Храм во имя Св. Живоначальной Троицы, на Шаболовке, в Москве Двести лет тому назад за Москвой рекой, близ Калужских ворот, по дороге к селу Шаболово, на городской выгонной земле стали селиться «разных чинов люди». Образовалась слобода. Построена церковь . Сохранилась современная запись: «построена вновь за Калужскими вороты, за Земляным городом, в новосельной слободе, на земле Данилова монастыря церковь Живоначальной Троицы деревянная, а зачата та святая церковь строиться вновь по благословению святейшего Патриарха Адриана в 206 (1698) году» 1 Прошло 48 лет и на месте деревянного в 1745 –1747 годах построен новый каменный храм с приделом во имя Покрова Богоматери и отдельною колокольней. Этот новый храм был так мал, что едва вмещал в себе 300 человек. В половине прошедшего столетия он, конечно, удовлетворял нуждам прихода и, быть может, казался благолепным, но в 30-х годах текущего столетия, когда население прихода увеличилось, и он очень обветшал, явилась нужда его или распространить, или заменить новым. При помощи Божией сделано последнее. В 1840 –1842 годах тесный придел с небольшой колокольней разобран и на месте их сооружены два просторные придала с высокой колокольней; а в 1885 г. разобран до основания и самый храм во имя св. Троицы. В настоящее время на месте его сооружен и готов к освящению новый храм. Скажем об этом новопостроенном храме, насколько возможно, подробно. В архиве Мин. Юст. Книги патр. казенного приказа 207 г. 171 стр. 88. Переписные книги города Москвы 1722 года. Целые полвека умы и сердца добрых прихожан Троице-Шаболовской церкви были заняты настоятельною нуждой построить храм св. Троицы; но по недостатку средств постройка его все отлагалась и отлагалась. В 1851 году решено начать сбор и копить деньги на постройку. Строитель придельного храма, тогдашний церковный староста, Гавриил Гавриилович Попов (3 мая 1880 г.) внес и записал на приход своею рукой первую жертву на постройку триста руб... Шли годы, – жертвы на храм делались все чаще и чаще, все больше и больше; особенно Господь благословил служение последнего пред постройкой храма старосты Арсения Арсеньевича Глушкова: он в 15 лет своего служения скопил 45.000 руб. В 1884 году всех денег в церкви было уже более 68-ми тысяч руб. – С такими деньгами, имея в виду и будущие пожертвования, уже можно было приступить к постройке.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/n...

Января 25 (7 февраля) Преподобноисповедницы Афанасия (Лепешкина) и Евдокия (Бучинева) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобноисповедница Афанасия (в миру Александра Васильевна Лепешкина) родилась 15 марта 1885 года в городе Москве в семье служащего торгового предприятия. У родителей ее, Василия Николаевича и Александры Григорьевны Лепешкиных, было двенадцать детей, но все они умирали в юном возрасте, и из всех детей остались только три дочери. Детям родители старались дать наилучшее по тем временам образование. Александра Васильевна окончила Усачевский институт в Москве и в совершенстве знала французский и немецкий языки. Образование стоило в то время немалых денег, и за обучение ее в институте платили родственники – богатые фабриканты Лепешкины. Семья купцов и фабрикантов Лепешкиных была издавна известна в Москве своим благочестием и церковной благотворительностью. Брат прадеда игумении Афанасии, Семен Лонгинович Лепешкин, был строителем Троице-Одигитриевской обители, основателем которой был преподобный Зосима (Верховский) . Он принимал деятельное участие в строительстве каменного Троицкого храма в монастыре, выстроил каменную ограду вокруг обители, большой каменный корпус для жительства сестер и два каменных небольших, а также каменные погреба. Он купил для обители огороды вблизи Москвы, которые приносили хотя и небольшой, но постоянный доход. Его отец, Лонгин Кузьмич, был возобновителем и строителем храма преподобного Марона Исповедника в Старых Панех в Москве, который был разрушен почти до основания во время нашествия французов в 1812 году. Он стал и первым же старостой этого храма. После его смерти старостой и благотворителем храма стал его сын, Василий Лонгинович, а после смерти последнего в 1840 году – его сын, Николай Васильевич. В книге о храме писалось о нем: «В буквальном смысле не перечесть жертв и заслуг его для храма! Всё – за самым небольшим разве исключением – все драгоценное, что видит глаз в Мароновском храме, – все это дар, жертва приснопамятного Николая Васильевича Лепешкина: священные сосуды, из которых одни приобретены даже с выставки, напрестольные кресты и Евангелия, ценные массивные сребропозлащенные ризы на иконах, таковые же хоругви и лампады, вся церковная утварь, ценные священнические облачения и прочее».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В УПЦ помолятся о детях с аутизмом в день памяти их святого покровителя (+ текст молитвы) 21 марта, 2019. Новостная служба Особая молитва о таких детях будет звучать во всех храмах и монастырях Украинской Церкви 21 марта. ПРАВМИР. Накануне Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма во всех храмах и монастырях Украинской Православной Церкви будет звучать особая молитва о детях, страдающих расстройствами аутистического спектра. Как сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ, молитва будет совершаться 24 марта, в день памяти преподобного Алексия Голосеевского, по благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Соответствующий циркуляр разослан Киевской митрополией во все епархии. Особые молитвенные просьбы за «детей дождя» священнослужители вознесут во время Божественной литургии на сугубой ектении. «Детьми дождя» после появления в конце 1980-х фильма «Человек дождя» называют детей, страдающих аутизмом. Специалисты добавляют, что такие дети не могут социально адаптироваться и на все, что окружает их, реагируют очень болезненно. Потому что воспринимают этот мир гипертрофированно. Для них свет — слишком яркий, звук — слишком громкий, любое прикосновение — слишком интенсивное. Преимущественно родители начинают бить в набат, только когда наступает пора речевого общения, а их ребенок — молчит. Преподобного Алексия Голосеевского призывают для молитвенного заступничества перед Господом о детях с речевыми расстройствами не случайно, это связано с удивительным случаем из его жития. Преподобный Алексий Голосеевский (Шепелев) — старец, провидец, известный духовник. Родился на праздник Воскресения Христова 14 апреля 1840 года в Киеве в семье дворянина. Мальчик вовремя не заговорил. Мать сердцем чувствовала в безмолвии сына особое действие Промысла Божия. Она жила искренней надеждой на милость Христа Воскресшего: долго молилась и старалась воспитать в сыне христианские чувства и научить милосердию. Вместе с сыном они посещали тюрьмы и раздавали милостыню нуждающимся. Блаженный Феофил Китаевский предсказал матери, что ее сын будет монахом и священником. Как это возможно, представить было сложно, ведь Володя был совершенно неконтактным ребенком.

http://pravmir.ru/v-upts-pomolyatsya-o-d...

Вне населенного пункта в лесном массиве. Жиздринская Мелхиседекова пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Калужская область, Кировский район, ур. Гурики (5 км Ю д. Анновка), вне населенного пункта в лесном массиве Проезд:Проход от Анновки до большака Изменить описание объекта Мужская пустынь основана в 1837 иеромонахом Мелхиседеком (в миру Максимом) близ Хатожской лесной дачи промышленника И. А. Мальцова. В 1840-х над могилой основателя возведена небольшая деревянная часовня, перестроенная с увеличением размеров в 1887. В нач. ХХ в. в пустыни имелись также три деревянных кельи, хозяйственные постройки, сад, дощатая ограда. Обращена в монастырь не позже 1916. Выстроены Инвалидный дом и церковь Одигитрии. Закрыта в нояб. 1918, обращена в сельхозкоммуну. Рядом возник пос. Гурики, существовавший до 1970-х. Все постройки монастыря, в т. ч. недостроенные кирпичные гостиница, братский корпус, ограда, к 1950-м постепенно разобраны. В настоящее время на месте обители расположены почитаемый источник и деревянный крест над обретёнными мощами Мелхиседека. По материалам: Бауэр А. А. Неизвестный монастырь Калужского края (Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 - нач. 20 вв.).//Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Сб. матер. XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 5-7 апреля 2011 г. Неизвестный монастырь Калужского края. Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 - нач. 20 вв. Казалось бы, история Калужской епархии, ее храмов и приходов, а тем более монастырей хорошо изучена, ведь за последние два десятилетия на эти темы опубликованы десятки книг и сотни статей, и эта работа активно продолжается десятками исследователей. Вместе с тем, в этой большой историко-церковной проблематике есть еще ряд сюжетов и тем, ждущих своего исследователя. Одним из таких сюжетов является духовный труд на бывших мальцовских землях, в 20 км от нынешнего города Кирова, подвижника благочестия, одного из плеяды рославльских старцев рубежа 18 – 19 веков, иеродиакона Мелхиседека, на месте духовного подвига которого в нач. 20 века, вернее, в самые последние предреволюционные годы, возник монастырь, которому, однако, была уготована трагическая участь…

http://sobory.ru/article/?object=34731

Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина Источник «С красноречивою церемониею» преосвящ. Смарагд выехал за несколько дней до Рождества из Астрахани 1 , где сделал слишком много в столь краткий период 2 . В Орел он прибыл в ночь на 5-е января 1845 г. 3 и 5 числа вступил в управление 4 . Митр. Филарет приветствовал Смарагда, что Орловская «Епархия Ваша ждала Вашей славной деятельности и, при помощи Божией, воспользуется ею» 5 . Это было справедливо в обоих отношениях 6 . Хотя непосредственный предместник (22 июня 1840 г. –12 ноября 1844 г.), Евлампий Пятницкий († 12 марта 1862 г. в Свияжском Богородицком монастыре) уверял Московского первосвятителя, что «не оставил трудных дел» 7 , но фактически было иначе. Преосвящ. Евлампий вел замкнутую келейную жизнь, был недоступен для просителей, любил лишь крайне продолжительные богослужения 8 , а епархиальным управлением занимался слабо, почему всякое делопроизводство шло медленно, да еще так, что в архиерейском доме и Консистории развилось большое взяточничество 9 . Достаточно сказать, что создалось странное дело о самом кафедральном соборе, который Евлампием был освящен, но в духовное ведомство не принят 10 . Дом архиерейский был скуден и нуждался в пособии 11 , а монахи туда не шли 12 . Все требовало энергического и сурового исправления 13 . При всем том Орловская «епархия оказалась Смарагду угодною и здоровью благоприятною 14 , которую он полюбил, сроднившись с нею всеми силами души 15 . Управление доставило ему репутацию «отличного администратора» 16 , «знаменитейшего из почивших Орловских иерархов, незабвенного Смарагда»..., «достойного представителя инициативы достойного дела» 17 , со вниманием и решительностью проникавшего всюду и во все мелочи. И в Орле многие дела решались им непосредственно – без Консистории 18 , или в частных письмах 19 , по его всегдашней не расположенности к сутяжничеству и нежеланию портить репутацию членов духовенства формальным производством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Александр I вступил в покоренный русской армией Париж Сегодня мы также вспоминаем славянофила Ю.Ф.Самарина, изобретателя П.Н.Яблочкова, генерала П.К. фон Ренненкампфа и педагога А.С.Макаренко 01.04.2024 59 Время на чтение 7 минут Фото: runivers.ru Сегодня Святая Церковь чтит память мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодорапресвитера и Мариана диакона (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003). Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938). Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103). Сегодня мы вспоминаем философа и публициста Юрия Федоровича Самарина, скончавшегося в 1876 году. Он родился 21 апреля 1819 г. в Петербурге в аристократической дворянской семье. Образование получил на филологическом факультете Московского университета, где защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович как проповедники» (1844). Являясь в молодые годы большим почитателем философии Гегеля, Самарин пытался примирить ее с Православием, но попытка эта потерпела крах. Зрелые философские взгляды Самарина основывались на представлениях славянофильского учения о Православии как истинном христианстве. С середины 1840-х гг. Юрий Самарин стал одним из главных деятелей славянофильского движения. В 1849 г. он был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», распространявшиеся в списках и направленные против немецкого засилья в Прибалтике. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельстваванного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику – писал Ю.Самарин о Прибалтике. – Здесь все окружение таково, что ежеминутно осознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/01/im...

К брату Брат архим. Макария, Алексей Глухарев, по окончании Смоленской семинарии был учителем Вяземского духовного училища (1817−1823 г.) и священником Николаевской церкви (с 1820 г.). Овдовев, он оставил приход, распродал свое имущество и поручив двух малолетних дочерей игуменье Вяземского монастыря, отправился на Алтай, куда прибыл осенью 1837 г. неожиданно для о. Макария. Миссионерская деятельность Алексея продолжалась недолго. В начале 1839 г. он выехал с братом в Москву и Петербург. Возвращаясь в 1840 г. на Алтай братья остановились в Казани для изучения в местном университете татарского и монгольского языков и естествознания, в миссионерских целях. Но от продолжения путешествия о. Алексей отказался, решив постричься в Киево-Печерской Лавре в монахи. Но из Казани он мог выбраться только в начале 1842 г. Умер в 70-х годах в сане священника же, не иеромонаха в Китаевской Пустыни. 7 писем к нему архим. Макария хранятся в библиотеке Казанской дух. семинарии. Некоторые выдержки из них напечатаны впервые в «Кратких сведениях о жизни и деятельности архим. Макария» И. И. Ястребова (Бийск, 1893 г.). 3 Любезнейший братец Алексей Яковлевич! Что в сообщении Сем (Инарского) Правления в Консисторию о Вас ни написано, Бога ради, не всходите с жалобою. Дела не перемените, а к замечанию худшему и может быть к невыгодному отзыву о тебе, вдаль куда ни есть подадите удобный случай. Богу предайте все 12 . Впрочем, в ответ на полученное сейчас письмо от Вас, буду писать с почтою следующею. А между тем ожидаю расписания издержек по случаю замужества Елизаветы представляющихся 13 . Простите, не имею времени. Брат ваш А. Макарий. P. S. Поздравляю, брат, слава за все Промыслителю Богу. Хорошо, что ты от хлопот ученых освободился. 4 Любезнейший братец Алексей Яковлевич! Промыслу Божию было угодно, чтоб я оставил путь общественного служения и вступил на спокойнейший. Желание мое жить в Киевской Лавре исполняется, я сдаю теперь монастырь и семинарию, и приготовляюсь к отъезду. Расчет с Костромой и издержки дорожные требуют денег, в которых я недостаток у себя примечать начал. Не оставьте меня, любезнейший братец, в сей нужде, и если можете с первой почтой отправьте ко мне 150 рублей. Если Бог продолжит жизнь мою, я надеюсь с избытком воздать Вам за сие одолжение, а если умру в долгу, то сии деньги перейдут в небесный государственный банк, откуда уплату получите золотой монетой с процентами. Не скорбите за меня. Бог меня хранит в спокойствии и в лучшем против прежнего состоянии по здоровью телесному. Объемлю вас в душе моей, и повергаясь к стопам родителя испрашиваю отеческого благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Козельск (Оптино). Оптина Пустынь. Скит Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский скит, основанный в 1821 году Филаретом, архиепископом Калужским, впоследствии митрополитом Киевским. Сюда им вызваны были из глубины Смоленских лесов знаменитые отшельники того времени Моисей, Антоний и другие ученики Паисия Величковского. Здесь хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Центром Оптиной пустыни, ее сердцем, принесшим ей широкую духовную славу, был скит Иоанна Предтечи. Это было место пребывания святых оптинских старцев. Это к ним шли паломники за духовной поддержкой, мудрым советом, молитвенной благодатью. Строительство скита в Оптиной пустыни было одобрено митрополитом Филаретом, который благословил его. По прибытию в Оптину пустынь отец Моисей с братией взялись за расчистку местности. Пришлось рубить и выкорчевывать вековые деревья, все делалось в ручную. Скит решили построить поблизости от обители - не более полукилометра. Сначала построили дом для насельников, затем скитскую церковь и кельи. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет. Также было посажено множество ягодных кустарников. Было выкопано 2 пруда. 1840 год можно считать началом серьезного укрепления старчества. В 1918 году скит был закрыт, но не разрушался. Здесь поочередно был то музей, то дом отдыха, то жилье. Заново его открыли и отремонтировали в 1990 году. За оградой находятся 2 храма, колокольня, 11 жилых и хозяйственных помещений. В настоящее время скит для мирян недоступен. Посетить его можно только по двум престольным праздникам – в июле и сентябре. Оптинский скит св. Иоанна Предтечи Господня находится на восточной стороне обители, в глубине монастырского леса. От монастыря ведет к нему небольшая, усыпанная песком тропинка, извиваясь на расстоянии 170 сажен, под природным навесом вечно зеленеющих сосен и елей; она приводит прямо к благолепным скитским св. вратам; еще издали виднеется позлащенный крест устроенной над ними колокольни. – Здесь благоговейное внимание посетителя невольно останавливается на святых изображениях, которыми украшены св. врата извне и извнутри. – И точно, эти изображения, как плод благочестивой мысли блаженного Старца иеросхимонаха Макария, стоют того, чтоб подолее заняться ими:

http://sobory.ru/article/?object=05225

На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://pravmir.ru/zavershilsya-arxierejs...

Свято-Сампсониевский храм (Полтава) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Сампсониевская церковь — мемориальная церковь-памятник на поле Полтавской битвы. Содержание История [ править править код ] История этой полтавской святыни по-своему уникальна. Сразу после Полтавской битвы российский царь Петр I выдал указ об учреждении в честь победы над шведами на поле боя мужского монастыря, а в нем двух церквей: верхней каменной, во имя святых апостолов Петра и Павла (именно на день памяти этих святых, совершаемой по юлианскому календарю 29 июня, то есть в день своего тезоименитства, Петр I назначал Полтавскую битву, но Карл XII начал ее раньше – 27 июня, в день преподобного Сампсона), и нижней – Сампсоновской, во имя Сампсона Странноприимца. Однако в силу разных причин этот указ так и не был воплощен в жизнь. Прошло время. В 1840 году тайный советник И. С. Судиенко, служивший при почтовом ведомстве во время царствования Екатерины II, пожертвовал капитал в 1000 тыс. руб. на сооружение церкви на поле Полтавской битвы. Был объявлен конкурс на проект храма над братской могилой российских воинов, и в 1841 утвержден проект архитектора И. И. Шарлеманя, доработанный в 1848-м. Храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца был заложен в 1852 году, а освящен – в 1856-м, строился он на средства уже упомянутого благодетеля И. С. Судиенко. Первая церковь была небольшая, каменная, простой архитектуры: византийский стиль, прямоугольная в плане, четырестолбная, увенчивалась центральным куполом и четырьмя декоративными главками по углам. Напротив нее, со второй стороны Братской могилы российских воинов (согласно давней украинской традиции, как и все поле битвы, она носит название от побежденной армии – Шведская могила), построили два небольших каменных домика для причта. С 1857 года Сампсоновская церковь была приписана к Крестовоздвиженскому монастырю. На ее содержание из процентов капитала все того же Судиенко до 1875 года отпускалось 435 руб. в год, а позже – 1000 руб. Свято-Сампсониевский храм. Начало ХХ века.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Сампсони...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010