Вахитовский район. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь упоминается в Писцовых книга в 1566-1568 гг. как расположенная в «солдатских слободах». Каменный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня построен в 1671 году. При нем был придел св. Алексия, Митрополита Московского. Вторая церковь – Воскресения Христова – освящена в 1734 году, при ней был придел прп. Сергия Радонежского, освященный в 1698 году. Это говорит о том, что Воскресенская церковь освящалась не первый раз, а после ремонта, возможно, по завещанию И. Михляева. Церкви горели во все казанские пожары: 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 гг. В 1857 году теплая церковь Происхождения Честных Древ была разобрана за ветхостью. Началась постройка новой, на старом основании, но не закончилась из-за недостатка средств. Здание обветшало и было разобрано в 1874 году. Летняя церковь Воскресения Христова также пришла в большую ветхость. С 1840 года службы в ней прекратились, а в 1873 году она тоже была разобрана. В новой (нач. XIX в.) колокольне купцом Львом Крупенниковым была устроена церковь прп.Сергия Радонежского, освящена 9 мая 1839 года. Он же и обустроил храм иконами и утварью, привезенными из Москвы. На паперти при входе находился образ прп.Сергия, писанный в 1755 году. В ограде церкви был похоронен убитый пугачевцами полковник Иван Родионов. Его вдова А.Н. Родионова пожертвовала наследство на создание в Казани Института благородных девиц, который стал именоваться Родионовским (ныне Казанское суворовское училище). На месте снесенных церквей по проекту архитектора барона Г.В. Розена был выстроен новый самый большой в городе храм, который 14 октября 1890 года освящен. Он был теплым и имел три престола: главный – в честь обновления храма Воскресения Христова, на правой стороне – происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, на левой – Всех Святых. Храм имел пять глав, увенчанных куполами. Угловые барабаны предназначались для колоколов. Иконостас «столярной работы» С. Я. Спиридонова.

http://sobory.ru/article/?object=32354

Высокопреосвященнейший митрополит Сергий, в мире Николай Яковлевич Ляпидевский, родился 9 мая 1820 года в городе Тула, где его родитель, Иаков Иродионович Каркадиновский, в то время состоял священником при Богородице–Рождественской, или иначе, Пречистенской церкви, а позже был ключарем местного кафедрального собора и умер в 1855 году в сане протоиерея. Фамилию Ляпидевский Николай Яковлевич получил по матери, брат которой, его дядя, известный впоследствии Московский протоиерей Павел Степанович Ляпидевский († 1891 г.), был магистр VIII курса (выпуска 1832 года) Московской духовной академии. И так как этот дядя его, по окончании курса академического, некоторое время был профессором Вифанской духовной семинарии, то и племянник его некоторое время (в 1834–1835 годах) учился, под руководством дяди, в Вифанской духовной семинарии, а доканчивал курс (1836–1840 гг.) в родной, Тульской семинарии, и отсюда, как лучший воспитанник, в 1810 году был послан, для довершения образования, в Московскую духовную академию. В 1844 году, пред самым окончанием академического курса, именно 24 июня Н. Я. Ляпидевский, согласно прошению, пострижен был в монашество с именем Сергия, данным ему в честь почивающего в Троицкой Лавре преподобного Сергия. Вскоре после выпускных экзаменов, 20 июля, новопостриженный рукоположен был в иеродиакона, а 6 августа того же 1844 года в иеромонаха самим митрополитом Филаретом, который все это время пробыл в Сергиевой Лавре. Как один из лучших воспитанников своего курса, считающего в числе своих питомцев – из архипастырей – доселе здравствующих архиепископов – Харьковского Амвросия (Ключарева) и бывшего Кишиневского Неофита (Неводчикова) и скончавшихся: епископов – Самарского Серафима († 1891), Муромского Андрея († 1868), Томского Платона (1876), Томского же Петра († 1889) и Угличского Амфилохия (1893), – из профессоров Московской и Казанской духовных академий – протоиереев И. М. Богословского -Платонова († 1870), С. И. Зернова († 1886), С. К. Смирнова (1889) и Д. И. Кастальского († 1891) и др., иеромонах Сергий с 30 октября 1844 года оставлен был при самой академии в должности бакалавра. При этом сначала он предназначен был к преподаванию греческого языка в высшем отделении и библейской ветхозаветной истории 1 ; но затем ему поручено было преподавание нравственного и пастырского богословия, на каковой кафедре он и состоял целых 13 лет, до назначения своего на должность ректора академии в 1857 году, когда, по обычаю тех времен, он должен был принять на себя преподавание догматического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Вязьма. Церковь Илии Пророка. Церковь Сретения Господня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1793 г. на месте кирпичных храмов упраздненного Ильинского монастыря. Трапезная и колокольня перестроены в 1-й пол. XIX в., приделы Ильинский и Митрофана Воронежского (1840 г.). Закрыта в 1929 г., кон. 1930-х гг. частично сломана, руины снесены в 1950-х гг. На месте церкви устроили танцплощадку. В XVI-XVIII вв. тут существовал женский Ильинский монастырь, упраздненный в 1779 г. Церковь Илии пророка находилась в городском саду, где сейчас танцплощадка. Когда возник монастырь, не известно, во время литовского разорения 1606-1612 годов все документы были уничтожены. В 1627 году на этом месте упоминается девичий Ильинский монастырь, а " в нем церковь клетьская деревянная во имя Ильи Пророка с приделом Св. великомученицы Екатерины, строение и имущество той церкви государево. А около той церкви колокольня рубленая, а на ней четыре колокола не велики. Да в монастыре церковь клетьская деревянная во имя Усекновения главы Иоанна Претечего, строение мирских людей, также монастырь был обнесен оградою со святыми воротами, а на них Деисус на красках, в ограде было 8 келий, в них 10 старец, а игуменьи в монастыре нет " . В писцовых книгах города Вязьмы 1646 году уже было " 2 кельи строении Государево; 15 кельей поставлены того же монастыря вкладчицы, а в кельях игуменья Онисья Лошакова да 16 стариц " . В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано: имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией матери, который покрыт тесом, с двумя приделами во имя Пророка Ильи и Иоанна Предтечи (на месте Ильинской церкви). Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о её строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале XVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине XVIII века (на месте церкви Иоанна Предтечи). Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9), покрытой тесом.

http://sobory.ru/article/?object=34510

До 1830 г. во всей нашей местности была одна только большая слобода, состоявшая из плохих деревянных домов ямщицких с постоялыми дворами. Ни боковых улиц, ни строений за заставой, где теперь парк, еще не было. Особенная перемена в нашей местности произошла после восшествия на престол в Бозе почившего Государя Императора Николая При въезде в Москву, он обратил внимание на плохие и некрасивые дома ямщиков, стоявшие на Большой Тверской улице, и повелел построить каменные дома по всей Тверской Ямской улице, на что недостаточным домовладельцам заимообразно были выданы деньги из казны на тридцать пять лет без процентов. Таким образом и выстроены были внов все дома на Большой Тверской улице, по плану получившему Высочайшее одобрение в 1840 г., – и она приняла совершенно иной вид, – подобный тому, какой имеет теперь. После построения на Тверской-Ямской улице каменных домов, местность наша стала оживляться: начали селиться здесь торговцы и другия сословия города Москвы. Многие, особенно из торговцев, арендовали себе землю у ямщиков, а иные приобрели ее в собственность, и стали строить себе дома на правой и левой стороне от Большой Тверской Ямской улицы. Постепенно таким образом образовались улицы по обеим сторонам Большой Тверской улицы, от Лесного ряда и Кузнечной, до самых Триумфальных прежних ворот, находившихся около нынешнего бассейна 49 . С увеличением населения и самая торговля здесь значительно оживилась. В базарные дни: воскресенье, среду и пятницу Тверская-Ямская стала наполняться крестьянами, приезжающими в Москву с товарами. В последующее время и земля ямщиков за Тверской заставой по обеим сторонам Петербургского шоссе стала застраиваться домами или дачами. Когда дозволено было строить дачи до Петровского дворца, тогда в продолжении нескольких лет устроился парк 50 , получивший наименование .,Петровского“; вскоре же 51 дома и дачи стали устраиваться и далеко за Петровский дворец – до самого Петровского Разумовского, – а равно – и по правую и левую стороны Петербургского шоссе: образовались таким образом правая – „Ямская“ и левая „Петербургская“ слободки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святая Земля как колыбель религиозных святынь глазами русских паломников (конец XX - начало XXI вв.) 17.10.2005 1009 Время на чтение 11 минут Для молодого государства Киевская Русь понятие " Святая Земля " сталоприобретать все более осмысленное значение после принятия христианства в 988 г., которое оно получило от Вселенской (Константинопольской) церкви. Тогда в конце X в. византийский Константинополь направил на службу киевскому князю Владимиру сирийца митрополита Михаила Сирина (f 992), который крестил Киев, Новгород и Ростов Великий, совмещая функции министра иностранных дел в контактах с иностранными дворами и церквами. После падения Нового Рима, или Константинополя, в 1453 г. вся Византийская, или православная церковь, состоявшая из Константинопольского, Александрийского, Антиохийского (Дамасского) и Иерусалимского патриархатов оказалась в составе Османской империи. В 1472 г. московский князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI, которая привезла с собой из Рима герб Восточной Римской империи (в виде двуглавого орла), ставший гербом московским. Отсюда проистекает и идея " Москва - Третий Рим " : на смену Ветхому и Новому Римам божественным провидением Москве уготована судьба стать Третьим Римом, " а четвертому не быти " . С XVI в. в Москву, столицу единственного православного, или " Ромейского царства " , приходили " за милостынею " восточные патриархи и иерархи из османских провинций Константинополя, Антиохии, Дамаска и Иерусалима. По мере усиления России идея " Третьего Рима " становилась составной частью государственной политики. Императора Петра Великого, который стал первым из русских монархов, потребовавшим от Порты в Константинопольском трактате обеспечить беспрепятственный и бесплатный доступ русским паломникам в Иерусалим на поклонение Святым местам и о необходимости соблюдения прав греческого духовенства Иерусалимской православной церкви. " Греческий проект " императрицы Екатерины Великой усилил вектор движения России на Арабский православный Восток. Это во многом стимулировало и организовало паломническое движение как из России в Святую землю, ставшее с конца X в. новым явлением в общественно-духовной жизни Киевской Руси, переходившей от язычества к монотеизму. Того, кто отправлялся в длительный, долгий и опасный путь, в народе называли странниками, пешеходцами, паломниками и поклонниками Святым местам на св. горе Афон, в Сирии, Палестине, в Египте. Богомольцы стремились посетить христианские места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и его учеников (ар-русуль) в Вифлееме, Галилее, Иерихоне и Иерусалиме. До египетской оккупации Сирии и Египта (1831 - 1840 гг.) османские власти облагали христианских паломников особым видом пошлины - каффаром, доходы от которых шли в казну пашей, а затем - на нужды мусульманских благотворительных учреждений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Заявление Службы коммуникации ОВЦС Московского Патриархата относительно православного храма в КНДР 30 2007 р. 20:09 В марте 2007 года различные Интернет-ресурсы распространили информацию о появлении в Пхеньяне православного прихода Константинопольского Патриархата . Источником ее послужила публикация в миссионерском издании «Panta ta Ethni (Все народы)», откуда материал был заимствован газетой «To Vima», затем порталом RNN.GR и начал свое движение в электронных СМИ. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что данная информация не соответствует действительности. В настоящее время в Пхеньяне существует единственный православный приход храма в честь Живоначальной Троицы в районе Чонбек города Пхеньяна, находящийся в каноническом ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для разъяснения данного вопроса уместно обратиться к истории российско-корейских связей и присутствия Православия в Корее. Исторически судьбы Православия в Корее были связаны с Россией. И ныне Русская Православная Церковь прилагает усилия к тому, чтобы возродить духовную близость наших народов, восстановить соединявшие их в прошлом духовные связи. История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси. Известный европейский путешественник Плано Карпини, посетивший в XIII веке Монгольское государство, отмечал, что в ставке великого хана он видел много послов, в том числе русских и корейских: здесь был «знатный муж Ярослав, великий князь Руссии, а также … князь солангов (корейцев)». Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата «Паллада», обследовавшие в 1854 году прибрежные воды Корейского полуострова. Среди них был корабельный священник — архимандрит Аввакум (Честной), ранее пребывавший в Пекине в составе -й Русской Духовной миссии (1830-1840 годы). По мере развития русско-корейских отношений возникла необходимость создания церковного представительства при Русской дипломатической миссии в Сеуле. Решением Святейшего Правительствующего Синода от 24 июля 1897 года была учреждена Российская духовная Миссия в Корее (РДМК), в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204949...

Кировский район. Церковь Казанской иконы Божией Матери на Устье. Казанская церковь на Устье /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1900. Год утраты:1918 (сгорела во время боев за Казань 9 сентября 1918 г.) Адрес: Республика Татарстан, город Казань, акватория Куйбышевского водохранилища напротив Адмиралтейской слободы. Координаты: 55.785575, 49.034067 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Волжская пристань г. Казани была самой обширной и оживленной на Волге после нижегородской, так как здесь, кроме волжских, свои дебаркадеры имели и все камские пароходства. До конца 1840-х годов волжская пристань г. Казани находилась в шести верстах ниже устья реки Казанки, при урочище, известном под названием Бакалды. В 1849 году, через год после вхождения Адмиралтейской слободы в черту Казани, между слободой и городом построили дамбу. Пристани были перенесены в устье р. Казанки и получили название «Устьинских» или просто- «Устья». При устьинской пристани образовалась целая слободка из трех линий гостиниц, складов и лавок. Место это было очень оживленное в плане торговли и очень важное, как своеобразные " водные ворота " Казани (были еще и городские пристани южнее, но они активно действовали только в период весеннего разлива). В 1890 г для пассажиров пароходов и работающего люда на «Устье» была построена деревянная часовня. Через десять лет в 1900 г. на ее месте возвели новую деревянную церковь и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1956 году к Казани пришла большая вода Куйбышевского водохранилища. И место, где ранее стояла церковь, ушло под воду. Сам храм был разобран еще в первые годы советской власти. В статье использованы материалы: Б. Милицын «Адмиралтейство – гордость земли Казанской», газета «Звезда Поволжья» от 27.07.2012 г.; из книги «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани» составитель Г. В. Фролов - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

Краткие сведения о св. Софронии, патриархе иерусалимском, и предлагаемом здесь в переводе отрывок из его слова Св. Софроний, бывший патриархом иерусалимским с 633 года по P. X. и скончавшийся вскоре после взятия Иерусалима Сарацинами в 636 году, оставил по себе блаженную память своими доблестными подвигами в защиту православия против монолитов, которым деятельно противоборствовал и до вступления своего на престол патриархов иерусалимских, и сделавшись уже патриархом. История Церкви хранит память и об его писаниях, в которых, до замечания Фотия, дышет дух истинного благочестия и читатель может найти глубокое знание и точное изложение догматов веры. Церковь , причислившая св. Софрония к лику святых, сделала и подвиги его в пользу православия особенно досточтимыми, и оставшиеся после него писания драгоценными для всякого православного христианина. Отрывок из слова св. Софрония, предлагаемый здесь в переводе, тем драгоценнее, что он найден не так давно и совершенно случайно и неожиданно: потому что прежде не было известно даже существование этого слова. Он найден в одном из ватиканских кодексов и помещен в издании Мая «Specilegium Romanum» 1840 г., т. 4, откуда мы и заимствовали его для перевода. Когда читаешь этот отрывок, богатый глубокомысленными и глубоконазидательными воззрениями на чин православного богослужения, не можешь не пожалеть, что не сохранилось до нас все слово св. патриарха и самый отрывок в списке имеет пропуски, грамматические ошибки и некоторые вставки, по местам затрудняющие переводчика в определении настоящего смысла переводимого места. Но будем благодарны и за то, что сделалось известным нам из драгоценного слова св. Отца, которого свидетельства и замечания о чине православнаго богослужения драгоценны вдвойне – и no своей древности, и по своему внутреннему достоинству. Слово, которого отрывок предлагается, имеет в издании Мая надписание такое: «Слово, содержащее в себе общий очерк истории церковной и подробное объяснение всего, что совершается в божественном священнодействии». Это надписание в общих чертах соответствует содержанию слова, сколько можно судит no отрывку, если только под именем «истории церковной» разуметь «историю церковности, церковных служб, обрядов и т.п.», a под «очерком» ее разуметь короткую заметку в самом начале слова о первоначальном составе и благоустройстве христианскаго богослужения. Едва ли, впрочем, не приложено это надписание к слову после св. Софрония каким-нибудь собирателем, или переписчиком его писаний. Отрывок из слова св. Софрония, патриарха иерусалимского,о божественном священнодействии

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Липецк. Кафедральный собор Рождества Христова. Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский кафедральный собор — православный храм, расположенный на центральной площади города Липецка — Соборной. Архитектор — Томмазо Адолини. Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского. Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году. Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году. В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году. После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка. В 1922 году из храма были изъяты церковные ценности.

http://sobory.ru/article/?object=00983

Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калужская область, с.Льва Толстого, ул. Советская, 19 Координаты: 54.604706, 36.038343 Проезд:с Киевского вокзала экспресс или электричка до г.Калуга, далее автобусом, 174 км от г. Москвы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела. В течение XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского. В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-haчaлe ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07088

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010