вместе и вышеприведенные рассуждения показывают, что связи в человеке между данным телом и данной душей, существующая в этой земной жизни, не уничтожается никогда, и душа человека потому не может принять никакого другого тела, кроме данного, и, следовательно, перевоплощение в таком случай невозможно. Христианское учение говорит, что «людям положено однажды умереть» ( Евр.9:27 ), а не несколько раз умереть, как учить теория перевоплощения. Здесь читатель может спросить: если связь данной души и данного тела в человеке не уничтожается никогда, то как же смотреть на смерть, ведь в смерти человека тело разлучается от души? На это отвечает христианское учение о воскресении: при кончине мира все тела опять соединятся с своими душами, каждое тело воссоединится с той именно душей, с которой оно жило в этой земной жизни. «Вне тела человеческого личность может жить лишь в умаленной жизни, ожидая восстановления тела; без тела нет полноты жизни, нет целостности 55 . И православное учение говорит, что после смерти и до всеобщего воскресения души праведников находятся «в предначатии» блаженства, а души грешников «в предначатии» мучения; полное же воздаяние, т.е. полная жизнь человека последует после всеобщего воскресения и Страшного суда. Как и что сохраняется при смерти, почему смерть, неся с собой распад тела, не есть развоплощение, т.е. прекращение телесности в человеке, – этого мы коснемся впоследствии, при объяснены 11-го члена Символа веры («чаю воскресения мертвых»). Сторонники теории перевоплощения пытаются найти подтверждение своего учения в Священном Писании . Они указывают на следующие слова Евангелия: «спросили Иисуса ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел и не узнали его… Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». (Мф.17:10–13); следовательно, говорят, Иоанн Креститель и есть перевоплощенный Илия. На это нужно сказать, что Спаситель никак не мог считать Илию «перевоплощенным», ибо, во-первых, пророк Илия и не умирал, а в своем же теле был взят на небо ( 4Цар.2:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Как же понять слова апостола Павла. " Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи " .1Тим.4:10-11 И ещё «Идея всеобщего восстановления (apokatastasis), которая была весьма дорога Григорию Нисскому, основывается на учении апостола Павла о том, что, после всеобщего воскресения, низложения всех врагов Божиих и окончательного истребления смерти Христом, все покорится Богу и " будет Бог все во всем " . Сам же термин " восстановление всего " (apokatastasis pantn) заимствован из книги Деяний апостольких. ( таже сноска, что и в статье, на Илариона Алфеева.) И также «Говоря о воскресении мертвых, Григорий (Богослов) спрашивает: " Все ли впоследствии встретят Бога? " И оставляет вопрос без ответа. Эсхатологическое обожение человечества является одной из многочисленных тайн христианской веры, находящихся за пределами рационального познания.» (там же) А людей гибнущих в ереси конечно жалко 17 ноября 2012, 21:10 Любая ересь от маловерия и замещающего веру умствования. А ведь полезно было бы думать человеку не о том " что бы измыслить чтобы успокоить свою совесть и страх наказания? " а о том как устроить свою жизнь так " чтобы не было мучительно больно за ... [греховно] прожитую жизнь. " Нужно размышлять о жизни как псалмопевец Давид, никто из еретиков не размышляет о своей " беспросветной " в смысле греха жизни но все размышляют о том как бы что выдумать эдакое... креативненькое. Никто из еретиков не хочет менять свою жизнь(не слышал ни об одном из еретиков кто бы добровольно ушел в затвор и заткнулся) но всем пренеприменно хочется поменять всю " систему " разом. И никто для таких не авторитет, ни Серафим Саровский ни Иоанн Кронштадский... Даниил - Виталию 17 ноября 2012, 18:30 " " Эти Ваши слова Вам ничего не напоминают? " А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие " (1 Кор, 1,23). Вы Святую Троицу тоже в софизм запишите (триединый Бог - ну явный софизм, как жеш)? " "

http://pravoslavie.ru/57409.html

Всеобщее воскресение, «восхищение» праведников и следующие за ним Страшный суд и вечная жизнь – составляют явления, которые мы не в состоянии ни вполне понять, ни представить, так как ничего подобного не переживалось нами. Не можем мы и разрешить те вопросы, которые при этом встают перед пытливым умом. Конец физического мира Вследствие грехопадения человека все творение невольно покорилось «рабству тления» и «стенает (стонет) и мучится доныне» ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда человечество и весь вещественный мир очистятся от греха и обновятся. Это произойдет в «последний день», после Всеобщего суда, – и совершится оно посредством огня. Допотопное человечество было очищено от греха посредством потопа, «а нынешние небеса и земля, – наставляет ап. Петр, – содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» ( 2Петр. 3:7 ). «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» ( 2Петр. 3–13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, говоря: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса есть творение рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребываешь всегда. Все они, как риза, обветшают, и, как покрывало, свернешь их, и изменятся» ( Пс. 101:26–27 ). Конец мира будет состоять не в уничтожении его, а в полном обновлении. Всеобщий суд Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда ( Ин. 5:22, 27–29 ; Мф. 16:27 ; Мф 7:21–23 ; Мф 11, 24 ; Мф 12, 41–42 ; Мф 13:40–43 ; Мф 19:29–30 ; Мф 24:30 ; Мф 25:31–46 ; Деян. 17:31 ; Иуд. 14–15 ; 2Кор. 5:10 ; Рим. 2:5–7 ; Рим. 14:10 ; 1Кор. 4:5 ; Еф. 6:8 ; Кол. 3:24–25 ; 2Фес. 1:6–10 ; 2Тим. 4:1 ; Откр. 20:11–15 ), наиболее полное описание этого события содержится у евангелиста Матфея ( Мф. 25:31–46 ). По этому образцу можно заключить и о свойствах Суда. Он будет – всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей – живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и даже на самих падших ангелов ( 2Петр. 2:4 ; Иуд. 1:6 ), торжественный и открытый , ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, пред лицом всего мира; строгий и страшный , совершаемый во всей правде Божией, и «день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия» ( Рим. 2:5 ); последний и окончательный , определяющий на вечность судьбу каждого. Результатом Суда будет вечное воздаяние: блаженство праведных и мучение осужденных злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Баптистами принимается принцип, как выше уже было сказано, " всеобщего священства " , исходя из слов Откровения: " ... соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему " (Откр. 1:6), " И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле " (Откр. 5:10); " Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет " (Откр. 20:6). Опираясь на эти стихи, баптисты самомысленно перевод делают в пользу принципа всеобщего священства. Объемлет ли такое толкование весь смысл апостольских слов? Рассмотрим это. Начиная с ветхозаветных времен, род священников и левитов в еврейском народе утвержден и освящен был Самим Богом (Исх. 28:1-43. Лев. 8:6:12. Втор. 34:9 и т.д.). В Новом Завете такая преемственность осуществляется через возложение рук. Смотрите, чего бы, казалось, не доставало Савлу, обращенному в пустыне Самим Богом; не это ли высшее благословение, что гонитель не только обратился, прозрел духовно, но и встал под знамена Христа? Но, нет. Этого оказалось мало. Господь посылает ему, как уже избранному Своему сосуду (Деян. 9:15), навстречу Анания из Дамаска, чтобы последний возложил руки на обращенного Савла (Деян. 9:17). Значение преемственности через возложение рук в книге Деяний развивается и далее: " Рукоположивши же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу... " (14:23). Когда еще Сам Спаситель ходил по земле и исцелял прокаженных, недугующих, расслабленных, то и тогда, даже, обличая лицемерие и порок в священнослужителях, но исполняя закон Отца Своего, этих же, Им исцеленных людей, отсылал показаться священникам: " Пойдите, покажитесь священникам " (Лк. 17:14). " Вы — соль земли... Если соль потеряет силу... " (Лк. 14:34). Баптисты толкование этих слов переводят самомысленно, что эта соль и есть они, т.е. нет сугубых священников, но всякий уверовавший уже есть священник. Православное толкование Христовых слов в том, что Господь называет учителей церковных солью, дабы показать в них нужду, показать, что простые люди без них оставшись несолеными, воссмердят и породят червя (1 Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Если бы слово Божие разумело здесь состояние праведных до всеобщего суда, то, как мы выше отмечали, праведные не названы были бы словом «духи»; а если, они сейчас находятся в граде Бога живого, то частный суд над ними вопреки учению адвентистов уже совершился. Пред всеобщим судом люди воскреснут в телах ( 1Кор.15:35–54 ). Новый период бытия, более полный начнется после того; более полное тогда последует и определение Божественнаго суда. To, что будет за гробом, за пределами земного бытия, мы живые видим по выражению Апостола «как бы сквозь тусклое стекло» ( 1Кор.13:12 ) и потому антропоморфические выражения Писания не здраво понимать в грубом мирском смысле. «Судьи сели и раскрылись книги» ( Дан.7:10 ). «Разве вы не знаете, что святые будут судить мир?... Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» ( 1Кор.6:2–3 ). Эти положения святого Писания весьма неблагоразумно представлять в земном виде, – вроде канцелярии суда. «Дух Святый, Утешитель», сказал Господь «пришел обличить мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что неверуют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» ( Ин.16:8–11 ). Восточные церковные толкователи справедливо говорили о подобных местах писания, что здесь разумеется суд в переносном смысле (а не в смысле мирской юрисдикции) этого слова, – именно: христиане будут служить живым и наглядным изобличением порочности грешников и недостатков в ангелах 44 В этом смысле и должно понимать тексты Дан.7:10 и 1Кор.6:2–3 . Что это понимание истинно, за то говорят параллели Ин.3:19 и Ин.16:9–11 . Мы, живущие на земле, верующие не имеем права переносить антропоморфизмы т. е. человекообразные подобия в грубо – мирском понимании на жизнь загробную и будущего века. Дан.12:13 : «А ты иди к твоему концу и упокоишься и возстанешь для получения твоего жребия в конце дней». Как установлено Писанием, эпоха Антиоха Епифана есть прообраз бедствий, имеющих быть в «последние дни», поэтому восстание Даниила и получение им жребия есть время всеобщего воскресения мертвых и страшного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Об этом Апостол здесь не говорит, а только утешает Фессалоникийцев, что мы, верующие " всегда с Господем будем " — причастниками Его славы и блаженства, там же, где будет и Он Сам одесную Отца: где именно, от нас сокрыто сие, но во всяком случае — в блаженном общении с Ним, и уже никогда не разлучимся с Ним. Это верх чаяния, воодушевляющего христиан (Е. Ф.). Об имеющих воскреснуть для того, чтобы подвергнуться вечным мукам, Апостол здесь не упоминает, потому что пишет к Фессалоникийцам о воскресении мертвых в утешение им, почему и заканчивает словами: " Итак утешайте друг друга сими словами " (4:18). В первых 11-ти стихах пятой главы содержится нравственное приложение только что изложенного учения о Втором Пришествии Христовом. Апостол напоминает Фессалоникийцам, что, по словам Самого Господа Иисуса Христа, день Его Второго Пришествия — " день Господень " — придет неожиданно, " как тать ночью " (5:1-2). Но под " днем Господним " , как учат святые Отцы, можно разуметь и день смерти каждого из нас, день тоже неизвестный, хотя и неизбежный, и тотчас же приводящий нас на суд Господень. " Если долгое непришествие Господа может ослаблять убеждение, что вот-вот Он идет, то ничто другое не сильно так возбудит, как убеждение, что вот-вот идет смерть " (Е. Ф.). Святой Иоанн Златоуст говорит: " He составляет ли для каждого кончины века конец его жизни? Зачем много любопытствуешь о всеобщей кончине? Если ты хорошо приготовишься к своей кончине, то от всеобщей не потерпишь никакого зла. Будет ли она далека, будет ли близка, это нисколько не повлияет на решение нашей участи " . " Ибо, когда будут говорить (беспечные люди пред пришествием Христовым): " мир и безопасность " , тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут " (5:3) — Святой Иоанн Златоуст говорит, что " Апостол хотел указать в этом сравнении не на одну только неизвестность времени, а вместе и на жестокость страдания. Ибо как раждающая, играя, смеясь, ничего не предвидя, внезапно бывает объята невыразимыми страданиями и терзается муками рождения, — так точно будут поражены души тех людей по наступлении сего дня " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если бы праведники и грешники тотчас после смерти, на частном суде, получили окончательное воздаяние (полное блаженство) или совершенное наказание (мучение), то для чего был бы и Всеобщий Суд? Можно ли судить, когда все уже решено окончательно?! Если же, как учит нас Православная Церковь , опять придет Иисус Христос, чтобы судить живых и мертвых, значит, мертвые, перешедшие в загробный мир до Его пришествия, еще не подлежали окончательному суду и их загробная участь еще окончательно не решена. Следовательно, до Страшного Суда как пребывающие в раю, так и в аду не получили еще своего полного воздаяния. Если в земной деятельности человек участвует и душой и телом, то и воздаяние должно быть и душе и телу. Святой апостол Павел свидетельствует, что каждый получит за дела, в которых участвовало и тело, то есть и душа и тело получат воздаяние, и это будет после воскресения тел и соединения их со своими душами и после Всеобщего Суда. Так апостол учит относительно всех людей: ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). И в другом месте он повторяет ту же мысль, упоминая также и о собственном воздаянии, которое получит в день Всеобщего Суда: а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его ( 2Тим.4:8 ). Далее апостол ясно указывает, когда говорит уже о другом, особенном, воздаянии: все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства ( Евр.11:40 ). Воздаяние получают тотчас после частного суда, но окончательное воздаяние получат при всех, что будет на Страшном Суде, куда предстанут все. Добро и зло развиваются, и все должны получить свою награду за те плоды, которые они посеяли. Вот почему делатели добра и зла могут получить полное воздаяние лишь тогда, когда уже окончится всякая земная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Все народы древнего и нового мира в той или другой форме признавали и признают будущую жизнь. Даже народы, стоящие на самой низкой ступени развития, имеют эту надежду, эту веру в бессмертие. Такое историческое доказательство всеобщности веры в бессмертие есть важное ручательство за то, что эта идея, по самому характеру своей всеобщности, но есть мнение случайно возникшее и также случайно распространившееся, но составляешь необходимую принадлежность общечеловеческого сознания. В Слове Божием мысль о бессмертии весьма ясно раскрывается в книге Псалмов, в Притчах и в книгах великих пророков (Исаии, Иезекииля и друг.). В книге Псалмов особенно ясно раскрывается субъективная сторона идеи бессмертия или нравственная потребность и стремление верующего сердца к Богу живому, источнику блаженства и бессмертия. „Он – один вечный удел верующего сердца; Он – твердыня праведного и часть его вовек». В Нем единственно живет душа благочестивого. „Жив Господь, жива душа моя». На этой–то нравственной потребности сердца, тесно связанной с идеей бесконечного, присущей нашему уму, и основывается уверенность в действительности вечной жизни и вечного единения с Богом. По учению Нового Завета истина бессмертия не есть только требование ума или сердца или вывод из соображений, основанных на наблюдении над жизнью души и её стремлениями, а просто факт, покоящийся на живом, действительном факте воскресения Иисуса Христа, источника вечной жизни и бессмертия. „Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Если же Христос не воскрес, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» 3 . Сам Спаситель на вопрос саддукеев о воскресении отвечал, что „Бог не есть Бог мертвых, но живых» 4 и в Своей первосвященнической молитве так молился Отцу небесному о Своих учениках и о верующих в Него: „Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде сложения мира» 5 . В подробностях вечная жизнь не описана в Слове Божием и не может быть понята нами в условиях настоящей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

364. Тело, истлевшее в земле и рассыпавшееся, воскреснет, поскольку Бог сначала из земли сотворил тело и также может возобновить рассыпавшееся в земле. Апостол Павел объясняет это подобием посеянного зерна, которое истлевает в земле, но из которого вырастает трава или дерево. Ты еже сееши (то, что ты сеешь), не оживет, аще не умрет (1Кор.15,36). 365. Все умершие воскреснут, а у тех, кто до времени Всеобщего Воскресения останется в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся и станут духовными и бессмертными. Вси бо не успнем ( не все мы умрем), вси же изменимся, вскоре (вдруг), во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии восстанут (воскреснут), нетленни, и мы изменимся (1Кор.15,51-52). 366. Воскресение мертвых совершится в конце этого видимого мира. 367. Этот тленный мир окончится тем, что преобразится в нетленный. Яко и сама тварь свободится от работы истления (от рабства тлению), в свободу славы чад Божиих (Рим.8, 21). Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем (ожидаем), в нихже правда живет (обитает). (2Пет.3,13.) 368. Мир преобразится посредством огня. Нынешняя небеса и земля (содержимые) тем же словом (т.е. Божиим) сокровена суть, огню блюдома (сберегаются огню) на день Суда и погибели нечестивых человек (2Пет.3,7). 369. Души умерших до Всеобщего Воскресения пребывают в таком состоянии: души праведных - во свете, покое и предначинании вечного блаженства, а души грешных - в противоположном тому состоянии. 370. Души праведных не воспринимают тотчас по смерти полного блаженства, потому что всецелое воздаяние по делам предопределено получить всему человеку по воскресении тела и Последнем Суде Божием. Апостол Павел говорит: " Прочее убо соблюдается (а теперь готовится) мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он (тот), Праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим (возлюбившим) явление Его " (2Тим.4,8). И еще: " Всем бо явитися нам подобает (должно) пред Судищем Христовым, да приимет кийждо (каждый), яже с телом содела (что он делал, живя в теле), или блага или зла " (2Кор.5,10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010