Об этом Апостол здесь не говорит, а только утешает Фессалоникийцев, что мы, верующие " всегда с Господем будем " — причастниками Его славы и блаженства, там же, где будет и Он Сам одесную Отца: где именно, от нас сокрыто сие, но во всяком случае — в блаженном общении с Ним, и уже никогда не разлучимся с Ним. Это верх чаяния, воодушевляющего христиан (Е. Ф.). Об имеющих воскреснуть для того, чтобы подвергнуться вечным мукам, Апостол здесь не упоминает, потому что пишет к Фессалоникийцам о воскресении мертвых в утешение им, почему и заканчивает словами: " Итак утешайте друг друга сими словами " (4:18). В первых 11-ти стихах пятой главы содержится нравственное приложение только что изложенного учения о Втором Пришествии Христовом. Апостол напоминает Фессалоникийцам, что, по словам Самого Господа Иисуса Христа, день Его Второго Пришествия — " день Господень " — придет неожиданно, " как тать ночью " (5:1-2). Но под " днем Господним " , как учат святые Отцы, можно разуметь и день смерти каждого из нас, день тоже неизвестный, хотя и неизбежный, и тотчас же приводящий нас на суд Господень. " Если долгое непришествие Господа может ослаблять убеждение, что вот-вот Он идет, то ничто другое не сильно так возбудит, как убеждение, что вот-вот идет смерть " (Е. Ф.). Святой Иоанн Златоуст говорит: " He составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Зачем много любопытствуешь о всеобщей кончине? Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла. Будет ли она далека, будет ли близка, это нисколько не повлияет на решение нашей участи " . " Ибо, когда будут говорить (беспечные люди пред пришествием Христовым): " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут " (5:3) — Святой Иоанн Златоуст говорит, что " Апостол хотел указать в этом сравнении не на одну только неизвестность времени, а вместе и на жестокость страдания. Ибо как раждающая, играя, смеясь, ничего не предвидя, внезапно бывает объята невыразимыми страданиями и терзается муками рождения, — так точно будут поражены души тех людей по наступлении сего дня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Под оживлением или воскресением здесь разумеется не всеобщее воскресение в последний день мира, а славное избавление Богом гонимой Сириянами церкви скорбящей, расстроенной, восстановление ее в счастливое, цветущее состояние. Такое разумение подтверждается: а) контекстом, в котором говорится о бедствиях церкви и избавлении ее от них; б) разумеется здесь воскресение благочестивых такое, в котором не будут иметь участия враги народа Божия, как видно из ст. 14-го, чего нельзя относить к воскресению в последнее время. В этом стихе Пророк говорит, что мертвые не оживут, т. е. состояние врагов не восстановится, и они уже не восстанут на угнетение церкви Божией. Этому состоянию обессиленных, как бы мертвых врагов церкви здесь противополагаются мертвецы Божии, которые воскреснут; в) и в других местах Св. Писания, например у Пророка Иезекииля в 37, 1 и сл. под образом воскресения сухих. костей изображается освобождение народа Иудейского из плена Вавилонского, и восстановление Иудейского царства, – изображается такими чертами, что как будто описывается последнее, всеобщее воскресение мертвых. Пророки часто так делают, что когда описывают прообразы, то заимствуют многие черты или цветы с предметов прообразуемых для того, чтобы читатели в прообразах яснее усматривали предметы прообразуемые и скорее убеждались. Например, когда предсказывают о суде Божием на нечестивых, то представляют его в таких величественных чертах, что как будто описывают всеобщий, страшный суд Божий в последний день мира ( Пс.49:1–4 ; Малах. 4:1 ). Говоря о счастливом состоянии христианской церкви, Пророки представляют его в такой красоте и великолепии, что как будто изображают состояние небесной славы церкви ( Ис.60:1 др. Иез.47:1 сл.). Подобно говорят и о таинственном воскресении мертвых. Ст. 20. Пойди, народ мой, войди в покои твои, и запри за собой двери твои, укройся на мгновение доколе не пройдет гнев. Ст. 21. Ибо вот, Господ выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную его кров, и уже не скроет убитых своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Святого Иоанна Златоуста : «здесь ( Тит.2:11–13 ) он указывает на два явления Христовых; и подлинно их два: первое благодатное, а второе – для воздаяния и правосудия». 841 Блажененного Феодорита : «божественный апостол в послании к блаженному Титу ( Тит.2:11–13 ) с первым пришествием Спасителя нашего сопоставил и второе... Α сим показал, что и первое пришествие было ради второго. Ибо для того, говорит, явилась благодать Божия, чтобы, избавив нас от нечестия и беззакония и обучив всякой добродетели, приуготовить к радостному ожиданию второго пришествия... В послании к евреям упомянул о сем пришествии ( Тит.10:37 )... сему учит и филиппийцев ( Тит.3:20 )... а равно и фессалоникиян ( 1Фес.4:15–17 ). Не трудно было бы привести и другие свидетельства, возвещающие о втором пришествии Спасителя нашего, но и приведенных достаточно к убеждению». 842 Воскресение мертвых В последний день, в который совершится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, до начала всеобщего суда, действием всемогущества Божия последует воскресение тел умерших людей и изменение тел живых людей. Воскресение будет всеобщее и одновременное: «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ), т.е. воскреснут в одно время все люди, как праведные, так и грешные. «Здесь говорит о всеобщем воскресении, – замечает блаженный Феофилакт . – поскольку выше сказал, что верующий не приходит на суд ( Ин.5:24 ), то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что делавшие зло воскреснут в воскресение осуждения, а творившие добро – в воскресение жизни». 843 Изображение Господом всеобщего суда, когда соберутся пред Ним все народы ( Мф.25:32 ), т.е. весь род человеческий, и Он отделит овец от козлов, предполагает всеобщее воскресение, т.е. не одних праведников, а и грешников. Веру во всеобщее воскресение апостол Павел исповедал пред правителем Феликсом: «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных» ( Деян.24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Эсхатология царства Божия воскресению мертвых лишь придает характер объ­ективности. Так как верующие воскреснут не каждый сам по себе, а как сыны царства по закону органической связи людей между собой, то воскресшие будут не только живы для Бога, но будут реальны друг для друга, т. е. воскреснут в некоторой телесности (σμα πνευματικν), воскресение будет всеобщим, равным образом объек­тивно–всеобщим будет суд над ними, объективной бу­дет парусия Христа... Итак, воскресение из мертвых составляет самое основ­ное христианское чаяние. Но Христос Спаситель не только призывал к добро­вольному самоотречению и проповедовал воскресение из мертвых, не только учил о воскресении, но Он факти­чески победил смерть, явился «первенцем из мертвых» ( 1Кор. 15:20 ; Апок. 1:5 ), основал царство сынов воскресения. Господь Христос основал царство сынов воскресения потому, что через Него именно явилась в людях вечная божественная жизнь ( 1Иоан. 1:2 ), через Него открылась нам божественная любовь ( 1Иоан. 3:16; 4:9,10,16 ), которой Он первый возлюбил нас. Посему вечную жизнь имеет лишь тот, кто верует в Сына, соблюдает Его слово, Им оживотворен, Им живет.... Чтобы передать людям Свою божественную жизнь, Христу «должно» было умереть, дать душу Свою для избавления многих, потому что только в добровольной смерти Его проявилась наивысшим образом Его любовь, только через смерть Он мог духовно соединиться со всеми верую­щими. Однако Христу «должно» было не только умереть, но и воскреснуть. «Потому любит Меня Отец, что я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня; но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Мо­его» ( Иоан. 10:17,18 ). Воскресение из мертвых составляет величайшее христианское чаяние; воскресение Христа образует краеуголь­ный камень христианства. Если бы Христос умерь и не воскрес, то христианство было бы только учением; если бы христианство было только учением, то это было бы самое странное учение, и мы были бы самыми несчастными из людей. Но Христос воскрес. Христианство есть не только уче­ние, оно есть жизнь. «Я живу, и вы будете жить» ( Иоан. 14:19 ). Какое же значение для нас имеет воскресение Христа? Какие практические выводы отсюда вытекают? Воскресший Христос для нас первенец из умерших. Он умер и воскрес. И мы призываемся к упованию воскресения. Чтобы с Ним воскреснуть, с Ним мы должны умереть. Умереть со Христом значит жить по духу, а не по плоти. Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Дела плоти суть: прелюбодеяние, блуд, ненависть, убийства, вражда, ссоры, нечистота, непотребство и тому подобное. Живущие по плоти умрут; живущие по духу живы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Это еще одно святоотеческое подтверждение того, что выражение день и ночь здесь означает постоянность, непрерывность, бесконечность неугасающего наказания. Итак, мы видим здесь два значения выражения и день и ночь, в одном случае оно означает бесконечный день для праведников и бесконечную ночь для грешников, в другом – постоянство и непрекращаемость мучений грешников. 4. Выражение «червь их не умрет, и огонь их не угаснет» В пророчестве Исайи, которое мы начали рассматривать в предыдущих двух главах, еще одна фраза дает абсолютно несомненное подтверждение бесконечности мучений грешников: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Сторонники учения о всеобщем спасении (апокатастасиса) пытаются отделить бесконечность геенского огня от мучений в нем грешников и выдвигают такое предположение, что в аду червь не умрет и огонь не угаснет, они будут бесконечными, но в аду уже никого не будет, Господь всех помилует. Если внимательно прочитать это выражение пророка Исаии, становится понятно, что это не так: червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Совершенно ясно, что червь и огонь – это некие виды мучений. То есть их мучениям не будет конца. Говорят пророчества Исаии о ветхозаветных временах, и, как мы показали выше, они же относятся к новозаветной истории, к последним временам и Страшному Суду 62 ) 63 : Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью ( Ис. 66:16 ). После чего будет уже новый мир: новое небо и новая земля, которые Я сотворю ( Ис. 66:22 ), а для людей, отступивших от Меня... червь их не умрет, и огонь их не угаснет ( Ис. 66:24 ). Блаженный Иероним, толкуя это место Писания, упоминает и о тех, кто считал, что мучения грешников после долгих времен закончатся. Он приводит свое мнение: «Мы можем сказать только то, что... как мы уверены в том, что мучения диавола и всех отверженных и нечестивых, говоривших в сердце своем нет Бога ( Пс. 13:1 ), будут вечными, так полагаем, что приговор относительно грешников и хотя нечестивых, но остающихся христианами...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

5 . Воскресшие тела будут те же самые, какие люди имели, живя на земле, как и Иисус Христос воскрес в Своем собственном Теле; но по свойствам они изменятся – будут духовны и бессмертны. Духовны, т. е. будут иметь духовные свойства – будут тонкими, легкими, подобными Телу Иисуса Христа по Воскресении, в котором Он явился в дом сквозь затворенные двери, не будут иметь нужды в пище и питии и т.п. Бессмертны, т. е. не станут умирать и разрушаться в прах, но будут жить вечно. По словам Самого Иисуса Христа, по воскресении люди будут жить, как Ангелы на небесах ( Мф.22:30 ). 6 . Священное Писание так говорит о качествах тела человеческого, по воскресении: Сеется, т. е. погребается в землю, тело душевное (оживляемое душою), а восстает (воскреснет), тело духовное, т. е. имеющее духовные качества ( 1Кор.15:44 ). Тленному сему (т. е. разрушающемуся телу) надлежит облечься в нетление (сделаться нетленным), и смертному сему (умирающему телу) облечься в бессмертие (сделаться вечным) ( 1Кор.15:53 ). 7 . Воскресение мертвых последует при конце сего видимого мира. 8 . Сей мир кончится не тем, что совершенно уничтожится, а тем, что изменится в нетленный, сообразный с свойствами воскресших тел. 9 . Священное Писание так говорит об этом: Мы, по обетованию Его (Иисуса Христа), ожидаем нового неба и новой земли в которых обитает правда (т. е. не будет нестроений и неурядиц, а будет правда и добродетель) ( 2Пет.3:13 ). 10 . Слово Божие говорит, что мир сей преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом (Божиим, которым и сотворены), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). 11 . Священное Писание говорит, что по смерти человека тело его возвращается в землю, а дух (душа) возвращается к Богу ( Еккл.12:7 ). Так как смертью тела оканчивается время деятельности человека для приготовления себя к будущей жизни; то, при переходе в загробный мир, над душою его совершается суд Иисусом Христом чрез Ангелов, как учит о сем Слово Божие: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). На этом суде Ангелами воспоминается душе и оценивается пред нею вся ее прошедшая жизнь на земле, и затем назначается она или к предначатию блаженства или к предначатию мучения 43 . Суд сей называется частным в отличие от всеобщего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

7 ст.      Впрочем      близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Итак, если неверующих и умерших до Христа постиг суд, то без всякого сомнения постигнет суд Божий и всех тех, которые оскорбляют христиан и злословят их. Это будет во 2-е пришествие Господа, при Его всеобщем суде. Впрочем, говорит апостол, близок всему конец. Когда будет всему конец, кончина мира и страшный суд мы, разумеется, не знаем, а посему слова ап. Петра о близости конца можно понимать в смысле близости конца жизни каждого из нас, в смысле нашей смерти, когда мы явимся к Господу дать отчет о своей жизни. 8 ст. Более же всего имеете усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов; 9 ст. будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота; 10 ст. служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. В напоминании кончины каждого из нас, а потом кончины мира, апостол видит побуждение для христиан к благоразумному препровождению жизни и к бодрствованию в молитвах; в частности видит побуждение к усердной любви друг к другу, ибо любовь покрывает множество грехов, и к страннолюбию. Кто любит других и ради любви к ним прощает их грехи, тот и грешника обращает на путь истинной жизни и сам за любовь получает прощение многих грехов от Бога. Иначе говоря, все, что даровала, нам Господь Бог , все, чем Он нас, наградил, все наши силы и способности души мы должны употреблять на пользу церкви и ближних, помня, что мы только экономы, – приставники, а не собственники этих даров. 11 ст. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Т. е.: наградил тебя Господь даром учительства, не превозносись и помни, что ты только орудие Божие, а посему учи других так, как учит само слово Божие. Учи во всем согласно с словом Божиим. Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Т. е., кто бы в каком служении ни был, трудись и служи по мере твоих сил и твоего разумения, со всем усердием. Цель нашей жизни одна, да прославится Отец наш небесный нашими деяниями и нашим служением, Которого мы познали чрез Господа нашего Иисуса Христа. Закончив свою речь о христианском препровождении нашей жизни, о благоразумном, с пользою для Церкви Божией, употреблении наших способностей и нашего служения на земле для прославления Бога и Господа нашего Иисуса Христа, апостол в 12 ст. вновь переходит к увещанию переносить страдания, посылаемые нам Богом, с радостью, ибо они укрепляют нашу веру, делают нас соучастниками страданий Христовых и сделают нас соучастниками и славы Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Экзегетический разбор Апокалипсиса. Глава 20 Всеобщее воскресение и Страшный Суд Вслед за поражением антихриста св. Иоанн увидел Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Ангел этот " взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его... доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время " — как толкует св. Андрей Кесарийский, под этой " тысячей лет " надо понимать все время от воплощения Христова до пришествия антихриста. С приходом Воплотившегося Сына Божия на землю и в особенности с момента искупления Им Своею Крестной смертью человечества сатана был связан, язычество низвержено, и наступило на земле тысячелетнее Царство Христово. Под этим тысячелетним Царством Христовым на земле разумеется победа христианства над язычеством и утверждение на земле Церкви Христовой. Число 1000 определенное — взято здесь вместо неопределенного, означающего вообще длительный период времени до второго Пришествия Христова. " И увидел я престолы и сидящих на них, которым дело было судить " и проч. — эта картина символически рисует наступившее царство веры христианской после ниспровержения язычества. Восприявшие суд и воссевшие на престолах — это все достигшие спасения христиане, ибо всем им дано обетование царства и славы Христовой (1 Сол. 2:12). В сем лике св. Тайновидец выделяет в особенности " обезглавленных за свидетельство Иисуса и за Слово Божие " , то есть святых мучеников. " И увидел, — говорит св. Иоанн, — души обезглавленных " — отсюда ясно видно, что эти святые, участвующие в 1000-летнем Царстве Христовом, царствуют со Христом и " творят суд " не на земле, а на небе, ибо здесь говорится только об их душах, еще не соединившихся с телами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430721/

  Второе Пришествие Итак, некогда, когда этого пожелает Бог, наступит, выражаясь библейским языком, День Господень (др.евр. Йом Яхве ). Бог вмешается в историю, накажет грешников, обновит Вселенную и установит Свое Царство. Первоначально, евреи думали, что для них День Господень будет радостным, а для язычников и врагов Израиля  – страшным и грозным. Но пророки жестко отрезвляли соплеменников: Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет ( Ам. 5:18 ); Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего… Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее ( Ис. 13:6,9 ); О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он ( Иоиль 1:15 )! То есть, надежда, что евреи будут автоматически, ввиду своего происхождения, спасены, а язычники наказаны, – не соответствует мысли библейских авторов. Правильнее говорить, что уже в Ветхом Завете утверждалась та мысль, что Суд будет для всех: грешники примут наказание, а праведники (из любого народа) будут введены в вечную Жизнь с Богом. Христианство, восприняв ветхозаветную идею Дня Господня, скорректировало ее. По мысли Ап. Павла и Евангелистов, полноту власти над космосом получил Иисус, и именно Он и вернется в наш мир, чтобы провозгласить Суд: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Когда Иисус вознесся, Ангелы сказали Апостолам: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Примечательно, что устоявшуюся библейскую лексему «День Господень» христиане стали даже называть иначе: «День Господа Иисуса Христа» ( 1 Кор. 5:5 ); «День Господа Иисуса» ( 1 Кор. 1:8 ; 2 Кор. 1:14 ); «День Христа Иисуса» ( Фил. 1:6 ); «День Христов» ( Фил. 1:10 ). Пришествие Христово запустит целую цепочку эсхатологических процессов: воскресение мертвых, Всеобщий Суд, Преображение Вселенной, установление Царства Божьего во всем космосе и проч.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

А все это (апостол) говорит с целью пристыдить иудействующего христианина и убедить его, чтобы он помнил о величии благодеяния, потому что он был мертв и ожил, потому что он не получил никакой пользы от закона и было бы с его стороны крайней неблагодарностью, если бы он, оставив Того, Кто явил ему столько милостей, прибег бы снова к закону. Итак, достаточно упрекнув его, (апостол) снова ободряет его, говоря: « а ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? » (Рим. 14:10) Здесь, по–видимому, (апостол) уравнивает обоих, но, однако, полагает между ними большое различие. Он прекращает их споры, прежде всего, наименованием брата, а потом напоминанием о страшном дне Суда, так как, сказав: « что унижаешь брата твоего », присовокупил: « все мы предстанем на суд Христов ». И говоря это, он, по–видимому, опять делает упрек более совершенному, но на самом деле старается потрясти дух иудействующего христианина, не только посрамляя его напоминанием об оказанном ему благодеянии, но и устрашая будущим наказанием: « все мы », — говорит, — « предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, передо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу » (Рим. 14:10–12). Видишь ли, как (Павел) опять потрясает дух одного, нанося удар, по–видимому, другому? Слова его значат то же, как если бы он сказал: о чем ты заботишься? Ведь не ты будешь наказан за него? Он не высказал этого прямо, но это именно разумел, только выразил гораздо легче, сказав: « все мы предстанем на суд Христов . Каждый из нас за себя даст отчет Богу ». (Апостол) привел также слова пророка, который свидетельствует о всеобщем повиновении Богу, о повиновении безусловном всех, живших в Ветхом Завете, и вообще всех без исключения. Не просто сказано — всякий поклонится, но — « даст отчет », то есть даст отчет в том, что сделал. 4. Итак, представляя себе общего Владыку, сидящего на Престоле, будь внимателен к себе, не раздирай и не разделяй Церкви, отторгаясь от благодати и возвращаясь к закону, так как и закон принадлежит Ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010