Предисловие. В царской России среди православных верующих был распространен девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Эти слова символизируют действие Отца, Сына и Святого Духа в русских православных землях и в тех странах мира, где живо русское Православие. Этот девиз также воплотился в новейшей истории в житиях трех святых русской эмиграции, новых «Трех Святителей», трех новых столпов Православия. Святитель Иона (Покровский). Слова «за Веру» были воплощены святителем Ионой Ханькоуским († 1925), первым святым русского зарубежья. Бежав вместе с другими русскими белыми эмигрантами в Китай и оставшись до конца верным всей полноте русского Православия, он в очень молодом возрасте стал епископом в Маньчжурии и вскоре основал сиротский приют, школу и столовую для бедных. Таким образом, он сочетал любовь к Литургии с практической любовью к ближнему, к чему призывает нас Евангелие: «ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Это действительно суть православной христианской веры. Святитель Иона проявил верность, в то время как другие предали веру. Святитель Серафим (Соболев). Слова «за Веру и Царя» воплотил поколение спустя святитель Серафим Богучарский († 1950). Он бесстрашно выражал непреходящие ценности русского Православия в своих трудах и был защитником Православия от ересей «Парижской школы» с ее обновленчеством в 1930-е годы и от экуменизма, особенно на Всеправославном Совещании 1948 года в Москве. В своем труде «Русская идеология» он задал вопрос: «какова роль царя?» И сам ответил, что царь – это воплощение нашей веры в общественных, политических и экономических делах. Все это недавно стало очень актуальным в свете событий, последовавших за встречей на Крите в 2016 году, организованной Константинопольским Патриархатом. Святитель Серафим не одно десятилетие прожил за пределами России, но никогда не шел на компромиссы в вопросах православной веры, в том числе и в последние годы своей жизни. Он проявил смелость, в то время как другие проявили трусость, поддавшись политическому давлению сильных мира сего.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/25/mi...

Пресс-служба Корсунской епархии прокомментировала сообщение совета Экзархата западноевропейских русских приходов ( Константинопольский Патриархат ) от 18 октября 2006 года. Опубликованное на официальном сайте Экзархата западноевропейских русских приходов (Константинопольского Патриархата) сообщение совета Экзархата от 18 октября 2006 года вызывает ряд замечаний. Комментируя справку, приведенную в журнале заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2006 года, совет Экзархата отвергает справедливость слов о том, что Высокопреосвященнейший архиепископ Команский Гавриил был назначен Святейшим Константинопольским Престолом во главу Экзархата. Между тем, в грамоте, направленной Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем архиепископу Гавриилу 3 мая 2003 года, и сообщенной также Русской Православной Церкви, читаем: «Святая Великая Церковь Христова… нашим Патриаршим представлением решила удостоить Ваше Высокопреосвященство возведения из сана Епископа в Архиепископа из уважения к заслугам и назначить Вас Патриаршим Экзархом русских приходов в Западной Европе, в соответствии также с решением Общего собрания клириков и мирян». Очевидно, что речь идет именно о назначении Священным Синодом Константинольского Патриархата, состоявшимся по предложению Святейшего Патриарха Варфоломея, с учетом просьбы Общего собрания Экзархата. Данное обстоятельство становится вполне понятным, если знать, что согласно практике Константинопольской Церкви, экзарх является представителем Патриарха, управляющим приходами или учреждениями, находящимися в непосредственном ведении Патриарха и не входящими в какую-либо из епархий Константинопольского Патриархата. В сообщении совета Экзархата указывается, что верность его руководства наследию митрополита Евлогия состоит в созидании Поместной Церкви. Представители Русской Православной Церкви многократно на всеправославных совещаниях поддерживали важность становления Поместной Церкви в странах диаспоры и выдвигали конкретные предложения к осуществлению этой задачи. Вместе с тем, невозможно пренебречь причинами существования в диаспоре различных юрисдикций. В связи с этим не следует забывать, что приснопамятный митрополит Евлогий неоднократно подчеркивал свою верность Русской Церкви. Прерывая с ней административное общение в силу известных исторических причин, он признавал справедливым, чтобы последовавшие за ним приходы, после исчезновения причин расхождения с Матерью-Церковью, восстановили связь с Московским Патриаршим престолом. Таким образом, воздав должное Священным канонам, они могли бы продолжить свой путь к созданию Поместной Церкви, стремясь достигнуть осуществления принципа территориальности Церкви. В связи с подчеркиванием в сообщении совета Экзархата этого принципа, приходится отметить, что приходы Экзархата, тем не менее, существуют параллельно епархиям той Церкви, в ведении которой они в настоящее время пребывают, в чем нельзя не видеть противоречие.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Книга митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора «Современный украинский вопрос и его разрешение согласно божественным и священным канонам». Выводы Ниже приводится перевод на русский язык выводов, к которым приходит митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор (Кипрская Православная Церковь) в своем труде, посвященном украинскому церковному вопросу . Подводя изложенные до сего момента церковные, богословские, канонические и исторические сведения по украинскому вопросу, в качестве вывода отметим следующее: 1. Отмена действия патриаршей грамоты 1686 года и присвоение Вселенским Константинопольским Патриархатом права юрисдикции над церковной территорией Украины является актом односторонним, самовольным и антиканоническим и, следовательно, не имеющим силы. Церковное сознание как Вселенского Патриархата, так и Русской Церкви, а равно и всеправославное вселенское сознание (т.е. все Поместные автокефальные Православные Церкви) без колебаний и сомнений соглашалось с тем, что последние 332 года подряд (1686-2018) Православная Церковь Украины находилась в церковной юрисдикции Православного Московского Патриархата и составляла его каноническую территорию. Этот опыт всех Православных Церквей постоянно, без каких-либо возражений или оговорок свидетельствовался за всеправославными сослужениями и во время совещаний, в течение мирных визитов, на международных конференциях и во многих других случаях. 2. Предоставление раскольническим группировкам Украины лжеавтокефалии без предварительного уведомления и согласия прочих автокефальных Православных Церквей и даже самой Церкви Матери, каковой в данном случае выступает Русская Церковь, является деянием полностью противоречащим многовековому каноническому преданию и устойчивой церковной практике, и потому с точки зрения священных канонов оно не может быть оправдано.

http://mospat.ru/ru/news/45258/

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/90122.html

Разделы портала «Азбука веры» О трудах апостола Павла в год празднования 2000-летия со дня его рождения размышляет на радио «Град Петров» профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) . Прот. Александр Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! У микрофона протоиерей Александр Степанов. В эфире программа «Экклесия». Сегодняшний выпуск нашей программы о жизни Церкви мы хотели бы посвятить празднуемому всем христианским миром в 2008 году 2000-летнему юбилею со дня рождения апостола Павла. Весь мир отметил в 2008 году это событие. Православный мир отметил его состоявшимся в октябре 2008 года в Константинополе Всеправославным совещанием глав православных церквей под председательством архиепископа Константинопольского и патриарха Вселенского Варфоломея. В этом совещании принял участие и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня мы хотели бы поговорить об апостоле Павле, о его миссионерских трудах, о его богословии, наследии, актуальном и сегодня, с известным нашим слушателям специалистом по Новому Завету, профессором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым) . Первый вопрос отцу Ианнуарию мне хотелось бы задать по поводу даты. Откуда известно, что апостол Павел родился в 8 году? Эта дата условна, или она имеет под собой какие-то реальные исторические основания? Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Дата рождения апостола Павла совершенно условная, гипотетическая. Историки, зная его биографию, вывели, что апостол Павел мог родиться в Тарсе Киликийском между 6 и 10 годом I христианского столетия. Между 6 и 10 – значит, в среднем примерно в 8 году. То есть это условная дата, поэтому условно в 2008 году весь мир отмечает 2000 лет со дня рождения апостола Павла. Прот. Александр Степанов: Отец Ианнуарий, обрисуйте миссионерскую деятельность апостола Павла. Архим. Ианнуарий (Ивлиев): Очень коротко скажу об этом, потому что любой грамотный христианин читал книгу Деяний святых апостолов, которая наполовину состоит из описания путешествия апостола Павла и его миссионерской жизни.

http://azbyka.ru/apostol-pavel-velikolep...

Структура Церкви: Вселенская Церковь — Поместная Церковь — Епархия — Приход Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 15 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 1. Вступительные замечания Вопрос о структуре Церкви является одним из самых существенных вопросов жизни Церкви в течение последних ста лет (особенно в России в грозные 20-е и 30-е годы XX столетия). Вопрос был поставлен со всей остротой на Всероссийском Поместном Соборе 1917 г. Этот же вопрос неизбежно возникает на Всеправославных совещаниях в связи с подготовкой Всеправославного Собора, при попытках решения вопроса диаспоры или межправославных отношений. Предвосхищая результаты попытки обсуждения темы о струк­туре Церкви, быть может, уже в первых строках нужно высказать мнение, что перечисляя выражения Вселенская Церковь, Поместная Церковь, епархия, приход, мы говорим попросту о Церкви, о ее проявлениях на разных уровнях. Вслед за отцом Николаем Афанасьевым хочется повторить слова священномученика Иринея Лионского: “Где Церковь, там и Дух Божий, и где Дух Божий, там Церковь и полнота благодати” 1 . В другом месте священномученик Ириней пишет: “Цер­ковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от Апостолов и учеников их веру во единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, через пророков возвестившего все домостроительство Божие…” 2 . 2. Структура Церкви по свидетельству книг Нового Завета В Евангелиях слово ™kklhs…a находится только в двух местах Евангелия от Матфея (16:18 и 18:17). Чаще это слово выступает в Деяниях святых Апостолов. Многократно употребляет его в своих посланиях апостол Павел. Один раз употреблено оно в Послании апостола Иакова, три раза в 3-мсоборном Послании апостола Иоанна. Довольно часто мы находим его в книге Откровения Иоанна. В значении слова Церковь в посланиях апостола Павла, Деяниях и Откровении нет разницы. Во всех этих книгах слово Церковь обозначает Церковь в данном городе или же стране. В Первом и Втором посланиях к Коринфянам Апостол пишет к Церкви сущей в Коринфе — тН ™kklhs…v тоа Qeoa тН oЬsV ™n Kor…nqJ (1 Kop l:2; 2 Kop l:1).

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Филарет (Вахромеев Кирилл Варфоломеевич), М von Minsk und Weißrußland Родился 21 марта 1935 года в Москве в семье служащих. В 1953 году окончил среднюю школу. В 1957 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 3 апреля 1959 года, будучи студентом 2-го курса академии принял монашеский постриг с именем Филарета и 26 апреля рукоположен во иеродиакона. В 1961 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. В ноябре того же года – преподаватель в Московской духовной академии, а 14 декабря рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1962 г. назначен старшим помощником инспектора Московской духовной академии. С июня 1963 г. – инспектором Московской духовной академии. 4 августа того же года возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями и палицы. 8 октября 1963 г. возведен в сан архимандрита. С открытием в сентябре 1963 года при Московской духовной академии аспирантуры заведовал ею. 24 октября 1965 года хиротонисан во епископа Тихвинского, вик. Ленинградской епархии. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архп.Пермский и Соликамский Леонид, архп.Херсонский и Одесский Сергий, архп.Минский и Белорусский Антоний, епископ Дмитровский Филарет – ректор Московской духовной академии, епископ Кировский и Слободский Иоанн и епископ Вологодский и Великоустюжский Мелхиседек. В период с 1961 года о.Филарет участвовал в работе I-ro и II-ro Всехристианских Мирных Конгрессов и III-ro Всеправославного Совещания на о.Родос (Греция). Является представителем Московского Патриархата в Межправославной богословской комиссии по Диалогу со Старокатолической Церковью и состоит секретарем Комиссии по христианскому единству. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП» 1965, стр.2. “Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам”. ”ЖМП” 1963, II. «Окончание учебного года в духовных школах”. (Московск.дух.академия и семинар.). «ЖМП” 1965, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

— Целью участия Русской Православной Церкви в межхристианском диалоге является свидетельство о Православии перед лицом инославного мира. Об этом говорится в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года: «Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании». Документ цитирует решение Третьего Предсоборного Всеправославного Совещания (1986): «Православная Церковь в глубоком убеждении и церковном самосознании, что она является носительницей и свидетельницей веры и Предания Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, твердо верит, что она занимает центральное место в деле продвижения к единству христиан в современном мире... Миссией и долгом Православной Церкви является преподание во всей полноте истины, содержащейся в Священном Писании и Священном Предании, которая и сообщает Церкви ее универсальный характер... Эта ответственность Православной Церкви, равно как и ее экуменическая миссия относительно единства Церкви, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали неразрывную связь правой веры с общением в Таинствах. Православная Церковь всегда стремилась привлечь различные христианские Церкви и конфессии к совместному поиску утраченного единства христиан, дабы все пришли к соединению веры...». Документ Архиерейского собора подчеркивает, что «задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине». В контексте этих основополагающих принципов следует рассматривать участие Русской Православной Церви в IX Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Порту-Алегри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202791...

Закрыть itemscope itemtype="" > Опубликован доклад Константинопольского патриарха на Всеправославном собрании в Шамбези 30.01.2016 1159 Время на чтение 8 минут " На нас лежит большая ответственность, ведь нам предстоит сократить время, которого итак уже осталось мало, и без дальнейших промедлений воплотить нашу зримую мечту в реальность " , - греческий портал Romfea опубликовал доклад Константинопольского патриарха, который был сделан 23 января (печатается с сокращениями). Доклад Патриарха Константинопольского Варфоломея на синаксе (совещании) Предстоятелей Православный Поместных Церквей Святейшие и возлюбленные о Господе братья, Предстоятели Поместных Православных Церквей, почтенные представители и делегаты Поместных Православных Церквей. Как хорошо, что мы собрались в этом священном месте нашей святой Константинопольской Церкви, в этом центре, который посвящен служению православному единству, и который оказывает гостеприимство на протяжении десяти лет множеству межправославных и всеправославных встреч, благодаря которым осуществляется и становится еще более тесным единство святой Православной Церкви. Я от всего сердца желаю, чтобы пребывание здесь для каждого из нас всегда было приятным и радостным, и тоже касается нашей деятельности, чтобы она всегда руководилась Святым Духом и приносила обильные плоды в любви и созидании Тела Церкви и во славу Божью. Как известно, синакс должен был пройти в нашей кафедре, но в связи с чрезвычайными объективными обстоятельствами для некоторых из наших братьев не представляется возможным собраться там. Поэтому мы были вынуждены переместить место нашей встречи сюда. Благодарю всех за полное понимание необходимости изменить место встречи и за то, что вы с радостью и готовностью согласились приехать сюда для осуществления священной цели - проведения синакса. На нас лежит большая ответственность, ведь нам предстоит сократить время, которого итак уже осталось мало, и без дальнейших промедлений воплотить нашу зримую мечту в реальность. Воплотить мечту, которую лелеяли наши предшественники в течение более чем пятидесяти лет - это одновременно и наш долг, исполнения которого требует от нас промысел Божий, и наша привилегия.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Архив Пн Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010