184 «О нисхождении Иисуса Христа во ад мы имеем свидетельство в Соборном послании апостола Петра, в котом говорится: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находившимся в темнице духам, сойдя, проповедовал… ( 1Петр. 3:18,19 ). Здесь ясно видно, что Христос Своим Божеством спустился в темницу духов, то есть душ, и проповедовал покаяние. То же говорится и в другом месте того же послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Петр. 4:6 ). Упразднилась власть ада, поскольку Христос, сошедши в царство смерти, освободил души всех праведников» (179. См. листок за 6 апреля). «Святоотеческая традиция четко объясняла зависимость от прародительского грехопадения и посмертной участи праведников – даже праведников! Ведь на иконах “Сошествие во ад” Господь именно их души изводит из преисподней» (75: 157). При этом «праведники Ветхого Завета, во всем стремившиеся угодить Богу, но “в Адаме умершие” до сошествия во ад Господа Иисуса Христа, сами не подвергаясь мукам (А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. Прем. 3: 1 – П. Д.) и пребывая на лоне Авраамове ( Лк. 16:26 ), не имели возможности ходатайства (о нас пред Престолом Божиим – П. Д.): между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ( Лк. 16:26 )» (75: 157). «Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное» (92: 139, 140). 185 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит: «Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода (с двумя переходными гранями из одного периода в другой). 1-й период – жизнь души в теле человека. 2-й период – жизнь души, освободившейся от тела, начало Вечной Жизни... 3-й период – новая жизнь души в своем теле, в котором она находилась во время земной жизни» (61: 167, 17). Монах Митрофан о состояниях (периодах жизни) души пишет так: «Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие ее вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом» (119: 9). При этом «загробная жизнь человека состоит из двух периодов: загробная жизнь до воскресения мертвых и всеобщего суда – жизнь загробная жизнь после этого суда – вечная жизнь человека» (119: 159). В свою очередь, загробная жизнь до воскресения мертвых включает в себя как жизнь души от разлучения с телом до частного суда, так и жизнь души после частного суда до всеобщего суда (119: 162). Игумен Антоний называет этот период «тенью смертной»: «время от разлучения души с телом до второго пришествия Христова на землю в Священном Писании называется тенью смертной ( Пс. 22:4 )» (164: 9).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

21, 24). Здесь разумеется исторические достижения человеческого творчества, которые будут освобождены и отделены от дел павшего уже Вавилона и богатства его (18, 2–21), и также получат причастность преображению в славе Божией. Они также приобщатся к общему изменению, ибо не заслужили уничтожения, как Вавилон, но в то же время нуждаются в небесном сете, чтобы продолжать существование в будущем веке, в Царстве Славы. Чрез это и они также достигают известного обожения, которое распространяется на весь мир. «Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец» (21, 23; 22, 5) (О граде Божием см. ниже, § 7). 4. Всеобщее воскресение Парусия Христова есть явление Воскресшего в силе и славе воскресения. Но это явление не может осуществиться в сем тленном мире, который для того и преображается, и для этого тленного человека, ибо «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Kop. 15, 50). «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сечу – облечься в бессмертие» (53) Только воскресшее, нетленное, познавшее силу воскресения и облеченное в бессмертие человечество может встретить Христа и принять Его явление. Посему, если «не все мы умрем, то все изменимся» (51), облекшись в нетление и бессмертие. Воскресение Одного есть и всеобщее воскресение, сокровенное до «последнего дня» ( Ин. 6, 39 ) и являющее силу воскресения Христова: «воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос и мертвый ни един во гробе: Христос бо восстав из мертвых, начаток усопших бысть». 275 В воскресении Христовом, вместе с Его человечеством, предвоскресает уже, приемля силу воскресения, и все человечество: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав . Смерть обессиленная, хотя и царит в мире сем, поскольку он еще остается во власти князя его, но смертность есть лишь временное состояние его, а не естество. «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Кроме этих, указываемых ветхозаветным писанием и разумом, оснований, Христом Спасителем предлагаются уже и новые, назначаемые Им для верующих в Него. Первым из таких оснований служит то, что Он, будучи равен Богу Отцу, оживляет, как и Отец, кого хочет ( Ин.5:21 ). Я есмь воскресение и жизнь, говорит Он сестре Лазаря, верующий в Меня, если и умрет, оживет ( Ин.11:25 ). Для того и воскресил он четверодневно умершего Лазаря, чтобы дать, как гласит церковная песнь, фактическое доказательство истинности общего воскресения. Вторым основанием истинности воскресения служит, по учению Христа Спасителя, принятие Тела и Крови Его. Как приобщающее человека жизни Божественной, оно делает его бессмертным не только по душе, но и по телу. Истинно, истинно говорю вам, говорит Он, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Правда, воскреснут и не верующие в Него, но вот что говорится об их воскресении. Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Жизнь загробная имеет, по учению Христа Спасителя, два состояния: состояние – до всеобщего суда и состояние – после суда. Причина такой двойственности, по смыслу притчей о плевелах ( Мф.13:37–38 ) и неводе ( Мф.13:47–48 ), заключается в том, что окончательный суд может быть только тогда, когда поле, под которым разумеется человеческий мир, будет засеяно и когда невод, под которым разумеется Церковь , будучи наполнен всякого рода рыбами, будет вытащен на берег, т.е. когда Церковь совершит свое назначение. Только после всего этого настанет жатва и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.13:41–42 ). Впрочем, и до всеобщего суда и воскресения тел, душа не находится в состоянии безразличном. Нет, из притчи о богатом и Лазаре видно, что душа первого тотчас по смерти испытывала мучения ада, а душа второго, также тотчас по смерти, отнесена была Ангелами на лоно Авраама ( Лк.16:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Под оживлением или воскресением здесь разумеется не всеобщее воскресение в последний день мира, а славное избавление Богом гонимой Сириянами церкви скорбящей, расстроенной, восстановление ее в счастливое, цветущее состояние. Такое разумение подтверждается: а) контекстом, в котором говорится о бедствиях церкви и избавлении ее от них; б) разумеется здесь воскресение благочестивых такое, в котором не будут иметь участия враги народа Божия, как видно из ст. 14-го, чего нельзя относить к воскресению в последнее время. В этом стихе Пророк говорит, что мертвые не оживут, т. е. состояние врагов не восстановится, и они уже не восстанут на угнетение церкви Божией. Этому состоянию обессиленных, как бы мертвых врагов церкви здесь противополагаются мертвецы Божии, которые воскреснут; в) и в других местах Св. Писания, например у Пророка Иезекииля в 37, 1 и сл. под образом воскресения сухих. костей изображается освобождение народа Иудейского из плена Вавилонского, и восстановление Иудейского царства, – изображается такими чертами, что как будто описывается последнее, всеобщее воскресение мертвых. Пророки часто так делают, что когда описывают прообразы, то заимствуют многие черты или цветы с предметов прообразуемых для того, чтобы читатели в прообразах яснее усматривали предметы прообразуемые и скорее убеждались. Например, когда предсказывают о суде Божием на нечестивых, то представляют его в таких величественных чертах, что как будто описывают всеобщий, страшный суд Божий в последний день мира ( Пс.49:1–4 ; Малах. 4:1 ). Говоря о счастливом состоянии христианской церкви, Пророки представляют его в такой красоте и великолепии, что как будто изображают состояние небесной славы церкви ( Ис.60:1 др. Иез.47:1 сл.). Подобно говорят и о таинственном воскресении мертвых. Ст. 20. Пойди, народ мой, войди в покои твои, и запри за собой двери твои, укройся на мгновение доколе не пройдет гнев. Ст. 21. Ибо вот, Господ выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную его кров, и уже не скроет убитых своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Кто-то из вас может спросить: – А разве дьявол не продолжает прельщать нас? Так, как это было до смерти Сына Божия на Кресте, он уже не действует. Раньше, до Голгофских страданий, бесы могли врываться в жизнь любого человека. Совершать насилие над свободной волей каждого человека, ибо в лице Адама и Евы люди избрали власть дьявола и отвергли власть Бога над собой. Поэтому сейчас все происки дьявола нелегитимны, незаконны, и они, злые духи, не могут действовать напрямую, они могут действовать через посредство свободной человеческой воли. Посему всё зло, которое мы творим, мы должны приписывать только себе. Только себе! А добро приписывать только Богу. И когда человек говорит: – Это меня бес попутал, – он немножко наговаривает на силы зла. Они сейчас уже не имеют такой власти, не имеют такой возможности активно воздействовать на людей. Потому что зло сковано, заключено в бездну, связано, и наложена печать. Но они получат свободу, силы зла, во дни антихриста. Это будут самые тяжелые дни. Как у пророка Даниила сказано, что таких дней не было от сотворения мира. И мы читаем далее 20 главу Книги Откровение: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» ( Откр.20:4 ). Вот здесь говорится не только о христианах последнего времени, здесь говорится о христианах всех поколений. Это значит, что печать антихриста в том или ином виде была всегда. И начертание бесовское было всегда. Потому что вот эти слова: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» – имеют отношение ко всем людям, которые уверовали в распятого Сына Божия. В первом веке, во втором, третьем, четвертом… Здесь уместно вспомнить, что для православных первое воскресение из мертвых? Как я вам часто объясняю, это когда неверующий становится верующим. Когда еретик становится православным, когда язычник становится христианином. Вот это самое великое воскресение из мертвых. Когда человек в этой жизни переживает воскресение в жизнь новую. Если в этой жизни земной мы не воскреснем для жизни в Боге и с Богом, то всеобщее воскресение тела, которое будет происходить над всеми, над верующими и над неверующими, – это будет воскресение в муку. Принципиального значения второе воскресение не имеет, воскреснут все, как верующие, так и неверующие. Имеет значение только первое воскресение, которое человек переживает только в этой земной жизни. И вот это воскресение В Евангелии называется духовным рождением. Помните, как Христос беседовал с Никодимом? «Должно вам родиться свыше» ( Ин.3:7 ). И вот если человек в этой жизни не переживет рождение свыше, то за гробом уже ничего не изменится для него в лучшую сторону. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы духовно возродиться в этой жизни, ибо, если мы не возродимся, никто нас не вымолит.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Особенно воскресение Спасителя служит ручательством нашего воскресения. Мы могли бы сомневаться в нем, если бы Христос не воскрес, но Христос воскрес, и наше будущее воскресение стало несомненным. Определяя воскресение мертвых, катехизис учит, что под ним разумеется действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших человеков оживут. Значит, воскреснут все умершие, как праведные, так и грешные, по слову Спасителя: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». Посему-то воскресение это и называется обыкновенно общим воскресением. Но предстввим себе, что общее воскресение произойдет сегодня. Что будет в этом случае с людьми, оставшимися в живых? Умрут ли они сначала и затем воскреснут, или с ними произойдет что-либо иное? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел в следующх словах: «не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». Значит все, оставшиеся в живых, во время общего воскресения изменятся. До этого времени они имели смертные и тленные тела, а тогда их тела станут бессмертными и нетленными. До этого времени они имели душевные тела, а тогда их тела станут духовными. И все это произойдет вдруг, во мгновение ока тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие. Что касается времени воскресения мертвых, то оно, по ясному учению Слова Божия, произойдет при конце сего видимого мира, перед самым вторым пришествием Господа на землю, для совершения всеобщего суда, когда соберутся перед Ним все народы. Истину эту мы изложили уже; поэтому здесь предложим кратко учение Слова Божия о кончине сего мира. Что мир сей должен иметь и будет иметь конец, это ясно выразил уже псалмопевец Давид в следующих словах: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся». Из этих слов видно не только то, что мир сей кончится, но и то, как нужно понимать кончину его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   У ап. Павла говорится: ...ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... (1 Кор.15:16-17), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. 2.5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых    Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... (1 Кор.15:22). Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. По слову ап. Павла, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... (Деян.24:15).    При этом воскресение всех умерших совершится одновременно. Господь говорил, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения (Ин.5:28-29).    Истина о всеобщности и одновременности воскресения мертвых засвидетельствована в трудах отцов Церкви и христианских писателей с древнейших времен. 2.5.3. Изменение живых при воскресении мертвых    Что касается тех людей, «которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные».    Ап. Павел говорит об этом событии следующим образом: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор.15:51-52). Из этих слов апостола следует, что изменение живых, так же как и воскресение мертвых, будет иметь своей причиной действие всемогущества Божия (см.: 1 Сол.4:15), совершится мгновенно и одновременно(во мгновение ока, при последней трубе) и будет состоять в преображении нынешних тленных и смертных тел в нетленные и бессмертные. 2.5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих    «Пространный катихизис» определяет воскресение как «действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны» (член 11). Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не изменение душ, а воссоединение души со своим собственным телом. Учение о воскресении в собственном теле присутствует уже в Ветхом Завете. Праведный Иов восклицает: А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов.19:25-27). Здесь явно представлена идея тождественности до и после воскресения как самой личности, так и тела воскресшего — то же самое лицо, которое некогда жило на земле, в своем теле будет участником воскресения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Прообразом будущего воскресения были в Ветхом Завете воскрешения умерших, например воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (см.: 3Цар.17:19 ), воскрешение пророком Елисеем сына сонамитянки (см.: 4Цар.4:29 ), воскрешение покойника от прикосновения к костям пророка Елисея (см.: 4Цар.13:21 ). В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут ( Ин.5:25 ); ...Я воскрешу его в последний день ( Ин.6:40 ). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин.6 относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых. У ап. Павла говорится: ...ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна... ( 1Кор.15:16–17 ), т. е. для ап. Павла Воскресение Христово – это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания. 2.5.2. Всеобщность и одновременность воскресения мертвых Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... ( 1Кор.15:22 ). Действие воскресения будет распространяться как на праведников, так и на грешников. По слову ап. Павла, будет воскресение мертвых, праведных и неправедных... ( Деян.24:15 ). При этом воскресение всех умерших совершится одновременно. Господь говорил, что наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:28–29 ). Истина о всеобщности и одновременности воскресения мертвых засвидетельствована в трудах отцов Церкви и христианских писателей с древнейших времен 1360 . 2.5.3. Изменение живых при воскресении мертвых Что касается тех людей, «которые до времени общего воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» 1361 . Ап. Павел говорит об этом событии следующим образом: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:51–52 ). Из этих слов апостола следует, что изменение живых, так же как и воскресение мертвых, будет иметь своей причиной действие всемогущества Божия (см.: 1Сол.4:15 ), совершится мгновенно и одновременно (во мгновение ока, при последней трубе) и будет состоять в преображении нынешних тленных и смертных тел в нетленные и бессмертные. 2.5.4. Тождественность тел воскресших телам живущих

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел – они будут духовны – нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «сеется тело душевное, восстает тело духовное ... не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые, воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» ( 1Кор.15:44, 51, 52 ). Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный. Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатии вечного блаженства, а души грешников – в предначатии вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» ( Флп.1:23 ). Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окончательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. ап. Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей ее. Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь» ( 1Ин.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

3 .2. Апостол Павел всегда связывал идею всеобщего воскресения с воскресением Христовым и вторым Его пришествием. Эти события открывают путь к будущему спасению живым и мертвым ( 1Фес.4:13–18 ). В гор. Коринфе в полемике с противниками воскресения мертвых 16 происходившими, вероятно, из еврейской диаспоры, Павел описывает всеобщее воскресение как действие божественного Промысла и противопоставляет его смерти первозданного Адама. Как Адам стал причиной всеобщей смерти, так Христос – первенец из мертвых, стал началом всеобщего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке. Первенец Христос, затем Христовы в пришествие Его» ( 1Кор.15:23 ). Но человек не должен пассивно ожидать явления Христа Спасителя. Входя в общение со страдающим Христом ( Флп.3:10 ) через спострадание Ему, человек во многом сам определяет свою будущую жизнь: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор.5:10 ) 17 . 3 .3. О спострадании, как приобщении к страданиям Христовым, много говорит в своих сочинениях свт. Феофан Затворник († 1894). Для него спострадание это любой вид жизненных испытаний с мыслью о Христе распятом. Есть два основных вида такого спострадания. Первый – через внешние скорби и лишения, например, болезни тела, оскорбления, клевета, нищета и др., которые человек сознательно переносит ради веры во Христа. Другой – борьба со своими внутренними недостатками, которые ап. Павел называет страстями и похотями: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). Здесь имеется ввиду добровольное сопротивление всем недобрым пожеланиям, безжалостное принуждение себя к деланию добрых дел и борьба с самим собой, которую свт. Феофан называет самоумерщвлением. Конечно, это не истязание самого себя до изнеможения, а стойкое противостояние своим дурным привычкам, которые становятся как бы второй природой человека. Поскольку страдания, не зависящие от нас, и добровольные скорби одинаково болезненны, то перенесение их «в полном смысле есть спострадание Господу, сообразное Его смерти» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010