Аминь. Поучение 49 1) О всеобщем суде После частного суда, которому подвергаются души непосредственно по разрешении от тела, будет всеобщий суд, при скончании мира, как в предыдущем поучении было сказано. Этот суд называется всеобщим, потому что на нем судимы будут все потомки Адама, от начала мира и до последнего дня жившие на земле. Этот суд называется страшным судом, потому что на нем пред лицом всемирного Судии, Господа Бога, обличатся все грехи человеческие, явные и тайные, обличатся пред ангелами и человеками, и тогда каждый получит достойное по делам своим. Кто из смертных, сознавая свои человеческие немощи, может равнодушно, без страха, помышлять об этом суде Божием? Этот суд называется также последним судом Божиим, потому что на нем решится участь всех людей: одни наследуют жизнь вечную, а другие подвергнутся вечному осуждению. 2) О неизвестности времени второго пришествия Господня Сам Иисус Христос, и Его святые апостолы многократно говорили о последнем всеобщем суде; но ни Сам Господь, ни Его апостолы не открыли, когда будет это второе пришествие Его на землю для совершения последнего суда. Напротив Господь ясно открывает Своим ученикам то, что о времени Его славного пришествия на землю никто не знает. О дни же том и часе, сказал Он, никто же весть, ни Ангели небеснии, токмо Отец Мой един ( Мф. 24:36 ). Внезапность или неожиданность Своего славного пришествия Спаситель изображает так: яко же молния исходит от востока, и является до запад: тако будет пришествие Сына человеческаго ( Мф. 24:27 ). Господь неожиданно придет, так что порочные люди, пред самым явлением Его для совершения последнего суда, будут беспечно предаваться земным заботам и удовольствиям. Как было во дни Ноевы, говорит Господь, так будет и во дни Сына человеческаго: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лотовы: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился дождь огненный и серный с небеси, и погубил всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Говорит это об мертвых, которых Он имел воскресить, как-то: о сыне вдовы, о дочери начальника синагоги и о Лазаре. Потом присовокупляет и умственное доказательство своих слов. " Как, - говорит, - Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе " , чтобы Он слушающих Его голоса оживлял. И дал Ему власть не только оживлять, но и суд производить, то есть наказывать и предавать мукам. - Часто вставляет речь о суде для того, чтобы слушателей привлечь к Себе. Ибо кто убежден, что он воскреснет и должен будет дать Ему отчет в преступлениях, тот, без сомнения, поспешит к Нему, чтобы умилостивить Его, как будущего своего Судью. - " Не удивляйтесь, что Он Сын Человеческий " . Хотя Он - Сын Человеческий, но вместе и Бог. Посему справедливо имеет власть суда как Сын Божий. Хотя Он, по-видимому, и человек, но вы не удивляйтесь. - Нужно знать, что Павел Самосатский, выдавая Господа за простого человека, читал сие место так: " и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть сын человеческий " . Здесь ставя знак, он читал с иного начала: " не дивитеся сему " . Такое чтение совершенно неразумно. Ибо Отец дал суд Сыну не потому, что Он есть Сын Человеческий, но потому, что Он - Бог. А он, не терпя называть Христа Богом, но, называя Сыном Человеческим, понимал так, что Он судья не как Бог, но как сын человеческий. Мы же понимаем так, как сказано. Сказав о частном воскресении, то есть Лазаря и других, которые прежде умерли, теперь говорит о всеобщем воскресении: " наступает время, когда находящиеся во гробах услышат глас " Бога. Здесь говорит о всеобщем воскресении. Поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд, то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что " делавшие зло восстанут в воскресение осуждения, а творившие добро - в воскресение жизни " . Значит, оправдывает не одна вера без дел, но нужно иметь и дела; ибо тогда только и вера бывает истинна. - Смотри, как учение растворено страхом и милостью. Ибо мысль, что делавшие зло будут осуждены, устрашает, а что творившие добро воскреснут в жизнь, побуждает милостью.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

   б) апостолы, которым Господь сказал: ...сядете на престолах — судить двенадцать колен Израилевых (Лк.22:30);    в) вообще святые, ибо Господь сказал: Разве не знаете, что святые будут судить мир? (1 Кор.6:2).    Последний суд будет носить всеобщий характер (см.: Деян.17:31). В качестве подсудимых на этом суде будут выступать:    а) все люди, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово (2 Кор.5:10);    б) падшие ангелы, которых Господь соблюдает в вечных узах... на суд великого дня (Иуд.1:6).    Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (см.: 1 Кор.6:3) с участием святых.    Предметом суда и основанием для осуждения будут:    а) добрые и злые дела, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор.5:10);    б) слова, ибо за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф.12:36-37);    в) намерения сердечные (Евр.4:12), которые Господь обнаружит, осветив скрытое во мраке (1 Кор.4:5).    Суд совершится по всей правде Божией, т. е. будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (см.: Лк.12:48) и с учетом внешних условий его жизни (см.: Мф.11:21-23), ибо нет лицеприятия у Бога (см.: Рим.2:11).    Приговор (см.: Мф.25:32-46) будет приведен в исполнение ангелами (см.: Мф.13:42, 50).    Всеобщий суд именуется также окончательным, поскольку его определения не подлежат пересмотру и будут иметь вечный характер (см.: Мф.25:46).    Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:    а) исследование правоты или виновности подсудимого;    б) произнесение над ним приговора.    Бог, как всеведущий Судия, не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния. Согласно «Пространному катихизису», «совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела... но и все сказанные слова, тайные желания и помышления».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В экзистенциализме, при всем его разнообразии, человек становится богостроителем; он имеет отношения с Богом не как с объектом, а как с некими трансцен-дентно-имманентными 4 переживаниями своего сознания и подсознания. Экзистенциализм выступил против плоского рационализма и голого логизма, но не удержался на их здоровой критике и впал в противоположную крайность, приблизившись к солипсизму 5 . В литературе экзистенциализм проявил себя через парадоксальные ситуации, которые выбирает человек, повинуясь своим подсознательным импульсам. В атеистическом экзистенциализме этот конфликт между человеком и страхом перед окружающей средой переходит в перманентное бунтарство. У религиозных экзистенциалистов такое противостояние и желание человека быть самим собой принимает диалектические формы. В психиатрии экзистенциализм приблизился к психоанализу и одним из методов лечения считает снятие запретов с человеческих желаний – свободу от обычных нравственных понятий и обретение человеком самого себя в идее вседозволенности, снимающей чувство ответственности и укоры совести. Думаю, что экзистенциализм является продолжением философского и литературного декаданса, и поэтому между ним и Православием нет и не может быть никаких точек соприкосновения. О толковании Священного Писания «И на суд не приходит» (Ин.5,24) – Объясните, пожалуйста, место из Евангелия от Иоанна (5,24): «и на суд не приходит». На суд частный, по смерти или на суд всеобщий? – В Евангелии слово «суд» имеет несколько семантических значений; одно из них – «осуждение». В приведенной вами цитате: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5,24 ), – Господь говорит о том, что послушный Его слову, то есть исполняющий в своей жизни евангельское учение и верующий в то, что Бог послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, Искупителя мира, уже имеет в себе залог спасения – то оправдание благодатью, которое раскроется на суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Во-вторых, сектанты ссылаются на след. слова Спасителя: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия»( Ин. 3:18 ); «истинно, истинно говорю вам: слушющий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (–5, 24). Из этих слов, говорят они, ясно видно, что верующий не явится на всеобщий, страшный суд,–он уже теперь предназначен к вечной жизни и навсегда, окончательно спасен.–Но самые выражения: «не судится» и «на суд не приходит» показывают, что Спаситель говорит здесь о настоящей, земной жизни, а не о будущей, небесной, и о суде не всеобщем, имеющем быть при кончине мира, а о суде теперешнем,–о суде пред совестью и словом Божиим,– иначе Он сказалъ бы: «не будет судима» и «на суд не придет». Сообразно с этим и понимать их нужно так: истинно верующий во Христа старается поступать во всем согласно заповедям Божиим, и совесть его не осуждает, он не судится здесь на земле; не верующий же во Христа Сына Божия, как предпочитающий вере в учение Божие греховную тьму и поступающий вопреки заповедям Божиим, осуждается совестью еще здесь на земле. Этот «суд, по словам Спасителя, состоит в томъ, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не облачились дела его, потому что они злы» ( Ин. 3:19–20 ). Что же касается будущего, всеобщего суда, то он неизбежен для всех людей. «Все, находящиеся в гробах, говорит Спаситель, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28,29 ). «Всем нам, пишет ап. Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы предстанем на суд Христов. Каждый из нас за себя даст отчет Богу» ( Рим. 14:10, 12 ) 523 . В-третьих, сектанты указывают на следующие слова Господа: «Я даю им (овцам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). Здесь Господь ясно указал, что последний суд будет всеобщим, что он есть цель Его пришествия и что находится в непосредственной связи с Его парусиею придет Сын Человеческий и тогда воздаст каждому; когда придет, тогда сядет на престоле. Вообще, всякий раз, когда говорил Он о Своем будущем пришествии, всегда соединял с ним мысль о воздаянии каждому по делам, т.е. о суде (ср. Мф.7:21–23, 13:40–43, 47–50; 25:14–30 ; Лк.19:12–26 и др.). Для целей всеобщего суда произойдет в момент парусии Иисуса Христа воскресение мертвых праведников и грешников ( Ин.5:28–29 ). Господь изобразил и сам суд со всеми последствиями, какой Он произведет над всеми людьми праведными и грешными (Μф.25:31–46). «Писание представляет сие (суд) олицетворенно, – говорит святой Василий Великий , – не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души... И книги, упоминаемые у Даниила ( Дан.7:10 ), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию?” 873 Апостолы также учили, что последний суд будет всеобщим ( Деян.17:31 ; Иуд.1:14–15 ; Рим.2:5–6; 14:10 ; 2Кор.5:10 ; ср. Еф.6:8 ; Кол.3:23–25 ); предстанут на суд не только все люди, но и падшие духи ( 2Пет.2:4 ; Иуд..1:6), что суд неразрывно связан с пришествием Христа ( 1Кор.4:5 ; 2Фес.1:6–10 ; 2Тим.4:1 ). Предметом суда будут не только дела ( Рим.2:6 ; 2Кор.5:10 ), но и слова ( Мф.12:36 ), и самые сокровенные помышления ( 1Кор.4:5 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Из сказанного нам остается сделать вывод, что приводимая обычно иеговистами выдержка из апостольского Послания ни в малейшей степени не противоречит учению Церкви о всеобщности и единовременности Страшного Суда и указывает на несостоятельность попыток иеговистов показать смысловое несоответствие слов «суд» и «судилище». В качестве исторической справки добавим, что у древних иудеев судилищем действительно называлось место, где восседал судья при вынесении приговора. Так, Понтий Пилат «сел на судилище» ( Ин. 19:13 ), на судейское место ( Мф. 27:19 ), но сел именно для того, чтобы совершить суд. Иеговисты свое «небесное правительство» также хотели бы представить восседающим на судилище в царстве славы при последнем Суде-испытании. Однако послание апостола Павла к Римлянам не дает оснований им делать столь лестные выводы. Все явятся на судилище Христово, но только для того, чтобы дать отчет о прожитой жизни ( Рим. 14:10–12 ). Точно так же следует понимать слова Спасителя о том, что Апостолы воссядут на двенадцать престолов и будут судить двенадцать колен израилевых. Если эти слова вырывать из текста всего Священного Писания, то пришлось бы сделать заключение, что Суд Господний совершится только над еврейским народом. Итак, судилище Христово есть не более чем синоним евангельских слов «суд Христов». В этой связи уместно привести Евангелие от Луки: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» ( Лк. 12:58 ). Здесь нигде не сказано о суде как таковом, однако вряд ли можно усомниться в том, что говорящий разумеет мысль о предании суду. Что же тогда подразумевает Спаситель, когда говорит, что верующий в Него на суд не приходит ( Ин. 5:24 )? Ответ мы находим в следующих Его словах: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет; потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явлены были дела его, потому что они в Боге соделаны» ( Ин. 3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Итак ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде пред совестью и пред словом Божиим над теми, кто вере в учете Божие предпочел греховную тьму: «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). А что на суд всеобщий должны явиться все не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «все, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», ( Ин. 5:28–29 ), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» ( Рим. 14:10–12 ). Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:32), а сектанты говорят другое, – говорят, что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены, и за дела свои судимы не будут. Легкая вера!.. Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайныя дела человеков чрез Иисуса Христа ( Рим. 2:16 ), Который когда придет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Еккл. 12:14 ). Сектант: 5) Мы веруем, поэтому спасены навсегда и ни грешить, ни погибнуть уже не можем: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут во век; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» ( Ин. 10:27–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Теперь перейдём к немаловажному вопросу о соотношении страшного Суда и молитв за умерших. Откровение Библии о грядущем всеобщем Суде живых и мёртвых принимается как православными, так и баптистами, но у последних этот Суд остаётся совсем без смысла. Баптисты убеждены в том, что «мысль о том, что «для умерших нет пока окончательного суда», – ни на чём не основана». 380 Это означает, что по существу Суд над умершими невозможен, ибо он уже состоялся (сразу по смерти). Праведники – в рай, грешники – в ад, без каких-либо апелляций или неопределённости о грядущей вечности! Баптистами этот вопрос объявляется окончательно решённым! Но в таком случае, оправдано ли будет всеобщее воскресение, если на нём будет объявлено только то, о чём и Господь и мёртвые прекрасно знали уже давным-давно? В том, чтобы сказать осуждённым: “вы осуждены!”, а блаженным – “вы блаженны!”, столько же смысла, как и в том, чтобы объявить Иоанну, что он – Иоанн или Петру – что он – Пётр! Неужели воскрешённые нуждаются в торжественном объявлении состояний, уже давно ими переживаемых? Отчасти понятен вопрос о праведниках: им, возможно, приятно будет лишний раз услышать о том, что их вечное блаженство есть вечное блаженство. Но зачем Иисусу Христу понадобилась такая вселенская издёвка над осуждёнными грешниками? Извините за сравнение, но это всё равно, что, пойдя на кладбище и воскресив своего недруга, объявить ему, что он – гнилой труп, и снова закопать! Какое торжество справедливости! Итак, мысль о том, что молитвы за умерших бессмысленны по той причине, что все уже определены окончательно, делает бессмысленным Последний Суд. К тому же Господь называл конец света именно Судом, а не просто объявлением итогов. Суд не может называться Судом, если на нём реально не выносится никакого решения, а лишь повторяется прежде бывшее и всем известное. Чтобы не превратить всеобщий Суд над мёртвыми в пустую формальность, необходимо признать частное определение (сразу по разлучении с телом) не окончательным. На это же указывает и то, что ныне перешедшие в мир иной пребывают во времени, и только Последний Суд есть причастие вечности. Апостол Иоанн так свидетельствует о мздовоздаянии мученикам на частном суде. Я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6,9 ;11). Это еще не Царство Небесное, в котором времени уже не будет ( Откр. 10:6 ). Сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время , значит данное мздовоздаяние произведено во времени, а потому не может быть полным. Во-вторых, здесь описываются события до всеобщего воскресения живых и мертвых, а значит, не вошли они еще в Царство по слову Спасителя: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ( Мф. 25:34 ).

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Торжественно будет шествие Сына Божия. Он явится во всей славе Своей, как Царь неба и земли, – явится не один, но окруженный сонмом ангелов и святых, которые будут свидетелями Его страшного суда. Страшно будет пришествие Господа. Он явится, как грозный Судия, как строгий ревнитель Своих законов, – явится для того, чтобы одних наградить, других наказать. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с ним, говорит Сам Христос Спаситель, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ( Мф. 25, 31–32 ) и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16,27 ). Суд этот будет торжественный и открытый, потому что Судия явится во всей славе Своей со всеми святыми ангелами, и произведет суд перед лицом целого мира, небесного, земного и преисподнего. «И небо и землю, – говорит св. Ефрем Сирин , – призовет Он быть с Ним за суде; и горние и дольние предстанут со страхом и трепетом. И небесные воинства и полчища преисподних вострепещут пред немилующим Судиею, Который приидет сопровождаемый ужасом и смертию». 122 На суд предстанут все люди, живые и мертвые, добрые и злые, не только христиане, но и неверующие во Христа. Тогда будет Господь судить вселенную, говорит апостол ( Деян. 17, 31 ), – и соберутся пред Ним все народы ( Мф. 25, 32 ) – пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его ( 2Тим. 4, 1 ). Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор. 5, 10 ). Распространится этот суд даже и на падших духов, которых Бог, по свидетельству апостола, не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет. 2, 4 ; – ср. Иуд. 6 ). Таким образом, суд будет всеобщий. Предметом суда будут все дела людей, и добрые и злые, сделанные в продолжение всей жизни ( 2Кор. 5, 10 ; Рим. 2, 6 ), все слова ( Мф. 12, 36–37 ), все мысли, намерения и самые сокровенные желания ( 1Кор. 4, 5 ). Будут судимы и такие дела и слова, которые допущены другими, но к которым мы подали повод соблазном, согласием, советом, одобрением, повелением, помощью, участием, молчанием, не препятствием и прикрытием ( 1Тим. 5, 22 ; Мф. 18, 6–8 ). К оправданию или осуждению будут служить преимущественно дела человеколюбия или не человеколюбия ( Мф. 25, 34–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010