На Утрени, по 1-м стихословии седален, глас 3: Божественными сиянии ангельских воинств обступаема, и с чинми пророк и апостол, честно службу приемлющи, яко Мати Божия, посети нас Твоих раб, молящи Христа Бога нашего, даровати нам велию милость. Слава, и ныне, тойже. По 2-м стихословии седален, глас 6: Безпомощным крепость, Ты воистинну Пречистая Богомати, отсюду смиреннии Тобою возвышаемся, о Тебе высоце держимся: всем Ты еси покров и к Богу ходатаица. Слава, и ныне, тойже. По полиелеи седален, глас 4: Яко древняго воистинну пречестнее кивота, Твой пречестный омофор, паче илектра просвещаяся, невещественне, но духовне нетленными Твоими пречистыми руками простираемь, соблюдает милостивно чествующих благоукрашенный праздник Твоего Покрова, Владычице, воньже сошедшеся усердно празднуем. Слава, и ныне, тойже. Степенна: 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Лицу Твоему помолятся: Всякое дыхание: Евангелие Луки, зачало 4. [Лк. 1, 39 – 49, 56.] Воставши Мариамь, иде в горняя со тщанием, во град Иудов: Вставши Мария, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, И вниде в дом Захариин и целова Елисаветь. И вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. И бысть яко услыша Елисаветь целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисаветь, Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего: И воскликнула громким голосом, и сказала: благословена Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем: Ибо, когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем; И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

§ 198. Как и каким образом должны мы Бога любить, святое Божие Слово показывает. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37; Втор.6:3). Поскольку человек от Бога все воспринял: бытие свое, тело и душу, жизнь и дыхание — и без Бога жить не может, — «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:28), — и весь свет ему повелением Божиим служит. И через единородного Сына Божиего так чудно восстановлен и возобновлен падший, и к такому высокому благородству возведен, и потому такой любовью от Бога почтен, какой большая быть не может; и самую ту любительную силу, которой может Бога любить, с прочими душевными силами от Бога принял. Поэтому и такую любовь он должен Богу показывать, какой большая быть не может. Следовательно: 1) Должен Его любить не только больше всего создания, больше всех людей — больше брата и друга, больше жены своей и детей, больше отца и матери, — но и больше самого себя. Ибо человек всем собою Богу должен: тело и душу, временную и вечную жизнь, — и все это по одной любви от Бога принял (1Кор.4:7). И поэтому человек всего себя любви Божией предать должен. Душу и тело, сердце все, и разум, память и волю, намерение, начинание, слово, дело и помышление Богу в любовь посвятить, ибо вся это от Бога воспринял. 2) Поскольку Бог даром, без всякой пользы, человека так сильно возлюбил, то и человек должен просто, без всякой своей пользы, Бога любить. Ибо, когда кого любим ради пользы нашей, не так самого его любим, как его благодеяние и нашу пользу, и потому самих себя более любим, и тем показываем, что не любили бы его мы, если бы не надеялись от него добра какого. 3) Должен Божию волю своей воле предполагать. Вместо своей чести, славы, похвалы Божией чести, славы и похвалы искать во всяких случаях, во всяком деле, слове и помышлении. 4) Не только честь и славу свою и всякое благополучие, жену и детей, отца и мать, друга и брата, но и саму жизнь свою презреть и оставить должен, когда того требует честь и слава Божия. В этом, кажется, смысле говорит Христос: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А вот Бога за все бесконечные блага, которые Он нам дает, мы, увы, часто забываем благодарить или если благодарим, то как-то мало, холодно и чисто механически. А ведь Господь дает нам каждый день и каждый час поистине неисчислимые блага, или, вернее сказать, абсолютно все блага, которые мы имеем, посылаются нам от Бога, как и говорит об этом апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов». Господь дает нам все – и бытие, и жизнь, и дыхание, и свет. Он дал нам глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ноги, чтобы ходить, руки, чтобы работать, голову, чтобы думать. Он нас питает, одевает, хранит и заботится о нас. Разве за все это не должны мы непрестанно благодарить и славословить Господа? Если же мы посмотрим внимательно на свою жизнь, то увидим тысячи и других благодеяний, которые Господь оказывает уже лично каждому из нас. Но увы, мы большей частью бываем невнимательны и потому не замечаем Его благодеяний, они как бы выпадают из нашего зрения, мы их не сознаем. Часто это происходит, братия и сестры, по действию врага нашего спасения, диавола, который всегда старается ослепить человека, чтобы он не видел благодеяний Божиих и таким образом впал бы, по меньшей мере, в грех неблагодарности, а если удастся, то и в грех уныния или даже ропота. Враг наш хорошо знает, что эти грехи удаляют человека от Бога, а потому и старается ослепить нас, чтобы мы стали видеть вещи искаженно и ложно. Так, например, враг часто доводит нас до забвения той простой истины, что все имущество, которым мы владеем, – не наше, а принадлежит Богу, есть Его дар. Наш дом, наши вещи, наше материальное богатство – все это дары Божии. Святые отцы говорят об этом так: если ты сделал что-нибудь без содействия тела, то это принадлежит тебе. Если же ты сделал это с помощью тела, то тебе следует помнить, что тело твое есть создание Божие. И если ты подумал что-нибудь без ума, то это твое. Если же с помощью ума, то знай, что и ум твой – творение Божие. Из этих слов хорошо видно, что нам не принадлежит даже то, что мы как будто бы сами приобрели, заработали и создали.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

А после того, как и Самим Художником всяческих было одобрено благоукрашение во всем происшедшем, наступило наконец время к сотворению того, ради которого все оное приведено в бытие, разумею человека: ибо поистине должно было, чтобы Зиждитель всяческих, будучи благ по естеству, или, лучше, будучи самою благостью, какова она есть, был познан и нами. Должно было, чтобы земля была полна теми, которые умели бы Его славословить, и чтобы от красоты созданий была усматриваема слава Создавшего все, как написано (ср.: Рим. 1:20); ибо, как говорит пророк Исайя, Ты «не напрасно сотворил ее, то есть землю, но ...для жительства» (Ис. 45:18). Итак, необходимо было образовать на ней животное разумное, после того как наперед явилось все то, что служило к увеселению его и казалось хорошо сотворенным. Поэтому, явив наперед в подобающем украшении землю и небо, и все, что на них, Бог приступает к сотворению человека, бытие которого Он имел в мысли раньше того. И всякое другое создание Он творил сразу повелением Своим и приводил в бытие словом Своим как Бог. Поелику же человек есть животное поистине благообразное и богоподобное, то, дабы не показалось, что он — подобие высочайшей славы, — сотворен одинаково с тем, что не таково же, как он, Бог удостаивает его создание предварительного совета и личного участия. Образовав фигуру тела его из земли, Он делает его разумным животным и, чтобы он выделялся из всех разумностью своей природы, тотчас же назнаменал его нетленным и животворящим духом, ибо написано: «и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Затем удостоил его рая сладости и даровал ему власть над всем, что на земле, поставил его начальником над плавающими и летающими, подчинил ему стада диких зверей, даже и породы ядовитых животных вместе с другими подчинил ему. А чтобы человек имел страх, Он повелел ему повиноваться естественным законам. Итак, человек был отображением высочайшей славы и образом боголепной власти на земле. Но поелику достигшему такой славы и сладости, во всяком случае, должно было знать, что он Бога имеет своим Предстоятелем, Царем и Господом: то, дабы от избытка благоденствия он не впал весьма легко в помысл об освобождении от власти и преобладания Имеющего державу, Он тотчас дал ему закон и ближайшим последствием преступлений поставил наказующую угрозу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Адам Адам (красная земля) – имя одного лица и название одного города: а) ( Быm. II, 25 ) – имя первого человека, родоначальника всего человечества ( Дeяh. XVII, 26 ). В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти земной, по образу и подобию Божию. Господь Бог вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Господь дал ему владычество над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле ( Быm. I:26, 30, II:16–20 ). Для жительства человека Господь Бог насадил рай в Эдеме на востоке, в котором произрастало из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи. Из Эдема выходила река для орошения рая, разделявшаяся в свою очередь на четыре реки. Сад Эдемский был вверен попечению первого человека, чтобы он возделывал и хранил его. Ему было дозволено вкушать плоды от всякого дерева в саду, кроме одного, именно от дерева познания добра и зла – под страхом смерти ему было запрещено есть от него. Как скоро первый человек водворился в этом счастливом жилище, Господь привел к нему всех животных полевых и всех птиц небесных, которых Он сотворил, и Адам нарек им имена, выражающие свойства каждого из них; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребр его, и создал из ребра... жену (ишша – мужняя), и привел ее к человеку. Вот это кость от костей моих, и плоть от плоти моей, – сказал Адам, – она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быm. II, 20–25 ), и блаженствовали, пребывая в любви и общении с Богом. Неизвестно, сколь долгое время находились они в этом блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились оного. Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от оного, и сим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом, они высказали свою боязнь и слагали свою вину – Адам на жену, а жена на змея. Страшное наказание – проклятие Божие, постигло всех причастных сему преступному делу, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем, оно было растворено первообетованием (первоевангелием) о Спасителе мира, имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змия ( Быm. III, 15 ), сказал Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Ап. Иоанн пишет: «всё произошло через Него и без Него ничто не начало быть, что произошло» (Ио., I, 3). И у ап. Павла сказано: «один Господь Иисус Христос, Которым всё и мы Им» (или точнее — через Него всё и мы через Него) (I Кор., VIII, 6). Бог создал всё Иисусом Христом (Еф., III, 9), и мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (И, 10). В Послании к Колоссянам Апостол говорит, что Бог Отец ввел нас «в Царство возлюбленного Сына Своего…, Который есть Образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано всё… и Он есть прежде всего, и всё Им стоит и Он есть Глава тела Церкви, Он начаток, Первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё» (I, 12–23). Сын Божий есть Тот, в Ком Отец совершает всё дело творения и спасения; Он есть и Логос Отца и Логос вселенной и Богочеловек, в Котором соединена, искуплена, преображена и примирена вся тварь… Подобные же мысли мы находим и в Послании к Евреям (I, 2–3, IV, 12–13, XI, 3; ср., II Пет., III,5–7)… Новый Завет не говорит об участии Св. Духа в творении мира, но он несомненно принимает учение об этом Ветхого Завета. Бог не только однажды сотворил мир: «Отец Мой доныне делает и Я делаю», говорит Христос (Ио., V, 17). Бог неотлучно заботится о мире и поддерживает его в бытии Своей силой… О промышлении Бога Отца говорит вся Нагорная проповедь (Мт., V–VIII)… Бог есть Податель жизни (1Тим., VI, 13). Он благодетельствует и добрых и злых (Мт., V, 45). Он дает всем просящим Его «просто и без упреков» (Иак., 1,5). От Него исходит «всякое доброе даяние и всякий совершенный дар» (17 стих). «В прошедших родах (до Христа) Он попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Де., XIV, 16–17). Бог «Сам дает всему и жизнь и дыхание и всё» (Де., XVII, 25). Поэтому ап. Петр восклицает: «все заботы возложите на Него, ибо Он печется о вас!» (I Петр., V, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Благодаря этим светлым " точкам " , которые мы называем людьми, и существует вся звездная высь. Благодаря этим сознательным молитвенным точкам, Феодул, а не благодаря тем холмикам и горам, что над нашей головой сверкают, но не умеют светить, прикасаются друг к другу, но не чувствуют, что прикасаются. Человек на молитве - это единственная картина, которую великая вселенная не видит, не понимает, не ощущает. Ее видят, понимают и ощущают только невидимые интеллигенции [ 1 ] духи света: Ангелы, души многих упокоившихся людей и, более всех, Сам Господь Бог. Иисус на молитве Это исключительная картина, исключительная тайна, исключительная красота. В какое время Иисус обычно молился Богу? На рассвете и днем, вечером и ночью. Во всякое время. Как учил других, так и Сам делал. А Он учил, что должно всегда молиться и не унывать [ 2 ]. Молитва для Него была тем же, что дыхание. Душа Его сознательно дышала Духом Святым, как легкие бессознательно дышат воздухом. И душа Его поддерживала через молитву в любви непрерывное соприкосновение с Отцом Небесным. Однако Он часто удалялся в пустыню и уединенные места для особенных, усиленных молений Отцу Своему. А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился [ 3 ]. Когда это произошло? После исцеления множества больных от разных болезней и изгнания множества бесов из людей. Так записал святой евангелист Марк. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место [ 4 ]. Когда это произошло? Тогда, когда Он при заходе солнца исцелил всех приведенных к Нему больных, возлагая руки на них. Это записал святой евангелист Лука. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один [ 5 ]. Когда это произошло? После чуда с пятью хлебами, когда Он накормил пять тысяч людей. Так записали святой евангелист Матфей и другие. А Он уходил в пустынные места и молился [ 6 ]. Это происходило много раз. Но божественный Лука сообщает об этом Иисусовом удалении в пустыню на молитву после исцеления человека прокаженного и других больных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Богослужение Православной Церкви, Таинства и все молитвы – путь жизни духовной, которым прошли и спаслись святые Божии и который и теперь оказывается путем жизни для всех верных. Если сердце твое и мысль твоя в согласии с вселенским верованием и с заповедями Божиими, то непременно ты имеешь тогда тесную связь с Богом и с Ним тождество, потому что Бог есть духовная, мысленная, личная Сущность; но если сердце твое и помышления твои в чем-либо изменяют сознательно вселенской вере и заповедям Божиим или словам Евангелия, предписывающим правила христианской жизни, то твоя связь с Богом жизни разрывается, и твое сердце вступает в гибельную связь с врагом истины и жизни – диаволом. Как воздух комнатный, не сообщающийся с внешним воздухом, перегорает, наполняется множеством посторонних, вредных для жизни начал и теряет свои жизненные начала, так и душа, отделяющаяся от Бога чрез намеренное сомнение, неверие и беззаконие, теряет свое жизненное начало и живет только физическою, низшею жизнию. Как для освежения воздуха комнатного, для наполнения его жизненными началами надо проводить внешний воздух в комнату, так и в душу – этот как бы воздух, заключенный в храмине нашего тела, – надо проводить верою и любовию животворное веяние, или дыхание, Божественного Духа, и тогда она каждый раз будет оживляться, будет получать новые силы для веры и любви. Святым Духом всяка душа живится. Ибо что такое человек, как не сткляница 61 , исполненная дыханием Божиим, или душою по образу и по подобию Божию? Надо же переменять воздух в этой стклянице, тем более что в нас он от природы испорченный – от самых первых виновников греха, и портится нашими страстями и похотями, и заражается часто ядовитым диавольским дыханием. Господь везде – что же препятствует быть везде и тени Его? И вот эта тень, или образы Его, везде, и везде чудодействовать могут: все они исполнены Его благодати. Если тени апостолов Петра и Павла исцеляли больных, то почему же и не образ Спасителя? То же и о других образах. Пища проходит в чрево и извергается вон [ Мф. 15, 17 ]. Смотри, как недалёко назначение пищи: проходит в чрево и извергается вон со смрадом. Смотри дальше: вот тело мертвеца, безжизненное, хладное, гниющее, – вот последний конец всякой пищи; далее не простирается никакая пища, вот где получают конец все лакомства, все пресыщения, пьянство, всякое невоздержание плоти. Что же ты ценишь в пище? Что ты к ней привязываешься? Что ты так много об ней заботишься? Безумство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будьте предельно внимательны к странным незнакомцам, которые подходят к вам на улице, предлагают красочные брошюры, желая вывести вас на разговор о Боге или приглашают вас на свои собрания, «желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают» ( 1 Тим. 1:7 ). Если они позвонили к вам в дверь, не пускайте их в свои квартиры. Не будьте самонадеянны, не думайте, что вы запросто можете дать им отпор, эти люди хорошо подготовлены на разные случаи. В беседе с людьми они хорошие психологи, но только в свою сторону «Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф. 4:14 ). Ограждайте себя от этой страшной опасности, которая подстерегает на каждом шагу. «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» ( Рим. 16:17 ). Всякий, желающий себе вечного спасения, должен быть членом Церкви Христовой Православной, т.е. православящей Господа, в которой находятся все средства, благодатные для нашего возрождения (т.е. крещения), оправдания и очищения от грехов (покаяния), соединения со Христом (Причащения). В таинственном составе Церкви Христовой верховный Глава ее Господь наш Иисус Христос, Который всех верующих соединяет во единое неразрывное тело, одушевленное Духом Святым и связуемое единым неизменным исповеданием веры. Посему-то Церковь есть единая и святая, как мы и исповедуем это в Символе веры. Вне этой Церкви нет спасения. «Хочешь спастись? Пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда. Если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк; если выйдешь вон, то будешь похищен зверем. Не уклоняйся же Церкви; нет ничего в мире сильнее ее. Она твоя надежда, в ней твое спасение». (св. Иоанн Златоуст ). Так будем же мудрыми и осторожными, чтобы по своей религиозной неграмотности и легкомыслию не попасть в секту и не стать вероотступниками. Всякое дыхание да хвалит Господа Была тихая летняя ночь.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

В смертельной агонии Господь сказал: «жажду». Нашлись, которые поспешили напоить уксусом губку и на трости поднесли к устам Его. Он вкусил, и со словом «Совершилось» (все конечно), приклонил голову и предал дух. Тогда была пятница. Нельзя было оставлять тела на кресте до следующего дня, потому что, как было уже замечено, на другой день был величайший их праздник – суббота в соединении с пасхой, и они просили Пилата ускорить смерть распятых, перебив им голени, чтобы успеть снять тела их в тот же день. Воины перебили голени у двоих, но когда подошли к Иисусу и увидели, что Он умер, оставили Его голени не сокрушенными. Лишь один из воинов, по неведомому побуждение, пронзил Ему бок копьем, и вдруг истекла из него кровь и вода. После этого Евангелия – «всякое дыхание» и стихиры хвалитные. Вот первая из этих стихир. «Два преступления совершил первородный Мой сын Израиль: оставил Меня, источник воды жизни, и выкопал себе родник отравы, распял Меня на дереве, а Варавву выпросил и отпустил. Небо содрогнулось при этом, и солнце скрыло лучи, а ты, Израиль, не устрашился, но смерти предал Меня. Отче Святый! оставь им, и сами не понимают они, что делали». Евангелие десятое Святых Страстей После «хвалитных» Евангелие десятое св. страстей, Марка, зач. 69, ( Мк. 15:43–47 ). И вот кончился этот великий и страшный день, единственный во всей истории человечества – от самого начала его и до последнего дня мира. Когда настал вечер, Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, явился к Пилату и просил у него позволения снять тело Иисусово с креста. Что заставило его сделать это? Здесь замечено только, что он «ожидал царствия Божия», но у других евангелистов прямо сказано, что он был учеником Господа Иисуса, лишь тайным из страха от иудеев, и не принимал никакого участия ни в заговоре первосвященников, ни в совершении всего дела. Пилат удивился скорой смерти Иисуса, потому что распятые, обыкновенно, по целым суткам (случалась, до трех суток), сохраняли еще в себе жизнь. Но уверившись от сотника в истине этого, отдал тело Иосифу. Он снял, обвил плащаницей (белым, чистым полотном) и положил его в пещере, высеченной в скале, после чего привалил камень к отверстию гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010