3. Сказав, что (Бог) « от одной крови Он произвел весь род человеческий », он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно — сотворить от одного столь многих; но еще удивительнее — обладать всеми. « Сам дая всему », говорит, « жизнь и дыхание ». Что значит: « назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли »? Никому, говорит, не нужно было ходить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на « предопределенные времена ». Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом — нет, чтобы в одно время было, а в другое — нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т. е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: « хотя Он и недалеко от каждого из нас », но находящегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достигнуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. « Недалеко », говорит, « от каждого из нас ». Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной. Что может быть больше этого? Смотри, как он ниспровергает частных (богов). Что я говорю: « недалеко »? Он так близок, что без Него невозможно и жить. « Ибо мы Им живем и движемся и существуем ». Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше, находится и в нас самих, так точно — и Творца всего. Смотри, как (Павел) приписывает Ему все — и промышление и сохранение, бытие, действие и продолжение (всего).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

9). Что значит: " суд преднаписанный " ? Явный, всеми признаваемый, такой, ко­торый не может быть предан забвению. Таковы дела Божии: и по величию событий, и по чрезвычайности чудес они простираются на все (будущее) время. Такая, говорит, будет победа, такой трофей, будет всем столь известен и столь очевиден, как будто бы он был начертан на столбе, и никогда не изгладится, " Слава сия будет на всех преподобных Его " . Какая слава? Слава по­беды, или – лучше, – не просто победы, но такой победы, при содействии Божием, при помощи свыше. Смотри, как пророк опять упоминает о " преподобных " , возбуждая в слушателях ревность к добродетели и святой жизни. Впрочем, мне ка­жется, под именем славы он разумеет не только победу, но и хвалу, песнопения, славословия, научая всем этим, что прославляющие Бога приобретут и себе великую славу, явятся более светлыми, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, во веки веков. Аминь. 20. БЕСЕДА на псалом 150.   1 Аллилуиа. Хвалите Бога во святых его, хвалите его во утвержении силы его: 2 хвалите его на силах (в силах) его, хвалите его по множеству величествия его: 3 хвалите его во гласе трубнем, хвалите его во псалтири и гуслех: 4 хвалите его в тимпане и лице, хвалите его во струнах и органе: 5 хвалите его в кимвалех доброгласных, хвалите его в кимвалех восклицания. 6 Всякое дыхание да хвалит Господа.  1 Аллилуия. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его на тверди силы Его.  2 Хвалите Его в силах Его, хвалите Его по чрезмерному величию Его.  3 Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях.  4 Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе.  5 Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных.  6 Всякое дыхание да хвалит Господа!   " Хвалите Бога во святых Его " . – " Хвалите Его в силах Его " . – Как христианин может исполнить увещание псалмопевца относительно прослав­ления Бога на различных музыкальных орудиях? – Что значит: " на кимвалах громогласных " ?   " Аллилуия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

Апокалипсис выражает вечную хвалу Богу за Его предвечный Совет о судьбах человеческих: «И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава… Богу нашему во веки веков!», «и голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его» ( Откр.7:11–12, 19:5 ). Святой – не сверхчеловек, он – тот, истинная суть которого в том, что он – существо литургическое. Наиболее точное антропологическое определение Отцы видят в «евхаристическом» славословии. Человек – тот, кто со своим пением Трисвятого присоединяется к хорам ангелов, в «вечном и неизменном движении вокруг Бога воспевающих и прославляющих троекратными славословиями Единого Бога в Трех Лицах» 37 . Пение «Святый Боже» во время Литургии – это theologia, богословие, то есть песнь, производимая Святым Духом 38 . «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.103:33 ). Ради этого «делания» человек выделен, сделан святым. Воспевать Бога, Его совершенства, то есть Его Красоту, – это единственное занятие человека, единственное абсолютно бескорыстное его «дело». «Оранта» из катакомб представляет верное положение человеческой души, ее молитвенную структуру. «Обладать землей» – значит преобразить ее в космический Храм молитвенного поклонения и принести ее в дар Богу. Излюбленный иконографический сюжет – «Всякое дыхание да хвалит Господа». Одним словом – χαρε, «Радуйтесь… всякое дыхание да хвалит Господа…» – он выражает все евангельское благовестие. Святой Апостол Павел замечательно говорит о конечной цели даров свыше, харизм: «Вы запечатлены обетованным Святым Духом, …в похвалу славы Его» ( Еф.1:13–14 ). Невозможно точнее определить трансцендентное назначение человека, его призвание славословить и быть образом, чем это выражено в церковных песнопениях: «Собранные в Твоем храме, мы будто в свете Твоей небесной красоты», – поет Церковь . Богословие Николая Кавасилы (XIV век) является синтезом давней традиции, суть которой – участие всех верующих в литургической эсхатологии: «Будущая жизнь изливается, чтобы соединиться с настоящей, Солнце славы является нам в Своем неистощимом благоволении… хлеб ангелов даруется людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

" Бог, сотворивший мир и всё, что в нем " . Сказав наперед, как произошло небо, он потом изъяснил, что Бог живет не в рукотворенных (хра­мах) и как бы так сказал: если Он – Бог, то очевидно сотворил все; если же не сотворил, то Он и не Бог. Боги, говорит, которые не сотворили неба и земли, должны быть отверг­нуты. Таким образом, он преподал учение гораздо выше философов (хотя и не сказал еще о важнейшем, так как еще не пришло время, а он говорил с ними, как с детьми) – учение о творении, господстве (Бога), о том, что Он не нуж­дается ни в чем. 3. Сказав, что (Бог) " от одной крови Он произвел весь род человеческий " , он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно – сотворить от од­ного столь многих; но еще удивительнее – обладать всеми. " Сам дая всему " , говорит, " жизнь и дыхание " . Что значит:   " назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли " ? Никому, говорит, не нужно было хо­дить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на " предопределенные времена " . Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом – нет, чтобы в одно время было, а в другое – нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т.е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: " хотя Он и недалеко от каждого из нас " , но находя­щегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достиг­нуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. " Недалеко " , говорит, " от каждого из нас " . Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

Боги, говорит, которые не сотворили неба и земли, должны быть отвергнуты. Таким образом, он преподал учение гораздо выше философов (хотя и не сказал еще о важнейшем, так как еще не пришло время, а он говорил с ними, как с детьми) учение о творении, господстве (Бога), о том, что Он не нуждается ни в чем. 3. Сказав, что (Бог) " от одной крови Он произвел весь род человеческий " , он указал причину всех благ. Что может сравниться с этим величием? Удивительно сотворить от одного столь многих; но еще удивительнее обладать всеми. " Сам дая всему " , говорит, " жизнь и дыхание " . Что значит: " назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли " ? Никому, говорит, не нужно было ходить и искать Бога; или, если не так, то: определил искать Бога, но определил не навсегда, а на " предопределенные времена " . Этими словами он выражает, что и теперь искавшие не нашли Его, хотя Он был так явен для ищущих, как бы находящийся пред нами осязаемый предмет. Не таково это небо, чтобы в одном месте оно было, а в другом нет, чтобы в одно время было, а в другое нет; но во всякое время и на всяком месте можно найти его. Так устроил (Бог), что ищущим Его не препятствует ни место, ни время. Это самое и им много послужило бы во благо, если бы они захотели, т.е. что это небо находится везде, существует во всякое время. Потому он и сказал: " хотя Он и недалеко от каждого из нас " , но находящегося близ всех. Это значит, что Бог не только дал нам жизнь и дыхание и все, но, что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, чрез что мы можем найти и достигнуть Его. Но мы не захотели искать Его, хотя Он близ нас. " Недалеко " , говорит, " от каждого из нас " . Так, близок ко всем, говорит, находящимся повсюду во вселенной. Что может быть больше этого? Смотри, как он ниспровергает частных (богов). Что я говорю: " недалеко " ? Он так близок, что без Него невозможно и жить. " Ибо мы Им живем и движемся и существуем " . Как бы указывает на вещественный пример в таком роде: как невозможно не знать воздуха, который разлит повсюду и находится недалеко от каждого из нас, или лучше, находится и в нас самих, так точно и Творца всего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

В раю меня некогда обнажило дерево,/вкушением от которого враг приносит умерщвление;/но древо Креста, одежду жизни людям приносящее,/водружено было на земле,/и весь мip наполнился всякой радостью./Видя его возносимым, люди,/Богу с верою согласно воззовем:/“Полон славы дом Твой!” Аще несть отдания, Богородичен, глас тойже: Пророцы Тя предвозвестиша, апостоли Тя проповедаша,/мученицы прославиша, святителие ублажиша./Тем и мы с ними, Богородицу, Тя исповедающе, благочестно величаем. Если нет отдания, Богородичен, глас 7 Пророки Тебя предвозвестили, апостолы о Тебе проповедали,/мученики прославили, святители блаженной нарекли./Потому и мы с ними, Богородицей Тебя исповедуя, благоговейно величаем. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Степенна, первый антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Уста моя возглаголют премудрость/и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней. Прокимен, глас 4 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего – разум. Стих: Услышьте это, все народы, внемлите все, живущие во вселенной. Пс 48:4, 2 Всякое дыхание: Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна, зачало 35, от полу: Евангелие от Иоанна, зачало 35Б Рече Господь ко пришедшым к Нему иудеем: аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. А входяй дверьми пастырь есть овцам. Сему дверник отверзает, и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их. И егда своя овцы ижденет, пред ними ходит, и овцы по нем идут, яко ведят глас его. По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа. Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им. Рече же паки им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко Аз есмь дверь овцам. Вси, елико их прииде прежде Мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы. Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет. Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит иным путем, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я – дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Ин 10:1–9

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obretenie...

Если народ совершенно забыл Бога, то Бог – Судья его сам возвещает ему свой суд. Я, говорит Господь, возвещу правду твою, или – тот закон, который ты усвоил вместо закона Моисеева – истинной правды Божией, твой собственный или своевольный закон; а вместе с тем и злобы твоя – твои дела злые, которые совершаются на основании твоего собственного закона. И они не успеют тебе: и этот закон, и эти твои дела не послужат в пользу тебе, т.е. к истинному твоему оправданию на предстоящем суде Божием. Этот твой закон и твои дела не избавят тебя, когда ты будешь вопиять в печалех твоих: при наступлении бедствий, имеющих быть по суду Божию, настанет и глубокая скорбь; тогда ты с воплями в молитвах обратишься к своим богам, которых так много и которым так много ты служил, и все великое сборище твоих богов не поможет тебе. Сия бо вся ветр возьмет и отнесет буря: все это множество богов, а равно и почитателей их, подымет и унесет бурный ветер, как легкий прах, попираемый ногами путника. А держащиися Мене стяжут землю: стоящие в тесном и крепком союзе с Богом, твердо следующие Его закону, наследуют обетованную землю и самую священную из её гор – Сион, по праву, определенному законом, по завету с Богом. И рекут: очистите пред лицом его пути. Так скажут и другие пророки, вестники возвращения народа Божьего в Обетованную землю и наступления царства Божия. Они скажут: отъимите претыкания от пути людей моих – снимите или примите то, на что путник может споткнуться, обыкновенно, камни. Это очищение пути, по смыслу притчи, есть исправление нравов, устранение соблазнов и пороков, ради незамедлительного вступления в царство Божье, открывающееся на Сионе. Это «исправление путей» должен был проповедовать и действительно проповедовал «Вестник в пустыне» Иорданской, Предтеча Христов Иоанн (гл.40:3–5; ср.гл.55:6–7). 15–16. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Сия глаголет Господь Вышний, иже живет в высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушенным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Красота, что это за вещь? Как понять ее? Красота есть благородное чувство, пробужденное видением — зрительным или умным. Событие сие происходит, когда видимое глазом или умом соответствует нашему духовному состоянию или культурному уровню каждого данного момента. Видение гармонически созвучно нашему врожденному стремлению ко Благу. Культ безобразия есть верный признак внутреннего разложения человеческого духа как «образа Божия». Итак, вера есть явление духовного плана, связанное с Божественным бытием. Живая вера ощущается как внутреннее вдохновение, как присутствие внутри нас Духа Божиего, откуда и самое слово — вдохновение. Сие вдохновение не есть природная способность человека, но нетленный дар свыше. Когда действует в нас небесная сила веры, тогда и самое физическое дыхание наше как бы сливается с дыханием Бога в нас. Дыхание Божие может быть пресечено в нас только нашим грехом. Бог Святой не смешивается с тьмою греха. Если мы оправдываем в себе то или иное греховное действие или мысль, то тем самым (оправданием) разрываем союз с Богом; Он покидает нас, и мы остаемся вне Его светоносного присутствия. Правда, человек не может прожить и короткого срока без греха, но нам возможно путем покаяния избежать последствий греха — разрыва с Богом. Господь — Истина Ипостасная — учил нас словом Своим. В Своем явлении во плоти Он «оправдал» (ср.: 1 Тим. 3:16) делом всякое слово Свое. Истиной или истинным мы именуем не только Персону Единородного, но и всякое действие Его, которое свидетельствовало об Истине, понимаемой как красота, как разумение-познание. К слиянию воедино познания и действия призваны все мы. Свидетельство Господне и словом, и делом носило характер полного совершенства. Мы же в нашем видимом явлении не «оправдываем» даже того, что познали внутренне. Недостижимость Божественного совершенства Христа не убивает в нас стремления к Его совершенству. Снова моя мысль возвращается к дивному Павлу, к его огненному вдохновению: все то, «что для меня было преимуществом, то (все) ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через ВЕРУ во Христа... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых... стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус... стремлюсь к цели, к почести звания Божия...» (Флп. 3:712,14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

– повторяем после каждого стиха. Яко призре на смирение рабы Своея,/се бо, от ныне ублажат Мя вси роди. Что призрел Он на смирение Рабы Своей;/ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Яко сотвори Мне величие Сильный,/и свято имя Его,/и милость Его в роды родов боящимся Его. Что сотворил Мне великое Сильный,/и свято имя Его,/и милость Его в роды родов к боящимся Его. Сотвори державу мышцею Своею,/расточи гордыя мыслию сердца их. Соделал Он сильное рукою Своею,/рассеял надменных в помышлениях сердца их. Низложи сильныя со престол,/и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ,/и богатящияся отпусти тщи. Низложил властителей с престолов/и вознес смиренных, алчущих исполнил благ/и богатых отослал ни с чем. Восприят Израиля отрока Своего,/помянути милости,/якоже глагола ко отцем нашим,/Аврааму и семени его даже до века. Поддержал Израиля, отрока Своего,/вспомнив о милости, –/как Он сказал отцам нашим, –/к Аврааму и семени его навеки. Лк 1: 46–55 Таже 9я песнь канона. Аще убо несть неделя, по ирмосе: Достойно есть: И 9 песнь канона. Если нет праздника, после катавасии поем Достойно есть: Аще же есть неделя, или полиелей пет, по катавасии ектения: В воскресенье диакон возглашает, а хор повторяет трижды: Свят Господь Бог наш. Трижды. Стих: Яко свят Господь Бог наш. Стих: Над всеми людьми Бог наш. Свят Господь Бог наш. (3) Стих: Ибо свят Господь Бог наш. Стих: Над всеми людьми Бог наш. И утренний ексапостиларий. И воскресный ексапостиларий. Аще же есть Четыредесятница, глаголем светильны в прилучившийся глас. Аще же ни, ексапостиларий дне, и абие хвалитны. Аще убо есть неделя, или Владычний праздник, или святый, имеяй великое славословие, поется сице, Всякое дыхание, в прилучившийся глас: Затем в праздники начинаем петь на случившийся глас: Хвалитные псалмы (148 – 150) Всякое дыхание да хвалит Господа./Хвалите Господа с небес,/хвалите Его в вышних./Тебе подобает песнь Богу./Хвалите Его, вси Ангели Его,/хвалите Его, вся Силы Его./Тебе подобает песнь Богу. Всё, что дышит, да восхвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/utrenya/

5Ной сделал всё, как повелел ему Господь. 6Было Ною шестьсот лет, когда воды потопа пришли на землю. 7И, чтобы спастись от потопа, вошел он в ковчег, вместе с сыновьями, женой и женами сыновей. 8(Из животных чистых и нечистых, из птиц и всех по земле ползающих существ 9по паре, самец и самка, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел ему.) 10Семь дней спустя воды потопа пришли на землю. 11 Случилось это в шестисотый год жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца: в этот день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились – 12и хлынул на землю ливень, сорок дней и сорок ночей лился он. 13В тот самый день Ной вместе с сыновьями: Симом, Хамом, Яфетом – с женой своей и с тремя женами сыновей вошел в ковчег. 14Они вошли, а с ними и все дикие животные и скот, один вид за другим, и пресмыкающиеся твари, что по земле ползают, все виды птиц, все летающие и крылатые существа – 15все , в ком есть дыхание жизни, пара за парой вошли в ковчег к Ною. 16Пришедшие парами были и самец, и самка из всех живых существ, как Бог повелел Ною. И Господь затворил за ним дверь ковчега. Потоп 17Сорок дней по всей земле вода прибывала, стало ее так много, что она подняла ковчег, и он оторвался от земли. 18И плавал ковчег на поверхности поднимающихся вод, которые всё больше затопляли землю. 19Они настолько поднялись, что покрыли все самые высокие горы, какие есть под небом; 20затопив горы, вода поднялась над ними на пятнадцать локтей . 21 Погибло тогда всякое живое творение, обитавшее на земле: и птицы, и скот, и звери, и все прочие существа, которыми изобиловала земля, и погибли все люди. 22Все обитатели суши, все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, умерли. 23 Так уничтожил Бог всё живое, что было на земле, – людей, скот, ползающих по земле тварей и птиц небесных, – всё было истреблено, остался в живых лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. 24 Сто пятьдесят дней водная стихия господствовала на земле. 8 Но Бог вспомнил о Ное и позаботился о нем и обо всех зверях диких, о всем скоте домашнем, – о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать. 2 Источники бездны и окна небесные закрылись, и шедший с неба проливной дождь прекратился. 3Вода стала постепенно уходить с земли и совсем сошла спустя еще сто пятьдесят дней. 4В семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился на Араратских горах . 5Вода продолжала постоянно убывать до десятого месяца. В первый день десятого месяца показались вершины гор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010