В VIII гл. Пасхазий ближе определяет характер того осуждения, какое получают вместо тела и крови недостойно принимающие таинство. Помимо виновности в прежних своих грехах, недостойно причащающийся навлекает на себя вину гордыни и святотатства, потому что дерзнул коснуться святыни, назначенной только для чистых. Преступление, которое он совершает, таким образом гораздо более тяжелое, чем все его прежние грехи. Иуда, пока еще не принял освященного куска из рук Господа, хотя был уже человеком с искалеченною душою, тем не менее неоднократно то наедине, то пред другими благостно и кротко был наставляем Господом. Но после того, как он недостойно принял таинство, в него вошел сатана, и в то время как раньше он еще колебался, теперь, как только принял таинство, тотчас вышел вон. В Ветхом Завете первосвященник Илий говорил своим сыновьям, укоряя их за осквернение народных жертв: «если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). Какого же ходатая найдёт тот у Бога, кто, презирая Господа всей твари, в Его уничижение недостойно приступает к божественным телу и крови? Применительно к таинству евхаристии Пасхазий изъясняет видение пророком Иезекиилем ( Иез.9:2 ) шести мужей, имевших сосуд разрушения и между ними мужа, одетого в льняную одежду с прибором писца в руках. Основанием для Пасхазия является истолкование Иеронима, который говорить, что эти мужи, стоявшие подле жертвенника, получили повеление истреблять всякого, у кого они не увидят знака отпущения грехов. Имевший прибор писца по Пасхазию ныне налагает тау – знак креста на тех, кто достойно приступает к таинству. Сосуд же разрушения в руках исполнителей воли божией напоминает Пасхазию о словах апостола: «оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» ( 1Кор.11:30 ). Пасхазий ставит вопрос, почему наказание за недостойное принятие таинства не поражает явно виновных, и отвечает с своей обычной точки зрения на таинство: тогда быль бы один страх, но не было бы веры. Во всяком случае несомненно, – говорит Пасхазий, – что ангел мститель не пощадил бы ни одного недостойно причащающегося, если бы благость Христа не удерживала меча и не предотвращала мгновенную смерть (с. 1289–1293).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/evh...

В библейской традиции дело обстоит гораздо сложнее. В Ветхом Завете, действительно, иногда говорится о том, что болезнью поражает человека сатана ( Иов.2:7 ). Однако именно Бог всецело властен над болезнью и может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.) ( Исх.4:11, 15:26 ; Втор.28:21–22, 35:58–61 ; Ис.19:22, 45:7 ; Ам.3:6 ). Первый аспект получил развитие в межзаветной литературе. Например, в «Апокрифе книги Бытия», найденном в Кумране, рассказывается, как Бог по молитве Авраама послал злого духа на фараона, чтобы этот дух поразил его и весь его дом болезнью (1QapGen 20. 12–29). В «Завете Соломона» (III в., но памятник содержит более древние слои) подробно перечисляются демоны, которые причиняют те или иные болезни (Завет Соломона 18–36). Связь между нападением демонов и появлением болезней отмечается в Книге Юбилеев (10. 7–13) и у Иосифа Флавия (Древности 8. 2. 5. 44–46). Эти представления нашли отражения в Новом Завете (например, в Лк.13:16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет, и проч.). В еврейской среде существование демонов, возможно, не признавали саддукеи (Деян.23:8: «саддукеи говорят, что нет воскресения, ни ангела, ни духа»). В любом случае, для традиционных культур насущным был вопрос не о том, какой вирус вызвал данное заболевание, а, кто виноват в том, что человек болен – он сам, его родители, Бог или демоны (ср. Ин.9:1–3: «И, проходя, (Иисус) увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но (это для) (того), чтобы на нем явились дела Божии»). Связь концепта «здоровья» с «чистотой» и «святостью» Кроме того, для этих культур характерно признание прямой зависимости между болезнью и грехом (нечистотой) и возможности распространения греха (нечистоты) на всю общину или народ . Например, в книге Левит устанавливается прямая связь между болезнью и ритуальной нечистотой ( Лев.13–14 ). Для сохранения святости народа Божия требуется исключение из него всех тяжело больных, как несущих в себе грех (Лев.13:45–46: «У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его»). Изолируя таким образом прокаженных, люди боялись не распространения инфекции, а нарушения Божиего веления «быть святыми» (Лев.11:45: «будьте святы, потому что Я свят»).

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Вот что об этом говорит св. Кирилл Иерусалимский : «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: «Потому что сначала диавол согрешил» [ Ин.3:8 ]. Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы – по необходимости, получив наклонности ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих, получив себе имя (диавол в переводе означает – клеветник). Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что сатана значит противник. И это – не моё учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием» [ Иез.28:12, 13 ]. И через несколько слов: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» [ Иез.28:15 ]. Весьма хорошо сказано «не нашлось в тебе»; не отвне принесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: «От красоты своей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю» [ Иез.28:17 ]. Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» [ Лк.10:18 ]. Видишь согласие Ветхого Завета с новым. Диавол пал и многих увлёк с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и всё, что только есть худого. Через него праотец наш Адам изринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю». По ниспадении злых духов с неба в область поднебесную или воздушную [ Еф.2:2 ], для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание исключительно обращено на близкую им землю, с тем, чтобы здесь между людьми сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность демонов, которые не о чём не мыслят, кроме зла, ни в чём не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности.

http://sueverie.net/lyudi-i-demony-svyas...

И Господь, видящий не только деяния человека, но и его помышления, наградил Иова. Не было славнее, богаче, почтеннее и счастливее человека в Аравии, где жил праведный Иов, чем он. Но вот, священный жизнеописатель Иова открывает завесу, скрывающую от взоров наших неисповедимые пути Промысла Божия и козни диавола, воюющего на праведных. Иов последовательно лишается всего – и богатства, и семьи, и наконец – здоровья. Он поражается проказой, а с нею – заметьте – и бесчестием, ибо прокаженные изгонялись из общества человеческого. Современные самоубийцы и общественное мнение любят объяснять причины самоубийства тяжестью жизненных условий человека, его падением, уроном его репутации в глазах людей. Смотрите же, как ведет себя подлинно несчастный: и нищий, и бессемейный, и больной и опозоренный в глазах людей многострадальный Иов! До тех пор, пока он не очутился вне жилищ человеческих, по выражению Священного Писания, не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге ( Иов.1:22 ), – не только что не помыслил о самоубийстве. Но вот он на гноище, в струпьях и гное, который соскабливает черепком, один со своим позором. Его друзья пришли навестить его, на самом же деле чтобы растравлять его раны. Они заподозривают его во грехах, за которые Господь и наказывает его столь тяжко. И это подозрение для праведного Иова, не имевшего возможности даже оправдать себя в их глазах, было тяжелее наказания. Наконец, приходит к нему его бедная жена, оставшаяся без куска хлеба, в необходимости зарабатывать себе пропитание трудами рук своих, – несчастная тем более, что она испытала счастие, имела богатство, вскормила взрослых, теперь похищенных лютой смертью, детей… Она укоряет своего мужа болезнью, своим тяжким трудом в людях с утра до ночи и, наконец, говорит: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри ( Иов.2:9 ). В этом безрассудном умри для нас в настоящем случае заключается весь смысл. Ибо что другое, как не вызов и поощрение на самоубийство, заключает в себе это умри ? И тебе тяжко, да и мне не легче твоего, как бы так говорит жена Иова, – освободи же себя от страданий и позора, да и меня от твоего супружества! Похули Бога и умри! Что же отвечает ей страдалец? Ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злою не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими ( Иов.2:10 )- замечает его жизнеописатель.

http://azbyka.ru/grex-kotoryj-ne-budet-p...

Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отечества тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились. 15. Молитва и общее исповедание верных «Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранныя Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим. Согрешихом со отцы нашими, беззаконовахом, неправдовахом», и прочее ( Пс.105:4–6 и след.). Должно нам сердечно признать нашу неправду пред Богом, как Даниил пророк говорит: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд» ( Дан 9:7 ). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и согрешаем пред Богом, творим беззаконие и неправду. «Ибо все мы много согрешаем», – говорит апостол ( Иак 3:2 ). Потому должно всем вообще христианам исповедать свои грехи перед Богом: «согрешили мы со отцами нашими, творили беззаконние и неправду», и прочее, – и молить Его, чтобы помянул нас по милости, человеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного семени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же благословенного семени, – да сподобимся видеть благоденствие избранных Его, как солнце, сияющих в царстве Его ( Мф.13:43 ), возвеселиться весельем народа святого Его, хвалиться с наследием Его ( Пс.105:5 ), и теми благами, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ), в бесконечные веки наслаждаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

На «Хвалите» стихиры воскресные Октоиха 4, восточная 1 и Триоди самогласны 3: Глас 2: Блудного сына возглас/приношу Тебе, Господи:/«Согрешил я пред очами Твоими, Благой,/расточил богатство Твоих дарований;/но прими меня кающегося, Спаситель,/и спаси меня!» Стих: Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца! Пс 9:33 Глас 4: Как блудный сын пришел и я, о Милосердный,/жизнь всю растратив в пребывании на чужбине;/расточил богатство, данное мне Тобою, Отче./Прими меня кающегося, Боже,/и помилуй меня! Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим,/возвещу все чудеса Твои. Глас 8: Расточил я распутно отеческого имения богатство/и, растратив его, оказался ни с чем,/поселившись в стране бесчестных граждан;/и сожительства с ними больше не вынося,/обратившись, взываю Тебе, милосердному Отцу:/«Согрешил я против неба и пред Тобою,/и не достоин назваться сыном Твоим;/поступи со мною, как с одним из наемников Твоих Боже,/и помилуй меня!» Слава, глас 6: Отче благой, я удалился от Тебя,/не оставь меня, и не яви меня/бесполезным для Царства Твоего./Враг всезлобный обнажил меня и взял мое богатство,/душевные дарования я в распутстве расточил./И вот, восстав, обратившись к Тебе, взываю:/«Поступи со мною, как с одним из наемников Твоих,/ради меня на Кресте руки Твои пречистые простерший,/чтобы у лютого зверя отнять меня,/и в первую одежду облечь меня,/как Единый Многомилостивый!» И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева: Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны Октоиха на 6 и Триоди песнь 6-я, на 4. Прокимен воскресный. Апостол: Первое послание к Коринфянам, зачало 135: 1 Кор 6:12–20. Евангелие от Луки, зачало 79: Лк 15:11–32. Причастен: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуия. (3) СУББОТА МЯСОПУСТНАЯ В ПЯТНИЦУ НА ВЕЧЕРНЕ Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших. После предначинательного псалма и обычного стихословия, на Господи воззвах: поставим стихов 6: и поем из Октоиха стихиры мученикам три, рядового гласа, и из Триоди три:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Но если один из них, услышав в Церкви слово Божье, сказанное правоверно, придет в себя и поймет, что найденное им – погибель, о таковом сказано, что он возвратит найденное. И тот, кто «найдет потерянное», и похититель, и тот, кто не возвратит то, «что ему поручено» ( Лев.6:2 ), и кто каким-либо образом омрачит жизнь ближнему своему и «поклянется ложно» ( Лев.6:3 ) – тот, как сказано, «должен возвратить» то, что не его, по крайней мере согласно тому объяснению, о котором мы уже говорили, когда размышляли о приложении пятой части. Сказано: «И за вину свою пусть принесет Господу к священнику в жертву повинности из стада овец овна без порока, как цену за грех 16 ; и очистит его священник пред Господом, и прощено будет ему, что бы он ни сделал, все, в чем он сделался виновным» ( Лев.6:6–7 ). В предыдущей проповеди мы сказали, что значит принести в жертву «овна», «купленного по цене сикля священного» (ср. Лев.5:15 ). И теперь нам нужно объяснить это различие, ибо там устанавливается цена сикля священного, а здесь сказано просто «цена», и не указаны ни наименование денег, ни их количество. Ранее, где был дан закон, предусматривающий наказание за грех, совершенный против святыни, мы сказали, что деньги названы «сикль священный», и наименование их – «сикль», а в другом месте – «обол», в ином – «драхма», в иных – «мина», «талант», «лепта» или «динарий». Здесь, однако, не употреблено ни одно из этих наименований; сказано только, что должно принести овна «как цену за грех», ибо есть разница в том, чтобы согрешить против святыни и не против святыни. Хочешь увидеть это различие в другом месте? Послушай, как в книге Царств священник Илий говорит своим сынам: «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). Также апостол Иоанн говорит: «Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). И так как существует различие между грехами, нам следует уяснить из духовного закона, за какие грехи должно лишь купить овна, а за какие его необходимо приобрести по цене сикля священного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Поэтому смиряется, и повергает себя перед величеством Божиим, и со смирением просит прощения, признавая свою виновность, и в надежде милосердия Божия утверждается. 13) Ведая слепоту ума человеческого, которой часто прельщается человек и думает, что он на добром пути находится, но обманывается в мнении своем, — таковой усердно и часто молится о том, чтобы более и более просветиться; и, не веря ласкательству плоти своей, Богу себя предает, чтобы направлял его и руководил им, и просит: «Искуси меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай пути мои, и увидишь, есть ли путь беззакония во мне; и наставь меня на путь вечный» (Пс.138:23-24). § 62. Одежду стали носить люди по преступлении заповеди Божией, от того и начало она свое восприняла. Ибо пока не согрешили прародители наши, не имели одежды, как пишется в главе 2-й Бытия; и не требовали ее, ибо не видели наготы своей. А когда согрешили, увидели наготу свою и начали стыдиться; потому и искать принуждены были, чем бы срамоту свою прикрыть. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт.3:7). Бог же, милосердствуя о них, «сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт.3:21). Видишь, что начало одежды — грех. Грех открыл им наготу их и сделал срамоту и стыдение, которое требует прикрытия. Поэтому святой Андрей Критский сетует об этом: «сшиваше кожаны ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды» (Песнь 2-я великого канона). Отсюда видишь, как худо делают люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, а ради украшения и щегольства. То поставляют себе в честь и украшение, что показывает бесчестие и безобразие. От того ищут похвалы, что грех обличает. Тем утешаются, что представляет печаль, то есть признак законопреступления. Тем гордятся, что должно их смирять. Все животные как созданы от Бога, так и имеются доныне, не требуют прикрытия, естественным одеянием довольствуются. Один человек лишился того из-за греха, и от них заимствует и прикрывается.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Болезнь — наказание за грех? 1 мин., 31.01.2010 Вопрос читателя: Правда ли, что болезни посылаются в наказание за грехи? Если я болею, значит ли это, что Бог от меня отвернулся? Отвечаем: У болезни могут быть разные причины; в некоторых случаях они действительно могут быть вызваны  личными грехами человека, но это далеко не всегда так. Когда ученики спросили Господа о слепорожденном: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? — Господь ответил: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин 9:2-3). Болезнь и смерть Лазаря тоже, по словам Господа, должна была обернуться к славе Божией (Ин 11:4). Когда Господь исцеляет женщину, восемнадцать лет страдавшую какой-то хронической болезнью, он называет ее «дщерью Авраамовой», то есть признает ее верующей. Святой апостол Павел, о котором Сам Спаситель сказал: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян 9:15), страдал крайне тяжелым заболеванием, от которого не был избавлен, несмотря на усиленные молитвы (2 Кор 12:9). Тимофей, ученик апостола Павла, страдал какой-то болезнью желудка (1 Тим 5:23). Таким образом, верующий человек, находящийся на пути спасения, может страдать от болезни. Болезнь — это никоим образом не знак отверженности Богом. Напротив, болезнь может быть уникальной возможностью для духовного возрастания, преодоления каких-то пороков, обретения опыта упования на Бога, смирения и терпения. Бог может, через наши болезни, научить нас сочувствовать бедам других или дать нам возможность показать пример веры и терпения тем, кто находится рядом с нами. Поэтому, наверное, правильнее ставить вопрос не «за что?», а «для чего?» — какую духовную пользу нам или другим людям может принести наша болезнь? Писание говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14:22). Когда мы переносим наши скорби с терпением и надеждой, мы становимся ближе к Богу и тому вечному утешению, которое мы обретем в Его Царстве. Редакция журнала «Фома» Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Воля Божия – что это? 01.09.2009 01.08.2009 29.01.2011 02.10.2009 01.09.2009 01.08.2009 29.01.2011 02.10.2009 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/bolezn-nakazanie-za-grex....

Св. Игнатий Богоносец , обличая еретиков, отвергавших действительность Плоти и страданий Христовых, и вместе с этим отвергавших евхаристию, замечает: «Они удаляются от евхаристии и молитвы по той причине, что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, которую воскресил Отец по Своей благости; почему противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, (между тем) полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы и воскреснуть» 41 . Св. Иустин мученик : «Мы приемлем сие (евхаристию) не как простой хлеб, и не как простое питие: но, как Иисус Христос – Спаситель наш, воплотившись Словом Божиим, имел для спасения нашего плоть и кровь, таким же образом, научены мы, и пища сия, над которою произнесено благодарение молитвою слова Его, посредством предложения питающая нашу плоть и кровь, есть Плоть и Кровь Того же воплотившегося Иисуса Христа» 42 . Св. Ириней Лионский ; «Как они (еретики) могут признавать, что хлеб, над которым совершено благодарение, есть Тело Господа, и сия чаша есть чаша Крови Его, если не признают, что Он Сын Творца мира... Если и растворенная чаша и приготовленный хлеб приемлют Слово Божие и бывает евхаристия Тела и Крови Христовой, которыми питается и поддерживается существо плоти нашей: то как говорят, что та плоть, которая питается Телом и Кровию Господа и есть член Его, не участвует в даровании Божием, которое есть жизнь вечная» 43 . Так же учили все отцы и учители позднейшего времени, а равно и вселенские Соборы: первый, третий и седьмой. 4. Таинство Покаяния 1. Выло ли исповедание грехов и отпущение их в Ветхом Завете? «Если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой… и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» ( Лев.5:6–7, 18 ). 2. О чем проповедовал Иоанн Креститель? «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» ( Мф.3:1–2, 8 ; Мк.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010