Что душа человека по смерти тела продолжает жить вполне сознательной жизнью, видно из притчи о богатом и Лазаре. Евангельский богач, находясь в аде, помнит о своих братьях, ясно представляет себе свою прошедшую земную жизнь и сознает, что привело его в это место мучений (см. Лк. 16, 23–31 ). Проповедь Евангелия, возвещенная Господом Иисусом Христом узникам ада (см. 1Петр. 3, 19–20 ), также с очевидностью предполагает сознательный характер загробной жизни человеческих душ. Частный суд. Сказания о мытарствах Вслед за телесной смертью человека над его душой совершается суд Божий. Этот суд, в отличие от последнего и всеобщего суда, называется частным судом, и на нем определяется участь человека на время до наступления общего суда. В книге Екклесиаст говорится: «Нескоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло. Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом» ( Еккл. 8, 11–13 ). Здесь земной жизни, где «нескоро» (по крайней мере, нередко) совершается суд, противопоставлено состояние загробное, где «недолго продержится» (очевидно, пред судом Божиим) грешник. Можно думать поэтому, что здесь речь идет именно о частном суде, наступающем для каждого человека тотчас по вступлении его в загробную жизнь. Еще определеннее говорится именно о частном суде в книге Иисуса, сына Сирахова: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его ... и при кончине человека открываются дела его» ( Сир. 11, 26–27 ). Из притчи о богатом и Лазаре (см. Лк. 16, 19–31 ) видно, что речь в ней идет о времени, следующем тотчас после смерти: «Умер нищий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама, и Лазаря на лоне его...» ( Лк. 16, 22–23 ) О частном суде говорит и св. апостол Павел: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Неверующие, как не принявшие искупления, на страшном всеобщем суде Христовом будут осуждены на лишение вечной блаженной жизни во Христе; а с ними и те из верующих и крещенных, которые проводили земную жизнь вопреки закону Христову. Ко времени страшного суда воскреснут все без исключения когда-либо жившие, и подвергнутся последнему суду, чему служат доказательством слова: «воззрят на Него, которого пронзили» ( Зах.12:10 ). Воззрят (число множественное) все воскреснувшие, в том числе и те, кто распял Господа Иисуса Христа. Значит, и неверующие будут на суде. Все: верующие и неверующие, короче – все человечество. Не только люди предстанут на суд, но и падшие злые духи, которых, по свидетельству Апостола: «Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). И ап. Иуда тоже пишет: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (ст. 6). Если человек состоит из духа, души и тела, то видимая, внешняя жизнь и деятельность человека есть не что иное, как выражение, проявление жизни и деятельности души. Мысли, желания, чувствования – предметы мира невещественного. Они составляют невидимую деятельность невидимой души, и, будучи выражены словами и делами, составят видимую деятельность тела, как органа души, т.е. деятельность человека. Итак, на суде будут судимы и внутренняя (духовная) и внешняя (телесная) деятельность человека. По двойственной природе человека и двойственной его деятельности, которая осудится на всеобщем суде, и награда и наказание последуют двоякие: духовные, внутренние (для души) и внешние, чувствования, соответственные новому телу человека. Каждый человек на последнем суде отдаст строгий и полнейший отчет во всех мыслях, желаниях, чувствованиях, словах и делах за всю земную жизнь. Конечно, греховные мысли, желания, чувствования, слова и дела не вспомнят на суде, если своевременно на земле еще будут смыты истинным раскаянием. Деятельность души проявляется в видимой деятельности человека, в его словах и делах, так что слова и дела всегда верно характеризуют нравственное состояние души, доброе или злое. Все, что подразумевается под употребленным Спасителем словом «праздное» – несвойственное, несоответственное, неприличное христианской деятельности – осудится на суде; «сказываю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

А смысл слов его сле­дующий: отмсти, помоги; это и пред врагами возвысит Тебя, и народ твой будет воссылать Тебе великие хвалы. Смотри, как он имеет в виду не себя, а Бога. Везде он выражает же­лание, чтобы Бог был прославляем и врагами и своими. «Над ним поднимись на высоту». Над кем — над ними? Сонмом. Для него, го­ворит, взойди на высоту; возвысь нас, возвеличь нас, со­верши дела высокие, сделай этот сонм славным и знаме­нитым, возврати ему прежнее благосостояние. Посмотри, как он везде с молитвами соединяет и наставление. Сказав выше: «когда я взываю, услышь меня... и помилуй меня» (Пс.4:2), он переменяет речь на увещание и говорит: «сыны мужей!.. доколе будете любить суету и искать лжи» (Пс.4:2, 3)? И здесь, сказав: «над ним поднимись на высоту, продолжает: Господь судит народы» (Пс.7:8-9). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: Го­сподь будет судить (διχασει).    Людей, думающих, что все суще­ствует без причины и случайно, он научает, что над делами нашими есть Промысл, требующий отчета в совершае­мом. А суд он разумеет здесь как будущий, так и на­стоящий. Там будет суд всеобщий и открытый, а здесь Бог требует отчета частным образом, пробуждая беспечных и располагая неверующих к мысли о Промысле над всем. «Суди меня, Господи, по правде моей» (Пс.7:9). Другой переводчик (Акила) говорит: по праведности моей (τ δχαιογ). «И по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых» (Пс.7:9-10). Другой переводчик (Акила) го­ворит: да исполнится озлобление на нечестивых (απαρτιστω χαχσις χατα τν ασεβγ). «А праведника подкрепи» (Пс.7:10). Другой (Акила): и утвердиши (εδρασεις) праведного. Но как он, говоря в другом месте: «и не входи в суд с рабом Твоим» (Пс.142:2), здесь говорит: «суди меня, Господи, по правде моей»? Там говорит он об одном, а здесь — о другом. Там, говоря: «не входи в суд с рабом Твоим», он выражает: не входи в суд Ты со мною, не исследуй жизни моей сравнительно с благодеяниями, оказанными Тобою, — почему и присовокупляет: «потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих», т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богочеловеческое всерадостное благовестие: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом (δι του Κυρου=через Господа) нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:57 )! Даровал Он нам победу над адом, так что мы как победители смело можем спросить: Ад! где твоя победа? Даровал Он нам победу и над смертью, так что и ей мы можем бесстрашно задать вопрос: Смерть! где твое жало? Даровал к тому же Он нам победу и над грехом, так что мы в состоянии одолеть, победить и умертвить всякий грех. Разумеется, лишь – Господом нашим Иисусом Христом ( 1Кор.15:55–57 – Примеч. ред.). Если мы со Владыкой Христом в Богочеловеческом Теле Его Церкви, со святыми таинствами и святыми добродетелями, то мы побеждаем и смерть, и грех, и ад. Если же Владыкой Христом нам даруется победа над адом, смертью и грехом, над этими нашими злейшими и самыми грозными врагами, – то тем более вручается нам победа и над всем тем, что служит греху, смерти и аду и что вовлекает в грех, в смерть, в ад. Все обстояния, все скорби, гонения, голод, наготу, опасности, – все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас, то есть силою Владыки Христа ( Рим.8:35, 36 ). Поистине только Он нас, действительно, и любит: ведь для нас и вместо нас победил Он наших непобедимых врагов: грех, смерть и диавола. И всегда подает нам Божественную силу и крепость, чтобы и мы их побеждали. Всеобщий и последний Суд При Своем Втором Пришествии Владыка Христос, воскресив мертвых, совершит Всеобщий и Последний Суд. Этот Суд охватит всех людей всех времен: никто из людей не сможет его избегнуть. Об этом святой апостол Павел пишет: Всем нам должно явишься пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). Все люди – хотят ли они того или нет – спешат через врата смерти ко Всеобщему Суду и к Вечному Судии, ко Христу. Почему Он Вечный Судия? Потому что во всем людском роде Он – Единый Безгрешный и потому Единый Непогрешимый. На Своем Суде Он не ошибется, но со всеми поступит справедливо, по правде. Ибо Он – всеведущий и всевидящий. Всё – от самого значительного до самого мельчайшего в нашей человеческой жизни, в нашей человеческой душе, в нашем человеческом мире – известно Ему до малейших тонкостей. А Его уникальная всеправедность и всемилосердие – залог того, что Его Суд о каждом из нас будет и всеправедным, и всемилостивым, и безгрешным, и непогрешимым. Счастье человеческого рода, и причем исключительное его счастье, – как раз в том, что Суд над нами принадлежит именно Владыке Христу, Богочеловеку, а не какому-то существу низшему, которое бы в силу самого того, что оно – не Богочеловек, обречено быть погрешимым или, во всяком случае, невсеведущим и невсевидящим в своих суждениях о таком несказанно сложном и загадочном существе, каков человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В Свщ. Писании говорится о невозможности уничтожения души, например: " не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить... " (Мф. 10, 28); " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20, 38). Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9—31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Свщ. Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения. В 1 Тим. (6, 16) говорится, что Бог есть Единый имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, " Создавшему возможно уничтожить бессмертное " , т. е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться. 1.2. Частный суд Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Свщ. Писании Ветхого Завета в Сир. (11, 26-27) о частном суде говорится: " Легко для Господа — в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его " . В Новом Завете сказано: " ...человекам положено однажды умереть, а потом суд " (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре. Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно имеют в виду некоторый процесс, который состоит из двух частей: 1) исследование правоты или виновности подсудимого; 2) произнесение над ним приговора. В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведущий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

Возражение 2. Далее, производить суд можно только над своими субъектами. Но, как сказано, «ныне же еще не видим, чтобы все было Ему покорено» ( Евр. 2, 8 ). Следовательно, похоже, что Христос не обладает властью судить все человеческие дела. Возражение 3. Далее, Августин говорит, что в этом мире по божественному суду добрые подчас терпят бедствия, а подчас достигают благосостояния, и то же самое можно сказать о злых 348 . Но все это имело место и до Воплощения. Следовательно, не все божественные суды о человеческих делах подчинены власти Христа как Судии. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Отец... весь суд отдал Сыну» ( Ин. 5, 22 ). Отвечаю: если говорить о Христе со стороны Его божественной Природы, то очевидно, что любой суд Отца принадлежит и Сыну; в самом деле, коль скоро Отец соделывает все чрез Свое Слово, то Он и судит все чрез Свое Слово. Если же говорить о Христе в Его человеческой природе, то и тогда очевидно, что все подчинено Его суду Это можно показать, во-первых, путем рассмотрения того отношения, которое существует между душой Христа и Словом Божиим; в самом деле, коль скоро, как сказано, «духовный судит о всем» ( 1Кор. 2, 15 ), а именно потому, что его душа прилепляется к Слову Божию, то тем паче о всем судит преисполненная истиной Слова Божия душа Христа. Во-вторых, то же самое явствует из заслуги Его смерти, поскольку как сказано, «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим. 14, 9 ). Поэтому Он и судит о всем, в связи с чем апостол далее прибавляет: «Все мы предстанем на суд Христов» ( Рим. 14, 10 ); и еще читаем, что «Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» ( Дан. 7, 14 ). В-третьих, то же самое явствует из соотнесения человеческих дел с целью человеческого спасения. В самом деле, кому вверяется субстанция, тому вверяется и все остальное. Но все человеческие дела определены к достижению блаженства, каковое суть вечное спасение, и о том, кто спасется, а кто – нет, как явствует из сказанного в [Писании] ( Мф. 25 ), будет судить Христос. Отсюда очевидно, что все человеческие дела будут представлены на суд Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

или «о высоком нравственном достоинстве дел истинно-христианского милосердия». Ст. 41–45: «немилосердие к ближним, оказываемое нами на земле, будет иметь влияние на решение нашей вечной участи». Ст. 46: «о вечности мучений» и т. п. Как страшно будет второе пришествие Господа для грешников и как утешительно для праведников! « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы » (ст.31, 32). Нынешнее евангелие изображает нам картину второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа на суд. Было время, когда Сын Человеческий приходил на землю « в образе раба », чтобы « взыскать и спасти погибшее » (Лук. 19:10). Будет время, когда Он придет опять на землю, но уже «во славе своей», чтобы судить живых и мертвых, и воздать каждому по делам его (2 Кор. 5:10). 1. Страшно для грешников. а) Приидет Сын Человеческий во славе своей (Мар. 13:24–27; 1Фесс. 4:16–17; Мат. 24:30 ) и станет судить живых и мертвых. Этот суд будет всеобщий. Пред ним предстанут « все народы », начиная от сотворения мира до последнего дня, все великие и малые, старые и юные, богатые и бедные, знатные и простые. На нем раскроются и изобличатся « все » наши мысли, слова и дела, явные и тайные (Апок. 20:12; 1Кор. 4:5; Иуд. 1:14–15; Лук. 12:2 ). Этот суд будет праведнейший; ибо Судьей будет сам Господь, «воздающий каждому по делам» (Рим. 2:5–6), без лицеприятия (Рим. 2:11; 1 Пет. 1:17 ). Этот суд будет последний и окончательный. На нем решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел (Мат. 13:30 ), овцы — от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Исаии 63:14). б) Поистине, страшен будет этот суд, но страшен для грешников. Каким позором и срамом покроются они, когда все их «постыдные дела тьмы» явятся во всем свете пред взорами всевидящего Бога, пред тьмами ангелов и человеков. — Тогда совесть представит грешнику всю его протекшую жизнь. Грешник узрит себя во всей наготе и прийдет в ужас, и раскается. Какой позор и смятение!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Он явится как грозный Судья, как строгий ревнитель Своих законов, явится для того, чтобы одних наградить, а других наказать ( Мф.25:31–46 ). «И небо и землю, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – призовет Он быть с Ним на Суде, все предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед грозным Судьей, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью». На Суд предстанут все люди, живые и мертвые, добрые и злые, не только христиане, но и неверующие во Христа. Тогда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Этот суд коснется и падших духов, которых, по свидетельству апостола, Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Таким образом, Суд будет всеобщим. Господь будет судить все дела людей, и добрые и злые, совершенные в течение всей их жизни ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ), все их слова ( Мф.12:36–37 ), все мысли, намерения и самые сокровенные желания ( 1Кор.4:5 ). Будут судимы и такие дела и слова, которые совершили другие, но в которых мы приняли участие своим согласием, советом, одобрением, повелением, помощью, молчанием ( Мф.18:6–8 ). «Каждый увидит, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – перед собой свои собственные дела, и добрые и худые, какие кто совершил. Ни один сердечный помысел не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит Суда. И постыдное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судьей, Который сокровенное осудит открыто». Святитель Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд мы подвергнемся наказанию, дадим отчет за каждое праздное слово, и для смеха сказанное, за злоречье, за пьянство, а равно и в добрых делах – за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох – получим награду». Итак, все будут судимы по заслугам, и Суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершится по всей правде Божией, и только по одной правде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Равным образом и апостол говорит не о крестном знамении и не о поклонении в теле, а о том, что Бог не нуждается в трудах рук наших, ибо мы, бесконечно малые пред Ним, не можем ничего прибавить к Его величию своими усилиями. И если вы, сектанты, требуете от нас поклонения лишь в духе, то отчего, когда молитесь сами, преклоняете колени, потупляете головы, ударяете себя в грудь, воздеваете или складываете руки и много тому подобного творите? Ведь все это, как и крестное знамение, указывает на участие тела в молитве. Ибо человек не бесплотный дух, и, когда он молится, весь телесный состав его разделяет сей молитвенный труд. Как воздеяние рук, колено- и главопреклонение, так и знамение святого Креста суть телесные знаки нашего благоговения пред Богом, Которому подобает служить и душой и телом (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ). Противящиеся крестному знамению это враги креста Христова ( Флп.3:18 ). В Писании сказано, что Второму пришествию Господа будет предшествовать некое знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). Знамение это Крест, указывающий на победу Христову (см.: 1Кор.1:18 ; Кол.2:15 ). Сатана люто ненавидит знамение святого Креста непобедимое оружие, которым Спаситель одолел и расхитил ад, и потому наущает всех отпавших от истины хулить Крест Господень и враждовать на него. И как пес от палки, так диавол бежит от Креста, напоминающего ему, что он побежден 77 . Глава 11. О молитве за усопших Священник : Тотчас по кончине человека душа его отправляется на суд. Этот суд, совершаемый над каждой душой в отдельности, есть частный суд, который отличается от всеобщего, или Последнего, ожидающего всех людей при конце света и по воскресении тел. На этом частном суде исследуется состояние, в каком покидает земную жизнь каждый из нас, и если оно благое, душа отводится ангелами в блаженные обители, если же худое влечется нечистыми духами на муки. Блаженство, уготованное добрым, называется в Писании лоном Авраамовым ( Лк.16:22 ) или раем ( Лк.23:43 ), мучение же, которое ожидает грешников – адом ( Лк.16:23 ). А о том, что суд этот и препровождение душ в рай или ад совершаются немедленно по смерти, заключаем из обращения Спасителя к разбойнику на кресте: ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ), как и из слов апостола Павла: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ), и в другом месте: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше ( Флп.1:23 ), и еще: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Сначала здесь идет речь о духовном воскресении, о пробуждении духовно мертвых к истинной, святой жизни в Боге, а затем и об общем телесном воскресении, и оба эти воскресения находятся в тесной внутренней связи между собой. Восприятие человеком истинной жизни, жизни духовной, есть начало его торжества над смертью. Как духовное расстройство может служить причиной смерти, так и истинная жизнь духа ведет к жизни вечной, побеждающей смерть, как неизбежное. С духовным воскрешением Господь соединяет и другое Свое великое дело — суд. Здесь подразумевается, прежде всего, суд нравственный в настоящей жизни, который приведет в неизбежном итоге к последнему всеобщему Страшному Суду. Христос явился, как Жизнь и Свет, в духовно мертвый и погруженный в духовную тьму мир. Те, кто уверовал в Него, воскресли к новой жизни и сами стали светом; те же, кто отверг Его, остались в духовной смерти, в духовной тьме. Вот почему всю жизнь продолжается суд Сына Божья над людьми, который завершится в итоге последним уже Страшным Судом. И, таким образом, участь людей вечно находится во всецелой власти Сына Божья, и вот поэтому надлежит чтить Его так же, как и Отца, поскольку «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.» Стихи 24-29 содержат в себе дальнейшее изображение животворящей деятельности Сына Божья. Повиновение словам Спасителя и вера в Его посланничество есть главное условие для восприятия истинной жизни, в которой залог и телесного блаженного бессмертия. Слова «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» значат: не будет подвергнут суду. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божья и, услышавши, оживут» — речь здесь опять-таки идет о духовном оживлении в результате проповеди Христа, так как Сын есть источник жизни, заимствованной Им от Отца (5:26). Сыну принадлежит и власть суда, потому что для этого Он и стал человеком, будучи по естеству Сыном Божьим (5:27). Эта власть Сына Божья, как Судии, завершится, в конце концов, всеобщим воскресением и праведным возмездием (5:28-29). Это будет праведный суд, поскольку он будет результатом полного согласия воли Судящего с волей Отца Небесного (5:30).

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010