1840 г. Предполагая отправиться на Рождественские праздники на родину и желая показать там перед родными и Горицкими прихожанами свое ораторское искусство, я заблаговременно приготовил проповедь на новый (1840 г.) год и представил на рассмотрение о. Дионисию. Тот одобрил ее к произнесению. При сем имел я ввиду пример своего двоюродного брата Ивана Петровича, который, быв в богословском классе, пришел раз домой также с проповедью на день Казанской Божией Матери (8 июля). Но между тем, как его проповедь еще в доме, как я помню, выслушана была с умилением его родителями, а в церкви она привела в восторг его нежную матушку, моя проповедь не имела такого успеха и даже мне не очень охотно дозволили произнести ее. Такова сила пристрастия и зависти!.. Так начался для меня новый, последний год моего школьного образования и воспитания. По возвращении с родины, я продолжал заниматься науками обычным порядком. Но, исполняя свои школьные обязанности, я не отказывался облегчать труды и других. В таких отношениях я был к сыну Муромского игумена Варлаама (ум. 1844 года), ученику среднего отделения Илье Вигилянскому, немощному телом и некрепкому духом. В свою очередь, и он не оставался передо мной в долгу: за духовную помощь он воздал мне вещественной мздой. Страстную и светлую недели провел я во Владимире. Затем незаметно прошла для нас последняя, правду сказать, не легкая треть; нужно было к окончательным испытаниям повторить все, что было пройдено в течение двух лет. Наконец настал день торжественного акта. На нем присутствовали и преосвященный архиепископ Парфений, и почтенный губернатор Кугута – грек и прочая Владимирская знать. С целью доставить удовольствие губернатору-греку начальство распорядилось прочитать на акте что-либо по-гречески. Преподаватель греческого языка в нашем 2-м отделении, Аф.Ник. Яковлевский 68 избрал из лирических песнопений Св. Григория Богослова гимн Богу и перевел его на русский язык мерной стихотворной речью, а мне поручено было выучить наизусть как греческий текст, так и русский перевод, и произнести с кафедры. Этот сюрприз доставил И.Эм. Кугуте великое у довольствие. Вот как читается этот гимн:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Надо еще много очиститься душою... " : И.С.Аксаков и его воззрения в 1840-1850-е годы 9 февраля день памяти русского мыслителя 08.02.2006 543 Время на чтение 16 минут Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) зачастую без всяких оговорок вот уже более полтора столетия считают истинным славянофилом. На самом же деле формирование его мировоззрения имело немало своеобразия. И стоит обратить на это внимание, ведь славянофильство явилось первой и едва ли не единственной в XIX в. соборной попыткой в светской части русского образованного слоя осмыслить историю русского народа как православного духовного организма. В данной статье мы кратко рассмотрим формирование религиозных воззрений И.С.Аксакова в 1840-1850-е гг. и понимание им исторической судьбы России. При этом главным источником для нас будут его письма (о которых он как-то заметил: " Мои письма заменяют мне дневники " ). Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября (все даты по старому стилю) 1823 г. в селе Надежино Оренбургской губернии. Был он третьим сыном в большой (14 детей) семье впоследствии известного писателя - Сергея Тимофеевича Аксакова. Спустя четыре года Аксаковы переезжают в Москву . После четырёхлетнего обучения в закрытом императорском училище правоведения в Петербурге И.С.Аксаков возвращается в Москву (1842 г.) и поступает на службу в Уголовный департамент Сената. В конце следующего года его включают в состав специальной комиссии, назначенной для ревизии Астраханской губернии, в письме откуда (2 мая 1844 г.) он пишет о себе как о человеке, не имеющем " никаких твердых убеждений, к которым бы питал глубокое душевное участие и которые бы считал Божьею правдою... " ч.1, т.1, с.130]. Конечно, И.С.Аксаков понимает, что истина должна быть одна, но " где она, у кого она и всегда ли торжествует " ? На это он не знает ответа. Потому-то так противоречивы его поведение и суждения. И.С.Аксаков не может удержаться от скоромной пищи в пост, который не пробудил в душе " никакого особенного чувства " , хотя заутреня Светлого Христова Воскресения его восхитила ч.1, т.1, с.78, 98, 104]. Он " совершенно рознится " с братом Константином в отношении к " национальности " , русскому костюму ( " я никогда не надену зипуна прежде времени " ), ч.1, т.1, с.218]. Да и по другим вопросам молодой Аксаков имел собственное суждение.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/08/...

Глава VIII. Угрешский монастырь в 1834 году; состояние оного при поступлении отца Илария. Казначеи: Иоанникий, Филарет и Серафим; ксёндз Семашко; Макарий и разбойники, его два ученика. Кончина архимандрита Поликарпа. Поездка в Вологду в 1840 году; архимандрит Феофил; его рассказ; иеромонахи По распоряжению епархиального начальства назначено было отцу Платону, архимандриту Даниловскому, ввести отца Илария в управление Угрешским монастырем, и они положили ехать туда 14-го марта, а меня отправили накануне, что пришлось в понедельник второй седмицы Великого поста, со Сретенским иеромонахом Викентием, временно заведовавшим обителью Угрешской. Как сейчас помню, мы приехали в монастырь в 2 часа пополудни и прошли прямо в настоятельские келии, где жил один только послушник, Леонтий, которого вся братия называла Левушкой. Он был лет 25, невысокого роста и весьма белокурый, скудобрадый и маловолосый. Келии были почти пусты: едва-едва нашлось несколько столов, столь же плохих и ветхих, как полдюжины просиженных и негодных кресел и стульев, самовар и чайный прибор, и все было старо и никуда негодно. Должно думать, что во время отсутствия настоятеля все это было подменено. В 4 часа я стал ставить самовар, тоже изогнутый и еле-еле служивший. С самоваром мне пришлось идти мимо церковной двери. Это было время повечерия: в церкви шла служба и, идя мимо, я услышал сквозь двери пение, которое произвело на меня такое умилительное впечатление, что я и по сие время не могу позабыть тогдашнего ощущения, ни отдать себе отчета, что могло умилить меня до такой степени, что я даже прослезился. Я поставил самовар на площадке сеней и стал прислушиваться к пению. Поющих было всего много-много, 4 или 5 человек, пели весьма посредственно, но мне казалось, что я слышу самое сладостное пение. Что это такое? Было ли это предчувствие, что этот монастырь будет во всю жизнь моим жилищем, и я радовался, что достиг мирного пристанища? Чтобы то ни было, но это воспоминание о пении в Угрешском монастыре, которое мне впервые пришлось мельком слышать сквозь двери, останется навсегда в душе моей неизгладимым. С тех пор прошло 40 лет, и я должен сознаться чистосердечно, что никогда, ни прежде, ни с тех пор, никакое пение не производило на меня такого сильного впечатления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

«Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития прп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви». Ряд этюдов о Серафиме Саровском. Главное ядро книги — историческая критика агиографических источников: критика не в смысле «разоблачений», а в смысле прояснения истины. Книга Рошко проникнута подлинной любовью и преклонением к преподобному Серафиму Саровскому, откуда и стремление «открыть» преподобного таким, каким он был, без грязи басен и мифов. Группа Вконтакте Facebook группа Преподобный Серафим: Саров и Дивеево «Когда Бог создает святого, Сатана создает его биографа». Эта шутка Гюисманса содержит долю истины, как показывает случай св. Серафима Саровского. Не все жития преп. Серафима сомнительны, но многие; известно, что одним из его агиографов был не кто иной, как Сергей Нилус, печально известный благодаря публикации общепризнанной фальшивки под названием «Протоколы Сионских мудрецов». Так вот именно Нилус опубликовал и «Беседу». Поэтому никого и не удивляет, что эта подлинная жемчужина русской духовности дошла до нас в такой форме, где высказывания св. Серафима перемешаны с совершенно чуждыми ему теориями, источник коих следует искать в «Истории души» (1830) Шуберта, последователя Шеллинга, учение которого проповедовал в Киеве около 1840 года Феофан Авсенев. Следует весьма осмотрительно изучать данный текст, содержащий одновременно замечательное учение о Святом Духе и доктрину (сотворения мира и т. д.), восходящую скорее к натурфилософии, чем к традиционному учению Церкви.

http://predanie.ru/book/216406-prepodobn...

Нафанаил (Бойкикев), митр. Пловдивский. Фотография. 1892 г. [болг. Натанаил] (Бойкикев (Стоянов, Станков) Недялко (Нешо); 26.10.1818 (по др. данным, 1820), с. Кучевиште близ г. Скопье - 18.09.1906, Пловдив), митр. Пловдивский Болгарской Православной Церкви, общественный деятель, писатель, переводчик. Род. в крестьянской семье, родной брат болг. революционера Златана Стоянова-Бойкикева. Начальное образование получил в Кучевиштском мон-ре в честь архангелов Михаила и Гавриила под рук. иером. Манасии, к-рого всю жизнь считал своим духовным наставником. В апр. 1835 - июле 1836 г. изучал слав., болг. и греч. языки у Н. Тонджорова в г. Самокове. Затем переехал в г. Прилеп, где учился у Г. Самуркашева, вместе с к-рым перевел с греческого на болг. язык трактат «Еврейское служение и все их злодейства...» (Служение еврейско и все злотворение нихно со показание от свещено и божествено писание ветхо и новое. [Солун], 1839). Решил принять монашество на Афоне, однако родители не поддержали его желание, поэтому весной 1837 г. обручился с односельчанкой. Потом без ведома родителей ушел на Афон и 27 июня 1837 г. в мон-ре Зограф принял монашество. С согласия российского правительства 20 авг. 1839 г. был зачислен в Кишинёвское ДУ. Летом 1840 г. посетил Одессу, где познакомился с болгарскими просветителями В. Априловым и Ж. П. Русевым (известным под псевдонимом Захария Княжеский), с которым впоследствии поддерживал переписку. С этого времени активно участвовал в болгарском культурном движении в Российской империи. В 1840/41 г. перевел с русского на болгарский язык «Краткий катехизис» митр. Московского Филарета (Дроздова) (Сокращений катихизис. М., 1847), «Поучение святительское к новопоставленному иерею» (Святителское поучение к новопоставленнаго свещеника, което е изписано из правилата на святи апостоли и святи отци. М., 1847. Новий Сад, 18562) и совместно с З. Княжеским «Зерцало христианское» (Зерцало или Огледало християнское, което содержава мисли спасителни и увещания душеполезни и весма нужни за всякаго християнина, който желае да познай своето християнско живеяни и евангелската истина. М., 1847). Летом 1843 г. в Одессе участвовал в собрании (вече) болг. студентов, выступивших за активную пропаганду среди болгар идеи восстановления независимой от К-польской Патриархии Болгарской Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

Иннокентий, святитель, митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америки (Вениаминов – Попов Иван Евсеевич) († 1879, память 31 марта/13 апреля и 23 сентября/6 октября, память 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 26 августа 1797 года в семье пономаря села Ангинского Иркутской епархии. Образование получил в Иркутской духовной семинарии. 13 мая 1817 года (еще учеником семинарии) рукоположен во диакона к Благовещенской церкви. В июне того же года окончил семинарский курс образования. 18 мая 1821 года рукоположен в сан священника. 29 июля 1824 года назначен миссионером в Америку на остров Уналашку. 22 августа 1834 года переведен в Новоархангельский порт. 25 декабря 1839 года возведен в сан протоиерея. 29 ноября 1840 года после смерти жены принял монашество и 30 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года хиротонисан во епископа Камчатского и Алеутского. С 21 апреля 1850 года – архиепископ. В 1857 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. 5 января 1868 года назначен митрополитом Московским на место почившего митрополита Филарета (Дроздова , † 1867). Скончался 31 марта 1879 года. Погребен в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого. Рано оставшись сиротою, будущий великий миссионер и ревностный деятель Православной Церкви самоучкой выучился грамоте и семи лет уже прекрасно читал за литургией Апостола. Прихожане уговорили его мать отдать сына в ученье, и он был принят в Иркутскую духовную семинарию на казенный счет. Окончив семинарию с отличием, Иван женился и был рукоположен в сан священника. В 1824 году отец Иоанн получил от епархиального начальства письменное приглашение на миссионерское служение на Алеутские острова и вместе с женой, тещей и детьми отправился в семимесячное, весьма опасное путешествие из Иркутска на северо-восток. Шестнадцать лет провел священник Иоанн Вениаминов на Алеутских островах и на острове Ситха. Большую часть своей жизни провел он на трудном поприще миссионера, в негостеприимных владениях России на берегах Тихого океана. Много лет прожил на Алеутских островах, крестя инородцев и переводя книги на их язык. Делал он все это не ради личной славы, почести или земных выгод, а по одной любви к делу и к своим духовным детям. Под его руководством миссионерская деятельность в этих краях получила небывалое развитие. Его неутомимая плодотворная деятельность привлекла к нему почтение и уважение даже иностранцев. Перед этой величавой светлой личностью особенно преклонялись англичане и американцы, и даже воспевали ее в стихах.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К Софии Густавовне де Вальмон С. Г. Вальмон, дочь капитана русской службы, убитого под Бородиным, Густава де Вальмон (Valmond), французского выходца, род. ок. 1800 г., училась до 1818 г. в Смольном институте, и затем много лет занималась обучением детей в дворянских домах Петербурга и Москвы. Католичка по рождению, она в 1837 г.·по убеждению перешла в православную церковь . Познакомившись же чрез два года с архим. Макарием, жившим тогда в Москве и искавшим себе сотрудниц-миссионерок, С. Вальмон прониклась его планами и решила ехать на Алтай. 24 янв. 1840 г. она подала м. Филарету заявление о своем «усердном желании посвятить остаток дней своих на служение Господу в деле спасения душ человеческих, искупленных Им Своею честною кровью, и способствовать при помощи Его новокрещеным женского пола при Алтайской церковной миссии, в познании И. Христа распятого и святых его заповедей». Но осторожный святитель, оберегая репутацию архим. Макария и самой девицы Вальмон, не советовал первому брать ее с собой, хотя и соглашался, что женщина могла бы быть очень полезна в миссии (см. Письма м. Филарета к Высочайшим особам и к разным другим лицам, I, 130−131). Тем не менее, м. Филарету пришлось уступить пред настойчивостью о. Макария, и София Вальмон выехала из Москвы в один день с последним, хотя и позже его несколькими часами (7 марта 1840 г.). В Казани в течение нескольких недель, она готовилась практически к своей будущей деятельности, изучая повивальное искусство. По приезде на Алтай, Вальмон, поселенная в д. Майме в 8 в. от Улалы, где жил тогда о. Макарий, принялась за изучение татарского языка, и в тоже время развила все возможные виды деятельности по отношению к женщинам и детям. Она сходилась с женщинами, беседовала с ними, учила молиться и трудиться, читала им по вечерам Евангелие и другие религиозно-нравственные книги, раздавала им волну и лен для пряжи, и знакомила с разными отраслями женского хозяйства. Лечила больных, преимущественно, гомеопатическими средствами, ухаживала за роженицами, занималась преподаванием в школе, помогала переписывать Макариевские переводы библейских книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАЛЛАДИЙ (Роговский Федор Семенович) (8.02.1665, Кашинский у.- 23.01.1703, Москва), рус. религ. деятель, ученый-богослов. Род. в вотчинах Макариева Калязинского во имя Святой Троицы мужского монастыря ( Бушлякова. 2002. С. 52). Версия о традиционно указываемом в справочниках и работах о П. годе его рождения (1655) базируется на тексте надписи на его надгробной плите, содержавшем указание на возраст П. на момент смерти (48 лет; см.: ДРВ. Ч. 18. С. 198; Московский некрополь. СПб., 1908. Т. 2. С. 394). Однако эти данные вступают в противоречие с полной датой рождения П., указанной в матрикулярной записи коллегиума св. Афанасия в Риме (Archivio del Collegio Greco. T. 14. F. 41rv.- 42), которая в этом случае представляется более надежным источником. Составивший в 50-х гг. XIX в. жизнеописание П. послушник Саввина Вишерского мужского монастыря Н. Утятин без ссылок на источники утверждал, что в миру П. звали Павел Рогов (Журнал 33-го заседания. 1891. С. 9, 10). Сведения Утятина об имени П. не подтверждаются источниками: согласно данным вышеупомянутой матрикулярной записи, в миру П. звали Федор Семенович. Относительно фамилии Рогов А. А. Митропольский сделал предположение о том, что она произошла от места рождения П., и привел в качестве возможного варианта селение Рог на р. Нерль (ныне дер. Рог Калязинского р-на Тверской обл.) (Там же. С. 10). Однако во вкладной записи в Общей Минее с праздниками, к-рую П. пожертвовал в Макариев Калязинский мон-рь в 7196 (1687/88) г., его фамилия звучит иначе - Рогуша ( Бушлякова. 2002. С. 52; Минея ныне хранится в ТГОМ (КОФ-922)). Впосл., во время обучения в Европе, его фамилия стала писаться как «Роговский». Принял постриг в Саввином Вишерском мон-ре, позднее служил иеродиаконом при 1-м еп. Тамбовском (1682-1684) Леонтии. В 1685 г. поступил в составе группы первых учеников в школу братьев Лихудов в московском Богоявленском мон-ре (см. в ст. Славяно-греко-латинская академия ), в связи с чем был переведен в число братии этого мон-ря (ДРВ. Ч. 18. С. 148; Надеждин. 1840. С. 610). 28 дек. 1687 и 20 апр. 1688 г. в числе проч. преподавателей и учеников академии был на приемах у патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савёлова) ( Забелин. 1884. Стб. 393, 1044). Согласно офиц. заявлению миссионера Товии Тихавского (Тобиаша Тихановского) от 12 дек. 1693 г., служившего в февр.-окт. 1689 г. в Немецкой слободе в Москве ( Андреев. 2017. С. 8, 10), именно он обратил в Москве П. в унию ( Шмурло. 1931. С. 7, 25). Вскоре после этого (до окт. 1689) П. отправился в Европу для продолжения образования. Его отъезд был совершен без ведома гражданских и духовных властей, нелегально, что ставило его в сложное положение как в России, так и на Западе. Все это, однако, он посчитал преодолимым ( Надеждин. 1840. С. 612).

http://pravenc.ru/text/2578741.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рукописи из кельи Собрание рукописей святителя Феофана Затворника, обнаруженные в келье святителя после его смерти. Работы самого разного характера и периода: проповеди, переводы, письма, размышления и т. п. Содержание «Рукописей из кельи» таково: МЫСЛИ О РАЗНЫХ ПРЕДМЕТАХ ВЕРЫ Самоиспытание и познание греховности К смущаемым нечистыми помыслами Возрасты греха Воспоминание о Страшном суде (Созерцание) Основное чувство нашего сердца—грусть (Из «Писем о христианской жизни») Изложение спасительной веры Христовой в кратких положенияхМысли о внутренней жизни Заметки о духовной жизни Мысли о богоугодной жизни Испытание Писаний Мысли о разных предметах веры ИЗ СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ Подзаконная религия, как она дана Богом чрез Моисея народу израильскому 1.Завет Бога с еврейским народом 2.Религиозные понятия, соответственные завету 3.Религиозные чувствования 4.Нравственные расположения, или практические чувства 5.Обрядность как средство к образованию и укреплению нравственных расположений 6.Практические правила, как поприще для упражнения по преимуществу нравственных расположений 7.Гражданские постановления и вообще все устройство общества применительно к религии подзаконной 8.Как освоился народ с новым порядком и чем укреплялся в хождении по нему 9.Почему религия и Церковь явились теперь в таком виде 10.Какой религия подзаконная должна образовать дух в народе? Как зародилось и созрело дело о смерти Господа Спасителя у врагов Его со времени явления Им Себя миру, и как относился к тому Сам Господь Переход Господа на Елеон ПРОПОВЕДИ Слово на Рождество Христово Всякому просящему у тебя дай Слово в день святой великомученицы Варвары (1840-е гг.) Легкое средство к усвоению святой жизни христианской. Поучение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (1840-е гг.) Куда и как обращаться в крайней нужде своей? Беседа в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, на Евангелие (Лк. 18, 35—43) Что такое «анафема»? Слово в неделю Православия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Рязань. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Собор построен в в 1693-1699гг. гениальным зодчим Я.Бухвостовым. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. На фоне краснокирпичных стен контраснтно выделяются белокаменные резные декоративные элементы. Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас. Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 гг. на месте воротной Глебовской башни кремля. Это самое высокое сооружение рязанского кремля строли в течение полувека три архитектора: костромич С. Воротилов, И. Русско и Н. Воронихин. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов. Успенским назван один из красивейших храмов Рязанского кремля – так решили рязанцы, отдающие дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д. Яхонтов, любивший Успенский собор кремля, и, как многие другие, считавший его уникальным, так описал в своих дневниках его историю: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный, он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840-х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но... опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Малыпина и Рюмина - исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая I; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50-х годах. И был расписан внутри... Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам XX столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства... Надо напомнить, что сначала Успенским собором назывался Христорождественский собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского.

http://sobory.ru/article/?object=00868

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010