Его же и аз непотребный и не разумный в причастии словес быв».... На 2-м листе о писателе так написано: «но молим вы и нас не забывайте, пишущих сия, и его же трудом и потом сия переведеся многогрешного инока Селивана, обители Живоначальные Троица и преподобного чудотворца Сергия». Предисловие написано на 2-х листах особо помеченных. Оканчиваются беседы Златоустого 90-ю. Начиная с 1-го листа толкования св. Златоустого на Матфея, 3, 5, 7, 10, 12, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 39. по 41-й лист включительно скреплено в 1661-м году рукою св. Патриарха Никона . После 162 листа 163-й не помечен писцем, также и 298-й не помечен. Переплет корешковый. 80-й Беседы св. Иоанна Златоустог о на Ев. Матфея, писанные уставом на 420-ти листах. Оканчиваются 44-ю беседою. На 1-м листе прекрасная заставка на золоте. С 1-го по 4-й лист внизу по листам скреплено так: «книга Кириллова монастыря». С 7, 8, 11, 12, 19, 28–39 по 40-й лист скреплено рукою св. Патриарха Никона . По характеру письма относится к 16-му веку. Переплет корешковый. 81-й. Беседы св, Иоанна Златоустог о на Ев. от Матфея, начинающияся с 46-й оканчиваются 90-ю, писаны уставом в лист на на 361 листе. На 1-й странице 1-го листа внизу следующая приписка: «книга Беседы Евангельские вторая половина Евангелиста Матфея Кириллова монастыря в десть, послана та книга из Кириллова монастыря к Москве для справы книжной в р в_мъ году (1654). Октября в днь. С 1-го по 4-й лист внизу по листам скреплено так: «книга Кириллова монастыря» на 1–3, 5–7 и обороте 7-го 8–10 внизу скреплено рукою св. Патриарха Никона . Почерк письма похож на предьидущий 80-й и как надо полагать того же 16-го века. Переплет корешковый. 82-й. Беседы св. Иоанна Златоустог о на Ев. от Иоанна Богослова, писанные уставом в лист на 505-ти листах. На обороте 1-го листа написано следующее, достойное замечания: «В лето злг (1525) и переведена сия книга беседы Евангельские с Греческого языка на Российский Максимом Греком и иноком святые горы от обители сты Бцы нарицаемые Ватопед. Споспешницы же в переводе Максиму Толмачи Латынские, Власий и Димитрей. Максиму убо смотрящу в греческую книгу, и сим изъявляя Латынским языком, они же сказоваху писцам Русскою беседою. Максим бо обема языком seлo искусен. Переведеся сия книга в царство Благочестивого и холюбиваго Василия Ивановича, Божию милостию государя и Самодержца всеа России и великого князя, его повелением и тщанием и благословением и советом преосвещенного Гдина Варлаама, митрополита всеа Рс и. Способници же беяхоу и писци с Максимом, Михаил Медоварцов и Селиван инок Троецкой Сергеева монастыря и инии доброписци и споспешницы ихъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

17) Челобитная доктора – немца об отпуске из Сибири 18) «Видение» крестьянина 19) Купчая к калмычку 20) Якутск без воевод 2. Письма из 14-го корпуса (1877–1879 гг) 3. Письма Павла Прусского Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга вторая История Русской Церкви. Том первый. Период первый Киевский или домонголь-ский. Вторая половина тома. Действит. Члена Е.Е. Голубинского Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга третья История Русской Церкви. Том первый. Период первый Киевский или домонголь-ский. Вторая половина тома. Действит. Члена Е.Е. Голубинского (Окончание) Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Сотницы (1554–1572 гг.), Грамоты и Записи (1628–1701 гг.) Выпуск третий. С предисловием. Действительного Члена С.А, Шумакова II. Материалы историко-литературные 1. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. Дейсвит. Члена Н.И. Петрова . Выпуск третий: рукописи Киево-Софийского собора (Окончание) III. Смесь 1. 1667–1674 гг. О церкви Иакова апостола, за Покровскими воротами, в Москве 2. 1672–1675 гг. О построении церкви в Москве, на Мясницкой, на дворе Бориса Приклонского 3. 1672 г. Об устройстве пруда на Сафьянном дворе в Москве, на Воронцовом по-ле 4. 1684 г. Явочная челобитная Песношского монастыря казенного подъячего Ф. Елизарова на игумена Корпилия 5. О наговорной соли (из делопроизводств конца XVIII века). Сообщил М. Руднев 6. Дьячий подчинный список 1699 года. Сообщил Александр Успенский 7. Письма императора Петра I. Императрицы Екатерины I, царевича Алексея и ца-ревны Наталии к кн. Якову Федоровичу Долгорукову. Сообщ. В.С. Арсеньев Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1905 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. Чиновник Нижегородского Преображенского собора. С предисловием и указа-телем Действит. Члена А.П. Голубцова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В первой Новгородской летописи под годом 6860: „И ключися болезнь ему (Епископу Новгородскому, Василию) тяжко в ней же и преставися на реце на Узе, в месяца Июля 3 день, на память Св. мученика Акинфа, в вторник, в 9 час дни.“ 6860 год был високос, первое Марта было в четверг, следовательно, 3 Июля приходилось во вторник. Или под годом 6883: „В лето 6883, месяца Июля 29 день, на память Св. мученика Каллиника, в день недельный, бысть Знамение в солнце“. 6883 год был простой, 1-го Марта было в четверг, следовательно, 29 Июля необходимо должно быть в воскресенье. Под годом 6884 сказано о возвращении в Новгород Владыки Алексия. „И приде Владыка в дом Св. Софии месяца Октября в 17 день на память Св. Пророка· Осеа, в пятницу“. Поскольку 17 Октября 6884 года Мартовского принадлежит уже к 1-й половине 6885 года Сентябрьского, то я отыскиваю в пасхальных таблицах 6885 Сентябрьский год, и нахожу, что в этом году 1-е Марта было в воскресенье, следовательно, 17 Октября должно приходиться в пятницу. Под годом 6896 пишется: „И взведоша Иоанна игумена Св. Спаса на сени честно весь Новгород, месяца Маиа в 7, на вознесение Господне и поставлен бысть Иоанн Архиепископом Новугороду... генваря в 17 день в неделю.... А в Новгород прииде Февраля в 7-й, в неделю Фарисейскую“. Здесь, по принятому правилу, Мартовский летописный 6896 год я делю на две половины, и дни первой половины до Сентября отыскиваю в 6896 году индиктовом, а дни второй с Сентября до Марта в 6897 индиктовом году, и нахожу, что в 6896 индиктовом году Вознесение Господне было 7-го Мая , а в 6897 индиктовом году Января 17-го было в воскресенье, ибо 1-е Марта было в понедельник, неделя же Мытаря и Фарисея приходилась 7-го Февраля. В Рязанской Кормчей книге XIII века сказано: „Почахом писати книги сия Ноября 1-го, а кончахом Декабря 19-го в лето 6792 индикта 13“. Принимая Мартовский год, видим, что здесь поставлена вторая половина Мартовского 6792 года, следовательно, первая половина Сентябрьского 6793 года, и находим по пасхальным таблицам, что 6793 год Сентябрьский точно был тринадцатым в индиктовом порядке Годов. Итак, наше правило приложимо в практике, оно открывает и ошибки в летописных числах, и показывает основание правильных чисел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/h...

III. вероисповедание и отношение к католикам и православным А как же с вероисповеданием? Ведь к 19 веку вся Прикарпатская Русь исповедала униатство. Но это было униатство совсем другого рода, чем нынешнее. Сами галичане называли, да и считали себя не католиками, а православными. Их униатство заключалось разве что в том, что они поминали Римского Папу, как своего Предстоятеля Церкви. Во всём остальном - Униатская церковь того времени почти не отличалась от православной церкви России. Не удивительно, что 1848 г. русские солдаты проходя по Прикарпатской Руси в походе в восставшую Венгрию не отличали униатскую церковь от своей русской православной. Конечно католики, в особенности миссионерские монашеские ордена, пользуясь неограниченной поддержкой власти, прилагали немалые усилия, чтобы окатоличить прикарпатских униатов, но неизменно натыкались на твёрдое отстаивание народом Прикарпатья своей «православной» униатской веры. Католикам не удалось даже перевести униатскую церковь на григорианский календарь. Хотя государственные институты австрийской Руси жили по новому стилю, в церкви сохранялся (и сохраняется до сих пор) юлианский календарь. Более того, у прикарпатских униатов есть исповедники и даже мученики, положившие свою жизнь, отстаивая свой православный обряд и свою русскость. Отметим мимоходом, что нынешние униаты-русофобы не только не являются идейными потомками исторических униатов, а скорее наоборот, должны бы считаться Исавами, продавшими своё первородство за чечевичную похлебку... К 60-м гг. 19 века поляки вполне успели приспособиться к австрийскому владычеству и вернуть себе ведущую роль в политической жизни Галиции. В немалой степени именно польскому элементу Галиция обязана появлением украинофильской партии, возникшей в 60-х годах 19-го столетия как альтернативы традиционно-историческому русскому пути Червонной Руси. Отличительной чертой украинофильской партии всегда была то явная, то скрытая, но всегда присутствующая в её жизни русофобия . Вся вторая половина 19-го столетия для Галиции - это всё более ужесточающееся противостояние этих двух партий. Своего апофеоза эта борьба достигла накануне Первой мировой войны. Когда Царь-отец и Родина-мать довели свой раздор до войны, любящие своих родителей дети становятся хуже сирот. Русофильская партия потеряла самую возможность существования: каждый ее член должен был сделать суровый выбор между Государством и Родиной, как дитя разводящихся родителей между отцом и матерью. Самая суть русофильсого направления Галицкого общества - верность Габсбургской монархии и любовь к своим русским корням вступила в трагическое внутреннее противоречие, а «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Матф.12.25). Не устояла и русофильская партия. Она, как Спаситель перед клеветниками, молча, под улюлюканье своих противников - украинофилов, взошла на свою собственную голгофу, которой для нее стал немецкий концентрационный лагерь Телергоф.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Силуанская (Силуамская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Bek:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей истории религии. Размер: 123 x 82,5 см. Материал: Дерево, темпера. Файл 13820.jpg:   Размер: 495x699, 0.35 MPix, 120 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (257) , (8) . Описание: Икона Божья Матерь Силуамская без оклада. Размер 19х15см. Конец 18 века - начало 19 века. Живопись на дереве. Сзади на бархате какая-то старая надпись. Файл 28960.jpg:   Размер: 1536x2048, 3.15 MPix, 547 Kb. Дата: 2017-03-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (185) , (3) . Описание: Богоматерь Силуамская. Начало XVIII века. Дерево, левкас, темпера. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Файл 32039.jpg:   Размер: 682x800, 0.55 MPix, 167 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (144) , (1) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Силуамской Август 1-го дня. Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера. 11,0 х 7,6 х 0,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 33505.jpg:   Размер: 569x800, 0.46 MPix, 209 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (89) , (0) . Описание: Силуамская. Авг. 1 дня. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.34-35. С.36: Месяц август. 1 д. Силуамская. Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы Силуамской установлено царем греческим Мануилом, по благословению Константинопольского патриарха Луки, в воспоминание победы, дарованной ему помощью Богоматери над Сарацинами, в 1158.) Файл 33506.jpg:   Размер: 569x741, 0.42 MPix, 162 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (90) , (0) . Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Силуамскою (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва).

http://pravicon.com/icon-540

9:13-21). В библейском представлении река Евфрат обозначает рубеж, за которым сосредоточиваются враждебные Богу народы, угрожающие Иерусалиму войной и истреблением. Для Римской империи река Евфрат служила оплотом от нападения восточных народов. Девятая глава Апокалипсиса написана на фоне жестокой и кровопролитной иудео-римской войны 66—70 годов нашей эры, еще свежей в памяти апостола Иоанна. Эта война имела три фазы, (Откр. 8:13). Первая фаза войны, в которой Гасиус Флор возглавлял римские войска, длилась пять месяцев, с мая по сентябрь 66 г. (пять месяцев саранчи, Откр. 9:10). Вскоре началась вторая фаза войны, с октября по ноябрь 66 г., в которой сирийский губернатор Цестий возглавлял четыре римских легиона, (четыре ангела у реки Евфрат, Откр. 9:14). Эта фаза войны была особенно сокрушительной для евреев. Третья фаза войны, под предводительством Флавиана, длилась три с половиной года — с апреля 67-го по сентябрь 70-го г., и закончилась уничтожением Иерусалима, сожжением храма и рассеянием пленных иудеев по Римской империи. Эта кровопролитная римо-иудейская война стала прообразом ужасных войн последних времен, на которые указывал Спаситель в Своей беседе на Елеонской горе, (Мф. 24:7).    В атрибутах адской саранчи и евфратского полчища можно узнать современные оружия массового уничтожения — танки, пушки, бомбардировщики и ядерные ракеты. Дальнейшие главы Апокалипсиса описывают все усиливающиеся войны последнего времени, (Откр. 11:7, 16:12-16, 17:14, 19:11-19, 20:7-8). Слова «река Евфрат высохла, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. 16:12) могут указывать на «желтую опасность». При этом надо учитывать, что описание апокалипсических войн имеет черты действительных войн, но в конечном итоге относится к духовной войне, а собственные имена и числа имеют аллегорическое значение. Так апостол Павел объясняет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наша цивилизация и самая жизнь до тех пор могли быть крепкими и нерушимыми, пока они оставались христианскими. Однако уже более двух столетий, убежден был еще ранний Розанов, европейское человечество не выполняет заветы Христа, отходит от христианства. Жизнь же, ставшая однажды христианскою, а затем обратившаяся «к другим источникам», обречена на разрушение. При всем своем внешнем благополучии «она переполняется веянием смерти». Такова современная цивилизация (II, 141–142). И печать этого лежит на всем – на культуре, философии, литературе, Церкви, на каждой личности. Отсюда глубокая печаль всей новой поэзии, сменяющаяся кощунством или злобою; отсюда особенный характер господствующих философских идей. Все сумрачное, безотрадное неудержимо влечет к себе современное человечество, потому что нет более радости в его сердце (143). Отсюда «такие уродливые явления, как декадентство и символизм» в искусстве, декадентство в философии (произведения Ницше – первоисточник), в морали, в политике. С 16 века человек «сбрасывает с себя церковь », начинает молиться не Богу, но себе самому, своему «я», и это приводит его в 19 веке к эгоистическому декадансу, упадку, разрушению, хотя сегодня все это почитается за «подъем». Однако «на этом новом в своем роде nisus formativs’e человеческой культуры мы должны ожидать увидеть великие странности, великое уродство, быть может, великие бедствия и опасности...» (211–215). Это писалось в самом конце 19 века. 20 век, особенно его вторая половина, показал нам такие «великие странности», которые даже не могли присниться Розанову. В декадентстве и символизме конца 19 века он предощутил процессы, ставшие фактом пост-культуры конца 20-го столетия. В чем причина? И здесь из Розанова опять выныривает «подпольный шалунок», любитель Ветхого Завета и почитатель Ницше: в ложности и неистинности христианства с его идеалами, культом правильности, нравственности, духовности, райского однообразного блаженства. Не противоречит ли все это человеческой природе, рассуждает «шалунок», не терпящей однообразия, даже благостного, тем более благостного? Не заскучает ли человек в этой идеальной среде по неожиданному, изменчивому, неправильному? Не проснутся ли в нем подавленные инстинкты (почти по Фрейду!), не захочет ли человек «страдания, разрушения, крови»? Не рвется ли его душа более к плотскому, телесному, чувственному, чем к духовному? (II, 67).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Подготовка текста и публикация А. М, Пенткрвского 1 Жизнеописание старца Василиска было опубликовано Петром Григоровым в 1849 году: Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. Москва, 1849, с. 19–87. 2 Сей Старец Адриан пострижен в Симоновом монастыре 1772 года, а в 1776 году начал жить в лесу, а в 1790-м – перешел в Коневскую пустынь Строителем, а в 1800-м возвратился опять в Симонов, где 1801 года посхимлен, а 1812-го скончался. Сведения о старце Адриане находятся не только в жизнеописании старца Василиска, составленном Зосимой Верховским . Известны две рукописные редакции жития старца Адриана, которые содержат подробные сведения о его жизни до принятия монашества и, затем, до его перехода в монастырь на Коневском острове. Первая редакция находится в сборнике РГБ, ф. 304/II, 183 («Жизнь блаженной памяти Спасо-Симонова монастыря схи-иеромонаха Алексия», лл. 1–41, 40-е годы ХХ века), а вторая – в рукописи второй половины ХХ века РГБ, ф. 214, 282 («Жизнь блаженныя памяти отца Алексия, иеросхимонаха Спасо-Симонова монастыря»). См. также Записки иеромонаха Ионы Иеросхимонах Алексий (из записок келейника его иеромонаха Ионы)/Сообщил кн. Дм. Урусов//Странник, 1861, март, с. 146–171. 3 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы. Москва, 1849, с. 87. 10 Это признаки чудного явления, ибо постепенность и последовательность не могут долго держаться одною токмо силою воображения. 12 О трепете как о благодатной действии говорит святой http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinait, глава IV (Добротолюбие, часть 1, лист 85). 13 Житие преподобной матери нашей Марии, в мужеском образе преименованной Марином, и отца ее, Евгения преподобного (12 февраля)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд, декабрь-февраль, л. 357–359 об. 14 В житии священномученика Климента, папы Римского, упоминается, что брат его отца (который был «зол нравом и безстудный любодей»), «уязвися» на его мать, Матфидию, которая для избавления от посягательств, «не хотяше обличити брата» и не открывая истинную причину, решила оставить мужа и семью, объяснив, что видела сон, в котором ей было указано покинуть Рим на 10 лет, чтобы не погибнуть и страдание святого священномученика Климента, папы Римского (25 ноября)//Четьи-Минеи (Книга житий святых на дванадесять месяцев), М., 1782, 4-е изд., сентябрь-ноябрь, л. 412 об.–417.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Кузин был арестован в 1935 году за «недоносительство», но выжил в сталинских лагерях, в отличие от автора стихотворения, умершего от голода в пересыльных бараках Владивостока. Кузину в лагерях встретился отец Павел – «голоден был, а ты накормил Меня» – поэтому Борис Сергеевич и смог вернуться к науке. О тех страшных годах он вспоминал в стихотворении: Книги сжигают по ябедным спискам. Шепотом люди о самом близком, Ставни закрыв, говорят меж собой. И никогда не узнают потомки Слов отреченья в чугунной ночи. Солнце в кутузке И совесть в котомке... Шорохи... Тайна... Потемки, потемки... Слышишь ли? Дышишь ли?.. Тише! Молчи! Мало того, что Кузин был человеком высокой чести, он обладал еще и острым ироническим умом, и до сих пор в Борке помнят его эпиграммы: Коли бульон, тогда уж с сельдереем, Коли обедня, то с архиереем, Коль протирать, то протирать с песком, Коли дурак, то выбирать в местком. Сам Борис Сергеевич признавался спустя много лет после лагерей: И был, к несчастью моему, Я взыскан муз любовью. И даже угодил в тюрьму За склонность к острословью. Борис Пастернак так высоко ценил поэтические воззрения Кузина, что именно ему в 1948 году послал стихи из романа «Доктор Живаго». Даже на сохранившихся фотоснимках Кузин запечатлен как совершенно независимая от эпохи личность – с изящными усиками и франтоватой бабочкой на белоснежном воротничке – а это вам не конец 19-го века, сударь, а вторая половина двадцатого – сами-то Вы давно из лагерей? Борис Сергеевич Кузин явился той связующей живой нитью, которая соединила о. Павла с культурой серебряного века русской поэзии, и в те годы, когда трагический «Реквием» Анны Ахматовой числился в списке запрещенной литературы, отец Павел частенько повторял вслух стихи из «Реквиема»: Муж в могиле, сын в тюрьме – Помолитесь обо мне... Сын Анны Ахматовой и расстрелянного в 1921 году Николая Гумилева, тоже не одно десятилетие хлебавший лагерную баланду, ученый-этнограф Лев Николаевич Гумилев приезжал в Борок специально к Б. С. Кузину, чтобы проконсультироваться относительно своей теории этногенеза.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Но когда та же мысль верующего человека обращается к познанию Бога в мире, в действиях Божиих в мире, она всюду, во всем, видит силу Божию, мысль Божию, благость и милость Божию. «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:20 ). Далее, обращаясь к своей душе, углубляясь в себя самого, сосредоточиваясь в молитве, пребывая в Церкви Христовой, человек по мере своего духовного роста становится способным уразумевать невыразимую словами близость Божию к Его творению, в особенности же к человеку. И далее, – перед духовными глазами верующего христианина предстает бездна – безграничная и светлая – всепревосходящий любви Божией к каждому из нас, открывшейся в ниспослании в мир и в крестной смерти Сына Божия ради нашего спасения. В познавании премудрости и благости Божией, близости Божией, любви Божией; а с другой стороны, в познавании того, что нужно человеку для получения спасения и для приближения к Богу, – состоит конечная цель Догматического богословия во второй его части. Вторая часть трактует, таким образом, о Боге Творце и Промыслителе, Спасителе нашем и Осветителе, и Завершителе судеб мира. Единосущие и Равночестность Лиц Святой Троицы Три Ипостаси Святой Троицы имеют одно и то же существо, каждая из Ипостасей имеет полноту божества, безбрежную и неизмеримую; три Ипостаси равночестны и равнопокланяемы. Что касается полноты божественности Первого Лица Святой Троицы, то еретиков, отвергающих или умалявших ее, в истории христианской Церкви не было. Однако отклонения от подлинно христианского учения о Боге Отце встречаем. Так, в древности под влиянием гностиков вторгалось – и в позднейшее время под влиянием так наз. Идеалистической философии первой половины 19-го века (главным образом, Шеллинга) вновь возникло – учение о Боге, как Абсолюте, Боге, отрешенном от всего ограниченного, конечного (само слово «абсолют» значит «отрешенный») и поэтому не имеющем непосредственной связи с миром, нуждающемся в Посредниках; таким образом, понятие Абсолюта сближалось с именем Бога Отца и понятие Посредника с именем Сына Божия. Такое представление совершенно не согласно с христианским пониманием, с учением слова Божия. Слово Божие учит нас, что Бог близок миру, что Бог есть Любовь , что Бог – Бог Отец – так возлюбил мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него имел жизнь вечную; Богу Отцу, нераздельно с Сыном и Духом, принадлежит творение мира и непрестанное промышление о мире. Если в слове Божием Сын называется Посредником, то потому, что Сын Божий воспринял на Себя человеческую природу, стал Богочеловеком и соединил в себе Божество с человечеством, соединил земное с небесным, но вовсе не потому, что Сын есть якобы необходимое связующее начало между бесконечно далеким от мира Богом Отцом и тварным конечным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010