P. 10). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием. Икона. Рубеж XVII и XVIII вв. (УИХМ) Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. Встреча Марии с праведными Елисаветой и Захарией. Роспись оратория св. Иоанна Предтечи в Урбино. Художники Л. и Яя. Салимбени. 1416 г. И. П. также упоминается и в др. дни, хотя назначается служба иному святому - напр., 3 июня память И. П. отмечается с памятью прор. Исаии и ряда мучеников, в последовании этого дня прославляется в основном прор. Исаия (Ibid. P. 13-14); 20 окт. память И. П. соединяется с памятями св. Фалалея и ап. Марка, чтения на литургии назначаются в честь апостола (Ibid. P. 46). Согласно Типикону Великой церкви IX-XI вв., регулировавшему кафедральное богослужение в К-поле, круг праздников в честь И. П. имеет некоторые отличия от иерусалимской практики. Главными праздниками также являются дни Рождества (24 июня) и Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.). 24 июня на Пс 50 назначается тропарь 4-го гласа Ιερες καρποται δι γγλου τ θαμα (Священник получает через ангела чудо...); на литургии - прокимен из Пс 63, Апостол Рим 13. 11b - 14. 4, аллилуиарий со стихами из Лк 1 (песнь прор. Захарии), Евангелие Лк 1. 1-25, 77-78, 80, причастен Пс 32. 1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 318). 29 авг. указан тропарь И. П. на Пс 50 плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа Η το Προδρμου νδοξος ποτομ (      ), на литургии назначаются прокимен из Пс 63, Апостол Деян 13. 25-39, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие Мк 6. 14-30, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 386). В др. дни памяти И. П. совершается менее торжественное богослужение или же, как 7 янв. (Собор Иоанна Предтечи), торжественность богослужения обусловлена близостью к празднику Богоявления. 23 сент., на память Зачатия Иоанна Предтечи, повторяется служба 24 июня (Ibid. P. 42). 29 окт. отмечается память И. П. и апостолов, в этот день вспоминается освящение храма во имя св. апостолов (Ibid. P. 82). 7 янв., на Собор Иоанна Предтечи, поется праздничное последование, включающее тропарь на Пс 50 2-го гласа Πρδρομε, προφτα κα ρμου πολτα (Предтече, пророче и пустыни житель...) или иной - Μνμη δικαου μετ γκωμων (        ); на литургии назначается прокимен из Пс 63, Апостол Деян 19. 1-8, аллилуиарий со стихом из Пс 91, Евангелие Ин 1. 29-34, причастен Пс 32. 1 (Ibid. P. 188-190). 23 июля также отмечается память И. П., служба подробно не описана (Ibid. P. 348). В монашеских уставах

http://pravenc.ru/text/471450.html

Проезжали поля, ухоженные и разноцветные. Благодатна и благословенна земля, по которой ходил Господь! Как гово-рится в Библии, тогда она текла медом и млеком, а теперь это только остатки той природы - цивилизация, как и везде на земле, значительно ее ухудшила и обеднила. По пути следования продолжался рассказ. Мы направляемся к женскому русскому православному монастырю - Горненско-му. Я читала о нем давно и вот скоро увижу! Есть от чего волноваться! Основателем этого монастыря был архимандрит Антонин Капустин, началь-ник Русской Православной духовной миссии в течение 30 лет. При нем бы-ло приобретено для России и православия множество замечательных биб-лейских мест - Мамврийский дуб, Гефсимания, гробница Праведной Тарифы, Тивериада, деревня АйнКарем, по-русски называемая Горняя. Вот в это святое место - Горнюю - лежал наш путь. Горняя - Евангельский град Иу-дов, родина Иоанна Крестителя, место, где стоял дом Праведных Захарии и Елисаветы, место встречи Пресвятой Девы с Праведной Елисаветой. Вот уже много времени прошло после посещения тех мест, а сердце начинает взволнованно биться, и на глаза наворачиваются слезы. И господь сподо-бил меня там побывать! Сюда, из Назарета Галилейского, после получения Архангельского благовестия по горным тропинкам через ущелья и долины, пришла Пречистая Дева к Праведной Елисавете, чтобы открыть своей родс-твеннице небесную тайну. Она уже знала от Архангела Гавриила о зачатии Елисаветой после многих лет неплодства и шла разделить ее радость о милости Божией. Передо мной стоит икона Целование Елисавет - празд-ничная, радостная, запечатлевшая это событие. Эту икону я увижу в Гор-нем, в храме Казанской иконы Божией Матери, в храме на месте дома Пра-ведных Захарии и Елисавет и еще много раз. И в душе моей не раз проз-вучат волнующие слова Евангелия: Восставши же Мариам во дни тыя, иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захарии и целова Елисавет. И бысть, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыгрался младенец во чреве ея: исполнися Духа Свята Елисавет: и возопи гласом велиим и рече: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

О россияне, дремавшие доселе, не в наш ли век содеяся сицева история? Не Петрова ли дщи Елисавет от дней смерти родителей своих крепкою рукою и мышцею высокою Божиею даже до днесь покрываема бе? Юже не Иодай, но сам вечных благ архиерей, всем нам отвезл очи, показа дщерь императорску, и воцари, имеяй сам Духом Святым своим венчати и помазати ю. Наше ныне дело с восклицанием в гласе радования взывати: Елисавет первая — Петрово семя, да возрастая возрастает и живет императрица. Радуемся людие: радуемся; радуйся Россие, и не бойся, тебе бо Господь у Исаии отныне глаголет: яко с тобою есмь; Аз тя возлюбих, и дам князи во главе твоей (Ис.гл. 43): не бойся Россие; яко избавих тя, назвах ти, имя твое, моя еси ты. Аз наложу дух на семя твое, и благословения моя на чада твоя (Ис.гл. 44). Сам Бог отверзе нам ум разумети, и очи видети семя Петрово но дванадесятилетии на престоле отечесте Елисавет воцарившуюся. Да где дом, жертвенники, образы, и Мафан жрец Ваалов? Истребим я. Дом Ваалов? Совета нераскаянного на семя Петрово соборище, жертвенники, образы и жрецы Вааловы — Остерман, Миних и снузники тех, их же и кроме нас, яко скудельны идолы, сам сокрушит Господь. Не без веселия нашего и день воссия нам ноемврия двадесять пятый, в он же Архиерей грядущих благ семя Петрово уже в созрелом классе, великую Елисавет, показа нам во императрицу явственное знамение: зане в сей день на престол взыде православная Елисавет: яко дщи есть истинныя церкве. Ибо не священномученика ли Петра александрийского в двадесять пятый ноемврия день памяти совершаем (Ист. Анаст. книгохр.)? Ему же в темнице виден Господь Иисус Христос, оболчен в хитон сел, но раздран сверху даже до низу, егоже обема руками на персях стиская, и свою наготу покрывая, вопрошающу Петру: кто ти спасе, ризу раздра? Благоизволи сице отвещати: Арий безумный раздра Ми ризу, яко раздели от Мене люди Моя, иже стяжах кровию моею: не приемли того в сообщение правоверных. О благочестивого Петра благочестивая Елисавето! Не и тебе ли, аки в тернице, в заключениях и бедствиях нощи тоя седящей, Господь Иисуса Христа, правоверие и благочестие святии вси, православно-греческая российская церковь и сама Россия в раздранных хитонех, сверху даже до низу, обема, елико силы, рукама на персех стиская и покрывая наготу свою, видены быша? А вопрошающий: кто Тебе, Спасе мой? Кто Тебе, о правоверие и благочестие? Кто вам святии? Кто тебе о церкве православного греческого исповедания? Кто тебе, о Россие, данную от отца моего красную раздра ризу? Уверительно, отвещаваша тако; в принадлежащем по крови тебе, семя Петрово — Елисавето, достоянии российском, душепагубные беззакония министры, еретицы живущие, тии раздраша нам ризы.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

После того как Констанцский Собор (1414-1418) положил конец церковной схизме (1417), началось восстановление адм. структур П. о. Были выделены территории, непосредственно подчиненные папе Римскому (immediate subjectae) и подчиненные ему опосредованно (mediate subjectae). Управление владениями, непосредственно подчиненными папе Римскому, было поручено папским представителям (ректорам), параллельно с к-рыми действовали коммунальные органы с разной степенью автономии. Владения, подчиненные папе Римскому опосредованно, управлялись апостольскими викариями или сеньорами, полностью самостоятельными в своей политике, как, напр., представители династий Эсте в Ферраре и Монтефельтро в Урбино. Часто папы Римские стремились укрепить свою власть с помощью своих родственников. Так, при поддержке папы Римского Александра VI (1492-1503) его сын Чезаре Борджа захватил ряд городов в Романье (Римини, Фаэнцу, Урбино и др.), рассчитывая создать там собственное гос-во. Папа Юлий II (1503-1513) лишил Чезаре Борджа всех владений, поставив их в непосредственное подчинение Папскому престолу. Присоединившись к направленной против Венеции Камбрейской лиге (1508-1510), а затем организовав антифранц. Святейшую лигу (1511-1513), папа Юлий II смог установить контроль над Перуджей, Болоньей, Пармой, Пьяченцей и Реджо-нель-Эмилией. Опасаясь чрезмерного усиления власти имп. Карла V (1519-1556), папа Климент VII (1523-1534) присоединился к антигабсбургской Коньякской лиге, что привело к разграблению Рима нем. наемниками, состоявшими на службе у императора (май 1527). Центробежным тенденциям способствовала политика непотизма : папа Юлий II передал своим родственникам из семьи делла Ровере герц-ство Урбино (1508), папа Павел III (1534-1549) выделил из П. о. для своих родственников из семьи Фарнезе герц-ство Кастро (1537) и герц-ство Парма и Пьяченца (1545). Практику отчуждения территорий окончательно запретил папа Римский Пий V буллой «Admonet nos» (29 марта 1567). Поражение папы Павла IV (1555-1559) в войне против Испании (1557) и заключение мира в Като-Камбрези (1559) закрепили испан. господство в Италии и зависимость папства от Габсбургов .

http://pravenc.ru/text/2578947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. 1479–1483 гг. Брамáнте [итал. Bramante; наст. имя - д " Аньоло Паскуччо, d " Agniolo Pascuccio] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино - 11.04.1514, Рим), итал. архит., живописец и инженер. Профессиональное обучение проходил в 70-х гг. XV в. в Урбино при дворе герц. Федериго да Монтефельтро; стиль Б. сложился под влиянием М. да Форли, П. делла Франческа и А. Мантеньи. В ранних работах, напр. в росписях фасада Палаццо делла Подеста в Бергамо, украшенного фризом «Философы», и Капеллы дель Пердоно в Урбино, Б. проявил себя как художник-декоратор, объединив и расширив пространство посредством декоративных приемов. До 1479 г. он поступил на службу к герц. Лодовико Сфорца. В Милане Б. осуществил свои первые архитектурные творения, в к-рых отразилось знакомство с работами Л. Б. Альберти и Ф. Брунеллески , а также увлечение старинным зодчеством Сев. Италии. Он выстроил над храмом IX в. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1479-1483) новую церковь с большим куполом. Цилиндрические своды главного нефа и трансепта были уравновешены изображением на вост. стене несуществующего рукава креста, перекрытого таким же сводом, для чего были использованы перспективная роспись и рельефы из искусственного мрамора (стукко). Аркады выстроенного им двора ц. Сант-Амброджо подобны аркадам Воспитательного дома во Флоренции (архит. Брунеллески). В 1488-1492 гг. Б. по приглашению брата Лодовико Сфорца Асканио, кард. Неаполя, вместе с др. мастерами принял участие в строительстве собора в Павии - здания с куполом, высоко поднятым на 8 столпах над обширным средокрестием. Вместе с Леонардо да Винчи Б. работал над сооружением башни миланского собора. Последним и наиболее значительным строительным предприятием Б. в Милане стал хор ц. Санта-Мария делле Грацие (1492-1497). Оружейный зал в Каса Панигарола (фрагменты в Пинакотеке Брера. Милан) и капелла св. Иоанна Крестителя ц. Сан-Пьетро ин Джессата украшены фресками Б.; ему же принадлежит картина «Христос у столба» из мон-ря Кьяравалле (ок. 1490; Пинакотека Брера, Милан).

http://pravenc.ru/text/153327.html

Стих: И ты отроча пророк вышняго наречешися. Глаголи ми явственнейше, по чему познаю сие; паки ко ангелу блаженнейший старец рече: яко видиши, исполнен бо дний есмь, Елисавет же неплоди есть; како убо мне глаголы вещаеши паче естества? удивляюся, отнюдь не истинствующа тя ныне помышляю, о человече, отиди: аз бо людям избавления испрошаю, а не отроча прияти, вешь неудобоприятную. Стих: служити ему преподобием и правдою пред ним, вся дни живота нашего. Бога Вседержителя архангел есмь, Гавриил мне имя, старцу рече бестелесный; и ныне оглохни, и молчанию научися, не веровав моим глаголам: егда же родит ти трубу слова сопружница, духу уясняющу твой язык, возопиеши явственнейше: пророк высочайшего назовешися, о отроча, того предуготовати благодатию стези, яко благоволи. Канон п. 9, тропарь 2: Божий пророче, старче, ликуй, родиши бо сына, егоже больший в человецех не воста, Иоанна Господня Предтечу. Взыграй Елисавет, земля вся радуйся, хвалу всех Творцу Богу приносяща. 16 Между рассказом о зачатии и о рождестве Предтечи св. евангелист Лука помещает рассказ о встрече двух будущих матерей. Этот рассказ одинаково относится и к Богоматери, и к Предтече. Матерь Божия впервые на земле приветствуется как Мать Господа. Предтеча ранее своего рождения свидетельствует о грядущем Спасителе. В виду того, что всякое грубо механическое истолкование взыграния Предтечи должно быть заранее отметено, нужно принять, что дух Предтечи, озаренный Духом Святым, уже во чреве Матери постигал и радовался радостью друга Жениха при приближении Его, еще не рожденного. Сила и значение этого взыграния были таковы, что мать его исполнилась Духа Святого и изрекла свою пророчественную речь о Богоматери. «И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ее, и исполнися Духа Свята Елисавет» (1,4). Предтеча уже от зачатия своего и ранее своего рождения был и явился Предтечей Господним. Для совершения своего служения ему предстояло еще пройти долгий путь подвига и возрастания, также как и Богомладенцу Христу, но не было мгновения в его бытии, когда он не был бы уже Предтечей, которым зачат был и родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Этот белокаменный бесстолпный одноглавый храм с пристенными опорами мог быть по ширине 8 м. В 1404 г. рядом с ним сербом Лазарем были поставлены «часы чюдны велми и с луною» (Московский летописный свод кон. XV в.//ПСРЛ. Т. 25. Л. 325об.). Именно этот собор был расписан в 1405 г. Феофаном Греком , Прохором с Городца и прп. Андреем Рублёвым . Слова Троицкой летописи (нач. XV в.) «не ту, иже ныне стоит» считают дополнительным указанием на существование в 1405 г. каменного здания на месте собора, к-рый будет построен в 1416 г. каменная ц. Благовещения была создана (вероятно, освящена) «на Москве, на великого князя дворе», согласно Львовской летописи, 18 июля 1416 г. Если Воронин сомневался, то др. исследователи признали достоверность этого сообщения и полагали, что в 1416 г. по велению вел. кн. Василия Димитриевича бесстолпный храм был разобран по подклет, а его стены внутри и снаружи обложены новой кладкой. Мастера также разобрали апсиду, возвели подклетную часть алтаря, выкладывая основания под боковые апсиды глухой кладкой. На таком подклете возвели четырехстолпный трехапсидный храм 1416 г. (Алешковский, Альтшуллер). Его белокаменная кладка была обнаружена в основании опор существующего собора. Западная паперть Следующий этап строительной истории собора связан с внуком вел. кн. Василия I Димитриевича, вел. кн. Иоанном III. В 1482-1483 гг. собор начали разбирать и, как при строительстве здания 1416 г., разобрали «по казну и по подклет». Судя по сообщению летописи, уже до 1482-1483 гг. к собору примыкало сооружение, в к-ром хранилась великокняжеская казна. Воронин предполагал, что казна находилась под галереей собора вел. кн. Василия Димитриевича. Согласно Львовской летописи, собор в 80-х гг. XV в. строили псковичи, вызванные в Москву вел. кн. Иоанном III после падения второго Успенского собора (1472-1474). Летописная статья, следующая за рассказом о приезде псковичей в Москву, перечисляет все их московские постройки, среди к-рых ц. Св. Троицы (Св. Духа) в Троице-Сергиевом мон-ре, ц. свт. Иоанна Златоуста (Златоустовского мон-ря), ц. Сретения на Поле, ц. Ризоположения на Митрополичьем дворе и Б. с. Статья помещена под 1474 г., но указанные в ней храмы строились с 1476 по 1489 г., и в погодных записях об их возведении уже не содержатся упоминания об участии псковских зодчих. Это обстоятельство, как и особенности архитектуры построек, вызвали сомнения у П. Н. Максимова, указавшего на возможную неточность летописного рассказа о псковском строительстве в Москве.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Но в то время когда заботились о безопасности жителей Москвы, вдруг разнесся слух, что императрица небезопасна во дворце своем. Слух подтвердился, когда 15 июля, в день освящения церкви в московской академии, ректор Кирилл Флоринский в проповеди своей сделал выходку против внутренних врагов Елисаветы. Проповедь была на текст: «Не творите дому Отца моего дому купленного»; оратор представил Россию в виде храма, созданного Петром Великим, по смерти которого в этом храме некоторые завели торговлю. Торговля не прекратилась и по восшествии на престол дочери Петра: «Как же ужасно и подумать, – говорил оратор, – яко осмимесячию не претекшу, егда провозсия на престоле отчи венценосица Елисавет, и уже на ино торжники прелагаются. Странная весть: давно ли вожделенная – и уже ненавидима Елисавет; давно ли в сердцах и в устнех сладка – и уже горька Елисавет; давно ли оживотворившая нас, уже опасна жизнь ей посреде дому; давно ли обрадовавшая нас – и уже в слезах опечаляема посреде дому; давно ли матерь (и еще всемилостивейшая, яко и истинно есть) – и уже тяжка и немилосердна. О непостоянство злоковарных торжников!.. Но ащи тыи, злобою воспящаеми, о благостыне ее величества немотствуют, то поне вы, прежде расточеннии и заточеннии, ныне же всегда бедствующим состраждущие, матере Елисаветы милостию возвращеннии и уже мнози собраннии от Сибири, Иркута, Камчадала, от многих трудно и именуемых стран и от подземленных недр мертвецы прежде живые: поне вы со мною признайте, что не иной ради причины лукавым торжником государства Елисавет ненавидима, горька, тяжестна кажется и не матерь, яко и благая отеческая расточенная собирая, узаконенное отцом возобновляя и вас, бедствовавших, возвращая, – словом, вся отеческая в первобытное состояние приводя, не попущает долее злодеям, да дом отеческ и ее величества наследный соделывают домом купли и вертепом разбойническим... Что же, ваше императорское величество, долго терпите, и на торжницех государства, сие есть чудное премудрые экономии вашего величества дело, по разуму притчи Христом реченные: оставите купно обоя расти до жатвы, да не како восторгая плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

117 Вот подробности речи Захарии. В доказательство того, что папы выносили решения, не сообразные с истиною, оратор указывал на два примера: папа Юлий (IV в.) на соборе оправдал Маркелла Анкирского, и, однако же, он был и остался еретиком; далее, римские папы (в V в.) оправдали Аниария, пресвитера из Африки, но Карфагенский собор признал его, Аниария, лишенным сана. Что касается папы Николая, то оратор говорил: основания, по которым он не признал законности Фотия, недостаточны. Николай, во-первых, не признавал Фотия потому, что он сделан патриархом прямо из мирян, но также из мирского состояния возведены были и Амвросий Медиоланский , и Евсевий Самосатский (IV в.), и патриархи Тарасий, Никифор; во-вторых, Николай утверждает, что Фотий посвящен епископами, отлученными от Церкви (Григорий Асвеста и др.), но они отделялись от общения с Церковью (Игнатием), а не были преступниками: как скоро они вошли в общение с Церковью, они сделались такими же епископами, как и прочие епископы и т. д. [Епископ Анкирский Маркелл отрицал Никейское богословие и борьбу с арианами построил на авторитете Св. Писания. О богословии Маркелла и его осуждении см: Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. С. 122–131; Спасский А. А. История догматических движений... С. 293–298. Аниарий, пресвитер Африканской Церкви, осужден на Карфагенском соборе как сторонник пелагианства.] 118 Вот подробности речи Митрофана. Фотиане говорят, что в Восточной Церкви не один Фотий прямо из мирян сделан епископом, но что то же бывало и с другими очень известными лицами архиерейского сана. Но, говорит оратор, – между случаем с Фотием и другими указываемыми случаями есть разница: те лица возведены были не путем вмешательства гражданского правительства в дела Церкви и возведены на кафедры, бывшие праздными, по причине смерти или отречения их предшественников, а Фотий посажен на кафедру гражданским правительством, вопреки церковным правилам – и притом при жизни своего предшественника. Далее – нельзя усматривать крупных ошибок со стороны пап, рассуждает оратор, в их отношениях к Маркеллу и Аниарию: Маркелл был принят в общение не одним Юлием, а и Афанасием Великим , и притом после того, как Маркелл отрекся от своей ереси. Когда же Маркелл снова возвратился к лжеучению, то он был осужден папою Либерией. Что же касается Аниария, то собор в Карфагене скорее соглашался с решением папы по вопросу об этом лице, чем противодействовал этому решению. В заключение речи Митрофан рассматривает вопрос: Григорий Асвеста и другие епископы, посвящавшие Фотия, были ли лицами, отлученными от Церкви? – и утверждает, что они действительно были таковыми, ибо они были преступниками закона. Замечательно, говорит оратор, что Фотий пожелал посвящения от руки отлученных «по своей прихоти, без всякой необходимости». Подумаешь, что Фотий умышленно хотел нарушать правила Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Господь только сказал Иоанну: «оставь, ибо надлежит исполнить всякую правду» ( Mamф. III. XV ). Услышавши эти слова, св. Иоанн успокоился, но весьма убоялся неопределенности времени, когда он родится и начнет свою проповедь . Далее оратор говорит об обстоятельствах рождения Иоанна Крестителя и указывает между прочим на то, что Захария, произнесши имя «Иоанн», одновременно с этим и записал его на дощечке. В этом двояком обозначени имени, которое Захария пожелал дать своему сыну, св. Софроний видит указание на Иудеев и язычников. По нему, изображение имени «Иоанн» на письме указывало на Иудеев, служивших писанному закону, а произнесение имени «Иоанн» указывало на язычников, приближавшихся к закону духом. – Превосходство Иоанна пред всеми праведниками оратор видит и в том, что он от матери ушел в пустыню, чуждаясь всего человеческого. И отправился в пустыню не для того, чтобы соревновать Моисею и Илии, которых он превосходил, но для того, чтобы соревновать ангелам, имя которых он заслужил носить. Заканчивает свое слово оратор сознанием недостаточности своих похвал и несоответствия их действительности достоинствам св. Иоанна. Поэтому он просит у св. Иоанна снисхождения, ссылаясь на человеческую слабость и на то, что предстоит совершить литургию 214 . Оратор просит также св. Иоанна всегда пребывать с верующими и содействовать им в исполнении закона духа. – Таково содержание похвального слова св. Иоанну Предтече. Мы изложили содержание этого слова несколько подробно потому, что оно, по связи в развитии мыслей, служащих к раскрытию одной определенной идеи, а также по изяществу и стройности внешнего изложения, считается одним из лучших ораторских произведений св. Софрония 215 . Основная мысль этого слова та, что св. Иоанн Предтеча превосходит всех рожденных женами, кроме Пр. Девы Марии. Доказывая эту мысль, оратор обозревает всю жизнь св. Иоанна, отмечает в его жизни важнейшие обстоятельства, указывает также на благочестие его родителей и за все это возносит ему похвалы. По своему объему это слово довольно обширное, для произнесения его, вероятно, потребовалось бы не менее одного часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010