вологодским чудотворцем Преподобным Григорием. Монастырь этот называется Лопотовым, потому что основатель его – Преподобный Григорий происходил из рода бояр Лопотовых; кроме того он именуется еще Пельшемским, так как расположен на берегу небольшой реки Пельшмы, впадающей в Сухону. Низменная и болотистая местность этой обители, гнилые испарения, всегда наполняющие, окружающий ее воздух, сырость и постоянно стоящие туманы, неимоверная масса комаров и других болотных насекомых – все это делает Лопотов монастырь местом, вредным даже и для здорового организма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Угорская Церковь , хотя и зависела от Римской, праздновала память 26 Окт., по примеру Сремской церкви. Обыкновение Греческой Церкви – не случайное: описание чудес 7-го в. уже указывает на празднование памяти В. М. в 26 Окт. (Acta р.,158). 24 Все четыре жизнеописания и описан, чудес р.’ III. 133, 134. при Имп. Маврикие хотели вынуть мощи Святого из-под спуда, но, в след за исторгшимся из земли огнем, услышан был голос: «Не дерзайте!» (Евсевий, Солун. Архиеп., in ер. ad imp. Mauritium). По временам из ковчега, в котором лежали св. мощи, истекало миро (Acta, ρ. 121, 122, 14). В 12 в. дикие Норманны отняли от мощей часть ноги Св. Мученика (Евстафий Солун. Opusc., р. 296; эти наглецы, хотя были Христиане, менее оказали благоговения к чудодейственному миру Св. Димитрия, чем в последствии, в 1450 г., Мусульмане Турки (Nicetas in Vila Andronici Сотп. 1, 9. Ioannes anogn. narrat. de expugn. Thicssal. Turcica, c. 16). 25 Неизвестный, описывавший чудеса в половине 7-го века. Acta Sanct. Т. 4. р. 157–141. Hase ad. Leonem diaconum p. 5o6–510. ed. Bonn. 27 Ibid. §. 30. νκαως γεγεννημνον θαυματουργημον, недавно бывшее чудотворение. §. 31, р. 115. Ιδετε την πро τινος ολιγιστον Χρονου θεηλατον επεθουσαν τη πολει οργην, «знаете гнев Божий, посланный на народ в весьма недавнее время». 29 Procopius De bello Gothico 3, 40, 4, 35. Historia arcana cap. 25. Jornandus, de Gothorum origine el reb. geslis. Menander de legation, c, 12, p. 304, c. 30, p. 332, p. 425. «Славяне в Ианнопии и Далмации зимуют как бы дома, без всякой боязни,» говорит Прокопий в известиях о 550 г. 30 Газе (ad Leonem diaconum, p. 610, ed. Bonnae) относил это нападение к 584 г. Он основался на том, что вторая война следовала не долго спустя после первой. Последнее справедливо, но тем не менее после 581 года не могло быть первого нападения. 31 Вторую войну описывает очевидец: «Я расскажу то, говорить он, что видел своими глазами.» Сар. 132, р. 152. Πειραθεντες εναργως λεγομεν, ясно вразумленные опытом говорим». (Сар. 124, р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

протоиерей Василий Мезенцев ПЕРИОД ДОНИКЕЙСКИЙ ОТДЕЛ I. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ Мужами или Отцами Апостольскими (Patres Apostolici) принято называть авторов древнейших, после книг Нового Завета, произведений церковной литературы, хотя не все они были непосредственными учениками апостолов. До настоящего времени сохранились только немногие из таких произведений. Значительная часть их была утеряна. Но из сохранившихся памятников в нашем курсе рассматриваются далеко не все, – не подлежат рассмотрению в курсе Патрологии апокрифические книги Нового и Ветхого Завета, произведения, также имеющие апокрифический характер, направления гностического, также Didascalia и Constitutiones Apostolerum , имеющие большое значение курсов Истории Церкви и Каноники. Таким образом, в настоящем курсе будут рассмотрены следующие произведения: Послания к Коринфянам Св. Климента Римского ; Послания Св. Игнатия Богоносца ; Послания Св. Поликарпа Смирнского ; Учение двенадцати Апостолов («Дидахи»); Послание, называемое Посланием Ап. Варнавы; «Пастырь» Ерма ; Сочинение Папия, Епископа Иерапольского. Между всеми этими памятниками имеется много общего – содержание и форма их в основном определяется одинаковыми условиями жизни Церкви того времени. Вторая половина 1-го и начало 2-го века – это период послеапостольский. Проповедь христианства еще продолжается среди иудеев и язычников, отдельные местные церкви находятся еще в периоде организации. Между ранее основанными церквями еще не существует организационных связей. Каждая городская община возглавляется епископами, к городской общине тяготеют общины сельские и находящиеся в более мелких городах. Естественно – более важное положение занимают Церкви Рима, Антиохии, Александрии и главных римских провинций. Из этих церквей образуются в последствии патриархаты и митрополии. В то время появляются лжеучителя: иудействующие и придерживающиеся докетических воззрений на воплощение. Следует еще отметить недостаточную ясность догматической терминологии, что послужило причиной не правильных выводов у отдельных исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

– Попробуем. Начало " застоя " я хорошо помню. В сентябре 1964-го года я поступил в школу, а в октябре мы всем классом по указанию учителя вырывали из букваря портрет Никиты Хрущёва . Когда говорят о Хрущёве, в первую очередь вспоминают о развенчании " культа личности " , об " оттепели " , то есть об идеологии. А что происходило в экономике? Хрущёв закрепил партийное руководство, партийный надсмотр за хозяйственной деятельностью в стране. Но поскольку партийцы управлять не умели, ситуация поехала в кювет. Сегодня многие даже не знают, что во второй половине 1950-х в стране была безработица. В 1961-м году дело закончилось денежной реформой, которая была неизбежна вследствие финансового кризиса. По сути это было скрытое повышением цен. Крайне редко вспоминают о масштабной антирелигиозной кампании, которую вёл Хрущёв. В церковной истории существует понятие " хрущёвские гонения " : это и тюремные заключения за христианские убеждения, и разрушение тысяч храмов и монастырей. Если сравнивать хрущёвский период и период " застоя " , неизвестно, где больше плюсов и где больше минусов. Во всяком случае, Никита Хрущёв был в разы авторитарнее, несмотря ни на какие оттепели, чем Леонид Брежнев. – Какой период был более кризисным? – Брежневский период уж точно нельзя назвать кризисным. Кризисные периоды – это время Михаила Горбачёва , после 1985-го года, и вторая половина 1950-х – начало 1960-х годов. Скажем, маленковский период был менее кризисным. Кстати, память о Георгие Маленкове у нас связана только с так называемым " маленковским стаканом " . Не знаю, почему именно к нему прицепили этот гранёный стакан в 275 граммов с ободком наверху, который, как гласит легенда, был сделан по эскизу Веры Мухиной . Маленков – фигура интересная и неизученная, как и ряд других советских фигур, например, Андрея Жданова , который принадлежал " русской партии " в КПСС и был антагонистом того же Маленкова. Мы практически не знаем истории России XX века, и нам ещё предстоит пласт за пластом открывать, что это были за люди, какие у них были идеи, какие возникали интеллектуальные и идейные противостояния.

http://religare.ru/2_115456.html

В Эрмитаже открылся раздел постоянной экспозиции, посвященный Древней Руси 11 декабря 2016 г. 14:09 9 декабря 2016 года в Георгиевском (Большом тронном) зале Зимнего дворца в Санкт-Петербурге состоялась традиционная торжественная церемония по случаю дня памяти святого Георгия. Открыла церемонию знаменная рота Почетного караула. В зал были торжественно внесены Георгиевское знамя 101 Пермского полка 2-го батальона, Георгиевское юбилейное знамя Либавского полка 3-го батальона и Георгиевский штандарт 2-го дивизиона Рижского драгунского полка. «Мы уже много лет здесь, в Тронном зале, проводим этот день. Постепенно наш эрмитажный день превратился в общенациональный праздник, — сказал, приветствуя собравшихся, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский. — День святого Георгия все больше становится днем славы Отечества, и каждый раз мы показываем дары, связанные с воинской славой. Сегодня это дары, переданные Эрмитажу Сергеем Павловичем Алексеевым». В зале были представлены дары С.П. Алексеева Государственному Эрмитажу: гусарский доломан (Франция, вторая половина XIX века), армейская каска (Германия, 1912-1914 гг.), жетон добровольного флота. В церемонии традиционно принял участие Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы под управлением В.К. Лященко. В его исполнении прозвучали марш Лейб-гвардии Преображенского полка, и «Гимн великому городу» Р. Глиэра. В этот же день состоялось открытие новой постоянной экспозиции Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа — «Культура и быт Древней Руси и Московского царства IX-XVII веков». «В День святого Георгия, в Дни Эрмитажа, мы традиционно открываем новые постоянные экспозиции. Нас часто упрекали, что мы не уделяем внимания допетровской Руси. Сейчас мы этот грех исправляем и открываем выставку, посвященную Древней Руси и Московскому царству. Раздел экспозиции для Эрмитажа очень важный, очень существенный, который долгое время был закрыт. У всех экспонатов блестящее замечательное происхождение, все они найдены и изучены сотрудниками Эрмитажа и теперь все смогут ими любоваться, смотреть и изучать», — отметил М.Б. Пиотровский.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

75 Образ, указываемый словом: «дориносима», таков: святые ангелы-воины небесные сопровождают Царя царей, Господа Иисуса Христа, подобно воинам земных, вооруженным копьями, как они сопровождали в древности римских императоров, при их вступлении на престол (Смотри выше, прим. 73-е). 76 При пении, Херувимская песнь делится на две части: первая, – оканчивающаяся словами: «оставим заботу», поется до перенесения св. Даров с жертвенника в Престол; вторая, – начиная со слов: «чтобы поднять Царя»... и до конца, поется после перенесения. Священник читает тайную молитву во время пения первой части, пока диакон кадит алтарь, солею, клиросы и народ. 77 Обыкновенно, священник произносит первую половину Херувимской песни, а диакон – вторую. Священник, читая Херувимскую песнь, поднимает обе руки вверх, как бы распростирая их, на подобие херувимских крыльев (См. видение Ис. 6:2 ). 78 Иначе: «приложите руки ваши к святыне и благословите Господа». В «Уставе Литургии 14-го века, составленном Филофеем, патриархом Константинопольским» (1354–1376 г.), это выражение читается: «възмете роукы ваша святая», т. е. «возьмите руками вашими святыню». По «Уставу Литургии 15-го века» (Рукописи Иерусалимской Патриаршей и С.-Петербургской библиотек, изданные Н. Ф. Красносельцевым : «Матерьялы для истории чинопоследования Литургии святого Иоанна Златоустог о». Вып. Казань 1889 г. стр. 89), диакон произносит: «приложи, владыко, руки наши к святыне». Священник же, сделав кадильницей знак креста над святыми Дарами, говорит «приложите руки ваша к святыне и благословите Господа». 79 Во время великого входа верующие стоят, наклонив головы и просят Бога упомянуть их в Царстве Своем». В «Требнике» митрополита Киевского Петра Могилы по вопросу о том, как следует стоять православным христианам во время перенесения святых даров с жертвенника на Престол, сказано следующее: «Иерей должен учить своих прихожан тому, чтобы на литургиях св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о, на великом входе, не творили бы поклонов до земли, а стояли бы, только главу преклонив, молясь со священником, переносящим Дары, чтобы Господь помянул их во Царствии Своем. И так надо делать потому, чтобы еретики, отступники, поганые и жиды не оболгали бы нас, называли нас хлебо-вино-поклонниками; ибо все православные должны остерегаться быть преткновением Иудеям и Еллинам и Церкви Божией, и не полагать преткновения, или соблазно брату (1Кор. гл. 10, зач. 147; Рим. гл. 14, зач. 114). В преждеосвященной Литургии, на великом выходе, поскольку совершенно освящены божественные Тайны, должны все христиане боголепное поклонение до земли творить».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

После Крымской войны было обещание султана подарить кусок земли на этом месте. И он дарит где-то одну треть этого участка. Две трети было куплено на деньги русского правительства по указу Александра II и, в общем, уже этот кусок, где русские постройки, там возник комплекс зданий, зданий генконсульства, Троицкого собора, Елизаветинского подворья, Русской Духовной Миссии, больницы, госпиталя. Русская Духовная Миссия как раз до 48-го года существовала там. Но с 21-го года там… Елена Зелинская: Вы так опускаете первые две цифры, что я уже сбиваюсь. Потом перескакиваете к императору Титу, там у нас 67-й год. Потом вдруг здесь мелькает 48-й год. Какой год вы имеете в виду конкретно? Михаил Якушев: Извините меня, Христа ради, потому что действительно надо называть. Елена Зелинская: Да, надо называть. Михаил Якушев: Тит – это, конечно, первый век нашей эры. Русская Духовная Миссия – это вторая половина XIX века, когда разрастаются русские постройки, что называется Москобией, Московией. Там Троицкий собор, есть здание Русской Духовной Миссии. К сожалению, в 64-м году часть… Елена Зелинская: Тысяча… Михаил Якушев: С 1964 года, буквально за две недели до того, как был смещен Хрущев, по его инициативе и при его поддержке был продан ряд объектов русской недвижимости. К сожалению, это происходило, когда была борьба, опять же, с начала 60-х годов XX столетия против Русской Православной Церкви. Мы очень много, конечно, потеряли из наследия русских. Даже скажу, Русского государства – тут и Романовы, тут и богомольцы, которые платили большие деньги, чтобы покупать участки и завещать их Императорскому Православному Палестинскому обществу или переписывались они на великого князя Сергея Александровича, мужа великой княгини Елизаветы Федоровны, как раз брата Александра III и дядю Николая II, председателя Императорского Палестинского Православного общества. Это Русская Духовная Миссия и была призвана отстаивать интересы русских богомольцев, потому что в начале XIX века, когда приезжали наши пешеходцы, они сталкивались с греками, которые их принимали, и не всегда могли исповедовать их на русском языке.

http://pravmir.ru/mixail-yakushev-v-pois...

Прямо вопросом канонизации четко определенного списка Писаний Церковь озаботилась не сразу, а примерно с середины II века и, как всегда, в ответ на конкретный вызов извне — прежде всего, в целях противостояния всевозможным гностическим учениям. Они пытались «подмять» под себя и «переварить» христианство в своем духе . В частности, таким было учение Маркиона (см. ниже), затем монтанистское движение . Не последнюю роль играло и то, что первые века христианства — это времена гонений, когда сами христиане должны были четко различать истину, за которую можно и нужно было страдать, от того, ради чего страдать не стоило. В отношении писаний это означало, что «делом совести стал ответ на вопрос, можно ли отдавать [имперской полиции — А.С.] Евангелие от Иоанна или Евангелие от Фомы, не заслужив обвинения в кощунстве» . Первые примерно сто лет (вторая половина I века — первая половина II века), распознавая подлинное Благовестие и отличая его от подложного или искаженного, церковные общины руководствовались исключительно верой и Духом. Ключевым является рубеж 150-го года. Именно около этого времени и начинается богословская рефлексия и целенаправленный отбор — в ответ на ересь Маркиона (160), одного из самых ярких, хотя и не самого законченного из представителей гностицизма II века. Он отверг Ветхий Завет, полагая, что Бог Ветхого Завета не есть истинный Бог, и решил дать Церкви четкий и определенный канон Писания: Евангелие и Апостол (по аналогии с «Законом и Пророками»), состоящий из Евангелия от Луки и десяти посланий ап. Павла . При этом он «исправил» и Лк., и Павловы послания, исключив из них все то, что так или иначе связано с Ветхим Заветом или какими-либо другими, как он считал, «заблуждениями» . Нетрудно заметить, что Церковь согласилась с двухчастной формой Писания (Евангелие и Апостол), унаследованной из иудаизма, но наполнила ее более многоразличным содержанием, при этом удержав и Ветхий Завет. «Какое, по правде сказать, чудо, какое благое чудо, что Церковь сумела в свое время отвергнуть соблазн маркионитства и вопреки всему сохранила в своем обиходе Ветхий Завет! Сколько раз впоследствии раздавались голоса, косвенно или прямо требовавшие пересмотра этого решения...»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Выражение «всё сие», как и «род сей» может иметь в речи Господа 2 значения, оно может обозначать и гибель Иерусалима и конец мира. Основание, почему должно признавать за указанными выражениями это двойственное значение, кроется в том, что речь Господа является ответом на вопрос учеников, который касался, как гибели Иерусалима, так и кончины века». Приступили к нему ученики наедине и просили: скажи нам, когда это будет, и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Вопрос: «когда это будет»? относится к ранее возвещённым словам Господа о гибели Иерусалима, вторая половина вопроса имеет в виду совсем иное несравненно более отдалённое и несравненно более великое событие. Вопрос, правда, неясен уже потому, что несомненно, что для спрашивающих было неясно то, о чём они спрашивали. Если в речи Господа говорится, что при пришествии Сына человеческого будут собраны от 4-х ветров, только избранные, а не всё человечество, то здесь можно видеть простую метонимию, часть здесь берётся вместо целого и одни избранные упоминаются только потому, что они одни предназначены к славе, что лишь для них это пришествие будет радостным и желанным, отвергнутым же придётся услышать: «истинно говорю Вам: не знаю вас». Подобно тому, как ветхозаветные пророчества имели в виду и ближайшее и отдалённое, так и речь Господа открывала человечеству и события 1-го века и события в копце времени. Много, подобных пророчеств мы находим в Деяниях, соборных посланиях и посланиях св. Павла. Все эти священные книги были написаны в ту пору, когда юная церковь переживала тяжёлую эпоху. Она уже столкнулась с язычеством, и язычество инстин- —265— ктивно почувствовало в ново-зарождающейся общине своего смертельного врага, она столкнулась и с иудейством, наконец, и это может быть ещё печальнее, чем первое и второе, жизнь церкви уже начала омрачаться раздорами, у ней уже явились внутренние враги, которые всегда опаснее внешних и которые уже рассеивали лжеучения. Для церкви гонимой такие враги, конечно несравненно опаснее, чем для церкви торжествующей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010