α. Указом 15 июля 1726 г. о разделении Синода на два Апартамента 218 «к тем росправным делам определить повелели из светских, а именно: Алексея Баскакова, Кирилла Чичерина, Ивана Топильского, Логина Щербачева, Алексея Владыкина», – т.е. пятерых членов, соответственно шести духовным персонам Первого Апартамента. При этом ни слова не было сказано о том, как следует распределить им между собой должности, иначе – «в каких рангах кому из них быть». Равным образом ничего не было сказано и относительно их содержания, иначе сказать, – штат присутствия Второго Апартамента определен не был. Вследствие этого Синод, в связи с вопросом о наименовании Второго Апартамента, был вынужден тотчас же просить у Государыни разъяснения, «повышение ли их чинов против прежнего будет, и в каких рангах кому из них впредь быть» 219 . Но ответа на это не последовало, хотя вопрос о положении новоназначенных членов Второго Апартамента все-таки несколько разъяснился со времени наименования его Коллегией Экономии Синодального Правления 220 , т.к. этим новое учреждение вводилось в состав прочих государственных коллегий и до известной степени подчинялось общим о них узаконениям, в частности о составе присутствия 221 . Однако законный состав присутствия Коллегии Экономии никогда не был последовательно выдержан 222 . Состав канцелярии Второго Апартамента тоже не был определен своевременно, так что и относительно него, в первом же заседании после обнародования синодальной реформы, 18 июля 1726 г., Св. Синод был вынужден постановить самостоятельное решение: «для отправления дел определить где пристойно особливое место и часть канцелярских служителей, о которых, для распределения, написав именной список, предложить ему немедленно» 223 . Действительно, с 1 октября 1726 г. заняли свои должности секретарь Волков и протоколист Башилов 224 . Но такое число канцелярских чиновников было слишком недостаточно и Коллегия Экономии возбудила ходатайство об увеличении числа служащих, вследствие чего Синод приказал «из Синодальной Канцелярии и из Тиунской Конторы дать в Коллегию Экономии служителей сколько нужно по усмотрению обер-секретаря (Синода) и определить их в ведомство Коллегии Экономии неотлучно, дабы никакой в делах остановки не было» 225 . На основании этого в начале 1727 г. из Синодальной Канцелярии были временно отчислены: 1 канцелярист, 3 подканцеляриста, 5 копиистов и из Тиунской Конторы 2 копииста, что составляло, с назначенными ранее, 13 человек 226 . В последующее время состав канцелярии постепенно возрастал, а в случае экстренной нужды усиливался еще подъячими из ближайших к Москве монастырей 227 . Так в 1737 году канцелярия состояла из 2 секретарей, 1 протоколиста, 1 регистратора, 9 канцеляристов, 8 подканцеляристов, 25 копиистов и 6 писчиков 228 . Кроме этого, при Коллегии Экономии для караулов и посылок состояло в том же 1737 году 40 человек солдат под начальством прапорщика 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Никитин 1998 – Никитин А.Л. «Слово о полку Игореве». Тексты. События. Люди.. M., «Интерграф Сервис», 1998. С. 67. Ссылаясь на исследование И. А.Поповой , автор дает новое толкование начальной фразе «Слова о полку Игореве», содержащей союз а: автор «Слова» не противопоставляет свой стиль стилю Бояна, а следует ему. Оболенский Μ. О греческом кодексе Георгия Амартола, хранящемся в Моск. Синод. библиотеке, и о сербском и болгарском переводах его хроники//ЧОИДР 1846, 4. С. 89–94 Огрен 1989 – Огрен Ирина. Взгляды на язык в Византии IX века и их отражение в переводческой технике первых славянских переводов. Uppsala 1989. С. 77: Перевод – результат экзегетической работы. Переводились оба компонента: и этимологический смысл, и смысл, диктуемый контекстом. Если эти смыслы не совпадали в одном слав. слове, то было принято переводить то так, то так. Огрен 1991 – К проблеме использования печатных изданий греческих текстов при исследовании древних славянских переводов. На примере славянского перевода Паренесиса Ефрема Сирина . Uppsala 1991. С. 29,37–38: пршщипы средневекового перевода, передача формы и смысла исходного слова двумя словами. Выборочный материал по вариативности в списках Паренесиса Ефрема Сирина . Библиография по принципам средневекого перевода. Омэнн Джордан, О.Р. Христианская духовность в католической традиции. Пер. с англ. Изд-во Святого Креста. Рим-Люблин, 1994. Опис. Син. – Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А.В.Горского и К.И.Невоструева ). Сост. Протасьева Т.Н. Ч. II. M., 1973. 1034 (Синод. 1008); (Синод. 732) – списки (вторая рукопись – продолжение первой) перевода ХГА первичной редакции (той же. что и Тр).. Осокина Е.А. Метафора и символ.//Русская речь. РАН, 1999. С. 72–76. о гиацинте и священных расцветках. Острож – Острожская Библия . сирчь книги ветхаго н новаго здвта по зык словенск. Острог, 1581. Фототипическое переизд. M., «Слово-Арт», 1988. ПВЛ – Повесть временных лет, по Лаврентьевскому списку, л. 5об.//Памятники литературы Древней Руси вв. Т. 1. Составление и общ. ред. Л.А.Дмитриева И Д.С.Лихачева. M., 1978. С. 32–33: «сирийцы» и «женщины, охотящиеся на очень сильных зверей» – неудачный совр. перевод для «серы», «на не очень сильных зверей», заимствованных из слав. перевода ХГА.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим. 3, 7 ), быть не моложе сорока лет. В «Уставе», принятом в 1988 году, содержалось также положение о том, что кандидат в Патриархи должен являться гражданином СССР, которое утратило значение после распада Советского Союза. В межсоборный период высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, в соответствии с «Уставом» 1988 года, осуществляет Священный Синод во главе с Патриархом. Синод ответственен перед Поместным и Архиерейским Соборами. Он состоит из Председателя – Патриарха или Местоблюстителя, – а также пяти постоянных и пяти временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами Синода являлись митрополиты Киевский и Галицкий, Патриарший Экзарх всея Украины, Ленинградский и Новгородский, Крутицкий и Коломенский и, по должности, управляющий делами Московской Патриархии и Председатель Отдела внешних церковных сношений. При этом временные члены вызываются для присутствия в Синоде на одну сессию по старшинству хиротонии, но не ранее двухлетнего срока пребывания на кафедре, которую они занимают на время вызова в Синод. Синодальный год разделён на две сессии: летнюю (с марта по август) и зимнюю (с сентября по февраль). Если Патриарх не может председательствовать на заседании Синода, он замещается старейшим по хиротонии постоянным членом Синода. Секретарём Синода является управляющий делами Московской Патриархии. В обязанности Священного Синода «Устав» 1988 года включил попечение о хранении и истолковании православной веры и норм христианской нравственности и благочестия, поддержание единства с братскими Православными Церквями, организацию внутренней и внешней деятельности Церкви, толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением, рассмотрение богослужебных вопросов, издание дисциплинарных постановлений, поддержание должных отношений между Церковью и государством, поддержание межцерковных связей, выражение озабоченности общественными проблемами, обращение с посланиями к Полноте Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

б) Составленный избирательным собранием список кандидатов может быть уменьшен правительством Порты, коем у он и предъявляется. Оно может вычеркнуть из списка неугодных ему кандидатов. По получении от правительства списка кандидатов избирательное собрание приступает к вторичному выбору из всех кандидатов только трех. Выбор совершается в патриаршей зале большинством голосов посредством шаров или бюллетеней. Последний, окончательный момент избрания из трех одного совершается в патриаршей церкви, куда за тем и переходит избирательное собрание, сюда же во множестве собирается и православный народ. Здесь в церкви действует уже один священный синод. Избрание из трех одного совершается формой священного обряда с призыванием Святого Духа. Как только Великий Хартофилакс провозгласит результат тайной подачи голосов Синода: “архиепископом Константинополя, Нового Рима, и вселенским патриархом нарекается досточтимейший митрополит NN” тотчас же в среде народа раздаются в ответ рукоплескания и восклицания: ξιοζ и ζητ. После сего избирательное собрание переходить опять в патриаршую залу где составляет протокол избрания и донесение султану для утверждения избранного. После того как отделение болгарских епископов стало совершившимся событием и болгарский экзархат признан был правительством Порты, мало-по-малу вошли в силу и другие предначертания временно национального смешанного собрания. По изданным в 1888 году „общим узаконениям управления церковными и народными делами православных христиан состоящих под властью вселенского престола и подданных его величества султана“ 314 , организация патриаршего управления представляется в следующих чертах: Постоянно действующими учреждениями по церковному управлению служат: 1) Священный синод и 2) народный постоянный смешанный совет. Священный синод ( ερ συνδαυζ), состоящий под председательством патриарха из 12-ти митрополитов, есть высшее духовное учреждение для всего христианского православного народа, состоящего под властью вселенского патриарха. Предметами ведения его служат все духовные дела (εζ λαζ τζ πνευματικζ ποθσειζ το θνουζ… καταβλλει σπουδν), а именно: назначение архиереев на вдовствующие кафедры, благоустроение всех монастырей и высшего богословского училища. Он охраняет православных христиан от вражеских (инославных) нападений, стремящихся омрачить и извратить благочестивые и правые убеждения; заботится о том, чтобы как в столице, так и во всех епархиях во священники были поставляемы лица достойные, добродетельные и просвещенные; одобряет к печатанию и издает необходимые книги и руководства, служащие к образованию клира и просвещению народа, для чего имеет в исключительном своем распоряжении хорошо устроенную типографию 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Священный Синод образует и упраздняет епархии, изменяет их границы и наименования с последующим утверждением Архиерейским Собором; одобряет уставы монастырей и осуществляет общее наблюдение за монашеской жизнью. Дела в Священном Синоде решаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим. В соответствии с Уставом РПЦ Синод ответственен перед Архиерейским Собором и через Патриарха Московского и всея Руси представляет ему отчет о своей деятельности за межсоборный период. Работа Священного Синода осуществляется на основании повестки дня, представляемой Председателем и одобряемой членами Синода в начале первого заседания. В случае если Патриарх по какой-либо причине временно не может осуществлять председательские обязанности в Синоде, его замещает старейший по архиерейской хиротонии постоянный член Синода. Секретарем Синода является управляющий делами Московской Патриархии, на котором лежит ответственность за подготовку необходимых для Синода материалов и составление журналов заседаний. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 января, 2023 7 июня, 2022 9 июля, 2019 9 июля, 2019 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 28 декабря, 2018 15 октября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-spr...

  ЖУРНАЛ 66 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении временно исполняющего обязанности председателя Высшего Общецерковного Суда и о деятельности Высшего Общецерковного Суда в условиях сохраняющихся противоэпидемических ограничений. Справка: 8 августа 2020 года почил о Господе первый председатель Высшего Общецерковного Суда митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор. В соответствии с Положением о церковном суде «В случае образовавшихся вакансий право назначать временно исполняющих обязанности судей Высшего Общецерковного Суда (до избрания судей в установленном порядке) принадлежит Священному Синоду» (статья 29.2). Кроме того, Священный Синод констатировал, что в связи с сохраняющимися противоэпидемическими ограничениями затруднено участие в заседаниях Высшего Общецерковного Суда его членов, несущих свое архипастырское служение на Украине и в Белоруссии: митрополита Тернопольского и Кременецкого Сергия и архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия. Священный Синод обсудил данную ситуацию и отметил, что в Положении о церковном суде оговорена ситуация, когда судья находится в неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи церковного суда, в каковом случае полномочия церковного судья прекращаются (статья 8.1 Положения). Нынешняя исключительная ситуация не подпадает под условия, предусмотренные Положением о церковном суде. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Молитвенно почтить память первого председателя Высшего Общецерковного Суда митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, бессменно несшего это послушание со времени учреждения Высшего Общецерковного Суда в 2008 году. 2. В соответствии с Положением о церковном суде (статья 29.2) до избрания председателя Высшего Общецерковного Суда Архиерейским Собором назначить временно исполняющим эту должность Преосвященного митрополита Курского и Рыльского Германа. 3. С целью сохранения непрерывности деятельности Высшего Общецерковного Суда в условиях, когда члены Высшего Общецерковного Суда из Украины и Белоруссии не могут прибыть на его заседания по причине противоэпидемических ограничений, с учетом того:

http://patriarchia.ru/db/text/5681796.ht...

4. Экзархат осуществляет свою деятельность в соответствии со священными канонами, Уставом Русской Православной Церкви, принятым Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. (далее — «Канонический устав Русской Православной Церкви»), другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, настоящим Положением, а в случае государственной регистрации Экзархата в качестве юридического лица — в соответствии с Уставом Экзархата. 5. Решения Поместных Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейских Соборов и Священного Синода, указы и распоряжения Патриарха Московского и всея Руси  являются обязательными для Экзархата, а также для входящих в его состав епархий и других канонических подразделений Русской Православной Церкви. 6. Высший общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции. 7. Высшая церковная власть в Экзархате принадлежит Синоду Патриаршего Экзархата Африки (далее — «Синод Экзархата»), возглавляемому Патриаршим Экзархом Африки (далее — «Экзарх») с титулом, определяемым Священным Синодом, и состоящему из епархиальных архиереев епархий Экзархата. Викарный архиерей епархии Экзархата может по приглашению Экзарха участвовать в заседании Синода с правом совещательного голоса. 8. Священный Синод может принять решение о государственной регистрации Экзархата. 9. Положение об Экзархате и Устав Экзархата принимаются Священным Синодом и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси (далее — «Патриарх»). 10. Синод Экзархата: а) представляет на рассмотрение Священного Синода и утверждение Патриарха проекты уставов епархий Экзархата, а также изменений (дополнений) к ним; б) обеспечивает единство Экзархата с Русской Православной Церковью; в) по представлению Экзарха избирает секретаря Синода Экзархата из числа архиереев Экзархата, причем обязанности секретаря Синода могут быть временно возложены на самого Экзарха; г) представляет в установленном порядке на рассмотрение Священного Синода предложения о прославлении к местному почитанию или об общецерковном прославлении подвижников благочестия, подвизавшихся на территории Экзархата;

http://patriarchia.ru/db/text/5911551.ht...

Возглавлял данную организацию священник Гагинский, который, судя по всему, и руководил антиепископской оппозицией в Нижнем Новгороде. Жалобщики считали, что саму баллотировку по поводу местного архиерея Гагинский «обставил такими актами», в которых они видели и «глумление и кощунство». Такими действиями они считали молитву перед баллотировкой: «Днесь благодать Святого Духа нас собра», а также подсчет голосов перед голосованием. По их словам, ящики с шарами были вынесены на центр зала, «приставлены к нему свидетели, шары считали и вынимали громким голосом, ящики, освобожденные от шаров, поднимали высоко над головой и потрясали ими, чтобы показать, что в них ничего не осталось» 273 . Показательно, что такие, казалось бы, обычные в условиях баллотировки действия, вызывали непонимание у части духовенства, не привыкшей к подобным «актам». Что касается архиепископа Иоакима, то он, не дожидаясь увольнения, подал в Синод просьбу о временном отпуске и уехал в Крым. Обер-прокурор послал в Нижний Новгород члена Государственной Думы от Нижегородской губернии священника А. Альбицкого расследовать деяния владыки. Очевидно, священник, не обладая талантами следователя, скучно ревизовал хозяйственную часть архиерейского дома 274 . И только 1 августа Синод направил телеграмму в Крым (Севастополь) Иоакиму. В ней сообщалось, что в связи с продолжающимся поступлением заявлений о «немедленном увольнении Вас... прошу уведомить, не найдете ли возможным ныне подать прошение об увольнении на покой» 275 . 14 сентября Иоаким написал прошение с просьбой уволить его «вследствие неблагополучно сложившихся условий служения» и назначить настоятелем Симонова монастыря 276 . Синод с увольнением владыки не торопился, и до конца 1917 года он формально сохранял должность. Только 28 марта (10 апреля) 1918 г. постановлением патриарха Тихона и Синода Иоаким был уволен от управления епархией и назначен управляющим Воскресенским ставропигиальным, Новоиерусалимским монастырем 277 . Также не был уволен при Временном правительстве и Волынский архиепископ Евлогий (Георгиевский), несмотря на требования местного Совета 278 убрать владыку как «примыкавшего к преступной организации «Союз русского народа " ». Свои требования Совет направлял председателю Временного правительства князю Г. Е. Львову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если в настоящем случае Св. Синод нашел в известном смысле неисполнительность со стороны Багаевского, как обер–полевого священника в пределах данной ему в руководство инструкции, и тем удостоверил действительность содержащихся в ней предписаний; то в другом он обвинил того же Багаевского в превышении им своей власти сравнительно с данною ему инструкцией, которою не разрешалось обер–полевому священнику увольнять даже для временной отлучки священников. Богаевский собственною властью уволил из полковой службы в рязанскую епархию по просьбе, вследствие болезни, служившего при заграничной армии в разных полках священника Пальвицкого. Последний по своему увольнению обратился в Св. Синод с просьбою: определить его по прежнему в рязанскую епархию. Обсудив эту просьбу, Св. Синод обратил внимание между прочим на то, что Пальвицкий уволен из полка по распоряжению Богаевского и с одним его свидетельством и по сему случаю постановил: протопопу Богаевскому впредь священников из полков самому собою не увольнять и на время не отпускать, но поступать в подобных случаях так, как повелевает посланный ему от 23 февраля 1760 г. указ «под опасением штрафа». По смыслу же этого указа об увольнении от полковой службы больных и безнадежных к выздоровлению священников обер–полевой священник предварительно должен был представить главнокомандующему армией с изъяснением причины увольнения; главнокомандующий уже при своем отношении отсылал увольняемого прямо к архиереям, или в консисторию тех епархий, из коих увольняемые поступили в полк и при этом требовал прислать на место увольняемого способного священника; Св. Синоду доносилось только для сведения о подобных переменах 56 . Пользуясь в действительности предоставленными обер–полевому священнику правами относительно подчиненных им священнослужителей обер–священники не бездействовали и в отношении ко всем прочим чинам армии и принимали завесившие от них меры для поддержания в них правил благочестия и нравственности. Так между прочим служивший при армии более других своих товарищей обер–полевой священник протоиерей Богаевский доносил Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Что же касается времени прибытия к местам назначения священнослужителей, то для сего установлены сроки, полагая на переезд в сутки: по железной дороге 300 вёрст, водою – 100 вёрст, по грунтовым – 75 вёрст, сверх этого названным лицам предоставляется 2 суток на устройство домашних дел и сутки для сдачи должностей и дел, кои на них возложены в мирное время. Независимо от безусловно срочного исполнения всего вышеизложенного, следует безотлагательно принять меры к тому, чтобы, в случае мобилизации войск Сибирского военного округа, были назначены и своевременно отправлены 4 священнослужителя для укомплектования 4 полевых подвижных госпиталей, приданных к 2 и 3 резервным Сибирским бригадам и расположенным: 2 госпиталя 2-й бригады в Иркутске и 2 госпиталя 3-й бригады в Омске. В означенные пункты священнослужителям следует прибыть к 30-му дню после объявления мобилизации Сибирского военного округа. О последующем Главный Штаб просит не отказать срочно уведомить, в особенности относительно назначений в районы Приамурского военного округа и Квантунской области. Подписал Генерал-Квартирмейстер». Протопресвитер рапортом от 29 января 1904 года за 1037 обратился по сути изложенного в письме Генерал-Квартирмейстера в Св. Правительствующий Синод. И 31 января 1904 года получил указ: «Копия. Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Св. Правительствующего Синода. Протопресвитеру военного и морского духовенства Александру Алексеевичу Желобовскому. По указу Его Императорского Величества, Св. Правительствующий Синод слушали: рапорт Вашего Высокопреподобия, от 29 Января сего года за 1037, по сообщению Главного Штаба о назначении священнослужителей для укомплектования 21 мобилизуемых военно-врачебных заведений Наместничества на Дальнем Востоке, а также о назначении в случае мобилизации войск Сибирского военного округа, 4 священнослужителей для укомплектования 4 полевых госпиталей в гг. Иркутске и Омске. ПРИКАЗАЛИ: Согласно настоящему ходатайству Главного Штаба, Св. Синод определяет: поручить Преосвященному Забайкальскому назначить 3 священнослужителей в 3 полевые подвижные госпиталя Квантунской области, а Преосвященным Иркутскому, Томскому, Енисейскому и Владивостокскому назначить 18 священнослужителей в 15 полевых подвижных и 3 временных крепостных госпиталя в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010